УДК 332.1 Корякина Елена Анатольевна
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского государственного нефтегазового университета
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Koriakina Elena Anatolievna
PhD in Social Science, Assistant Professor, Production Economy, Organization and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University
BUDGETING OF THE OIL AND GAS REGION IN THE CONDITIONS OF INSTABILITY
Аннотация:
В статье проанализированы основные виды, структура и динамика наполнения регионального бюджета нефтегазодобывающего региона. Изучены финансовые показатели деятельности предприятий Тюменской области в условиях нестабильности, отражена степень их влияния на доходную часть бюджета. Отмечено воздействие налоговых платежей на повышение качества жизни населения. В работе обозначены потенциальные угрозы и возможности развития региона и формирования бюджета области.
Ключевые слова:
бюджет, доходы и расходы бюджета, дефицит бюджета, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, безвозмездные поступления, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии.
Summary:
The article analyses the main types, structure and dynamics of the regional budget of the oil and gas region. The author studies the financial performance of enterprises of the Tyumen region in conditions of instability and their influence on the budget revenues. The impact of tax payments on the improvement of life quality of the region's population is considered. The paper discusses potential threats and opportunities of the region development and formation of the regional budget.
Keywords:
budget, budget revenues and expenditures, budget deficit, income tax, personal income tax, uncompensated receipts, current ratio, equity ratio.
Одним из основных документов функционирования региона является его бюджет. В нем отражаются уровень развития, степень конкурентоспособности расположенных на территории области предприятий, баланс доходов и расходов, а также дальнейшие возможности обеспечения сбалансированного социально-экономического положения.
Расходы бюджета Тюменской области на 2016 г. по плану составляют 120 713 841 тыс. руб. при плановом доходе 104 768 895 тыс. руб., что соответствует дефициту в размере 15 944 946 тыс. руб. Основной частью дохода бюджета (95,8 %) являются налоговые и неналоговые доходы -100 387 363 тыс. руб. Наиболее весомый вклад в доход регионального бюджета должны принести налоги на прибыль организаций - 64 769 395 тыс. руб. (61,82 % всего дохода) и на доходы физических лиц - 17 267 341 (16,48). Безвозмездные поступления в плане бюджета составляют 4 381 532 тыс. руб., в том числе от других бюджетов бюджетной системы РФ - 3 934 991 тыс. руб. [1]. Доходы и структура областного бюджета по группам, подгруппам и статьям бюджетной классификации на 2016 г. представлены на рисунке 1 [2].
Плановый бюджет Тюменской области на 2016 г. из бюджета 2016-2018 гг. существенно разнится с бюджетом 2015-2017 гг. В измененном плане совокупные доходы Тюменской области снижаются на 14 %. Наибольшему сокращению подвергаются следующие статьи затрат, %: налог на прибыль - на 18,5, налог на доходы физических лиц - 17, безвозмездные поступления - 12,8. Однако в значительной степени - на 44 % - увеличивается план дохода от подакцизных товаров, занимающих незначительный удельный вес в структуре доходов региона. Динамика доходов и структура областного бюджета 2015 и 2016 г. из бюджетов 2015-2017 и 2016-2018 гг. представлены на рисунке 2.
Один из наиболее стабильных показателей дохода бюджета области как в стоимостном выражении, так и в относительном - это налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Уменьшение средней зарплаты и увеличение численности населения региона сохраняют плановый показатель по НДФЛ на уровне 2015 г., в то же время сократив его на 3537,1 млн руб. по сравнению с обозначенным в предыдущем плане. Несмотря на снижение показателя «безвозмездные поступления» в абсолютном выражении на 645,67 млн руб., его доля в общем доходе незначительно возрастает в связи со снижением совокупных доходов бюджета региона.
со
со —
; о 1*
ЕЙ чУ ^ 2
а ■=
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
§
сг ш _с со
0
1
0
X
ш
1 ^
ш _0 со о
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ
^ ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
СО ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА
СМ ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И...
оо о ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
г--о НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
о о;
^ Ш-П
X >
Налог нэ игорный бизнес Транспортный налог Налог на имущество организаций
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 В еГ">
I— -О О 00
Налог на доходы физических лиц Налог на прибыль организаций
446,6 (3,76 VI | 3935,0 (0,43 %) 752,9 (0,72 %) 3,9 (0,004%) 63,3 (0,06 %) Б41,3(0,61 %) 135,1 (0,13%) 89,8 (0,09 %) 307,6 (0,29 %) 52,6 (0,06 %) 2,3(0,002 %) 911,4 (0,67 %) | 3134,5 (7,76 %) 2598,0 (2,48 %) | 4657,9 (4,46 %)
17267,3(16,46 %)
64769,4 (61,82 %)
0,0 22000,0 44000,0
млн руб.
66000,0
Рисунок 1 - Доходы и структура областного бюджета по группам, подгруппам и статьям бюджетной классификации на 2016 г. [3]
Рисунок 2 - Динамика доходов и структура (2016 г.* - бюджет планового периода 2015
областного бюджета 2015, 2016 г. -2017 гг.; 2016 г. - 2016-2018 гг. [4]
Одним из важных источников пополнения бюджета региона являются налоговые поступления, пропорционально зависящие от объема конкурентоспособного производства расположенных на его территории предприятий. Финансовые показатели деятельности компаний Тюменской области представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Финансовые показатели деятельности организаций в Тюменской области [5]
Удельный вес прибыльных предприятий Тюменской области в 2014 г. снизился по сравнению аналогичным в 2013 г. на 0,9 %, и изменения намеченной тенденции в 2015 г. не предвидится. Несмотря на то что сальдированный финансовый результат деятельности предприятий округа увеличивается, сумма убытков в 2014 г. возросла по сравнению с данными 2013 г. на 487,5 млн руб. [6].
В 2014 г. по сравнению с показателями 2013 г. снизились коэффициенты текущей ликвидности (1,2 %) и автономии (на 3,6 %). Начиная с 2011 г. наблюдается ежегодное уменьшение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, рентабельности активов и рентабельности проданных товаров и услуг.
Анализ свидетельствует о стабильном возрастании себестоимости продукции в большей степени, чем рост цены реализации произведенной продукции. Вызывает опасение снижение коэффициентов автономии и обеспеченности собственными оборотными средствами в связи с тем, что увеличение объемов привлечения заемных средств еще сильнее отразится на повышении себестоимости и уменьшит доходность и рентабельность производства, которые отражаются на доходной части бюджета региона.
К числу основных источников финансирования дефицита областного бюджета, по мнению администрации региона, относятся: размещение государственных ценных бумаг, возврат кредитов сельскохозяйственными товаропроизводителями, получение бюджетных кредитов и др.
Для повышения конкурентоспособности предприятиям необходимо постоянное увеличение доли продукции, созданной с применением инновационных разработок и технологий. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, в общем числе компаний региона на сегодняшний день составляет 8,4 %, что недопустимо мало в мире индустриальной экономики и сверхмобильных торговых возможностей. Насыщенность мирового рынка дает возможность только технологически новым видам товаров, работ и услуг становиться конкурентоспособными и приносить прибыль.
На территории нефтегазодобывающего региона необходимо обеспечить государственную поддержку развития производства, в меньшей степени зависящего от конъюнктуры мировых рын-
ков для сбалансированности доходной части бюджета. Правительству области нужно рационально использовать имеющиеся в его распоряжении налоговые рычаги для повышения количества уверенно развивающихся предприятий в будущем. На региональном уровне целесообразно создавать возможности для активности малого бизнеса - основы стабильного социально-экономического развития любой экономической системы, инвестировать в совершенствование перерабатывающего комплекса и обеспечивать увеличение доли конечной продукции в структуре производства территории.
Ссылки:
1. Тюменьстат [Электронный ресурс]. URL: http://tumstat.gks.ru/ (дата обращения: 09.12.2015).
2. Росстат [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 30.11.2015) ; Тюменьстат ; Тюменская область: официальный портал органов государственной власти [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen.ru/ (дата обращения: 09.12.2015).
3. Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов : закон Тюменской области от 08.12.2015 № 142 [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/bugjet/more.htm?id=11346701@ cmsArticle (дата обращения: 11.12.2015).
4. Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : заключение на проект закона Тюменской области (к первому чтению) [Электронный ресурс]. URL: http://rfspto.ru/wp-content/uploads/2015/01.pdf (дата обращения: 11.12.2015) ; Закон Тюменской области ...
5. Заключение на проект закона Тюменской области ... ; Закон Тюменской области ...
6. Тюменьстат.