Научная статья на тему 'Формирование биоэтического мышления будущих учителем биологии в образовательном процессе вуза (из опыта работы)'

Формирование биоэтического мышления будущих учителем биологии в образовательном процессе вуза (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / БИОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / BIOETHICAL IMPERATIVE / BIOETHICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирючинская Т.А.

В статье рассматривается проблема формирования биоэтического мышления будущих учителей биологии в вузе. Представлены некоторые формы и анализ работы со студентам в учебной и внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BIOETHICAL THINKING OF FUTURE TEACHERS OF BIOLOGY IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION (FROM EXPERIENCE)

The article considers the problem offorming of the bioethic thinking of future teachers of biologyin the university. Some forms and analysis of work are presented with to the students in educational andextracurricular activity.

Текст научной работы на тему «Формирование биоэтического мышления будущих учителем биологии в образовательном процессе вуза (из опыта работы)»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК [378.147 - 302.5]; 57:378.937 БИРЮЧИНСКАЯ Т.А.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра педагогики и менеджмента в образовании, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

E-mail: t.biryuchinskaya@rsu.edu.ru

UDC [378.147 - 302.5]; 57:378.937

BIRYUCHINSKAYA T.A.

Сandidate of pedagogical sciences, senior lecturer Department of Pedagogy and Management in Education, Ryazan State University named after S.A. Yesenin E-mail: t.biryuchinskaya@rsu.edu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)*

FORMATION OF BIOETHICAL THINKING OF FUTURE TEACHERS OF BIOLOGY IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION (FROM EXPERIENCE)

В статье рассматривается проблема формирования биоэтического мышления будущих учителей биологии в вузе. Представлены некоторые формы и анализ работы со студентам в учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: биоэтический императив, биоэтическое мышление.

The article considers the problem offorming of the bioethic thinking of future teachers of biologyin the university. Some forms and analysis of work are presented with to the students in educational andextracurricular activity.

Keywords: bioethical imperative, bioethical thinking.

Мир XXI века характеризуется интенсивностью и сложностью преобразований во всех сферах жизнедеятельности человека. В связи с этим современного специалиста должны отличать компетентность в избранной области, профессионализм, творческий подход к своему делу и гуманизм - профессионально-личностные свойства, позволяющие ему адекватно и своевременно отвечать на вызовы времени. Подобная смысловая установка находит своё отражение в подготовке кадров разного профиля, востребованных государством и обществом. Среди них особое место занимают будущие учителя.

Сегодня у молодого поколения не сформированы, размыты понятия о добре и зле, морали и нравственности, духовности и душевной чуткости. Люди безразличны и равнодушны к проблемам и бедам окружающих, поэтому, как считает Дарио Салас Соммэр - философ, писатель и исследователь, крупный гуманист современности, «мы интуитивно испытываем тревогу, не зная и не понимая, как надо правильно жить в согласии с окружающим миром и Природой... ведь на самом деле мораль - это кодекс законов Природы, позволяющий достичь совершенства и гармонии с самим собой. Человек - не изолированное существо, он влияет на Природу, на всё, чтоего окружает, и этим вызывает заслуженную ответную реакцию. Именно поэтому каждый в ответе за свои поступки» [1, с. 5].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 09 февраля 2016 г. № 91, одна профессиональных компетенций (ПК-3), которую необходимо сформировать будущим учителям биологии, предпо-

лагает развитие способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в учебной и внеучебной деятельности, что крайне важно для современного российского общества и образования.

По нашему мнению, при профессиональной подготовке будущих учителей биологии в вузе необходимо уделять серьезное внимание развитию их морально-нравственных качеств, нестандартности мышления и выработке устойчивой биоэтической позиции в отношениях «человек - природа» и «человек - человек». Серьёзным воспитательным потенциалом для развития биоэтического мышления студентов-биологов может выступать метод решения кейсов или ситуационных задач. Сегодня - это современная, часто используемая техника обучения, когда моделируется определённая, конкретная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и конкретных предложений по эффективному решению проблемы. Как правило, кейсы основаны на реальном фактическом материале или приближены к возникающей ситуации. Отметим, что использование этого метода в учебном процессе подготовки будущих учителей биологии имеет большое значение, так как он способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, увязывает теорию с практикой, позволяя применить теоретические знания к практической ситуации, и предоставляет возможности предложить нестандартное, порой неожиданное решение проблемы. Приведем пример такого кейса: «На лабораторных занятиях по зоологии, при изучении тем «Внутреннее строение рыбы, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих», а так же на занятиях по физиологии в качестве обучающих методов ис-

* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.

© Бирючинская Т. А. © Biryuchinskaya T. A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (80), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 80. 2018

пользуются вскрытие животного и экспериментирование с ним. Однако, международная организация Интер НИЧ - за гуманное образование, концентрирующая свое внимание на использовании животных и альтернатив в рамках биологических наук, медицинского и ветеринарного образования и выступающая против бездумного использования живых объектов, полагает, что «эти методы являются причиной широко распространенного страдания и смерти несметного числа лягушек, рыб, крыс и других животных каждый год. Они учат неуважению к жизни, потому что животные рассматриваются как одноразовые инструменты, выбрасываемые после использования. В некоторых странах подобные методы также наносят вред окружающей среде, из которой эти животные извлекаются» [2]. При решении кейса предлагаем вопросы для обсуждения: какая позиция Вам близка - убить животное или, руководствуясь принципами гуманного образования, использовать альтернативу; могли бы Вы принципиально изменить выбранную специализацию, потому что обозначенные дисциплины ведутся без учета современных биоэтических требований гуманного образования или смиритесь и не будете воспринимать такие важные ценности как личная ответственность и уважение к любой форме жизни? По ходу работы над этим кейсом (и многих подобных) наблюдается ярко выраженное личностное отношение студентов к проблеме, спор, дебаты, высокий эмоциональный градус, развитие биоэтического мышления и выработка морально-нравственных профессиональных и общечеловеческих принципов.

Особо хотелось бы остановиться на такой форме обучения как проблемная лекция. В ее основу полагается некое противоречие, которое необходимо разрешить, создавая проблемную ситуацию, выдвигая пути решения. Уместно на такой лекции применить метод обучения - «фишбоун» (схема Исикавы), что дословно в переводе с английского означает «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». Продемонстрируем пример использования этого метода при изучении на лекции проблемы бездомных животных в России.

ВЫВОД:

«О величин нации и ее моральном прогрессе можно судить через отношение к старикам, детям и животным». М Ганди

Полагаем, что таким образом студенты развивают навык работы с информацией, раскрывая свой творческий потенциал, показывая свои чувства, эмоции и личное отношение к исследуемой проблеме.

В качестве домашнего задания студенты выбирают темы для написания эссе. Например: «Пока человек чувствует боль - он жив, пока чувствует чужую боль - он человек» (Франсуа Гизо), «Наука изобрела лекарства от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них - равнодушия» (Хелен Келлер), «Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными» (Фазиль Искандер), «Добро - не наука, оно действие» (Ромен Роллан) и др. Считаем, что такая форма работы побуждает студентов к самостоятельному мышлению, критическому анализу и, возможно, изменению своего мировоззрения в пользу биоцентрической позиции.

Целесообразно так же вовлечение будущих учителей биологии в различные формы просветительской биоэтической деятельности. Кафедра педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина на естественно-географическом факультете регулярно организует открытые семинары-практикумы, на которые приглашает волонтеров, работающих в приютах для бездомных животных г. Рязани «Лучшие Друзья» и «Спасибо за жизнь». В ходе семинаров поднимаются острые вопросы ответственности человека за жизнь и благополучие животного.

С 2012 года в университете работает студенческий инновационный проект «Акция поддержки Рязанской общественной организации помощи бездомным животным «Лучшие Друзья» с целью привлечения внимания как можно большего количества людей к этой острой проблеме. Вся акция построена на добровольном пожертвовании в виде денежных средств, продуктов питания, лекарственных препаратов и т.д., предназначенных для нужд бездомных, больных животных, попавших в трудную жизненную ситуацию. На сегодняшний день важно то, что эта акция шагнула далеко за стены университета. Будущие учителя биологии проходят педагогическую практику в школах г Рязани и уже своим ученикам рассказывают о проблеме бездомных животных и ответственном отношении к окружающей природе, создают вместе с ними социальные ролики, цветные буклеты, на которых помещены животные, готовые к обретению новых хозяев, следят за наполнением копилок для целевого сбора денежных средств.

Сегодня крайне важно сформировать у будущих учителей биологии, а в целом у всей молодежи, независимо от выбранной профессии некий биоэтический императив - требование этично, гуманно, вдумчиво и ответственно относиться не только к человеку, но и ко всей окружающей природе. Культивировать и взращивать эти качества не только в себе, но и в своих учениках.

Рис. 1. Фишбоун - схема.

Библиографический список

1. СоммэрД. Мораль XXI века: Пер. с исп. М.: Издательство «Кодекс», 2013. 480 с.

2. Гуманное образование и альтернативы. http://www.interniche.org -дата обращения: 24.02.18

References

1. SommerD. Moral of the XXI century: Trans. with. Moscow: Publishing House "Kodeks", 2013. 480 p.

2. Humane education and alternatives. http://www.interniche.org - reference date: 24.02.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.