Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
базовые национальные ценности / младший школьный возраст / условия формирования базовых национальных ценностей / принципы / методы духовно-нравственного воспитания / направления формирования базовых национальных ценностей / basic national values / junior school age / conditions for the formation of basic national values / principles / methods of spiritual and moral education / directions of formation of basic national values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарыкова Г.В.

Базовые национальные ценности составляют основное содержание духовно-нравственного воспитания детей. В статье рассматриваются особенности формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста. Особую значимость в этом процессе имеет учет их возрастных особенностей, смена у них ведущего вида деятельности, освоение социальной роли ученика, расширение возможностей взаимодействия с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOPIC OF THE ARTICLE (THE FORMATION OF BASIC NATIONAL VALUES IN PRIMARY SCHOOL AGE)

Basic national values form the main content of the spiritual and moral education of children. In the article features of formation of base national values at children of younger school age are considered. Of particular importance in this process is the consideration of their age characteristics, the change in their leading activity, the development of the social role of the student, the expansion of opportunities for interaction with the surrounding world.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Нарыкова Г.В.

Пермский государственный научно-исследовательский университет Россия, г. Пермь, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

THE TOPIC OF THE ARTICLE (THE FORMATION OF BASIC NATIONAL VALUES IN PRIMARY

SCHOOL AGE)

Narykova G. V.

The Perm state research university Russia, Perm, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology

Аннотация

Базовые национальные ценности составляют основное содержание духовно-нравственного воспитания детей. В статье рассматриваются особенности формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста. Особую значимость в этом процессе имеет учет их возрастных особенностей, смена у них ведущего вида деятельности, освоение социальной роли ученика, расширение возможностей взаимодействия с окружающим миром.

АЬз^ай

Basic national values form the main content of the spiritual and moral education of children. In the article features of formation of base national values at children of younger school age are considered. Of particular importance in this process is the consideration of their age characteristics, the change in their leading activity, the development of the social role of the student, the expansion of opportunities for interaction with the surrounding world.

Ключевые слова: базовые национальные ценности, младший школьный возраст, условия формирования базовых национальных ценностей, принципы, методы духовно-нравственного воспитания, направления формирования базовых национальных ценностей.

Keywords: basic national values, junior school age, conditions for the formation of basic national values, principles, methods of spiritual and moral education, directions of formation of basic national values.

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младших школьников обусловлена социальным заказом к школе. Сегодня как никогда необходимо приобщать молодое поколение к общечеловеческим и российским ценностям, формировать у школьников патриотизм, гражданственность, национальное самосознание. Базовые национальные ценности составляют основное содержание духовно-нравственного воспитания детей. Они передаются от поколения к поколению, сохраняют национальные традиции народов России и обеспечивают дальнейшее развитие страны.

Освоение ценностей общества интенсивно происходит в младшем школьном возрасте. Перечень ценностей включает в себя здоровье, семью, любовь, дом, родных, возможности самореализации, духовные ценности, духовный рост и др. Современная школа учит ориентироваться в окружающем мире, формирует устойчивые нравственные качества личности ребенка.

В связи с этим в содержание Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования включена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанная А.Я. Данилюком, A.M. Кондаковым, В.А. Тишко, важным положением которой является формирование

базовых национальных ценностей у детей в младшем школьном возрасте. Условия их формирования - одна из актуальных проблем воспитания на современном этапе. Выпускник школы, согласно требованиям ФГОС ООО, должен быть «носителем ценностей гражданского общества» [1].

Духовно-нравственное развитие детей способствует последовательному формированию у них способности оценивать себя, других людей, сознательно выстраивать отношение к обществу, Отечеству, миру. Фундаментом формирования базовых национальных ценностей являются:

- Конституция РФ, в которой человек, его права определены как ценность;

- Послания Президента РФ Федеральному собранию, где обозначена база общественных отношений;

- национальные ценности: духовное единство народа, нравственные ориентиры, моральные ценности, уважение к истории, родному языку, культуре и др.

Базовые национальные ценности раскрываются через такие понятия, как семья, патриотизм, природа, труд, искусство и литература, наука, традиционные российские религии. К сожалению, сегодня доминируют материальные ценности, и у детей часто формируются искаженные представления

о патриотизме, гражданственности, справедливости, милосердии. Для многих современных детей свойственна духовная незрелость.

В начальной школе у ребенка появляются социально значимые обязанности, начинает формироваться новый тип отношений. Он становится «общественным» субъектом. В процессе обучения и воспитания дети усваивают моральные ценности, пытаются следовать определенным правилам. Часто это еще связано с желанием укрепить свою позицию в группе сверстников или быть одобренным педагогом. Однако на смену безусловному авторитету взрослого постепенно приходит необходимость детского сообщества.

У детей начинает формироваться опыт нравственного поведения, который складывается из ежедневных нравственных поступков. Нравственное поведение реализуется через организацию нравственных поступков и формирование нравственных привычек. Нравственный опыт предполагает не только организацию нравственных поступков, но и их мотивацию. Через поступки приобретаются нравственные привычки, т.е. устойчивые потребности совершать нравственные поступки.

У каждого человека есть свои ценности. Это личностные ценности. Они характеризуются высокой осознанностью, проявлением ценностных ори-ентаций, способностью к корректированию своего поведения и регуляции взаимоотношений между людьми.

Работая с детьми 6-10 лет, учитель имеет большие возможности для ориентации младших школьников на нравственные ценности. Особую значимость в этом процессе имеет учет их возрастных особенностей. Это возможность усвоения, повышенная восприимчивость к самым разным социальным воздействиям, что позволяет им усваивать нормы поведения, способы общения, отношения и т.п.

Особенности работы по формированию базовых национальных ценностей у обучающихся начальной школы определяются сменой у них ведущего вида деятельности, освоением социальной роли ученика, расширением возможностей взаимодействия с окружающим миром. Необходимо также учитывать и тот фактор, что у детей активно развивается познавательная сфера. Налицо противоречие между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне ее. Последовательность, системность, традиционность «конфликтуют» с хаотичностью, смешением высокой культуры и культуры бытовой и т.п. [1].

На формирование нравственных ценностных ориентаций существенное влияние оказывают три компонента: знания, эмоции и воля.

Через овладение знаниями у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах, меняется внутренний мир человека. Воля позволяет противостоять неприемлемым формам поведения.

Организуя учебную и внеучебную деятельность обучающихся, педагог должен учитывать данные положения и создать условия для того,

чтобы они самостоятельно могли ориентироваться в ценностях общества. При этом, в проявлении индивидуальности школьника учитель выступает в роли консультанта и фасилитатора.

В основе духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, согласно ФГОС НОО, лежат следующие принципы:

• индивидуально-личностное развитие ребенка;

• интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

• нравственный пример педагога;

• социально-педагогическое партнёрство.

Данное направление работы ориентировано на

организацию нравственного уклада жизни детей в социально значимой деятельности, на реализацию деятельности нескольких субъектов (образовательное учреждение, семья, дети и др.) в условиях совместной социально-педагогической деятельности [3].

Процесс формирования базовых национальных ценностей осуществляется с помощью разнообразных методов, приемов и средств нравственного воспитания. В образовательном процессе целесообразны методы формирования поведения, организации общения, методы стимулирования, поддержки, мотивации деятельности [2]. С младшими школьниками основными методами воспитательной работы выступают разъяснения, этические беседы, убеждение, чтение с последующим анализом художественной литературы. Так в ходе этической беседы при обсуждении конкретных ситуаций воспитанники начинают понимать сущность поступков, ориентируются на выработку адекватных их оценок.

Большая возможность формирования базовых ценностей принадлежит информационным, справочным, диалогическим средствам. Организационными формами работы признаны также уроки, деловые и ролевые игры, диагностики, тематические встречи, беседы, кружки и др.

В качестве ведущих направлений в формировании у младших школьников базовых национальных ценностей предлагается использовать:

- воспитание патриотизма, гражданственности;

- воспитание трудолюбия, осознанного отношения к разнообразным видам деятельности;

- воспитание нравственных чувств;

- формирование экологического сознания обучающихся;

- привитие ценностного отношения к прекрасному;

- формирование ценностного отношения младших школьников к своему здоровью и ЗОЖ.

К направлениям формирования базовых национальных ценностей необходимо отнести и такие значимые ценности как социальная солидарность, семья, человечество.

С опорой на систему национальных ценностей может быть создано пространство духовно-нравственного развития личности. Это социально от-

крытое пространство. Это форма учебной, общественно полезной, трудовой, эстетической, творческой и др. разнообразных видов и уровней (урочный, внеурочный, внешкольный) деятельности ребенка, соответствующая моральным нормам и нравственным установкам [4]. Пространство помогает преодолеть противоречия между школой и семьей, школой и обществом, между отдельными учебными предметами. Базовые ценности проходят через весь уклад школьной жизни, всю разнообразную деятельность школьника, все учебное содержание.

Создание и функционирование такого пространства предполагают согласованные усилия всех социальных субъектов-участников образовательного и воспитательного процесса [5].

В одном из своих произведений В.А.Сухом-линский писал, что «духовное формирование человека, повторение в человеке себя, совершенствование самого себя в своем сыне и в своей дочери - это благородное гражданское творчество», на котором строится воспитательная основа семьи. Не все современные родители, к сожалению, готовы к такому «творчеству». Отсюда следует, что есть острая необходимость в психолого-педагогическом просвещении родителей как полноправных субъектов образовательного процесса.

Результат духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста состоит в сформированности у них базовых национальных ценностей, приобретении опыта общественно значимой деятельности, конструктивного поведения. Необходимо также формировать у детей мотивацию и способность к дальнейшему духовно-нравственному развитию.

Таким образом, формирование базовых национальных ценностей у детей начальной школы представляет собой сложный процесс, в ходе которого осуществляется поддержка становления, развития высоконравственного гражданина России. Педаго-

гическая сущность воспитания нравственных ценностей у детей состоит в продвижении их от элементарных навыков поведения к самостоятельности в принятии нравственного выбора. Цель учителя - постоянно вести мониторинг нравственного роста учеников, формировать гражданина, толерантного, способного к оценке своего мнения.

Список литературы

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков//стандарты второго поколения. -М.:, Просвещение, 2009. - 148 с.

2. Игорева, Э.Н. Конфессионально-ориентированное образование и современная школа [Текст] / Э.Н. Игорева // В мире научных открытий. - 2011. - № 9.3(21). - С. 677-686. Игорева, Э.Н. Педагогическое сопровождение как одно из условий формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] / Э.Н. Игорева // Режим доступа: // http://www.teoria-practica.ru/-4-2012/pedagogics/ .

3. Татуйко, И.Н. Базовые национальные ценности как средство формирования положительной этнической самоидентификации у младших школьников [Электронный ресурс] / И.Б. Татуйко // Режим доступа: http://psychology.snauka.ru .

4. Ревингина, И.И. К вопросу о духовно-нравственном воспитании младших школьников // Молодёжь и образование XXI века: Материалы УШ Межвузовской научно-практической конференции молодых учёных и студентов (г. Ставрополь, 19 мая 2011 г.) [Текст] / И.И. Ревингина / Под общей ред. С.В. Бобрышова. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. - 512 а

5. Скрипова, Н.Е. Категории «ценность» и «ценностная ориентация» в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования [Электронный ресурс] / Н.Е. Скрипова // Режим доступа: // http://cyberleninka.ru.

СУТН1СТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРИ I ЗМ1СТУ ECTET^HOÏ КУЛЬТУРИ МАЙБУТН1Х УЧИТЕЛ1В УКРАШСЬ^ МОВИ I Л1ТЕРАТУРИ

Папушина В.А.

Хмельницький нацюнальний унгверситет, доцент

Красильникова Г.В.

Хмельницький нацюнальний унгверситет, професор

ESSENCE, STRUCTURE DESCRIPTION AND MAINTENANCE OF AESTHETIC CULTURE OF FUTURE UKRAINIAN AND LITERATURE TEACHERS

Papushina V.A.

Khmelnytskyi National University, Assistant Professor

Krasilnikova G. V.

Khmelnytskyi National University Professor

Анотащя

Одним i3 важливих завдань сучасно1 освгти е формування Bce6i4HO розвинено1 особистосп, яка би збертала свою самобутнють у будь-якому культурному середовищi i водночас ввдчувала причетнють до свггово! культури. У статп робимо наголос на необхвдносп засвоення студентами, у першу чергу, естетич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.