Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПОРТФОЛИО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНЕРА КАК ПЕРВЫЙ ШАГ ГОТОВНОСТИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПОРТФОЛИО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНЕРА КАК ПЕРВЫЙ ШАГ ГОТОВНОСТИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / PORTFOLIO / GRAPHIC DESIGN / PROJECT ACTIVITY / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелина О.Ю.

Проектирование авторского портфолио в процессе обучения в вузе стимулирует будущих дизайнеров представлять свои работы и достижения в лучшем виде. Это способствует повышению качества их творческих умений и навыков, а выполненное на высоком профессиональном уровне портфолио будет весьма значимым фактором его рейтинга на конкурентном рынке среди других дизайнеров. Разработка авторского портфолио студента-дизайнера - это творческая работа в определении направлений профессионального самосовершенствования, первый шаг студента как профессионального дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE AUTHOR'S PORTFOLIO OF GRAPHIC DESIGNER AS THE FIRST STEP OF READINESS FOR PRACTICAL ACTIVITY

Designing the author's portfolio in the process of studying at the University encourages future designers to present their work and achievements in the best light. This helps to improve the quality of their creative skills, and executed at a high professional level portfolio will be a very significant factor in its ranking in the competitive market among other designers. The development of the author's portfolio of the student-designer is a creative work in determining the directions ofprofessional self-improvement, the first step of the student as a professional designer.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПОРТФОЛИО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНЕРА КАК ПЕРВЫЙ ШАГ ГОТОВНОСТИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 74; 377.352 АМЕЛИНА О.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: amelol@yandex.ru

UDС 74; 377.352 AMELINA O.YU.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Design Department of HGF, Orel State University E-mail: amelol@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПОРТФОЛИО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНЕРА КАК ПЕРВЫЙ ШАГ ГОТОВНОСТИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF THE AUTHOR'S PORTFOLIO OF GRAPHIC DESIGNER AS THE FIRST STEP OF READINESS FOR PRACTICAL ACTIVITY

Проектирование авторского портфолио в процессе обучения в вузе стимулирует будущих дизайнеров представлять свои работы и достижения в лучшем виде. Это способствует повышению качества их творческих умений и навыков, а выполненное на высоком профессиональном уровне портфолио будет весьма значимым фактором его рейтинга на конкурентном рынке среди других дизайнеров. Разработка авторского портфолио студента-дизайнера - это творческая работа в определении направлений профессионального самосовершенствования, первый шаг студента как профессионального дизайнера.

Ключевые слова: портфолио, графический дизайн, проектная деятельность, самопрезентация.

Designing the author's portfolio in the process of studying at the University encourages future designers to present their work and achievements in the best light. This helps to improve the quality of their creative skills, and executed at a high professional level portfolio will be a very significant factor in its ranking in the competitive market among other designers. The development of the author's portfolio of the student-designer is a creative work in determining the directions ofprofessional self-improvement, the first step of the student as a professional designer.

Keywords: portfolio, graphic design, project activity, self-presentation.

Для реализации профессиональной деятельности после окончания вуза студентам необходимы определенные умения и навыки, благодаря которым они смогут быть успешными и конкурентоспособными. Неслучайно, в области профессионального образования ведется поиск средств, условий и инструментов, которые позволят оценить способности студентов при выполнении задания из области реальной профессиональной деятельности, самостоятельно находить выход из спорных ситуаций, решать профессиональные проблемы. Одним из таких рабочих инструментов при решении профессиональных задач в процессе обучения в вузе является портфолио. Портфолио в сфере высшего образования студентов рассматривают с различных позиций.

Формирование современного портфолио студентами строится в соответствии со стандартами нового поколения, когда оно не только демонстрирует уровень сформированное™ его профессиональных компетенций, но и служит основанием для определения учебно-профессионального рейтинга студента.

Чаще всего оно концептуализируется как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста; одно из средств в системе оценивания результатов обучения; средство формирования и диагностики компетенций; средство для решения задач подготовки профессиональных кадров в различных областях.

Для студентов направления подготовки 54.03.01 и 54.04.01 «Дизайн» (профиль подготовки «Графический дизайн») проектирование собственного портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки сформированных компетенций, форма актуализации мотивированности и готовности к профессиональной деятельности, является первым шагом к дальнейшей успешной конкурентной профессиональной карьере.

Помимо вышеуказанных функций, портфолио стимулирует будущих дизайнеров к тому, чтобы представлять свои достижения наилучшим образом, что, безусловно, будет способствовать повышению их творческой активности в будущей профессиональной деятельности в области графического дизайна и рекламы.

Мы в статье рассматриваем портфолио как самостоятельно выполненную работу, благодаря которой сту-дентможет представить свой профессиональный уровень как графического дизайнера, показать свой творческий потенциал и выделить интересные ему сферы дизайна, определить направления для более глубокого изучения и совершенствования. Подтверждение сказанному, мы находим в трудах ученых, рассматривающих порт-фолио в системе подготовки студента как творческую работу, по которой можно судить об уровне подготовки дизайнера (Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш., Никифоров О.В., Рюмина

© Амелина О.Ю. © Amelina O.Yu.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020

Т.М., Савина Н.М., Мирошникова В.М., Васильева О.А., Смолина Т.А., Павелко Н.Н., Чалая А.И.,Тазутдинова Э.Х., Игонина Е.В., Пинская М.А. и др.).

Несмотря на то, что разработанное портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной дизайнерской деятельности, в научных трудах и психолого-педагогической литературе до настоящего момента не существует единого мнения о сущностных характеристиках технологии портфолио; недостаточно в полной мере даны рекомендации по составлению портфолио; не освещены критерии оценки портфолио, необходимые условияиспользования технологии порт-фолио в системе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности.

Обращение к технологии портфолио студента дизайнера (бакалавра или магистра) в процессе обучения в высшей школе актуально и связано с требованиями общества к современному выпускнику вуза как к компетентному специалисту, способного аргументировано отстаивать свои концептуальные находки, внятно и четко отвечать на вопросы, в короткие сроки вносить изменения в работу и решать возникающие проблемы.

По уровню и качеству работ представленных в порт-фолио, клиенты могутсудить о графическом дизайнере - стоит с ним работать или нет, работодатели оценивать качество и профессионализм потенциального сотрудника, а коллеги-специалисты из сферы дизайна и рекламы по портфолио делать выводы о дизайнере, как о возможном конкуренте в области графического дизайна. Ведь не секрет, конкурентоспособный профессионал всегда востребован на рынке труда и в приоритете перед другими специалистами.

Портфолио студента дизайнера является способом фиксирования, накопления и оценки его индивидуальных достижений студента, отвечающей задачам его профессиональной подготовки.

Качественное портфолио - это работа на будущее, на формирование себя как конкурентоспособного профессионала. Уже в стенах вуза начиная с первого курса обучения, студент решает две задачи: самопрезентация себя и задел на будущее - представление себя с профессиональной стороны при трудоустройстве на работу.

Поэтому к разработке портфолио нужно подходить именно как к разработке самостоятельного дизайнерского продукта, а не как к учебному задания. Случаи выполнения работ за оценку никто не отменял. И в среде студентов дизайнеров такое встречается. К учебным работам надо подходить как к самостоятельной работе, которая будет говорить о студенте как о профессионале. Именно поэтому портфолио можно рассматривать как образовательный продукт, показывающий владение студента необходимыми компетенциями.

В большинстве случаев, портфолио - это первая самостоятельно организованная профессиональная работа студента как дизайнера, куда помимо учебных заданий (достижения по дисциплинам учебного плана за 4 года обучения на степень бакалавра и за 2 года обучения на степень магистра) студент выкладывает раз-

личные творческие работы, характеризующие его как профессионала и выделяющие его на фоне остальных. Это могут быть работы, выполненные для выставок и конкурсов; экспериментальные и абстрактные работы и др.

Обычно, начиная создавать свое портфолио, студент делает его несколько абстрактным и общим, «все в кучу», что называется, включая разные проекты и направления дизайна. Это неплохой вариант для начала, но главное отобрать лучшее и вычистить ненужное.

В таком портфолио могут быть следующие блоки:

Первый блок - учебные проекты, которые содержат качественные учебные работы по графическому дизайну. Это продемонстрирует профессионализм. В этом блоке хорошо будет показать развитие идеи от концепта до итогового выполнения работы.

Второй блок - конкурсные проекты, которые могут показать креативность и смелость идеи.

Третий блок - частные проекты, если они все-таки уже были и студент считает их удачными (есть опыт реальной практики).

Четвертый блок - академические работы, хобби. Здесь можно разместить работы по живописи и рисунку, или профессиональные фотографии и др. Все это лучше раскроет студента как профессиональную личность, индивидуальность для работодателя или клиента.

Портфолио как объект проектирования является показателем полученных студентом знаний из различных дисциплин учебного плана. По подаче визуальной и текстовой информации портфолио можно судитьо законах композиции, цветовых гармониях, модульных сетках, типографике, компьютерном проектировании и т.д. Все это служитдемонстрацией профессиональных дизайнерских навыков выпускника.

Важно отнестись внимательно к портфолио не только со смысловой, но и с эстетической точки зрения, ведь сам дизайн вашего портфолио уже о многом говорит и несет множество смыслов. По обложке и шрифту порт-фолио сразу же, с первой секунды могут сделать вывод о том, профессионально подготовлен студент или нет.

При составлении портфолио важно определиться с объёмом предоставляемого материала - малое число работ не позволит раскрыть потенциал и способности, а слишком большое их количество не даст возможности сфокусироваться на ключевых элементах творчества. Портфолио, содержащеепримерно 5 проектов и блокнот с зарисовками (по нему хорошо виден процесс работы над идеей), можно порекомендовать в качестве ориентировочного варианта, хотя здесь нет никаких ограничений и приветствуется индивидуальный подход. Необходимо включать в портфолио разнообразные работы, избегая однотипных материалов, выполненных в одном стиле и технике исполнения.

Не следует копировать чьё-либо портфолио. На самом деле самобытность в творчестве и умение выразить в художественной форме свои замыслы, является огромным плюсом для оценки творческих способностей.

Рекомендации по разработкеавторского портфолио:

1. При оформлении авторского портфолио необхо-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

димо использовать минимальное количество цветов (рекомендуют выбирать не более 2-3 цветов).

2. При разработке портфолио необходимограмот-но структурировать материал. Для этого большую роль играетмодульнаясетка.

3. Если в портфолио предполагается много иллюстративного материала (авторские проекты) и фотографий, необходимо использовать более мелкие шрифты для подписей под ними.

4. Для разделения материала по темам или блокам следует использовать специальные титульные листы

5. Страницы портфолио должны быть лаконичны и выполнены в едином фирменном (авторском) стиле.

6. Стараться избегать страниц с обилием текста.

Ключевым моментом создания портфолио является то, что оно должно обладать динамикой, представляя разворачивающуюся историю развития студента как профессионала на протяжении определённого периода и показывая творческий процесс работы над каждым проектом. Секрет креативного подхода к составлению порт-фолио заключается в том, чтобы создать ощущение, что дизайнер готов двигаться дальше и достигать большего. Именно по этому фактору, а не по статичному перечислению материала, будут оценивать потенциал студента.

Не рекомендуется располагать работы в хронологическом порядке. Необходимо начать с сильных работ и ими же закончить портфолио. В середине представь-

те экспериментальные или незавершённые материалы, они дополнят картину творческого процесса. Структуру портфолио тщательно стоит продумать - она должна быть логичной и легко воспринимаемой, дать каждой работе название и указать дату, когда она была создана.

Таким образом, портфолио как творческая работа не только помогает дизайнеру сформировать его достижения в удобную форму подачи, но и помогает заявить о его уровне профессионализма, оценить свои возможности.

Для того, чтобы портфолио графического дизайнера было запоминающимсяи креативным, необходимо продумать общую идею создания портфолио и разработа-тьединыйавторский стиль. Это может быть интересная обложка портфолио, необычное сочетание элементов дизайна, графики и фотографий. Единый стиль элементов может преобразить работы в портфолио и придать им более интересный и профессиональный вид. Непродуманная подача работ может даже ухудшить их, но при соблюдении основных рекомендаций и соблюдения единства оформления удастся избежать наиболее часто повторяющихся ошибок.

Создание портфолио студентами-дизайнерами является эффективным средством оценивания профессиональной подготовки бакалавров или магистров в высшей школе и может стать началом профессионального и личного развития в сфере дизайна.

Библиографический список

1. Марченко М.Н. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров// Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. No5 (21). С. 115 -118.

2. Мирошникова В.М. О проблемах отечественного дизайна и дизайн-образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. С. 1286-1290.

3. Шестакова Д.В. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства выпускника вуза //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2012. No1 (19).

4. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., КлещеваИ.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. СПб: НИУ ИТМО, 2014. 80 с.

5. Васильева О.А. Метод портфолио как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе подготовки кдизайн технологической деятельности // Концепт. 2014. No06 (июнь). -ART 14154. -0,4 п.л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14154. htm. -Гос. рег. Эл No ФС 7749965.-ISSN 2304-120X.

6. ПереверзевВ.Ю. Электронные портфолио студента как инновационное оценочное средство / В.Ю. Переверзев, С.А. Синельников // Среднее профессиональное образование. 2008. No 1. С. 71-73.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОСВО, стандарт) по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОСВО, стандарт) по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн.

9. Шурмелева М. М. Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 206-209. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4414/ (дата обращения: 25.12.2019).

References

1. MarchenkoM. N. Graphic activity and computer technologies in professional training of future designers/ / Historical and socio-educational thought. 2013. No5 (21). Pp. 115-118.

2. Miroshnikova V. M. on the problems of domestic design and design education / / Scientific and methodological electronic magazine "Concept". 2013. Vol. 4. Pp. 1286-1290.

3. Shestakova D. V. Competitive portfolio as a condition for successful employment of a University graduate //Bulletin of the Krasnoyarsk state University pedagogical University. V. P. Astafieva. Krasnoyarsk. 2012. No1 (19).

4. Shekhonin A. A., Tarlykov V. A., KleschevaI. V., BagautdinovaA. Sh. Assessment educational results in the process of forming a student's portfolio. - Saint Petersburg: ITMO research INSTITUTE, 2014. 80 p.

5. Vasilieva O. A. the portfolio Method as a means of forming professional competence of students in the process of preparing for design technological activities. Concept. 2014. No06 (June). -ART 14154. -0.4 p. l. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14154.htm. - State reg. El no FS 7749965.-ISSN 2304-120X.

6. Pereverzev V. Yu. Electronic student portfolios as an innovative evaluation tool / V. Yu.Pereverzev, S. A. Sinelnikov / / Secondary professional education. 2008. No 1. Pp. 71-73.

7. Federal state educational standard of higher education (FGOSVO, standard) in the direction of training 54.03.01 Design.

8. Federal state educational standard of higher education (FGOSVO, standard) in the direction of training 54.04.01 Design.

9. Shurmeleva M. M. Using portfolio technology in the process of preparing students for future professional pedagogical activity / / Actual issues of modern pedagogy: materials of the IV international conference. science. Conf. (Ufa, November 2013). - Ufa: Summer, 2013. Pp. 206-209. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4414/ (accessed 25.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.