Научная статья на тему 'Формирование биоэтических позиций у студентов фармацевтического факультета применительно к информационной и консультационной работе провизора'

Формирование биоэтических позиций у студентов фармацевтического факультета применительно к информационной и консультационной работе провизора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
провизор / профессиональный стандарт / обучение студентов / федеральный госу-дарственный образовательный стандарт / биоэтика / ценность жизни человека с момента зачатия / кон-трацептивные препараты с абортивным действием / опрос молодежи. / pharmacist / professional standard / student training / Federal state educational standard / bioeth-ics / value of human life from the moment of conception / abortive contraceptives.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна, Полежаева Полина Александровна, Тоирова Мубина Зоировна

В статье показано, что участие студентов фармацевтического факультета в научно-исследовательской работе по биоэтике способствует формированию у них биоэтических позиций для информационной и консультационной работы провизора в соответствии с профессиональными стан-дартами. Это рассмотрено на примере биоэтической позиции о ценности жизни человека с момента за-чатия и этике реализации и применения гормональных контрацептивных препаратов с абортивным действием. В исследовании целевой группой респондентов была молодежь в возрасте 18–21 год. В ре-зультате опроса 81 человека установлено, что около 40 % из опрошенных не считают, что жизнь челове-ка начинается с момента зачатия и почти половина респондентов не знает о том, что гормональные кон-трацептивные препараты могут прерывать жизнь уже зародившегося человека и около 30 % не знают об аналогичном действии препаратов экстренной контрацепции. Около 80 % из них счи-тают, что необходимо предупреждать покупателей этих препаратов об их абортивном действии. Более 50 % респондентов не стали бы сами применять данные лекарственные препараты и рекомендовать их другим, а 11 % из опрошенных изменили свое мнение об абортах на негативное после участия в анкети-ровании. Проведенный студентами опрос позволил узнать мнение молодежи по этим вопросам, а также убедиться будущим специалистам в необходимости биоэтического подхода к информационной и кон-сультационной работе провизора среди населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна, Полежаева Полина Александровна, Тоирова Мубина Зоировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BIOETHICAL POSITIONS IN PHARMACY STUDENTS REGARDING THEIR EDUCATIONAL AND CONSULTATIVE ACTIITY

This article shows that the participation of pharmacy students in research on bioethics contributes to the formation of their bioethical positions for information and consulting work of the pharmacist in accord-ance with professional standards. This is discussed on the example of a bioethical position about the value of human life from the moment of conception and the ethics of the implementation and use of hormonal abortive contraceptive. We interviewed 81 young people aged 18 to 20 years and found that 40% of respondents do not believe that human life starts from the moment of conception; almost half of respondents did not know that hormonal contraceptives can interrupt the life of an already conceived human; approximately 30% of respond-ents did not know about the similar effect of emergency contraceptives. Almost 80% of respondents believe that it is necessary to warn clients about the abortive effect of these drugs. More than 50% of respondents would not use these drugs themselves and recommend them to others, while 11% of the respondents changed their opinion about abortion to negative after participating in the survey. This survey revealed the opinion of young people on these issues and convinced future specialists of the need for a bioethical approach to the information and con-sulting work of the pharmacist among the population.

Текст научной работы на тему «Формирование биоэтических позиций у студентов фармацевтического факультета применительно к информационной и консультационной работе провизора»

Общественное здоровье и здравоохранение

УДК 615.1

ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ПРОВИЗОРА

И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова, М.Б. Тоирова, П.А. Полежаева

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара

Резюме. В статье показано, что участие студентов фармацевтического факультета в научно-исследовательской работе по биоэтике способствует формированию у них биоэтических позиций для информационной и консультационной работы провизора в соответствии с профессиональными стандартами. Это рассмотрено на примере биоэтической позиции о ценности жизни человека с момента зачатия и этике реализации и применения гормональных контрацептивных препаратов с абортивным действием. В исследовании целевой группой респондентов была молодежь в возрасте 18-21 год. В результате опроса 81 человека установлено, что около 40 % из опрошенных не считают, что жизнь человека начинается с момента зачатия и почти половина респондентов не знает о том, что гормональные контрацептивные препараты могут прерывать жизнь уже зародившегося человека и около 30 % не знают об аналогичном действии препаратов экстренной контрацепции. Около 80 % из них считают, что необходимо предупреждать покупателей этих препаратов об их абортивном действии. Более 50 % респондентов не стали бы сами применять данные лекарственные препараты и рекомендовать их другим, а 11 % из опрошенных изменили свое мнение об абортах на негативное после участия в анкетировании. Проведенный студентами опрос позволил узнать мнение молодежи по этим вопросам, а также убедиться будущим специалистам в необходимости биоэтического подхода к информационной и консультационной работе провизора среди населения.

Ключевые слова: провизор, профессиональный стандарт, обучение студентов, федеральный государственный образовательный стандарт, биоэтика, ценность жизни человека с момента зачатия, контрацептивные препараты с абортивным действием, опрос молодежи.

Для цитирования: Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю., Тоирова М.Б., Полежаева П.А. Формирование биоэтических позиций у студентов фармацевтического факультета применительно к информационной и консультационной работе провизора // Вестник медицинского института «Реавиз». - 2020. - № 1. -С. 117-124.

FORMATION OF BIOETHICAL POSITIONS

IN PHARMACY STUDENTS REGARDING

THEIR EDUCATIONAL AND CONSULTATIVE ACTIITY

I.Yu. Nefedov, I.Yu. Nefedova, M.B. Toirova, P.A. Polezhaeva

Private Institution of Higher Education 'Medical University 'Reaviz,' Samara

Abstract. This article shows that the participation of pharmacy students in research on bioethics contributes to the formation of their bioethical positions for information and consulting work of the pharmacist in accordance with professional standards. This is discussed on the example of a bioethical position about the value of

human life from the moment of conception and the ethics of the implementation and use of hormonal abortive contraceptive. We interviewed 81 young people aged 18 to 20 years and found that 40% of respondents do not believe that human life starts from the moment of conception; almost half of respondents did not know that hormonal contraceptives can interrupt the life of an already conceived human; approximately 30% of respondents did not know about the similar effect of emergency contraceptives. Almost 80% of respondents believe that it is necessary to warn clients about the abortive effect of these drugs. More than 50% of respondents would not use these drugs themselves and recommend them to others, while 11% of the respondents changed their opinion about abortion to negative after participating in the survey. This survey revealed the opinion of young people on these issues and convinced future specialists of the need for a bioethical approach to the information and consulting work of the pharmacist among the population.

Key words: pharmacist, professional standard, student training, Federal state educational standard, bioeth-ics, value of human life from the moment of conception, abortive contraceptives.

For citation: Nefedov I.Yu., Nefedova I.Yu., Toirova M.B., Polezhaeva P.A. Formation of bioethical positions in pharmacy students regarding their educational and consultative activity. Bulletin of the Medical Institute 'Reaviz'. 2020; 1: 117-124.

Введение

В соответствии с ФГОС ВО по специальности «Фармация» выпускник должен быть «способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и морально-нравственными принципами фармацевтической этики и деонтологии» (ОПК-4) [1]. Основы этих принципов закладываются у студентов при изучении дисциплины «Биоэтика» и совершенствуются в течение всего периода обучения в вузе. Поэтому важно с младших курсов обучения формировать у будущих специалистов взаимосвязь между биоэтическими позициями и трудовыми функциями, изложенными в их профессиональных стандартах, которые они будут выполнять в аптеке. В отношении населения, это преимущественно квалифицированная фармацевтическая помощь и информационно-просветительская работа провизора. В соответствии с профессиональным стандартом «Провизор» специалист должен информировать население и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента (трудовая функция 3.1.4) [2]. А в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» провизор должен организовывать информационную и консультационную помощь для населения и медицинских работников, определять потребность различных целевых групп в

такой помощи (трудовая функция 3.1.5) [3]. Обучение этому студентов младших курсов может происходить в рамках научно-исследовательской работы, а целевыми группами могут быть различные слои населения, в том числе и их сверстники, молодежь в возрасте около 20 лет. Одним из способов определения потребности этой возрастной группы в информационной и консультационной работе провизора, может быть интернет-опрос. В соответствии с ФГОС ВО выпускник должен быть «способен использовать современные информационные технологии для решения задач профессиональной деятельности, соблюдая требования информационной безопасности» (ОПК-6) [1]. Вопросы интернет-анкеты в соответствии с выбранной темой могут быть составлены таким образом, чтобы сочетать в себе биоэтический подход и одновременно информировать респондентов об определенных свойствах лекарственных препаратов.

В ряде работ показано [4, 5], что эффективной моделью для такого обучения студентов может быть тема применения гормональных контрацептивных средств с абортивным механизмом действия, которая позволяет взаимосвязать биоэтический подход о ценности человеческой жизни с момента зачатия с информационной и консультационной работой провизора в аптеке. Эта тема актуальна для нашего общества в связи с малой рождаемостью и большим

числом абортов среди населения, что нашло свое отражение в Приоритетном федеральном проекте «Формирование здорового образа жизни» («Укрепление общественного здоровья»), в котором одним из показателей является снижение числа абортов, совершенных по желанию женщины [6]. Практическая значимость данного исследования определяется также Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором одной из главных целей является достижение «...устойчивого естественного роста численности населения РФ» [7].

Таким образом, подход, реализуемый в данной работе, позволяет сочетать актуальную и практически значимую тему повышения рождаемости, снижение числа абортов, возможность выполнения студентами научно-исследовательской работы, обучение их биоэтическим позициям при выполнении трудовых функций профессиональных стандартов по информационной и консультационной работе провизора в аптеке.

Цель

Формирование у студентов биоэтической позиции о ценности человеческой жизни с момента зачатия применительно к информационной и консультационной работе провизора на примере гормональных контрацептивных препаратов с абортивным действием.

Задачи

1. Задействовать студентов второго курса фармацевтического факультета МУ «Реавиз» для выполнения данной работы.

2. Провести интернет-опрос в целевой группе молодежи (18-21 год) о ценности человеческой жизни с момента зачатия и этике применения гормональных контрацептивов с абортивным действием.

3. По результатам исследования, с участием студентов провести информационно-

просветительскую работу среди молодежи по этой теме.

Материалы и методы

Интернет-опрос проводился студентами 2-го курса фармацевтического факультета МУ «Реавиз» Тоировой М.З. и Полежаевой П.А. - соавторами данной статьи. Посредством добровольного и анонимного анкетирования был опрошен 81 человек со средним возрастом 20,7 лет, при этом у 73,1 % опрошенных он составлял 18-21 год. Заданные респондентам вопросы и полученные ответы представлены на рис. 1-6 и в тексте статьи.

Результаты и обсуждения

Известно, что онтогенез человека, это процесс индивидуального развития организма от оплодотворённой яйцеклетки до смерти. Поэтому важно сформировать у студентов, изучающих биоэтику, и молодежи в целом, понимание ценности человеческой жизни с момента зачатия, так как это будет определять их нравственное отношение к пресечению внутриутробной жизни человека, а, следовательно, согласие или отказ на применение гормональных контрацептивных препаратов с абортивным действием. От этого также будет зависеть мотивация фармацевтических специалистов на консультационную и информационную работу с населением по этому вопросу и её эффективность.

На первый вопрос анкеты о том, «Согласны ли Вы с утверждением, что жизнь человека начинается с момента зачатия?» 58,2 % респондентов ответили «да» и 41,8 % - «нет». При этом 51,9 % опрошенных согласились с тем, что искусственное прерывание жизни на любом сроке после зачатия является убийством. Из ответов на эти два вопроса видно, что только около половины из опрошенной молодежи согласны с ценностью человеческой жизни на любом этапе внутриутробного развития. Это определяет актуальность соответству-

ющей информационно-просветительской работы провизора среди населения.

На рис. 1 видно, что 32,9 % респондентов не знают о том, что препараты экстренной контрацепции могут прерывать жизнь уже зародившегося человека, а 49,4 % не знают, что таким же свойством обладают и гормональные контрацептивы (рис. 2). При этом 79,7 % опрошенных считают, что необходимо предупреждать покупателей этих препаратов об их абортивном действии (рис. 3).

На рис. 4 видно, что 46,2 % респондентов считают, что после смерти придется отвечать за убийство своих не рожденных детей. Это определяет особую значимость для молодежи, информации об абортивном действии гормональных контрацептивов, а также необходимость соответствующего фармацевтического консультирования в аптеке и информационно-просветительской работы провизора среди населения.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

Отве ты респондентов ва вопрос авкеты, %

62

5 1

Да

Нет

Другой ответ

Рис. 1. Знаете ли Вы, что препараты так называемой экстренной контрацепции могут прерывать жизнь уже зародившегося человека?

Ответы респондентов 11:1 вопрос анкеты, %

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

49,4 49,4

1,2

Да Нет Другой ответ

Рис. 2. Знаете ли Вы, что гормональные контрацептивы могут убить зародыш человека

в первую неделю после зачатия?

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Ответы респондентов на вопрос анкеты, %

79,7

16.5

о, В

Да

Нет

Другой ответ

Рис. 3. Нужно ли предупреждать покупателей гормональных контрацептивов

об их абортивном действии?

Ответы респондентов на вопрос анкеты, °/о

100

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

46.2

42,3

11,5

Да Нет Другом ответ

Рис. 4. Как Вы думаете, человек после смерти будет отвечать за убийство своих не рождённых детей?

А для студентов, изучающих биоэтику, это показывает взаимосвязь изучаемого предмета с трудовыми функциями профессиональных стандартов фармацевтических специалистов по консультационной и информационной работе провизора.

Более половины респондентов (55,1 %) не стали бы сами применять подобные препараты или рекомендовать их другим (рис. 5), и считают не этичным называть их контрацептивными, т.е. препятствующими зачатию препаратами (рис. 6).

Как уже отмечалось, в задачи опроса входило не только узнать мнение молодежи, но и посредством вопросов проинформировать их об абортивных свойствах этих препаратов, а также помочь им задуматься о ценности человеческой жизни с момента зачатия и, может быть, пересмотреть свои взгляды на аборт в сторону его отрицательной оценки. Поэтому одним из последних вопросов анкеты был такой - «Изменилось ли Ваше мнение об абортах после ответов на вопросы анкеты?» - «да» ответили 11,4 % респондентов. По нашему мнению,

это заметный результат влияния поставленных вопросов на мировоззрение респондентов, так как ответив на них, десятая часть опрошенной молодежи поменяло своё мнение об абортах. Это подтверждает необходимость консультационной и информационно-просветительской работы провизора среди населения, что может способствовать сокращению числа абортов, сохранению здоровья женщин, приумножению населения России, т.е. достижению тех целей, которые поставлены в Указе Президента РФ [7] и Приоритетном проекте Пра-

вительства РФ «Формирование здорового образа жизни» («Укрепление общественного здоровья») [6].

По мнению самих студентов, участие в данном исследовании способствовало формированию и укреплению у них биоэтической позиции о ценности жизни человека с момента зачатия, а также необходимости биоэтического подхода к информационной и консультационной работе провизора при реализации гормональных контрацептивов с абортивным действием.

Рис. 5. Согласны ли Вы сами применять или рекомендовать другим контрацептивы

с абортивным действием?

Ответы респондентов на вопросанкеты, %

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

50,6 45.fi

1

Да

Нет

Другой ответ

Рис. 6. Как Вы считаете, этично ли называть препараты с абортивным действием контрацептивами?

Для проведения информационно-просветительской работы среди молодежи по этой теме, студентами была сделана презентация результатов исследования среди сокурсников, оформлен информационный стенд в МУ «Реавиз», проведены личные беседы среди знакомых, принято участие в подготовке данной статьи к опубликованию.

Выводы

1. Участие студентов в научно-исследовательской работе по биоэтике способствует формированию у них биоэтических позиций для информационной и консультационной работы провизора в соответствии с профессиональными стандартами.

2. В результате проведенного исследования установлено, что около 40 % из опрошенной молодежи не считают, что жизнь человека начинается с момента зачатия и 50 % не знает о том, что гормональные контрацептивные препараты могут прерывать жизнь уже зародившегося человека, и около 30 % не знают об аналогичном действии препаратов экстренной контрацепции.

3. Около 80 % респондентов считают, что необходимо предупреждать покупате-

лей этих препаратов об их абортивном действии.

4. Более 50 % респондентов не стали бы сами применять данные лекарственные препараты и рекомендовать их другим, а 11 % из опрошенных изменили свое мнение об абортах на негативное, после участия в анкетировании.

5. В целом, полученные данные свидетельствуют о необходимости соответствующей информационной и консультационной работы провизора с биоэтических позиций.

Заключение

Проведенный студентами интернет-опрос о ценности человеческой жизни с момента зачатия и применении гормональных контрацептивов, способных её пресечь, позволил не только узнать мнение молодежи по этим вопросам, но и повлиять на их отношение к абортам в сторону негативной оценки. А самим студентам, будущим провизорам, убедиться в необходимости биоэтического подхода к информационной и консультационной работе среди населения.

Список литературы // References

1 Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -specialitet po special'nosti 33.05.01 Farmaciya // Utverzhden Prikazom Minobrnauki Rossii ot 27 marta 2018 g. № 219.

2 Professional'nyj standart «Provizor» / / Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 9 marta 2016 g. № 91n.

3 Professional'nyj standart «Specialist v oblasti upravleniya farmacevticheskoj deyatel'nost'yu» // Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 22 maya 2017 g. № 428n.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Nefedov I.Yu., Nefedova I.Yu., Frolova A.V., Remizova A.A. Social'naya farmaciya: opyt razvitiya studen-tami social'noj znachimosti professii «provizor» // Vestnik medicinskogo instituta «REAVIZ». - 2018. - № 3. -S. 126-131.

5 Nefedov I.Yu., Nefedova I.Yu., Smirnova A.A. Opyt obucheniya studentov informacionno-prosvetitel'skoj rabote provizora // Vestnik medicinskogo instituta «REAVIZ». - 2019. - № 2. - S. 175-180.

6 Pasport prioritetnogo proekta «Formirovanie zdorovogo obraza zhizni» // Utverzhden prezidiumom Sove-ta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam (proto-kol ot 26 iyulya 2017 g. № 8).

7 Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «0 nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa https://www.garant.ru (data dostupa-23.04.2019).

Авторская справка

Нефедов Игорь Юрьевич, доктор биологических наук, профессор кафедры фармации, Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия

Нефедова Ирина Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры фармации, Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия

Полежаева Полина Александровна, студентка 2 курса фармацевтического факультета, Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия

Тоирова Мубина Зоировна, студентка 2 курса фармацевтического факультета, Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.