Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособного студента-дизайнера: аспекты креативности профессии с точки зрения работодателя и работника'

Формирование конкурентоспособного студента-дизайнера: аспекты креативности профессии с точки зрения работодателя и работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / CREATIVITY / TARGET AUDIENCE / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / ENTREPRENEURSHIP / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Лилия Рашидовна

Рассмотрена проблема формирования конкурентоспособного студента-дизайнера, выпускника вуза, его готовности к постоянному самообразованию, адекватной реакции на изменяющиеся реалии жизни, смене профессиональной траектории в условиях неопределенности. Уточнены определения понятий «профессиональная компетентность», «фрилансер», «компетентность». Обосновывается важность подготовки выпускника к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, усвоения определенного багажа профессиональных дизайнерских знаний. Проводится анализ профессионально важных качеств личности, предложенных экспертами на форсайт-сессиях Агентства стратегических инициатив в процессе определения совокупности вновь появляющихся профессий. На основе сравнительного анализа надпрофессиональных компетенций, предложенных экспертами, и компонентов информационно-коммуникативной компетентности как важного интегративного качества личности выпускника вуза с точки зрения повышения его конкурентоспособности обосновываются изменения процесса преподавания дисциплин профессионального блока. Приводятся результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности посредством введения в учебный процесс программы дисциплины «Проектирование» элементов организации проектной работы профессионального дизайнера. Описываются основные отличительные признаки компетентностно-модульной программы учебной дисциплины. Определяется роль формирования профессиональной мобильности информационно-коммуникативной компетентности студентов-дизайнеров студентов вуза в обеспечении их конкурентоспособности. Описаны возможные задачи будущего, которые будут стоять перед профессионалом в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Лилия Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A COMPETITIVE DESIGN STUDENT: PROFESSION CREATIVITY ASPECTS FROM THE VIEW POINT OF THE EMPLOYER AND THE EMPLOYEE

The article deals with the problem of formation of a competitive design student, a graduate of the university, his readiness for constant self-education, adequate response to changing realities of life, change of professional trajectory in the face of uncertainty. Definitions of the concepts professional competence, freelancer, competence are specified. It justifies the importance of training graduates for continuous self-education throughout life, mastering a certain amount of professional design knowledge. The analysis of professionally important qualities of the personality offered by the experts at foresight sessions of the Agency of Strategic Initiatives in the process of definition of the set of newly emerging professions is carried out. Based on the comparative analysis of supra-professional competencies proposed by the experts, and components of the information-communicative competence as an important integrative quality of the personality of a university graduate from the point of view of increasing his competitiveness, the changes in the teaching process of the professional block disciplines. The results of the pedagogical experiment on the formation of professional competence by introducing the elements of the organization of the project work of a professional designer into the educational process of the program of the discipline Design are given. The main distinctive features of the competencemodular curriculum of the discipline are described. The role of formation of professional mobility of information and communication competence of university students-designers in ensuring their competitiveness is defined. The possible future tasks which will be faced by a professional in the field of education are described.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособного студента-дизайнера: аспекты креативности профессии с точки зрения работодателя и работника»

УДК 378. 14

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-2-48-55

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА: АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ ПРОФЕССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКА

Л. Р. Назарова

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва

Рассмотрена проблема формирования конкурентоспособного студента-дизайнера, выпускника вуза, его готовности к постоянному самообразованию, адекватной реакции на изменяющиеся реалии жизни, смене профессиональной траектории в условиях неопределенности. Уточнены определения понятий «профессиональная компетентность», «фрилансер», «компетентность». Обосновывается важность подготовки выпускника к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, усвоения определенного багажа профессиональных дизайнерских знаний. Проводится анализ профессионально важных качеств личности, предложенных экспертами на форсайт-сессиях Агентства стратегических инициатив в процессе определения совокупности вновь появляющихся профессий. На основе сравнительного анализа надпрофессио-нальных компетенций, предложенных экспертами, и компонентов информационно-коммуникативной компетентности как важного интегративного качества личности выпускника вуза с точки зрения повышения его конкурентоспособности обосновываются изменения процесса преподавания дисциплин профессионального блока. Приводятся результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности посредством введения в учебный процесс программы дисциплины «Проектирование» элементов организации проектной работы профессионального дизайнера. Описываются основные отличительные признаки компетентностно-мо-дульной программы учебной дисциплины. Определяется роль формирования профессиональной мобильности информационно-коммуникативной компетентности студентов-дизайнеров студентов вуза в обеспечении их конкурентоспособности. Описаны возможные задачи будущего, которые будут стоять перед профессионалом в области образования.

Ключевые слова: креативность, целевая аудитория, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, предпринимательство, непрерывное образование, профессиональная компетентность, конкурентоспособность выпускника вуза.

Креативность как свойство человеческой личности присуща любому индивидууму, недаром все дети рисуют, поют и выражают свое творческое Я. Но до того момента, пока взрослый эксперт и/или ровесник не оценит созданное произведение с точки зрения похожести на оригинал. Вот тут и кроется ахиллесова пята любой экспертной оценки. Экспертиза любого аспекта деятельности подразумевает оценку по ряду параметров, субъективных в том числе.

Все разбираются в искусстве, политике, медицине и педагогике на уровне домохозяйки. Но выступление спортсменов в фигурном катании, художественной гимнастике, произведения изобразительного искусства, дизайнерские проекты оценивают эксперты по ряду параметров. Объективные параметры применять проще, но даже в обычной жизни оценка творческого продукта/проекта/явления осуществляется людьми.

«Креативность (от англ. creativity) - способность к продуктивной деятельности; личностное качество индивида, выраженное в его предрасположенности и готовности создавать, т. е. делать реально существующими социально значимые продукты своей деятельности.

Имеется в виду наличие у индивида устойчивой мотивации к достижению высоких положительных результатов, а также необходимых знаний, понимания сути дела, навыков и умений.

Креативность проявляется в различных формах, совокупность которых может быть подразделена в зависимости от направленности, содержания и уровня сложности созидательной деятельности. Во всех случаях необходимой предпосылкой успешности креативных действий является работоспособность индивида, определяемая тремя главными факторами:

а) состояние физического и психического здоровья;

б) общий фон жизнедеятельности, определяющий социальное самочувствие;

в) уровень компетентности, мастерства, профессионализма в сочетании с самостоятельностью, критичностью и конструктивностью мышления» [1].

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. В кандидатской диссертации автором данной статьи использовались различные методы оценки, в том числе тест на оценку креативности Э. П. Торренса [2].

Не все можно измерить физическими параметрами, есть и субъективные показатели. И лучшим принципом будет как у врача: «Не навреди!»

Попробуем разобраться в вопросе оценки конкурентоспособности выпускника творческого направления вуза в современной России (с точки зрения освоения уровней компетенции) [3].

Образование с введением компетентностно ориентированных стандартов нового поколения объективно становится образовательной услугой, но также должно соответствовать и показателям востребованности на рынке труда.

В соответствии с решением Правительства РФ образовательное сообщество со дня на день ожидает введение новых дизайнерских стандартов с оценкой образовательных продуктов с точки зрения рынка труда, людей бизнеса, предпринимателей. В этом и плюс, и минус, но оценивая жизнь не как результат, а как процесс, т. е. философски, понимаем, что два минуса уже плюс.

Отбор кандидатов творческих профессий важен для любой сферы бизнеса. Крупный бизнес ориентируется на выработанные модели найма на работу через резюме, отбор вакансий и работу специалистов кадровой службы. Налицо экспертная оценка, которую проводят люди, а не только детекторы лжи. Крупный бизнес содержит дизайнерскую службу в виде целого отдела дизайна или дизайнерско-рекламного отдела. Мелкий бизнес в сфере дизайна - это различные мелкие и средние типографии, дизайн-бюро, рекламные агентства и т. п. Предприниматель для решения мелких задач не будет и оплачивать уникальные решения. Визитку, бланк заказа, веб-сайт-«визитку» попробует создать сам (предпринимательство развивает до предела творческие навыки) или за неимением времени и желания решит задачу с дизайнером, работающим в режиме free-lance (фрилансером).

Поясним, free lance, free-lance, freelancer от англ. freelance worker - внештатный сотрудник, работающий в режиме самонанятости, т. е. специалист, как правило, представитель творческой профессии, работающий на временной контрактной основе у одного или нескольких работодателей)) [4]. Фрилансеру важно не сидеть в офисе, а работать удаленно, быть независимым от жестких условий работы в режиме 5-дневного графика по 6 часов.

Мелкий бизнес подбирает специалистов более широкого диапазона трудовых функций, потому что объективность жизни такова: проще доплатить хорошему дизайнеру за знание

процессов допечатной подготовки при подготовке файлов для отправки в типографию, чем оплачивать дополнительно эту работу в сторонней организации. Тем более если в заказы данной организации периодически входит данная опция.

Или другой пример: при заказе на разработку проекта с мультимедийным контентом проще нанять сразу дизайнера с дополнительным знанием графических редакторов по монтажу видео и анимации, а не искать нескольких «узких» специалистов по ряду нужных творческих задач.

Конечно, с соответствующим уровнем освоения нужного программного обеспечения, потому что иногда «и швец, и жнец, и на дуде игрец» иногда оказывается некомпетентен в некоторых аспектах.

Таким образом, жизненные реалии таковы, что в таком крупном мегаполисе, как Москва, при наличии достаточного числа образовательных учреждений выпускники школ и колледжей будут искать образовательные учреждения с набором востребованных на рынке труда специальностей/направлений подготовки, а представители бизнеса - выпускников или даже студентов старших курсов с широким диапазоном умений и навыков.

Увы, налицо переориентирование нашего постсоветского дизайнерского образования на «многоуровневость» с делением на специалистов-дизайнеров (выпускников СПО), бакалавров и магистров (выпускников ВО) не решает задачи получения фундаментальных знаний в образовании раз и навсегда на каждой из ступеней образовательной цепочки, а учит со-образованию с преподавателями и одногруппниками (в условиях аудитории вуза), заказчиками (в условиях производственной практики), сотрудниками в дальнейшей трудовой деятельности и влияет прежде всего на формирование личности.

Данная личность по окончании каждой ступени образования должна по набору компетенций, формируемых в образовательном и профессиональном стандарте, объективно соответствовать параметрам квалифицированного работника системы (для производства продукта, предоставления услуги и т. п.).

Квалифицированный пользователь для генерации новых идей должен овладеть 4 К: навыками коммуникации и взаимодействия в команде, креативного и критического мышления. Это элементы сингапурской модели образования.

Далее дано разъяснение относительно обязательности креативной составляющей профессии дизайнера.

Невзирая на широкое внедрение 1Т-технологий (изменились методы визуализации проекта, графические редакторы пришли на смену визуализации «в живую» на бумаге, издания на печатной основе уступают место электронным устройствам и т. п.), при всех изменениях технологий производства дизайн-продукта дизайн-проектирование было, есть и всегда останется креативным процессом.

Жизненные тенденции таковы, что образование становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни.

Само понятие «профессия» претерпевает значительные изменения, на смену ему приходит профессионально ориентированный гибкий набор знаний, умений, владений, навыков и компетенций.

В советском образовании были ЗУНы (знания, умения и навыки), необходимые для решения определенных профессиональных задач. Сейчас в стандартах описываются ЗУВы, т. е. знания-умения-владения [5, 6].

Рассматривая профессиональную компетентность студентов-дизайнеров, можно с уверенностью сказать, что она складывается из трех основополагающих компонентов, которые приводятся повсеместно: знания, умения владения.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. В Малом академическом словаре знание - обладание какими-либо сведениями, осведомленность в какой-либо области.

УМЕНИЕ (англ. ability, skill) - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Данное определение из Современного энциклопедического словаря.

В Советском Союзе воспитывали человека-творца. Образование было фундаментальным (по длительности образовательного процесса), многоступенчатым (среднее, среднее специальное, высшее) и системным по решаемым задачам (распределение по цеховому принципу, от малого к большому).

Художник-проектировщик после окончания вуза мог работать и в сфере искусства, и сферах проектирования, получив в режиме самообразования необходимые узкопрофессиональные ЗУНы.

На данный момент общество лояльно относится к трудоустройству, нет обязательного распределения студентов-бюджетников по окончании учебного заведения (кроме целевого набора, выпускники-стипендиаты которого обязаны отработать у своего работодателя своеобразный грант).

Полученный документ об образовании не запрещает набор полученных компетенций дополнить новыми умениями и «пересобрать» из них другую профессию. Это пока не запрещено, но грядут перемены. Работодатели, оценивая работника на соответствие выполняемым функциям по профессиональным стандартам, будут и «заказывать музыку», т. е. налицо формирующаяся в обществе тенденция оценивать выпускника вуза не по образовательному стандарту, а по профессиональному. Соответственно, и образовательные стандарты в недалеком будущем будут максимально адаптированы под профессиональные стандарты трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность - приобретенное качество личности, которое определяется уровнем сформированности у студента профессиональных компетенций, что и обеспечивает в дальнейшем выпускнику высшего образовательного учреждения востребованность на рынке труда, социальную адаптацию в обществе, самореализацию, самодостаточность.

Объединяя и консолидируя разные понятия, можно сказать, что компетентность - это способность целенаправленно, обдуманно, творчески, успешно активировать полученный багаж знаний, умений в определенной ситуации, деятельности для достижения хорошего результата.

Анализируя западные тенденции в образовании, понимаем, что выпускник там за свои деньги получает индивидуализированный набор профессиональных компетенций (полученных кредитов в западной терминологии или зачетных единиц в отечественной), который формируется из лично выбранных блоков профессии, входящих в учебный план направления подготовки.

О какой системности может быть речь, если на каждой полугодовой (или триместровой, или четвертной-модульной) ступени сам студент выбирает, что ему интересно.

Появляется риск в однобокости набранных кредитов (зачетных единиц).

Поэтому так важны будут в будущем специалисты образовательных траекторий. Именно они должны будут на основе профессиональных инструментов оценки личности (тесты и т. п.) провести анализ задатков (не путать со способностями) и предложить индивидуальную образовательную траекторию на каждом этапе развития общества. А она в быстро меняющемся ландшафте в условиях неопределенности должна корректироваться хотя бы ежегодно.

Столь же важны будут и личностно ориентированные подходы к студентам поколения У, так как мировое сообщество начинает решать задачи образования будущего через разработку игровых и практических инструментов и методик, создание онлайн-курсов и виртуальных миров для обучения. Это задел на будущее, а пока поясним, как данные задачи уже решаются в университете «Синергия».

Компетентностно ориентированный подход в образовании лежит в основе формирования педагогической модели обучения студентов-дизайнеров Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Цель проводимого автором статьи педагогического эксперимента - формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в области графического дизайна.

Задача: введение в учебный процесс дисциплины «Проектирование» элементов организации проектной работы профессионального дизайнера.

Содержание эксперимента (т. е. какие именно изменения введены в учебный процесс дисциплины «Проектирование»): студенты работают с техническими заданиями в рамках брифа на протяжении семестра и, решая задачи учебного проекта, учатся продумывать и просчитывать выполнение проекта в материале (даже если проектируемый проект имеет мультимедийную форму) [7-10]. Неважно, что разрабатывается - веб-сайт или электронный ресурс в виде веб-сайта, задачи последовательно решаются через проектные предложения, эскизный проект, дизайн-проект и готовый к запуску технический проект.

Методы исследования: экспертная оценка (работодателем результатов проекта), тестирование (учащихся по окончании процесса обучения), контент-анализ (профессиональных компетенций в образовательных стандартах ФГОС ВО).

Критериями оценки репродуктивной и продуктивной деятельности студентов-дизайнеров являются показатели креативности и профессиональной компетентности:

- способность генерировать новые идеи;

- способность осваивать новые информационные технологии;

- обладание визуальной культурой и художественным вкусом;

- умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы.

Все курсовые работы и проекты в рамках обучения по учебной дисциплине «Проектирование» включают задания по созданию систем визуальной идентификации, фирменного стиля, узнаваемости и продвижению бренда [11, 12].

Критериям оценки умения оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы прекрасно служит умение студента вести решение проектных задач в строго регламентированный временной диапазон практикума. Система Мегакампус настраивается преподавателем в начале семестра, и студент обязан загрузить выполненное задание вовремя.

Обучение в семестре по максимально привязанным к сфере дизайна учебным заданиям и проектам весьма способствует дальнейшей реализации студентов-дизайнеров на учебных и производственных практиках.

Налицо самые главные плюсы обучения в творческой сфере - это внедрение продуктов интеллектуальной собственности, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения. Это путь к созданию наработок для воплощения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период [13].

Таким образом, категории креативности и предпринимательства возможно применять и относительно своей собственной образовательной траектории каждому человеку. Творче-

ские аспекты в жизни только помогут, так как эволюционный процесс смены поколений демонстрирует развитие человека семимильными шагами в IT-сферу [14].

Список литературы

1. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т . / под ред . С . Я . Батышева . М . : АПО, 1998. 568 с .

2 . Назарова Л . Р . Развитие творческой активности учащихся основной школы в изобразительной деятельности с

использованием информационных технологий: дис .... канд . пед . наук. М . , 2002 . 162 с .

3 . Данильченко О . В . , Назарова Л . Р. Структура уровней формирования профессиональных компетенций выпускника по

направлению подготовки 072500 «Дизайн», степень «бакалавр» (профиль 1 «Графический дизайн») Москва // Педагогика искусства . 2015 . № 2 . С . 51-55 .

4 . Современный энциклопедический словарь . М . : Большая российская энциклопедия, 1997 . 1263 с .

5 . Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № 1004 «Об утверждении федерального государственного стандарта

высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриата) (Зарегистрирован в Минюсте России 25. 08.2016 г. № 43405) .

6 . Приказ Минобрнауки России от 21 марта 2016 г. № 255 «Об утверждении федерального государственного стандарта

высшего образования по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн» (уровень магистратуры)» . (Зарегистрирован в Минюсте России 20 . 04.2016 г. № 41870) .

7 . Дворко Н . И . , Иоскевич Я . Б . , Познин В . Ф . , Каурых А. Е . , Пирогова Г . Е . Мультимедиа: творчество, техника, технология .

СПб. , 2005.313 c .

8 . Нильсен Я . , Лоранжер Х. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов . М . , 2007 . 512 с .

9 . Разлогов К . Э . Новые аудиовизуальные технологии . М . : Эдиториал УРСС, 2005. 488 с .

10 . Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период . URL: http://sntr-rf. ru/

materials/strategiya-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/#comment (дата обращения: 11.11. 2018) .

11 Назарова Л Р Формирование основ визуальной культуры студента в современном дизайнерском образовании: компетентностный подход // Современные проблемы науки и образования . 2016 . № 3 . С . 259 .

12 Назарова Л Р Комплексное изучение коммуникативной среды музея в экономическом вузе при проектировании мультимедийного продукта // Вестник Академии . 2017 . № 3 . С . 106-111.

13. Будущее глобального образования 2015-2035. URL: http://map. edu2035.org/futuremap?force (дата обращения: 07 . 11. 2017) .

14 . Атлас новых профессий . URL: http://atlas100 . ru/ (дата обращения: 19 .11. 2018) .

Назарова Лилия Рашидовна, кандидат педагогических наук, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (Ленинградский пр., 80, Москва, Россия, 125190). E-mail: LNazarova@synergy.ru

Материал поступил в редакцию 19.11.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-48-55

FORMATION OF A COMPETITIVE DESIGN STUDENT: PROFESSION CREATIVITY ASPECTS FROM THE VIEW POINT OF THE EMPLOYER AND THE EMPLOYEE

L. R. Nazarova

Moscow University of Industry and Finance, Moscow, Russian Federation

The article deals with the problem of formation of a competitive design student, a graduate of the university, his readiness for constant self-education, adequate response to changing realities of life, change of professional trajectory in the face of uncertainty. Definitions of the concepts professional competence, freelancer, competence are specified. It justifies the importance of training graduates for continuous self-education throughout life, mastering a certain

amount of professional design knowledge. The analysis of professionally important qualities of the personality offered by the experts at foresight sessions of the Agency of Strategic Initiatives in the process of definition of the set of newly emerging professions is carried out. Based on the comparative analysis of supra-professional competencies proposed by the experts, and components of the information-communicative competence as an important integrative quality of the personality of a university graduate from the point of view of increasing his competitiveness, the changes in the teaching process of the professional block disciplines. The results of the pedagogical experiment on the formation of professional competence by introducing the elements of the organization of the project work of a professional designer into the educational process of the program of the discipline Design are given. The main distinctive features of the competence-modular curriculum of the discipline are described. The role of formation of professional mobility of information and communication competence of university students-designers in ensuring their competitiveness is defined. The possible future tasks which will be faced by a professional in the field of education are described.

Keywords: creativity, target audience, educational standard, professional standard, en-trepreneurship, continuing education, professional competence, competitiveness of university graduates

References

1. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3t. Pod red . S . Ya . Batysheva [Encyclopedia of professional education: in 3 volumes . Ed . by S . Ya . Batyshev] . Moscow, APO Publ . , 1998. 568 p . (in Russian) .

2 . Nazarova L . R . Razvitiye tvorcheskoy aktivnostiuchashchikhsya osnovnoyshkolyvizobrazitel'noy deyatel'nostis ispol'zovaniem

informatsionnykh tekhnologiy. Dis. kand. ped. nauk [Development of creative activity of pupils of the basic school in graphic activity with use of information technologies . Diss . cand . of ped . sci . ] . Moscow, 2002 . 162 p . (in Russian) .

3 . Danil'chenko O . V. , Nazarova L . R. Struktura urovney formirovaniya professional'nykh kompetentsiy vypusknika po naprav-

leniyu podgotovki 072500 «Dizayn», stepen' «bakalavr» (profil' 1 «Graficheskiy dizayn») [Structure of levels of formation of professional competences of the graduate in the direction of training 072500 "Design", "bachelor degree" (profile 1 "Graphic design")] . Pedagogika iskusstva - Pedagogy of Art, 2015, no . 2, pp . 51-55 (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 . Sovremennyy entsiklopedicheskiy slovar' [Modern encyclopaedic dictionary] . Moscow, Great Russian Encyclopedia Publ . ,

1997 . 1263 p . (in Russian) .

5 . Prikaz Minobrnauki Rossii ot 11 avgusta 2016 g. № 1004 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta vys-

shego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.01 "Dizayn" (uroven'bakalavriata)». (Zaregistrirovan v Minyuste Rossii 25.08.2016 g. № 43405) [FSES in the Order of the Ministry of education and science of August 11, 2016 № 1004 "On approval of the Federal state standard of higher education in the field of training 54.03.01 Design (bachelor level) (Registered in the Ministry of Justice of Russia 25 August 2016 no . 43405)] (in Russian) .

6 . Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21 marta 2016 g. № 255 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta vysshego

obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.04.01 "Dizayn" (uroven' magistratury)» (Zaregistrirovan v Minyuste Rossii 20 April 2016 no. 41870) [Federal State Educational Standard of Higher Education Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated March 21, 2016 No . 255 "On the approval of the Federal state standard of higher education in the direction of training 54.04.01 "Design" (master's level)" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 20 April 2016 No. 41870)] (in Russian) .

7 . Dvorko N . I. , loskevich Ya . B . , Poznin V. F. , Kaurykh A. E . , Pirogova G . E . Multimedia: tvorchestvo, tekhnika, tekhnologiya

[Multimedia: creativity, technique, technology] . Saint Petersburg, SPbGUP Publ . , 2005. 313 p . (in Russian) .

8 . Nielsen J . Loranger H . Web-dizayn: udobstvo ispol'zovaniya Web-saytov [Web design: usability of web sites] . Moscow,

Vil'yams Publ . , 2007 . 512 p . (in Russian) .

9 . Razlogov K . E . Novye audiovizual'nye tekhnologii [New audiovisual technologies] . Moscow, Editorial URSS Publ . , 2005. 488 p .

(in Russian)

10 . Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na dolgosrochnyy period [Long-term strategy of sci-

entific and technological development of the Russian Federation] (in Russian) . URL: http://sntr-rf. ru/materials/strategiya-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/#comment (accessed 19 November 2018) .

11. Nazarova L . R . Formirovaniye osnov vizual'noy kul'tury studenta v sovremennom dizaynerskom obrazovanii: kompetentnost-nyy podkhod [Formation of the foundations of the student's visual culture in modern design education: competence approach] . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2016, no . 3, p . 259 (in Russian) .

12 . Nazarova L . R . Kompleksnoye izucheniye kommunikativnoy sredy muzeya v ehkonomicheskom vuze pri proektirovanii

mul'timediynogo produkta [A Comprehensive study of the communicative environment of the Museum in the economic university in the design of a multimedia product] . Vestnik Akademii, 2017, no . 3, pp . 106-111 (in Russian) .

13 . Budushcheye global'nogo obrazovaniya 2015-2035 [The future of global education 2015-2035] (in Russian) . URL: http://map .

edu2035. org/futuremap?force (accessed 7 November 2017) .

14 . Atlas novykh professiy [Atlas of new professions] (in Russian) . URL: http://atlas100 . ru/ (accessed 19 November 2018) .

Nazarova L. R., Moscow University of Industry and Finance (pr. Leningradskiy, 80E, Moscow, Russian Federation, 125190). E-mail: LNazarova@synergy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.