УДК 37:81'243
О. В. Барышникова
кандидат педагогических наук; доцент кафедры иностранных языков Московского государственного технического университета «СТАНКИН»; e-mail: [email protected]
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В БАКАЛАВРИАТЕ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В статье рассматриваются возможные способы организации процедуры итогового контроля по иностранному языку в бакалавриате неязыкового вуза в русле требований ФГОС. Раскрываются современные дидактические подходы, лежащие в основе предлагаемой методики, и предлагается опыт МГТУ «СТАНКИН» в организации и проведении итогового контроля и оценки качества подготовки по иностранному языку бакалавра с помощью социально ориентированных технологий.
Ключевые слова: качество подготовки по инотранному языку; итоговый контроль; межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция; ФГОС последнего поколения; социально ориентированные технологии.
Baryshnikova O. V.
PhD (Education), Associate Professor of Foreign Languages Department, Moscow State University of Technology "STANKIN"; e-mail: ol.baryschnikova@ yandex.ru
FINAL ASSESSMENT OF PROFESSION-ORIENTED FL PROFICIENCY IN BACCALAUREATE OF NON-LINGUISTICS UNIVERSITIES
The article describes possible final assessment procedures of the quality of foreign language training at technical high school in line with new curricula and federal standards of education. It also discusses modern language-pedagogy approaches underlying the given methods and considers the experience acquired by MSTU "STANKIN" in organizing final assessment procedure by using social educational technologies.
Key words: the quality of foreign language training; final assessment; intercultural professional communicative competence; current federal standards of education; social educational technologies.
В настоящее время вопрос организации процедуры итогового контроля качества подготовки по иностранному языку (ИЯ) студентов в бакалавриате неязыкового вуза становится особенно актуальным.
Вызвано это введением Федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения (ФГОС ВО), содержащего требования к фондам оценочных средств, суть которых заключается в их максимальной приближенности к условиям реальной профессиональной деятельности.
Под термином «итоговый контроль» в данной статье понимается экзамен как форма промежуточной аттестации в конце курса ИЯ в нелингвистическом вузе. Как показывает практика, используемые на экзамене традиционные формы контроля владения ИЯ в неязыковых вузах, такие как тестирование, чтение и перевод профессионально ориентированных текстов, беседа по социокультурной проблематике, не обеспечивают в полной мере требования ФГОС ВО к фондам оценочных средств, поскольку не создают достаточных условий для проверки взаимосвязанного комплекса профессионально-коммуникативных умений и личностных качеств студентов, важных при решении профессиональных задач с использованием иностранного языка. В силу этого на кафедре иностранных языков МГТУ «СТАНКИН» прошла опытную проверку методика проведения экзамена с помощью отличных от принятых (традиционных) на сегодняшний день форм контроля и оценки.
В основе методики организации итогового контроля и оценки качества подготовки по ИЯ студентов неязыковых вузов лежат подходы в русле требований ФГОС: компетентностный, контекстный и междисциплинарный.
Компетентностный подход реализуется прежде всего в определении целей и объектов контроля и оценки. Целью любой процедуры оценки в вузе является проверка сформированности профессиональной компетентности. Применительно к области обучения иностранному языку объектом контроля является межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция (МПКК) как способность решать профессиональные задачи с использованием ИЯ, конечным результатом решаемых задач выступает информационный текстовый (устный и письменный) продукт.
В рамках отдельной процедуры контроля (т. е. экзамена) цели и объекты проверки формулируются в терминах конкретных профессиональных задач. В основу контрольно-оценочных задач закладываются дескрипторы профессионально-коммуникативных умений, которые выделяются на основе анализа потребностей выпускников
в профессиональной деятельности и сформированность которых обеспечивает успешное решение поставленных задач.
Критерии оценки сформированности МПКК соотносятся с критериями успешности решения профессиональных задач и критериями оценки личностного информационного продукта.
Критерии оценки личностного письменного информационного продукта представлены в критериях оценки текста на содержательно-смысловом, композиционно-структурном и языковом уровнях [Барышникова 2015].
В свою очередь, успешность решения большинства профессиональных задач зависит от сформированности общепрофессиональных (метакогнитивных) умений, входящих в состав предметно-профессиональной компетенции: способность понять проблему в профессиональной сфере и анализировать ее причины; умение определить цель и задачи в рамках работы над проблемой; способность собрать и проанализировать необходимую информацию, умение логически сформулировать предлагаемое решение.
Для обеспечения эффективной процедуры оценки параметры и критерии данных умений положены в основу «Матрицы оценки качества решения профессиональных задач на ИЯ» [Барышникова 2014].
Компетентностный подход обусловливает контекстный и междисциплинарный подходы, в рамках которых моделируется предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности студентов и ставятся комплексные профессиональные задачи, требующие специализированных предметных знаний и владения иностранным языком.
Данные подходы реализуются за счет отбора профессионально ориентированных ситуаций общения, технологий, профессиональных задач, контрольно-оценочных материалов, предполагающих интеграцию профессиональных задач и иностранного языка как инструмента, необходимого для их решения.
Как показала практика и доказало исследование, проведенное в МГТУ «СТАНКИН», требованиям, предъявляемым во ФГОС к фондам оценочных средств, полностью удовлетворяют социально ориентированные технологии [Коряковцева 2011]. Сопоставление характеристик данных технологий с профессионально-коммуникативными задачами инженеров позволило отобрать следующие технологии для
использования в рамках экзамена: деловую игру, проектное задание (индивидуальный проект), кейс-технологию.
Именно данные формы итогового контроля создают ситуацию проверки всего спектра профессионально-коммуникативных умений, определенных как конечная цель обучения в программе курса ИЯ для неязыкового вуза в новых условиях.
Итак, рассмотрим процедуру организации и проведения итогового контроля и оценки качества подготовки по ИЯ бакалавров технических специальностей с помощью социально ориентированных технологий.
Деловая игра
Методика проведения деловой игры как формы итогового контроля и оценки включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный этап
Данный этап заключается в отборе соответствующего материала и тематики для проведения деловой игры.
Преподаватель должен четко сформулировать задачи деловой игры для предъявления студентам: проблемные, связанные с решением конкретной профессиональной задачи, и дидактические, связанные с объектами проверки, т. е. комплексом профессионально-коммуникативных умений, который будет оцениваться в ходе конкретной деловой игры.
Так, например, задачи деловой игры «Ярмарка вакансий» можно определить следующим образом:
1) проблемная: найти подходящую вакансию в одной из зарубежных компаний, представленных на ярмарке;
2) дидактическая (контрольно-оценочная): проверить сформи-рованность профессионально-коммуникативных умений в области диалогической и письменной речи, а также в области аудирования; проверить сформированность социальных умений общения в рамках взаимодействия представителей разных «бизнес»-культур.
Важную роль в деловой игре имеет конфликтная ситуация [Вербицкий, Борисова 1990]. Существуют два вида конфликта: а) содержательный, связанный с предметным содержанием деятельности, при разрешении которого участники игры демонстрируют сформиро-ванность профессионально-предметной компетенции; б) поведенческий, отражающий социально-личностные характеристики профессионального поведения специалиста. Первый воссоздает предметный,
второй - социальный контекст будущей профессиональной деятельности бакалавров.
Разность интересов участников игры обеспечивается преподавателем при составлении правил игры и распределении функций игроков. Такое рассогласование параметров деятельности, столкновение интересов и позиций участников стимулирует творческое мышление студентов, заставляет их принимать нестандартные решения и брать на себя ответственность за них.
После того, как преподаватель сформулировал цели деловой игры, определил тематику и отобрал соответствующий материал, его задача состоит в подготовке сценария и ролевых карточек для участников игры. Ролевые карточки должны содержать наименование социальной (должностной) роли, которую участнику предстоит выполнять в ходе игры; цели, которые стоят перед студентом; функции, выполняемые игроком, его права, обязанности; портрет игрока, характеризующий его личностные качества.
По условиям деловой игры «Ярмарка вакансий» соискатели, выпускники МГТУ «СТАНКИН», имеющие степень бакалавра в области информационных технологий, посещают ярмарку вакансий, на которой представлены зарубежные компании.
Задачей соискателей является сбор информации о самих компаниях, вакансиях, которые они предлагают соискателям, и прохождение пробного интервью.
Задачей представителей компаний выступает презентация своей фирмы и привлечение потенциальных работников для прохождения пробного интервью.
Ход игры.
1. Мастер-класс менеджера по персоналу. Менеджер по персоналу одного из крупных кадровых агентств рассказывает соискателям, как правильно писать резюме, заполнять анкету и дает советы, как лучше себя представить в ходе интервью с потенциальными работодателями. (Менеджер по персоналу выбирается преподавателем из числа студентов заранее и обеспечивается необходимым материалом. примерами резюме и анкет для демонстрации).
2. Выпускники пишут резюме с указанием всей необходимой информации.
3. Представители компаний презентуют свои фирмы, уделяя особое внимание требованиям к потенциальным работникам (образование, опыт работы, умения, личные качества и т. п.)
4. Кандидаты имеют возможность задать дополнительные вопросы представителям фирм о деятельности компаний, об условиях труда и т. п.
5. Кандидаты выбирают одну из компаний для прохождения пробного собеседования. Они показывают свое резюме и в личной беседе должны проявить свои лучшие качества, чтобы заинтересовать работодателя.
6. Кандидаты проходят собеседование еще в двух компаниях по выбору.
7. В ходе общего обсуждения кандидаты рассказывают, в какой компании и почему они хотели бы работать, и представители каждой из фирм называют лучшего кандидата на вакансию.
II. Организационный этап. Данный этап заключается в знакомстве участников со сценарием игры, ее целями и задачами; в комплектовании игровых групп и распределении ролей между участниками; в обсуждении системы оценивания. Из-за лимита времени и того, что в реальной жизни никто не попадает в ситуацию выбора социальной роли, представляется целесообразным в рамках процедуры контроля преподавателю самому задавать контекст профессиональной ситуации и распределять роли между студентами.
III. Проведение деловой игры. На данном этапе игры участники анализируют проблемную ситуацию и поставленную перед ними задачу и в совместном обсуждении принимают частные решения.
Итак, студенты, согласно сценарию и информации на ролевых карточках, исполняют свои социальные роли, стараясь решить поставленные перед ними профессиональные задачи на ИЯ. Преподаватель выступает в роли наблюдателя-консультанта; фиксирует успешность или неуспешность решения задачи каждого из студентов.
IV. Анализ результатов и проведение процедуры оценки. Данный этап включает в себя экспертную оценку преподавателем хода игры, поведения участников, их вклад в разрешение проблемной ситуации; и оценку деловой игры самими участниками: комментирование сложности поставленных задач и т. д.
Проектное задание
В основе проектной технологии лежит исследовательская деятельность студентов, целью которой является решение определенной проблемной задачи и овладение методологией исследования реальной действительности. Отбор материала и тематики для проектного
задания определяется в первую очередь именно исследовательским характером деятельности.
Преподаватель должен сформулировать задачу таким образом, чтобы в ходе работы над проектом студенты продемонстрировали не только умения в различных видах иноязычного речевого общения, но и способность решать определенные практические, информационные и исследовательские задачи, связанные с профессиональной деятельностью.
Так, для студентов в области информационных технологий актуальным является проект по типу социологического исследования «Значение информационных технологий в жизни общества», который предполагает сбор и сравнение конкретных данных по таким направлениям, как:
1) применение информационных технологий в образовании / различных профессиональных сферах;
2) сравнительный анализ применения информационных технологий в XX и XXI вв.;
3) возрастание информационной зависимости в современном обществе и т. д.
Этапы работы над проектным заданием
I. Целеполагание заключается в выборе студентами проблемного задания, его обсуждении в группах, постановке студентами цели и задач в рамках работы над ними, определении конечного продукта и ознакомлении с критериями оценки.
Задачей преподавателя на данном этапе является определение круга возможных проблем, актуальных для будущей профессиональной деятельности студентов. Для этого преподавателю ИЯ необходимо быть осведомленным о специализации студентов и о специфике их деятельности в дальнейшем. Круг профессиональных задач обозначен в ФГОС ВО по конкретным направлениям подготовки.
Наряду с этим на данном этапе студентам должны быть представлены критерии оценки личностного информационного продукта.
При обсуждении в группе поставленной проблемы, целей и задач преподаватель исполняет роль наблюдателя-консультанта, фиксируя и оценивая, насколько сформированы у студентов профессионально-коммуникативные умения и универсальные стратегии решения проблемных задач, необходимые на данном этапе.
II. Организация и планирование предполагает согласованные действия участников группы по разработке плана работы над проектным заданием, выбор источников информации и способов обработки информационных данных.
Студенты сообща решают, какие способы сбора и обработки информации могут быть наиболее эффективными для данного типа проекта.
При определении ресурсно-информационной базы проекта задача преподавателя состоит в ознакомлении студентов с существующими источниками информации: сайтами, изданиями периодической печати, учебными пособиями.
Однако следует помнить, что на данном этапе объектом оценки является как раз способность студентов самостоятельно выбрать источники информации и способы ее обработки.
III. Выполнение проекта заключается в самостоятельной про-ектно-исследовательской деятельности студентов.
На данном этапе работы студенты самостоятельно собирают и анализируют информацию, определяют структуру и содержание проекта, составляют рабочие варианты собственного информационного продукта, редактируют, окончательно оформляют текст, готовят презентацию и др.
Преподаватель фиксирует, насколько успешно каждый из участников группы справляется с поставленной задачей.
IV. Итоговая оценка проекта. Для осуществления итоговой оценки выполнения проектного задания и уровня владения ИЯ преподавателю целесообразно вести дневник наблюдений на протяжении всей работы студентов над проектом.
Технология «case-study»
Суть кейс-технологии заключается в том, что студентам предлагается проанализировать конкретную деловую ситуацию, которая отражает какую-либо практическую проблему, как правило, не имеющую, однозначного решения, и которая актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний и умений.
Целью кейс-метода является проверка способности студентов принимать профессионально значимые решения в ситуациях взаимодействия на межкультурном уровне.
Методика применения данной технологии в качестве формы итогового контроля и оценки состоит из нескольких этапов:
I. Организационная стадия работы над кейсом
1. Знакомство с содержанием деловой ситуации
На данном этапе преподаватель знакомит студентов с профессиональной ситуацией и профессиональными задачами, которые им предстоит решить в ходе работы над кейсом. В силу того, что сфор-мированность компетенций проверяется в незнакомом контексте, студентам для анализа предлагается профессиональная ситуация, обладающая определенной степенью новизны.
Наряду с этим, преподавателем предъявляются требования к конечному информационному продукту и критерии его оценки.
2. Предварительное обсуждение деловой ситуации может проходить в форме ответов на вопросы преподавателя относительно рассматриваемой проблемной ситуации. В ходе совместного обсуждения и выражения собственного мнения студенты демонстрируют понимание проблемы и свое отношение к ней, преподаватель оценивает метакогнитивные умения, необходимые для анализа проблемной ситуации, и умения устной речи.
3. Преподавателем формируются рабочие группы по 3-4 человека и дается материал кейса для анализа.
II. Обсуждение кейса
1. Детальное изучение деловой ситуации участниками
Следует отметить, что материал кейса может быть представлен в печатном и / или аудио- или видеоформате. Это дает возможность проверить сформированность умений чтения и аудирования. Осуществить индивидуальную оценку сформированности данных умений можно разными способами:
а) преподаватель индивидуально с каждой группой обсуждает тему / содержание / проблему / конкретные детали материала кейса; другой преподаватель фиксирует сформированность конкретных умений студентов при помощи матрицы оценки;
б) преподаватель организует обсуждение темы / содержания / проблемы / конкретных деталей материала кейса в каждой группе, а сам выступает в качестве наблюдателя, отмечая в матрице оценки сформированность умений;
в) студентам предлагаются для заполнения тесты множественного выбора с целью проверки понимания темы / содержания / проблемы / конкретных деталей материала кейса и соответствующих умений в области чтения и аудирования.
2. Анализ деловой ситуации в каждой группе. Разработка плана презентации результатов.
Далее студентам дается время для самостоятельной работы над кейсом: его детального изучения и анализа, разработки информационного письменного продукта (например инструкции, отчета, тезисов доклада и т. д.) единого для всей группы, и подготовки устной презентации решения поставленной проблемы. Устная презентация может быть представлена в виде одного общего для всей группы сообщения, где каждый из участников отвечает за свою часть, или же в виде индивидуальных кратких сообщений каждого студента. Таким образом создаются условия для проверки сформированности умений монологической речи и индивидуальной оценки качества владения ИЯ каждого участника группы.
Следует отметить, что в процессе работы студенты имеют возможность пользоваться как словарями, так и дополнительными источниками информации, в частности Интернетом.
На данной стадии работы над кейсом преподаватель наблюдает за ходом обсуждения в каждой группе, за степенью активности каждого участника и за проявлением его творчества в процессе решения поставленной задачи.
III. Завершающая стадия работы над кейсом
Завершающая стадия работы над кейсом заключается в представлении каждым студентом своего устного сообщения, содержащего решение поставленной задачи, и совместном обсуждении в виде дополнительных вопросов и комментариев.
Устное сообщение и письменный информационный продукт оцениваются по тем критериям, которые были представлены студентам на организационной стадии работы над кейсом.
Преподаватель подводит итоги работы над предложенной профессиональной задачей, обобщая все идеи и устно оценивая работу каждой группы. Студенты также имеют возможность прокомментировать и оценить работу своих коллег.
Следует особо отметить, что для определения успешности или неуспешности решения задачи каждого из студентов, преподаватель использует специально разработанную для каждой формы контроля матрицу оценки (см. подробнее [Барышникова 2014]).
В заключение статьи еще раз подчеркнем, что предлагаемая методика представляет собой комплекс социально ориентированных
технологий (проектное задание, деловая игра, кейс-технология), который может быть применен в качестве формы итогового контроля уровня сформированности межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции бакалавра технического профиля в рамках экзамена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барышникова О. В. Методика контроля и оценки качества подготовки по иностранному языку в техническом вузе (английский язык): дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 252 с. Барышникова О. В. Оценка качества профессионально ориентированной подготовки по иностранному языку в техническом вузе: цели, содержание, параметры и критерии // Теория и практика обучения иностранному языку в системе профессиональной подготовки. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2015. С. 144-155. (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 14 (753). Сер. Педагогические науки). Вербицкий А. А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для средних специальных учебных заведений. М. : Госком СССР по народ. образ. Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-тех. обучен. молодежи, 1990. 48 с.
Коряковцева Н. Ф. Социально ориентированные технологии оценки профессиональной компетенции преподавателя ИЯ // Актуальные вопросы формирования профессиональной коммуникативной компетенции. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. С. 32-40. (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (609). Сер. Педагогические науки).