Научная статья на тему 'Формирование автономии студентов-бакалавров технического направления при обучении иностранному языку'

Формирование автономии студентов-бакалавров технического направления при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / БАКАЛАВРЫ / АВТОНОМИЯ / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / TECHNICAL STUDENTS / BACHELORS / AUTONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Юлия Викторовна, Барышникова Анна Михайловна

Статья посвящена проблеме формирования автономии студентов-бакалавров технического направления в процессе обучения иностранному языку. Авторы рассматривают проектный метод, который создаёт благоприятные условия для формирования автономии студентов-бакалавров технического направления, поскольку именно в проектной работе иностранный язык как учебный предмет предстаёт в своей деятельностной природе. Таким образом, создаются условия для интеграции различных дисциплин, объединения предметного содержания с практической деятельностью. В статье представлен пример работы над проектом в рамках предмета «Иностранный язык» с привлечением знаний по предметам «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология». Значимость исследования состоит в том, что внедрение проектной работы способствует формированию автономии студентов-бакалавров технического направления и повышению эффективности их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышникова Юлия Викторовна, Барышникова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE AUTONOMY OF TECHNICAL BACHELOR STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the problem of developing autonomy of technical bachelor students in the process of learning a foreign language. The authors consider the project method, which creates favorable conditions for the developing of autonomy of technical bachelor students, because a foreign language as a subject is used as a means of doing a practical task. Thus, conditions are created for the integration of various disciplines, combining subject content with practical activities. The article presents an example of work on the project in the framework of the subject "Foreign language” involving the knowledge of the subjects "Labour Safety” and "Ecology”. The authors argue that the introduction of project work contributes to the formation of autonomy of technical bachelor students and increases the efficiency of their professional training.

Текст научной работы на тему «Формирование автономии студентов-бакалавров технического направления при обучении иностранному языку»

и ФГОС, понимают необходимость формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных образовательных результатов у обучающихся при реализации требований ФГОС. Главной ценностной установкой в профессиональной деятельности учителя стала - ориентация на ученика как важнейшего действующего лица образовательного процесса.

Развитие профессионально-ценностных ориентаций учителя в педагогической деятельности также проявляется в собственной позиции учителя, направленной на стремление педагога к профессиональному развитию, осознанному и активному обучению, способствующему развитию его индивидуальности. Рефлексия собственной педагогической деятельности учителем выразилась в анализе противоречий настоящего в его педагогической деятельности и стремлением педагога к изменениям в процессе профессионально- педагогической деятельности и устремлением педагога к нововведениям.

В ходе формирующего эксперимента произошли существенные изменения в педагогической деятельности учителя, которые подтверждают гипотезу исследования, что этот процесс зависит от развития профессионально- ценностных ориентаций учителя, которые отражают особенности его деятель-ности в современной школе.

Литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 290 с.

2. Вершловский С.Г., Сухобская Г.С. Андрагогика постдипломного образования: Научно-методическое пособие. / Под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. СПб.: СП. АППО, 2007. - 196 с.

3. Гришина И.В., Подзюбанова Ю.В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 180 с.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. / Под ред. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009 г.

5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. [Тест] - М. Логос, 2010 - 408 с. - ISBN: 9785-98704-466-7

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. С. 264

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

8. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: 2011, «Дело», с. 15

9. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»», (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)

10. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогической деятельности в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (2013 г). Официальный сайт Минобрнауки РФ.

11. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — 324 с.

12. Ядов В.А. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / М.: Добросвет. 2000 - 241 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Барышникова Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студентка группы ММТмб-17 Барышникова Анна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования автономии студентов-бакалавров технического направления в процессе обучения иностранному языку. Авторы рассматривают проектный метод, который создаёт благоприятные условия для формирования автономии студентов-бакалавров технического направления, поскольку именно в проектной работе иностранный язык как учебный предмет предстаёт в своей деятельностной природе. Таким образом, создаются условия для интеграции различных дисциплин, объединения предметного содержания с практической деятельностью. В статье представлен пример работы над проектом в рамках предмета «Иностранный язык» с привлечением знаний по предметам «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология». Значимость исследования состоит в том, что внедрение проектной работы способствует формированию автономии студентов-бакалавров технического направления и повышению эффективности их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, студенты технического направления, бакалавры, автономия.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing autonomy of technical bachelor students in the process of learning a foreign language. The authors consider the project method, which creates favorable conditions for the developing of autonomy of technical bachelor students, because a foreign language as a subject is used as a means of doing a practical task. Thus, conditions are created for the integration of various disciplines, combining subject content with practical activities. The article presents an example of work on the project in the framework of the subject "Foreign language" involving the knowledge of the subjects "Labour Safety" and "Ecology". The authors argue that the introduction of project work contributes to the formation of autonomy of technical bachelor students and increases the efficiency of their professional training.

Keywords: teaching a foreign language, technical students, bachelors, autonomy.

Введение. Формирование автономии обучающихся является одним из актуальных вопросов высшего профессионального образования. В современных условиях способность и умение думать и принимать самостоятельные решения в профессиональной сфере, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, полноценно и логически рассуждать, ясно излагать свои мысли играют важную роль. Развитие автономии студента в процессе поисковой, учебно-познавательной деятельности, а не просто сообщение студентам знаний для усвоения в рамках иллюстративно-объяснительного обучения, становится на первый план.

Мы считаем, что целенаправленную работу по формированию автономии будущих инженеров следует начинать во время обучения в вузе, чтобы суметь наилучшим образом подготовить их к профессиональной деятельности в условиях инноваций, развивать умение быстро приспосабливаться к инновациям, к современным процессам развития производства. Всё вышеназванное обуславливает актуальность проблемы исследования.

Проблема «учебной автономии» рассматривалась в работах многих исследователей. Так, Т.Ю. Тамбовкина рассматривала возможности формирования профессиональной автономии будущего учителя, подчёркивая, что профессиональная автономия составляет основу его методической компетенции [8].

Е.Н. Соловова, рассматривая вопросы учебной автономии, сделала вывод, что развить истинную автономию возможно лишь в случае подготовленности студентов и необходимого учебно-методического оснащения учебного процесса [7].

Н.Ф. Коряковцева рассматривала отличительные черты понятия «субъектность», которая характеризует способность обучающегося самостоятельно осуществлять своё обучение и принимать ответственность за его результаты [6].

Целью нашей статьи является рассмотрение одного из возможных путей развития автономии студентов-бакалавров технического направления, а именно, рассмотрение возможностей проектного метода в процессе обучения иностранному языку.

Изложение основного материала статьи. Как известно, интегративность и проективность являются современными тенденциями в образовании. Деятельностная природа дисциплины «Иностранный язык» позволяет в полном объёме реализовать вышеуказанные тенденции. Преподаватель или сам студент (в зависимости от уровня самостоятельности) ставит цели, достижение которых требует знания иных учебных дисциплин (например, в нашей статье «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология промышленного производства»). Проведённое ранее исследование показало, что включение иностранного языка в активную, целенаправленную предметную деятельность обеспечивает успешность обучения [2, 3].

Добавим, что включаясь в выполнение проекта, студент учится критически мыслить, самостоятельно планировать свои действия и самостоятельно решать стоящие перед ним задачи, осознаёт социальную значимость изучаемых предметов.

Нами установлено, что уровень автономии студентов зависит от того, насколько студентам ясна цель выполнения учебного задания, заданы ли языковые средства, необходимые для выполнения задания, или же студенты должны их добывать сами, имеется ли опора для выполнения действия, дана ли инструкция касательно последовательности действий, является ли инструкция подробной или дана только в обобщённом виде. Генеральная линия развития автономии студента заключается в уменьшении помощи преподавателя и образцов для выполнения действий по аналогии, в сокращении указаний на состав и последовательность действий.

В методической литературе автономия понимается как способность и умение думать и действовать независимо, самостоятельно осуществлять выбор, ставить цели и вырабатывать пути их достижения. Д. Литтл, давая определение автономии, соотносит его не только с конкретной учебной ситуацией, но и с более широким контекстом, что важно для нашего исследования [9]. Развитие автономии студентов, таким образом, может быть соотнесено с профессиональным контекстом.

Как было указано выше, одним из возможных путей формирования автономии студентов-бакалавров технического направления при изучении иностранного языка является проектный метод, потому что вузовским предметом, как он задумывается авторами программ и учебно-методических пособий, иностранный язык предстаёт в своем деятельностном аспекте и функционирует в речи как деятельность [5].

Метод проектов в рамках дисциплины «Иностранный язык» создает условия для объединения предметного содержания проектной деятельности с практической деятельностью и нацелен на самостоятельную деятельность студентов, решение средствами иностранного языка конкретной проблемы, связанной с этой деятельностью. Кроме того, метод проектов позволяет включить студентов в творческую деятельность и обеспечить её мотив [10].

Вовлекаясь в проектную деятельность, студент приучается самостоятельно мыслить, планировать свои действия, что способствует развитию его автономии.

Работа над проектом позволяет создать благоприятные условия для развития автономии студентов, что объясняется с психологической точки зрения: обеспечивается познавательная мотивация. Кроме того, осуществляется связь проекта с профессиональной деятельностью.

Остановимся на рассмотрении отличительных особенностей проектной деятельности в области обучения иностранному языку студентов-бакалавров технического направления. Прежде всего, проектная деятельность основана на проблемном подходе, который предполагает преодоление какого-либо препятствия и требует мобилизации познавательной самостоятельности студентов [11]. Постановка научно-познавательной проблемы заставляет студента осуществлять поиск её решения, причём средствами иностранного языка [1].

Проблемный подход также означает, что студент использует изучаемый язык для выполнения деятельности, характеризующейся либо новизной результатов, либо новыми способами достижения этих результатов.

Следующей характерной особенностью проектной деятельности является связь проекта с практической деятельностью, его междисциплинарный характер. В данной статье мы рассматриваем возможности включения иноязычной речевой деятельности в более широкий контекст предметной деятельности будущего инженера, а именно дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология».

Не менее важной чертой проектной работы является учебная автономия обучающегося и самоуправление, включающее самостоятельное планирование работы над проектом: определение этапов проекта, порядок выполнения работы, разбивка на подгруппы, установление сроков выполнения работы.

Заметим, что преподавателю в проектной работе отводится роль консультанта-координатора и источника дополнительной информации. Данная роль видится нам важной, поскольку позволяет координировать работу между подгруппами, а также позволяет управлять процессом подведения итогов [4].

Следующий аспект, на котором необходимо остановиться, заключается в том, что проектная работа всегда нацелена на создание проектного продукта в виде портфолио, презентации, выступления, конференции, круглого стола, группового обсуждения, деловой игры и т.д.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть работу над реализацией проекта «Important aspects of labour safety».

Проектная работа проводится по следующим этапам: организационный, основной, завершающий. Организационный этап включает определение актуальных вопросов в сфере предмета «Безопасность жизнедеятельности», что подразумевает вступительную беседу на английском языке о проблемах безопасности жизнедеятельности на предприятиях металлургического производства.

Например: Name harmful and dangerous factors of metallurgical production.

Which of them represent more danger?

What forms of pollution present danger to the local environment?

Основной этап включает работу по изучению вредных и опасных факторов металлургического производства, экологической ситуации в городе, сбор и анализ информации по данному вопросу с привлечением знаний по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология». Таким образом, студенты изучают вопросы опасных и вредных для здоровья факторов металлургического производства, включая проблемы выбросов металлургического предприятия в окружающую среду. Приведём пример задания.

Gather information about hazardous and harmful factors of the steel production and speak about them according to the following plan: hazardous and harmful factors, hazardous effects they may cause, what can be done to minimize the hazardous effects.

Изучив вопросы опасных факторов, студенты переходят к изучению вредных факторов, Примерами таких факторов являются загрязнение окружающей среды выбросами металлургического производства. Исследуя вопрос загрязнения атмосферы непосредственно предприятиями чёрной металлургии, студенты выявляют удельные объёмы загрязнителей чёрной металлургии по переделам.

Например: Study the question of toxic emissions of coke production, sinter production, steel production and rolling practice. Which of them represent more danger? Rank them in the order from the most dangerous to the least dangerous. Изучив вышеназванные вопросы вредных и опасных факторов производства, студенты выявили, что улучшения ситуации можно достичь при условии гармонизации природных и технических комплексов.

Так, работая над проектом «Important aspects of labour safety», студенты исследовали проблемы загрязнения воздуха выбросами агломерационного производства, коксохимического производства, сталеплавильного и прокатного производств, а также проблему рассеивания вредных выбросов в атмосфере и подготовили доклады на английском языке для выступления на практическом занятии. Приведем в сокращенном виде пример доклада по теме «Выбросы коксохимического производства»: In coke production, the main processes associated with the toxic emissions into the atmosphere are the processes of the preparation of the charge, of its transportation, the loading of the charge into the chambers of coke ovens, the process of coking, the process of the unloading of the finished coke, the process of its cooling as well as the process of the production of coking by-products.

Работа в подгруппах включала выполнение следующих проектных заданий в форме диалога-обсуждения. Приведём примеры вопросов для обсуждения.

What is the effect of emissions into the atmosphere?

What measures can be taken to reduce the effects of toxic emissions?

What can air pollution result in?

Завершающий этап работы над может содержать такие виды заданий, как оформление результатов работы в виде портфолио, презентации, доклада о результатах проектной деятельности, написания статьи. В рамках нашего проекта студенты подготавливают экологическое портфолио предприятия.

Например: Part 1: Make up an ecological portfolio of the steel plant. Include data about the plant, the raw material it uses, describe the technological schemes of the main types of production, describe wastewater treatment schemes, include the data about hard waste materials and toxic emissions. Part 2: Do research and make up a list of measures to protect the environment from the toxic emissions.

Выводы. Таким образом, будучи связанной с профессиональной деятельностью, проектная деятельность создаёт необходимые условия для формирования автономии студентов-бакалавров технического направления в ходе обучения иностранному языку: мобилизация познавательной самостоятельности с целью выполнения поставленной задачи, поиск решения познавательной задачи средствами иностранного языка, принятие ответственности за результаты своего учения. Внедрение проектной работы при обучении иностранному языку также способствует повышению эффективности профессиональной подготовки студентов бакалавров технического направления.

Литература:

1. Барышникова Ю.В., Барышникова А.М. Некоторые аспекты обучения иностранному языку студентов технического направления // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2018. № 42. С. 4-8.

2. Барышникова Ю.В., Вторушина Ю.Л. Обучение иноязычной культуре на основе грамматики // Научный взгляд в будущее. 2016. Т. 6. № 2 (2). С. 22-27.

3. Барышникова Ю.В., Емец Т.В. Диктант как активная форма обучения письму. В сборнике: Роль носителя языка в обеспечении качества обучения иностранным языкам Материалы международного научно-практического семинара. 2018. С. 19-24.

4. Везетиу Е.В. Индивидуальный стиль общения педагога, его влияние на уровень обучения, воспитания и развития личности // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-1. С. 69-76.

5. Дроздова Т.В. Особенности обучения студентов монологическому высказыванию на иностранном языке в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 30-35.

6. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. - 2001. - №1. - С. 9 - 11.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 272 с.

8. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональное автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 63 - 69.

9. Little D. Learner Autonomy. - Dublin, 1991.

10. Павлова Л.В., Пулеха И.Р., Вторушина Ю.Л. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 85-96.

11. Pavlova L.V., Vtorushina Yu.L. Developing students' cognition culture for successful foreign language learning. SHS Web of Conferences. 2018. T. 50. C. 01128.

Педагогика

УДК: 37.013.42:371.13:378.14

ассистент кафедры социальной педагогики и психологии Безносюк Екатерина Владимировна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация. В научной статье раскрыто содержание основных структурных блоков модели формирования профессионально-этической компетентности будущего социального педагога в условиях обучения в магистратуре (концептуально-целевой, организационно-технологический, результативный), описаны ключевые компоненты, входящие в каждый из них.

Ключевые слова: модель, моделирование, профессионально-этическая компетентность, специальные компетенции, методологический подход, этапы формирования профессионально-этической компетентности, педагогические условия.

Annotation. The scientific article reveals the content of the main blocks of the model of the formation of professional and ethical competence of the future social pedagogue in the conditions of training in the magistracy (conceptual-targeted, organizational and technological, effective), describes the key components included in each of them.

Keywords. model, modeling, professional and ethical competence, special competences, methodological approach, stages of formation of professional and ethical competence, pedagogical conditions.

Введение. Актуальность разработки модели формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов детерминирована ключевыми положениями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++, в том числе по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 г. №127, зарегистрирован в Минюсте l2.03.20l8 г. №50312), профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10), стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, государственная программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, которые определяют основные требования к результатам профессиональной подготовки будущих социальных педагогов и ориентиры для научного обоснования и разработки модели формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Проблема профессиональной подготовки будущих социальных педагогов изучена в научных исследованиях О. В. Богатыревой, В.Г. Бочаровой, Е. А. Власовой, Ю. Н. Галагузовой, Л. С. Деминой, М. В. Ефимовой, Е. А. Журавлевой, Е. Б. Кириченко, Т. А. Манцуровой.

Вопросам педагогического моделирования, применения моделей для совершенствования педагогического процесса, изучения педагогических явлений посвящены работы В. Г. Афанасьева, А. Н. Дахина, В. И. Загвязинского, Е. А. Лодатко, Л. М. Фридмана, Л.Л. Хоружи.

Целью статьи является анализ структурных блоков модели формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в условиях магистратуры.

Изложение основного материала статьи. В современном научном измерении существуют различные трактовки понятий «модель» и «моделирование», однако все они акцентируют внимание на информационной сущности, многогранности и широком спектре применения, а также выполнении функций целеполагания, прогнозирования и планирования.

По мнению авторов коллективной монографии «Модель и моделирование в педагогике профессионального образования», «...моделирование, как универсальная форма познания, применяется в процессе исследования и преобразования явлений в разных сферах деятельности, это наиболее распространенный метод изучения объектов различной природы, в том числе и сложных социальных систем» [7, с. 4].

Таким образом, моделирование позволяет глубже проникнуть в суть объекта исследования, структурировано достичь гипотетического предположения и определить направление деятельности для достижения главной цели, используя при этом графическое описание объекта исследования.

Основной идеей при моделировании процесса формирования профессионально-этической компетентности является разработка такой модели, которая бы позволила повысить эффективность всей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.