Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

875
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Ольга Ивановна, Гончарова-тверская Ольга Николаевна, Кряжевских Елена Геннадьевна

Парадигмы современного дошкольного образования предъявляют повышенные требования к формированию у детей компетенций, позволяющих им быть адаптированными к постоянно меняющимся социальным, образовательным условиям, к освоению информационного и цифрового пространства. Рассмотрение компетентностного подхода в системе дошкольного образования связано с переориентации всей системы образования в России с позиций «ЗУН» на компетентностный подход, который создает необходимые условия для всесторонней подготовки ребенка дошкольного возраста к жизни». Анализ образовательных программ дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что формирование читательской компетентности дошкольников является одним из показателей освоения данных программ на этапе завершения данного уровня образования. Анализ же научно-педагогической литературы по проблеме формирования читательской компетентности у обучающихся показал, что существует большое разнообразие понимания данного определения. В статье раскрываются вопросы компонентного состава читательской компетентности детей дошкольного возраста. Даётся подробный анализ каждого компонента читательской компетентности детей дошкольного возраста и направления их диагностики. Анализируя труды ряда ученых, посвященных проблеме формирования читательской компетентности мы пришли к выводу, что в обобщенном виде, структура читательской компетентности включает следующие компоненты: проявление интереса к чтению и слушанию произведений художественной литературы (мотивационный компонент); сформированность навыков слушания и понимания прочитанного или услышанного (когнитивный компонент); владение навыками осознанного и самостоятельного выбора книг (мотивационный и когнитивный компонент); эмоциональное и нравственно-эстетическое отношение к прочитанному (услышанному), умение сопереживать героям, умение анализировать и оценивать поступки героев и свое отношение к ним (ценностно-смысловой, когнитивный компоненты). Сформированность представлений о ценности художественной литературы, её значении в жизни каждого человека в частности и общества в целом (ценностно-смысловой компонент).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Ольга Ивановна, Гончарова-тверская Ольга Николаевна, Кряжевских Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

The paradigms of modern preschool education impose increased requirements on the formation of competencies in children, allowing them to be adapted to constantly changing social and educational conditions, to mastering the information and digital space. Consideration of the competencybased approach in the system of preschool education is connected with the reorientation of the entire education system in Russia from the positions of «ZUN» to a competency-based approach, which creates the necessary conditions for the comprehensive preparation of a preschool child for life. An analysis of the scientific and pedagogical literature on the problem of the formation of reading competence among students showed that there is a wide variety of understanding of this definition. The article reveals the issues of the component composition of the reading competence of preschool children. A detailed analysis of each component of the reading competence of preschool children and the direction of their diagnosis is given. Analyzing the works of scientists devoted to the problem of the formation of reading competence, we came to the conclusion that in a generalized form, the structure of reading competence includes the following components: showing interest in reading and listening to works of fiction (motivational component); the formation of listening skills and understanding of what is read or heard (cognitive component); possession of the skills of conscious and independent choice of books (motivational and cognitive component); emotional and moral-aesthetic attitude to what is read (heard), the ability to empathize with the characters, the ability to analyze and evaluate the actions of the characters and their attitude towards them (value-semantic, cognitive components). The formation of ideas about the value of fiction, its significance in the life of every person in particular and society as a whole (value-semantic component).

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 16-27. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 12. P. 16-27.

Научная статья УДК 378.1

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-12-16-27

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ольга Ивановна Герасимова1, Ольга Николаевна Гончарова-Тверская2, Елена Геннадьевна Кряжевских3

12 3

' ' Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация Парадигмы современного дошкольного образования предъявляют повышенные требования к формированию у детей компетенций, позволяющих им быть адаптированными к постоянно меняющимся социальным, образовательным условиям, к освоению информационного и цифрового пространства. Рассмотрение компетентностного подхода в системе дошкольного образования связано с переориентации всей системы образования в России с позиций «ЗУН» на компетентностный подход, который создает необходимые условия для всесторонней подготовки ребенка дошкольного возраста к жизни». Анализ образовательных программ дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что формирование читательской компетентности дошкольников является одним из показателей освоения данных программ на этапе завершения данного уровня образования. Анализ же научно-педагогической литературы по проблеме формирования читательской компетентности у обучающихся показал, что существует большое разнообразие понимания данного определения. В статье раскрываются вопросы компонентного состава читательской компетентности детей дошкольного возраста. Даётся подробный анализ каждого компонента читательской компетентности детей дошкольного возраста и направления их диагностики. Анализируя труды ряда ученых, посвященных проблеме формирования читательской компетентности мы пришли к выводу, что в обобщенном виде, структура читательской компетентности включает следующие компоненты: проявление интереса к чтению и слушанию произведений художественной литературы (мотивационный компонент); сформированность навыков слушания и понимания прочитанного или услышанного (когнитивный компонент); владение навыками осознанного и самостоятельного выбора книг (мотивационный и когнитивный компонент); эмоциональное и нравственно-эстетическое отношение к прочитанному (услышанному), умение сопереживать героям, умение анализировать и оценивать поступки героев и свое отношение к ним (ценностно-смысловой, когнитивный компоненты). Сформированность представлений о ценности художественной литературы, её значении в жизни каждого человека в частности и общества в целом (ценностно-смысловой компонент).

Ключевые слова: компетенция, компетентность, читательская компетенция, читательская компетентность, компонент, диагностика.

Для цитирования: Герасимова О.И., Гончарова-Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. Читательская компетентность детей дошкольного возраста // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 16-27. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-16-27

Original article

READING COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

© Герасимова О.И., Гончарова-Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г., 2022

1 2 3

Olga I. Gerasimova , Olga N. Goncharova-Tverskaya , Elena G. Kryazhevskikh

1,2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The paradigms of modern preschool education impose increased requirements on the formation of competencies in children, allowing them to be adapted to constantly changing social and educational conditions, to mastering the information and digital space. Consideration of the competency-based approach in the system of preschool education is connected with the reorientation of the entire education system in Russia from the positions of «ZUN» to a competency-based approach, which creates the necessary conditions for the comprehensive preparation of a preschool child for life. An analysis of the scientific and pedagogical literature on the problem of the formation of reading competence among students showed that there is a wide variety of understanding of this definition. The article reveals the issues of the component composition of the reading competence of preschool children. A detailed analysis of each component of the reading competence of preschool children and the direction of their diagnosis is given. Analyzing the works of scientists devoted to the problem of the formation of reading competence, we came to the conclusion that in a generalized form, the structure of reading competence includes the following components: showing interest in reading and listening to works of fiction (motivational component); the formation of listening skills and understanding of what is read or heard (cognitive component); possession of the skills of conscious and independent choice of books (motivational and cognitive component); emotional and moral-aesthetic attitude to what is read (heard), the ability to empathize with the characters, the ability to analyze and evaluate the actions of the characters and their attitude towards them (value-semantic, cognitive components). The formation of ideas about the value of fiction, its significance in the life of every person in particular and society as a whole (value-semantic component).

Keywords: competence, competence, reader's competence, reader's competence, component, diagnostics.

For citation: Gerasimova O.I., Goncharova-Tverskaya O.N., Kryazhevskikh E.G. Reading competence of preschool children. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;12:16-27. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-16-27

Введение

Парадигмы современного дошкольного образования предъявляют повышенные требования к формированию у детей компетенций, позволяющих им быть адаптированными к постоянно меняющимся социальным, образовательным условиям, к освоению информационного и цифрового пространства.

В последнее десятилетие на уровне государства принят ряд нормативных документов, направленных на повышение информационной и читательской культуры населения. В рамках Концепции Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации определены цели и направления работы по формированию культуры чтения и читательской компетенции у детей и подростков. Разработка данной программы на уровне государства обусловлена в первую очередь снижением количества читающей молодежи. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, количество читающей молодежи (от 18 лет) в 2021 г. составило 53 %, это ниже показателей за 2020 г., там количество читающей молодежи составляло 55 % [Навигатор образовательных программ дошкольного образования... 2022]. Снижение количества читающей молодежи в России привело к необходимости разработки нормативных документов, определяющих работу по повышению читательской компетенции привлечение молодежи к наследию художественной литературы. Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развитие культурной и читательской компетенции детей и юношества [Национальная программа поддержки и развития чтения.. .2017: 15].

Разработчики Программы делают акцент на том, что для того, чтобы вернуть у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для поддержания высокого уровня письменной и устной речи, требуется создание специальных государственных институтов развития и поддержки читательской и писательской культуры, формирование читательской компетентности. Именно поэтому в настоящее время в системе образования в России делается акцент на компетентностный подход [Ивахина, Баранова 2018; Минаева 2003; Светловская 1997; Скрипова 2012].

Основная часть

Рассмотрение компетентностного подхода в системе дошкольного образования связано с переориентации всей системы образования в России с позиций «ЗУН» на компетентностный подход. По мнению Л.В. Трубайчук, Л.Н. Галкиной, И.Е. Емельяновой, Н.П. Мальтиниковой, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, О.Н. Подивиловой, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулевой, Н.П. Мальтиниковой - «компетентностная модель дошкольного образования создает необходимые условия для всесторонней подготовки ребенка дошкольного возраста к жизни» [Гончарова 2017: 65].

В Федеральном государственном стандарте ДО определены результаты освоения образовательных программ, прописанные в формате целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО цель и, соответственно, результат их работы измеряется таким понятием, как «интегративные качества личности» или «возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования». Именно они определяют какими интегративными качествами, компетенциями на этапе завершения уровня дошкольного образования должен обладать ребенок [Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013... 2019: 21].

Для понимания подходов к формированию компетентностей у дошкольников, в том числе читательской, необходимо разграничить понятие «компетенция» и «компетентность»

Компетенции в системе дошкольного образования рассматриваются как совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Компетентность - владение, обладание учеником, воспитанником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Говоря о компетентности, мы говорим уже о сформированном качестве личности обучающегося, что конечно же требует системной и четкой работы по его формированию, развитию и совершенствованию [Словари и энциклопедии ... 2022].

В условиях активного использования детьми различных гаджетов уже на этапе дошкольного детства остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге, как источнику информации, средству речевого, познавательного развития и воспитания. В рамках реализации образовательных стандартов дошкольного образования формирование интереса и умения работать с информацией, книгой, формирование позитивных установок к различным видам деятельности, в том числе речевой и познавательной являются одними из приоритетных направлений развития ребенка и прописаны во всех образовательных областях:

1. Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие включает в себя формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Чтение и прослушивание произведений художественной литературой является одним из средств эмоционального и творческого развития дошкольника.

2. Образовательная область. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Работа с

книгой как с источником информации предполагает высокий уровень сформированности познавательной, речевой и коммуникативной деятельности. Книга является источником информации по разным направлениям, способствует обогащению познавательного опыта ребенка.

3. Образовательная область. Речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Слушание и чтение потешек, сказок, рассказов, поэм, былин развивает у ребенка слуховое восприятие, обогащает пассивный и активный словарь, развивает связную речь, формирует грамотную речь, знакомит с нормами и правилами русского языка и т.д.

4. Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей и т.д. В рамках освоения данного направления у детей формируется художественное и литературное творчество, знакомясь с разными литературными жанрами дети сами становятся творцами - сочиняют стихи, разыгрывают сказки и т.д.

5. Образовательная область. Физическое развитие. В рамках данного направления развития у детей формируются начальные представлений о некоторых видах спорта, что тоже может осуществляться в том числе чрез чтение произведений о спорте и здоровом образе жизни, книг, детских журналов о спорте и здоровье.

Образовательные стандарты определяют знакомство с художественной литературой, творческую речевую деятельность, работу с книгой одной из приоритетных форм развития ребенка на этапе дошкольного детства [Навигатор образовательных программ дошкольного образования... 2022].

Анализ Образовательных программ дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что формирование читательской компетентности дошкольников является одним из показателей освоения данных программ на этапе завершения данного уровня образования. Разработчики образовательных программ ДО делают акцент на то, что знакомство с художественной литературой начинается в раннем возрасте (первая младшая группа ДОУ), а к 6-7 года, у дошкольников формируются устойчивый интерес к произведениям детской и художественной литературы, формируется общая и читательская культура, читательская компетентность. Многие дети на этапе завершения дошкольного образования становятся не только активными слушателями, но и сами уже умеют читать, становятся активными читателями.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования читательской компетентности у обучающихся показал, что существует большое разнообразие понимания данного определения.

Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения [Словари и энциклопедии ... 2022].

Т.А. Чабанова рассматривает читательскую компетентность как способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текстов на этапе до прочтения, по мере чтения и после прочитанного [Чабанова 2007: 54].

В свою очередь, по мнению Сметанниковой Н.Н., читательская компетентность - это прежде всего «качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [Сметанникова 2017: 43; 2007].

Читательская компетентность в трудах Е.Л. Гончаровой рассматривается как психологическая система. Ученый считает, что все компоненты данной системы подчиненны ее главной функции: «превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя» [Гончарова 2018: 17].

Исходя из выше представленных определений можно говорить о том, что понятие «читательская компетентность» имеет сложную структуру, состоящую из нескольких компонентов.

По мнению Т.А. Чабановой, читательская компетентность включает в себя следующие умения:

- осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- самостоятельно выбирать книги для чтения [Чабанова 2007: 43].

В трудах Н.Н. Светловской можно встретить описание модели правильной читательской деятельности, которая по мнению автора включает в себя следующие компоненты:

- осознание читателем цели и мотива обращения к книгам;

- знание мира книг;

- умение на предельно возможном уровне воспринимать содержание читаемой книги, заключенное как в закодированной и обращенной к читателю авторской речи, так и в ее оформлении, то есть во всех элементах и службах книги как инструмента для чтения.

Анализируя труды ряда ученых, посвященных проблеме формирования читательской компетентности, мы пришли к выводу, что в обобщенном виде, структура читательской компетентности включает следующие компоненты:

1. Проявление интереса к чтению и слушанию произведений художественной литературы (мотивационный компонент).

2. Сформированность навыков слушания и понимания прочитанного или услышанного (когнитивный компонент).

3. Владение навыками осознанного и самостоятельного выбора книг (мотивационный и когнитивный компонент).

4. Эмоциональное и нравственно-эстетическое отношение к прочитанному (услышанному), умение сопереживать героям, умение анализировать и оценивать поступки героев и свое отношение к ним (ценностно-смысловой, когнитивный компоненты).

5. Сформированность представлений о ценности художественной литературы, её значении в жизни каждого человека в частности и общества в целом (ценностно-смысловой компонент).

Рассмотрим подробнее каждый компонент структуры читательской компетентности.

1. Проявление интереса к чтению и слушанию произведений художественной литературы (мотивационный компонент).

Интерес характеризуется тремя основными признаками:

1) положительные эмоции по отношению к деятельности;

2) наличие когнитивной стороны этой эмоции, то есть того, что принято называть удовольствием от обучения;

3) наличие мотива, вытекающего из самой деятельности. Другими словами, сама деятельность привлекает человека и побуждает его заниматься ею, независимо от других мотивов.

Основные характеристики интереса:

- положительная эмоция по отношению к деятельности;

- наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

- наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

В структуре читательского интереса выделяет следующие структурные элементы: заинтересованность, характеризуемая концентрацией внимания на положительном фоне чтения художественного произведения, определяемом как уровень восприятия, внимания, мышления, воображения; устойчивость, определяемая значимостью вызванного интереса тем или иным стимулом, который быстро затухает и меняется в зависимости от ситуации, при этом возникший интерес вследствие духовной или познавательной потребности ребенка старшего дошкольного возраста называется личностным, данный вид интереса значительно глубже, чем стимульный; глубина читательского интереса, которая рассматривается как устойчивость и активность интереса к чтению, а избирательность - как дифференциацией читателем предпочитаемой литературы по научно-познавательной и художественной направленности.

Вопросы читательского интереса рассматривает И.И. Тихомирова в работе «Психология детского чтения от А до Я». Автор выделяет в понятии «интерес» два его главных вида: интерес к познанию и интерес к участию. Первый заключается в приобретении и переработке информации, а второй - в погружении в переживания других людей. В чтении художественной литературы оба вида интереса сливаются воедино. «Наличие или отсутствие интереса к чтению - основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий». Основным признаком читательского интереса И.И. Тихомирова называет «значимость определенной литературы для субъекта и положительное эмоциональное отношение к ней». В структуре читательского интереса автор выделяет аспект заинтересованности как «особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения, характеризующийся оптимальным уровнем процесса восприятия, мышления, воображения, запоминания». Здесь же даются качественные характеристики читательского интереса:

- устойчивость (в зависимости от того носит интерес ситуативный или личностный характер);

- глубина (в этом случае устойчивость сочетается с активностью);

- избирательность (дифференцируется по видам предпочитаемой литературы -художественной и научно-познавательной);

- содержание (истинные интересы соответствуют внутренним потребностям читателя, ложные имитируют интерес в том случае, если читатель не осознает свой подлинный интерес или не соотносит его с чтением);

- направленность (созидательная и разрушительная).

Уровень развития читательского интереса отражают его качественные характеристики. Для дошкольников это:

1) положительное отношение к чтению книг как виду деятельности.

2) мотив - то, что побуждает ребенка к общению с книгой, направляя его на удовлетворение определенной потребности (в познании, эстетическом удовольствии, развлечении).

3) осознанность - способность ребенка объяснить причины своего интереса к чтению книг.

4) содержательность - предпочитаемые ребенком виды детской литературы.

5) широта - приверженность к разным видам детской литературы.

6) устойчивость - определяется характером интереса: ситуативным или личностным.

Для выявления данного компонента можно использовать следующий диагностический

инструментарий:

- «Методика оценки техники чтения Л.А. Ясюковой» (3-11 кл).

- «Методика выявления уровня восприятия литературного произведения М.П. Воюшиной» (мл. шк).

Данные методики помогут определить, как дети относятся к читательской деятельности, выявить их уровень техники чтения, а также понять уровень восприятия литературных произведений.

- Изучение эмоционального поведения детей при восприятии художественной литературы («Практикум по дошкольной психологии» под редакцией Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, раздел «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений». Особенности эмоционального поведения, фиксируемые в таблице, включают следующие критерии: вхождение в сюжет, сопереживание героям, эмоциональная оценка событий.).

- Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

- Определение преобладающих форм активности детей при чтении художественной литературы (М.И. Лисина).

- Проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя \ Беседа «Моя любимая книга».

- Проявления желания читать (слушать) книгу (произведение) \ «Выбери книгу».

- Наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым «Мое любимое литературное произведение».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Наличие вопросов о книге, авторах, содержании. «Мое любимое литературное произведение».

- Наличие личных предпочтений к книгам и произведениям «Мое любимое литературное произведение».

- Умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге «Поделись книгой».

- Умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию «Что тебе нравиться в книге».

2. Сформированность навыков слушания и понимания прочитанного или услышанного (когнитивный компонент) включает в себя следующие структурные элементы:

1. Декодирование. Декодирование полагается на навык речи, который развивается одним из первых - фонематическое восприятие. Декодирование также полагается на способность сопоставлять отдельные звуки и буквы.

2. Беглое чтение. Распознавание слова - это способность узнать слово моментально, лишь посмотрев на него, без надобности прочитывать его вслух. Когда дети могут читать быстро и почти без ошибок, говорят, что они умеют читать «бегло».

3. Словарный запас.

4. Построение и когезия предложений, соединении идей внутри предложений и между ними.

5. Расширение кругозора и аргументация.

6. Рабочая память и внимание, исполнительские функции

Выделение смысловых опорных пунктов связано с делением текста на части, его смысловой группировки. Опорой понимания может быть любая ассоциация, основные идеи, значимые слова, короткие фразы.

Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований. Главное - это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Реципация, или мысленным возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.

Для дошкольного возраста важен анализ следующих характеристик: фонематическое восприятие (этот навык является частью более широкого спектра навыков, который называется фонологическим восприятием). Рифмование, подсчет слогов или определение первого звука в слове; способность сопоставлять отдельные звуки и буквы; узнавать слова,

- умение чувствовать контекст; уровень словарного запаса; способность связывать идеи с другими идеями в общем произведении (понимать смысл из отрывков и целых текстов); находить смысл там, где он не эксплицирован; рабочая память.

3. Владение навыками осознанного и самостоятельного выбора книг (мотивационный и когнитивный компонент).

Выбор произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста напрямую связан с уровнем сформированности познавательного интереса у детей. На данный момент в исследованиях ученых, педагогов, психологов представлены различные точки зрения по данному вопросу. Проблему развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в своих работах рассматривали Е.А. Брежнева, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина и другие. Однако все авторы ссылаются на то, что данный процесс является сложным, многогранным и требует систематической работы со стороны педагогов, специалистов и родителей.

Данный компонент выявить в период дошкольного детства довольно сложно, так как согласно исследованиям у детей познавательный интерес довольно избирателен и возникает при условии возникновения потребности в получении новых впечатлений.

Изучение концептуальных идей позволяет выделить ряд критериев, изучение которых может дать представление об уровне сформированности мотивационно-когнитивного компонента читательской компетентности у старших дошкольников:

- кругозор дошкольника: чем выше кругозор ребенка, тем выше уровень развития познавательного интереса;

- эмоциональный отклик на содержание деятельности: дети познают мир прежде всего через эмоции и чувства.

Для выявления уровня сформированности познавательного интереса у старших дошкольников мы рассмотрели ряд методик, позволяющих нам составить целостное представление по данному показателю: методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой; проективная методика «Дерево желаний» В.С. Юркевич; игровое упражнение «Да и Нет».

4. Эмоциональное и нравственно-эстетическое отношение к прочитанному (услышанному), умение сопереживать героям, умение анализировать и оценивать поступки героев и свое отношение к ним (ценностно-смысловой, когнитивный компоненты).

В научных статьях, посвященных вопросам формирования и развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на художественные произведения, данный показатель определяется как процесс переживания различных чувств и эмоций в результате эмоционального отклика на услышанные или прочитанные произведения художественной литературы. [Ясинских 2005]. Эмоциональная отзывчивость является существенной характеристикой восприятия детьми художественной литературы в дошкольном возрасте.

С целью изучения уровня сформированности эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста нами изучено ряд методик: методика «Восприятие литературных произведений» Л.П. Стрелковой; «Проба на идентификацию эмоций» (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).

5. Сформированность представлений о ценности художественной литературы, её значении в жизни каждого человека в частности и общества в целом (ценностно-смысловой компонент)

6. Среди средств формирования личности ребенка, имеющих высокое воспитательное воздействие выделяют художественную литературу [Тихеева 1981; Стрелкова 1985; Ушакова 2001].

Художественные произведения, их прослушивание, чтение и понимание содержания оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, формирует его нравственную и эстетическую культуру. К старшему дошкольному возрасту у детей формируется понимание значимости различных видов деятельности людей, профессий взрослых, ценности игрушек, книг и других объектов живой и неживой природы. Книга для ребенка 6-7 лет уже выступает как объект информации, знаний.

С целью изучения сформированности ценностно-смыслового компонента читательской компетенции старших дошкольников организуются разнообразные беседы. Ценность беседы заключается в систематизации и актуализации представлений, в данном случае о произведениях художественной литературе, её жанрах и значении для человека. Проанализировав ряд методик, мы сформировали перечень вопросов для проведения беседы с детьми.

Беседа «Зачем человеку нужны книги?»

1) Посмотри и скажи, что это такое? (взрослый показывает ребенку книгу)

2) Для чего нужны книги?

3) А зачем нужно читать книги?

4) А ты любишь читать (слушать) книги?

5) Назови свои любимые произведения?

6) Скажи, что мы можем узнать из книг?

7) А из чего состоят книги?

8) А где хранятся книги?

9) У тебя дома есть твои книги (твоя библиотека, полочка с любимыми книгами)?

10) Люди каких профессий создают книги?

11) А как ты думаешь, что было бы если не было книг?

12) Чему могут научить книги?

13) А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей?

14) А что есть в книге, чтобы ее интересно было читать и рассматривать? (иллюстрации, картинки, рисунки)

15) Какие правила работы с книгой ты знаешь? (брать чистыми руками, не рвать, не слюнявить страницы, не бросать книгу где-попало, не пачкать страницы, использовать закладку, а не загибать страницы и т.д.)

Обработка результатов.

Проводится качественная оценка ответов детей. Оцениваются аргументы, которые приводят дети. Правильными считаются ответы типа:

- книги, читаю, потому что из них можно узнать что-то новое, интересное, полезное.

- в книгах рассказывается от том, как жили люди раньше, чем они занимались, какие есть животные и растения.

- в книге есть иллюстрации (картинки, рисунки), книга состоит из обложки, страниц, переплета, иллюстраций и т.п.

Также отмечается умение ребенка рассказать о своих любимых книгах, объяснить почему они ему нравятся, а также правилах обращения с книгами.

Заключение

Читательская компетентность имеет сложную структуру, и работа над её формированием должна начинаться как можно раньше, еще на этапе раннего детства, через знакомство с произведениями детского фольклора. Для этого педагогами ДОУ, учителями школ, родителями и специалистами в области образования необходимо использовать разнообразные формы вовлечения обучающихся в познавательную деятельность, формирования читательской культуры, навыков работы с разными источниками информациями, и в-первую очередь с книгой.

Важным этапом в формировании читательской компетенции является изучение уровня сформированности интереса к чтению и умения работать с произведениями художественной литературой. А значит, есть потребность в разработке диагностического инструментария, который позволит в полной мере изучить и проанализировать общий уровень сформированности читательской компетенции у детей на этапе дошкольного детства, так как данный период является сензитивным для формирования предпосылок к учебной деятельности, где навыки работы с книгой, учебником и другими источниками информации являются необходимыми для успешного освоения учебных программ.

Список литературы

1. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса [Электронный ресурс]. М.: Школа-Пресс, 2007. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm#$p4 (дата обращения: 10.01.2022).

3. Ивахина С.Н., Баранова Н.Н. Формирование предпосылок читательской культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой [Электронный ресурс] // Совушка. 2018. № 4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14 / (дата обращения: 11.01.2022).

4. Компетентностная модель дошкольного образования: Монография / Л.В. Трубайчук, Л.Н. Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтиникова, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, О.Н. Подивилова, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулева, Н.П. Мальтиникова. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. 229 с.

5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 48 с.

6. Навигатор образовательных программ дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: Навигатор образовательных программ дошкольного образования (ranepa.ru) (дата обращения: 11.01.2022).

7. Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. Утверждена Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым (03.06.2017). [Электронный ресурс]. URL: Документы - Правительство России (government.ru) (дата обращения: 09.01.2022).

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под общ. ред. Прохоровой Л.Н. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2010. 61, [2] с.: табл.; 21 см.

9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: ФГОС Дошкольное образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 09.01.2022).

10. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе [Электронный ресурс]. М.: Библиомаркет, 1997. 156, [2] с.: ил.; 20 см. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001775981 (дата обращения: 10.01.2022).

12. Скрипова Ю.Ю. Структура читательской компетентности младших школьников // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (6-7 дек. 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. М.А. Худяковой; Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2012. Ч. 1. С. 330-339.

13. Словари и энциклопедии. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.01.2022).

14. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг [Электронный ресурс] // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. 2007. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004019986 (дата обращения: 10.01.2022).

15. Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017. Т. 66. № 1. С. 41-48.

16. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985.

17. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981.

18. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во «Институт психотерапии», 2001. 240 с.

19. Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы [Электронный ресурс] // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. М., 2007. URL: https://refdb.ru/look/2235211.html (дата обращения: 10.01.2022).

20. Ясинских Л.В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ: дис... к. пед. н. [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2005. URL: https://www.dissercat.com/content/metodika-razvitiya-emotsionalnoi-otzyvchivosti-na-khudozhestvennye-proizvedeniya-u-starshikh? (дата обращения: 29.04.2022).

References

1. Goncharova E.L. Rannie etapy chitatel'skogo razvitiya. K teorii voprosa [Early stages of reader development. To the theory of the question]. Moscow, Shkola-Press, 2007. (In Russ.). Available at: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm#$p4 (accessed: 10.01.2022).

3. Ivakhina S.N., Baranova N.N. Formirovanie predposylok chitatel'skoi kul'tury u detei doshkol'nogo vozrasta posredstvom oznakomleniya s khudozhestvennoi literaturoi [Formation of prerequisites for reading culture in preschool children through familiarization with fiction]. Sovushka. 2018, no. 4 (14). (In Russ.). Available at: https://kssovushka.ru/zhurnal/14 / (accessed: 11.01.2022).

4. Kompetentnostnaya model' doshkol'nogo obrazovaniya [Competence model of preschool education]. L.V. Trubaichuk, L.N. Galkina, I.E. Emel'yanova, N.P. Mal'tinikova, I.N. Evtushenko, I.G. Galyant, O.N. Podivilova, M.N. Tereshchenko, L.K. Pikuleva, N.P. Mal'tinikova. Chelyabinsk, IIUMTs «Obrazovanie», 2009, 229 p. (In Russ.).

5. Minaeva V.M. Razvitie emotsii doshkol'nikov. Zanyatiya. Igry [The development of emotions in preschoolers. Lessons. Games]. Posobie dlya prakticheskikh rabotnikov doshkol'nykh uchrezhdenii. Moscow, ARKTI, 2003, 48 p. (In Russ.).

6. Navigator obrazovatel'nykh programm doshkol'nogo obrazovaniya. [Navigator of educational programs of preschool education]. (In Russ.). Available at: Navigator obrazovatel'nykh programm doshkol'nogo obrazovaniya (ranepa.ru) (accessed: 11.01.2022).

7. Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya», razrabotannaya Federal'nym agentstvom po pechati i massovym kommunikatsiyam sovmestno s Rossiiskim knizhnym soyuzom [National Program for the Support and Development of Reading, developed by the Federal Agency for Press and Mass Communications in cooperation with the Russian Book Union]. Utverzhdena Prem'er-ministrom RF Dmitriem Medvedevym (03.06.2017). (In Russ.). Available at: Dokumenty -Pravitel'stvo Rossii (government.ru) (accessed: 09.01.2022).

8. Organizatsiya eksperimental'noi deyatel'nosti doshkol'nikov: metodicheskie rekomendatsii [Organization of experimental activities of preschoolers]. Pod obshch. red. Prokhorovoi L.N. Moscow, ARKTI, 2010. (In Russ).

9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 N 1155 (red. ot 21.01.2019) «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 N 1155 (as amended on January 21, 2019) "On approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education"]. (In Russ.). Available at: FGOS Doshkol'noe obrazovanie - FGOS (fgos.ru) (accessed: 09.01.2022).

10. Svetlovskaya N.N. Vvedenie v nauku o chitatele [Introduction to the Science of the Reader]. Moscow, Bibliomarket, 1997. (In Russ.). Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01001775981 (accessed: 10.01.2022).

12. Skripova Yu.Yu. Struktura chitatel'skoi kompetentnosti mladshikh shkol'nikov [The structure of reading competence of younger students]. Innovatsionnye protsessy v nachal'nom obshchem obrazovanii: problemy realizatsii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta: sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. Perm', Izd-vo «Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet», 2012, part 1, pp. 330-339. (In Russ.).

13. Slovari i entsiklopedii. Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya [Dictionaries and encyclopedias. Wikipedia. Free Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: http://ru.wikipedia.org (accessed: 10.01.2022).

14. Smetannikova N.N. Kak razorvat' zamknutyi krug [How to break the vicious circle]. Chtenie i gramotnost'. Razmyshleniya v kontekste Natsional'noiprogrammypodderzhki i razvitiya chteniya. (In Russ.). Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01004019986 (accessed: 10.01.2022).

15. Smetannikova N.N. Chtenie, gramotnost', chitatel'skaya kompetentnost': strategiya razvitiya [eading, Literacy, Reading Competence: Development Strategy]. Bibliotekovedenie. 2017, vol. 66, no. 1, pp. 41-48. (In Russ.).

16. Strelkova L.P. Vliyanie khudozhestvennoi literatury na emotsii rebenka: Emotsional'noe razvitie doshkol'nika [The influence of fiction on the emotions of a child: Emotional development of a preschooler]. Moscow, Prosveshchenie, 1985. (In Russ.).

17. Tikheeva E.I. Razvitie rechi detei [The development of children's speech]. Moscow, Prosveshchenie, 1981. (In Russ.).

18. Ushakova O.S. Razvitie rechi doshkol'nikov [The development of speech of preschoolers]. Moscow, Izd-vo «Institut psikhoterapii», 2001, 240 p. (In Russ.).

19. Chabanova T.A. Formirovanie chitatel'skoi kompetentnosti uchashchikhsya nachal'noi shkoly [Formation of reading competence of elementary school students]. Chtenie i gramotnost'. Razmyshleniya v kontekste Natsional'noi programmy podderzhki i razvitiya chteniya. (In Russ.). Available at: https://refdb.ru/look/2235211.html (accessed: 10.01.2022).

20. Yasinskikh L.V. Metodika razvitiya emotsional'noi otzyvchivosti na khudozhestvennye proizvedeniya u starshikh doshkol'nikov v protsesse kompleksnykh zanyatii v DOU [Methodology for the development of emotional responsiveness to works of art in older preschoolers in the process of complex classes in a preschool educational institution]. PhD thesis. Ekaterinburg, 2005. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/metodika-razvitiya-emotsionalnoi-otzyvchivosti-na-khudozhestvennye-proizvedeniya-u-starshikh? (accessed: 29.04.2022).

Информация об авторах О.И. Герасимова - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

О.Н. Гончарова-Тверская - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

Е.Г. Кряжевских - старший преподаватель, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors O.I. Gerasimova - Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

O.N. Goncharova-Tverskaya - Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

E. G. Kryazhevskikh — Senior Lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 29.07.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 25.09.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 29.07.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 25.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.