Научная статья на тему 'Формирование бюджета региона: теория и практика'

Формирование бюджета региона: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТ РЕГИОНА / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Елена Ивановна, Воробьев Юрий Николаевич

Проведен анализ ситуации в экономике региона. Установлено, что на экономику региона воздействует экономический кризис в стране. Это отражается на объемах валового регионального продукта, инвестициях в основной капитал. Показано, что формирование бюджета региона зависит как от величины налоговых поступлений, так и безвозмездной помощи со стороны федерального бюджета. Среди налоговых поступлений лишь один налог на доходы физических лиц имел позитивную динамику в последние годы. Обоснована необходимость повышения доходов населения как важного и надежного источника налоговых поступлений в доходы бюджета региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование бюджета региона: теория и практика»

УДК 349.6

Воробьева Елена Ивановна,

д.э.н., профессор,

кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Воробьев Юрий Николаевич,

д.э.н., профессор,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economics, professor, Department of Public Finance and Banking, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Vorobyov Yuri Nikolaevich,

Doctor of Economics, professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА FORMATION OF THE REGION BUDGET: THEORYAND PRACTICE

Проведен анализ ситуации в экономике региона. Установлено, что на экономику региона воздействует экономический кризис в стране. Это отражается на объемах валового регионального продукта, инвестициях в основной капитал. Показано, что формирование бюджета региона зависит как от величины налоговых поступлений, так и безвозмездной помощи со стороны федерального бюджета. Среди налоговых поступлений лишь один налог на доходы физических лиц имел позитивную динамику в последние годы. Обоснована необходимость повышения доходов населения как важного и надежного источника налоговых поступлений в доходы бюджета региона.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, бюджет региона, валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджета.

The analysis of a situation in region economy is carried out. It is established that the economy of the region is influenced by an economic crisis in the country. It affects volumes of a gross regional product, the investments into fixed capital. It is shown that formation of the region budget depends on the size of tax revenues, and uncompensated aid from the federal budget. Among tax revenues only one tax on the income of natural persons had positive dynamics in recent years. The need of increase in the income of the population as important and reliable source of tax receipts in the income of the region budget is proved. Keywords: budget, budget income, region budget, gross regional product, tax income of the budget.

ВВЕДЕНИЕ

На уровне региона или субъекта Российской Федерации основным финансовым фондом является региональный бюджет, который оказывает серьезное влияние социально-экономическое развитие. При этом формирование бюджета региона иногда имеет не меньшее значение, чем его использование для финансирования социально-экономических мероприятий.

Бюджет региона важен потому, что он аккумулирует значительные денежные потоки, поступающие от хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в виде налогов и сборов, а также различных неналоговых поступлений. Величина регионального бюджета, структура его наполнения, источники формирования, субъекты, которые участвуют в этом процессе — все это вместе определяет региональный бюджет, делает его значимым финансовым инструментом в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации.

Вопросы формирования бюджета субъекта федерации рассматривались с различных сторон, в том числе с точки зрения теории и практики. Можно выделить ряд авторов, которые раскрывали отдельные положения по формированию бюджета региона, в частности: Агузарова Ф.С. [1], Алан-

27

даров Р.А. [2], Воробьева Е.И. [4, 5, 6], Журавлева Т.А. [7], Иванова Н.Г. [8], Иванова О.Б. [9], Печенская М.А. [12], Сугарова И.В. [13] и другие.

Однако изменение экономической ситуации в стране требуют дальнейших исследований в области формирования бюджетов региона. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является раскрытие основных теоретических и практических вопросов формирования бюджета региона в современных социально-экономических условиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Согласно Бюджетного кодекса «К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления» [3].

Оценивая перечень налогов и сборов, которые призваны обеспечивать формирование доходов бюджетов региона, следует обратить внимание, что заметную часть этих доходов составляют доходы, связанные с налогами на добычу полезных ископаемых, акцизами на спиртосодержащи-еся продукты, акцизы на бензин и дизельное топливо. Самая общая оценка налоговых доходов в бюджеты субъектов федерации показывает, что средств для формирования действительно сбалансированных бюджетных доходов недостаточно. Среди представленных налоговых доходов во многих случаях нет тех, которые действительно могли бы полностью обеспечить самостоятельность бюджетов субъектов федерации.

Сравнивая налоговые доходы бюджетов субъектов федерации с налоговыми доходами федерального бюджета, можно прийти к следующим выводам:

1) федеральный бюджет наполняется за счет таких налоговых поступлений, как налоги от добычи полезных ископаемых, в частности, нефти и газа, налог на добавленную стоимость, в то время как доходы региональных бюджетов формируются за счет таких налогов как налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль предприятий и акцизные сборы;

2) перечень налогов и сборов, отнесенных к зачислению в доходы бюджетов субъектов федерации в целом недостаточны для формирования необходимого объема финансовых ресурсов, позволяющих регионам проводить эффективную бюджетную политику;

3) разделение налогов и сборов по уровню зачисления в доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации сделано без учета реальной потребности в финансовых ресурсов для выполнения функций и обязательств на уровне конкретных регионов.

В литературе вопросу о формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации уделяется достаточно серьезное внимание. В частности, Агузарова Ф.С. подробно рассматривала и оценивала роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В своем исследовании она пришла к выводу, что на уровне регионов и местного самоуправления роль косвенных и прямых налогов снижается, так как в эти бюджеты средства попадают не в полном объеме. Поэтому она делает вывод о необходимости более четкого закрепления косвенных и прямых налогов за определенными бюджетами бюджетной системы [1].

Аландаров Р.А., рассматривая резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обосновывает, что по каждому налогу и сбору имеются определенные резервы. которые следует задействовать для наполнения доходной части бюджетов. При этом обосновывается, что в одних региона эти резервы выше, чем в других. Отсюда, при оценке резервов роста доходов бюджетов необходимо проведение тщательного экономического мониторинга развития того или иного региона. Во многих регионах значительная часть экономики находится в теневом секторе. Выход из тени хотя бы части бизнеса и домашних хозяйств, может увеличить доходную часть бюджетов не на несколько, а на 15-20% [2].

Журавлева Т.А. обосновывает в своем исследовании роль налога на доходы физических лиц в доходах бюджетной системы региона. При этом она обращает внимание, что данный налог для регионов является одним из важных, если не самым главным налогом. В условиях экономического кризиса, который сейчас проявляется в России, доходы физических лиц заметно снижаются, снижается заработная плата, увеличиваются теневые доходы. Это негативно сказывается на формировании доходов региональных бюджетов. В своем исследовании она делает вывод, о необходимости увеличения доходов физических лиц. особенно работающих по найму, что может увеличить и поступления в доходную часть бюджета региона [7].

Значительную часть доходов бюджетов субъектов Российской Федерации составляют неналоговые доходы.

28

Согласно Бюджетному кодексу таких источников неналоговых доходов региональных бюджетов достаточно много, в частности, «доходы от использования имущества, доходы от продажи имущества, доходы отплатных услуг, части прибыли унитарных предприятий, плата за негативное влияние на окружающую среду, плата за использование лесов, доходов от продажи земельных участков, доходов от продажи объектов недвижимости, плата за пользование водными объектами, разовых платежей за пользование недрами, доходы от передачи в аренду земельных участков и т.п.» [3].

Объектом нашего исследования был выбран бюджет Краснодарского края. Это обусловлено многими причинами, в том числе тем, что данный регион является достаточно благополучным и имеет все условия для эффективного формирования своего краевого бюджета.

Прежде чем рассматривать процессы формирования бюджета Краснодарского края обратим внимание на ряд социально-экономических показателей развития региона (рис. 1).

млрд. руб.

2000,0 "

1800,0 -

1600,0 -

1400,0 "

1200,0 "

1000,0 -

800,0 -

600,0 -

400,0 -

200,0 " 0,0 -1

□ Валовой региональный продукт, млрд. руб.

1792,0

1663,0

1459,5

1720,3

2012 2013 2014 2015 годы

Рис. 1. Динамика валового регионального продукта Краснодарского края (Составлено по данным [11])

За 2012-2015 годы произошли определенные изменение в величине и динамике валового регионального продукта. Если с 2012 по 2014 год валовой региональный продукт увеличивался, то в 2015 году произошло его некоторое снижение. Основными причинами спада, по нашему, мнению является рецессия в российской экономике. Она была вызнана как внешними, так и внутренними причинами. Внешние причины — это падение цен на сырьевые товары, в частности, нефть, газ, металл, уголь и т.п., что экспортирует России на мировой рынок. Внутренние причины — это отсутствие экономические стимулов для развития национальной экономики. До кризиса 2014 года фактически экономика страны была ориентирована на экспорт сырья и товаров первичного сырьевого передела. Именно кризис показал всю пагубность такого пути. Однако до сегодняшнего дня в отечественной экономике не сформировались новые стимулы для инновационного развития. Практически большинство регионов страны, в т.ч. и Краснодарский край, не сформировал инновационную стратегию развития. Это означает, что темпы экономического роста главного показателя региона — валового регионального продукта будет еще некоторое время находится на отметке близкой к нулю. Иными словами, роста экономики не будет.

К сожалению, это негативная тенденция проявляется и в Краснодарском крае, несмотря на то, что данный регион является одним из наиболее благоприятных по многим параметрам среди российских регионов.

Одним из факторов не позволяющим повышать темпы роста валового регионального продукта является снижение объема инвестиций в экономику страны и, в частности, в экономику Краснодарского края (рис. 2).

29

млрд. руб .

1000,0 -

900,0 -

800,0 -

700,0 -

600,0 -

500,0 -

400,0 -

300,0 -

200,0 -

100,0 -0,0 -

□ Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб.

907,2

693,2

579,9

2013 2014 2015 г°ды

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал по Краснодарскому краю (Составлено на основе [11])

Снижение валового регионального продукта в регионе было однозначно обусловлено значительным уменьшением инвестиций в основной капитал.

Если в Краснодарском крае не примут мер по выходу из создавшейся неблагоприятной ситуации, то валовой региональный продукт не будет увеличиваться.

Инновационное развитие экономики в регионе может быть достигнуто только за счет постоянного и значительного прироста инвестиций. Естественно возникает вопрос, а есть финансовые ресурсы в регионе для осуществления инвестиций? Ответ может быть однозначный. Такие ресурсы в региональной бюджетной системе отсутствуют. Но финансовые ресурсы имеются у населения и части хозяйствующих субъектов. Их необходимо привлечь на выгодных условиях. Для этого в регионе необходимо осуществить выпуск облигационных займов, создавать публичные акционерные общества, которые бы ориентировались на создание инновационных продуктов. Такие товары можно было бы с успехом реализовывать как в самой России, так и стать экспортерами. Главное поставить задачу и целенаправленно ее осуществлять. Важно чтобы цель была не получить деньги и сними сбежать, как это часто бывает у «вороватых» предпринимателей, а создавать принципиально новое, которое получит поддержку у потребителя.

Несмотря на снижение объемов валового регионального продукта в Краснодарском крае объемы оптовой и розничной торговли практически не снижались (рис. 3).

Более того, данные за период 2012-2015 годов показывают рост объемов оптовой и розничной торговли. Это является очень важным показателем ситуации в регионе. Ведь рост этих показателей свидетельствует, что кризисные явления в экономике региона частично гасятся за счет притока туристов, которые обеспечивают рост торговли и улучшают многие показатели экономики региона. Следовательно, Краснодарский край имеет потенциал роста, но недостаточно его использует. Основная здесь причина ориентация не на собственные ресурсы, а на ожидание помощи от государства или прихода какого-то инвестора со стороны.

Мы считаем, что регион должен все более и более использовать свои природные возможности для экономического роста. Это и развитие сельского хозяйства, которое в регионе является самым благополучным во всей России. Это развитие курортов и туристской отрасли, но главное — это подъем промышленности в регионе. Будет активно функционировать промышленность в Краснодарском крае, будут необходимые финансовые ресурсы в регионе.

Подтверждением наших слов могут быть следующие данные (табл. 1).

Из представленных данных наглядно видно, что валовой региональный продукт в основном создается в нескольких отраслях, в частности, промышленности (обрабатывающие производства), а также оптовой и розничной торговле, строительстве, транспорте и связи, сельском хозяйстве. Однако больше всего налоговых поступлений в региональный бюджет Краснодарского края обеспечивает именно отрасли промышленности. На втором месте оптовая и розничная торговля,

30

□ Объем оптовой торговли, млрд. руб.

□ Объем розничной торговли, млрд руб.

1161,0

млрд. руб 1400,0 -1200,0 " 1000,0 -800,0 -600,0 -400,0 -200,0 -

0,0

2012 2013 2014 2015 годы

Рис. 3. Динамика объемов оптовой и розничной торговли по Краснодарскому краю (Составлено по данным [11])

Таблица 1. Взаимосвязь структуры валового регионального продукта со структурой налоговых поступлений от определенных отраслей экономки в доходы бюджета Краснодарского края за 2013 год *

Отрасли экономики Доля в валовом региональном продукте, % Доля налоговых пост доходы краевого бю уплений в джета, %

2013 2014 2015 2013 2014 2015

1. Строительство 18,6 19,8 14,5 10,7 10,7 7,6

2. Оптовая и розничная торговля 17,6 17,1 17,9 18,1 18,0 19,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Транспорт и связь 13,6 12,9 14,6 8,5 9,9 10,4

4. Сельское хозяйство 11,4 9,6 10,2 3,7 4,0 4,1

5. Обрабатывающие производства 11,3 11,3 12,4 19,7 22,5 21,1

6. Операции с недвижимым имуществом 6,6 7,8 8,7 9,8 5,0 10,6

7. Государственное управление и обеспечения военной безопасности 4,6 5,1 5,0 4,4 4,4 3,7

8. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,4 4,8 4,7 4,0 4,3 3,8

9. Образование 3,5 3,4 3,3 3,2 3,4 3,2

10. Гостиницы и рестораны 3,3 2,8 3,1 1,3 1,2 1,9

11. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,4 2,6 2,6 3,3 3,1 4,0

12. Прочие 1,4 1,8 2,1 4,2 4,0 4,6

13. Добыча полезных ископаемых 0,6 0,6 0,6 4,1 6,0 4,1

14. Финансовая деятельность 0,6 0,3 0,2 4,9 3,5 1,9

15. Рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,2 0,1 0,03 1,9

Итого 100 100 100 100 100 100

* Составлено по данным [10]

на третьем месте трансформ и связь. В совокупности эти три вида экономической деятельности в 2015 году обеспечили поступление налогов в краевой бюджет в доле 50,5%.

Отсюда, вывод напрашивается сам собой. Максимально возможное развитие промышленности в регионе. Но не любой промышленности, а такой, которая, во-первых, будет сама успешно развиваться; во-вторых, станет локомотивом для экономики региона; в-третьих, обеспечит инновационный прорыв; в-четвертых, увеличит возможности внутреннего потребления в регионе, что создаст дополнительные условия для экономического развития; в-пятых, будет стимулировать активность других хозяйствующих субъектов за пределами Краснодарского края.

Рассмотри показатели формирования доходов бюджета Краснодарского края (табл. 2).

31

Таблица 2. Показатели доходов бюджета Краснодарского края в 2013-2015 гг. *

2013 2014 2015

1. Налоговые доходы, млн. руб. 128800,0 143631 144129

2. Неналоговые доходы, млн. руб. 3000,0 3382,0 3215,0

3. Безвозмездные поступления 35100,0 35777,0 37315,0

Всего доходов 166980,0 182790,0 184659,0

* Составлено по данным [10]

Представленные данные характеризуют сложившуюся в 2013-2015 года ситуацию с формирование доходов бюджета Краснодарского края. Видно, что в 2015 году бюджет региона увеличился незначительно. Это было в основном достигнуто за счет роста безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Неналоговых доходов оказалось меньше, чем в 2014 году, а налоговые поступления увеличились всего на 498 млн. руб.

Вывод напрашивается один — экономика региона в 2015 году находилась явно в рецессии, что отражалось и на формировании регионального бюджета.

Рассмотрим налоговые поступления за 2013-2015 годы (табл. 3).

Таблица 3. Сравнительные показатели исполнения бюджета Краснодарского края по налоговым доходам за 2013-2015 году *

Налоговые поступления 2013 2014 2015

1. Налог на прибыль организаций 34500,0 40696 35383

2. Налог на доходы физических лиц 40900,0 48626 49781

3. Акцизы, в т.ч. 19100,0 16583 16141

• на алкогольную продукцию — 4487 4601

• на нефтепродукты — 12096 11540

4. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 9900,0 10860 11891

5. Налог на имущество организаций 17900,0 19803 22781

6. Транспортный налог 4600,0 4938 6026

7. Налог на игорный бизнес — 188 230

8. Налог на добычу полезных ископаемых - 155 154

9.Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 1900,0 1782 1742

Итого 128800,0 143631 144129

* Составлено по данным [10]

Из представленных данных видно, что налоговые доходы Краснодарского края формировались в 2015 году в основном за счет таких налогов как налог на доходы физических лиц, налог, полученный по упрощенной системе налогообложения, налог на имущество организаций, транспортный налог.

В то же время основной налог с хозяйствующих субъектов — налог на прибыль организаций был меньше, чем в 2014 году. Меньшими оказались и акцизы, что также не позволило увеличить налоговые поступления.

Следовательно, стремление увеличить доходы бюджета Краснодарского края можно только если стимулировать экономическое развитие. Это даст толчок росту заработных плат. А это сегодня для регионов один из главных источников формирования налоговых поступлений в бюджет.

Нам представляется целесообразным усилить контроль за своевременностью оплаты труда, установлением обоснованной заработной платы для предприятий и организаций, выявление «серых» зарплат или зарплат в конвертах. Приведение в целом всей работы по оформлению работников и оплаты его труда в соответствии с российским законодательством.

К сожалению, отсутствие в стране четкой системы тарификации и оплаты всех видов работ, обоснованных норм заработных плат на государственном уровне, которые служили бы критерием оценки труда работников во всех как государственных, так и частных предприятий, способствует тому, что сегодня существует разница в оплате труда за один и тот же труд на разных предприятиях. Это наносит вред экономике страны в целом, вносит определенный скепсис в вопросы социальной справедливости в России.

32

Поэтому, если государство и регионы заинтересованы в экономическом развитии и процветании, но необходимо начинать решение вопросов о справедливом распределении благ с помощью правильной оценки труда и его налогообложения. Это даст возможность существенно повысить доходы многих миллионов россиян, что в свою очередь благоприятно скажется на социальном климате в стране. Рост доходов даст значительный прирост налоговых поступлений, а также вложение в финансовые и инвестиционные инструменты, что станет одним из условий роста инвестиций в России.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования показали, что в Краснодарском крае в последние три года ситуация с формированием бюджета региона складывалась не лучшим образом. Это было обусловлено кризисными явлениями в экономике страны, но они в полной мере проявились и в регионе. Снижение объемы инвестиций в основной капитал стало спусковым механизмом снижения величины валового регионального продукта.

Региональные власти с большим трудом в 2015 году сформировали бюджет края и то с помощью финансовой поддержки из федерального бюджета. Налоговые доходы увеличились незначительно, что также отражает негативную динамику состояния экономики региона.

Единственным налогом, который может существенно повысить налоговые поступления в доходы бюджета Краснодарского края оставался налог на доходы физических лиц. Для его увеличения необходимо проводить серьезную работу в регионе по повышению заработной платы работников государственных и частных предприятий и организаций, росту числа работающих предприятий, выявление скрытой занятости, заработной платы в конвертах, теневых схем движения заработных плат и других доходов физических лиц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / Ф.С. Агузарова // Налоги и налогообложение. — 2014. — №10. — С. 910-918.

2. Аландаров Р.А. Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / Р.А. Аландаров // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2014. — №43 (229). — С. 27-39.

3. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/s/index.php (дата обращения 26.10.2016).

4. Воробьева Е.И. Бюджет Республики Крым: современное состояние и перспективы / Е.И. Воробьева, Ю.Н. Воробьев // Актуальные вопросы современной науки. — 2015. — №3 (7).

— С. 86-91.

5. Воробьева Е.И. Повышение эффективности управления бюджетом в Республике Крым / Е.И. Воробьева, Ю.Н. Воробьев // Альманах современной науки и образования. — 2015. — №6 (96). — С. 46-49.

6. Государственные и муниципальные финансы Российской Федерации: монография / под ред. д.э.н., профессора Е.И. Воробьевой. — Симферополь: ДИАИПИ, 2016. — 288 с.

7. Журавлева Т.А. Роль налога на доходы физических лиц в доходах бюджетной системы региона в условиях кризиса / Т.А. Журавлева // Налоги и налогообложение. — 2016. — №3. — С. 239-246.

8. Иванова Н.Г. Региональная бюджетная политика: теория, законодательство, практика : монография / Н.Г. Иванова. — СПб. : СПбГУЭФ, 2002. — 167 с.

9. Иванова, О.Б. Бюджетная политика: региональный аспект: монография / О.Б. Иванова. — Ростов н/Д : Изд-во РГСУ РИНХ, 2003. — 153 с.

10. Министерство финансов Краснодарского края: официальный сайт [Электронный ресурс].

— Режим доступа: www.minfinkubani.ru (дата обращения 26.10.2016).

11. Министерство экономического развития Краснодарского края: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.krasnodar.ru (дата обращения 26.10.2016).

12. Печенская М.А. Исследование функционирования бюджетной системы региона / М.А. Печенская // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2015.

— №5 (41). — С. 147-158.

13. Сугарова И.В. Региональные бюджеты в системе бюджетных отношений / И.В. Сугарова // Экономика и предпринимательство. — 2016. — №8 (73). — С. 1046-1050.

Статья поступила в редакцию 10 ноября 2016 года

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.