ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ: ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А.С. Дмитриева, студент
Научный руководитель: Д.Р. Орлова, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10419
Аннотация. Бюджетно-налоговая политика является основой финансово-кредитного механизма управления экономикой. Эффективная бюджетно-налоговая политика является одним из условий динамического развития экономики. В статье рассматриваются основные направления формирования бюджетно-налоговой политики РФ на 2020-2021 годы. В процессе исследования были использованы элементы анализа и синтеза, выявлены основные направления и перспективы, а также оценена возможность выполнения запланированных показателей.
Ключевые слова: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, налоги, поступления, Covid-19.
Бюджетная система Российской Федерации строится на основе экономических отношений, государственного и админист-ративно-устройств и урегулирована нормами права.
Рассматривая бюджетную систему с более широкой точки зрения, можно ее охарактеризовать как совокупность элементов и категорий, составляющих предмет бюджетного права. Таким образом, бюджетная система может определяться структурой Бюджетного кодекса РФ, второй части, где в разделе «Бюджетная система РФ» перечислены все составляющие, входящие в эту систему [1]:
- бюджетное устройство РФ;
- доходы бюджетов;
- расходы бюджетов;
- сбалансированность.
Самой распространенной классификацией доходов бюджета является их разделение на налоговые и неналоговые поступления, а также на доходы от операций с капиталом [3].
Глобальные вопросы консолидации налоговых платежей и распределение их по статьям бюджетных расходов определяются налогово-бюджетной политикой государства, которая является частью законодательства и влияет на формирование налогового законодательства и, в результате, на сумму уплачиваемых налогов. Бюджет-
но-налоговая политика государства - это очень сложный феномен в государственном управлении, для которого характерны достаточно специфические виды государственной деятельности. Также это составная часть общей экономической политики государства, которая влияет на экономику через государственные расходы и налогообложение. Бюджетно-налоговое регулирование осуществляется с помощью использования бюджетных и налоговых мер и является общим направлением регулирования социально-экономических процессов, существующих в стране. Роль и место фискальной политики в системе государственного регулирования экономики зависит от трех основных факторов: позиция государства в процессе регулировании экономики, чувствительности экономической среды к колебаниям в налоговой сфере и той части национального продукта, движение которой осуществляется государством с помощью инструментов фискальной политики.
Если говорить о современном периоде, то ему свойственно решение достаточно амбициозных, но в то же время жизненно важных государственных задач. Тяжелый период развития экономики РФ, его опыт и ошибки обязательно должны быть учтены при планировании экономического развития. На ближайшие годы в экономике
РФ был запланирован рост большей части ключевых показателей экономического развития. Бюджет и на 2020 и на 2021-
2022 года планируется профицитный, то есть доходы будут превышать расходы (табл.) [5].
Таблица. Параметры федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 годах [4]
Показатели 2019 2020 2021
Доходы, трлн руб. 20,0 20,2 21.0
в% к предыдущему году с поправ кон мл инфляцию 102,6 97,3 100,0
в % к ВВП 18,9 18,3 17,7
В г. ч. нефтегазовые, трлн руб. 8,3 7,9 8,0
н % к предыдущему году с поправкой на инфляцию 91,5 91,7 97,4
в % к ВВП 7,8 7,2 6,8
в % ко всем доходам 41,5 39,1 38,1
Расходы, грлн руб. 18,1 19,0 20,0
в % к предыдущему году с поправкой на ннфляпню 99,7 101,1 101,2
Профпнит (+) / дефицит (-), грлн руб. +1,9 +1,3 +1,0
в % к ВВП 1,8 14 0,8
Данные показатели бюджета рассчитаны при условии уровня инфляции 3%, такой прогноз роста цен в 2020 году. Нужно отметить, что Центробанк в октябре 2019 года изменил прогноз по поводу роста цен: с 4-4,5% до 3,2-3,7% по итогам 2019 года и 3,5-4% в 2020 году. А прогноз Минэкономразвития считает более реальным показатель в 3,8%. Низкий уровень инфляция даст возможность правительству сэкономить на переоценке бюджетных расходов на следующий период.
Нефтегазовые доходы планируются в объеме 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые - 12,907 трлн рублей. Таким образом в общей объеме доходной части бюджета нефтегазовые поступления составят 36,7%.
Сбор НДС по внутренним операциям должен составить 4,508 трлн рублей, а по операциям, связанным с импортом -2,983 трлн рублей. Объем полученных средств от налога на прибыль - 1,210 трлн рублей.
Также Министерство финансов РФ планирует очередное увеличение поступлений в бюджет от дивидендов государственных компаний. Их сумма должна составить 760 млрд рублей в 2020 году, 931 млрд рублей в 2021 году и 1,076 трлн рублей - в 2022 году. Основной особенностью бюд-
жетов 2020-2021 гг. является то, что несмотря на рост доходов бюджета, их доля в объеме ВВП будет постепенно снижаться по причине снижения доли нефтегазовых доходов.
Что касается расхода средств федерального бюджета, то приоритет будет за программами, которые способствуют выполнению целей развития и реализации задач, поставленных Президентом РФ перед Федеральным собранием в ежегодном послании. Финансирование национальных проектов вырастет на 10%. До 1,982 трлн в
2020 году и до 2,217 трлн рублей в 2021 году. При этом все средства, не потраченные на реализацию национальных проектов в 2019 году, будут перенесены по тем же направлениям на следующий период.
Наиболее заметный рост расходов планируется по социальным направлениям и программам улучшения качества жизни населения. То есть бюджет 2020 года в большей степени ориентирован на улучшение социальных условий. Всего на социальную сферу Правительство РФ направит 5,01 трлн в 2020 году, 5,046 трлн в
2021 году и 4,827 трлн рублей в 2022 году.
Другие наиболее затратные статьи
бюджета это национальная оборона с расходами 3,1 трлн в 2020 году, а также вло-
жения в национальную экономику (2,638 трлн в 2020 году), финансирование организаций национальной безопасности и правоохранительных органов (2,458 трлн рублей), а также здравоохранение (1,022 трлн рублей).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что федеральный бюджет 2020 года планировался с большей социальной направленностью, а также со значительным повышением расходов на здравоохранение.
Выполнения запланированных бюджетных показателей, 2020 год внес достаточно серьезные изменения в реализацию амбициозных планов, несмотря на мнимую легкость их осуществления. Большинство специалистов в экономической сфере полагает, что в ближайшие несколько лет Россию ожидает новый откат в экономическом развитии, сопутствующий финансовым кризисом, падением цен на нефть и остановкой промышленности на время пандемии Covid-19 весной 2020 года. Некоторые важнейшие показатели, например нефтегазовые доходы государства, которые были запланированы на высоком уровне, на сегодняшний день не представляется возможным достичь, так как бюджет РФ планировался из расчета стоимости нефти $57 за баррель, а в апреле 2020 года ее цена на мировом рынке упала до критически низкого уровня. В один из дней она достигла 20 долларов за баррель, а в начале мая показала тенденцию к росту. Каждый день цена на нефть резко меняется, а по прогнозам средняя цена на нефть в 2020 году составит не более 30 долларов.
Так, министр финансов, Антон Силуа-нов, заявил, что откат ВВП в 2020 году в России составит около 5%, а доходы в бюджет сократятся примерно на 4 триллиона рублей, в том числе минус 1,5 триллиона нефтегазовых доходов и около 2 триллионов ненефтегазовых. В целом дефицит бюджета будет около 4% ВВП [6].
Также дополнительные финансовые расходы повлекла за собой пандемия Соу1ё-2019. Она, во-первых, привела практически к полной остановке промышлен-
ности, кроме жизнеобразующих предприятий, что очень сильно повлияло на бюджетные доходы, а во-вторых, потребовала дополнительных средств в сферу здравоохранения на обустройство дополнительных мест в больницах и закупку дорогостоящего оборудования, в особенности аппаратов для искусственной вентиляции легких для особо тяжелых пациентов.
Благодаря пандемии Соу1ё-19 в России обострилась проблема налогово-бюджетной системы, которую теперь чувствует весь малый и микробизнес. Как оказалось, планы на профицитный бюджет были грандиозными, но в итоге, нет даже половины средств, чтобы помочь предприятиям, попавшим под удар эпидемии. Так Германия выделила треть своего ВВП, чтобы поддерживать малый бизнес, а Россия лишь 0,3%. Пробелы в законодательстве позволяют многим организациям функционировать несмотря на запреты властей и просьбы о соблюдении карантинных мер.
В итоге можно сделать вывод, что бюджет и на 2020 и на 2021-2022 года планировался профицитный, но в связи с возникшей пандемией, планы поменялись, доходы в бюджет по прогнозам сократятся на сотни миллиардов рублей, а сам бюджет ожидается с профицитов в 4% от ВВП. При этом существенные коррективы в бюджетное планирование внесли падение мировых цен на нефть, которая ожидается в 2020 на уровне 30 долларов, и карантинные меры, вызванные пандемией Covid-19. Следовательно, цель исполнения планируемых показателей в 2020 году точно не будет достигнута в связи с печальными прогнозами от министров и аналитиков в адрес бюджета, собираемости налогов и роста ВВП в России. Так за период карантина на территории РФ ВВП страны сократился на 8%, а дальнейшее падение во втором квартале моет составить 16% годового ВВП. Остается лишь надеяться, что Правительство РФ сумеет хоть как-то смягчить удар по экономике и выйти из пандемии Covid 2019 с минимальными потерями несмотря на не утешающие прогнозы.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (Дата обращения: 20.05.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения: 20.05.2020)
3. Комягин Д.Л. Бюджетное право: учебник для вузов / Д.Л. Комягин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 44 с. (Дата обращения: 20.05.2020)
4. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Федеральный бюджет РФ на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития // Вестник Института экономики РАН. - 2019. - №1. - С. 18.
5. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ (Дата обращения: 20.05.2020)
6. Минфин предрек дефицит бюджета России на уровне 4% ВВП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ko.ru/news/minfin-predrek-defitsit-byudzheta-rossii-na-urovne-4-
vvp/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referтer=https%3A%2F%2Fyandex.ru %2Fnews (Дата обращения: 19.05.2020)
FORMATION OF THE BUDGET AND TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE COMING YEARS: PLANS AND PROSPECTS
A.S. Dmitrieva, Student
Supervisor: D.R. Orlova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. Fiscal policy is the basis of the financial and credit mechanism for managing the economy. Effective fiscal policy is one of the conditions for the dynamic development of the economy. The article considers the main directions of forming the budget and tax policy of the Russian Federation for 2020-2021. In the course of the research, elements of analysis and synthesis were used, the main directions and prospects were identified, and the possibility of meeting the planned indicators was evaluated.
Keywords: fiscal policy, fiscal policy, taxes, revenue, Covid-19.