Научная статья на тему 'ИМИДЖ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИМИДЖ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1795
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОБРАЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ЛИЧНОСТНЫЙ ИМИДЖ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ / ИМИДЖ-ИДЕАЛ / IMAGE / PSYCHOLOGICAL MASK / PROFESSIONAL IMAGE / PERSONAL IMAGE OF A PENAL OFFICER / EXTERNAL AND INTERNAL IMAGE / IMAGE-IDEAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна, Семикина Анастасия Павловна

В статье рассматриваются факторы, влияющие на процесс формирования имиджа уголовно-исполнительной системы в целом и сотрудников пенитенциарной системы в частности. Анализируются различные подходы к понятию «имидж», в которых он ассоциируется с образом человека, возникающим у других людей; психологической маской, которую человек надевает на себя, чтобы произвести положительное впечатление; стереотипом, представлением. Раскрываются причины, по которым в средствах массовой информации, художественных произведениях и общественном мнении образ сотрудников уголовно-исполнительной системы носит негативный характер. Анализируются особенности формирования профессионального и личностного имиджа. В статье воссоздается историческая ретроспектива формирования «имиджа офицера». Характеризуются нормативные правовые акты, содержащие требования, предъявляемые к личности и поведению сотрудников пенитенциарной системы нашей страны. Приводятся результаты исследования по изучению имиджа сотрудников уголовно-исполнительной системы, в котором принимали участие обычные граждане, отобранные случайным образом, курсанты Самарского юридического института ФСИН России и действующие сотрудники уголовно-исполнительной системы. На основе полученных результатов делаются выводы о том, каким образом можно сформировать положительный профессиональный имидж как сотрудников уголовно-исполнительной системы в целом, так и начальствующего состава в частности. Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы в процессе подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна, Семикина Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF A PENAL OFFICER: PSYCHOLOGICAL ASPECT

The article examines the factors influencing the process of forming the image of the penal system in general and penal officers in particular. Various approaches to the concept of «image» are analyzed, in which it is associated with the image of a person that appears from the point of view of other people; a psychological mask that a person puts on himself in order to make a positive impression; stereotype, representation. The reasons why the image of penal officers is negative in the media, works of art and public opinionare revealed. The features of the formation of a professional and personal image are analyzed. The article retraced the historical retrospective of the formation of the «officer's image». The article describes the normative legal acts containing the requirements for the personality and behavior of employees of the penitentiary system of our country. The results of a research concerning the image of a penal officerare presented, in which randomlychosenordinary citizens, cadets of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia and current employees of the penitentiary system took part. Based on the results obtained, conclusions are drawn on how to form a positive professional image of both employees of the penal system in general and the commanding staff in particular. The results are of practical importance and can be used in the process of training employees for the penal system.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ТРИБУНА МОЛОЛОГО УЧЕНОГО

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.018 УДК 159.9

Ежова Олеся Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, е-о1е8]а2008(й!таП.п1

Olesya N. Ezhova

Candidate of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of penitentiary psychology and pedagogics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-olesja2008(Staail.ra

Семикина Анастасия Павловна

курсант 3-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, паз1й8уа_се1ткта19 (Staail.ru

Anastasia P. Semikina

3 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, nastasya_cemikinal 9 (Staail.ru

ИМИДЖ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие па процесс формирования имиджа уголовно-исполнительной системы в целом и сотрудников пенитенциарной системы в частности.

Анализируются различные подходы к понятию «имидж», в которых он ассоциируется с образом человека, возникающим у других людей; психологической маской, которую человек надевает на себя, чтобы произвести положительное впечатление; стереотипом, представлением.

Раскрываются причины, по которым в средствах массовой информации, художественных произведениях и общественном мнении образ сотрудников уголовно-исполнительной системы носит негативный характер.

Анализируются особенности формирования профессионального и личностного имиджа.

В статье воссоздается историческая ретроспектива формирования «имиджа офицера».

Характеризуются нормативные правовые акты, содержащие требования, предъявляемые к личности и поведению сотрудников пенитенциарной системы нашей страны.

Приводятся результаты исследования по изучению имиджа сотрудников уголовно-исполнительной системы, в котором принимали участие обычные граждане, отобранные случайным образом, курсанты Самарского юридического института ФСИН России и действующие сотрудники уголовно-исполнительной системы.

На основе полученных результатов делаются выводы о том, каким образом можно сформировать положительный профессиональный имидж как сотрудников уголовно-исполнительной системы в целом, так и начальствующего состава в частности.

Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы в процессе подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: имидж; образ, психологическая маска, профессиональный имидж; личностный имидж сотрудника уголовно-исполнительной системы, внешний и внутренний имидж; имидж-идеал.

Summary. The article examines the factors influencing the process of forming the image of the penal system in general and penal ojjicers in particular.

Various approaches to the concept of «image» are analyzed, in which it is associated with the image of a person that appears from the point of view of other people; a psychological mask that a person puts on himself in order to make a positive impression; stereotype, representation.

The reasons why the image of penal officers is negative in the media, works of art and public opinionare

revealed.

The features of the formation of a professional and personal image are analyzed. The article retraced the historical retrospective of the formation of the «officer's image».

IMAGE OF A PENAL OFFICER: PSYCHOLOGICAL ASPECT

© 2020 Ежова О. H.. Семикина А. П.

The article describes the normative legal acts containing the requirements for the personality and behavior of employees of the penitentiary system of our country.

The results of a research concerning the image of a penal officerare presented, in which randomlycho-senordinary citizens, cadets of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia and current employees of the penitentiary system took part.

Based on the results obtained, conclusions are drawn on how to form a positive professional image of both employees of the penal system in general and the commanding staff in particular.

The results are of practical importance and can be used in the process of training employees for the penal

system.

Keywords: image, psychological mask, professional image, personal image of a penal officer, external and internal image, image-ideal.

Престиж службы в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) нашей страны зависит как от оценки и отношения общества к УИС в целом, так и к каждому сотруднику пенитенциарной системы, в частности.

Не случайно в Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2808-р от 23 декабря 2016 г.) указано, что эффективность деятельности УИС во многом зависит от социального статуса работников системы. В связи с этим вопросы обеспечения высокого социального статуса и престижа труда работника УИС не только среди сотрудников правоохранительных органов на всех уровнях, но и в глазах гражданского общества требуют к себе особого внимания. Решение данной проблемы зависит не только от социальных гарантий (жилье, медицинское обеспечение, организация отдыха и условия трудовой деятельности), предоставляемых работнику УИС, но и от имиджа пенитенциарной системы и ее работников.

Имидж, по мнению А. Ю. Панасюка, - это образ человека, который возникает у других людей [1, с. 245]. И то, какое впечатление оставляют о себе четверть миллиона сотрудников одной правоохранительной структуры (штатная численность персонала УИС, финансируемого из средств федерального бюджета составляет 295 967 человек, в том числе начальствующий состав -225 284 человек [2]), может повлиять на отношение к другим правоохранительным органам по всей стране. Вопросам имиджа УИС в научной литературе уделяется недостаточное внимание, что во многом определяют актуальность и значимость исследований в этой области.

Понятие «имидж» вошло в речевой обиход относительно недавно. В культурной традиции совокупность содержательных признаков индивида, репрезентируемых воспринимающему сознанию реципиента посредством знаков, обозначена словом «образ». В специальной литературе слова «имидж» и «образ» часто используются как синонимы.

Ввел понятие имиджа в состав активной лексики американский экономист Болдуинг в 60-х гг. XX в. Имидж - это символ, определенный стереотип, который как маска надевается на представителей определенной социальной общности.

В социологии, указывает Д. А. Водопьянов [3, с. 61], имидж - это представление, возникающее на основании анализа внешних и внутренних характеристик некого субъекта или объекта не только в индивидуальном, но и в общественном сознании.

Имидж как определенный образ оказывает эмоционально-психологическое воздействие на окружающих с целью обретения устойчивого признания или авторитета.

Как отмечает О. В. Вишнякова [4], имидж является искусственным образом (может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие), который формируется с помощью психологического воздействия и средств массовой коммуникации в общественном (и/или индивидуальном) сознании. Средствами формирования имиджа являются пропаганда, пиар, реклама.

Раскрывая семантическое значение понятия «имидж», исследователи пришли к выводу, что имидж - неотъемлемая составляющая любого человека, каждый индивидуум имеет свои оригинальные манеры и приемы поведения, благодаря которым он идентифицирует себя как личность, запоминается и остается в памяти других людей как неповторимый.

Очень часто в народе имидж воспринимают в качестве маски. Под психологической маской понимают специфическую манеру поведения, которая является наиболее выгодной и приемлемой в разных ситуациях, презентуемая окружающим, вместо подлинного показа своих эмоций и переживаний.

Люди вынуждены «надевать» психологические маски для реализации своих целей. Чаще всего они используются в следующих целях:

1. Для защиты - страх перед тем, как окружающие люди будут воспринимать истинную суть человека, боязнь того, что его такого недооценят и не смогут полюбить. Так человек пытается заглушить эмоциональное волнение и боль.

2. Для самоутверждения - человек уверяет себя в том, что определенное поведение придаст ему уверенность в своих действиях, тем самым поможет ему создавать в восприятии других людей свой положительный имидж.

3. Для достижения корыстных целей - продуманная и сознательная модель поведения, позволяющая индивиду расположить к себе другого индивида путем обмана, лести, клеветы для удовлетворения личных потребностей.

Имидж формируется не только на основе прямого общения, но и на основе мнений, распространяемых в средствах массовой информации (далее - СМИ), которые помимо своей информационной функции все чаще стали выражать и оценочную.

УИС является достаточно закрытой и неизвестной для большинства членов общества структурой по сравнению с другими государственными структурами, поэтому люди в большей степени опираются на мнения и высказывания, которые предоставляют СМИ, воспринимая данную информацию как достоверную. Для СМИ пенитенциарная система представляет интерес только в случаях неправомерного поведения сотрудников, или если преступления, совершенные каким-то осужденным, получили большой общественный резонанс. Каждодневный тяжелый труд сотрудников УИС не представляет для них интереса. В результате в обществе создается ложное представление о деятельности УИС и ее значимости.

Характер взаимодействия между УИС и СМИ был учтен, поэтому в 2011 г. Федеральная служба исполнения наказаний на основе соглашения со СМИ издала распоряжение № 10-И «О совершенствовании взаимодействия со средствами массовой информации».

Следует отметить, что и в художественных произведениях (фильмы, художественная литература) чаще всего сотрудники представлены в негативном ракурсе (как люди с низким уровнем культуры и интеллекта (грубые, несправедливые, коррумпированные, агрессивные, использующие нецензурную лексику)). Тем самым у населения нашей страны формируется образ сотрудника УИС как человека, который своим поведением порочит честь сотрудника правоохранительных органов.

Активно распространяют негативное мнение о представителях администрации исправительных учреждений пенитенциарной системы нашей страны бывшие осужденные, преимущественно маргинального типа, характеризующиеся отрицательной направленностью и высокой степенью криминальной зараженности. В основе этого явления лежит вечный конфликт между преступным миром и законом. Хотя следует отметить, что встречаются случаи, когда сами сотрудники УИС, нарушая закон и требования профессиональной этики, демонстрируют недопустимое поведение по отношению к осужденным, создавая прецеденты для формирования своего отрицательного имиджа.

Рассматривая имидж, следует выделять личностный имидж сотрудника УИС и профессиональный имидж пенитенциарной системы в целом.

По мнению Т. В. Ежовой [5, с. 48], люди стремятся к целенаправленному формированию положительного, социально одобряемого имиджа в любом виде деятельности (профессиональной, социальной, образовательной).

Осознанно или нет, но процесс создания образа, презентующего личность в мире, осуществляет каждый из нас.

Персональный образ, выражающий, обозначающий личность, является посредником между «Я» и миром, он представляет собой ценностный компромисс индивидуального и общественного сознания; его качество в значительной мере определяет качество нашей жизни.

Перед всеми профессиональными сообществами стоит проблема создания имиджа представителя своей профессии.

В зависимости от воспринимающей аудитории выделяют внешний (образ организации в глазах заинтересованных лиц за пределами организации) и внутренний (отношение к организации ее персонала и руководителей) имидж организации.

В основе профессионального имиджа лежит социальная роль, которую выполняет в обществе каждая отдельно взятая профессия, так как данный вид имиджа должен, прежде всего,

оправдать ожидания общественности от образа данного представителя профессиональной сферы. Образ представителя профессии должен обладать определенным набором личностных качеств, соответствующих требованиям, которые общество предъявляет к представителям данной специальности.

В любой профессии, по мнению Л. М. Семеновой [6, с. 195], есть имидж-стандарт, представляющий собой идеальный образ того, как должен выглядеть представитель данной профессии.

При рассмотрении вопроса соотношения профессионального и личностного имиджа А. Ю. Панасюк [7, с. 45] пришел к выводу о том, что профессиональный имидж является надстройкой над персональным (личностным) имиджем. В связи с этим в профессиях системы «человек-человек» большое значение имеет личностный имидж, являющийся основой при формировании профессионального имиджа.

Человек в форме и с погонами всегда ассоциируется с имиджем офицера (хотя сотрудники УИС и носят погоны, но ни один нормативный правовой документ, регламентирующий деятельность пенитенциарной системы, не содержит понятия «офицер», а только рядовой, младший, средний и старший начальствующий состав), но традиции русского офицерства в пенитенциарной системе сохраняются и поддерживаются.

Трактовка «имидж офицера» очень многогранна и имеет под собой весьма широкий спектр определений. В различные исторические периоды государственного развития, развития правоохранительной системы и вооруженных сил к человеку в форме относились в народе по-разному. В дореволюционной России имидж офицерского корпуса в глазах общества был на достаточно высоком уровне (большое жалование, льготная пенсия, выделение надела земли, поддержка церкви). Имидж офицера в советский период представлял собой образ бравого командира, героя и патриота своей Родины, поэтому акцент при обучении в советских военных вузах делался на формировании у курсантов качеств командира, умелого защитника своего отечества. Данный образ всячески транслировался с помощью пропаганды и средств массовой информации. Положительному имиджу офицеров в советский период развития нашей страны способствовал также тот факт, что на сторону молодой советской республике перешли многие офицеры царской армии, что позволило сохранить лучшие традиции российского офицерства.

В 90-х гг. прошлого века произошли негативные перемены в обществе, связанные с развалом страны; утратой традиционных ценностей (приоритет отдается материальному благополучию), уменьшение финансирования всех силовых структур; появление в СМИ фильмов и материалов, где образ офицеров и сотрудников правоохранительных органов в большей степени носил отрицательный характер; смена поколений (после войны прошло свыше 45 лет, поэтому офицеры того периода уже ушли в отставку). В результате произошедших перемен вопросам воспитания будущих офицеров и сотрудников правоохранительных органов стали уделять меньше внимания, что привело к утрате у многих руководителей способности находить к подчиненным индивидуальный подход и подбирать методы воспитательного воздействия, адекватные ситуации и индивидуальным особенностям личности воспитуемого.

Отметим, что имидж сотрудников УИС напрямую зависит от имидж-идеала, который закреплен в нормативных правовых актах.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21, содержит права, обязанности и ответственность государственных (муниципальных) служащих, от соблюдения которых во многом зависит и их имидж в глазах гражданского общества.

Требования, предъявляемые к сотрудникам УИС, содержатся в трех документах: в Федеральном законе от 19.07.2018 № 197-ФЗ (в ред. от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЭ) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»»; в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденном приказом ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5; в Дисциплинарном уставе уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства юстиции РФ от 12 сентября 2019 г. №202.

Согласно Приказу Министерства юстиции РФ от 12.09.2019 № 202 соблюдение служебной дисциплины является необходимым условием для эффективного осуществления служебной дея-

тельности сотрудников УИС, от которой зависит не только эффективность системы наказаний в целом, но и дальнейшая судьба людей, совершивших преступление и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Соблюдение служебной дисциплины зависит от степени сформированное™ у сотрудников УИС нравственных качеств, необходимых для эффективного осуществления служебной деятельности (ответственность, дисциплинированность, добросовестность, целеустремленность и т. д.).

Внешний вид сотрудников УИС в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия во многом определяет имидж не только его, но и системы в целом, а также способствует уважительному отношению к ним граждан. В связи с этим к внешнему облику сотрудника УИС предъявляются те же требования, что и к военным (выправка, опрятность, достойное ношение формы, знание этикета и т. п.). Эти требования также закреплены в нормативных правовых актах.

В отличие от органов внутренних дел в УИС не проводят мониторинг общественного мнения о деятельности пенитенциарной системы. Это создает отдельные трудности относительно понимания отношения общества к деятельности сотрудников УИС.

Нами было приведено исследование по изучению имиджа сотрудников уголовно-исполнительной системы нашей страны. Целью исследования являлось определение внешнего и внутреннего имиджа сотрудника УИС.

Для исследования имиджа УИС мы разработали анкету, по которой частично с помощью сети Интернет было опрошено 368 респондентов обоих полов, из которых 43,5 % составляли обычные граждане, отобранные случайным образом, 56,5 % составляли курсанты Самарского юридического института ФСИН России и действующие сотрудники УИС (29,9 % и 26,6 % соответственно, при этом 50 % из сотрудников работают в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 12» УФСИН России по Удмуртской Республике, а остальные приехали на обучение в СЮИ ФСИН России). Количество женщин в выборке граждан и сотрудников (курсантов и сотрудников исправительных учреждений) было одинаково (42 %).

Возраст респондентов, участвующих в формализованном анкетном опросе, составил от 17 до 45 лет (рис. 1).

60 50 40 % 30 20 10 0

17-22 23-28 29-40 40 +

возраст

□ Граждане П Сотрудники

Рис. 1. Распределение возрастных характеристик участников формализованного анкетного опроса

Часть вопросов предполагали свободный ответ (было разрешено ответить в свободной форме).

На вопрос «Напишите, что, по вашему мнению, входит в основные обязанности Федеральной службы исполнения наказаний», общий для респондентов обеих групп, были получены ответы, которые были объединены по семантической однородности в 4 варианта ответов:

1 вариант ответов - обеспечивать контроль и изоляцию осужденных в местах отбывания наказаний в соответствии с актами, регламентирующими деятельность сотрудников ФСИН России (38 %);

2 вариант ответов - помощь в исправлении людей, попавших в места лишения свободы (26 %);

55,6

I 35,6

283 3175

I ■

3 вариант ответов - исполнение уголовных наказаний путем беспрерывного контроля соблюдения режимных требований (32 %);

4 вариант ответов - отвечающие затруднились с ответом.

Анализ источников получения информации о службе во ФСИН России по группам позволил сделать следующие выводы:

- 70 % сотрудников и курсантов получили информацию из личного опыта; 19 % - от командиров на инструктивных занятиях/инструктажах; 11 % опрошенных - не интересуются;

- 34 % гражданских лиц также получили информацию из личного опыта; 10 % - из теле-и радиопередач; 15 % - сведения из Интернета; 4 % - слухи и случайные беседы; 10 % - пресса; 4 % - кинофильмы; 12 % - разговоры с друзьями; 10 % - не получают.

Анкета не предполагала более развернутый ответ на этот вопрос, но можно предположить, что 34 % опрошенных граждан, которые ответили, что информацию о службе в УИС получили из личного опыта, имели личный контакт с сотрудниками УИС, который возможен не только в стенах пенитенциарных учреждений, но и в обычной жизни (в последние годы сотрудники УИС активно участвуют в мероприятиях патриотического и научного характера, активно осуществляют волонтерскую деятельность, что способствует формированию представления о них у гражданского населения).

Сотрудники УИС менее пристрастны при оценке работы ФСИН России (37 % оценивают ее очень высоко (33 % - у граждан), 4 % оценивают очень низко (5 % у граждан), чуть больше половины (54 %) сотрудников оценили работу на 3-4 (с преобладанием оценки «хорошо» (28 %)), в то время как у граждан эта оценка составляет 58 % (с преобладанием оценки «хорошо» (31 %)).

Граждане в качестве плюсов профессии называют: стабильность, уверенность в будущем, государственные льготы, жажду власти. Сотрудники помимо этих преимуществ называют также выход на пенсию после 20 лет выслуги, социальные льготы для семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При оценке уровня доверия к сотрудникам УИС результаты в обеих группах почти совпадают (незначительно ниже у сотрудников, 26 % и 29 % соответственно оценивают уровень доверия как высокий). Совпадение внешней и внутренней оценки уровня доверия к сотруднику УИС свидетельствует об объективности полученного результата.

Мнения сотрудников и граждан при ответе на вопрос «Какие личностные качества сотрудников УИС наиболее почитаемые в социуме?» практически совпали. На первом месте в обеих выборках стоит опрятность (77 %), затем вежливость и дружелюбие (по 66 %), порядочность (65 %), храбрость (65 %), компетентность (64 %), готовность оказать помощь (64 %). Сотрудники указали еще такое качество, как честность (52 %).

Указанное выше подчеркивает значимость для повышения престижа службы в глазах гражданского общества качеств, которые характеризуют нравственный и профессиональный аспект личности сотрудника. Особое внимание привлекает честность как качество, которое выделили сотрудники. Именно от этого качества во многом зависит уровень доверия к человеку.

Таким образом, внешний имидж сотрудников УИС во многом зависит от источников его получения и от пропаганды, связанной с деятельностью УИС. Внутренний имидж сотрудников УИС ниже, чем внешний, хотя свою работу сотрудники оценивают выше, чем граждане.

При формировании имиджа сотрудника УИС в глазах гражданского общества большое значение имеет внешний вид и поведение каждого сотрудника, при этом особое внимание уделяется нравственным качествам, так как с профессиональными качествами граждане в обычных условиях практически не сталкиваются. Внутренний имидж сотрудника УИС свидетельствует о том, что для повышения эффективности деятельности сотрудников УИС нужно уделять больше внимания повышению социально-психологического климата в структурных подразделениях учреждений и органов УИС. Для этого руководителям следует отдавать предпочтение индивидуально-воспитательным формам работы с подчиненными в противовес стремлению применять коллективные наказания.

Формировать имидж службы в УИС необходимо с первоначальной подготовки и обучения в ведомственных вузах, при этом особо пристальное внимание следует уделять личностным качествам и поведению как преподавателей, так и курсовых офицеров, так как именно их педагогическая культура и личный пример определяют успешность формирования положительного имиджа начальствующего состава в образовательной среде специализированного вуза.

Именно в этот период обучения курсантов в образовательных учреждениях ФСИН России в них закладываются представления о значимости своей будущей профессии. Уже в это время человек должен осознавать, что в будущем он станет офицером, и с гордостью должен нести это звание. Поступая на службу, курсанты присягают на верность своему Отечеству - Российской Федерации.

В связи с этим следует уделять особое внимание патриотическому воспитанию курсантов.

Для формирования положительного имиджа необходимо привлекать большее количество курсантов и сотрудников УИС к участию во всевозможных мероприятиях и конференциях, показывать действительно высокий уровень профессиональной подготовки, чтобы окружающие видели достойных и умных людей.

Создавать телевизионные каналы, а также каналы в сети Интернет, на которых бы освещалась деятельность ФСИН России, при этом акцент следует делать на сложности и значимости данной деятельности. Установление такой информации является необходимой для создания доверия между обществом и УИС, для понимания проблем, которые ставит общество уголовно-исполнительной системе.

Проводить, по аналогии с полицией, мониторинг оценки деятельности пенитенциарных учреждений среди общественных организаций, контролирующих процесс исполнения наказаний.

Для формирования положительного имиджа начальствующего состава ФСИН России важны: личный пример; умения и навыки эффективной воспитательной работы с личным составом; такие личностные качества, как способность сохранять хладнокровие при любых обстоятельствах, работоспособность, целеустремленность, сила воли, уважение, вежливость, тактичность по отношению к подчиненным, реальная помощь им в решении жизненных проблем. Данные качества также следует формировать начиная с периода обучения в вузе. В связи с этим особые требования должны предъявляться к качествам личности профессорско-преподавательского состава и офицеров, непосредственно взаимодействующих с курсантами.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что положительный имидж как Вооруженных сил, так и сотрудников правоохранительных органов жизненно необходим для становления и нормального развития гражданского общества. От того, какое представление о силовых структурах имеет социум, зависит чувство безопасности граждан и стабильная обстановка в стране.

Следует отметить, что сотрудникам УИС необходимо самим проявлять активное участие в формировании нового, более улучшенного образа, ведь именно от них зависит отношение общества к УИС в целом.

Библиографический список

1. Имидж: энциклопедический словарь / А. Ю. Панасюк. М.: РИПОЛ классик, 2007. 767 с.

2. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // ФСИН России. Главная. Статистические данные: офиц. сайт. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 21.07.2020).

3. Водопьянов Д. А. Взаимодействие подходов психологического изучения рефлексивности личностно-профессионального развития // Рефлексивные процессы и управление: сб. материалов VIII Междун. симпозиума. М.: Когито-Центр, 2011. С. 61-68.

4. Вишнякова О. В. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации [Электронный ресурс] // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. Выпуск № 3-4. С. 526-532. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34215819 (дата обращения: 15.07.2020).

5. Ежова Т. В. Роль педагогического дискурса в формировании имиджа будущей профессии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10. С. 46-49.

6. Семенова Л. М. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С.194-199.

7. Панасюк А. Ю. Я - Ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2004. 240 с.

References

1. Imidzh: entsiklopedicheskiy slovar' [Image: encyclopedic dictionary], Moscow, 2007, 767 p. [in Russian].

2. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Brief description of the penitentiary system], Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazaniy [Federal service of execution of punishments: the official website]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Accessed: 13.07.2020) [in Russian],

3. Vodop'yanov D. A. Vzaimodeystviye podkhodov psikhologicheskogo izucheniya refleksivnosti lichnostno-professional'nogo razvitiya [Interaction of approaches to the psychological study of the reflexivity of personal and professional development]. Refleksivnyye protsessy i upravleniye: sb. materialov VIII Mezhdun. simpoziuma [Reflexive processes and management: collection of articles, materials of the VIII international, symposium]. Moscow, 2011, pp. 61-68 [in Russian],

4. Vishnyakova O. V. Imidzh kak faktor produktivnoy politicheskoy kommunikatsii [Image as a factor of productive political communication], Elektronnyy vestnik Rostovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituta [Electronic bulletin of the Rostov Social and Economic Institute], 2015, no. 3-4, pp. 526-532. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34215819 (Accessed: 15.07.2020) [in Russian],

5. Yezhova T. V. Rol' pedagogicheskogo diskursa v formirovanii imidzha budushchey professii [The role of pedagogical discourse in the formation of the image of the future profession], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2017, no. 10, pp. 46-49 [in Russian],

6. Semenova L. M. Genezis i sovremennoye sostoyaniye problemy formirovaniya professional'nogo imidzha [Genesis and the current state of the problem of forming a professional image]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 2009, no. 326, pp. 194-199 [in Russian],

7. Panasyuk A. Yu. Ya - Vash imidzhmeyker i gotov sformirovat' Vash professional'nyy imidzh [I am your image maker and I am ready to form your professional image]. Moscow, 2004, 240 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.