Научная статья на тему 'Формирование антикризисной стратегии промышленного предприятия'

Формирование антикризисной стратегии промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чибисов П.А., Кукарцев А.В.

Современная практика показывает, что менеджмент является наиболее слабым звеном в хозяйственном механизме промышленного предприятия. В ходе антикризисной деятельности промышленные предприятия столкнулись с множеством факторов, указывающих на необходимость коренного изменения форм и методов управления, применяемых при планировании, организации и мотивации деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование антикризисной стратегии промышленного предприятия»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

авиаперевозок, вследствие высоких удельных затрат и эксплуатации воздушных судов малой вместимости.

При этом данный вид авиаперевозок является социально значимым и не является предметом коммерчески эффективного бизнеса. Именно на маршрутах регионального и местного значения практически отсутствует конкуренция и стоимость перевозки высока для населения Российской Федерации [1].

В 2011 году в Российской Федерации на внутренних воздушных линиях перевезено 30,9 млн. пассажиров, что составляет 48,3 % от всех перевозок, выполненных российскими авиакомпаниями.

При этом из 30,9 млн 26,37 млн пассажиров (85,3 %) перевезено по маршрутам, связанным с Москвой или Санкт-Петербургом.

На долю региональных и местных перевозок приходится всего 4,53 млн пассажиров, что составляет 14,7 % от общего числа перевезенных пассажиров по внутренним маршрутам.

Средняя стоимость авиаперевозок на региональных авиалиниях в 4 раза превышает аналогичный показатель на магистральных внутрироссийских авиалиниях, при этом средний тариф экономического класса на внутрирегиональных направлениях (туда и обратно) составляет 23,2 тыс. рублей, что почти эквивалентно среднемесячной заработной плате населения Российской Федерации. Для сопоставления - в США стоимость поездки на борту региональной авиакомпании (туда и обратно) не превышает 5 % среднемесячной заработной платы населения.

При выполнении исследования были обозначены следующие цели:

1. Знакомство с существующей ситуацией в сфере региональных авиаперевозок.

2. Расчет себестоимости рейса регионального направления и сравнение стоимости с другими видами транспорта.

3. Определение степени актуальности введения региональных перевозок.

Для расчета себестоимости рейса использовался метод расчета по статьям затрат, представленный в книге Е. В. Костроминой «Авиатранспортный маркетинг».

В результате расчетов мы получили следующие цифры: стоимость билета на рейс Самара - Казань при 100 % загрузке и рентабельности, равной 20 %, составила 1976 рублей, при 60 % загрузке - 2 992 рубля, при 40 % загрузке - 8 739 рублей, при 20 % загрузке - 17 009 рублей.

В настоящее время формируются перечень критериев эффективности государственной поддержки воздушного транспорта, подготовлена программа субсидирования перевозок в Приволжском федеральном округе с тем, чтобы к 2020 году авиационная подвижность населения на местных воздушных линиях выросла до 7 поездок на 100 человек.

Библиографические ссылки

1. Костромина Е. В. Авиатранспортный маркетинг. М. : Авиабизнес, 2003. 383 с.

2. Министерство транспорта РФ: Дорожная карта развития региональных авиаперевозок. URL: http://www.ato.ru/content/ministerstvo-transporta-rf-dorozhnaya-karta-razvitiya-regionalnyh-aviaperevozok.

© Тюмкаева М. Е., Цыганова Е. П., 2013

УДК 669

П. А. Чибисов Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Современная практика показывает, что менеджмент является наиболее слабым звеном в хозяйственном механизме промышленного предприятия. В ходе антикризисной деятельности промышленные предприятия столкнулись с множеством факторов, указывающих на необходимость коренного изменения форм и методов управления, применяемых при планировании, организации и мотивации деятельности.

Внедрение стратегического управления в системы управления отечественными промышленными предприятиями является не механическим процессом перенесения зарубежного опыта, а творческим поиском новых конкретных мер. При этом необходимо обеспечить поэтапный подход к подтягиванию системы управления отечественными предприятиями до современного уровня, не допуская игнорирования ключевых положений, выработанных зарубежными системами управления, и одновременно, с учётом фактора кризиса времени, тщательно отбирать и использовать только то, что необходимо для последовательно-

го приведения в соответствие долгосрочной стратегии и потенциала предприятия, его потребностей и возможностей в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка.

Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь - её

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. Основной задачей стратегии является определение такой модели действий и направления деятельности, которые позволили бы предприятию достичь долговременных конкурентных преимуществ и развивать свою деятельность при постоянно изменяющихся условиях внешней среды [1].

В ходе антикризисной деятельности руководство промышленных предприятий осознало необходимость использования передового опыта ведущих производителей не только в технологической, но и в управленческой сфере. Даже первые шаги в этом направлении показали, что эффективное управление значительно повышает результативность производственно-хозяйственной деятельности. В условиях нестабильности экономической системы, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров на фоне вероятностного характера рыночной среды проблема формирования антикризисной стратегии промышленного предприятия является актуальной.

Как считает Н. Алексеев, в качестве кризисной следует признать любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к внешним изменениям и потеря рентабельности остается неизбежной.

Концепция антикризисного управления предприятием состоит из следующих основных элементов:

- диагностика финансового состояния и оценка бизнеса предприятия;

- разработка маркетинговой стратегии;

- применение инновационной стратегии;

- управление персоналом;

- финансовый менеджмент;

- антикризисное бизнес-планирование;

- организация процедуры банкротства предприятия.

При формировании антикризисной стратегии промышленного предприятия в основном используется стратегический подход.

Стратегический подход при формировании антикризисной стратегии предполагает проведение анализа среды, в которой действует предприятие, определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализацию стратегии, оценку и контроль осуществления стратегической линии [2].

Деятельность предприятий в условиях кризиса ориентирована в основном на осуществление срочных финансовых мероприятий, обеспечивающие решение задач финансового оздоровления, улаживание отно-

шений с кредиторами, организацию выпуска новой конкурентоспособной продукции. В условиях кризиса в качестве первостепенной выдвигается задача во что бы то ни стало сохранить основные фонды и ключевые технологии, ядро трудового коллектива. А также очень важно уделять внимание стратегической перспективе. Необходимо заняться разработкой стратегии дальнейшей деятельности предприятия.

Например, Красноярский завод комбайнов - одно из крупных предприятий сельскохозяйственного машиностроения оказался в кризисной ситуации в связи с падением спроса на зерно- и кормоуборочные комбайны «Енисей». Наиболее важной стала проблема выживания, которую менеджмент предприятия решал за счет производства разнообразной новой продукции. С 2008 года завод начал производство форвардеров и другой современной лесозаготовительной техники, которая пользовалась спросом на территории России и других странах. Продукция начала выпускаться при поддержке других предприятий - концерна 8Пуа1ес и Красноярского завода лесного машиностроения. Завод из единого предприятия превратился, по существу, в холдинг.

Минимальная продолжительность периода бескризисного состояния предприятия обеспечивается выбором его миссии, которая продиктована мотивом достижения устойчивого роста прибыли в размерах, достаточных для постоянного наращивания стратегического потенциала и уровня его конкурентного преимущества. Максимальная продолжительность периода бескризисного состояния обеспечивается выбором такой миссии, которая наилучшим образом соответствует требованиям микро- и макросреды и формируемыми этими параметрами ограничениям и условиям, корректируется в случае их изменений.

Внедрение эффективного стратегического управления деятельностью промышленного предприятия является мощным рычагом преодоления кризисных явлений. Инструментарием стратегического управления являются прогнозы развития.

Библиографические ссылки

1. Забелин Р. Г., Моисеева О. И. Основы стратегического управления. М. : ИВЦ «Маркетинг», 2003. 195 с.

2. Чернявский А. Д. Антикризисное управление : учеб. пособие. К. : МАУП, 2005. 208 с.

© Чибисов П. А., 2013

УДК 331(571.65)

В. В. Щебетун, А. А. Игнатович Научный руководитель - Н. А. Карташова Северо-восточный государственный университет, Магадан

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСВОБОЖДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «ДАЛЬСВЯЗЬ»)

Рассмотрена актуальная для большого количества современных предприятий тема управления высвобождением персонала. В проекте разработан механизм управления высвобождением персонала на примере Магаданского филиала ОАО «Дальсвязь». При вынужденном высвобождении персонала авторы работы предлага-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.