Научная статья на тему 'Формирование человеческого капитала и его распределение на современном рынке труда'

Формирование человеческого капитала и его распределение на современном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РАБОЧАЯ СИЛА / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / HUMAN CAPITAL / LABOR FORCE / LABOR MARKET / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишназарова З. М.

В статье проанализированы статистические данные формирования человеческого капитала и его распределение на рынке труда. Установлено, что в последние годы уменьшается количество высших и средних учебных заведений, а также выпускников. Несмотря на это пропорции трудоустройства на рынке труда стабильно сохраняются в течение нескольких лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишназарова З. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the human capital and its distribution on the contemporary labor market (Russia, Sibay)

The article analyzes statistic data related to the formation of the human capital and its distribution on the labor market. In the recent years, the number of higher educational institutions and secondary schools has decreased, same as the number of graduates. In spite of this, however, employment proportions on the labor market have been stable over several past years

Текст научной работы на тему «Формирование человеческого капитала и его распределение на современном рынке труда»

технологически сопряженных производств в совокупности с адекватными им организационно-экономическими отношениями» [11, с.42]. Нецелесообразность ограничивать данное понятие лишь технологиями или инновациями обосновывается тем, что их реализация возможна лишь в условиях конкретных общественно-экономических рамок. Однако ученый предлагает включать в технологический уклад только производственные отношения, порожденные данными технологиями, иначе исследовать столь громоздкую систему не представляется возможным [11, с.207-209]. Представляется, что данное определение наиболее полно и целостно отражает суть понятия «технологический уклад», поскольку в нем учитываются уровень технического развития, система экономических институтов, а также организационные структуры, что позволяет более адек-

ватно проектировать и прогнозировать развитие экономики в целом, а также поведение экономических субъектов в условиях различных технологических укладов.

Итак, мы познакомились с различными подходами к пониманию понятия «технологический уклад». Тот факт, что исследователи разделились на несколько групп в своих интерпретациях определения ТУ свидетельствует, во-первых, о сложности изучаемого понятия, во-вторых, о различиях в теоретических базах знаний различных авторов (нет единства мнения даже в основополагающих понятиях, таких как технология или инновация). Однако не вызывает сомнения, что более четкое и полное описание технологических укладов поможет создать рычаги воздействия на развитие техники и общества с целью улучшения благосостояния последнего.

Литература

1. Акельев Е.С. Современные тенденции развития производственно-технологического уклада в экономике, основанной на знаниях // Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. — С 426-428.

2. Дементьев В.Е. Ловушка технологических заимствований и условия ее преодоления в двухсекторной модели экономики // Экономика и математические методы. — 2006. — № 4. — С.17-32.

3. Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — 406 с.

4. Климова В.В. Технологические уклады — материальная основа экономического развития общества // Вестник СамГУПС. — 2010. — № 2(20). — C. 30-32.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Сборник научных трудов. — М: Экономика, 2002. — 768 с.

6. Львов Д.С., Глазьев С.Ю. Теоретические и прикладные аспекты управления НТП // Экономика и математические методы. — 1986. — № 5. — С. 793-804.

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1-3. — М.: «Эксмо», 2012. — 2640 с.

8. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / Под ред. С.Ю. Глазьева, В.В. Харитонова. — М.: «Тровант», 2009. — 304 с.

9. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное (в 3-х томах) / Под ред. О.Арав. — М.: Госполитиздат, 1955. — 539 с.

10. Сытник А.А. Организационно-экономические аспекты развития технологического уклада в формирующейся рыночной экономике: диссертация доктора экономических наук: 08.00.05. — Саратов, 2012. — 343 с.

11. Сытник А.А. Современные подходы к определению технологических укладов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического института. — 2011. — № 3(37). — С 41-43.

12. Хаустов Ю.И., Соловьев Б.А., Бочаров В.П. Инновационный процесс в системе общественных отношений. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. — 280 с.

13. Шумпетер Й. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. — М.: Экономика, 1995. — 540 с.

14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. / Пер. В.С. Автономова и тд. — М.: «Диретмедиа Паблишинг», 2008. — 401 с.

15. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций. Часть 1 // Инновации. — 2005. — № 1(78). — 432 с.

16. Яковец Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. — М., 1996. — 280 с.

17. Perez C. Finance and technical change: A longtermview / ed. by H. Hanusch, A. Pyka. Cheltenham. — 2004. — 20 p.

18. Белоусов В.И., Белоусов А.В. Технологические уклады и преодоление экономических кризисов [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=47065, свободный. (Дата обращения: 29.03.15)

19. What is The Singularity? [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://mindstalk.net/vinge/vinge-sing.html, свободный. (Дата обращения: 28.03.15)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

З.М. Ишназарова,

старший научный сотрудник научно-исследовательского центра в г. Сибай Института стратегических исследований Республики Башкортостан,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье проанализированы статистические данные формирования человеческого капитала и его распределение на рынке труда. Установлено, что в последние годы уменьшается количество высших и средних учебных заведений, а также выпускников. Несмотря на это пропорции трудоустройства на рынке труда стабильно сохраняются в течение нескольких лет.

Ключевые слова: человеческий капитал, рабочая сила, рынок труда, образование

УДК 331.1 ББК 65 У

Наиболее важной тенденцией современной экономики является рост значения человеческого капитала. Именно человеческие ресурсы, в особенности интеллектуальные способ-

ности человека, создают все новые информационные данные и сформированные знания. Знание в настоящее время является первичным и в этом статусе получило свою капитализацию. Ис-

точником знаний является интеллектуальный капитал. Таким образом, ключевым ресурсом конкурентоспособности страны является человеческий капитал, в частности интеллектуальная ее часть. Поэтому важно сохранение, развитие и эффективное использование данного вида капитала [1].

Реализация человеческого капитала происходит на рынке труда, где с одной стороны отдельный индивид, как носитель знаний предлагает их работодателю в обмен на достойную, по его мнению, оплату за свой труд, с другой стороны — работодатель, ведущий поиск наиболее результативного труда за установленную им плату. Однако всегда существовали проблемы нахождения точки равновесия между предложением и спросом труда на рынке.

В последние несколько лет, как со стороны государства, так и общества особое внимание уделяется сфере образования. Принимаются и корректируются нормативно-правовые акты, происходят реформы, бурно обсуждаются результаты и последствия этих изменений. Количественные итоги данных преобразований можно увидеть по анализу статистических показателей [2]. В течение последних 15 лет происходит уменьшение числа образовательных организаций высшего и среднего звеньев (рис.1.) По России, начиная с 2010/11уч.г. количество высших учебных заведений уменьшилось на 146 единиц (на 13%), в Приволжском федеральном округе сокращение происходит с 2005/06 учебного года на 35 единиц (на 20%), в Республике Башкортостан — на 6 единиц (35%).

2 О О

1200 1000 800 600 400 200 0

1068

1046

969

178 ■- 168 161 152 143

17 15 15 Д ±13 -■ 11

2005/06 2010/11 2011/12 учебный год 2012/13 2013/14

—4— Российская Федерация

^^—Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Рис. 1. Число образовательных организаций высшего звена (на начало учебного года)

В разрезе федеральных округов по количеству высших учебных заведений лидирует Центральный федеральный округ, при этом по числу закрытых к 2013/14 уч.г. он находится на последнем седьмом месте. Так, сокращение количества учебных заведений по сравнению с 2005/06 уч.г. составило 0,3%. Приволжский федеральный округ находится на втором

месте по наличию высших учебных заведений, при этом по сокращению их числа находится на первом месте (на 20% по сравнению с 2005/06 уч.г.). Наименьшее количество учебных заведений высшего звена имеется в Дальневосточном федеральном округе — 39 единиц (табл.1).

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1467,9

---

1442,9

1291

1151,7

233,8 291 ___■- 290,2 -■- 280,1 257,8

■--' 29,3 д- 32,6 -Д- 32,7 -^- 33,9 -Д- 31,1 -А

2005 2010 2011 годы 2012 2013

—ф— Российская Федерация

—■—Приволжский федеральный округ

—Республика Башкортостан

Рис. 2. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров (тыс. человек)

с 1000 о

500 0

2012/2013 2013/2014

2005/2006 2010/2011 2011/2012 годы

— —Российская Федерация

—■—Приволжский федеральный округ

—ж—Республика Башкортостан

Рис. 3. Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих (на начало учебного года)

Наибольшее количество учебных заведений в Приволжском федеральном округе находится в Республике Татарстан — 26

Таблица 1

Изменение количества образовательных организаций высшего образования по федеральным округам РФ

№ 2005 /06 2010 /11 2011 /12 2012 /13 2013 /14 Относительное изменение 2013/14 к 2005/06 уч.г. Рейтинг по кол-ву организаций Рейтинг по числу закрытых организаций

РФ в т.ч. по ФО: 1068 1115 1080 1046 969 -9%

1. Дальневосточный 49 51 47 41 39 -20,0% 7 4

2. Приволжский 178 168 161 152 143 -20,0% 2 1

3. Северо-Западный 130 131 122 116 107 -18,0% 3 2

4. Сибирский 114 114 116 115 105 -8,0% 4 5

5. Уральский 70 73 70 71 67 -4,0% 6 6

6. Центральный 378 428 417 410 377 -0,3% 1 7

7. Южный 88 85 83 82 76 -14,0% 5 3

Таблица 2

Изменение количества образовательных организаций высшего образования по регионам

в Приволжском федеральном округе РФ

№ 2005 /06 2010 /11 2011 /12 2012 /13 2013 /14 Относительное изменение 2013/14 к 2005/06 уч.г. Рейтинг по количеству организаций Рейтинг по числу закрытых организаций

Приволжский федеральный округ 178 168 161 152 143 -20%

1. Республика Башкортостан 17 15 15 13 11 -35% 5 3

2. Республика Марий Эл 5 3 3 3 3 -40% 13 2

3. Республика Мордовия 4 3 3 3 3 -25% 14 8

4. Республика Татарстан 35 33 30 28 26 -26% 1 7

5. Удмуртская Республика 7 9 9 8 8 +14% 8 14

6. Чувашская Республика 7 6 6 5 5 -29% 10 5

7. Пермский край 15 16 16 16 16 +7% 3 13

8. Кировская область 7 7 7 7 6 -14% 9 10

9. Нижегородская область 18 17 16 15 13 -28% 4 6

10. Оренбургская область 10 9 9 8 7 -30% 7 4

11. Пензенская область 5 5 5 5 4 -20% 12 9

12. Самарская область 29 29 29 28 28 -3% 2 11

13. Саратовская область 14 11 8 8 8 -43% 6 1

14. Ульяновская область 5 5 5 5 5 0% 11 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

единиц, по сравнению с 2005/06 уч.г. сокращение произошло на 9 единиц или 26%, по рейтингу закрытых организаций данный регион расположился на седьмом месте. Лидером в закрытый учебных заведений высшего звена является Саратовская область — на 43%, на последнем месте Удмуртская Республика, которая за 4 последних анализируемых года реорганизовала лишь 1 учреждение высшего образования, прирост по ср ав нению с 2005/06 уч.г. составил 14%. Республика Башкортостан сократила число учебных заведений на 35% (6 единиц). Пермский край, напротив, увеличил число учебных заведений с 2005/06 уч.г. с 15 до 16 единиц (на 7%).

Вместе с тем уменьшается число выпущенных бакал ав-ров, специалистов и магистров (рис. 2) [3]. Возможно, это с вязано с уменьшением количества соответствующих учебных заведений и мест, финансируемых из бюджета для отдельных направлений.

Несмотря на политику «повышения престижа рабочих специальностей» [3] число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих с каждым годом уменьшается. По России начиная с 2005/06 уч.г. происходит их резкое снижение с 3393 до 1271 единиц (на 63%), по Приволжскому федеральному округу с 785 до 242 единиц (на 69%), по Республике Башкортостан — с 120 до 95 (на 21%).

Всего в России насчитывается 977 учреждений среднего профессионального образования [4]. Наибольшее количество данных учреждений находится в: г. Москве, Московс ког области, г. Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Краснодарском крае, в Чукотском автономном округе, Магада не ког области, Камчатском крае, Ямало-Ненецком автоно мном округе, Ненецком автономном округе, Псковской области г Республике Алтай.

Число выпущенных квалифицированных рабочих и слу жа-щих также уменьшается. Так, с 2005 г. по России их сниже нио произошло на 38%, в Приволжском федеральном округе — на 40%, в Республике Башкортостан — на 26% (рис.4).

Значительно уменьшилось с 2005/2006 уч.г. по 2013/2014 уч.г. и число профессиональных образовательных организаци й, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена (на начало учебного года) на 196 единиц в РФ, на 79 единиц в ПФО и 16 единиц в РБ (рис.5).

Также в период с 2005 по 2013 гг. происходит резкое уменьшение выпущенных специалистов среднего звена (рис.6).

Анализ образовательных организаций как высшего, так и среднего звена показывает, что уменьшается количество самих образовательных организаций, так и число выпускников бакалавров, специалистов, магистров, рабочих и служащих.

800 700 600

¡8 500 о

5

=г 400

X

к

з 300 н

200

100

702,5

580,5

516,7

483,5

436

173,6

27,8 А—

137в

22,3 -А-

123,8

115,8

104,9

22,1 -А—

21,3 —А—

20,6 -А_

2005

2010

2011 годы

2012

2013

-Российская Федерация

-Приволжский федеральный округ

-Республика Башкортостан

Рис.4. Выпускквалифицированных рабочих и служащих (тыс. человек)

3500

3000

| 2500 х

2 2000 ^

о о ю

ЕЗ

ш 1500

1000 500 0

2905 4 —

2850 -«-

2925

2709

752

741

750

735

673

87

_А-

85 -А-

71

2005Г/06 2010/11 2011/12 2012/13 учебный год

-Российская Федерация

2013/14

-Республика Башкортостан

-Приволжский федеральный округ

Рис. 5.Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена (на начало учебного года)

8 1

Таблица 3

Структура безработных по уровню образования (в процентах)

Год Всего безработных в том числе имеют образование

высшее среднее про< >ессиональное среднее общее основное общее не имеют основного общего

по программе подготовки специалистов среднего звена по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

2005 100 13,1 19,5 18,6 33,4 14,2 1,2

2010 100 15,0 20,8 20,8 32,4 9,9 1,0

2011 100 15,9 20,5 19,8 32,0 10,6 1,2

2012 100 16,4 19,3 20,3 32,8 10,1 1,1

2013 100 17,4 19,5 19,4 33,3 9,5 0,9

2014 100 18,2 19,7 20,2 31,5 9,6 0,9

800 700 600 500 400 300 200 100 0

684,4

572,1

518

486,3

439

173,5

26,9 ▲-

144,3

127,8

117,2

107,8

22,9 -А—

20,2 -А—

19,1

-А—

2005

2010

2012

2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.

2011 годы

—♦—Российская Федерация

^^—Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

6. Выпуск специалистов среднего звена (тыс. человек)

с высшим образованием — 18,2%, с основным общим — 9,6% и не имеют основного общего образования — 0,9%.

При этом нетрудоустроенных выпускников высших и средних учебных заведений составляет от 0,7% (2013 г.) до 2,3% (2005 г.) (табл.5).

Таблица 4

Нетрудоустроенные выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (тыс. человек)

15,9 -А_

2005 2010 2011 2012 2013

выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2538,6 2620,5 2477,6 2367,0 2166,0

из них безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости 57,8 49,9 26,9 20,4 17,0

На рынке труда России распределение численности занятых по уровню образования за 2014 гг. выглядит следующим образом (табл. 3): всего 71 539 тыс. чел., из них наибольшая численность занятых с высшем образованием 23 045 тыс. чел. (32,2%), далее — со средним профессиональным по программе подготовки специалистов среднего звена 18 486 тыс. чел. (25,8%), со средним общим образованием 13 745 тыс.чел. (19,2%), со средним профессиональным образованием по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 13 618 тыс. чел. (19,0%), с основным общим 2484 тыс. чел. (3,5%), не имеют основного общего — 0,2%. В предыдущие годы (2005-2013 гг.) изменения в структуре занятых в экономике выглядит примерно так же [5].

В структуре безработных наибольший удельный вес занимают со средним общим образованием — 31,5%, далее по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) — 20,2%, со средним профессиональным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена — 19,7%,

В 2011 г. наблюдается резкое снижение количества безработных-выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с 49,9 тыс. чел. до 26,9 тыс. чел. и продолжается уменьшение до 2013 г. Однако, кризис 2014 г. обострил проблему трудоустройства и количество нетрудоустроенных выпускников увеличилось.

Таким образом, в настоящее время, в формировании человеческого капитала, как производительного фактора развития, наблюдаются следующие тенденции — в течение более 10 лет происходит уменьшение числа образовательных организаций высшего и среднего звеньев, также и выпущенных бакалавров, специалистов и магистров, как по России, так и в Республике Башкортостан. Уменьшается число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих.

В части распределения человеческого капитала на рынке труда происходят следующие изменения: наибольшая численность занятых имеют высшее образование, наименьшая — с основным общим и не имеют основного общего образования. Данная тенденция наблюдается последние ряд лет. В структуре безработных наибольший удельный вес занимают выпускники со средним общим образованием, наименьшее — основным общим и не имеют основного общего образования.

Литература

1. Ишназарова З.М. Статистический анализ образовательных организаций в России. Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (19-20 мая 2016 г.), г. Сибай. — Сибай: Сибайская городская типография — филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2016. — С.62-67.

2. Образование. Население // Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

3. Навигатор абитуриента: колледжи России 2016. http://ria.ru/

4. http://www.rosbalt.ru/main/2011/05/26/852556.html

5. Труд и занятость в России. 2015: Стат.сб. / Росстат. — М., 2015 — 274 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.