Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская грамотность / функциональная грамотность / урок / литература / методы. / reading literacy / functional literacy / lesson / literature / methods.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Коровянская В. В.

Сегодня читательская грамотность рассматривается в качестве одной из наиболее важных компетентностей, которые характеризуют готовность к жизни в современном социуме. В статье говорится о том, как можно развить читательскую грамотность у школьников на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING LITERACY IN LITERATURE LESSONS

Today reading literacy is considered as one of the most important competencies that characterize readiness for life in modern society. The article talks about how to develop reading literacy in literature lessons.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 8 - 82

Коровянская В. В. учитель русского языка и литературы МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №2»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА

УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. Сегодня читательская грамотность рассматривается в качестве одной из наиболее важных компетентностей, которые характеризуют готовность к жизни в современном социуме. В статье говорится о том, как можно развить читательскую грамотность у школьников на уроках литературы.

Ключевые слова: читательская грамотность; функциональная грамотность; урок; литература; методы.

Korovyanskaya V. V. teacher of Russian language and literature Municipal budgetary educational institution Borisovskaya Secondary School No. 2

FORMATION OF READING LITERACY IN LITERATURE LESSONS

Abstract. Today reading literacy is considered as one of the most important competencies that characterize readiness for life in modern society. The article talks about how to develop reading literacy in literature lessons.

Keywords: reading literacy; functional literacy; lesson; literature; methods.

Введение. Всё чаще в образовательной деятельности мы сталкиваемся с таким понятием, как «функциональная грамотность». Сейчас оно обросло новыми смыслами, стало по-иному классифицироваться. Однако назвать понятие исключительно «веянием 21 века» нельзя. Появилось оно в 1957 году и применялось к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых способностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать.

Однако сегодня этого явно недостаточно. Мы стоим перед вызовами времени, и они требуют от человека гораздо больше умений: особых навыков чтения и письма, математической, естественнонаучной, финансовой, культурной и гражданской грамотности...

Актуальность работы определяется потребностью изучения способов формирования основной разновидности функциональной грамотности - читательской - на уроках в школе, где закладываются основы способности получения и применения знаний.

Таким образом, объектом исследования в работе являются уроки литературы, на которых активнее всего формируется и оценивается читательская грамотность.

Предмет исследования - основные способы формирования и оценки востребованной компетенции.

Цель статьи - создание условий для повышения уровня читательской грамотности обучающихся школы.

В настоящее время учитель исполняет не только контролирующую функцию в приобретении знаний, умений и навыков, но и становится организатором познавательного процесса в классе. Он формирует такую образовательную среду, в которой находится место цикличности мероприятий и командной работе, обеспечивается доступность информационных источников, создается атмосфера сотрудничества, что важно для развития читательской грамотности. А предмет литература даёт для этого широкие возможности, начиная уже с 5 класса. Здесь идёт активная работа со словом, предложением текстом, обучающиеся учатся составлять планы и конспекты, подкреплять свои высказывания аргументами на основе прочитанного текста. И работа носит системный, а не случайный характер.

На уроках литературы мы используем ряд методов работы с текстом, которые вызывают интерес у обучающихся 5-7 классов как нестандартные приёмы, повышают интерес к чтению и анализу прочитанного.

Метод «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста предполагают, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Данный метод хорошо зарекомендовал себя на уроке в 5 классе, посвящённом рассказу И.А. Бунина «Подснежник», первые ассоциации с названием которого были связаны с весенними первоцветами. Однако дальнейшая работа с текстом показала, что выводы ребят были ошибочны, и бунинский «Подснежник» - это их ровесник, только начинающий постигать взрослую жизнь. Работа с текстом и выдвижение гипотез по каждому смысловому отрезку текста настолько захватила пятиклассников,

что урок получился очень «живым» и в беседе принимал участие практически весь коллектив.

Метод «Тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Задание «Составить «тонкие» и «толстые» вопросы» можно дать практически к любому художественному тексту, в том числе и поэтическому.

Метод «Лучшая шпаргалка»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста можно предложить задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на отдельные слова, рисунки и подписи к ним, небольшие схемы.

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится он следующим образом. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: она оформлена на листе бумаги форматом А4; в ней нет связного текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 ключевых слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

На уроках литературы этот метод целесообразно использовать в качестве домашней работы для подготовки сообщения о биографии писателя или характеристики героев того или иного произведения.

Метод «Таблица»

Он особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается

то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные герои, сравнение которых важно в контексте урока. Как вариант, можно использовать задание составить цитатную характеристику.

На уроках литературы этот приём используется достаточно часто, особенно в произведениях, где необходимо показать различия во внешности, характере, поведении значимых персонажей. В 6 классе он, к примеру, был применен для сравнения Дубровского-старшего и Троекурова из романа А.С. Пушкина «Дубровский», а также для сопоставления Остапа и Андрия из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Метод «Уголки»

Его также можно использовать на уроках при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Для этого класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Однако данный прием лучше использовать после чтения всего произведения. В конце урока можно сделать совместный вывод.

Метод «Логическая цепочка

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения, которые мы читаем на уроках.

Метод «Инсерт»

Это своего рода маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного отношения обучающегося к прочитанному. Учебный процесс превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: + - знал; — новое; ? - интересно; V - непонятно. Можно и другие: В -вопрос; О - ответ; З - знаю; Н - новое; И - интересно; Х - хочу узнать; С -спросить; У - уточнить.

Метод «Зашумлённый текст»

Зашумлённым называют текст с «наложенными» графическими элементами. Работа с ним максимально включает в работу мозг ребёнка. При этом идёт развитие образного мышления, внимания, памяти, а также умения понимать прочитанное. Использовать данный метод целесообразно в работе с небольшими текстами. В 5 классе он может быть особо актуален при прохождении темы «Басни».

Метод «Синквейн»

Приём имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила. Это своего рода творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза (предложение), несущее определенный смысл;

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Этот приём также может быть использован практически на любом уроке литературы. С его помощью можно подвести итоги, вспомнив основополагающие термины языкознания и литературоведения - тема произведения, основная мысль; способствовать более детальному анализу текста и в то же время подвигнуть обучающихся к творческой составляющей работы на уроке. Хорошо поняв задание, они будут стараться не просто выдать набор определённых частей речи, но и подобрать те из них, что более благозвучны и подходят по смыслу.

Все перечисленные методы достаточно просты для понимания школьниками, однако их использование на уроке предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу. Такая работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать важный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Всё это очень важно для формирования читательской грамотности наших школьников.

Учеными установлено, что на успеваемость обучающегося оказывает влияние около двухсот факторов. А фактором №1 является навык чтения, который гораздо важнее, чем все остальные факторы, вместе взятые. Бесспорно, именно чтение является одним из основных способов социализации личности, ее воспитания, образования и развития.

В современном мире отмечается существенное увеличение как количества потоков информации, так и объема самой информации. Но, к сожалению, в последнее время значительно снижается уровень читательской грамотности, а также интерес к чтению, навыки и умения работы с различными типами текстов. В результате всего этого возникают объективные трудности в понимании, отборе, передаче и хранении информации.

Поэтому формирование читательской грамотности школьников приобретает особое значение. Оно помогает решить важную образовательную задачу современности - развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Необходимо прививать школьникам связующее понятие «чтение-успех» для осознания того, что только читающий, разносторонне развитый человек может стать успешным.

Использованные источники:

1. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, М.: Просвещение, 2013, - 100 с.

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010, -159 с.

3. Дейкина А.Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. - М. - Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2009. - 224 с.

4. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. - 2016. - №10.4. - С. 19-21.

5. Измайлова Е.А. Изучение художественных концептов на уроках литературы в профильной школе: автореферат дис. канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 25 с.

6. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009

7. Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL: http: www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3 .html

8. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. - М.: РАН, 2010. - 67 с.

9. Функциональная грамотность как результат образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://imc-yurga.kuz-edu.ru/files/imc-yurga/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.