Научная статья на тему 'Предпринимательский климат региона как фактор развития малого бизнеса в Иркутской области'

Предпринимательский климат региона как фактор развития малого бизнеса в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (СМП) / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / BUSINESS ENVIRONMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / BUSINESS CLIMATE / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / CONDITIONS AND FACTORS ENCOUNTERED IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS ENVIRONMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абросимова Анна Александровна

Одним из направлений экономической политики государства Российской Федерации является развитие субъектов малого предпринимательства. Эффективное развитие малого бизнеса невозможно без создания благоприятной предпринимательской среды, условия и факторы формирования которой проанализированы в работе. Выделены элементы подсистемы предпринимательской среды, рассмотрены методики оценки предпринимательского климата и среды, проведена оценка условий и факторов, определяющих формирование отдельных подсистем и предпринимательской среды в целом, для развития субъектов малого предпринимательства по данным Иркутской области. На основе метода экспертных оценок определен уровень благоприятности предпринимательской среды Иркутской области. 55% экспертов, в числе которых топ-менеджеры организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, эксперты-консультанты в сфере малого бизнеса, руководители малых предприятий, работающих на рынке более 10 лет, оценили предпринимательскую среду региона как нейтральную, в рамках которой бизнес развивается за счет своего внутреннего потенциала, не испытывая дополнительных трудностей, но и не получая внешнего стимула к развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Small Business Environments (SBEs) in the Irkutsk Region

One focal area of the Russian Federation's economic policy has been the development of small business environments (SBEs). The paper postulates, after analyzing certain factors and conditions, that effective small business cannot be developed without also creating a favorable environment. But as a precursor to covering favorable SBEs, it studies isolated subsystem elements, as well as the conditions and factors occurring in the formation of individual subsystems. Finally, it moves from the general environment in Russia to the specific environment of Irkutsk, examining what constitutes a favorable SBE in that region. According to the paper, 55% of a group of experts — including top organizational leaders, professionals and consultants covering SBEs, and operators and managers working in the small business market for over 10 years — have concluded that Irkutsk has neither external stimuli nor internal factors supporting the development of small business infrastructures. The only factor it does have to support SBEs, the experts opine, is its internal capacity.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский климат региона как фактор развития малого бизнеса в Иркутской области»

дение предприятия в момент кризиса, но способы достижения этой экономии могут быть разными.

Таким образом, определена одна из факторных финансовых характеристик бизнеса, находящегося в кризисном состоянии (чистый денежный поток), трансформация которого в общие и проекционные стратегические цели управления жизнеспособностью организации обеспечивает сохранение производства и создает условия для последующего его развития. На данной основе может быть разработана методика корпоративного стратегического планирования предприятия электротехнической отрасли промышленности и оперативного тактического реагирования в условиях системного экономического кризиса с учетом изменения критериальных индикаторов стратегии, предусматривающего смену приоритетов в среднесрочных ориентирах.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что, обладая отлаженной действующей системой стратегического контроллинга, которая может быть реализована посредством применения различных инстру-

ментов (в данном случае стратегический контроллинг ^

на базе ССП), менеджмент предприятия способен ^

принимать меры быстрого реагирования в соответ- < ствии с изменением рыночной ситуации.

Литература ^

<

1. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система ш показателей: От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 320 с. ^

2. Бобылева А. З. Финансовые управленческие технологии. о М.: ИНФРА-М, 2004. 492 с. ^

3. Бобылева А. З. Формирование антикризисной финансовой ш стратегии современной компании // Корпоративный фи- ^ нансовый менеджмент. 2007. Вып. 3. С. 67-73. ^

4. Жаворонкова Е. Н. Стратегический контроль в антикри- < зисном управлении: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. 1 М., 2007. 25 с.

5. Борисова М. С. Сбалансированная система показателей и ее применение в кризисных условиях хозяйствования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 36-45.

Предпринимательский климат региона как фактор развития малого бизнеса в Иркутской области

Assessment of Small Business Environments (SBEs) in the Irkutsk Region

УДК 332.14:334.7

Абросимова Анна Александровна

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Abrosimova Anna Aleksandrovna

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103

Одним из направлений экономической политики государства Российской Федерации является развитие субъектов малого предпринимательства. Эффективное развитие малого бизнеса невозможно без создания благоприятной предпринимательской среды, условия и факторы формирования которой проанализированы в работе. Выделены элементы подсистемы предпринимательской среды, рассмотрены методики оценки предпринимательского климата и среды, проведена оценка условий и факторов, определяющих формирование отдельных подсистем и предпринимательской среды в целом, для развития субъектов малого предпринимательства по данным Иркутской области.

На основе метода экспертных оценок определен уровень благоприятности предпринимательской среды Иркутской области.

55% экспертов, в числе которых топ-менеджеры организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, эксперты-консультанты в сфере малого бизнеса, руководители малых пред-

приятий, работающих на рынке более 10 лет, оценили предпринимательскую среду региона как нейтральную, в рамках которой бизнес развивается за счет своего внутреннего потенциала, не испытывая дополнительных трудностей, но и не получая внешнего стимула к развитию.

One focal area of the Russian Federation's economic policy has been the development of small business environments (SBEs). The paper postulates, after analyzing certain factors and conditions, that effective small business cannot be developed without also creating a favorable environment. But as a precursor to covering favorable SBEs, it studies isolated subsystem elements, as well as the conditions and factors occurring in the formation of individual subsystems. Finally, it moves from the general environment in Russia to the specific environment of Irkutsk, examining what constitutes a favorable SBE in that region. According to the paper, 55% of a group of experts — including top organizational leaders, professionals and consultants covering SBEs, and operators and managers working in the small business market for over 10 years — have concluded that Irkutsk has neither external stimuli nor internal factors supporting the development of small business infrastructures. The only factor it does have to support SBEs, the experts opine, is its internal capacity.

Ключевые слова: предпринимательство, субъект малого предпринимательства (СМП), предпринимательская среда, предпринимательский климат, условия и факторы развития предпринимательства

Keywords: entrepreneurship, small business environments, business environment, business climate, conditions and factors encountered in the development of entrepreneurship

^ Важность процесса формирования благоприятного ^ климата для развития предпринимательства отмечает-

< ся на всех уровнях государственной власти. Создание ^ такого климата — одна из первоочередных задач

0 российской экономики и лучший способ обеспечения к высоких темпов ее роста. В развитых странах мира

1 85% малых предприятий существуют за счет благо-

2 приятных условий ведения бизнеса, в то время как мерами государственной поддержки охвачены по-

^ рядка 15% малых предприятий [1; 2]. ^ Актуальность исследования условий и факторов х формирования благоприятного предпринимательского

3 климата обусловлена тем, что предпринимательство ^ функционирует в постоянно изменяющейся среде

< и, следовательно, теория и практика основ пред-1 принимательства требует постоянного приращения

и актуализации.

Изучением предпринимательского климата и среды занимались А. Н. Асаул, А. В. Бусыгин, О. Ю. Ворожбит, В. Я. Горфинкель, В. В. Гребенник, Н. В. Зубова, А. В. Корень, С. В. Шкодинский и другие исследователи. Они и сформулировали определение этих понятий.

Предпринимательский климат территории (региона) — комплексная характеристика предпринимательской деятельности (бизнеса) на той или иной территории — включает в себя условия ведения бизнеса, результаты уже осуществляемой предпринимательской деятельности или открытия нового дела, а также результаты «вхождения» на территорию нового бизнеса или расширения в форме инвестирования в основной капитал существующего [3].

Предпринимательский климат — это совокупность социально-политических, правовых, общеэкономических, институциональных и социально-психологических факторов, стимулирующих процесс экономического развития в целом, препятствующих ему либо нейтральных [4].

Таким образом, предпринимательский климат региона — это совокупность различных объективных и субъективных факторов, характерных для данного региона, стимулирующих потенциальных и уже существующих предпринимателей к созданию или ведению собственного бизнеса либо отталкивающих от такой деятельности. Как следует из данного определения, предпринимательский климат региона включает в себя как условия ведения бизнеса, так и возможности открытия нового дела, расширения существующего, потенциального роста.

Составляющие предпринимательского климата определяют предпринимательскую среду. В то же время предпринимательская среда оказывает воздействие на климат.

Определений понятия предпринимательской среды множество. А. Н. Асаул формулирует его как «наличие условий и факторов, воздействующих на субъекты предпринимательской деятельности и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления» [5, с. 29].

В. В. Гребенник и С. В. Шкодинский полагают, что «под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики» [6].

По мнению А. В. Бусыгина, предпринимательская среда — это общественная экономическая ситуация,

включающая в себя степень экономической свободы, наличие или возможность появления предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов [7].

Другими словами, внешняя предпринимательская среда включает в себя совокупность условий и факторов, существующих за пределами предприятия, но оказывающих влияние на его деятельность. По уровню воздействия на предприятия во внешней среде можно выделить:

• микросреду, представленную элементами, с которыми предприятие постоянно взаимодействует и которые можно изменять (потребители, конкуренты, поставщики, контрагенты);

• макросреду, представленную условиями, которые могут как обеспечивать возможность функционирования, так и создавать угрозы (экономические, научно-технические, политико-правовые, социокультурные, природно-географические и демографические факторы) [8].

Внешняя предпринимательская среда включает в себя ряд подсистем.

1. Социально-экономическая обстановка выражается через такие показатели, как уровень инфляции, безработицы, жизни населения и его платежеспособного спроса и пр.

2. Правовая среда представлена законодательством, регулирующим предпринимательскую деятельность, уровнем правовой защищенности и т. д.

3. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства характеризуются существующими программами по поддержке предпринимательства, созданием особых условий для развития предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические и налоговые зоны, научные и инновационные центры, особые институциональные условия и т. д.), вкладом международных организаций в процесс разработки программ поддержки и развития предпринимательства и создание инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (СМП).

4. Институционно-организационная среда обусловливается уровнем доступности финансовых ресурсов для СМП из банковских и внебанковских источников, уровнем развития социального предпринимательства, доступностью получения имущественных ресурсов в собственность и аренду, развитием инфраструктуры бизнеса, уровнем развития конкурентной среды.

5. Научно-техническая и технологическая среда оценивается по уровню использования малыми предприятиями новых технологических решений, инновационных технологий, внедрений.

6. Культурная среда связана с уровнем образования, позволяющего людям заниматься определенными видами бизнеса, и с уровнем квалификации персонала.

7. Природные факторы производства — это наличие природных ресурсов, их доступность, структура и т. д.

Оценку предпринимательского климата на муниципальном уровне можно проводить с помощью методологического аппарата, разработанного рейтинговым агентством «Эксперт РА» [3]. Суть его состоит в разделении всех факторов на результаты и условия развития предпринимательства. Результаты развития бизнеса были подразделены на институцио-

нальные и инвестиционные, а в категорию условий были включены следующие факторы: транспортная доступность, социально-политическая стабильность, законодательные условия ведения бизнеса, уровень развития телекоммуникаций, бизнес-инфраструктуры, жизни населения.

Для оценки условий развития малого и среднего бизнеса в регионах в исследовании [9] был применен индекс интегральной оценки качества условий для развития малого и среднего бизнеса, включающий в себя пять слагаемых на основе 21 индикатора.

В составленном таким образом рейтинге регионов Иркутская область заняла 40-е место по общему индексу условий развития малого и среднего предпринимательства. По различным категориям выявились следующие результаты:

1) недвижимость и инфраструктура — 36-е место;

2) доступность людских ресурсов — 40-е место;

3) доступность финансовых ресурсов — 39-е место;

4) административный климат и безопасность — 39-е место;

5) система поставщиков — 31-е место.

В ответах предпринимателей ощущались пессимистичные настроения: по их мнению, в сравнении с докризисными временами регион как место ведения бизнеса является скорее неблагоприятным, текущее состояние бизнеса ближе к нейтральному и осуществить организацию нового бизнеса в данный момент времени сложно. При этом почти половина (45%) респондентов знают о программах поддержки малого и среднего предпринимательств в регионе, однако в региональных программах участвуют только 2%, в муниципальных — 8%.

Важность оценки степени благоприятности предпринимательской среды заключается в том, что на национальном уровне эти данные создают ориентиры для социально-экономической политики государства, а на региональном и муниципальном уровне используются для привлечения инвестиций и определения перспектив развития.

Интересным представляется сравнение результатов различных исследований по факторам, оказывающим негативное воздействие на развитие предпринимательства.

1. По мнению предпринимателей и экспертов, опрошенных в 2008 г., основной фактор негативного воздействия на развитие предпринимательства — политика государства [10].

2. По мнению экспертов, опрошенных в 2009 г., основным фактором, отрицательно сказывающимся на развитии предпринимательства, является доступ к финансированию [11].

3. По мнению большинства предпринимателей, опрошенных в 2010-2011 гг., основным препятствием развитию бизнеса служит «низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда» [9].

Уровень благоприятности предпринимательской среды для развития субъектов малого предпринимательства Иркутской области определялся на основе метода экспертных оценок (см. табл.). В качестве экспертов были привлечены топ-менеджеры организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, эксперты-консультанты в сфере малого бизнеса, руководители малых предприятий, работающих на рынке более 10 лет. Экспертам было предложено дать оценку условиям и факторам, характеризующим подсистемы предпринимательской среды, по 9-балльной шкале:

1) 1-3 балла — неблагоприятные условия и факторы ^ для формирования отдельных подсистем и пред- ^ принимательской среды в целом; такое состояние < среды не отвечает требованиям, необходимым для ^ создания и ведения успешного бизнеса и может вы- о ступать сдерживающим фактором его развития; к

2) 4-6 баллов — нейтральные условия и факторы для ^ формирования отдельных подсистем и предприни- 2 мательской среды в целом; при таком состоянии предпринимательской среды бизнес развивается ^ за счет своего внутреннего потенциала, не испы- ^ тывая дополнительных трудностей, но и не получая х стимула; з

3) 7-9 баллов — благоприятные условия и факторы ^ для формирования отдельных подсистем и пред- < принимательской среды в целом; при этом наи- 1 лучшей формой благоприятной среды является идеальная предпринимательская среда (9 баллов); такое состояние среды способствует развитию предпринимательства в регионе.

Оценка уровня благоприятности предпринимательской среды Иркутской области, проведенная на основе метода экспертных оценок, позволяет сделать вывод, что предпринимательская среда в целом нейтральна: осредненная экспертная оценка составила 4 балла (за это высказались 55% экспертов). По ряду показателей многие эксперты сошлись во мнениях.

1. Нейтральной (с оценкой 4-6 баллов) была признана среда по следующим категориям:

♦ общий уровень социально-экономического развития Иркутской области (80% мнений экспертов);

♦ уровень жизни населения (80% мнений экспертов);

♦ уровень платежеспособности (70% мнений экспертов);

♦ нормативно-правовые акты регионального значения (80% мнений экспертов);

♦ процесс создания особых условий для развития предпринимательства в городе (70% мнений экспертов);

♦ доступность имущественных ресурсов в собственность и аренду (70% мнений экспертов);

♦ уровень развития инфраструктуры бизнеса (70% мнений экспертов);

♦ уровень взаимодействия малого и крупного бизнеса в регионе (70% мнений экспертов);

♦ уровень безопасности ведения предпринимательской деятельности (80% мнений экспертов).

2. Как благоприятный (с оценкой 7-9 баллов) был оценен уровень существующих программ по поддержке развития предпринимательства в г. Иркутске (как региональном центре с самым высоким уровнем развития предпринимательства; 70% респондентов).

3. Неблагоприятными (с оценкой 1-3 балла) эксперты признали:

♦ уровень развития социального предпринимательства в Иркутской области (100% экспертов);

♦ уровень использования малыми предприятиями Иркутской области новых технологических решений, инновационных технологий, внедрений(90% экспертов).

В оценке уровня благоприятности предпринимательской среды для субъектов малого предпринимательства мнения экспертов по ряду показателей разделились:

• уровень федерального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, 40% экспертов отметили как неудовлетворительный и 60% экспертов сочли незначительно влияющим на развитие бизнеса;

Таблица 1

Оценка условий и факторов, определяющих формирование отдельных подсистем и предпринимательской среды в целом, для развития субъектов малого предпринимательства в Иркутской области

№ п/п Показатель оценки Распределение ответов экспертов, % Средний балл

1—3 балла 4—6 баллов 7—9 баллов

1 Общий уровень социально-экономического развития Иркутской области 10 80 10 5

2 Уровень жизни населения 20 80 — 4

3 Уровень платежеспособности 30 70 — 4

4 Уровень федерального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность 40 60 — 4

5 Нормативно-правовые акты регионального значения 20 80 — 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Уровень правовой защищенности 50 50 - 4

7 Существующие программы по поддержке развития предпринимательства в Иркутской области (финансовые, образовательные, организационные, межрегиональные, международные) 30 50 20 5

8 Существующие программы по поддержке развития предпринимательства в г. Иркутске — 30 70 7

9 Процесс создания особых условий для развития предпринимательства в городе (технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические и налоговые зоны, научные и инновационные центры, особые институциональные условия и т. п.) 20 70 10 5

10 Вклад международных организаций в процесс разработки программ поддержки и развития предпринимательства и создание инфраструктуры поддержки СМП 60 30 10 4

11 Доступность финансовых ресурсов для СМП из банковских и внебанковских источников 30 50 20 5

12 Уровень развития социального предпринимательства в Иркутской области 100 — — 2

13 Доступность имущественных ресурсов в собственность и аренду 30 70 — 4

14 Уровень развития инфраструктуры бизнеса 30 70 — 4

15 Уровень развития конкурентной среды 30 60 10 4

16 Уровень использования малыми предприятиями Иркутской области новых технологических решений, инновационных технологий, внедрений 90 10 3

17 Уровень квалификации кадров для малого бизнеса 60 40 — 4

18 Уровень процесса взаимодействия малого и крупного бизнеса (сферы: обеспечение социальной среды и управление непрофильными активами, работы по экологической безопасности предприятий, развитие обслуживающих и дополнительных производств и т. п.) в регионе 30 70 4

19 Уровень безопасности ведения предпринимательской деятельности 20 80 — 4

20 Общий уровень благоприятности предпринимательской среды 37 55 8 4

о <

о

о о

> <

уровень правовой защищенности 50% экспертов отметили как неблагоприятный и 50% экспертов — как удовлетворительный; разнообразие мнений обусловлено тем, что часть малых предприятий работают с организациями инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, занимающимися вопросами правовой защиты СМП; существующие программы по поддержке развития предпринимательства в Иркутской области 30% экспертов отметили как неблагоприятные, 50% экспертов считают их удовлетворительными, 20% — благоприятными, что можно объяснить степенью участия того или иного эксперта в разработке и реализации этих программ;

вклад международных организаций в процесс разработки программ поддержки и развития предпринимательства и создание инфраструктуры поддержки СМП 60% экспертов отметили как недостаточный, 30% экспертов считают его удовлетворительным, 10% — положительным; различие мнений является следствием того, что большинство организаций инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в момент старта использовали консультационную и финансовую поддержку международных организаций, однако в настоящее время объем международной помощи значительно уменьшился; доступность финансовых ресурсов для СМП из банковских и внебанковских источников 30% экспертов

оценили как недостаточную, 50% — как удовлетворительную, 20% — как благоприятную; данное мнение сформировалось за счет того, что Иркутский областной гарантийный фонд работает в Иркутской области всего два года и многие предприниматели не успели воспользоваться его услугами, а кроме того, ряд субъектов малого предпринимательства не обладают необходимым для привлечения инвестиций гарантийным обеспечением, что снижает доступность привлечения финансовых ресурсов;

• уровень развития конкурентной среды 30% экспертов отметили как неблагоприятный, 60% экспертов считают его удовлетворительным, 10% — благоприятным, что обусловлено сформировавшимся различием конкурентных рынков в разных сферах деятельности;

• уровень квалификации кадров для малого бизнеса 60% экспертов отметили как неблагоприятный, 40% экспертов считают его удовлетворительным; различие мнений связано с множеством факторов, в числе которых пониженный уровень заработной платы в СМП, трудности с оплатой повышения квалификации и как следствие высокая текучесть кадров.

Таким образом, выводы, полученные на основе экспертных оценок, демонстрируют оптимистичную картину формирования и развития предпринимательской среды в Иркутской области: эксперты оценили среду как нейтральную, в то время как опросы предпринимателей, проведенные в 2010-2011 гг. [9], показали, что предприниматели региона оценивают состояние предпринимательского климата в целом негативно.

Литература g

1. Портал малого и среднего предпринимательства Ал- ^ тайского края. Режим доступа: http://smp22.ru/content/ ^ news/federal/general/m,01,13325/. i=

2. О прошлом, настоящем и будущем малого бизнеса в < России. Режим доступа: http://smb.gov.ru/content/guide/ ^ doingbusiness/enterprise_management_db/m,f,821/. ш

3. Рейтинг предпринимательского климата в российских щ городах, 2003 г. Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/ ° towns/2003/. ш

4. Конкурентоспособность: миф

пресса. 2003. № 24 (205). Режим доступа: http://www. ^ businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_267597. ш html. з

5. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятель- ^ ности: Учебник. СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336 с. <

6. Гребенник В. В., Шкодинский С. В. Основы предпринимательства: Учебный курс / Моск. ин-т экономики, менеджмента и права. М.: Изд-во МИЭМП, 2010: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-college. ru/xbooks/xbook067/book/index/index.html?go=index*.

7. Бусыгин А. В. Введение в предпринимательство: Книга для тех, кто задумывается о создании собственного дела. М., 2003. 228 с.

8. Ворожбит О. Ю., Зубова Н. В., Корень А. В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник ТОГУ. 2010. № 4. С. 121-128.

9. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011. Режим доступа: http://opora.ru/legal/analysis/ research/#collapsed/12167/.

10. Верховская О. Р., Дорохина М. В. Отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства России. 2008». СПб.: Высшая школа менеджмента, 2009. 46 с.

11. Верховская О. Р., Дорохина М. В. Отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства России. 2009». СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. 59 с.

Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Санкт-Петербургский университет управления и экономики приглашает в аспирантуру по специальностям:

05.13.10 — Управление в социальных и экономических системах 08.00.01 — Экономическая теория

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

12.00.14 — Административное право, финансовое право, информационное право 19.00.05 — Социальная психология

22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы 22.00.08 — Социология управления

Формы и сроки обучения

ОЧНАЯ АСПИРАНТУРА ЗАОЧНАЯ АСПИРАНТУРА СОИСКАТЕЛЬСТВО

3 года обучения 4 года обучения до 5 лет обучения

К вступительным экзаменам допускаются лица, прошедшие собеседование с предполагаемым научным руководителем. Прием на очную форму обучения: май-июнь, сентябрь-октябрь.

Прием на заочную форму обучения и прикрепление соискателей проводится круглогодично.

Прикрепление соискателя для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации проводится без вступительных экзаменов.

Аспирантам, обучающимся по очной форме обучения, предоставляется отсрочка от службы в Вооруженных Силах России. Обучение платное.

Для поступления необходимы следующие документы

1. Копия диплома о высшем образовании (подлинник диплома предоставляется лично).

2. Копия выписки из зачетной ведомости (приложение к диплому).

3. Заверенная по месту работы копия трудовой книжки.

4. Паспорт.

5. Четыре фотографии 3 х 4.

6. Список научных трудов.

Наш адрес:

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А, ауд. 220.

Телефон: (812) 714-16-35, Колпакиди Наталья Николаевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.