Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ПРИ ДИЗАРТРИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ПРИ ДИЗАРТРИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дизартрия / артикуляционная гимнастика / речевое нарушение / логопедия / коррекционное образование / dysarthria / articulatory gymnastics / speech disorder / speech therapy / correctional education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захарова А.Д.

В настоящее время все чаще встречаются нарушения речи, которая основана на множества факторов. Диагностика и первое лечение ребенок получает в дошкольном возрасте. Как правило, наиболее эффективным при нарушении функций мышц артикуляционного аппарата является развитие артикуляционной моторики, которая пробуждает функции речи, а системное повторение формирует правильную речевую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захарова А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTICULATORY MOTOR SKILLS IN DYSARTHRIA AT PRESCHOOL AGE

Nowadays, speech disorders are becoming more common, which is based on a variety of factors. The child receives diagnosis and first treatment at preschool age. As a rule, the most effective in case of impaired functions of the muscles of the articulatory apparatus is the development of articulatory motility, which awakens the functions of speech, and systemic repetition forms correct speech activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ПРИ ДИЗАРТРИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 376.3

Захарова А.Д.

студентка социально-психологического факультета Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ПРИ ДИЗАРТРИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в настоящее время все чаще встречаются нарушения речи, которая основана на множества факторов. Диагностика и первое лечение ребенок получает в дошкольном возрасте. Как правило, наиболее эффективным при нарушении функций мышц артикуляционного аппарата является развитие артикуляционной моторики, которая пробуждает функции речи, а системное повторение формирует правильную речевую активность.

Ключевые слова: дизартрия, артикуляционная гимнастика, речевое нарушение, логопедия, коррекционное образование.

Актуальность данной темы заключается в том, что речевая функция -одна из важнейших функций человека. Нарушения речи негативно влияют на общее развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживается формирование познавательных процессов, препятствуя тем самым становлению полноценной личности. Дошкольный возраст -лучшее время для преодоления языковых нарушений. Правильная речь - один из показателей готовности к обучению в школе и залог успешного овладения чтением и письмом.

В настоящее время количество детей с нарушением артикуляционной моторики при дизартрии неуклонно растет. Дети с легкой формой дизартрии нуждаются в систематической коррекционной работе, направленной на общее развитие, формирование положительных черт характера, максимальную

поддержку и развитие коммуникации. В логопедии преодолеть недоразвитие речи можно только с помощью поэтапной и многоплановой системы. В данном случае важен принцип комплексного подхода, который раскрывает основные моменты для эффективного и успешного воспитания и обучения детей с нарушенной артикуляционной моторикой при дизартрии.

Правильная логопедическая работа необходима для развития личности ребенка и качественного решения образовательных задач. В основе этого принципа лежит идея единства, полноты и неделимости образовательного и воспитательного процесса. Создание благоприятной среды вокруг ребенка, которую должен поддерживать логопед. Создание благоприятной среды вокруг ребенка при сотрудничестве логопеда, воспитателя и родителей позволяет обеспечить полноценное развитие детей с различными нарушениями речи и языка.

Учитывая индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, специалисты выделяют единый комплекс коррекционно-образовательного взаимодействия, направленный на формирование и развитие двигательной и языковой сфер.

Такие авторы, как: М.Ф. Фомичёва, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и др., занимались проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи и профилактики нарушений звукопроизношения.

Так же исследованием развития артикуляционной моторики и определяющих её факторов занимались: Е.Ф. Архипова, А.В. Запорожец, А.Д. Салахова и другие.

В исследованиях многих авторов отмечается связь с нарушениями в процессах представления фонем, синтеза и анализа произношения. Освещены вопросы развития артикуляционной моторики и ее важной роли в развитии речи в целом, звукопроизводства и коррекции дефектов в процессах письма и чтения.

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата вследствие органического поражения центральной нервной системы. В артикуляционной моторике отмечаются снижение и ухудшение качества выполняемых движений, уменьшение количества движений, невозможность удержания позы, а также наблюдаются патологические особенности, свойственные данному нарушению: гиперкинезы, синкинезии, саливация, апркасия, спастичность и паретичность мышц.

Среди детей старшего дошкольного возраста часто встречающимся речевым нарушением является дизартрия. Данная речевая патология проявляется в нарушении фонетической и просодической сторон речи. Дизартрия возникает в результате минимального органического поражения центральной нервной системы, а именно тех мозговых структур, которые отвечают за организацию движений органов артикуляции. Очень часто при дизартрии встречается поражение лицевого нерва, что приводит к нарушению движений мышц лица и нарушает, обедняет мимику детей.

Нарушения артикуляционной моторики при дизартрии затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи. Нарушения моторных функций при дизартрии отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия.

Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как О.В.Правдина, О.А.Токарева, И.И.Панченко, Р.И.Мартынова, Л.В.Лопатина, А.В.Серебрякова,

М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова, М.Б.Эйдинова. Анализ теоретических источников показывает, что дизартрии представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией следующие особенности формирования артикуляционной моторики: снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, истощаемость, некоторые артикуляционные позы недоступны, наличие синкинезий и гиперсаливации, трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости, девиации языка.

Нарушения в развитии артикуляционной моторики проявлялись в ограничении подвижности артикуляционных мышц, нарушении мышечного тонуса, наличии непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора), дискоординационных расстройствах, трудностях удержания заданной позы, наличии частых и разнообразных синкинезий. Активные движения -ограничены, наблюдалась спастичность мышц языка, насильственные непроизвольные движения, неправильные артикуляционные уклады.

Коррекция артикуляционной моторики должна осуществляться с помощью комплексного подхода. Все специалисты работают под руководством учителя -логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную).

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений.

На логоритмических занятиях совершенствуется, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.

Педагог - психолог на своих занятиях отрабатывает психомоторные упражнения. При коррекции артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией применяли следующие формы и методы работы:

- дыхательная гимнастика,

- артикуляционный массаж,

- артикуляционная гимнастика,

- логоритмика.

Таким образом, подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов в формировании артикуляционной моторику у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дизартрии. [Текст] /Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с;

2. Брюховских Л.А.Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. И доп./ Краснояр. Гос. Пе. Ун-т им. В,П, Астафьева. -Красноярск, 2015 - 180с;

3. Белова-Давид, Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста. [Текст] /Р.А. Белова-Давид -М.: Просвещение. 2012.- 312 с;

4. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, - М..: Владос, 2009. - 287 с;

5. Бернштейн Н. А. Некоторые назревающие проблемы двигательных актов. [Текст] /Н.А. Бернштейн// - Вопросы психологии. -2014. -№ 6;

6. Блыскина, И.В.Массаж и коррекция артикуляционных расстройств. [Текст] /И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков- СПб.: Литера, 2013.- 18 с;

7. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. [Текст] /Т.В. Буденная -СПб.: Питер, 2013. -125 с;

8. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст] /Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов - Ташкент., 2013. -341 с;

9. Винарская, Е. Н. К вопросу о методике логопедической работы при премоторной корковой дизартрии взрослых [Текст] /Е.Н. Винарская, Л.В. Мелехова - М.: Просвещение, 2008. - с.: 61-68;

10. Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). [Текст] /Г.А. Волкова.- СПб.: Образование, 2012. -70 с.

Zakharova A.D.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

FORMATION OF ARTICULATORY MOTOR SKILLS IN DYSARTHRIA AT PRESCHOOL AGE

Abstract: nowadays, speech disorders are becoming more common, which is based on a variety offactors. The child receives diagnosis and first treatment at preschool age. As a rule, the most effective in case of impaired functions of the muscles of the articulatory apparatus is the development of articulatory motility, which awakens the functions of speech, and systemic repetition forms correct speech activity.

Keywords: dysarthria, articulatory gymnastics, speech disorder, speech therapy, correctional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.