Научная статья на тему 'Отражение национальной идеи в содержании воспитания на ступени начальной школы'

Отражение национальной идеи в содержании воспитания на ступени начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целикова А. Д.

В статье рассматривается вопрос влияния национальной идеи на отбор содержания воспитание детей младшего школьного возраста. Автор исследует некоторые аспекты воздействия национальной идеологии на формирование базовой культуры личности младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Целикова А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение национальной идеи в содержании воспитания на ступени начальной школы»

ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

В СОДЕРЖАНИИ ВОСПИТАНИЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Целикова А.Д.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассматривается вопрос влияния национальной идеи на отбор содержания воспитание детей младшего школьного возраста. Автор исследует некоторые аспекты воздействия национальной идеологии на формирование базовой культуры личности младшего школьника.

Ключевые слова: национальная идеология, воспитание младшего школьника, формирование базовой культуры личности.

Проблема воспитания подрастающего поколения рассматривается в трудах таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, З.В. Ви-дякова, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.М. Меньшиков, А.Н. Острогорский, В.П. Острогорский, Н.И. Пирогов, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности - эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

В настоящее время «актуализируется проблема обеспечения подрастающего поколения целостной системой универсальных знаний, умений, навыков, формирования у него опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования» [5, с. 61].

Считается, что приоритеты современного воспитания должны быть сформулированы, исходя из российской национальной идеи. Любая национальная идея несет в себе ценностный потенциал. «Ее смысл выявляется посредством внутренних характеристик и внешних проявлений, детерминированных, с одной стороны, социальными (спецификой культурно-исторического пространства, целями, ценностями общества), а с другой - закономерностями, принципами, методами воспитания, характером взаимодействия педагога и воспитанника, способностью личности к самовоспитанию» [4, с. 1422].

* Студент факультета Дошкольного и начального образования, документовед кафедры Теории и методики начального и дошкольного образования. Научный руководитель: Мусс Г.Н., доцент кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, к.п.н.

История свидетельствует, что во все времена воспитание было и остается основным фактором развития личности. Реалии жизни детерминируют принципы отбора содержания воспитательного процесса в начальной школе. Период обучения, в котором закладывается фундамент общей культуры, -сложнейший процесс. Необходима специальная организация педагогического процесса, базирующегося на прочных связях образования и культуры, в результате которого должен сформироваться соответствующий уровень воспитанности младшего школьника.

Этому должна способствовать общенациональная идея воспитания -необходимый элемент для формирования определенных мировоззренческих, социокультурных и прочих установок для подрастающего поколения [6, с. 22]. Также актуальной и новой, представляющей значительный интерес, мне видится идея А.И. Уварова: «Идеалом России, а идеал - это путеводная звезда, как писал Л.Н. Толстой, её национальной идеей, с моей точки зрения, предпочтительней будет признать стремление к обществу знания. Это ближе к менталитету нашего народа с его традиционной соборностью, коллективизмом» [8, с. 134]. Он дает и свое определение национальной идеи: «Национальная идея по своей сущности - историческая комплексная идея, поскольку она должна выражать коренные интересы всей нации, формулировать стратегические цели общества и одновременно, связав их с практическими задачами современного общества, современной цивилизации» [8, с. 135].

Эту мысль отражает теория понимания воспитания как средства трансляции культуры О.С. Газмана и А.В. Иванова. Согласно их взгляду на этот вопрос, воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической [7].

В нашей стране возникла проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями - связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых наро-

дов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация - страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины - и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению [7].

Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка [1, с. 19]. Данилюк А.Я. отмечает, что «нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения» [1, с. 15].

На сегодняшний день духовное воспитание младших школьников является основополагающей частью современного образования. Важной задачей учителя является воспитание у учащихся доброты к окружающим, граждан-ско-патриотических чувств, уверенности в себе, оптимизма, умения видеть красоту окружающего мира. Это поможет ребятам лучше ориентироваться в современных реалиях жизни. Качественное воспитание и обучение детей младшего школьного возраста - это, прежде всего, воспитание личности, гражданина страны и мира. Именно от учителя зависит, будет ли младший школьник жить в согласии с самим собой, природой, обществом и культурой в целом.

Список литературы:

1. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

2. Кузнец А.М. Россия в поисках национальной идеи / А.М. Кузнец // Вопросы философии. - 2002. - № 1.

2. Межуев В.М. О национальной идее / В.М. Межуев // Вопросы философии. - 1997. - № 12.

3. Мусс Г.Н. Оценка уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей как социально-педагогическая проблема / Г.Н. Мусс // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. -Т. 4. - С. 1421-1425.

4. Мусс Г.Н. Проблемы преемственности в патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой / Г.Н. Мусс // Школа будущего. -2012. - № 6. - С. 61-65.

5. Овсеенко Ю.С. Национальная идея современной России: инновационный фактор / Ю.С. Овсиенко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - № 1 (3). - С. 20-24.

6. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций [Электронный ресурс] / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. -Режим доступа: www.tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_ ^п-spekt_lekcii/index.php.

7. Уваров А.И. Альтернатива информатизации / А.И. Уваров // Вестник РФО. - 2006. - № 1 (37). - С. 134-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.