Научная статья на тему 'Повышение эффективности федерального бюджета Российской Федерации'

Повышение эффективности федерального бюджета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Елена Ивановна

Проведен анализ ситуации с формированием и использованием федерального бюджета Российской Федерации. Обосновано, что повышение эффективности доходов федерального бюджета возможно только при изменении ситуации в социально-экономическом развитии страны. Для этого необходимо, с одной стороны, масштабное увеличение внутреннего потребления как населением, так и хозяйствующими субъектами. С другой стороны, увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения России будет стабильно расти при значительном увеличении роста объемов внутреннего производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В совокупности это позволит обеспечить рост доходов федерального бюджета. Повышение эффективности расходов федерального бюджета должно быть обусловлено выбором тех направлений, которые в наибольшей степени смогут повлиять на социально-экономическое развитие страны. Определены основные направления расходования средств федерального бюджета, которые должны способствовать повышению его эффективности и повлиять на перспективы развития социально-экономической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности федерального бюджета Российской Федерации»

УДК 349.6

Воробьева Елена Ивановна,

д.э.н., профессор,

кафедра государственных финансов и банковского дела,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

г. Симферополь.

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economics, professor,

Department of Public Finance and Banking,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

INCREASE IN EFFICIENCY OF THE RUSSIAN FEDERATION FEDERAL BUDGET

Проведен анализ ситуации с формированием и использованием федерального бюджета Российской Федерации. Обосновано, что повышение эффективности доходов федерального бюджета возможно только при изменении ситуации в социально-экономическом развитии страны. Для этого необходимо, с одной стороны, масштабное увеличение внутреннего потребления как населением, так и хозяйствующими субъектами. С другой стороны, — увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения России будет стабильно расти при значительном увеличении роста объемов внутреннего производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В совокупности это позволит обеспечить рост доходов федерального бюджета. Повышение эффективности расходов федерального бюджета должно быть обусловлено выбором тех направлений, которые в наибольшей степени смогут повлиять на социально-экономическое развитие страны. Определены основные направления расходования средств федерального бюджета, которые должны способствовать повышению его эффективности и повлиять на перспективы развития социально-экономической системы России.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы и расходы федерального бюджета.

The analysis of a situation with forming and use of the Russian Federation federal budget is carried out. It is proved that increase in the federal budget income efficiency is possible only in case of situation change in social and economic development of the country. For this purpose on the one hand to provide large-scale increase in internal consumption by both the population, and accounting entities is necessary. On the other hand, — the increase in the income of accounting entities and the population of Russia will steadily grow in case of significant increase in growth of internal production amounts, works performance and services rendering. In total it will allow the provision of the federal budget income growth. Increase in expense efficiency of the federal budget will be stipulated by the choice of those directions most of which will be able to influence social and economic development of the country. The main directions of the means expenditure of the federal budget which will promote the increase in its efficiency and affect the development prospects of Russian social and economic system are determined.

Keywords: federal budget, income and expenses of the federal budget.

ВВЕДЕНИЕ

В 2014-2016 годах сложилась достаточно специфическая ситуация с федеральным бюджетом Российской Федерации. Специфичность ситуации была обусловлена тем, что потребности экономики и социальной сферы в государственной финансовой поддержке со стороны федерального бюджета стали не соответствовать реальным возможностям осуществлять такую поддержку. Основными причинами такой ситуации явились: а) снижение цен на экспортируемые сырьевые ресурсы, что привело к уменьшению доходов, а следовательно, сокращению налоговых поступлений; б) введение экономических санкций со стороны стран Запада, что сказалось на возможности заимствовать финансовые ресурсы на иностранных финансовых рынках и реализовывать часть продукции российских предприятий; в) резкое ухудшение экономической ситуации в стране, что сказалось на уменьшении доходов как хозяйствующих субъектов, так и населения и, как следствие, снижение поступления налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет страны.

В этих условиях федеральные власти должны разрабатывать и применять новые подходы по повышению эффективности формирования и использования федерального бюджета страны. Главное здесь: а) найти быструю замену налоговым доходам, связанным с ценами на экспорт сырьевых ресурсов; б) оптимизировать расходы, обеспечить их целевую направленность и своевременность доведения до получателей таких средств; в) повысить уровень контроля расходования бюд-

19

жетных средств, не допускать необоснованного, неэффективного их использования как в экономической, так и в социальной сфере, а также в сфере обороны страны, обеспечения государственной безопасности и управления.

Проблемы формирования и использования федерального бюджета страны рассматривались в самых различных работах [2, 4, 7, 8, 9, 12]. В ряде работ уделялось особое внимание бюджетной политики на федеральном и региональном уровне [6, 8, 10]. В отдельных работах раскрывались возможности увеличения доходной базы бюджетов бюджетной системы страны, а также повышению эффективности расходования бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях [1, 3].

Вместе с тем, любые исследования, связанные с федеральным бюджетом базируются на определенной социально-экономической ситуации. Эта ситуация меняется, при чем достаточно быстро, что формирует принципиально новые условия для организации бюджетного процесса в стране.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Учитывая сложившиеся в последние несколько лет социально-экономические условия в стране, вопросы повышения эффективности федерального бюджета становятся особенно актуальными.

В связи с этим, целью статьи является обоснование возможности повышения эффективности федерального бюджета страны в условиях неопределенности экономической ситуации, действия антироссийских санкций и низкой конъюнктуры экономического роста.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Перед федеральными властями в процессе формирования и использования федерального бюджета страны постоянно возникают достаточно серьезные вопросы.

Они сводятся к следующему:

1. Где взять источники средств для наполнения доходов федерального бюджета?

2. Как сделать так, чтобы доходы федерального бюджета увеличивались, но при этом не вносились серьезные изменения в налоговую систему страны, не изменялись правила ведения хозяйственной деятельности для различных бизнес-структур, средних и малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и населения?

3. Чтобы такое сделать для наполнения доходов государственных внебюджетных фондов, особенно Пенсионного фонда Российской Федерации, но не изменяя по сути, весь механизм наполнения доходной его части и не увеличивая возраст выхода на пенсию?

4. Как расходовать бюджетные средства на федеральном уровне, чтобы удовлетворять социальные, экономические и все иные потребности страны, субъектов РФ и муниципальных образований?

5. Как использовать бюджетные ресурсы, чтобы они с максимальной пользой расходовались по назначению?

Это далеко не все вопросы, которые возникают при близком ознакомлении с бюджетной ситуацией в стране.

Однозначно можно сказать, что бюджетных ресурсов не хватает на всех уровнях бюджетной системы. Поэтому перечисленные вопросы должны решаться не завтра, а сегодня. Здесь важно понять, что требуется достаточно серьезное изменение бюджетно-налоговой политики в стране, которая позволит существенно увеличить налоговые и неналоговые поступления в доходы федерального бюджета.

В период с 2011 по 2015 годы сложилась определенная ситуация по формированию доходов федерального бюджета (табл. 1).

Как видно из представленных данных, поступления в доходы федерального бюджета по отдельным налоговым и неналоговым платежам постоянно колебались по годам. С 2011 по 2014 год общая сумма доходов федерального бюджета увеличивалась. Однако в 2015 году экономическая и социальная ситуация в стране стала заметно хуже предшествующего периода, что сказалось на величине доходов федерального бюджета.

Наглядно динамика поступлений средств в доходы федерального бюджета за период с 2011 по 2015 годы представлена на рис. 1.

В 2011-2014 годы наибольший объем доходов федерального бюджета формировался за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. На втором месте поступления НДС и на третьем месте поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов. Поступления от внешнеэкономической деятельности включали экспортные пошли-

20

Таблица 1. Доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2011 -2015 гг., млрд. руб. *

Ввды доходов 2011 2012 2013 2014 2015

Доходы — всего 11367,7 12855,6 13019,9 14496,9 13659,2

В т.ч. за счет

1. Налог на прибыль организаций 342,6 375,6 352,2 411,3 491,4

2. НДС 3250,4 3545,8 3539,0 3931,6 4233,5

3. Акцизы 278,4 395,3 524,4 592,4 581,9

4. Налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами 2046,9 2442,8 2554,8 2884,6 3181,2

5. Доходы от внешнеэкономической деятельности 4664,7 4962,7 5011,0 5463,4 3295,3

6. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 382,0 543,3 348,0 445,6 690,0

7. Платежи при использовании природными ресурсами 83,0 101,3 245,1 228,7 166,3

8. Безвозмездные поступления 29,0 64,6 51,1 111,0 260,3

9. Прочие поступления 0,6 - - 266,2 759,4

* [11]

□ Налог на прибыль организаций, млрд руб.

□ НДС, млрд руб.

□ Акцизы, млрд. руб.

□ Налоги, сборы и регулярные платежи за использование природных ресурсов, млрд. руб.

□ Доходы от внешнеэкономической деятельности, млрд руб.

□ Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муницип. собств., млрд руб.

□ Платежи при использовании природных ресурсов,млрд. руб. ■ Безвозмездные поступления, млрд руб.

□ Прочие поступления, млрд. руб.

Рис. 1. Динамика доходов федерального бюджета Российской Федерации [11]

21

ны за реализацию нефтегазовой продукции. Поэтому значительная часть внешнеэкономических доходов также была обусловлена добычей, транспортировкой и реализации нефти и газа. Поэтому в рассматриваемом периоде влияние добычи и реализации природных ресурсов, в первую очередь, нефти и газа, составляли большую часть поступлений средств в доходы федерального бюджета.

В 2015 году произошли определенные изменения, связанные со снижением цен на нефть. Это отразилось на доходах федерального бюджета. Государство вынуждено было принимать меры для получения дополнительных доходов от реализации нефти. Кроме того, в 2015 году уменьшились поступления от пошлин на импортные товары. С одной стороны, западные страны сократили поставки своей промышленной продукции в Россию, а с другой стороны, — контрсанкции России по отношению сельскохозяйственной продукции западных стран, также уменьшило возможность формировать доходы от внешнеэкономической деятельности.

Повышение доходной базы федерального бюджета — это одна из главных задач бюджетной политики государства. Здесь важно решить вопрос — за счет чего увеличивать доходы федерального бюджета?

Основной ответ лежит на поверхности — увеличивать внутреннее потребление всех видов товаров, работ и услуг. Это касается как населения, являющегося основным конечным потребителем, так и хозяйствующих субъектов.

Рост потребления должно повысить доходы федерального бюджета за счет:

1) увеличения НДС;

2) увеличения акцизов;

3) налог на прибыль организаций.

Однако для того, чтобы увеличились доходы федерального бюджета необходимо чтобы увеличились доходы как населения, так и хозяйствующих субъектов. Это возможно, если изменить подходы к уровню потребления в стране. Для этого необходимо существенно повысить оплату труда населения, пенсии пенсионерам, стипендии студентам и т.п.

Рост доходов населения возможен, если, с одной стороны, государство повышает минимальный размер оплаты труда, в т.ч. почасовой оплаты труда, а с другой стороны, — бизнес стремится повысить уровень стимулирования работников за счет роста оплаты труда. Для решения этих вопросов необходимо экономике страны восстановиться после кризиса 2014-2016 годов. Спад в экономике России был очень серьезный, что не позволяет пока говорить о повышении оплаты труда во всех отраслях экономики. Но без значительного повышения оплаты труда не будет роста потребления, а это один из наиболее важных направлений роста поступлений в доходы федерального бюджета.

Важно решить еще одни вопрос — это наладить в стране производство значительной части промышленной и сельскохозяйственной продукции. Сегодня российская экономика пока еще не может обеспечить производство всего спектра промышленной и сельскохозяйственной продукции, ее приходится завозить из-за рубежа. Это также существенная проблема российской экономики, которую нужно решать в течение ближайших лет.

Таким образом, повышение эффективности формирования федерального бюджета Российской Федерации складывается из следующих составляющих:

1) повышение уровня потребления в стране, что позволит увеличить поступление средств в доходы бюджета от НДС, акцизов и налога на прибыль организаций;

2) повышение объемов экспорта продукции российских предприятий, что позволит увеличить поступление средств в доходы бюджета за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, налога на прибыль организаций, акцизов;

3) улучшение использования государственной собственности, что позволит увеличить поступления средств в доходы бюджета от использования государственного имущества, увеличение налога на прибыль организаций;

4) улучшение использования природных ресурсов, в т.ч. при добыче нефти, газа и т.п., что позволит увеличить поступления средств в доходы бюджета от НДПИ, доходов от внешнеэкономической деятельности, налога на прибыль организаций, акцизов;

5) улучшение администрирования налогов и сборов, обязательных платежей в доходы федерального бюджета, что позволит увеличить все виды поступлений в доходы бюджета.

Повышение эффективности формирования доходов федерального бюджета может быть достигнуто только благодаря комплексному подходу в процессе выявления и использования всех резервов роста поступлений средств. Главным условием роста доходов было, есть и будет суще-

22

ственное увеличение экономического развития в стране. Только в этом случае возможно значительное увеличение потребления населением и хозяйствующими субъектами, что должно позитивно отразиться на увеличении поступлений средств в федеральный бюджет.

Для экономического развития в стране необходимо увеличение инвестирования свободных финансовых ресурсов. Такие ресурсы имеются у населения. Важно их привлечь для экономического роста и развития. Для этого следует использовать самые различные методы мобилизации финансовых ресурсов, в т.ч. возможности фондового рынка и ценных бумаг.

Формирование доходов федерального бюджета составляет финансовую базу для социально-экономического развития. Но важно рациональное и своевременное использование сформированных бюджетных ресурсов. Это достигается в процессе использования федерального бюджета, т.е. осуществления его расходов по наиболее важным направлениям (табл. 2).

Таблица 2. Расходы федерального бюджета Российской Феде

Направления расходов 2011 2012 2013 2014 2015

Расходы — всего 10925,6 12895,0 13342,9 14831,6 15620,3

В т.ч. на:

1. Общегосударственные вопросы 777,8 809,9 850,7 935,7 1117,6

2. Национальную оборону 1516,0 1812,4 2103,6 2479,1 3181,4

3. Национальную безопасность и правоохранительную деятельность 1259,8 1843,0 2061,6 2086,2 1965,6

4. Национальную экономику 1790,2 1968,5 1849,3 3062,9 2324,2

из нее на:

а) топливно-энергетический комплекс 41,0 107,8 19,5 24,8 83,8

б) сельское хозяйство и рыболовство 141,4 148,8 219,7 180,0 208,2

в) транспорт 291,0 229,7 258,4 301,0 305,0

г) дорожное хозяйство 349,5 442,4 504,5 527,0 615,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) связь и информатика 42,6 41,3 41,9 35,1 31,2

е) прикладные научные исследования в области национальной экономики 178,7 229,1 265,3 268,8 269,8

ж) другие вопросы в области национальной экономики 559,5 526,6 399,4 1583,5 688,7

5. Жилищно-коммунальное хозяйство 279,8 228,8 177,5 119,6 144,1

6. Социально-культурные мероприятия 4370,6 5290,5 5247,5 4870,0 5636,9

7. Обслуживание государственного и муниципального долга 262,7 320,0 360,3 415,6 518,7

8. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам РФ и муниципальным образованиям 651,3 599,4 668,1 816,1 682,0

зации за 2011 -2015 гг., млрд. руб. :

*

* [11]

Расходы федерального бюджета страны за период с 2011 по 2015 год стабильно увеличивались. При этом расходы федерального бюджета выросли на 4694,7 млрд. руб. или на 43,0%.

Есть направления, по которым расходы стабильно увеличивались из года в год, а есть те расходные направления, где величина расходов федерального бюджета колебалась по годам. В частности, к стабильным направления расходов можно отнести:

1) расходы на общегосударственные вопросы;

2) расходы на национальную оборону;

3) расходы по обслуживанию государственного и муниципального долга.

В то же время, по части направлений, расходы колебались по годам:

1) расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность;

23

2) расходы на национальную экономику;

3) расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;

4) расходы на социально-культурные мероприятия;

5) расходы на межбюджетные трансферты бюджета бюджетной системы страны.

Стабильность роста расходов федерального бюджета показывает, что данные направления

сегодня являются приоритетными. Понятно, что расходы на национальную оборону, обслуживание государственного и муниципального долга являются наиболее важными из расходов федерального бюджета. По всей видимости, важными также можно считать расходы на общегосударственные вопросы.

Однако нестабильность расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство, нельзя признать менее важными. Иногда состояние экономики дает силу государству большую, чем самая мощная армия.

В СССР была одна из наиболее сильных, а может быть и самая сильная в мире армия, но экономическая слабость государства не позволила выиграть «холодную» войну, т.е. войну, где главное было не столько мощь армии и флота, сколько сила экономики и обеспеченность социальной сферы.

Исходя из этого, считаем, что государство должно особое внимание уделять развитию экономики. Здесь главная проблема в том, что в российской экономике роль федерального, региональных и муниципальных бюджетов вышла за все разумные пределы рыночного хозяйства. Для рыночной экономики бюджетная система не должна играть такую роль в экономическом развитии как это имеет место в России. В результате эффективность экономики низкая, а расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы огромные.

Население России в значительной степени ориентируется не на собственную предпринимательскую инициативу, а на финансовое обеспечение за счет бюджетов бюджетной системы страны. Многие региональные и муниципальные власти уже привыкли, что федеральный бюджет окажет им финансовую помощь, а поэтому, нет необходимости повышать эффективность бюджетов в регионах, нет потребности более рационально хозяйствовать и достигать необходимых результатов, в т.ч. при формировании доходов бюджетов регионов и муниципалитетов за счет собственных усилий. Сегодня расходы федерального бюджета уже не могут покрывать потребности в финансах регионов и муниципальных образований. Это означает, что возникает объективная потребность повышать эффективность использования федерального бюджета.

По нашему мнению, следует выделить такие направления, по которым наиболее важно обеспечить стабильный рост расходов:

1) общегосударственные вопросы;

2) государственная безопасность и правоохранительная деятельность;

3) сельское хозяйство;

4) дорожное хозяйство;

5) развитие инфраструктуры в масштабах страны;

6) поддержка инновационных проектов в промышленности;

7) развитие транспортной системы страны;

8) поддержка жилищного строительства в масштабах страны.

9) развитие образования, науки и здравоохранения в масштабах страны.

Эти направления расходов федерального бюджета должны обеспечить в ближайшем будущем рост экономики страны, а как следствие, будет способствовать повышению уровня социального развития России, улучшения качества жизни.

Увеличение расходов по указанным направлениям не означает, что другие направления расходов можно прекратить финансировать. Это не так. Естественно, важно обеспечить достаточный уровень национальной обороны, своевременно обслуживать государственные и муниципальные долги, оказывать поддержку региональным и муниципальным бюджетам бюджетной системы страны и т.п.

Однако приоритетность указанных выше девяти направлений расходования средств федерального бюджета обусловлена тем, что необходимо ускорить процесс социально-экономического развития страны. Это возможно сделать, если показать бизнесу, куда следует вкладывать дополнительные капиталы. Первоочередные расходы федерального бюджета должны создать условия для прихода малого, среднего и крупного бизнеса в самые разные отрасли экономики страны. Необходимо существенно ускорить развитие промышленности, обеспечить перевод ее на иннова-

24

ционные основы. Требуется глобальное изменение ситуации в агропромышленном комплексе, где имеется огромный экономический потенциал роста, в том числе условия для увеличения производства практически всех видов агропромышленной продукции, решения вопросов продовольственной безопасности страны и создания мощного экспортного потенциала сельскохозяйственной и пищевой продукции.

Одним из стимулов экономического развития России может и должно стать жилищное строительство, развитие транспортного и дорожного хозяйства. Здесь имеет колоссальный потенциал экономического роста. Этот рост может и должен оказать влияние на всю ситуацию в стране. По всей России, особенно в средних и малых городах, поселках и деревнях необходимо реализовы-вать программу масштабного жилищного и дорожного строительства. Это должно оказать влияние на развитие смежных отраслей экономики, являющихся поставщиками строительных материалов, а также предприятий, которые будут обеспечивать производство продукции, выполнения тех или иных работ и услуг для населения вновь построенных домов и квартир.

Сегодня дорожное хозяйство России является одним из наиболее затратных направлений. На дороги ежегодно расходуется сотни миллиардов рублей, а качество дорожного хозяйство не только не улучшается, но и наоборот, становится все хуже и хуже. Требуется создание качественного дорожного покрытия, которое в тех природно-климатических условиях, в которых находится Россия, а также при возросшей транспортной нагрузке может эксплуатироваться не 1 год, а как минимум 15-20 лет, а лучше 25-30 лет. Это невозможно достигнуть только за счет использования федерального или иных видов бюджетов. Всех денег просто не хватит в бюджетной системе страны. Необходимо переходить на рыночные механизмы создания дорожной системы страны, вводить платные дороги, вводить полную ответственность строительных организаций в течение всего нормативного срока за качество дорог, их обслуживание и ремонт. Тогда существенно более качественными станут и магистрали, городские, поселковые и сельские дороги.

Стимулирование развития образования, науки и здравоохранения за счет федерального бюджета должно позволить восстановить российское образование, которое было значительно ослаблено в 90-е и первые 15 лет 2000-х годов. Восстановление образования, стимулирование фундаментальной и прикладной науки, развитие высокотехнологического здравоохранения должно повысить общий уровень развития человека в стране, улучшить ситуацию со здоровьем нации, в том числе со здоровьем подрастающего поколения.

Современная мировая экономика — это экономика знаний, науки и современных технологий. Поэтому без масштабного развития образования, науки и здравоохранения в стране нам не обойтись. Развитие образования и науки позволит существенно ускорить инновационную модернизацию и роботизацию не только промышленности, но также сельского хозяйства, транспорта, строительства, других видов экономической деятельности.

Таким образом, сегодня расходы федерального бюджета должны направляться на создание условий для инновационного развития будущего страны, полноценного перехода к экономике знаний, цифровой экономике. В этом важную стимулирующую роль должны оказать финансовые ресурсы государства, в первую очередь, бюджетные средства федерального бюджета. Если это удастся добиться в ближайшие 3-5 лет, то Россия может получить заметное преимущество в социально-экономическом развитии начиная с 20-х годов XXI столетия.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования показывают, что объективно и субъективно возникает необходимость повышения эффективности федерального бюджета Российской Федерации. Это касается как его доходной, так и расходной частей. Увеличение доходов федерального бюджета можно достичь, если изменить всю социально-экономическую ситуацию в стране, увеличить объемы внутреннего потребления. Достигнуть этого можно и нужно за счет постепенного, но стабильного роста доходов населения, в первую очередь, заработных плат, вывода из теневого сектора значительного числа работников, повышения пенсий, стипендий и т.п., а также роста доходов хозяйствующих субъектов. Увеличение внутреннего потребления в стране позволит заметно увеличить доходы, а как следствие, налоговые платеже в федеральный бюджет. Повышение эффективности администрирования налогов, сборов, обязательных платежей должно также способствовать росту поступления средств в федеральную казну. Однако увеличение доходов федерального бюджета — это только часть проблемы. Вторая ее часть — повышения эффективности расходования бюджетных средств. Предложены наиболее важные направления расходования средств федерального бюджета, что должно позитивно сказаться на перспективах развития экономики

25

страны, сформировать новые социально-экономические условия развития Российской Федерации, укрепить уровень ее социально-экономической стабильности и безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аландаров Р.А. Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / Р.А. Аландаров // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2014. — №43 (229). — С. 27-39.

2. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система : учебник / М.П. Афанасьев. — М.: Юрайт, 2014. — 620 с.

3. Афанасьев Р.С. Оценка эффективности бюджетных расходов: федеральный и региональный опыт / Р.С. Афанасьев, Н.В. Голованова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016.

— №2 (284). — С. 56-64.

4. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / И. П. Денисова, С.Н. Рукина. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 286 с.

5. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/s/index.php (дата обращения 02.11.2016).

6. Воробьев, Ю.Н. Бюджетная политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №2(31). — С. 5-15.

7. Воробьева, Е.И. Повышение эффективности управления бюджетом в Республике Крым / Е.И. Воробьева, Ю.Н. Воробьев // Альманах современной науки и образования. — 2015. — №6 (96). — С. 46-49.

8. Государственные и муниципальные финансы Российской Федерации : монография / под ред. д.э.н., профессора Е.И. Воробьевой. — Симферополь : ДИАИПИ, 2016. — 288 с.

9. Доко, Т.А. Исполнение регионального бюджета / Т.А. Доко // Актуальные вопросы экономических наук. — 2014. — №38. — С. 168-171.

10. Иванова, О.Б. Бюджетная политика: региональный аспект : монография / О.Б. Иванова. — Ростов н/Д : Изд-во РГСУ РИНХ, 2003. — 153 с.

11. Официальный сайт Федеральной государственной службы статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения 02.11.2016).

12. Печенская, М.А. Исследование функционирования бюджетной системы региона / М.А. Печенская // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. — 2015.

— №5 (41). — С. 147-158.

Статья поступила в редакцию 16 ноября 2016 года

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.