ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2018 ТОМ 20 № 5 43
теория и практика управления
DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-5-43-47
Формирование человеческого капитала для креативной индустрии и вопросы стандартизации WORLDSKILLS: практика и возможности
ВЕНИАМИН ШАЕВИЧ КАГАНОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведе-ния и международного сотрудничества Института государственной службы и управления
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: [email protected]
лИАНА МУРМАНОВНА тАБАтАДЗЕ, директор
Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина (115280, Российская Федерация, Москва, улица Велозаводская, 8). E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье отмечается возросшее влияние креативной индустрии на увеличение ВВП и развитие экономики. Подчеркнуто, что постиндустриальное общество нуждается в кадрах новой генерации, способных нестандартно решать нестандартные задачи современного развития. Исследования показывают, что для соответствия экономики критериям инновационной, способной конкурировать на мировой арене, доля участников рынка труда, составляющих категорию «знание», должна составлять не менее 25 процентов от общего числа занятых. Естественно, что такие кадры нужно готовить, а для оценки их квалификации должны применяться квалификационные тесты. Авторами представлен анализ конкурсного движения и опыт организации государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования с применением стандартов WorldSkills для профессий креативной индустрии на примере образовательной практики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина», отмечены существующие сегодня недостатки и сложности применения стандартов. На основе анализа составлены рекомендации, которые позволят повысить уровень подготовки кадров для креативной индустрии. Ключевые слова: среднее профессиональное образование, воспроизводство человеческого капитала, федеральные государственные образовательные стандарты, стандарты WorldSkills, управление образовательным процессом
Статья поступила в редакцию 14 сентября 2018 года.
Каганов В.Ш., Табатадзе Л.М. Формирование человеческого капитала для креативной индустрии и вопросы стандартизации WorldSkills: практика и возможности. Государственная служба. 2018. № 5. С. 43-47.
FORMATION OF HUMAN CAPITAL FOR THE CREATIVE INDUSTRY AND STANDARDIZATION ISSUES OF WORLDSKILLS: PRACTICE AND OPPORTUNITIES
VENIAMIN S. KAGANOV, Dr. Sci. (Economics), Professor, Chair of Foreign Studies and International Collaboration Institute of Public Administration and Civil Service
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, prospekt Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: [email protected]
LIANA М. TABATADZE, Director
Moscow state budget professional educational multidisciplinary College named after Krasin L. B. (8, ul. Velozavodskaya, Moscow, Russian Federation, 115280) E-mail: [email protected]
Abstract: The article notes the increased influence of the creative industry on GDP growth and economic development. It is emphasized that the post-industrial society needs a new generation of personnel, able to originally solve non-standard problems of modern development. Studies show that in order for an economy to meet the criteria of innovation that can compete on the world stage, the share of labor market participants in the category of 'knowledge' should be at least 25 percent of the total number of employees. Naturally, such personnel should be trained, and qualification tests should be used to assess their qualifications. The authors present the analysis of the competitive movement and the experience of the organization of the state final certification in the system of secondary vocational education with the use of WorldSkills standards for creative industries on the example of the Moscow State budget professional educational multidisciplinary College named after Krasin L. B. The existing shortcomings and difficulties in the application of standards are noted. Based on the analysis, recommendations have been made that will improve the level of training for the creative industry.
Keywords: Secondary professional education, the reproduction of the human capital, Federal state educational standards, WorldSkills standards, management of educational process
The article was received on September 14, 2018.
Kaganov, V., Tabatadze, L, Formation of human capital for the creative industry and standardization issues of WorldSkills: practice and opportunities. Gosudarstvennaya sluzhba. 2018. №5. P. 43-47. In Russian
Введение
Одним из механизмов роста современной экономики становятся творчество и его реализация через создание инновационных продуктов и услуг. Экономика, формируемая носителями оригинальных, нестандартных идей, направленная на реализацию потребностей постиндустриального общества, получила название креативной. Это понятие ввел в оборот научной литературы Джон Хокинс в 2000 году [Хокинс, 2011]. Креативную экономику формируют креативные личности, обладающие способностью продуцировать новые знания [Степанов, Савина, 2013. С. 106], и креативная индустрия, в которой они могут реализовать свой потенциал. Согласно прогнозам экспертов, потенциал креативной индустрии в России в течение ближайших десяти лет может увеличиться в четыре раза и стать одним из факторов экономического роста1. Креативная индустрия, включая в себя различные виды деятельности в области искусства, культуры, бизнеса, технологий, распространяет свое влияние на экономические показатели многих отраслей.
В мировой науке имеется несколько моделей классификации отраслей креативной индустрии2, включая модели, разработанные ЮНЕСКО и Всемирной организацией интеллектуальной собственности; наиболее распространенными являются британская и американская модели.
Анализ и обобщение различных подходов позволяет выделить три основных группы отраслей: креативное прикладное творчество (продукты и услуги для продажи: искусство и антиквариат, архитектура, мода, издательская деятельность, реклама, народные промыслы), искусство (визуальное и исполнительское: музыка, танцы, театр, кино- и видеопроизводство, фотография, радио и телевидение), креативные технологии (Интернет и программное обеспечение, цифровые медиа, игры и анимация, графический дизайн, веб-дизайн).
Признанными мировыми центрами креативной индустрии являются Азиатско-тихоокеанский регион ($743 млрд среднегодовой доход, 33% в общем объеме продаж, 43% рабочих мест на рынке труда), Европа ($709 млрд среднегодовой доход, 32% в общем объеме продаж, 26% рабочих мест на рынке труда), Североамериканский регион ($603 млрд среднегодовой доход, 28% в общем объеме продаж, 16% рабочих мест на рынке труда)3.
В России в 2017 году доля креативной индустрии в
1 Российская теория развития креативной индустрии [Электронный ресурс] // Бюллетень о сфере образования Аналитического центра при Правительстве РФ. 2017. № 13. С. 13. http://ac.gov.rU/files/publication/a/14651.pdf
2 Creative economy report [Электронный ресурс] // The challenge of assessing the creative economy. 2008. С. 11. http://www.unctad. org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf
3 Российская теория развития креативной индустрии [Электронный ресурс] // Бюллетень о сфере образования Аналитического центра при Правительстве РФ. 2017. № 13. С. 5-6. http://ac.gov.rU/files/publication/a/14651.pdf.
ВВП составила 0,5%4: что сопоставимо с такими отраслями, как рыболовство (0,3%) и гостиничный бизнес (0,9%). Доля рабочих мест, созданных в 2017 году компаниями креативной индустрии, в Москве составляет 17%, в Санкт-Петербурге - 10%. Аналитики ожидают существенный рост доли креативной индустрии в ВВП России к 2025 году [Каганов, 2018. С 81-86]: до 2%, а это сравнимо с коммунальными и социальными услугами (1,8%), а также образовательными (3%). При этом лидирующими отраслями российской креативной индустрии являются информационные технологии, реклама и издательское дело. В этой связи особое значение приобретает совершенствование подходов и методики подготовки кадров для отраслей креативной индустрии.
Целевая модель компетенций-2025, ожидания работодателей и стандартизация WoгldSkills: ключевые противоречия
Последние исследования, проведенные совместно Бостонской консалтинговой группой и Сбербанком «Россия 2025: от кадров к талантам»5, показывают, что основная часть роста мирового ВВП обеспечена 25 странами, которые задали стандарты развития. Другие страны демонстрировали эпизодический рост или показатели, равные или ниже так называемого умеренного роста. Страны с самими высокими показателями имеют ряд общих характеристик, в том числе:
свыше 50 тысяч долларов - ВВП на душу населения по паритету покупательной способности;
45 лет - средний возраст работающего населения, 60% населения охвачено третичным образованием (в соответствии с Международной стандартной классификацией образования в России к третичному образованию можно отнести среднее профессиональное и высшее образование);
входят в Топ-30 рейтинга индекса человеческого развития;
развитая цифровая экономика;
более 25% рынка труда занимают специалисты категории «Знание».
Согласно классификации Й. Расмуссена, категория «Знание» характеризуется следующими параметрами: «более 50% задач подразумевают аналитическую работу, импровизацию, творчество, работу в условиях неопределенности; имеется высокая автономность при принятии решений; требуются высокий уровень образования, длительный цикл подготовки, широкий кругозор»6.
Таким образом, чтобы успешно конкурировать на глобальном рынке труда в условиях интенсивного развития технологий и автоматизации для выполнения рутинных задач, квалификация российских специалистов должна соответствовать так называемой «компетентностной модели-2025» [Манахова, 2018. С. 6-11], предполагающей
4 Там же. С. 7-8.
5 www.bcg.com/ru-ru/default.aspx
6 https:/ /www.iwolm.com/wp-content/downloads/ SkillsRulesAndKnowledge-Rasmussen.pdf
три группы навыков: когнитивные, социально-поведенческие и цифровые. Этот тезис подтверждается рядом исследований.
Так, согласно исследованию «Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей»7, руководители компаний в целом больше ценят такие качества, как готовность брать на себя ответственность (55% респондентов), умение учиться, осваивать новое (49% респондентов) и умение находить решение в нестандартных ситуациях (40%). При этом руководители предприятий, активно работающих с инновациями, наибольшее внимание уделяют именно умению выпускника переучиваться и осваивать новое в профессии.
Рассматривая профессиональное образование как систему формирования человеческого капитала, в том числе для креативной индустрии, необходимо обозначить нормативно-правовое поле, регулирующее содержание образования. Это федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), профессиональные стандарты и стандарты (компетенции) международного движения WorldSkills.
Движение WorldSkills на сегодняшний день позиционируется как один из основных механизмов повышения качества профессионального образования и приведения квалификации выпускников в соответствие с требованиями рынка труда. Именно поэтому реализуется установка на увеличение охвата студентов колледжей конкурсным движением по стандартам WorldSkills, а также повсеместно вводится практика проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills как государственного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации8.
Сфер, в которых компетенции WorldSkills, соответствуют отраслям креативной экономики, пока не так много9, к ним относятся:
графический дизайн, веб-дизайн и разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, 3D-моделирование для компьютерных игр (категория креативной индустрии - креативные технологии);
ювелирное дело, технология моды, печатные технологии в прессе (категория креативной индустрии - креа-
7 Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс] // Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований «Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей». 2016. Вып. 1 (27)//https:// www.hse.ru/data/2016/08/01
8 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2017 г. № 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968», ФГОС СПО Т0П-50.
9 Официальный сайт Регионального координационного центра движения WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. https://
worldskills.moscow/kompetencii/
тивное прикладное творчество);
видеопроизводство, фотография, звукорежиссура (категория креативной индустрии - искусство).
Движение WorldSkills в России вносит большой вклад в популяризацию среднего профессионального образования, в формирование молодых профессионалов в различных отраслях. Вместе с тем, есть значительный нереализованный потенциал для максимизации вклада WorldSkills в повышение качества профессионального образования и его ориентации на перспективные потребности работодателей.
Многочисленные публикации, оценивающие внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в практику государственной итоговой аттестации (ГИА) студентов среднего профессионального образования [Смолина, 2017. С. 88-89; Башанова и др., 2017. С. 663-664], а также опыт участия в чемпионатах WorldSkills, наряду с достижениями свидетельствуют о наличии ряда проблем:
несоответствие ряда компетенций WorldSkills перечню специальностей и профессий по федеральным государственным образовательным стандартам СПО;
недостаточность материально-технической базы для подготовки обучающихся в соответствии с международными стандартами;
неполная сопоставимость сложности заданий по разным компетенциям WorldSkills и критериальной системы оценивания;
отсутствие единой методики формулирования заданий демонстрационных экзаменов, которые зачастую фрагментарно копируют задания чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills;
сложность достижения независимой оценки квалификаций, так как эксперты и экзаменаторы являются представителями одной системы - системы образования;
недостаточный уровень профессиональной подготовки преподавателей, осуществляющих подготовку учащихся к чемпионатам и демонстрационным экзаменам.
По мере развития движения осуществляются корректировки и совершенствование подходов.
Однако есть еще одна, трудно решаемая проблема - это недостаточно высокий профессиональный уровень привлекаемых для экзамена экспертов. Так, например, при проведении в июне 2018 года в Московском многопрофильном техникуме им. Л.Б. Красина (далее ММТ им. Л.Б. Красина) демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills экспертами выступали педагогические работники системы образования Москвы, имеющие сертификаты, но не имеющие соответствующего образования и практического опыта работы (в том числе педагог-психолог, учитель физкультуры, преподаватель правовых дисциплин и т.п.). По компетенции «Печатные технологии в прессе» национальный эксперт является преподавателем колледжа и не имеет практического опыта работы в полиграфической отрасли10; менеджером
10 http://mipkif.mskobr.ru/info_edu/staff/kafedra_special_nosti. poligraficheskoe_proizvodstvo/marunova_irina_vyacheslavovna/
Таблица. Результаты мониторинга сайтов по трудоустройству
Data chart. Monitoring results of employment sites
Наименование сайта Общее кол-во просмотренных вакансий Кол-во вакансий, содержащих в описании слова WorldSkills, Ворлдскилз, РКЦ, демонстрационный экзамен Кол-во резюме, содержащих в описании слова WorldSkills, Ворлдскилз, РКЦ, демонстрационный экзамен
HeadHunter.ru (hh.ru) 674 857 10 (0,0015%) (работодатели: Союз Ворлдскилз, РКЦ) 400 (0,06%)
Superjob.ru «Работа в России» trudvsem.ru 60 657 154 210 4 (0,0066%) (работодатели: колледжи, школы) 0 (0%) 300 (0,49%) 42 (0,03%)
компетенции также является преподаватель колледжа без опыта работы в отрасли11.
Этот частный случай демонстрирует существование более серьезной проблемы - недостаточное качество конкурсных заданий и оценивание их результатов. Так, экспертиза заданий демонстрационного экзамена по компетенции «Печатные технологии в прессе» 2018 года12 выявила 60 ошибок, из них 24 - критические, которые в условиях реального полиграфического производства приведут к невозможности выполнения задания (экспертиза проведена В.Н. Румянцевым, заведующим отделом печатных машин ЗАО «НИИПОЛИГРАФМАШ»).
Отсутствие профильного образования, опыта работы в промышленности, владения терминологией и квалиме-трическими средствами по любой из компетенций может привести к сбоям в системе выявления профессионалов на уровне высочайшего мастерства.
Другая, на наш взгляд, наиболее трудная проблема, заключается в следующем. Задания по стандартам WorldSkШs, как правило, оценивают скорость и степень автоматизированности при решении рутинных задач. При этом ограниченный набор материально-технических средств, имеющихся в распоряжении конкурсантов, не позволяет им в полной мере принять творческие решения, используя новые креативные технологии. Это также противоречит задаче подготовки профессионалов, способных принимать решения в условиях неопределенности и обладающих способностью к творческой мыслительной деятельности.
Вышеописанные проблемы и связанные с ними противоречия между квалификацией выпускников профессиональных образовательных организаций и ожиданиями работодателей подтверждаются мониторингом, проведенным одним из авторов данной статьи в июле
11 http://mipkif.mskobr.ru
12 http://printcollege.ru
2018 года. Анализировались вакансии, размещенные на крупнейших сайтах по поиску работы за период с июня 2017 года по июнь 2018 года: HeadHunter.ru, Superjob. ги, trudvsem.ru. Рассматривались все вакансии, отдельно изучались вакансии по направлению «Студенты / начало карьеры».
Результаты мониторинга (таблица) не выявили значимой заинтересованности работодателей в профессиональных навыках выпускников, демонстрируемых по существующей системе демонстрационных экзаменов WoridSkШs.
Пути разрешения противоречий стандартизации WoгldSkills с учетом возможностей образовательных организаций
Несмотря на описанные выше проблемы стандартизации шогмбиш, безусловно, следует отметить и положительные эффекты. В первую очередь, это возможность унифицировать систему оценивания выполненных заданий, базирующихся на требованиях профессиональных стандартов. Вместе с тем, для оценки качества подготовки по профессиям и специальностям для креативной индустрии, по нашему мнению, необходимо вводить дополнительные модули заданий, кейсы (например, может оцениваться способность находить и применять практическую новизну при решении комплекса профессиональных задач). Такой подход апробирован в Московском многопрофильном техникуме им. Л.Б. Красина в рамках подготовки по специальностям и профессиям креативной индустрии: реклама, издательское дело, печатное дело, дизайн (по отраслям), производство изделий из бумаги и картона, графический дизайнер.
Практику и результаты применении стандартов WorldSkШs при организации образовательного процесса в техникуме целесообразно рассматривать во внутренней системе качества образования как элемент, дополняемый другими компонентами, что позволяет решать комплексные задачи.
Во-первых, весь комплекс форм и методов подготовки специалистов сфокусирован на формировании предметных, межпредметных и метакомпетенций с учетом целевой модели компетенций-2025.
Во-вторых, подготовка студентов к чемпионатам по стандартам WorldSkШs по компетенциям «графический дизайн», «печатные технологии в прессе» является одним из нескольких направлений наряду с другими внутренними образовательными проектами:
«Школа успеха молодого москвича» - программа дополнительного образования, направленная на популяризацию философского и логического знания;
«Полиграфический полигон» - учебно-производственная типография полного цикла, в которой студенты работают в условиях реального производства;
«Полиграфический цех» - арт-центр современного искусства, открытый на базе техникума, деятельность которого включает в себя организацию выставок, лекции, экскурсии и мастер-классы.
В-третьих, процедура государственной итоговой аттестации выпускников техникума кроме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills включает в себя обязательную подготовку выпускной квалификационной работы по реальным заказам предприятий креативной индустрии.
Исходя из изложенного, стоит подчеркнуть, что при подготовке студентов в ММТ используется методология WorldSkills, но она не является единственной для качественной подготовки специалиста креативной индустрии. Обязательным элементом подготовки специалистов для креативной индустрии является развитие логических компетенций как основы творческого мышления, а также участие студентов в реальных производственных и творческих проектах. Результаты такого подхода можно проследить на примере итогов демонстрационного экзамена по компетенции «Графический дизайн», проводившегося в июне 2018 года.
100% студентов выпускных групп по специальностям «Дизайн (по отраслям)» и «Реклама» приняли участие в демонстрационном экзамене, все они набрали балл выше среднего по данной компетенции в текущем учебном году. При этом средний балл студентов техникума по первому уровню сложности составил 59,28, а средний балл по стране - 46,08. Чемпионатный (максимально возможный) балл по стране составляет 80,71.
Выводы
Таким образом, рассматривая противоречия между все возрастающими требованиями к специалистам для креативной индустрии и системой стандартизации WorldSkills, можно сделать следующие выводы:
Стандарты WorldSkills не в полной мере учитывают
Литература
Башанова К.А., Громова Т.А., Селюн Е.В. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WORLDSKILLS в учебный процесс СПО // Решетневские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник. Красноярск, 2017. С. 663-664.
Каганов В.Ш. Управление изменениями в общеобразовательной школе с учетом развития креативной экономики. Государственная служба. 2018. №2. С. 81-86.
Манахова И.В. Цифровое будущее и глобальная экономическая безопасность. Экономическая безопасность и качество. 2018. №1. С. 6-11.
References
Bashanova, K. A., Gromova, T. A, Selyun, E. V, The introduction of the demonstration exam on the WORLDSKILLS standards in the Secondary professional education process // Reshetnev readings. Materials of the international scientific-practical conference. Collector Krasnoyarsk, 2017. P. 663-664. In Russian John Hawkins. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas / translation from English by Shcherbakova, I. M.: Klassika XXI, 2011. 256 p. In Russian Kaganov, V S., Management of changes in the general education school, taking into account the development of creative economy. Gosudarstvennaya sluzhba. 2018. №2. P. 81-86. In Russian
требования к качеству подготовки специалистов для креативной индустрии.
Использование имеющихся стандартов приемлемо при условии формирования конкурсных заданий и заданий демонстрационного экзамена с учетом требований профессиональных стандартов, привлечения к экспертному сообществу WorldSkills достаточного числа профессионалов, имеющих производственный опыт, повышение квалификации действующих экспертов на ведущих предприятиях.
В целях повышения качества подготовки специалистов для креативной индустрии с учетом позитивных практик и на основе анализа действующих стандартов WorldSkills предлагаем следующие решения:
Провести анализ содержания заданий чемпионатов и демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills на предмет их соответствия требованиям подготовки кадров для креативной экономики.
Актуализировать содержание заданий в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по соответствующим профессиям и специальностям и запросам работодателей.
Ввести в задания дополнительные модули - кейсы, оценивающие способность решать творческие, нерутинные задачи.
Рассматривать методологию оценки знаний на основе подходов WorldSkills как часть системы качества образования, которые необходимо дополнять заданиями, направленными на формирование у студентов логических компетенций и организацию междисциплинарной проектной работы в условиях реального производства.
При отборе экспертов, оценивающих выполнение заданий, учитывать их опыт практической деятельности на передовых производствах.
Смолина О.А. Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами WorldSkills. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. С. 88-89.
Степанов А.А., Савина М.В. Креативная экономика: сущность и проблемы развития. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12. С. 106.
Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги / пер. с англ. И. Щербакова. М.: Классика XXI, 2011. 256 с.
Manahova, I. V., Digital future and global economic security. Ekonom-icheskaya bezopasnost i kachestvo. 2018. № 1. P. 6-11. In English Smolina, O. A., Features of the final certification of graduates of professional educational organizations in accordance with the WorldSkills international standards. Uchenye zapiski Zaba-jkalskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Professionalnoe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2017. P. 88-89. In Russian
Stepanov, A. A., Savina, M. V., Creative economy: essence and problems of development. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2013. № 12. P. 106. In Russian