Научная статья на тему 'Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной самопрезентации'

Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной самопрезентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКА / GRADUATE PORTFOLIO / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / ИМИДЖЕВАЯ ФУНКЦИЯ / РЕЗЮМЕ / SUMMARY / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / VISUAL PERCEPTION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН / DESIGN / КОМПОЗИЦИОННАЯ ИЕРАРХИЯ / COMPOSITIONAL HIERARCHY / МОДУЛЬНАЯ СЕТКА / MODULAR GRID / КОМПОЗИЦИЯ МАКЕТА СТРАНИЦЫ / THE COMPOSITION OF THE PAGE LAYOUT / IMAGE PRODUCTION FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова Вера Михайловна

Предметом исследования является процесс разработки содержательного и визуального контента портфолио выпускника направления подготовки «Дизайн». Методологическими основами процесса данной деятельности является совокупность проектного, системного и компетентностного подходов, методы композиционного формообразования, направленные на творческое развитие личности. В условиях практико-ориентированного и компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, форма актуализации мотивированности и готовности к практической деятельности. В силу требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов технология портфолио в настоящее время активно начала внедряться в отечественных вузах. Однако вопрос проектирования визуального имиджа портфолио выпускника-дизайнера слабо разработан в научной литературе. Автором впервые проведено обобщение композиционных основ визуального оформления портфолио средствами графического дизайна на основе многолетнего практического опыта работы с выпускниками-дизайнерами. В статье рассматриваются основные функции портфолио, его содержательное наполнение и основы проектирования композиции макета портфолио, даются рекомендации по его внешнему оформлению. Для выпускников творческих специальностей проектирование собственного портфолио является первым шагом к дальнейшей успешной профессиональной карьере. Цель реализации технологии портфолио выпускника обеспечить эффективное коммуникационное взаимодействие с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portfolio graduate designer as a form of self-successful

The subject of study is the process of developing meaningful and visual content portfolio graduate training direction "Design". Methodological bases of the process of this activity is a set of design, systems and competency approaches, methods of forming the composite, aimed at the creative development of the personality. In terms of practice-oriented and competence-based approach portfolio serves as a way of demonstration, development and evaluation of student competencies form of actualization of motivation and willingness to practice. Due to the requirements of the new federal state educational standards of the technology portfolio is now actively started to be introduced in domestic universities. However, the problem of designing a visual image graduate designer portfolio weakly developed in the scientific literature. The author for the first time held a generalization of composite foundations of visual design tools portfolio of graphic design based on many years of practical experience with the alumni designers. The article discusses the basic functions of the portfolio, its substantive content and the basis of the portfolio composition layout design, provides guidance on its exterior design. For graduates of creative disciplines designing your own portfolio is the first step towards a successful future career. The purpose of the implementation of the graduate portfolio of technology to ensure effective communication interaction with potential employers before and after the highest graduation.

Текст научной работы на тему «Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной самопрезентации»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN516.pdf Статья опубликована 08.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Мирошникова В.М. Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной самопрезентации // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 74

Мирошникова Вера Михайловна

НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ», Россия, Краснодар1

Доцент кафедры «Технологий сервиса и деловых коммуникаций»

E-mail: v-miros@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=650337

Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной

самопрезентации

Аннотация. Предметом исследования является процесс разработки содержательного и визуального контента портфолио выпускника направления подготовки «Дизайн». Методологическими основами процесса данной деятельности является совокупность проектного, системного и компетентностного подходов, методы композиционного формообразования, направленные на творческое развитие личности. В условиях практико-ориентированного и компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, форма актуализации мотивированности и готовности к практической деятельности. В силу требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов технология портфолио в настоящее время активно начала внедряться в отечественных вузах. Однако вопрос проектирования визуального имиджа портфолио выпускника-дизайнера слабо разработан в научной литературе. Автором впервые проведено обобщение композиционных основ визуального оформления портфолио средствами графического дизайна на основе многолетнего практического опыта работы с выпускниками-дизайнерами. В статье рассматриваются основные функции портфолио, его содержательное наполнение и основы проектирования композиции макета портфолио, даются рекомендации по его внешнему оформлению. Для выпускников творческих специальностей проектирование собственного портфолио является первым шагом к дальнейшей успешной профессиональной карьере. Цель реализации технологии портфолио выпускника - обеспечить эффективное коммуникационное взаимодействие с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения.

Ключевые слова: портфолио выпускника; самопрезентация; имиджевая функция; резюме; визуальное восприятие; дизайн; проектирование; композиционная иерархия; модульная сетка; композиция макета страницы

1 3500073, Россия, Краснодар, ул. Зиповская, 8, каб. 405

На сегодняшний день перед образовательными организациями высшего образования стоит важная задача, связанная с подготовкой конкурентоспособного и востребованного на рынке труда выпускника вуза. Проблема трудоустройства становится особо актуальной, когда конкурировать за рабочее место приходится не только выпускникам вуза, но и специалистам с уже имеющимся опытом работы, поэтому процессу самопрезентации результатов и достижений деятельности студента-выпускника своему будущему работодателю должно уделяться большое внимание на этапе обучения в вузе.

Одним из требований к реализации программ бакалавриата, указанных в Федеральных образовательных стандартах высшего образования является формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса (п. 7.1.2. ФГОС ВО 54.03.01 «Дизайн», утв. 11.08.2016, приказ № 1004). Таким образом, формирование портфолио студента - своевременная задача, сформулированная как нормативными документами, так и требованиями современной образовательной практики, и реалиями рынка труда.

Технология портфолио появилась в зарубежном образовании, и в настоящее время активно развивается и внедряется в отечественных вузах. Исследованию сущности понятия портфолио, его функций и значению для результативности формирования профессиональных компетенций посвятили свои работы ряд отечественных авторов, среди которых: Д.В. Шестакова, А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков, И.В. Клещева, А.Ш. Багаутдинова, О.А. Васильева, И.Л. Васюков, А.Н. Волков, В.А. Девисилов, Т.А. Смолина и др.

Исследователи выделяют следующие функции портфолио:

• диагностическая - выявление изменения и совершенствование навыков студента за период обучения;

• рейтинговая - определение рейтинга студента в ряду других студентов;

• мотивационная - развитие способности студента иметь собственный выбор, поощрение результатов;

• операциональная - развитие способности к развитию, а так же адаптации к условиям того или иного вида деятельности;

• рефлексивная - развитие навыков оценки себя и собственной учебной деятельности, способности к рефлексии;

• содержательная - показывает диапазон навыков и умений.

Однако анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящий момент нет единого мнения о функциях, формах и методах использовании технологии учебного портфолио. Опыт внедрения данной технологии в вузах носит фрагментарный характер и не охватывает такого аспекта, как визуальная эстетика подачи информации для репрезентативной функции портфолио.

С учетом вышесказанного, цель статьи состоит в обобщении методов работы над визуальной имиджевой стороной портфолио, так как внешняя сторона и эстетика подачи визуальной и текстовой информации портфолио является объектом проектирования, демонстрацией профессиональных дизайнерских навыков выпускника и является его своеобразной «визитной карточкой» на рынке труда. По внешнему образу дизайн-продукта -портфолио будут оценивать будущего специалиста потенциальные работодатели и коллеги-специалисты сферы дизайна и рекламы.

Основной целью создания портфолио выпускника является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста, овладение технологией имиждевой самопрезентации.

Портфолио - от латинского «port» - хранилище и «folium» - лист, при адаптации в русском языке - «портфель». Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Впервые термин «портфолио» появился в Западной Европе еще в XV-XVI вв. [3, с. 174].

Задача проектирования портфолио в условиях учебного процесса в вузе стимулирует будущих дизайнеров представить свои работы и достижения в наилучшем свете, это, в свою очередь, способствует повышению качества их творческих навыков, а выполненное на высоком профессиональном уровне портфолио будет весьма значимым положительным фактором его рейтинга среди других дизайнеров. Можно сказать, что формирование навыков разработки учебного портфолио студента-дизайнера - это первый шаг к его портфолио как профессионального дизайнера.

По форме подачи и способу обработки информации портфолио может быть представлено в виде печатной брошюры-альбома и в электронной версии.

Содержательные блоки портфолио выпускника отражают различные виды деятельности студентов: достижения в освоении основной образовательной программы (образовательная активность студента), достижения в системе дополнительного образования (образовательная активность студента), достижения в научно-исследовательской работе (исследовательская активность), достижения в художественно-творческой деятельности (творческая активность), достижения в общественной деятельности (социальная и коммуникативная активность).

Эти блоки определяют структуру элементов макета альбома-портфолио:

• вступительная часть: обложка, титульный лист, оглавление, персональная информация, резюме;

• основная часть: портфолио работ - разделы с лучшими работами по основным дисциплинам профессионального цикла, всем видам практик и презентация проекта выпускной квалификационной работы;

• портфолио достижений и отзывов: отзывы руководителей всех видов практик, результаты художественно-творческой деятельности: участие в выставках, конкурсах, фестивалях, и др., результаты и продолжительность обучения на курсах дополнительного образования, сведения об участии в олимпиадах, научных конференциях, публикациях, сведения о посещении тренингов и т.п., достижения в общественной деятельности и др. иные достижения.

Обложка является своеобразным «входом» в портфолио, задает образный и стилистический настрой, отражает эстетическое кредо студента. Кроме текстовой информации в композиции обложки может быть размещен тематический фотоколлаж из работ студента или фотографии процесса учебы или работы.

Резюме - важный содержательный элемент портфолио, работающий на имидж и карьерное продвижение выпускника как будущего специалиста. В резюме указывается: основное образование, опыт работы по совмещению с учебой в вузе, в качестве стажера, практиканта или фрилансера, указываются фирмы-заказчики и наиболее значимые проекты, знание языков и уровень владения, знание и уровень владения профессиональными

компьютерными программами, публикации научного и творческого характера, список участия студента в различных научных и творческих мероприятиях.

Основная часть включает два раздела.

Первый раздел это портфолио работ, где представляются лучшие работы по основным дисциплинам профессионального цикла. В этом разделе работы можно группировать по курсам обучения или структурировать по отдельным дисциплинам. Наполняя раздел дисциплины наиболее удачными работами необходимо их размещать в хронологической последовательности. Каждая работа должна иметь подрисуночную подпись с указанием названия работы, размера, техники исполнения и года. Не рекомендуется размещать на странице большое количество работ, оптимально от одной до четырех.

Второй раздел - презентация достижений и отзывов. Результаты представляются в виде сканированных документов и кратким описанием систематизируются по основным видам деятельности студентов и размещаются в хронологическом порядке.

Проектирование внешнего вида учебного портфолио выпускника определяется общепринятыми в дизайне композиционными основами и принципами. В данном случае, мы рассматриваем портфолио выпускника как разновидность формы издания (публикации), продукт собственного самостоятельного творчества автора и как объект дизайн-проектирования. Среди большого разнообразия видов современных изданий наиболее близкими к портфолио можно считать такие виды публикаций, как каталог и художественный альбом. В проектировании макета любого вида издания существуют основные элементы, которые необходимо учитывать при работе над композицией макета, это такие как: формат, модульная сетка, шрифт, цвет.

Одним из первых элементов, определяющих композиционную компоновку макета издания, является формат. Формат задает условия его оформления, обеспечивает целесообразное соотношение текстового и иллюстративного материала на страницах и разворотах. Горизонтально или вертикально ориентированный формат А4 будет иметь различное визуальное восприятие. Горизонтальную ориентацию макета применяют, в основном, для художественных альбомов, в которых присутствует небольшое количество текста при активном использовании иллюстраций. Вертикальная или «портретная» ориентация листа выглядит как более строгая, деловая, консервативная. Выбирая то или иное положение страниц, необходимо анализировать восприятие макета разворота двух страниц. Плюсом для выбора горизонтально расположенного формата А4 может служить то, что он более логично адаптируется к электронной версии портфолио, учитывая пропорции экрана монитора.

Модульная сетка - основополагающий метод в дизайне публикаций, это своеобразный каркас, который заполняется текстовым и иллюстративным материалом. Используя при макетировании полосы объединение ячеек модульной сетки можно получить большое количество вариантов их комбинирования. В этом процессе важно найти меру между монотонностью компоновки текста и иллюстраций и чрезмерной избыточностью вариантов. Возможен также тип свободной компоновки зон макета, но при разработке необходимо помнить, что основная цель - сделать публикуемую информацию наглядной и легкой для восприятия.

Шрифт является одним из основных элементов макета издания. Эстетика внешнего облика публикации больше зависит от грамотного сочетания шрифта и правил верстки, чем от сложных коллажей и необоснованных украшений.

Учитывая небольшой по объему и функциональному назначению текстовый массив в проекте портфолио, не стоит использовать больше двух видов шрифтовых гарнитур. Шрифт в

61РБМ№16

проекте портфолио применяется для написания заголовочных комплексов, титульных элементов, основного текста и подрисуночных подписей. Вначале работы необходимо определить основной текст для набора, его величину, интерлиньяж, количество знаков в ширине колонки. При выборе и настройке шрифтовых параметров следует придерживаться стандартов, выработанных типографической практикой.

Для набора сплошного основного текста используются текстовые шрифты. Они наиболее консервативны в отношении формы. Они должны быть максимально привычными, удобочитаемыми, чтобы не отвлекать читателя от содержания текста. Большинство тестовых шрифтов - это шрифты группы антиквы или гротеска. Шрифты с засечками (группа антиква) более традиционны и привычны для восприятия. Шрифт без засечек (группа гротеск) является более четким, конструктивным и выглядит более современно. Если важно в проекте создать контраст, то можно использовать совместное использование антиквы и гротеска. Применяя шрифт одной гарнитуры легче придать оформлению цельность и единство.

Выразительные возможности цвета при разработке различных печатных изданий велики. Гармоничное цветовое решение может помочь сделать удачным проект портфолио. Но часто, выбор цветов представляет для студентов довольно сложную задачу. Кроме общеизвестных психологических характеристик, цвет имеет различные пространственные качества и при взаимодействии со шрифтом оказывает на него определенный эффект в плане композиции и удобочитаемости. При определении цветовой палитры нужно быть внимательным, особенно когда применяется цветной шрифт на цветном фоне, если оптическая плотность цветов сближается, контраст между фоном и шрифтом уменьшается, то шрифт становится нечитаемым.

Можно применять монохромную гамму или гамму в черно-белом диапазоне с включением какого-либо одного акцентного цвета. Такие решения несут более культурный образ и подчеркивают художественный вкус, в том случае, если все остальные элементы оформления выполнены на качественном уровне. Цветные элементы макета должны гармонировать с изображениями работ и проектов, размещенных на страницах, не создавая диссонанса. Цветовое решение портфолио должно подчиняться проектной концепции и общей композиции. Необходимо помнить, что цветовое решение не должно отвлекать внимание зрителя от представленных в портфолио работ, тактичность в работе с цветом будет отражать общее представление о личности автора-студента, его эстетический вкус автора и профессиональный уровень как будущего дизайнера.

Визуальная иерархия или визуальное соподчинение элементов макета - важная композиционная задача. Необходимо определить в каком порядке должны восприниматься элементы страницы и разворота. По этому порядку дизайнер макета портфолио сможет вести взгляд зрителя по работе от наиболее важной информации до наименее важной. Композиционное соподчинение достигается противопоставлением элементов макета страницы. Если все элементы композиции одинаковы по размеру или близки по цвету, в расположении элементов в пространстве страницы не зонирования, то в работе не будет логической последовательности восприятия.

Композиционные задачи, решаемые студентами в процессе проектирования макета портфолио, способствуют развитию не только навыков методической работы с различными видами информации, но и формируют целый комплекс профессиональных компетенций будущего дизайнера. Для выпускников творческих специальностей внедрение технологии портфолио необходимо не только для отображения их академической успеваемости в стенах вуза, но и как первый шаг к успешной профессиональной карьере. В большинстве случаев именно по работам, представленным в портфолио, работодатели оценивают качество и профессионализм потенциального сотрудника. Поэтому внешняя сторона и эстетика

6^М№16

оформления портфолио выпускников-дизайнеров должны стать приоритетным объектом проектирования на завершающем курсе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курицына Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования культуры деловой коммуникации в процессе подготовки студентов-бакалавров // Вестник ИМСИТ. - 2013. - №1-2 (53-54). - С. 59 - 63.

2. Марченко М.Н. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №5 (21). - С. 115 - 118.

3. Мирошникова В.М. О проблемах отечественного дизайна и дизайн-образования // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. Т. 4. С. 12861290.

4. Мирошников В.В. Построение композиционной структуры как базовый алгоритм процесса творческого поиска в учебном дизайн-проектировании // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы V Международной научно-практической конференции. - 2014. С. 13 - 15.

5. Павелко Н.Н., Чалая А.И. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих специальностей // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2016. №1 (69). С. 85 - 92.

6. Шестакова Д.В. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства выпускника вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - Красноярск. - 2012. - №1 (19).

7. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. -СПб: НИУ ИТМО, 2014. - 80 с.

8. Васильева О.А. Метод портфолио как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе подготовки к дизайн технологической деятельности // Концепт. - 2014. - №06 (июнь). - ART 14154. -0,4 п.л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14154.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965.-ISSN 2304-120X.

9. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mhts.ru/science/ Devisilov/Technologii_motivacii.pdf.

10. Смолина Т.А. Портфолио в образовательном рейтинге будущего дизайнера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fshgpi. edu.ru%2Ffiles%2Fnauka%2Fvestnik%2F2013%2F2013-3-17.pdf&name=2013-3pdf&c=55d46dcf5bee&page=1.

Miroshnikova Vera Mikhailovna

Academy of marketing and social-information technologies - IMSIT, Russia, Krasnodar

E-mail: v-miros@mail.ru

Portfolio graduate designer as a form of self-successful

Abstract. The subject of study is the process of developing meaningful and visual content portfolio graduate training direction "Design". Methodological bases of the process of this activity is a set of design, systems and competency approaches, methods of forming the composite, aimed at the creative development of the personality. In terms of practice-oriented and competence-based approach portfolio serves as a way of demonstration, development and evaluation of student competencies form of actualization of motivation and willingness to practice. Due to the requirements of the new federal state educational standards of the technology portfolio is now actively started to be introduced in domestic universities. However, the problem of designing a visual image graduate designer portfolio weakly developed in the scientific literature. The author for the first time held a generalization of composite foundations of visual design tools portfolio of graphic design based on many years of practical experience with the alumni designers. The article discusses the basic functions of the portfolio, its substantive content and the basis of the portfolio composition layout design, provides guidance on its exterior design. For graduates of creative disciplines designing your own portfolio is the first step towards a successful future career. The purpose of the implementation of the graduate portfolio of technology - to ensure effective communication interaction with potential employers before and after the highest graduation.

Keywords: graduate portfolio; self-presentation; image production function; summary; visual perception; design; design; compositional hierarchy; modular grid; the composition of the page layout

Мир Науки

2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

REFERENCES

i. Kuritsyna T.N. Psychology and pedagogical bases of forming of culture of business communication in the course of training of students bachelors // the Messenger of IMSIT. - 2013. - No. 1-2 (53-54). - Page 59 - 63.

2. Marchenko M.N. Graphical activities and computer technologies in professional training of future designers // the Historical and social and educational thought. -2013. - No. 5 (21). - Page 115 - 118.

3. Miroshnikova V.M. About problems of domestic design and design education // the Scientific and methodical online magazine "Kontsept". 2013. T. 4. Page 1286-1290.

4. Miroshnikov V.V. Creation of composite structure as a basic algorithm of process of creative search in educational design designing // the 21st century: fundamental science and technologies. Materials V of the International scientific and practical conference. - 2014. Page 13 - 15.

5. Pavelko N.N., Roan A.I., Features of professional identity of students of creative specialties // Economy. Right. Seal. KSEI bulletin. 2016. No. 1 (69). Page 85 - 92.

6. Shestakova D.V. Competitive portfolio as condition of successful employment of the university graduate // Messenger of the Krasnoyarsk state pedagogical university of V P. Astafyev. - Krasnoyarsk. - 2012. - No. 1(19).

7. Shekhonin A.A., Tarlykov V.A., Kleshcheva I.V., Bagautdinov A.Sh. Assessment of educational results in the course of forming of a portfolio of the student. - SPb: NIU ITMO, 2014. - 80 pages.

8. Vasilyeva O.A. A portfolio method as means of forming of professional competence of students in the course of preparation to design of technological activities // the Concept. - 2014. - No. 06 (June). - ART 14154. - 0,4 items of l. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14154.htm. - State. рег. Al No. FS 7749965. - ISSN 2304-120X.

9. Devisilov V.A. A portfolio and a method of projects as pedagogical technology of motivation and the personal oriented training at the higher school [An electronic resource]. Access mode: http://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_ motivacii.pdf.

10. Smolina T.A. A portfolio in the educational rating of future designer [An electronic resource]. Access mode: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2 Fshgpi.edu.ru%2Ffiles%2Fnauka%2Fvestnik%2F2013%2F2013 -3-17.pdf&name= 2013-3pdf&c=55d46dcf5bee&page= 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.