Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антиманипулятивное поведение / манипуцяция / сотрудники уголовно-исполнительной системы / формирование / навыки / ответственность / ассертивность / anti-manipulative behavior / manipulation / employees of the penal system / formation / skills / responsibility / assertiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Владимирович Чусовитин, Наталья Викторовна Уварина

Рассматривается понятие манипуляции, ее цели, последствия, а также идея дальнейшего формирования антиманипулятивного поведения у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Авторы обращают внимание на проблемы, с которыми сотрудники уголовно-исполнительной системы могут столкнуться в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, особенно в контексте возможных манипуляций. в статье представлены десять правил ассертивного поведения, которые могут служить основой для формирования антиманипулятивного подхода и включают уверенность, установление границ и выражение своих потребностей. Развитие антиманипулятивного поведения не только помогает сотрудникам уголовно-исполнительной системы в противодействии манипуляциям, но и способствует более объективному восприятию реальности, эффективной работе в сложных ситуациях и защите сотрудников от негативного влияния спецконтингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Владимирович Чусовитин, Наталья Викторовна Уварина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANTI-MANIPULATIVE BEHAVIOR IN EMPLOYEES OF THE CRIMINAL PRINCIPAL SYSTEM

The concept of manipulation, its goals, consequences, as well as the idea of further developing anti-manipulative behavior among employees of the penitentiary system are considered. The authors draw attention to the problems that employees of the penal system may encounter when working with suspects, accused and convicted persons, especially in the context of possible manipulations. The article presents ten rules of assertive behavior that can serve as the basis for the formation of an anti-manipulative approach and include confi dence, setting boundaries and expressing one’s needs. The development of anti-manipulative behavior not only helps employees of the penal system in countering manipulation, but also contributes to a more objective perception of reality, effective work in diffi cult situations and the protection of employees from the negative infl uence of special forces.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). 122-128. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(4(40):122-128. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 343

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Александр Владимирович Чусовитин1, aleksandr.chusovitin@mail.ru Наталья Викторовна Уварина2, nuvarina@yandex.ru

1 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Рассматривается понятие манипуляции, ее цели, последствия, а также идея дальнейшего формирования антиманипулятивного поведения у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Авторы обращают внимание на проблемы, с которыми сотрудники уголовно-исполнительной системы могут столкнуться в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, особенно в контексте возможных манипуляций. в статье представлены десять правил ассертивного поведения, которые могут служить основой для формирования антиманипулятивного подхода и включают уверенность, установление границ и выражение своих потребностей. Развитие антиманипулятивного поведения не только помогает сотрудникам уголовно-исполнительной системы в противодействии манипуляциям, но и способствует более объективному восприятию реальности, эффективной работе в сложных ситуациях и защите сотрудников от негативного влияния спецконтингента.

Ключевые слова: антиманипулятивное поведение, манипуцяция, сотрудники уголовно-исполнительной системы, формирование, навыки, ответственность, ассертивность

Для цитирования: Чусовитин А. В., Уварина Н. В. Формирование антиманипулятивного поведения у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 122-128.

Original article

FORMATION OF ANTI-MANIPULATIVE BEHAVIOR IN EMPLOYEES OF THE CRIMINAL PRINCIPAL SYSTEM

Alexander V. Chusovitin1, aleksandr.chusovitin@mail.ru Natalya V. Uvarina2, nuvarina@yandex.ru

1 Surgut State University, Surgut, Russia

2 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The concept of manipulation, its goals, consequences, as well as the idea of further developing anti-manipulative behavior among employees of the penitentiary system are considered. The authors draw attention to the problems that employees of the penal system may encounter when working with suspects, accused and convicted persons, especially in the context of possible manipulations. The article presents ten rules of assertive behavior that can serve as the basis for the formation of an anti-manipulative approach and include confidence, setting boundaries and expressing one's needs. The development of anti-manipulative behavior not only helps employees of the penal system in countering manipulation, but also contributes to a more objective perception of reality, effective work in difficult situations and the protection of employees from the negative influence of special forces.

© Чусовитин А. В., Уварина Н. В., 2023

Keywords: anti-manipulative behavior, manipulation, employees of the penal system, formation, skills, responsibility, assertiveness

For citation: Chusovitin AV, Uvarina NV. Formation of anti-manipulative behavior in employees of the criminal principal system. Innovative development of vocational education. 2023;(4(40): 122-128. (In Russ.).

Введение

Реализация совместных действий приводит к необходимости общения — сложному и многоплановому процессу. Большинство людей стараются быть уверенными и стойкими в процессе общения, оставаясь при этом вежливыми и тонкими [1, с. 71]. Однако манипуляция невозможна без манипулятора и его жертвы, и каждая сторона использует для этого свою стратегию. Кроме того, существует несколько внешних аспектов, которые необходимо учитывать при изучении манипуляции.

Изначально манипуляция может рассматриваться как социально-психологическое явление. При этом в научном сообществе обсуждаются несколько групп вопросов: 1) что представляет собой манипуляция, когда она происходит, какие цели преследует ее использование, при каких обстоятельствах она наиболее успешна, какие последствия имеет и существует ли способ защиты от манипуляции; 2) манипуляция включает важнейшие компоненты психологии влияния, в том числе преобразование информации, конфликты власти, проблемы правды и обмана, явную и скрытую динамику, передачу ответственности, балансирование интересов и другие элементы; 3) стратегии защиты от манипуляций, связанные с внутренней психологической динамикой, обусловленной диссоциацией, внутренней коммуникацией и процессами принятия решений [2, с. 333].

Манипуляция — это сложный и многогранный процесс, который активно изучается не только в психологии, но и в других науках, таких как социология, политология и маркетинг. В данной статье мы обращаемся к особенностям применения манипуляции в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось приоритетно с помощью теоретических методов, на основе которых была выявлена проблема исследования, определены материалы для дальнейшего анализа. С целью систематизации и обобщения были подобраны интернет-ресурсы, научные издания, публикации в научных журналах. Авторами применялся описательно-аналитический метод для поиска, обработки и интерпретации

научной информации; использовался метод прогнозирования для определения дальнейших возможностей применения результатов исследования в практической деятельности.

Методологической основой исследования выступает системный подход, позволяющий в дальнейшем выстраивать систему формирования антиманипулятивного поведения у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе теоретического исследования было установлено, что манипуляции в уголовной сфере могут быть особенно опасными, поскольку направлены на достижение целей путем воздействия на эмоции и мотивы людей, находящихся в трудных и напряженных ситуациях.

Важно отметить, что защита от манипуляции начинается с осознания факта ее использования и понимания того, какие методы и стратегии были применены, она требует не только индивидуальных усилий, но и организационной поддержки. Руководство и коллектив должны создавать условия для открытой и честной коммуникации, а также оказывать психологическую поддержку сотрудникам.

Исследовав различные позиции ученых [13, 8 и др.], мы выявили некоторые стратегии защиты от манипуляции. Кратко их представим.

1. Осознание своих ценностей и убеждений: признание своих собственных ценностей и убеждений помогает стать более устойчивым к влиянию манипуляторов. Когда человек четко понимает, что важно для него, ему легче отличать чужие манипулятивные тактики.

2. Развитие эмоционального интеллекта: обладание высоким уровнем эмоционального интеллекта помогает узнавать и понимать эмоциональные манипуляции, такие как виноватость, страх или угрозы. Умение управлять своими эмоциями и разбираться в эмоциональных тактиках помогает быть более устойчивым к ма-нипулятивному воздействию со стороны.

3. Развитие критического мышления: помогает анализировать информацию, отличать факты от манипулятивных высказываний и выстраивать собственную точку зрения.

4. Границы: установление и соблюдение личных границ является важным аспектом защиты от манипуляции.

5. Критическое осмысление информации: проверка информации, получаемой из разных источников.

6. Развитие уверенности в себе: помогает стать более устойчивым к манипуляции, поскольку такой человек сложнее поддается влиянию или угрозам манипуляторов. Работа над развитием самооценки и уверенности в своих возможностях поможет защититься от манипуляции.

Как управляемый процесс защита от манипуляции требует работы над собой и своими эмоциональными, интеллектуальными и психологическими навыками. Осознание и понимание манипулятивных тактик, а также развитие личной уверенности помогут защититься от вредного влияния манипуляции и сохранить свою независимость и свободу мысли.

Работники уголовно-исполнительной системы (УИС) занимаются уникальным видом профессиональной деятельности, требующей как психологической (эмоциональной), так и профессиональной подготовки [3, с. 382], отличающейся высокой степенью эмоциональной устойчивости и присутствием умственных и физических нагрузок.

Повторяющаяся деятельность, ненормированный рабочий день, ночные смены, непредсказуемость работы, командно-уставные взаимоотношения и другие стресс-факторы предъявляют особые требования к профессиональной устойчивости и личностным качествам сотрудников.

Опираясь на позицию Н. В. Увариной, отметим, что профессиональная устойчивость — это интегративное качество личности, обеспечивающее стабильное выполнение профессиональной деятельности в течение длительного времени, на высоком уровне продуктивности, в том числе и в эмоционально-напряженных и экстремальных ситуациях [4, с. 38].

На протяжении прошлого века ученые — психологи и педагоги — активно анализировали проблему манипулятивного воздействия, однако многие вопросы так и остаются без ответа. Слово «манипуляция» происходит от латинского manipulus, что означает 'горсть'. Исследователи выделяют множество видов и уровней манипуляции: от обмана и лжи до подсознательного стимулирования мотивации и «промывания мозгов».

Герберт Франк утверждает, что «под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, в ущерб тем лицам,

на которых оно направлено» [5, с. 92]. Так, манипуляция — это психологический процесс, в котором одно лицо пытается контролировать или влиять на других, скрывая свои истинные намерения и нанося ущерб другим людям.

Г. Франк акцентирует внимание на том, что манипуляция является негативной формой воздействия, так как ее цель состоит в получении выгоды или контроля в ущерб интересам и благополучию других людей. Это подчеркивает важность осознания механизмов манипуляции и развития защитных мер, чтобы предотвратить или противостоять таким влияниям.

Отношение к человеку как к объекту, сокрытие целей и психологических воздействий, необходимость развеять стереотипы и преодолеть психологические барьеры, фокусирование на мотивационных факторах, создание ложного впечатления о действиях, служащих интересам манипулятора, — вот лишь несколько характеристик, определяющих манипуляцию.

Чтобы шире рассмотреть характеристики манипуляции, обратимся к основным типам манипулятивных приемов, а также ведущим психологическим и социальным факторам, оказывающим влияние на процесс манипуляции.

Один из основных манипулятивных приемов — обман и ложь. Манипулятор может использовать ложную информацию или искаженные факты, чтобы повлиять на мышление и поведение цели своей манипуляции. Обман может быть осознанным и целенаправленным либо же манипулятор может действовать под влиянием подсознательных мотивов и стремиться защитить свои интересы.

Еще одним распространенным приемом манипуляции является подсознательное стимулирование мотивации. Манипулятор использует различные стратегии, чтобы подавить или повлиять на мотивацию цели. Например, он может создать искусственные конкурентные условия, чтобы вызвать у цели усиленные страхи или стремление к успеху, либо же использовать призывы к групповой принадлежности и участию, чтобы внушить цели чувство солидарности или обязательства.

Нами было выявлено, что самоанализ и эм-патия — важнейшие инструменты противостояния манипуляции, поскольку помогают лучше понять себя и партнеров по взаимодействию и смоделировать ассертивное (компетентное) поведение. Самоанализ включает осознание собственных ценностей, убеждений и мотивов, а также сильных и слабых сторон, что позволяет

лучше управлять своим поведением и принимать более информированные решения. Эмпатия также является важным инструментом проти-во стояния манипуляции. Она позволяет почувствовать эмоции и переживания других людей (что может помочь распознать и предотвратить попытки манипуляциии), развить компетентное поведение. Эмпатия помогает строить здоровые и доверительные отношения с окружающими людьми, что делает человека менее уязвимым к манипуляциям.

Искренность, терпимость и доверие также играют важную роль в противостоянии манипуляции. Когда люди выстраивают взаимоотношения на основе взаимного уважения и доверия, становится гораздо сложнее манипулировать ими. Сохранение и развитие этих качеств помогает преодолевать поведенческие игры и манипуляции.

Применительно к уголовно-исполнительной системе отметим, что манипуляция является серьезным вызовом для сотрудников. Проти-во стояние манипуляции требует от сотрудника УИС активного развития самоанализа, эмпатии, искренности, терпимости и доверия; к тому же, это помогает обеспечить эффективность и стабильность профессиональной деятельности, а также сохранить эмоциональную и профессиональную устойчивость.

С. Г. Кара-Мурза утверждает, что для защиты от попыток манипуляции человеку необходимо разработать множество обоснований и преодолеть ментальную ригидность [6, с. 23], чтобы быть гибким в своих убеждениях и открытым для новых идей и пониманий. Все вместе это способствует защите от манипуляций и повышает качество понимания.

П. Рикер, специалист по герменевтике, подчеркивает, что разнообразие и напряженность интерпретаций являются преимуществами понимания [7, с. 317], поскольку первое (разнообразие интерпретаций) позволяет рассматривать проблему с разных точек зрения и получать новые идеи и решения, а второе связано с неопределенностью и неоднозначностью информации, что требует активного обсуждения и открытого обмена мнениями. Сочетание разнообразных и напряженных интерпретаций позволяет более полно и точно понять суть проблемы и противостоять попыткам манипуляции, так как человек, воспринимая разные точки зрения, может более объективно оценивать ситуацию и принимать информированные решения.

Исходя из оценок, представленных в научных работах, можно сделать следующие выводы:

1. Манипуляция является негативной формой воздействия, которая направлена на получение выгоды или контроля за счет ущемления интересов и благополучия других людей. Это подчеркивает необходимость осознания механизмов манипуляции и разработки защитных мер для предотвращения или противостояния таким влияниям.

2. Для защиты от попыток манипуляции необходимо разработать множество обоснований и преодолеть ментальную ригидность. Гибкость в убеждениях и открытость для новых идей и пониманий помогут предотвратить манипуляцию и повысить качество понимания.

3. Разнообразие и напряженность интерпретаций являются преимуществами в понимании. Рассмотрение проблемы с разных точек зрения и активное обсуждение информации способствуют получению новых идей и решений, что позволяет более полно и точно понять суть проблемы и противостоять попыткам манипуляции.

Таким образом, научные работы подчеркивают важность осознания механизмов манипуляции, разработки защитных мер, развития гибкости мышления и умения рассматривать проблему с разных точек зрения. Эти навыки в свою очередь являются ключевыми факторами для объективной оценки научных трудов и защиты от манипуляций.

Д. В. Пестриков выявил десять правил (стандартов) ассертивного поведения, которые служат основой для развития антиманипулятив-ного поведения у сотрудников УИС [8, с. 75]. Ассертивное поведение является ключевым элементом успешной и здоровой коммуникации. Оно подразумевает наличие у сотрудников определенных личностных качеств, которые позволяют им выражать свои мысли и чувства, защищать свои права и интересы, не стесняться высказывать собственное мнение. Мы поддерживаем данную позицию и раскроем ее более подробно.

Согласно первому правилу, каждый человек должен оценивать свои мысли и чувства в соответствии с реальностью и правдой, а не под влиянием своих страхов и предубеждений. Только тогда он сможет быть уверенным в своих действиях и не будет введен в заблуждение другими людьми. Это бросает вызов обманчивой идее, что мы должны соответствовать представлениям других людей о том, как они должны воспринимать нас. Успех зависит от принятия ответственности за собственную жизнь.

Согласно второму правилу, человек имеет свободу действий в рамках закона без

предоставления оправданий и объяснений. Это помогает сотрудникам ФСИН не поддаваться на манипуляции со стороны заключенных, а в соответствии со ст. 11 «Основные обязанности осужденных» УИК РФ и Приказом МЮ РФ от 4 июля 2022 г. № 110 «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» требовать от осужденных исполнения и обязанностей.

Третье правило — каждый человек волен сам определять, в какой мере он несет ответственность за проблемы других. Даже если это необходимо, не всегда выгодно брать на себя ответственность за всех. Важно понимать, что каждый человек несет ответственность только за свои поступки. Сотрудники ФСИН не должны быть искупать вину других людей.

Четвертое правило предполагает свободу принимать новые точки зрения. Однако в контексте работы со спецконтингетом это может быть опасно, поскольку заключенные могут использовать данную свободу в своих манипу-лятивных целях, поэтому важно учитывать исходную информацию и анализировать общую картину.

Пятое правило гласит, что каждый человек имеет право совершать ошибки и признавать их. Когда человек приходит к установке, что «ошибки — это симптом незрелости, который ограничивает рост и развитие», то он остерегается даже малого риска и живет по принципу — главное не высовываться. Но признание собственных ошибок крайне важно в антима-нипулятивном поведении. Приятие своих ошибок и стремление к их исправлению не только позволит избежать манипуляций со стороны заключенных, но и поможет создать более здоровую коммуникацию в целом.

Шестое правило говорит о праве человека не знать ответа на вопрос. Однако в данном случае сотрудники ФСИН должны быть уверены в своих знаниях и умениях и готовы к общению с агрессивными людьми, которые могут намеренно пытаться заставить их действовать по своей воле.

Свобода быть независимым от доброй воли других людей — слоган седьмого правила. Не всегда можно завоевать всеобщее одобрение и заслужить доброе мнение, но важно сохранить уважение и самоуважение, четко излагая свои взгляды. При этом необходимо придерживаться независимости суждений и действий строго согласно законодательству.

Восьмое правило говорит о том, что делать нелогичные выводы — это нормально, так как мы все совершаем ошибки, и это часть жизни.

Однако в системе взаимоотношений сотрудник — осужденный делать нелогичные выводы категориески нельзя, это может привести к большим проблемам. Сотрудник УИС должен быть готов быстро принимать решения в экстремальных ситуациях, руководствуясь конструктивным подходом к решению служебных задач, поскольку сотрудники УИС характеризуются высокой мотивацией к достижению успеха в своей деятельности; эффективным подходом к решению проблем; готовностью принимать решения в неопределенных, а порой и экстремальных ситуациях, стремлением оперативно и качественно выполнять поставленные задачи.

Девятое правило делает особый акцент на свободе выражения: «Я вас не понимаю». Очень важно задавать вопросы и выражать свою непонятливость в ясной и четкой форме в антимани-пулятивном поведении, потому что трудно полностью понять другого человека. Это позволит сотрудникам ФСИН иметь лучшее понимание ситуации и не попадать в ловушки манипуляций со стороны спецконтингента.

Человек имеет право сказать: «Мне это безразлично», согласно десятому правилу. При этом потеря индивидуальности и конформизм могут быть результатом постоянного стремления к совершенству и удовлетворению других. В связи с этим важно признавать свои личные чувства и желания, даже если это не соответствует ожиданиям других людей.

Заключение

Манипуляция представляет собой негативную психологическую стратегию, направленную на влияние и контроль над другими людьми за счет ущемления их интересов и благополучия. Важно осознавать механизмы манипуляции и принимать соответствующие защитные меры.

Для успешной защиты от попыток манипуляции необходимо развивать ментальную гибкость и готовность к изменению своих убеждений. Преодоление ментальной ригидности помогает быть открытым для новых идей и пониманий, что способствует предотвращению манипуляций и повышает качество понимания.

Следует сказать, что антиманипулятивное поведение сотрудников УИС может быть выработано путем преобразования стандартных ассертивных правил в сторону учета специфических условий работы со спецконтингентом. Это позволит эффективно противодействовать всем видам манипуляций со стороны осужденных и формировать профессиональную позицию, которая дает возможность сотрудникам объективно видеть реальность,

создавая более здоровую и эффективную коммуникацию в рамках учреждения.

Обоснования и разнообразные интерпретации играют важную роль в защите от манипуляции, они позволяют рассматривать проблемы с разных точек зрения, это помогает получать новые идеи и решения. Развитие критического мышления, применение системного анализа, самоанализ, эмпатия и открытое обсуждение мнений — все эти инструменты позволяют повысить осведомленность и обо-

снованность решений, а также противостоять манипулятивным воздействиям.

Таким образом, результаты, полученные нами в ходе исследования, подтверждают важность осознания механизмов манипуляции, развития ментальной гибкости и активного обмена мнениями для успешной защиты от манипуляций. Эти выводы имеют практическую значимость и служат основой для разработки эффективных стратегий защиты от манипуляции во всех сферах нашей жизни.

Список источников

1. Горностаев С. В. Проблемы формирования служебной лояльности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 3 (31). С. 69-72.

2. Пестриков Д. В. Антиманипулятивное поведение как форма профессиональной конструктивности сотрудников уголовно-исполнительной системы // III международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сборник тезисов выступлений и докладов участников : в 8 т. Т. 4, Ч. 1. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 332-339.

3. Потемкин П. В. Формирование стрессоустойчивости и навыков антиманипулятивного поведения у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития : сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. Рязань, 2020. С. 382-384.

4. Уварина Н. В., Савченков А. В. Эмоциональная устойчивость как важнейший компонент профессиональной устойчивости педагога // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 2. С. 36-46.

5. Дорошенко И. С. Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 91-98.

6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Век XXI. М. : Алгоритм, 2015. 462 с.

7. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр., вступ. ст. и ком-мент. И. С. Вдовиной М. : Академический проект, 2008. 695 с.

8. Пестриков Д. В. О понятии «Конструктивное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 74-78.

References

1. Gornostaev V. Problems of forming official loyalty of employees of the penal system. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie = Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2015;(3(31):69-72. (In Russ.).

2. Pestrikov DV. Anti-manipulative behavior as a form of professional constructiveness of employees of the penitentiary system. In: III mezhdunarodnyy penitentsiarnyy forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie»: (k 20-letiyu vstupleniya v silu Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii) = III International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Correction": (to the 20th anniversary of the entry into force of the Penal Code of the Russian Federation. Ryazan: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service; 2017. Pp. 332-339. (In Russ.).

3. Potemkin PV. Formation of stress resistance and skills of anti-manipulative behavior among employees of the penal system. In: Ugolovno-ispolnitel'naya sistema na sovremennom etape i pers-pektivy ee razvitiya = Penal system at the present stage and prospects for its development. Ryazan; 2020. Pp. 382-384. (In Russ.).

4. Uvarina NV, Savchenkov AV. Emotional stability as the most important component of professional stability of a teacher. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series Education. Pedagogical sciences. 2019;11(2):36-46. (In Russ.).

5. Doroshenko IS. Anti-manipulative behavior and its formation among employees of the penal system. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya = Applied legal psychology. 2008;(1):91-98. (In Russ.).

6. Kara-Murza S. Manipulyatsiya soznaniem. Vek XXI = Manipulation of consciousness. Century XXI. Moscow: Algorithm; 2015. 462 p. (In Russ.).

7. Riker P. Konflikt interpretatsiy. Ocherki o germenevtike = Conflict of interpretations. Essays on hermeneutics. Moscow: Academic project; 2008. 695 p. (In Russ.).

8. Pestrikov DV. On the concept of "Constructive behavior of employees of the penal system". Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie = Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2016; (4(36):74-78. (In Russ.).

Информация об авторах

А. В. Чусовитин — аспирант 2 года обучения.

Н. В. Уварина — профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, доктор педагогических наук, профессор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

A. V. Chusovitin — post-graduate student 2 years of study.

N. V. Uvarina — Professor of the Department of training teachers of vocational education and subject methods, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 31.07.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 30.08.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.