Научная статья на тему 'Анализ доходов бюджета Свердловской области'

Анализ доходов бюджета Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1769
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / ДОХОДЫ / INCOME / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / SVERDLOVSK REGION / БЮДЖЕТНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / BUDGET RECEIPTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Дарья Алексеевна

В данной статье рассмотрены и проанализированы доходы бюджета Свердловской области за 2015 и 2016 годы. Также приведена классификация бюджетных поступлений и рассчитан удельный вес каждого дохода от общей суммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ доходов бюджета Свердловской области»

С помощью анализа коэффициента обеспеченности материальных запасов собственными средствами выявлена зависимость от заемных средств. Наблюдается положительная динамика увеличения показателя вдвое в анализируемом периоде в ООО «Русь».

Коэффициент финансовой устойчивости ООО «Русь» находится в пределах нормы. Величина показателя уменьшилась с 0,95 в 2013 г. до 0,72 в 2015 г., что свидетельствует о снижении зависимости организации от заемных средств и об укреплении финансовой устойчивости.

На протяжении исследуемого периода в ООО «Русь» доля собственных средств в общей сумме всех средств предприятия не достигает минимально порогового значения коэффициента, однако наблюдается положительный тренд коэффициента с 0,37 в 2013 г. до 0,42 в 2015 году. Увеличение показателя говорит об усилении финансовой автономии.

Соответствие нормативам выявлено также у коэффициента реально стоимости имущества, однако выявлена отрицательная динамика, что свидетельствует о снижении реальной стоимости активов, что в свою очередь снижает финансовую устойчивость организации.

В результате, можно сделать вывод, что организация ООО «Русь» имеет неустойчивое финансовое положение, платежеспособность нарушена. Большинство относительных показателей финансовой устойчивости не соответствует нормативным значениям. Организация обладает резервами для роста и укрепления финансовой устойчивости.

Литература

1. Грачев А. В. Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономике: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2010. С. 400.

2. Полюшко Ю. Н. Особенности методик управления финансовой устойчивостью предприятия и оценка результатов // Экономика и управление: проблемы, решения, 2012. № 1. С. 36-40.

Analysis of the budgets revenues of the Sverdlovsk region Matveeva D. (Russian Federation) Анализ доходов бюджета Свердловской области Матвеева Д. А. (Российская Федерация)

Матвеева Дарья Алексеевна /Matveeva Dariya - студент, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье рассмотрены и проанализированы доходы бюджета Свердловской области за 2015 и 2016 годы. Также приведена классификация бюджетных поступлений и рассчитан удельный вес каждого дохода от общей суммы.

Abstract: this article describes and analyzes revenues for the budget of the Sverdlovsk region in 2015 and 2016. So budget revenue is classified and calculated the share of each income of the total revenues.

Ключевые слова: бюджет, доходы, Свердловская область, бюджетные поступления. Keywords: budget, income, Sverdlovsk region, budget receipts.

Под термином «региональный бюджет» понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций субъекта Российской Федерации. В данной статье автор рассматривает доходы бюджета Свердловской области. Бюджетные доходы - это централизованный фонд денежных средств, который формируется за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Бюджеты образуют три вида доходов [1]:

1) Налоговые доходы (эта группа состоит из доходов от налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

2) Неналоговые доходы (в эту категорию входят различные виды доходов от государственной и муниципальной собственности и операций с ней);

3) Безвозмездные перечисления (в эту группу входят дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а

также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, добровольные пожертвования).

Законом Свердловской области от 01.12.2015 №69 - ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 69-ОЗ) был утвержден областной бюджет на 2016 год. Данный Закон устанавливает общий объем доходов областного бюджета в размере 188995382,7 тыс. руб. [3]. На рисунке 1 изображена структура доходов бюджета Свердловской области в 2016 году. Таким образом, основная часть доходов бюджета в 2016 году - это налоги (84,5%), безвозмездные поступления составляют 13,4% и лишь 2,1% всех бюджетных поступлений - это неналоговые доходы.

В таблице 1 представлена классификация доходов бюджета Свердловской области. Из приведенных данных можно сделать вывод, что больше половины бюджетных доходов -это налоги на прибыль (56,29%). Также значительную часть поступлений составляют налоги на имущество (14,73%), а также налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (8,87%).

Рис. 1. Структура доходов бюджета Свердловской области в 2016 году

Остальные виды налогов составляют минимальную часть доходов бюджета. Это следующие налоги: налоги на совокупный доход (3,58%); налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (0,6%); государственная пошлина (0,39%).

Также незначительную долю в общей сумме составляют такие доходы: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (0,15%); платежи при использовании природными ресурсами (0,32%); доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (0,18%); доходы от продажи материальных и нематериальных активов (0,13%); административные платежи и сборы (0,006%); штрафы, санкции, возмещение ущерба (1,34%); прочие неналоговые доходы (0,004%).

Безвозмездные поступления в общей сумме доходов составляют 13,41%, из них 11,1497% - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Для анализа динамики доходов необходимо сравнение поступлений в бюджет Свердловской области в 2015 и 2016 годах. На рисунке 2 представлены виды поступлений и их доля в бюджете.

В 2016 году увеличилась доля налоговых поступлений на 1,2%, что привело к снижению неналоговых поступлений на 0,3% и безвозмездных поступлений на 0,9%. Более полный анализ динамики доходов приведен в таблицах 2 и 3.

№ п/п Наименование вида доходов Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %

1 Налоговые и неналоговые доходы, в т. ч.: 163645557,9 86,59

2 Налоги на прибыль, доходы 106382651,9 56,29

3 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 16761808,0 8,87

4 Налоги на совокупный доход 6760528,0 3,58

5 Налоги на имущество 27834267,0 14,73

6 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1142133,0 0,60

7 Государственная пошлина 742236,0 0,39

8 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам - 0

9 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 287268,0 0,15

10 Платежи при пользовании природными ресурсами 610695,0 0,32

11 Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 334906,0 0,18

12 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 257700,0 0,13

13 Административные платежи и сборы 1788,0 0,006

14 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2527577,0 1,34

15 Прочие неналоговые доходы 2000,0 0,004

16 Безвозмездные поступления, в т. ч.: 25349824,8 13,41

17 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 21065731,0 11,1497

18 Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций 2983273,0 1,57

19 Безвозмездные поступления от негосударственных организаций 617622,6 0,33

20 Прочие безвозмездные поступления 62,2 0,0003

21 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 871188,0 0,46

22 Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -188052,0 -0,10

23 Итого доходов 188995382,7 100

Налоговые Неналоговые Безвозмездные

поступления поступления поступления

Н 2015 год и 2016 год

Рис. 2. Динамика бюджетных поступлений

Из приведенных данных следует, что сумма поступлений в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 12701103,5 тыс. руб., что составляет 7,2%, в том числе возросли налоговые и неналоговые доходы на 12569122,9 тыс. руб. (8,3%) и безвозмездные поступления на 131980,6 тыс. руб. (0,5%) [2]. В частности, среди налоговых и неналоговых поступлений возросли такие суммы доходов как:

- налоги на прибыль и доходы (на 4197098,9 тыс. руб.);

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (на 4097138 тыс. руб.);

- налоги на имущество (на 4440705 тыс. руб.);

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (на 86039 тыс. руб.);

- государственная пошлина (на 315251 тыс. руб.);

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (на 20191 тыс. руб.);

- штрафы, санкции, возмещение ущерба (на 350963 тыс. руб.).

Среди безвозмездных поступлений возросла сумма поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ (на 986370,7 тыс. руб.), от государственных (муниципальных) организаций (на 19415 тыс. руб.).

Также возросла сумма возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и сумма доходов бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на 78785 тыс. руб.

Снизилась сумма поступления в бюджет следующих категорий:

- налоги на совокупный доход (на 330660 тыс. руб.);

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам (на 5500 тыс. руб.);

- платежи при пользовании природными ресурсами (на 49476 тыс. руб.);

- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (на 29415 тыс. руб.);

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов (на 404200 тыс. руб.);

- административные платежи и сборы (на 1012 тыс. руб.) и прочие неналоговые доходы (на 118000 тыс. руб.).

Среди безвозмездных поступлений снизилась сумма безвозмездных поступлений от негосударственных организаций на 1082275,7 тыс. руб. и прочих безвозмездных поступлений на 111,8 тыс. руб.

Также следует рассмотреть темпы прироста доходных статей. Значительно увеличилась сумма налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (32,4%); налоги на имущество (19%); государственная пошлина (73,8%); штрафы, санкции, возмещение ущерба (16,1%).

Стремительно снижаются суммы следующих доходных статей:

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 404200 тыс. руб. (61,1%);

- административные платежи и сборы на 1012 тыс. руб. (36,1%);

- прочие неналоговые доходы на 118 тыс. руб. (98,3%);

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций на 1082275,7 тыс. руб. (63,7%);

- прочие безвозмездные поступления на 111,8 тыс. руб. (64,3%).

Наименование вида доходов 2015 год 2016 год

сумма, т.р. уд. вес,% сумма, т.р. уд. вес,%

Налоговые и неналоговые доходы, в т. ч.: 151076435,0 85,70 163645557,9 86,59

Налоги на прибыль, доходы 102185553,0 57,96 106382651,9 56,29

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 12664670,0 7,18 16761808,0 8,87

Налоги на совокупный доход 7091188,0 4,00 6760528,0 3,58

Налоги на имущество 23393562,0 13,27 27834267,0 14,73

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1056094,0 0,60 1142133,0 0,60

Государственная пошлина 426985,0 0,24 742236,0 0,39

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам 5500,0 0,003 0 0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 267077,0 0,15 287268,0 0,15

Платежи при пользовании природными ресурсами 660171,0 0,37 610695,0 0,32

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 364321,0 0,21 334906,0 0,18

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 661900,0 0,375 257700,0 0,13

Административные платежи и сборы 2800,0 0,002 1788,0 0,006

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2176614,0 1,24 2527577,0 1,34

Прочие неналоговые доходы 120000,0 0,10 2000,0 0,004

Безвозмездные поступления, в т. ч.: 25217844,2 14,30 25349824,8 13,41

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 20079630,3 11,389 21065731,0 11,1497

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций 2853205,6 1,62 2983273,0 1,57

Безвозмездные поступления от негосударственных организаций 1699898,3 0,96 617622,6 0,33

Прочие безвозмездные поступления 174,0 0,001 62,2 0,0003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 851773,0 0,48 871188,0 0,46

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -266837,0 - 0,15 -188052,0 -0,10

Итого доходов 176294279,2 100 188995382,7 100

Наименование вида доходов Изменение Темп роста Темп прирост а

сумма, т. р. уд. вес, %

Налоговые и неналоговые доходы, в т. ч.: 12569122,9 0,89 108,3 8,3

Налоги на прибыль, доходы 4197098,9 -1,67 104,1 4,1

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 4097138 1,69 132,4 32,4

Налоги на совокупный доход -330660 -0,42 95,3 -4,7

Налоги на имущество 4440705 1,46 119,0 19,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 86039 0 108,1 8,1

Государственная пошлина 315251 0,15 173,8 73,8

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам -5500 -0,003 0 -100

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 20191 0 107,6 7,6

Платежи при пользовании природными ресурсами -49476 -0,05 92,5 -7,5

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства -29415 -0,03 91,9 -8,1

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов -404200 -0,245 38,9 -61,1

Административные платежи и сборы -1012 0,004 63,9 -36,1

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 350963 0,1 116,1 16,1

Прочие неналоговые доходы -118000 -0,096 1,7 -98,3

Безвозмездные поступления, в т. ч.: 131980,6 -0,89 100,5 0,5

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 986370,7 -0,2393 104,9 4,9

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций 130067,4 -0,05 104,6 4,6

Безвозмездные поступления от негосударственных организаций -1082275,7 -0,63 36,3 -63,7

Прочие безвозмездные поступления -111,8 -0,0007 35,7 -64,3

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 19415 -0,02 102,3 2,3

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 78785 0,05 70,5 -29,5

Итого доходов 12701103,5 - 107,2 7,2

Таким образом, в данной статье автором были рассмотрены доходы Свердловской области за

2015 и 2016 годы, а также проанализирована их динамика. В 2016 году сумма доходов бюджета Свердловской области возросла на 12701103,5 тыс. руб., что составляет 7,2%, также возросла сумма расходов. Необходимо отметить, что Законом Свердловской области об областном бюджете на

2016 год установлен дефицит областного бюджета в размере 14616950,9 тыс. руб. [3]. В 2015 году дефицит был равен 22882481,0 тыс. руб. [2]. Таким образом, дефицит бюджета снизился на 8265530,1 тыс. руб., что является положительной тенденцией.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200976#0/ (дата обращения: 19.10.2016).

2. Закон Свердловской области об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов от 03.12.2014 N 111-ОЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423965950/ (дата обращения: 11.10.2016).

3. Закон Свердловской области об областном бюджете на 2016 год от 04.07.2016 N 069-ОЗ // Министерство финансов Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.midural.ru/uploads/document/2566/aktualizirovannaya-versiya-zakona-o-byudzhete-na-2016-god.doc/ (дата обращения: 13.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.