Научная статья на тему 'Бюджетная классификация доходов: прошлое, настоящее и будущее'

Бюджетная классификация доходов: прошлое, настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2400
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ / ВИДЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ / СЕКТОРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BUDGET REVENUE CLASSIFICATION / BUDGET INCOME TYPES / BUSINESS PROCESSES SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршина И.В.

Предмет. Бюджетная классификация доходов бюджетов бюджетной системы России, а также мировая практика ее формирования. Достоинства и недостатки существующей классификации. Цели. Сформулировать основные требования к современной бюджетной классификации. Провести анализ соответствия действующей бюджетной классификации предъявляемым требованиям на примере информации об Областном бюджете Нижегородской области. Выявить слабые и сильные стороны современной бюджетной классификации, предложить и обосновать вектор ее дальнейшего развития и возможные варианты реализации. Методология. Использованы принципы исторического и логического подходов, общенаучные методы анализа и синтеза исследуемого материала, сравнительного анализа. Результаты. Проанализированные взгляды на бюджетную классификацию показали, что основными ее недостатками являются деление на группы доходов и отсутствие учета по отраслям экономической деятельности. Отраслевой подход видится автору наиболее интересным, поскольку позволит выявить потенциальные резервы роста доходов в каждом регионе, четко определить отрасли, нуждающиеся в дальнейшем развитии и поддержке в целях увеличения поступлений в бюджеты бюджетной системы. Предлагаемый подход может быть реализован с минимальными временными, финансовыми и трудовыми затратами, поскольку не требует кардинального изменения действующего бюджетного законодательства и создания новых органов государственного и муниципального управления. Область применения. Результаты могут быть использованы для развития действующей в Российской Федерации бюджетной классификации в целях выявления резервов роста бюджетных доходов не только субъектов Российской Федерации, но и всех бюджетов бюджетной системы страны. Выводы. В условиях постоянного внесения изменений в бюджетную классификацию автор предлагает оптимальный вариант ее развития, с учетом специфических запросов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budget revenue classification: Past, present, and future

Subject This paper deals with the budget revenue classification of the budget system of Russia, and the world practice of its formation. As well, it discusses the advantages and disadvantages of the current classification. Objectives The paper aims to formulate the basic requirements to the modern budget classification, analyze the compliance of the current budget classification with the requirements regarding the regional budget of the Nizhny Novgorod oblast and identify weaknesses and strengths of the modern budget classification, proposing and substantiating the vector of its further development and possible variants of realization. Methods This work uses the principles of historical and logical approaches, common methods of analysis and systematization, and the comparative analysis. Results The paper proposes to use a sectoral approach to budget revenue classification because it allows to identify potential income growth reserves in each region, clearly identify the industries that need further development and support in order to increase budget revenues of the budget system. Relevance The results obtained can be used for further development of the budget classification existing in the Russian Federation in order to identify reserves of growth of budget income not only of the subjects of the Russian Federation, but also of all budget systems of the country.

Текст научной работы на тему «Бюджетная классификация доходов: прошлое, настоящее и будущее»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Ирина Владимировна ПАРШИНА

Бюджетно-налоговая система

аспирантка, Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, Нижний Новгород, Российская Федерация ^_рагеЫпа@таП .ш orcid.org/0000-0001-7663-8551 SPIN-код: 4637-8980

История статьи:

Получена 14.02.2018 Получена в доработанном виде 28.02.2018 Одобрена 19.03.2018 Доступна онлайн 27.04.2018

УДК 336.2

Н20, Н27, Н60, Н61,

Н71

Ключевые слова:

классификация доходов бюджетов, виды доходов бюджетов, секторы хозяйственной деятельности

Аннотация

Предмет. Бюджетная классификация доходов бюджетов бюджетной системы России, а также мировая практика ее формирования. Достоинства и недостатки существующей классификации.

Цели. Сформулировать основные требования к современной бюджетной классификации. Провести анализ соответствия действующей бюджетной классификации предъявляемым требованиям на примере информации об Областном бюджете Нижегородской области. Выявить слабые и сильные стороны современной бюджетной классификации, предложить и обосновать вектор ее дальнейшего развития и возможные варианты реализации.

Методология. Использованы принципы исторического и логического подходов, общенаучные методы анализа и синтеза исследуемого материала, сравнительного анализа.

Результаты. Проанализированные взгляды на бюджетную классификацию показали, что основными ее недостатками являются деление на группы доходов и отсутствие учета по отраслям экономической деятельности. Отраслевой подход видится автору наиболее интересным, поскольку позволит выявить потенциальные резервы роста доходов в каждом регионе, четко определить отрасли, нуждающиеся в дальнейшем развитии и поддержке в целях увеличения поступлений в бюджеты бюджетной системы. Предлагаемый подход может быть реализован с минимальными временными, финансовыми и трудовыми затратами, поскольку не требует кардинального изменения действующего бюджетного законодательства и создания новых органов государственного и муниципального управления. Область применения. Результаты могут быть использованы для развития действующей в Российской Федерации бюджетной классификации в целях выявления резервов роста бюджетных доходов не только субъектов Российской Федерации, но и всех бюджетов бюджетной системы страны.

Выводы. В условиях постоянного внесения изменений в бюджетную классификацию автор предлагает оптимальный вариант ее развития, с учетом специфических запросов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Паршина И.В. Бюджетная классификация доходов: прошлое, настоящее и будущее // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24, № 4. - С. 845 - 859. https://doi.org/10.24891/fc.24.4.845

Правовая основа финансового управления большинства стран развивалась в течение длительного времени, зачастую охватывая не одно столетие. В настоящее время бюджетное законодательство принимает различные формы, но чаще всего представляет собой структуру, позволяющую исполнительной власти выполнять задачи, поставленные

законодательной властью. Чаще всего бюджетное законодательство устанавливает процессуальные моменты, распределение компетенций и полномочий и определяет условия для проведения эффективной макроэкономической политики. В этом контексте бюджетная классификация является важнейшим методологическим инструментом.

В основу бюджетных классификаций зарубежных стран, как правило, положены стандарты международной статистики государственных финансов (далее — СГФ), разработанные Международным валютным фондом (далее — МВФ). Основной задачей СГФ является осуществление систематизации показателей сектора государственного управления и создание аналитического ядра для определения потребностей государства и публично-правовых образований в расходах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся ресурсов. Объектом изучения СГФ являются бюджеты бюджетной системы страны1.

В России внедрение данных стандартов было начато в середине 1990-х гг. прошлого столетия и обусловлено переходом к рыночной экономике и построению новых экономических отношений. Бюджетная классификация, применяемая в настоящее время, разработана с учетом рекомендаций международных финансовых институтов на основе анализа бюджетных классификаций других стран и с учетом российских особенностей. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В современной российской экономической литературе найти научные статьи по бюджетной классификации достаточно трудно. Можно отметить работы следующих авторов: Е.В. Бушмина [1, 2], Г.О. Ивановой [3], Н.К. Сагайдачной [4, 5] и др. Во многих из них описывается действующее бюджетное законодательство или вносимые в него изменения [3, 6].

Однако в настоящее время проблема эффективного построения бюджетной

1 Government Finance Statistics Manual 2014. Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2014, pp. 84-112. URL: //www.imf.org/extemal/Pubs/FX/GFS/Manual/2014/gfsfinal .pdf; Revenue Statistics 2017. Tax Revenue Trends in the OECD. Organization for Economic Co-operation and Development, 2017. URL: http://www.oecd.org/tax/tax-policy/revenue-statistics-highlights-brochure.pdf

классификации особенно актуальна. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны действующей бюджетной классификации необходимо определить перечень

предъявляемых к ней требований. Бюджетная классификация необходима при планировании и исполнении бюджетов, ведении бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) и финансовой отчетности и должна обеспечить сопоставимость показателей. Поэтому важнейшее требование, предъявляемое к бюджетной классификации, — это четкость и ясность группировок. В ее основе должна лежать группировка показателей, наглядно представляющая территориальный,

ведомственный и социально-экономический разрез формирования доходов и направления их расходования, их структуру и состав. Сгруппированные таким образом данные должны:

- наглядно демонстрировать движение бюджетных потоков и ключевые точки сосредоточения денежных ресурсов;

- давать возможность делать выводы о формировании и качественном использовании денежных фондов, что позволит активно влиять на ход социальных и экономических процессов;

- проводить сравнение и анализ плановых и отчетных данных;

- облегчать проверку данных, включаемых в бюджет;

- позволять сопоставлять показатели однородных учреждений, ведомств и бюджетов за несколько лет;

- определять динамику поступлений и удельный вес различных видов доходов и расходов;

- упрощать контроль за исполнением бюджетов и использованием средств по целевому назначению, за выполнением финансовых планов;

- облегчать рассмотрение бюджетов и проведение экономического анализа;

- давать единую методологическую основу для составления и исполнения всех бюджетов бюджетной системы, что является особенно важным в условиях самостоятельности бюджетов бюджетной системы;

- позволять осуществлять сравнение бюджетных показателей в разрезе отраслей экономической деятельности или территориальной принадлежности.

К сильным сторонам действующей бюджетной классификации стоит отнести возможность обеспечения сопоставимости показателей всех бюджетов бюджетной системы: федерального, субъектов и местных. Такой подход позволяет проанализировать доходные источники, их объемы и тенденции развития как на каждой конкретной территории, так и в масштабах страны в целом.

Проанализируем доходы регионального бюджета с точки зрения данного подхода на примере Нижегородской области за период 2012 — 2016 гг. (табл. 1). Из таблицы видно, что за прошедшие пять лет доходы областного бюджета Нижегородской области увеличились на 33,73%. При этом группа «Налоговые и неналоговые доходы» демонстрирует стойкий рост доходов, в то время как по группе «Безвозмездные поступления» наметилась тенденция к снижению доходов.

Дальнейший анализ доходов областного бюджета Нижегородской области показывает, что основным источником формирования доходной части являются поступления по подгруппе «Налоговые доходы». Очевидно, что существует явная направленность на увеличение доли налоговых и снижению доли безвозмездных поступлений в общем объеме поступлений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что доходы областного бюджета стабильно растут за счет собственных средств, а не привлеченных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, что, безусловно, является положительным фактом.

Стоит также отметить, что в целом по России за 2016 г. доля налоговых доходов в

региональных бюджетах составила в среднем 76% (в 2012 г. - 70%), неналоговых - 5% (в 2012 г. — 5%)2 и безвозмездных поступлений — 19% (в 2012 г. — 24%). За последние пять лет наметилась общая тенденция изменения структуры доходов региональных бюджетов в сторону увеличения налоговых доходов и снижения безвозмездных поступлений. Любопытно, что на протяжении исследуемого периода доля неналоговых доходов в общей сумме поступлений остается практически неизменной и, в зависимости от региона, колеблется в пределах от 0,4% до 10%3. В Нижегородской области по результатам 2016 г. доля налоговых доходов в общей сумме поступлений составила 82% (в 2012 г. — 76%), неналоговых — 2% (в 2012 г. — 2%) и безвозмездных поступлений — 16% (в 2012 г. — 22%). Таким образом, очевидно, что областной бюджет Нижегородской области развивается в русле общероссийских тенденций.

Более глубокий структурный анализ данных областного бюджета Нижегородской области по подгруппе «Налоговые доходы» (табл. 2) показывает, что лидирующие позиции здесь занимают налоги на прибыль и доходы. При этом наблюдаются как тенденции прироста, так и рост доли данного вида налогов в общей сумме налоговых поступлений.

Необходимо также отметить, что в данной подгруппе максимальные темпы роста за прошедшие пять лет показывают доходы от уплаты государственной пошлины. Несмотря на то что доля данного вида доходов в общей структуре сравнительно невелика,

значительный прирост говорит о расширении спектра государственных и муниципальных услуг, их востребованности среди населения, что, безусловно, является положительным фактором.

2 Исключение составляют: в 2012 г. Сахалинская область — 27% и Ненецкий автономный округ — 50%; в 2016 г. Республика Башкортостан и Москва — по 11%, Сахалинская область — 16% и Ненецкий автономный округ — 20%.

3 Годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда по состоянию на 01.01.2013—01.01.2017 (ф. 0503317), размещенные на интернет-сайте Федерального казначейства. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov

Наименьшие темпы роста демонстрируют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, однако их доля в структуре доходов является почти минимальной.

Таким образом, практически все виды доходов, относящиеся к подгруппе «Налоговые доходы», показывают

положительную динамику и стабильный прирост.

Анализ доходов, входящих в подгруппу «Неналоговые доходы» (табл. 3), не выглядит таким однозначным. В целом за прошедшие пять лет по подгруппе также отмечается рост доходов на 48,79%.

Однако мы можем наблюдать существенное снижение доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, от продажи материальных и нематериальных активов и платежей при пользовании природными ресурсами.

Нестабильно выглядят доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также административные платежи и сборы, но в последние два года наметились положительные тенденции.

На этом фоне совершенно фантастическими выглядят рост доходов в четыре раза по штрафам, санкциям и возмещению ущерба и более, чем в девять раз, по прочим неналоговым доходам. Доля данных источников в общей структуре также выросла, особенно это заметно по штрафам, санкциям и возмещению ущерба.

На основе проведенного анализа можно констатировать устойчивый рост доходной части регионального бюджета и сделать вывод о стабильном развитии региона и грамотно выстроенной бюджетной политике. Отчасти достижение данных результатов связано с улучшением экономической ситуации в 2016 г. и с работой, осуществляемой правительством области по активизации имеющихся ресурсов. В подтверждение положительной динамики говорит и тот факт, что впервые за много лет

бюджет 2017 г. был принят с профицитом4. Руководство области рассчитывает, что в дальнейшем тенденция опережающего роста доходов над расходами будет продолжена [7].

Таким образом, на основе данной классификации можно сделать выводы о динамике бюджетных доходов.

Существующая классификация наглядно демонстрирует, что основным источников формирования доходов региональных бюджетов являются налоговые доходы, в частности налоги на прибыль и доходы. МВФ также отмечает, что налоговые доходы составляют основную долю многих государственных единиц5.

По результатам изложенного очевидно, что доходная база региона напрямую зависит от уровня его экономического развития. Однако подход, установленный действующим бюджетным законодательством, не дает четкого представления о векторах стратегического развития при принятии управленческих решений органами власти. На основании данной классификации невозможно сделать вывод о том, какие именно доходные источники стоит развивать. Актуальными выглядят следующие основные проблемы.

Развитие любых ли видов доходов имеет положительные последствия для экономики региона? Например, невозможно однозначно ответить на вопрос: является ли положительным фактором рост доходов от производства и реализации табачной и алкогольной продукции или доходов по штрафам, санкциям и возмещению ущерба или от продажи государственной и муниципальной собственности? Можно ли планировать бюджет с расчетом на регулярные поступления доходов от данных источников и насколько это целесообразно? Каковы среднесрочные и долгосрочные последствия от таких доходов для экономики отдельного

4 Закон Нижегородской области от 23.12.2016 № 178-З «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

5 Government Finance Statistics Manual 2014. Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2014, pp. 84-112.

URL: //www.imf.org/external/Pubs/FT/GFS/Manual/2014/gfsfinal .pdf

региона и страны в целом? Поиски ответов на данные вопросы неизбежно приводят нас в морально-этическую плоскость и заставляют задуматься о целесообразности тех или иных видов доходов.

Изучению этической стороны вопроса много внимания уделяет профессор Д.Л. Комягин [8 — 14]. В своих исследованиях он делит доходы на две большие группы: допустимые и недопустимые. Под последними

подразумеваются доходы из недопустимых источников, то есть те, которые государство не может использовать без риска для собственной безопасности. Рост подобных доходов в долгосрочном периоде имеет отрицательный экономический и социальный эффекты, обусловленные негативным влиянием на здоровье населения и, соответственно, на производительные силы экономики. По мнению, с которым сложно не согласиться, «граница допущения тех или иных публичных доходов отражает систему моральных воззрений общества» [11].

На современном этапе развития источником публичных доходов не может выступать запрещенная правовыми нормами

деятельность. Например, такая, как работорговля, производство и сбыт наркотических веществ и т.д.

Доходы, связанные с производством и реализацией табачной и алкогольной продукции, азартными играми, конфискацией частного имущества и др. имеют более подвижную границу допустимости. Следует отметить, что хотя в настоящее время в Российской Федерации подобные доходы предусмотрены бюджетным

законодательством, в то же время реализуется комплекс мероприятий, нацеленных на формирование у населения стимулов к здоровому образу жизни6. Успешная реализация данных государственных программ в долгосрочном периоде неизбежно приведет к снижению этих видов доходов.

6 Например, см.: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года».

Вопросы целесообразности актуальны и для доходов от публичного имущества. В научном сообществе активно обсуждается вопрос рациональности владения публичным имуществом. Окончательное мнение на данный момент не сформировано. Высказываются аргументы как за продажу государственной и муниципальной собственности, так и в поддержку сохранения публичного имущества. По нашему мнению, наиболее аргументированным выглядит мнение русского ученого дореволюционного периода И.И. Янжула. Его позиция заключается в том, что государство должно по мере возможности удерживать домены в своих руках и отчуждать их лишь ввиду настоятельной нужды и с большой осторожностью, при этом желательно, чтобы отчуждение происходило мелкими участками и преимущественно не в собственность, а в наследственное пользование [15].

Открытым остается вопрос о выделении групп доходов, которые формируют бюджеты. Напомним, что действующая бюджетная классификация предусматривает только две группы: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Однако в реальности список источников публичных доходов гораздо более разнообразен и никогда не может быть представлен в окончательном виде. Виды доходов бюджетов — это динамически развивающаяся категория.

Обсуждение вопроса деления доходов на две неоднородные группы можно также встретить в работах Д.Л. Комягина [8 — 14], А.Г. Пауля

[16], Н.К. Сагайдачной [4, 5], Н.В. Васильевой

[17] и других авторов.

Исследователь Н.К. Сагайдачная отмечает, что при делении доходов на две указанные группы использовались одновременно два разных критерия, что является методологически недопустимым в отношении одной и той же совокупности доходов. Она также считает некорректным объединение в одну группу налоговых и неналоговых доходов, поскольку они различаются по источникам доходов и методам их мобилизации в бюджет [5].

Такого же мнения придерживается и Д.Л. Комягин, подчеркивая, что в настоящее время в доктринальной литературе и в действующем законодательстве отсутствуют определения налоговых и неналоговых доходов. Более того, в бюджетном законодательстве понятие неналоговых доходов раскрывается через исключение: все, что не относится к налоговым доходам. Он также говорит о невозможности отнесения к одному ряду налоговых и неналоговых доходов по причине различий в основании их группировок и классификаций.

Существующая практика объединения всех остальных видов доходов (кроме налоговых) в категорию неналоговых доходов, которая является неоднородной, отмечается МВФ как общемировая тенденция7.

Все эти аргументы заставляют задуматься о необходимости совершенствования бюджетной классификации доходов бюджетов. Подходы к группировке доходов могут быть совершенно различны. Самую большую сложность представляет вопрос, какие именно группы могут быть выделены в качестве самостоятельных. В структуре кода доходов бюджетной классификации под код группы доходов отводится четвертый разряд. Поэтому целесообразно в целях сохранения действующей структуры определить не более девяти групп доходов8.

В научной литературе уже встречаются идеи по перегруппировке доходов бюджетов. Например, Н.К. Сагайдачная предлагает выделить следующие группы: налоговые доходы, страховые взносы на обязательное социальное страхование, рентные платежи и пошлины за природные ресурсы, доходы от распоряжения и использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от деятельности государственных и

7 Government Finance Statistics Manual 2014. Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2014, pp. 84-112.

URL: //www.imf.org/extemal/Pubs/FX/GFS/Manual/2014/gfsfinal .pdf

8 Статья 20 Бюджетного кодекса РФ; приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний

о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

муниципальных учреждений и безвозмездные платежи.

Существуют и более революционные предложения. Авторами Л.А. Ефимовой, С.Д. Макаровой и М.Ю. Гинзбург разработано деление доходов на экзогенные, квазиэкзогенные, эндогенные и квази-эндогенные. В основу данного подхода положены признаки: территория формирования объектов налогообложения, возможность правительства влиять на доходы бюджетов через инструменты фискальной политики, оценка влияния внешних факторов на формирование налогооблагаемой базы и объекта налогообложения [18].

Очевидно, что объективно назрела необходимость внесения изменений в существующую группировку доходов бюджетов. Однако мнения, высказываемые в научной литературе, не являются окончательными и всеобъемлющими и нуждаются в дальнейшем обсуждении и проработке.

На основе данной бюджетной классификации невозможно понять, предприятия каких отраслей обеспечивают большее поступление доходов. То есть в настоящей классификации полностью отсутствует подход по отраслям экономической деятельности. Как показывает практика, данная информация крайне необходима для принятия управленческих решений по стимулированию и точечному развитию конкретных секторов экономики в каждом субъекте Российской Федерации.

С технической точки зрения усиление действующей бюджетной классификации за счет добавления в нее классификации по секторам экономической деятельности вполне реально. Код дохода имеет 20 разрядов и состоит из кода главного администратора доходов бюджета (разряды 1 — 3), кода вида доходов (разряды 4—13) и кода подвида доходов (разряды 14—20)9. Код подвида доходов в свою очередь включает в себя группу подвидов доходов бюджетов (разряды 14—17) и аналитическую группу подвидов

9 Статья 20 Бюджетного кодекса РФ; приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

доходов бюджетов (разряды 18 — 20)10. Аналитическая группа подвидов доходов бюджетов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух основных групп: доходы и выбытие нефинансовых активов11. При этом не вполне понятен критерий по которому произведено разделение на две эти группы. Тем более странно выглядит дальнейшая детализация группы доходов на налоговые доходы, доходы от собственности, от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления от бюджетов, страховые взносы на обязательное социальное страхование и прочие доходы, так как по своей сути дублирует виды доходов, закодированные в разрядах 4—6 кода бюджетной классификации.

Таким образом, по нашему мнению, в последние три разряда кода бюджетной классификации доходов можно без особого ущерба ввести классификацию по секторам экономической деятельности. Причем за основу можно взять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокращенно — ОКВЭД2), входящий в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации12.

ОКВЭД 2 базируется на основе Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе13, в соответствии с

10 Необходимо отметить, что аналитическая группа подвидов доходов бюджетов введена в структуру кода доходов с 01.01.2016. До этого момента разряды 18—20 кода бюджетной классификации доходов отводились под код классификации операций сектора государственного управления, относящийся к доходам бюджетов (КОСГУ

по доходам). Однако такой подход оказался малодоступным и малоинформативным по причине сложности прочтения и размытости критериев выделения операций.

11 Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

12 В настоящее время применяется ОКВЭД 2, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Revenue Statistics 2017. Tax Revenue Trends in the OECD. Organization for Economic Co-operation and Development. 2017. URL: http://www.oecd.org/tax/tax-policy/revenue-statistics-highlights-brochure.pdf

официальной версией на русском языке с учетом особенностей, отражающих потребности российской экономики. В ОКВЭД2 в качестве классификационных признаков видов экономической деятельности используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию) с возможностью выделения дополнительного, в пределах одного и того же процесса производства, признака:

«используемое сырье и материалы». В соответствии с международной практикой организационно-правовая форма и

ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов и форма собственности не учитываются как классификационные признаки. Также не делается различий между внешней и внутренней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

Теоретически при сохранении действующей структуры кода бюджетной классификации доходов возможно выделение девяти групп видов экономической деятельности. ОКВЭД2 предполагает 21 раздел, поэтому предлагаем укрупнить их следующим образом с сохранением подразделов и применяемых кодировок (табл. 4).

Предложенная группировка является одним из возможных вариантов и объединение некоторых разделов в одну группу не является однозначным решением. Возможно и иное объединение разделов или даже иной подход к определению секторов экономической деятельности.

В качестве итога сказанному необходимо отметить, что хотя действующая бюджетная классификация отвечает многим

предъявляемым к ней требованиям, однако она не решает некоторые задачи и тем самым отчасти сдерживает дальнейшее развитие государственных и муниципальных финансов. И одним из объективно назревших направлений ее совершенствования является включение в структуру кода бюджетной классификации доходов детализации по отраслям хозяйственной деятельности.

Таблица 1

Доходы областного бюджета Нижегородской области за период 2012—2016 гг.

Table 1

Revenues of the Regional budget of the Nizhny Novgorod oblast for 2012 — 2016

Показатель / Отчетная дата 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017

Доходы всего (млн руб.) 100 692 105 873 118 841 124 071 134 652

% 100% 100% 100% 100% 100%

В том числе

по группе «Налоговые и неналоговые 78 912 85 563 93 425 100 343 113 496

доходы» (млн руб.)

В % к доходам всего 78,37 80,82 78,61 80,88 84,29

В том числе:

- Налоговые доходы (млн руб.) 76 706 82 799 90 103 97 294 110 213

В % к доходам всего 76,18 78,21 75,82 78,42 81,85

- Неналоговые доходы (млн руб.) 2 207 2 764 3 322 3 048 3 283

В % к доходам всего 2,19 2,61 2,8 2,46 2,44

- По группе «Безвозмездные 21 780 20 310 25 416 23 728 21 156

поступления»

В % к доходам всего 21,63 19,18 21,39 19,12 15,71

Источник: авторская разработка по материалам Годовых отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда по состоянию на 01.01.2013—01.01.2017 (ф. 0503317), размещенных на интернет-сайте Министерства финансов Нижегородской области. URL: http://mf.nnov.ru/

Source: Authoring, based on the materials of Annual reports on budget execution of the subject of the Russian Federation and the budget of the territorial State off-budget Fund as of January 01, 2013 - January 01, 2017 0503317), posted on the website of the Ministry of Finance of Nizhny Novgorod Oblast. URL: http://mf.nnov.ru/

Таблица 2

Доходы областного бюджета Нижегородской области по подгруппе Налоговые доходы за период 2012-2016 гг.

Table 2

Revenues of the Regional budget of the Nizhny Novgorod oblast for the subgroup Tax Revenues for 2012-2016

Показатель / Отчетная дата 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017

Налоговые доходы всего (млн руб.) 76 706 82 799 90 103 97 294 110 213

В % к доходам всего 76,18 78,21 75,82 78,42 81,85

В том числе:

Налоги на прибыль, доходы (млн руб.) 49 403 52 449 59 596 64 884 73 824

В % к доходам всего 49,06 49,54 50,15 52,3 54,83

1.2 Налоги на товары (работы, 10 840 12 498 11 780 11 721 14 972

услуги), реализуемые на территории РФ (млн руб.)

В % к доходам всего 10,77 11,8 9,91 9,45 11,12

Налоги на совокупный доход (млн руб.) 3 714 4 190 4 457 4 830 5 375

В % к доходам всего 3,69 3,96 3,75 3,89 3,99

Налоги на имущество (млн руб.) 12 585 13 461 14 060 15 579 15 743

В % к доходам всего 12,5 12,71 11,83 12,56 11,69

Налоги, сборы и регулярные платежи за 55 58 77 76 64

пользование природными ресурсами (млн руб.)

В % к доходам всего 0,05 0,05 0,06 0,06 0,05

Государственная пошлина (млн руб.) 107 141 131 203 233

В % к доходам всего 0,11 0,13 0,11 0,16 0,17

Задолженность и перерасчеты по 3 3 1 2 1

отмененным налогам, сборам и иным

обязательным платежам (млн руб.)

В % к доходам всего 0 0 0 0 0

Источник: авторская разработка по материалам Годовых отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда по состоянию на 01.01.2013—01.01.2017 (ф. 0503317), размещенных на интернет-сайте Министерства финансов Нижегородской области. URL: http://mf.nnov.ru/

Source: Authoring, based on the materials of Annual reports on budget execution of the subject of the Russian Federation and the budget of the territorial State off-budget Fund as of January 01, 2013 - January 01, 2017 0503317), posted on the website of the Ministry of Finance of Nizhny Novgorod Oblast. URL: http://mf.nnov.ru/

Таблица 3

Доходы областного бюджета Нижегородской области по подгруппе Неналоговые доходы за период 2012-2016 гг.

Table 3

Revenues of the Regional budget of the Nizhny Novgorod oblast for the subgroup Off-Tax Revenues for 2012-2016

Показатель / Отчетная дата 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017

Неналоговые доходы всего (млн руб.) 2 207 2 764 3 322 3 048 3 283

В % к доходам всего 2,19 2,61 2,8 2,46 2,44

В том числе:

административные платежи и сборы (млн руб.) 814 940 560 474 314

В % к доходам всего 0,81 0,89 0,47 0,38 0,23

Доходы от продажи материальных и 551 569 633 561 527

нематериальных активов (млн руб.)

В % к доходам всего 0,55 0,54 0,53 0,45 0,39

Доходы от оказания платных услуг и 277 231 204 250 400

компенсации затрат государства (млн руб.)

В % к доходам всего 0,28 0,22 0,17 0,2 0,3

Платежи при пользовании природными 191 460 523 203 119

ресурсами (млн руб.)

В % к доходам всего 0,19 0,43 0,44 0,16 0,09

Доходы от использования имущества, 8 6 5 6 13

находящегося в государственной и муниципальной собственности (млн руб.)

В % к доходам всего 0,01 0,01 0 0,01 0,01

Штрафы, санкции, возмещение ущерба (млн руб.) 360 556 1 369 1 519 1 852

В % к доходам всего 0,36 0,53 1,17 1,22 1,38

Прочие неналоговые доходы (млн руб.) 6 1 1 36 59

В % к доходам всего 0,01 0 0 0,03 0,04

Источник: авторская разработка по материалам Годовых отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда по состоянию на 01.01.2013—01.01.2017 (ф. 0503317), размещенных на интернет-сайте Министерства финансов Нижегородской области. URL: http://mf.nnov.ru/

Source: Authoring, based on the materials of Annual reports on budget execution of the subject of the Russian Federation and the budget of the territorial State off-budget Fund as of January 01, 2013 - January 01, 2017 0503317), posted on the website of the Ministry of Finance of Nizhny Novgorod Oblast. URL: http://mf.nnov.ru/

Таблица 4

Классификация видов экономической деятельности, введенная в 18—20 разряды кода классификации доходов бюджетов

Table 4

№ Наименование Код Виды экономической деятельности

группы группы

1 Сельское, лесное хозяйство, охота, 100 1.2.1 РАЗДЕЛ А. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

рыболовство и рыбоводство 101 01. Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

102 02. Лесоводство и лесозаготовки

103 03. Рыболовство и рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

200 1.2.2 РАЗДЕЛ В. Добыча полезных ископаемых.

205 05. Добыча угля_

206 06. Добыча сырой нефти и природного газа

207 07. Добыча металлических руд

208 08. Добыча прочих полезных ископаемых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

209 09. Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых

Обрабатывающие производства. Строительство и сопутствующие услуги

300 1.2.3 РАЗДЕЛ С. Обрабатывающие производства

1.2.4 РАЗДЕЛ D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха_

1.2.5 РАЗДЕЛ Е. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений_

1.2.6 РАЗДЕЛ К Строительство_

Торговля, услуги, логистика, гостиничный бизнес

400 1.2.7 РАЗДЕЛ G. Торговля оптовая и розничная; ремонт

автотранспортных средств и мотоциклов_

1.2.8 РАЗДЕЛ Н. Транспортировка и хранение_

1.2.9 РАЗДЕЛ I. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

5 Государственное управление и 500 1.2.14 РАЗДЕЛ N. Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

административная деятельность 1.2.15 РАЗДЕЛ О. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

6 Информация и связь 600 1.2.10 РАЗДЕЛ }. Деятельность в области информации и связи

7 Финансовая сфера 700 1.2.11 РАЗДЕЛ К. Деятельность финансовая и страховая 1.2.12. РАЗДЕЛ L. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

Социальная сфера 800

1.2.13 РАЗДЕЛ М. Деятельность профессиональная, научная и

техническая_

1.2.16 РАЗДЕЛ Р. Образование_

1.2.17. РАЗДЕЛ О. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг_

1.2.18. РАЗДЕЛ R. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений_

Прочие виды 900 1.2.19 РАЗДЕЛ S. Предоставление прочих видов услуг_

деятельности 1.2.20 РАЗДЕЛ Т. Деятельность домашних хозяйств как работодателей;

недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления 1.2.21. РАЗДЕЛ и. Деятельность экстерриториальных организаций и _органов_

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2

3

4

8

9

Список литературы

1. Бушмин Е.В. Бюджет: процедуры и эффективность. М.: Альтернатива, 2003. 369 с.

2. Бушмин Е.В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. 516 с.

3. Иванова Г.О. Новая бюджетная классификация // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. № 9. С. 38—45.

URL: https://cyberleninka.rU/article/v/novaya-byudzhetnaya-klassifikatsiya

4. Сагайдачная Н.К. Социальные аспекты бюджетной классификации доходов // Проблемы учета и финансов. 2011. № 3. C. 26 — 28.

URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-aspekty-byudzhetnoy-klassifikatsii-dohodov

5. Сагайдачная Н.К. Актуальные вопросы классификации доходов бюджетов, отражающей финансовую деятельность государства // Проблемы учета и финансов. 2012. № 2. С. 36 — 38. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-klassifikatsii-dohodov-byudzhetov-otrazhayuschey-finansovuyu-deyatelnost-gosudarstva

6. Учамбрина И.Г. Порядок применения бюджетной классификации в соответствии с изменениями 2016 года // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 1017 — 1020.

URL: https://moluch.ru/archive/111/27874/

7. Сулима О.Ю. Исполнение бюджета идет по плану // Бюджет. 2017. № 6. С. 28 — 29. URL: http://bujet.ru/article/322293.php

8. Комягин Д.Л. К вопросу о понятии и классификации публичных доходов // Публично-правовые исследования. 2014. № 1. С. 60 — 93.

URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2067

9. Комягин Д.Л. Виды публичных доходов: история и современность // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. № 7. С. 10—18.

URL: https://pravo.hse.ru/data/2016/01/24/1138660113/Виды%20публичных%20доходов %20для%20Фин%20вестника%2021_01_2014^

10. Комягин Д.Л. Виды публичных доходов: история и современность // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. № 9. С. 8 — 15.

URL: https://pravo.hse.ru/data/2016/01/24/1138660113/Виды%20публичных%20доходов %20для%20Фин%20вестника%2021_01_2014^

11. Комягин Д.Л. Эволюция чрезвычайных доходов бюджета: от экстраординарных к обыкновенным // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2015. № 10. С. 8 — 17. URL: http://docplayer.ru/59576525-Evolyuciya-chrezvychaynyh-dohodov-byudzheta-ot-ekstraordinarnyh-k-obyknovennym-1-dmitriy-lvovich-komyagin-2.html

12. Комягин Д.Л. К вопросу о публичных доходах: проблемы правового регулирования и пути их решения // Финансовое право. 2015. № 11. С. 21—28.

13. Комягин Д.Л. Неналоговые и налоговые доходы бюджета: в чем разница? // Реформы и право. 2015. № 2. С. 16 — 25.

14. Комягин Д.Л. Чрезвычайные доходы бюджета: к вопросу о классификации публичных доходов // Реформы и право. 2015. № 3. С. 13 — 17.

15. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. 555 с.

16. Пауль А.Г. Система доходов бюджетов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 2. С. 370 — 380.

URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/2011/02/2011-02-41.pdf

17. Васильева Н.В. К вопросу об определении понятия и видов бюджетных доходов // Сибирский юридический вестник. 2015. № 4. С. 24—30.

18. Ефимова Л.А., Макарова С.Д., Гинзбург М.Ю. Актуализация теоретических основ формирования бюджетных доходов: структурный подход // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 12. С. 26—41. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aktualizatsiya-teoreticheskih-osnov-formirovaniya-byudzhetnyh-dohodov-strukturnyy-podhod

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

BUDGET REVENUE CLASSIFICATION: PAST, PRESENT, AND FUTURE Irina V. PARSHINA

Fiscal System

Nizhny Novgorod Institute of Management, Branch of RANEPA, Nizhny Novgorod, Russian Federation

iv_parshina@mail .ru

orcid.org/0000-0001-7663-8551

Article history:

Received 14 February 2018 Received in revised form 28 February 2018 Accepted 19 March 2018 Available online 27 April 2018

JEL classification: H20, H27, H60, H61, H71

Keywords: budget revenue classification, budget income types, business processes sector

Abstract

Subject This paper deals with the budget revenue classification of the budget system of Russia, and the world practice of its formation. As well, it discusses the advantages and disadvantages of the current classification.

Objectives The paper aims to formulate the basic requirements to the modern budget

classification, analyze the compliance of the current budget classification with the

requirements regarding the regional budget of the Nizhny Novgorod oblast and identify

weaknesses and strengths of the modern budget classification, proposing and substantiating

the vector of its further development and possible variants of realization.

Methods This work uses the principles of historical and logical approaches, common

methods of analysis and systematization, and the comparative analysis.

Results The paper proposes to use a sectoral approach to budget revenue classification

because it allows to identify potential income growth reserves in each region, clearly

identify the industries that need further development and support in order to increase

budget revenues of the budget system.

Relevance The results obtained can be used for further development of the budget classification existing in the Russian Federation in order to identify reserves of growth of budget income not only of the subjects of the Russian Federation, but also of all budget systems of the country.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Parshina I.V. Budget Revenue Classification: Past, Present, and Future. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 4, pp. 845-859. https://doi.org/10.24891/fc.24.4.845

References

1. Bushmin E.V. Byudzhet: protsedury i effektivnost' [Budget: procedures and efficiency]. Moscow, Al'ternativ Publ., 2003, 369 p.

2. Bushmin E.V. Gosudarstvennye i munitsipalnye dokhody kak sostavnaya chast' byudzhetnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Public and municipal receipts as a component of the budget system of the Russian Federation]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2012, 516 p.

3. Ivanova G.O. [The new budget classification]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in Budgetary and Non-Commercial Organizations, 2009, no. 9, pp. 38-45.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/novaya-byudzhetnaya-klassifikatsiya (In Russ.)

4. Sagaidachnaya N.K. [Social aspects of the budget classification of income]. Problemy ucheta i finansov = Problems of Accounting and Finance, 2011, no. 3, pp. 26-28. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-aspekty-byudzhetnoy-klassifikatsii-dohodov (In Russ.)

5. Sagaidachnaya N.K. [Topical issues of income budgetary classification that reflects financial activity of the government]. Problemy ucheta i finansov = Problems of Accounting and Finance,

2012, no. 2, pp. 36-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-klassifikatsii-dohodov-byudzhetov-otrazhayuschey-finansovuyu-deyatelnost-gosudarstva (In Russ.)

6. Uchambrina I.G. [The application procedure of budgetary classification according to the changes of the year 2016]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 7, pp. 1017-1020.

URL: https://moluch.ru/archive/111/27874/ (In Russ.)

7. Sulima O.Yu. [Budget implementation runs to plan]. Byudzhet, 2017, no. 6, pp. 28-29. (In Russ.) URL: http://bujet.ru/article/322293.php

8. Komyagin D.L. [On the question of definition and classification of public income]. Publichno-pravovye issledovaniya = Public Law Researches, 2014, no. 1, pp. 60-93.

URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2067 (In Russ.)

9. Komyagin D.L. [Types of public income: history and modernity]. Finansovyi Vestnik: Finansy, Nalogi, Strakhovanie, Bukhgalterskii Uchet, 2014, no. 7, pp. 10-18. (In Russ.)

URL: https://pravo.hse.ru/data/2016/01/24/1138660113/BMflbi%20ny6.MqHbix%20floxofl,oB %20g.ra%200MH%20BecrHMKa%2021_01_2014.pdf

10. Komyagin D.L. [Types of public income: history and modernity]. Finansovyi Vestnik: Finansy, Nalogi, Strakhovanie, Bukhgalterskii Uchet, 2014, no. 9, pp. 8-15. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://pravo.hse.ru/data/2016/01/24/1138660113/BMflbi%20ny6.MqHbix%20floxofl,oB %20fl.fl%20®MH%20BecrHMKa%2021_01_2014.pdf

11. Komyagin D.L. [Evolution of exceeding budget income: from extraordinary to usual]. Finansovyi Vestnik: Finansy, Nalogi, Strakhovanie, Bukhgalterskii Uchet, 2015, no. 10, pp. 8-17. (In Russ.)

12. Komyagin D.L. [On public income: problems of legal regulation and ways to handle them]. Finansovoe pravo = Financial Law, 2015, no. 11, pp. 22-28. (In Russ.)

13. Komyagin D.L. [Non-tax and tax revenues of the budget: what is the difference?]. Reformy i pravo, 2015, no. 2, pp. 16-25. (In Russ.)

14. Komyagin D.L. [Exceeding budget income: on the question of public revenue classification]. Reformy i pravo, 2015, no. 3, pp. 13-17. (In Russ.)

15. Yanzhul I.I. Osnovnye nachala finansovoi nauki: Uchenie o gosudarstvennykh dokhodakh

[The basic principles of financial science: doctrine of government receipts]. Moscow, Statut Publ., 2002, 555 p.

16. Paul' A.G. [System of budget revenues]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo = Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, 2011, no. 2, pp. 370-380. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/2011/02/2011-02-41.pdf (In Russ.)

17. Vasil'eva N.V. [To the question about the definition and types of budget revenues]. Sibirskii Yuridicheskii Vestnik = Siberian Law Herald, 2015, no. 4, pp. 24-30. (In Russ.)

18. Efimova L.A., Makarova S.D., Ginzburg M.Yu. [Updating the theoretical framework for budget revenue generation: a structural approach]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2016, no. 12, pp. 26-41.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aktualizatsiya-teoreticheskih-osnov-formirovaniya-byudzhetnyh-dohodov-strukturnyy-podhod (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.