УДК 332.1
Л. В. Найденова
Формирование благоприятной среды для развития предпринимательства в магаданской области
L. V. Naydenova. Formation of a Favorable Environment for Business Development in the Magadan Region
В работе рассматривается процесс формирования среды, благоприятной для развития предпринимательской деятельности. Среда, ее структура, решаемые задачи имеют свои особенности в конкретных регионах. Они учитывают структуру производства, уровень развития производительных сил, наличие ресурсов, востребованность в инновациях. Изучению состояния и перспектив развития благоприятной среды и степени ее инновационности в целях повышения результативности предпринимательской деятельности в Магаданской области и посвящена данная работа.
ключевые слова: предпринимательство, инновационная деятельность, благоприятная среда, предпринимательская деятельность коренных малочисленных народов Севера
контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
This article considers the formation of favorable environment for business development. Environment, its structure and tasks have their peculiarities in specific regions. They take into account the structure of production, the level of development of productive forces, the availability of resources, the demand for innovation. Study of the state and prospects for the development of favorable environment and its degree of innovation in order to increase the effectiveness of business activities in the Magadan region are focused at this article.
Keywords: entrepreneurship, innovation, favorable environment, entrepreneurship Indigenous Peoples
Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
Благоприятная среда для развития предпринимательства формируется под воздействием множества факторов, в числе которых правовые, социально-экономические, природно-климатические, экологические, научно-технические и пр. В современных условиях особое значение приобретают научно-технические составляющие формирования предпринимательской среды, результативность их воздействия определяется использованием инновационных подходов.
Инновационная деятельность предпринимательских структур позволяет увеличить, совершенствовать и улучшить качество производимых благ, используя принципиально новые подходы, новые знания, новшества, изобретения, открытия для совершенствования производства и создания новых благ и технологий. Основными слагаемыми инновационного процесса в бизнесе являются научные, технико-технологические, социально-организационные, управленческие и другие нововведения, реализуемые в различных сферах хозяйственной деятельности.
Расширение масштабов инновационного предпринимательства во многом зависит от состояния инновационной среды, как национальной экономики, так и региона. Она, с одной стороны, резко повышает возможности развития предпринимательства по инновационному пути, так как увеличивается возможность доступа к изобретениям, открытиям, ноу-хау, которые могут быть использованы регио-
Любовь Владимировна Найденова — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © Л. В. Найденова, 2014
нальными предпринимательскими структурами, исходя из вида их экономической деятельности, территориальной принадлежности, ассортимента выпускаемых благ в интересах конкретного потребителя. С другой стороны, она способствует развитию конкуренции, а значит, созданию условий не только для сокращения издержек производства, повышения производительности труда, роста прибыльности, создания благ, востребованных потребителями региона, использованию интенсивных, инновационных факторов роста, но и ставит предпринимательские структуры перед необходимостью активно использовать указанные факторы.
Целью проведенного исследования является теоретическое обоснование и разработка методических подходов к управлению формированием благоприятной среды, раскрытию ее содержания, степени инновационности и роли в развитии предпринимательства в Магаданской области.
Несмотря на наличие возможностей формирования, успешного функционирования и очевидные общественные преимущества, малое предпринимательство в нашей стране развито пока недостаточно. На тысячу жителей России действует менее 10 малых предприятий. В то время как в США — 75, странах Европейского Союза — 45, в Японии — 50. Малый бизнес в европейских странах и США обеспечивает работой порядка 50% занятых, в Японии даже около 80%, в то время как в России — 16%. В нашей стране число желающих начать свой бизнес составляет лишь 3,6% (для сравнения: в среднеразвитых зарубежных странах — 25%). Это убедительно свидетельствует о том, что как на федеральном, так и на региональных уровнях необходимо принимать целую систему мер, которые бы активизировали инновационную предпринимательскую деятельность, сделали этот бизнес более привлекательным, а значит, и общественно полезным [1].
Существенный вклад в развитие экономики регионов может внести активизация и расширение предпринимательской деятельности на инновационной основе с учетом региональных особенностей [2; 3]. Магаданская область входит в десятку богатейших регионов страны по запасам минерального сырья. Кроме осваиваемых запасов золота и серебра, перспективными являются цветные металлы, железо, известняки, гипс, плавиковый шпат, бурый и каменный уголь, торф, углеводороды. По оценкам специалистов, доминирующая роль в стоимости запасов приходится на уголь (44,4%) и углеводороды (41,3%). На долю черных и цветных металлов приходится 8,4%, благородных — 3%, других — 2,9%. Край богат и водно-биологическими ресурсами, чему способствует географическое положение области.
Все эти богатейшие ресурсы нуждаются в дальнейшей активизации освоения. Значительный вклад в решение этой задачи должно внести предпринимательство: расширение его масштабов, перевод на инновационный путь развития.
Развитие предпринимательства в Магаданской области осуществляется с начала 1990-х гг. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области, полученным в результате сплошного наблюдения, в 2013 г. в Магадане было зарегистрировано 5234 субъекта малого бизнеса. Подавляющее большинство из них заняты в торговле — 35% количества малых и средних предприятий; 19% осуществляют свою деятельность по выполнению операций с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг в этой сфере. Торговля является ведущей отраслью и у индивидуальных предпринимателей. В сфере транспорта и связи занят каждый пятый предприниматель, в строительстве — каждый пятнадцатый, а предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг — каждый восьмой. В промышленности большинство МСП заняты в обрабатывающих производствах (70%), в добыче полезных ископаемых — 30%.
В целом по промышленному производству удельный вес малого бизнеса составляет порядка 25%. В то же время, в производстве металлических руд — 43%, 16% производства пищевых продуктов. Малое предпринимательство вносит существенный вклад в добычу и переработку рыбы и морепродуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, макарон, мясных полуфабрикатов, колбасных изделий. Ими добыто более 110 тыс. т угля, порядка 1,3 тыс. м5 сборного железобетона, более 25 тонн цемента, осуществляется изготовление металлопластиковых окон. В структуре оборота розничной торговли на долю малых предприятий приходится около 25% и индивидуальных предпринимателей — 36%.
В современных условиях особое значение имеет развитие бизнеса на инновационной основе. С этой целью в области разрабатываются последовательно реализуемые областные целевые программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области» и др. нормативные документы, принят Закон «Об инновационной деятельности в Магаданской области»; создано и активно работает Управление по инновационной политике администрации области. Меры, предусмотренные стратегическими документами по развитию предпринимательской деятельности, способствуют формированию благоприятной среды, повышению эффективности, инновационности и устойчивости развития предпринимательства в регионе. В области инновационной деятельностью занято 35 малых предприятий (это второе место в Дальневосточном федеральном округе). Таким образом, в результате определения авторской позиции по содержанию и характерным чертам, предпринимательские организации разделены на три группы, что позволяет точнее определить их сущность, комплекс решаемых задач, особенности управления.
Рассмотрение различных аспектов предпринимательской деятельности в Магаданской области было бы неполным без выявления и представления особенностей хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, которые отличает присущий только им тип хозяйствования и особенности традиционной культуры. Сегодня по данным администрации в Магаданской области проживает порядка 6000 представителей коренных малочисленных народов Севера (коряки, эвенки, ительмены, чуванцы, юкагиры и др.). Экономические реформы конца ХХ — начала ХХ! в. обострили проблемы КМНС, которые изначально не были готовы к хищническим процессам, в результате которых резко изменились условия традиционного природопользования. Политика ускоренного промышленного освоения северных регионов привела малые народы на грань вымирания, поскольку усилия государства по обеспечению перехода КМНС к условиям рыночной экономики, оказались недостаточными. В первую очередь, проблемы их хозяйственного развития связаны с недостаточной поддержкой на государственном уровне оленеводства, рыболовства, охотничьего и морского зверобойного промыслов (традиционных для КМНС сфер хозяйственной деятельности), поскольку именно эти виды деятельности находятся сегодня в глубоком кризисе и неконкурентоспособны. В Магаданской области практически отсутствуют современные предприятия по переработке сырья, а материально-техническая база существующих производств морально и физически устарела. Отсюда возникают огромные потери добытой продукции, усугубляемые большими тарифами на транспортные услуги при вывозе продукции традиционных отраслей и промыслов к местам потребления.
Опыт Магаданской области показал, что наиболее приемлемыми предпринимательскими структурами для края явились различные общины (родовые, кочевые, территориально-соседские), а также предприятия, получившие статус «хозяйствующие субъекты аборигенов».
Общины при неотчужденности их от исконных земель дают возможность КМНС сохранять традиционный способ жизни и хозяйствования. Основными видами деятельности родовых общин Магаданской области являются: разведение оленей; охота и разведение диких животных; вылов рыбы и водных биоресурсов; несельскохозяйственное товаропроизводительство; вылов морзверя; переработка и консервирование рыбных и морепродукутов и др.
В последние годы с развитием предпринимательства традиционные виды деятельности стали совмещаться с нетрадиционными: лесозаготовкой, обработкой поделочного камня, сбором дикоросов, золотодобычей, переработкой рыбы и др. В условиях предпринимательской деятельности это — дополнительный источник доходов и получения прибыли. По нашему мнению, развитие предпринимательства КМНС является основой возрождения не только традиционных видов деятельности на более высоком уровне, но и внедрением нововведений (инноваций) в особой для КМНС форме. Одной из организационных форм дальнейшего развития такого предпринимательства является кооперация и объединение мелких хозяйств в более крупные при сохранении их экономической самостоятельности. В настоящее время эти процессы получают правовую поддержку. К наиболее значимым актам следует отнести законы «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера», «Об охоте и охотничьем хозяйстве», «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов», «Об оленеводстве», а также федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Таким образом, благоприятная для развития предпринимательства в Магаданской области среда должна формироваться с учетом факторов наибольшего способствования предпринимательской деятельности КМНС.
В развитии предпринимательства родовых общин имеется немало трудностей, к которым следует отнести следующие: слабая организация, правовая, экономическая (производственно-техническая, финансовая) поддержка; недостаточное количество теоретических разработок и проектов; опасения чиновников потерять контроль над обширными богатыми стратегическими ресурсами территориями; возникающие сомнения о способности КМНС выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции и др. Полагаем, что по этим и др. направлениям развития предпринимательства должны быть разработаны и приняты целевые комплексные программы.
С целью развития КМНС на территории Магаданской области успешно реализуется региональная целевая программа «Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области» на 2010-2018 годы». Финансирование Программы составляет 808,3 млн руб.
Управление и координацию исполнения мероприятий Программы осуществляет государственный заказчик — администрация Магаданской области.
В качестве механизмов реализации Программы выступают:
• финансирование мероприятий в виде субсидий;
• возмещение фактически понесенных предпринимателями затрат (до 70% фактически понесенных затрат) по доставке товаров первой необходимости;
• возмещение фактически понесенных затрат на приобретение лицензий и аренду охотничьих участков и пр.
Уникальные формы предпринимательских организаций КМНС свидетельствуют о возможности их использования, развития, а в будущем активизации инноваци-
онной деятельности путем включения в региональные целевые программы мероприятий, предусматривающих поддержку инновационных предпринимательских структур КМНС, внедрение инновационных разработок в практическую деятельность малых и средних предприятий КМНС, формирование благоприятной среды с учетом интересов КМНС.
В интересах дальнейшего развития предпринимательства и создания благоприятной среды для его деятельности в регионе принят ряд целевых правовых актов, к наиболее значимым из которых следует отнести: «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Магадан» на 2010-2015 годы (Программа); «О концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области на 2008-2020 годы»; «О порядке реализации отдельных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства Магаданской области» и др.
Процесс формирования благоприятной среды для развития предпринимательства в стратегической перспективе нашел отражение в мероприятиях государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы». Структурно программа объединяет несколько подпрограмм, в том числе подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области» на 2014-2020 годы» непосредственно направлена на обеспечение благоприятной среды для дальнейшего устойчивого и динамичного развития малого и среднего предпринимательства (в подпрограмму органично включены пять основных мероприятий: (финансово-кредитная поддержка МСП; информационная поддержка МСП; методическое и консультационное обеспечение предпринимательства; имущественная поддержка МСП; вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность); подпрограмма «Инновационное развитие Магаданской области на 2014-2020 годы» включает основные мероприятия по активизации инновационной деятельности путем развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, ее кадрового обеспечения; поддержки инновационных проектов путем субсидирования части затрат, понесенных в связи с осуществлением инновационной деятельности, содействия развитию рынка интеллектуальной собственности и пр.
В процессе проведения исследования был осуществлен опрос предпринимателей Магаданской области, который позволил выявить и проранжировать основные проблемы ведения предпринимательской деятельности (табл. 1).
Таблица 1
основные проблемы осуществления предпринимательской деятельности в магаданской
области
наименование проблемы Средняя оценка, балл
Высокие налоги 6,85
Высокий процент за пользование кредитом 6,43
Правительственное регулирование, бюрократия 6,25
Нахождение источника финансирования для начала собственного дела 5,92
Нахождение источника финансирования для поддержания устойчивости бизнеса 5,80
Предприниматели оценивали уровень значимости проблемы по 10-балльной шкале. Приоритетными в этих оценках являются проблемы, связанные с на-
логообложением (6,85). Налоговая политика государства оценивается предпринимателями как наибольшее препятствие для развития бизнеса. Далее следуют проблемы, связанные с высокой стоимостью кредитных ресурсов (6,43), взяточничеством чиновников и другими аспектами коррупции (6,25), поиск источников финансирования для старта (5,92) и поддержания устойчивости (5,80) предпринимательской деятельности.
Таким образом, предприниматели компетентно и реалистично оценивают сложности осуществления инновационной деятельности, что отражает устойчивость неблагоприятных условий для осуществления предпринимательства.
К значимым потребностям бизнеса относятся также несовершенство законодательства, защита от бюрократического аппарата, от коррумпированных чиновников. Предприниматели осознали необходимость создания различных форм сотрудничества и оказания взаимной помощи, в том числе, правовую защиту и представительство, а также защиту их интересов на уровне местных органов власти.
Результаты проведенного исследования могут стать основой для разработки программ развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Полученные в работе результаты и выявленные тенденции позволяют сформулировать методические рекомендации по созданию благоприятной среды с высокой степенью инновационности для развития предпринимательства в регионах.
1. Прежде чем приступить к созданию благоприятной среды с высокой степенью инновационности необходимо оценить интеллектуальный потенциал, который способен генерировать идеи, находящие свое воплощение в многочисленных и самых разнообразных сферах, изобретениях, идеях, реализация которых измеряется в конкретных благах. В первую очередь это научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения.
2. На процесс формирования подобной среды должны работать самые различные организации, учреждения, сети, фонды, специально создаваемые структуры в рамках программ поддержки и развития предпринимательства и инновационного развития территорий — это организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационной инфраструктуры. Каждая из них может выполнить свою уникальную функцию. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта позволило сформировать основные слагаемые благоприятной для развития предпринимательства среды и объединить их в несколько блоков: информационный, финансовый, производственно-технологический, сбытовой, консалтинговый и кадровый.
3. Развитие благоприятной среды должно обеспечиваться в процессе реализации программы социально-экономического развития территории, в которую органично включаются различные подпрограммы: поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, инновационного развития региона, целевые программы развития, в рамках которых обеспечивается, в том числе, развитие бизнеса в различных сферах деятельности и пр.
4. В рамках Федерального Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отнесение к субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего и предпринимательства осуществляется на конкурсной основе. Поэтому ежегодно средства на развитие этой инфраструктуры выделяются различным предприятиям, распыляются и не наблюдается ожидаемого синергетического эффекта. Поэтому по итогам проведенного исследования предлагается создание реестра организа-
ций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Магаданской области и организация мониторинга их деятельности. При этом данные мониторинга должны стать одним из повышающих факторов при получении подобными организациями государственной поддержки в качестве одной из организаций инфраструктуры поддержки МСП. Также должна осуществляться оценка качества освоения выделенных государственных средств.
5. Качеству создаваемой среды для развития предпринимательской деятельности предлагается давать экспертную оценку. Экспертами предлагается приглашать руководителей малых и средних предприятий, руководителей организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также руководителей подразделений администраций и правительств регионов, курирующих вопросы государственной поддержки
В процессе выполнения работы была проведена оценка степени благоприятности среды для развития предпринимательской деятельности в Магаданской области. Для этого нами были выделены основные факторы влияния, оцениваемые по 10-балльной шкале (табл. 2), и определены их веса. В процессе оценки были учтены мнения 20 экспертов. В качестве экспертов были отобраны 20 руководителей малых предприятий г. Магадана, каждый из которых принимал активное участие в разработке и реализации государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Экспертам было предложено оценить 10 основных факторов, определяющих степень благоприятности среды для развития предпринимательской деятельности. На первом этапе эксперты распределили весовые коэффициенты между факторами, и был определен средний весовой коэффициент по каждому фактору. Затем была определена средняя экспертная оценка каждого фактора.
На основе средних экспертных оценок и средних весовых коэффициентов определяем комплексный показатель благоприятности предпринимательской среды (в баллах) (1): п
где п — число экспертов; m — число частных показателей оценки благоприятности предпринимательской среды; Eij — оценка 1-м экспертом благоприятности предпринимательской среды по у-му показателю, баллы; w¡ — вес (значимость) у-го показателя в общей оценке благоприятности предпринимательской среды.
При оценке 0-3 балла среда считается неблагоприятной для развития предпринимательства, при оценке от 3 до 6 баллов — средней степени благоприятности и от 6 до 10 баллов — благоприятной для развития МСП.
Средневзвешенная оценка благоприятности предпринимательской среды на основе данных табл. 2 равняется 2,88 балла. Таким образом, эксперты оценили среду Магаданской области как неблагоприятную для развития предпринимательской деятельности.
Основные слагаемые благоприятной среды в совокупности образуют систему, где элементы дополняют друг друга, создавая соответствующий инновационный климат. С развитием предпринимательской деятельности, более активном использовании отечественного и зарубежного опыта элементы системы должны развиваться, совершенствоваться.
МСП.
(1)
Таблица 2
качественная оценка степени благоприятности предпринимательской среды
Факторы, влияющие на степень благоприятности среды для развития мСП, т Сумма экспертных оценок, п У Е.. 1 ч г=1 количество экспертов, п Средняя экспертная оценка, п У е. г=1 Сумма весовых коэффициентов, т У 1=1 Средний весовой коэффициент, т У 1=1
п п
Уровень поддержки малого и среднего предпринимательства 127 20 6,35 2,40 0,12
Степень развития региональных информационных сетей 68 20 3,40 2,15 0,11
Выделение бюджетных средств на поддержку бизнеса 47 20 2,35 2,95 0,15
Уровень развития фондовой поддержки (фонды поддержки, венчурные фонды, гарантийные фонды и пр.) 52 20 2,60 1,90 0,10
Состояние технологической поддержки бизнеса 51 20 2,55 1,45 0,07
Преимущества функционирования в условиях особой экономической зоны 79 20 3,95 2,00 0,10
Уровень развития выставочной деятельности 25 20 1,25 1,45 0,07
Возможность получения консультационной поддержки по вопросам ведения бизнеса 30 20 1,50 1,25 0,06
Оценка правового поля на региональном уровне 37 20 1,85 1,30 0,06
Уровень инновационного развития территории 30 20 1,50 3,15 0,16
На современном этапе важно, чтобы возможности даже этих первичных элементов среды использовались более результативно для активизации развития предпринимательства.
литература
1. Беляева Д. А. Прогнозирование тенденций структурных изменений развития предпринимательства в посткризисный период // Экономика и управление. 2012. № 3 (77). С.109-111.
2. Колпакиди Д. В. Реализация программно-целевого подхода в процессе совершенствования государственной системы управления развитием малого и среднего предпринимательства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2013. № 2 (42). С. 40-53.
3. Колпакиди Д. В. Формирование единого консультационного пространства для субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономика и управление. 2013. № 5 (91). С. 58-64.