Научная статья на тему 'Формирование навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушением зрительного анализатора'

Формирование навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушением зрительного анализатора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ / ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДИЗАРТРИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА / ЭТАПЫ ЧТЕНИЯ / EADING SKILLS / READING / CHILDREN'S READING / PRESCHOOL LOGOPEDICS / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / DYSARTHRIA / SPEECH DISORDERS / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / VISUAL ANALYZER DISORDERS / STAGES OF READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Анастасия Васильевна, Филатова Ирина Александровна

В статье представлены результаты работы по изучению навыков читательской деятельности у обучающихся подготовительной группы с дизартрией и нарушением зрительного анализатора. Под читательской деятельностью понимается целенаправленный процесс по взаимодействию читателя с книгой, итогом которого в период обучения является сформированность читательской самостоятельности. На основании исследований показано, что в структуру читательской деятельности входит последовательность операций: мотив, выбор материала для прочтения, сам процесс прочтения и рефлексия по поводу прочитанного. Проблема формирования читательской деятельности у изучаемой категории обучающихся заключается в несформированности предпосылок этого вида деятельности и, как следствие, трудностях ее полноценного становления. Выявлено противоречие между необходимостью формирования у обучающихся с дизартрией и нарушением зрительного анализатора навыков читательской деятельности с целью подготовки к школе и недостаточной разработанностью методик логопедического воздействия, направленного на последовательное формирование читательских навыков в дошкольный период. В статье представлен анализ состояния предпосылок и навыков читательской деятельности у обучающихся с дизартрией и нарушением зрительного анализатора на основании результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Выявлена недостаточная сформированность предпосылок читательской деятельности и специфические трудности становления ее навыков, обусловленные имеющимися у детей нарушениями развития. Предложены направления работы по формированию навыков читательской деятельности у обучающихся. Материалы работы могут представлять интерес для учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций и других педагогов, работающих с обучающимися с дизартрией и нарушением зрительного анализатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пьянкова Анастасия Васильевна, Филатова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING SKILLS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA AND VISUAL ANALYZER DISORDERS

The article presents the results of a study of reading skills of senior preschool children with dysarthria and visual analyzer disorders. The reading activity is interpreted as a purposeful process of interaction between the reader and the book the achievement of which results in the formation of reading independence. Based on the given research, it is shown that the structure of reading activity includes a sequence of operations: motivation, choice of material for reading, the process of reading proper, and reflection on what has been read.The problem of formation of reading skills in the category of children under study consists in the low level of formation of the prerequisites to this activity and, as a consequence, in the difficulties of its complete formation. It has been found that there is a contradiction between the need to form the reading skills in pupils with dysarthria and the disorder of the visual analyzer with the purpose of preparation for school and the insufficiently developed techniques of logopedic intervention aimed at consistent formation of reading skills in the preschool period. The article presents an analysis of the state of the prerequisites and reading skills of pupils with dysarthria and visual analyzer disorder based on the results of the summative and control experiments. The authors reveal a low level of formation of the prerequisites to reading and specific difficulties of the development of its skills due to the developmental disabilities of the children under study. The article outlines the directions of work towards the formation of the reading skills of the pupils of this category.The study materials may be of interest to logopedists of preschool education institutions and other teachers working with preschoolers with dysarthria and visual analyzer disorders.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушением зрительного анализатора»

УДК 376.37-053.465.001.07 ББК Ч457.091 ГСНТ

А. В. Пьянкова И. А. Филатова Екатеринбург, Россия

DOI 10.26170/sp19-02-08 ' 14.29.29 Код ВАК 13.00.03

A. V. P'yankova I. A. Filatova Ekaterinburg, Russia

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

FORMATION OF READING

SKILLS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

WITH DYSARTHRIA AND VISUAL ANALYZER DISORDERS

Аннотация. В статье представлены результаты работы по изучению навыков читательской деятельности у обучающихся подготовительной группы с дизартрией и нарушением зрительного анализатора. Под читательской деятельностью понимается целенаправленный процесс по взаимодействию читателя с книгой, итогом которого в период обучения является сформированность читательской самостоятельности. На основании исследований показано, что в структуру читательской деятельности входит последовательность операций: мотив, выбор материала для прочтения, сам процесс прочтения и рефлексия по поводу прочитанного.

Проблема формирования читательской деятельности у изучаемой категории обучающихся заключается в несформированности предпосылок этого вида деятельности и, как следствие, трудностях ее полноценного становления. Выявлено противоречие между необходимостью формирования у обучающихся с дизартрией и

Abstract. The article presents the results of a study of reading skills of senior preschool children with dysarthria and visual analyzer disorders. The reading activity is interpreted as a purposeful process of interaction between the reader and the book the achievement of which results in the formation of reading independence. Based on the given research, it is shown that the structure of reading activity includes a sequence of operations: motivation, choice of material for reading, the process of reading proper, and reflection on what has been read.

The problem of formation of reading skills in the category of children under study consists in the low level of formation of the prerequisites to this activity and, as a consequence, in the difficulties of its complete formation. It has been found that there is a contradiction between the need to form the reading skills in pupils with dysarthria and the disorder of the visual analyzer with the purpose of preparation for school and the insufficiently developed techniques of logopedic intervention aimed at con-

нарушением зрительного анализатора навыков читательской деятельности с целью подготовки к школе и недостаточной разработанностью методик логопедического воздействия, направленного на последовательное формирование читательских навыков в дошкольный период. В статье представлен анализ состояния предпосылок и навыков читательской деятельности у обучающихся с дизартрией и нарушением зрительного анализатора на основании результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Выявлена недостаточная сформированность предпосылок читательской деятельности и специфические трудности становления ее навыков, обусловленные имеющимися у детей нарушениями развития. Предложены направления работы по формированию навыков читательской деятельности у обучающихся.

Материалы работы могут представлять интерес для учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций и других педагогов, работающих с обучающимися с дизартрией и нарушением зрительного анализатора.

Ключевые слова: навыки чтения; читательская деятельность; детское чтение; чтение детей; дошкольная логопедия; старшие дошкольники; дизартрия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; нарушения зрительного анализатора; этапы чтения.

Сведения об авторе: Пьянкова Анастасия Васильевна, аспирант 1 года обучения.

Место работы: Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

sistent formation of reading skills in the preschool period. The article presents an analysis of the state of the prerequisites and reading skills of pupils with dysarthria and visual analyzer disorder based on the results of the summative and control experiments. The authors reveal a low level of formation of the prerequisites to reading and specific difficulties of the development of its skills due to the developmental disabilities of the children under study. The article outlines the directions of work towards the formation of the reading skills of the pupils of this category.

The study materials may be of interest to logopedists of preschool education institutions and other teachers working with preschoolers with dysarthria and visual analyzer disorders.

Keywords: reading skills; reading; children's reading; preschool logo-pedics; senior preschool children; dysar-thria; speech disorders; children with speech disorders; visual analyzer disorders; stages of reading.

About the author: P'yankova Anas-tasiya Vasil'evna, First Year Postgraduate Student.

Place of employment: Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Контактная информация: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 130.

E-mail: [email protected].

Сведения об авторе: Филатова About the author: Filatova Irina

Ирина Александровна, кандидат пе- Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy,

дагогических наук, доцент. Associate Professor.

Место работы: профессор кафед- Place of employment: Professor of

ры логопедии и клиники дизонтоге- Department of Logopedics and Clinics

неза, Институт специального образо- of Dysontogenesis, Institute of Special

вания, Уральский государственный Education, Ural State Pedagogical Uni-

педагогический университет. versity, Ekaterinburg, Russia.

Контактная информация: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 134.

E-mail: [email protected].

На современном этапе развития информационного общества и такого важного общественного института, как образование, повышаются требования к уровню грамотности населения, возрастает роль чтения как особого вида деятельности, который необходим для формирования грамотности и является важным условием активного участия человека в жизни общества. Это обусловливает необходимость формирования читательской компетентности на всех этапах ее онтогенеза, на что указывают В. А. Бородина, Г. С. Ковалева, М. Н. Русецкая, Н. Н. Сметанникова, В. П. Чуди-нова и др. [4; 5; 12; 15; 17]. В исследованиях качество овладения грамотностью в школьном возрасте рассматривается в неразрывной взаимосвязи с достижениями дошкольных этапов формирования навыков чтения

© Пьянкова А. В., Филатова И. А., 2019

(Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин) [1; 9; 12]. В то же время теоретический анализ источников выявил, что наибольшее внимание в настоящее время уделяется изучению письма и чтения у детей, при этом исследований, посвященных изучению читательской деятельности, недостаточно.

Под читательской деятельностью авторы понимают сложный процесс, включающий не только восприятие и переработку графического кода путем перевода его в акустический и осмысление полученной информации, но и мотив прочтения материала, подбора необходимой литературы и отклик на прочитанный материал (М. Н. Русецкая [13], Н. С. Свет-ловская [14]).

Особую роль формирование навыков читательской деятельно-

сти, по мнению Е. Л. Гончаровой, З. А. Гриценко, О. Л. Кабачека, приобретает при работе с обучающимися дошкольного возраста, когда фундамент читательской деятельности закладывается при прослушивании текста, его обсуждении и высказывании своего отношения к поступкам героев.

Важным является формирование навыков читательской деятельности у обучающихся дошкольного возраста, имеющих клинический диагноз «дизартрия». Дошкольники данной категории представляют наиболее многочисленную группу среди детей с нарушениями речи, у них не в полной мере сформированы предпосылки указанной деятельности: произносительные умения и навыки, лексика, грамматика, фонематические и психические процессы [11]. При сочетании данных нарушений с недостатками зрительного восприятия у дошкольников возникают трудности в восприятии графической информации, ее пространственного расположения. Это отражается в своеобразии развития речи и особенностях становления навыков читательской деятельности, включающих мотив, выбор материала для прочтения в соответствии с целью, техническую и смысловую стороны чтения, рефлексию над прочитанным.

В рамках проводимого нами исследования выявлено противо-

речие между необходимостью формирования у обучающихся с дизартрией и нарушением зрительного анализатора навыков читательской деятельности с целью преодоления речевого дефекта и подготовки к школе и недостаточной разработанностью методик логопедического воздействия, направленного на последовательное формирование читательских навыков в дошкольный период.

Целью исследования являлись разработка и апробация содержания логопедической работы по формированию навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушением зрительного анализатора.

Полагаем, что у обучающихся с дизартрией и нарушением зрительного анализатора имеются сложности формирования навыков читательской деятельности, которые обусловлены имеющимися дефектами устной речи, трудностями восприятия, анализа и синтеза текста и осуществления ряда психических процессов. Специально организованное логопедическое воздействие, охватывающее коррекцию экспрессивной речи во взаимосвязи с поэтапным формированием читательских навыков, стимулирует усвоение рассматриваемой письменно-речевой деятельности у обучающихся дошкольного воз-

раста указанной категории. При этом последовательное становление читательских навыков способствует качественному преодолению недостатков экспрессивной речи.

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения — детского сада компенсирующего вида № 369 г. Екатеринбурга.

В связи с тем, что отсутствуют комплексные методики обследования состояния предпосылок и навыков читательской деятельности и их формирования, было разработано содержание данной работы с учетом рекомендаций Г. В. Бабиной, Т. В. Волосовец, А. Н. Корнева, Е. А. Стребелевой, О. С. Ушаковой, Е. М. Струни-ной, Н. Я. Семаго [2; 6]. Проведено комплексное обследование

моторной сферы, всех компонентов устной речи, психических процессов и навыков читательской деятельности (мотивации, навыка отбора книги, навыков чтения, рефлексии) у 20 дошкольников подготовительной группы (6—7 лет). Выделены критерии оценки уровней сформиро-ванности навыков читательской деятельности: высокий (самостоятельное выполнение предъявляемого задания, 1—2 ошибки при выполнении задания); средний (выполнение задания с опорой и помощью взрослого, 3— 4 ошибки); низкий (выполнение задания с помощью взрослого, многочисленные ошибки).

Остановимся подробнее на результатах обследования состояния навыков читательской деятельности у детей изучаемой группы.

Таблица 1

Результаты распределения обучающихся по уровням сформированности навыков читательской деятельности по итогам констатирующего эксперимента, %

Уровни с формированности Навыки читательской деятельности Итоговый уровень

Мотивация Отбор книги Техническая сторона чтения Смысловая сторона чтения Рефлексия Целостный алгоритм читательской деятельности

высокий 40 80 80 0 0 0 33

средний 35 0 10 80 80 0 34

низкий 25 20 10 20 20 100 33

По результатам обследования состояния навыков читательской деятельности выявлено, что 40 % обучающихся (8 дошкольников) имеют внутреннюю мотивацию к восприятию читаемого текста на интересующую тему и к самостоятельному прочтению печатного текста. 35 % дошкольников (7 человек) обладают внутренней мотивацией к прослушиванию и анализу читаемого произведения, но самостоятельно прочитывают материал только при внешней мотивации со стороны взрослого. У 5 обучающихся (25 %) низкая мотивация к прослушиванию и прочтению текстов, обусловленная отсутствием интереса или сложностями усвоения навыков чтения.

Выбор книги у 80 % обучающихся (16 человек) обусловлен наличием опоры на название и иллюстрации на обложке и внутри книги, что способствует узнаванию знакомой книги, ее героев и выстраиванию предположений о возможных событиях. Четверо обучающихся (20 %) выбирают книгу по внешним признакам или наугад, не способны обосновать выбор.

У 16 дошкольников (80 %) техническая сторона чтения сформирована на высоком уровне. У них не возникает затру дне-ний прочитывания слогов, слов, текста в рамках пройденной программы. При этом простые слова

и предложения они прочитывают послоговым способом, сложные — побуквенным, с паузами. Хорошо понимают содержание воспринятого.

10 % дошкольников (2 человека) знают небольшое количество букв, им доступно прочтение и полное восприятие простых слов (лапа, баба, шапка) и 2—3-словных предложений (Это дом. У кота лапа). Превалирует побуквенное прочтение с послоговым прочтением знакомых слов. С усложнением материала возникают многочисленные ошибки.

10 % обучающихся (2 дошкольника) знают ограниченное количество букв, запоминание их неустойчиво, что проявляется в быстром их забывании и смешении с другими (П — Н, И — Н, Е — Э, М — Л). Преобладает побуквенное чтение с множественными ошибками.

80 % обучающихся (16 человек) понимают содержание прочитанного, устанавливают последовательность и взаимосвязи событий, приводят соответствующие примеры. Четверо (20 %) затрудняются воспринимать текст целостно, их ответы по содержанию текста преимущественно однословные, необходимы наводящие вопросы, отмечается переход с содержания прочитанного на другую тему. Имеются трудности в высказывании собственного мнения о поступках героев и

содержании текста в целом, необходимо обращение к личному опыту.

18 обучающихся (90 %) рефлексируют по поводу прочитанного при помощи взрослого и наличии дополнительных вопросов. Дошкольники выражают отношение к герою, его поступкам. Однако ответы остаются неполными, обучающиеся затрудняются в анализе содержания через призму собственного опыта и при развернутом высказывании своих мыслей. У 20 % обучающихся выявлены особые трудности в выражении собственного отношения к прочитанному, им необходимы дополнительные вопросы. Их ответы однословны и являются либо положительным, либо отрицательным ответом на вопрос («Мальчик хорошо поступил?» — «Да»).

В рамках формирующего эксперимента работа проводилась со всеми обучающимися (15 дошкольников), имеющими дизартрию и нарушение зрительного анализатора, и включала два блока.

Блок I — формирование предпосылок читательской деятельности

1. Развитие моторной сферы: крупной, тонкой моторики кистей и пальцев рук; нормализация тонуса, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, формирование речевого праксиса,

кинестетической и кинетической основ движений.

2. Развитие пространственной ориентировки: в схеме собственного тела и пространстве, на плоской поверхности, на листе бумаги.

3. Развитие зрительного восприятия: реальных объектов, изображений отдельных предметов, сюжетных картин и их серий.

4. Устранение нарушений речи: звукопроизношения, фонематических процессов, просодики, лексики, грамматики и связной речи.

5. Развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления.

Блок II — формирование навыков читательской деятельности

1. Формирование мотивации к восприятию (прослушиванию и прочтению) текста и овладению новым навыком.

2. Формирование технической и смысловой сторон чтения.

3. Формирование умения ориентироваться в материале для прочтения, понимать содержание прочитанного, анализировать и рефлексировать по поводу прочитанного.

4. Формирование навыка выбора книги или текста в соответствии с целью.

5. Формирование и закрепление целостного алгоритма процесса читательской деятельности.

Таблица 2

Результаты распределения обучающихся по уровням сформированности навыков читательской деятельности по итогам контрольного эксперимента, %

Уровни сформированности Навыки читательской деятельности Итоговый уровень

Мотивация Отбор книги Техническая сторона чтения Смысловая сторона чтения Рефлексия Целостный алгоритм читательской деятельности

высокий 80 90 80 80 80 80 82

средний 20 10 10 10 20 20 15

низкий 0 0 10 10 0 0 3

В соответствии с ранее выделенными критериями уровней сформированности навыков читательской деятельности был проведен контрольный эксперимент, который позволил установить положительную динамику развития предпосылок читательской деятельности и уровня сформи-рованности ее навыков у всех 20 обучающихся (100 %). Полученные результаты представлены в таблице 2.

Выявлено повышение уровня мотивации к овладению навыками читательской деятельности у всех дошкольников (100 %). Обучающиеся мотивированы на самостоятельный выбор книги для прочтения, прослушивание образцового, выразительного чтения взрослым, особенно с наглядной опорой. Внутренняя мотивация к самостоятельному прочтению сформирована у 16 обучающихся (80 %). У четверых (20 %) самостоятельное прочтение необходимо подкреплять положительными эмоциями, вклю-

чать в материал для чтения игровые моменты.

Навык отбора книги у 18 дошкольников (90 %) находится на высоком уровне. Им доступно прогнозирование содержания текста с опорой на оформление книги и заголовки, пометки, понимание цели прочтения и соотнесение с ней прочитанного материала. У 20 % обучающихся (двое дошкольников) навык отбора книги сформирован на среднем уровне. Отбор книги осуществляется по внешнему оформлению и иллюстрациям, ученики способны общими словами рассказать, о чем книга, не обращают внимания на заголовки и пометки на страницах. Например, после изучения темы про диких животных предлагалось задание на подбор рассказа про лису. Обучающиеся из первой группы выбирали соответствующий рассказ из книги с опорой на иллюстрации и заголовки, пометки, обучающиеся второй группы выбирали рассказ по иллюстрациям, не обращая

внимания на текст, который содержал описание диких животных в целом, а не конкретно лисы.

У 80 % обучающихся (16 дошкольников) в технической и смысловой сторонах чтения превалирует слоговой способ с восприятием знакомых и простых слов целиком, что также способствует плавному прочтению простых предложений, содержащих данные слова. Такие ученики хорошо воспринимают смысл текста, анализируют содержание, при необходимости обращаются к прочитанному. В ходе подготовительной работы обучающиеся способны прочитать текст из 2—3 предложений выразительно, при этом увеличивается скорость прочтения.

Двое дошкольников (10 %) верно читают простые слова и предложения слоговым способом, сложные — с паузами. Восприятие содержания самостоятельно прочитанного текста возможно только при анализе каждого отдельного предложения и дальнейшем воспроизведении содержания всего текста. Подготовительная работа способствует развитию плавности чтения, но так как этот навык находится в стадии становления, скорость чтения возрастает незначительно. Эмоциональное прочтение и выделение акцентов (главного) в предложении и тексте удается с трудом.

Двое воспитанников (10 %) знают изученные буквы, но могут

заменять их и смешивать со сходными по начертанию. Способ чтения — слоговой с переходом на побуквенный при вспоминании букв, прочтении слов и предложений. Понимают смысл слов, простых предложений при многократном прочитывании, смысл небольшого текста после разбора содержания каждого предложения, сопровождающегося наглядной опорой и действием со стороны обучающегося, составлением плана и дополнительных вопросов.

Рефлексия. 18 обучающихся (80 %) рефлексируют на основе прочитанного, высказывают свое мнение, приводят примеры из собственной жизни, проводят параллель между содержанием произведения и своим опытом («Когда я так сделал. Мама сказала так не делать»). Двое дошкольников способны рефлексировать в связи с прочитанным только при полном понимании содержания. Им необходима дополнительная помощь в виде вопросов со стороны взрослого, объяснение материала, соотнесение содержания с личным опытом.

Целостный алгоритм процесса читательской деятельности сформирован у 100 % обучающихся (20 дошкольников). При осуществлении читательской деятельности они выполняют все операции в правильной последовательности: выбор книги и прогноз ее содержания — прослуши-

вание / прочтение — анализ содержания и рефлексия. При этом 80 % обучающихся (16 человек) осуществляют все пункты алгоритма самостоятельно, четверым (20 %) необходима помощь на каждом этапе реализации деятельности.

В рамках исследования подтверждено, что уровень развития предпосылок читательской деятельности оказывает непосредственное влияние на качество усвоения и закрепления ее навыков, что подтверждает необходимость проведения коррекционных мероприятий в рамках двух блоков: коррекции имеющихся недостатков предпосылок читательской деятельности и формирования на этой основе самих навыков. Наличие зрительной опоры в виде буквы или формы слова помогает зрительно воспринять компоненты устной речи (фонемы, слоги, морфемы) и, как следствие, лучше выделять их и усваивать структуры языка и системы языковых средств. Логопедическое воздействие по формированию навыков читательской деятельности с одновременным развитием предпосылок к ней оказывает благоприятное влияние на развитие и устранение недостатков данных навыков.

Выявлена взаимосвязь между уровнем сформированности навыков чтения и мотивацией. Обучающиеся с высоким уровнем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

усвоения навыков чтения имеют высокую мотивацию к овладению изучаемой деятельностью. Это отражается в том, что они прослушивают и прочитывают не только предлагаемый материал в рамках программы, но и самостоятельно выбирают книги для чтения. При этом у воспитанников со средним уровнем правильного и осмысленного чтения мотивация остается неустойчивой и при наличии ошибок снижается вплоть до отказа.

Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты показали улучшение навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушением зрительного анализатора и доказали эффективность разработанного и реализованного содержания логопедической работы.

Литература

1. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Кара-чевцева // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 1 (18). — С. 32—43.

2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологиче-ский подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т. В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. — С. 195— 211.

3. Бабина, Е. С. Характеристика результатов исследования лексических и грамматических средств языка в процессе изучения словарного запаса у дошкольников с нарушениями зрения / Е. С. Бабина,

Н. М. Трубникова // Специальное образование. — 2010. — № 2. — С. 4—14.

4. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.10 / Гончарова Е. Л. — М., 2009. — 42 с.

5. Киселева, Н. Ю. Особенности смыслового чтения и умения работать с информацией младших школьников с общим недоразвитием речи / Н. Ю. Киселева // Специальное образование. — 2016. — № 3. — С. 40—49.

6. Корнев, А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи : дис. . д-ра психол. наук : 19.00.04 / Корнев А. Н. — СПб., 2006. — 515 с.

7. Лагутина, А. В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4—5 лет с общим недоразвитием речи : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.03 / Лагутина А. В. — М., 2007. — 66 с.

8. Лиходедова, Л. Н. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с амблиопией и страбизмом в дошкольном возрасте : дис. . канд. пед. наук : 13.00.03 / Лиходедова Л. Н. — Екатеринбург, 1998. — 234 с.

9. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. — М. : Просвещение, 1983. — 96 с.

10. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учеб. пособие / Л. И. Плак-сина. — М. : РАОИКП, 1999.

11. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи : учеб. пособие / З. А. Репина. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1995. — 121 с.

12. Русецкая, М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.03 / Русецкая М. Н. — М., 2009. — 288 с.

13. Русецкая, М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и

зрительных причин : моногр. / М. Н. Ру-сецкая. — СПб. : КАРО, 2007. — 192 с.

14. Светловская, Н. Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности / Н. Н. Светловская. — М. : Просвещение, 2009. — 173 с.

15. Сметанникова, Н. Н. Стратегический подход к обучению чтению / Н. Н. Сметанникова. — М., 2005. — 256 с.

16. Филатова, И. А. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистиче-ского спектра / И. А. Филатова, Е. В. Ка-ракулова. — Екатеринбург, 2017. — 287 с.

17. Чудинова, В. П. Недетские проблемы детского чтения / В. П. Чудинова. — М., 2004. — 65 с.

References

1. Altukhova T. A. Organizatsiya obsledo-vaniya smyslovogo komponenta chteniya mlad-shikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / T. A. Altukhova, I. N. Karachevtseva // Prakticheskaya psikhologiya i logopediya. — 2006. — № 1 (18). — S. 32—43.

2. Akhutina, T. V. Neyropsikhologicheskiy podkhod k diagnostike i korrektsii trudnostey obucheniya pis'mu / T. V. Akhutina // Sovre-mennye podkhody k diagnostike i korrektsii rechevykh rasstroystv. — SPb. : Izd-vo SPbGU, 2001. — S. 195—211.

3. Babina, E. S. Kharakteristika rezul'tatov issledovaniya leksicheskikh i grammati-cheskikh sredstv yazyka v protsesse izuche-niya slovarnogo zapasa u doshkol'nikov s narusheniyami zreniya / E. S. Babina, N. M. Trubnikova // Spetsial'noe obrazova-nie. — 2010. — № 2. — S. 4—14.

4. Goncharova, E. L. Rannie etapy stanov-leniya chitatel'skoy deyatel'nosti v norme i pri otkloneniyakh v razvitii : avtoref dis. ... kand. ped. nauk : 19.00.10 / Goncharova E. L. — M., 2009. — 42 s.

5. Kiseleva, N. Yu. Osobennosti smyslovogo chteniya i umeniya rabotat' s informa-tsiey mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / N. Yu. Kiseleva // Spetsial'noe obrazovanie. — 2016. — № 3. — S. 40—49.

6. Kornev, A. N. Sistemnyy analiz psikhi-cheskogo razvitiya detey s nedorazvitiem rechi : dis. ... d-ra psikhol. nauk : 19.00.04 / Kornev A. N. — SPb., 2006. — 515 s.

7. Lagutina, A. V. Logopedicheskaya rabota po formirovaniyu funktsional'nogo bazisa chteniya u detey 4—5 let s obshchim nedorazvi-tiem rechi : avtoref. dis. . kand. ped. nauk : 13.00.03 / Lagutina A. V. — M., 2007. — 66 s.

8. Likhodedova, L. N. Formirovanie lek-siko-grammaticheskogo stroya rechi u detey s ambliopiey i strabizmom v doshkol'nom vozraste : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.03 / Likhodedova L. N. — Ekaterinburg, 1998. — 234 s.

9. Markova, A. K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste : posobie dlya uchitelya / A. K. Markova. — M. : Prosve-shchenie, 1983. — 96 s.

10. Plaksina, L. I. Psikhologo-pedagogiche-skaya kharakteristika detey s narusheniem zreniya : ucheb. posobie / L. I. Plaksina. — M. : RAOIKP, 1999.

11. Repina, Z. A. Neyropsikhologicheskoe izuchenie detey s tyazhelymi defektami rechi : ucheb. posobie / Z. A. Repina. — Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 1995. — 121 s.

12. Rusetskaya, M. N. Strategiya preodo-leniya disleksii uchashchikhsya s naru-sheniyami rechi v sisteme obshchego obra-zovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.03 / Rusetskaya M. N. — M., 2009. — 288 s.

13. Rusetskaya, M. N. Narusheniya chteniya u mladshikh shkol'nikov: analiz rechevykh i zritel'nykh prichin : monogr. / M. N. Ruset-skaya. — SPb. : KARO, 2007. — 192 s.

14. Svetlovskaya, N. N. Teoreticheskie os-novy chitatel'skoy podgotovki i praktika chitatel'skoy deyatel'nosti / N. N. Svetlov-skaya. — M. : Prosveshchenie, 2009. — 173 s.

15. Smetannikova, N. N. Strategicheskiy podkhod k obucheniyu chteniyu / N. N. Sme-tannikova. — M., 2005. — 256 s.

16. Filatova, I. A. Model' kompleksnogo soprovozhdeniya detey s tyazhelymi mno-zhestvennymi narusheniyami razvitiya, v tom chisle s rasstroystvami autisticheskogo spektra / I. A. Filatova, E. V. Karakulova. — Ekaterinburg, 2017. — 287 s.

17. Chudinova, V. P. Nedetskie problemy detskogo chteniya / V. P. Chudinova. — M., 2004. — 65 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.