Научная статья на тему 'Анализ и оценка авиатранспортной обеспеченности Приволжского федерального округа'

Анализ и оценка авиатранспортной обеспеченности Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
843
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / АВИАПЕРЕВОЗКИ / АВИАКОМПАНИЯ / АЭРОПОРТ / АЭРОДРОМ / REGION / AIRLINES / AIRLINE / AIRPORT / AIRFIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конев Алексей Николаевич, Назарова Ксения Алексеевна

Даётся экономическая характеристика Приволжского федерального округа, его транспортной инфраструктуры, в частности, состояния и развития предприятий гражданской авиации и региональных авиаперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given the economic characteristic of the Volga Federal District, its transport infrastructure, in particular the status and development of civil aviation and regional air transportation

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка авиатранспортной обеспеченности Приволжского федерального округа»

«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

4. Сидельцев С. В. Методологические подходы к оценке трудового потенциала персонала предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). -СПб. : Реноме, 2013. - С. 90-92.

Пинков Александр Петрович, кандидат экономических наук, исполняющий обязанности ректора Ульяновского государственного технического университета.

Кондратьева Мария Николаевна, доктор экономических наук, профессор, декан инженерно-экономического факультета. Баландина Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент.

Поступила 28.02.2017 г.

УДК 338.47:656.021(470.4) А. Н. КОНЕВ, К. А. НАЗАРОВА

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АВИАТРАНСПОРТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Даётся экономическая характеристика Приволжского федерального округа, его транспортной инфраструктуры, в частности, состояния и развития предприятий гражданской авиации и региональных авиаперевозок.

Ключевые слова: регион, авиаперевозки, авиакомпания, аэропорт, аэродром.

Без развитой транспортной инфраструктуры развитие экономики невозможно, особенно на уровне региона.

Приволжский федеральный округ (ПФО) обладает промышленным и сырьевым потенциалом, однако для него характерны транспортная удалённость и значительные проблемы, связанные с грузовыми и пассажирскими авиаперевозками, что и обусловило актуальность выбранной темы.

Территория Приволжского федерального округа занимает 6,1% территории России. Здесь проживает многонациональное население, 21,3% от общего числа граждан страны: это второй по численности населения федеральный округ после Центрального. Доля округа в общероссийском ВВП превышает 15% [2].

В состав округа входят 14 регионов: Республики Башкортостан, Удмуртия, Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Пермский край, Оренбургская, Кировская, Пензенская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Нижегородская области.

© Конев А. Н., Назарова К. А., 2017

Расположение Приволжского федерального округа на пересечении основных евроазиатских транспортных направлений с востока на запад и с севера на юг и высокий уровень его экономического развития определяют перспективы развития транспортной инфраструктуры.

В Приволжском федеральном округе расположены 20 аэропортов (в том числе 11 международных), 17 из которых входят в перечень национальной опорной аэродромной сети.

Отсутствие межрегиональной авиационной сети сдерживает экономическое и социальное развитие округа, усугубляет ситуации при возникновении природных и техногенных катастроф и чрезвычайных событий, в том числе из-за несвоевременного прибытия служб медицинских и чрезвычайных сил на место происшествия.

Проведём анализ современного состояния региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе.

На территории, подконтрольной Приволжскому МТУ ВТ Росавиации, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13.01.2011 г. №14 зарегистрированы 21 аэродром и один вертодром «Казань Атлас», имеющие Свидетельство о государственной

регистрации и годности аэродрома к эксплуатации и внесённые в Государственный Реестр гражданских аэродромов Российской Федерации

[5].

По две с искусственным покрытием взлётно-посадочные полосы (ИВПП) имеют аэродромы городов Уфа, Самара (Курумоч), Казань.

Все аэропорты Приволжского федерального округа связаны регулярными воздушными линиями с Москвой.

По количеству обслуженных пассажиров на транспортной работе крупнейшими аэропортами федерального округа являются международные аэропорты: «Самара (Курумоч)» - 2 359,1 тыс.чел., «Уфа» - 2 356,5 тыс.чел., «Казань» -1 942,4 тыс.чел., «Пермь (Большое Савино)» -1 315,1 тыс.чел., «Нижний Новгород (Стриги-но)» - 1 126,8 тыс.чел. [1].

По транспортным отправкам грузов наибольший объём выполнили аэропорт «Самара (Курумоч)» 3810,8 т. «Уфа» - 3676,2,5 т., «Казань» - 3426,1 т, «Оренбург» - 1157,8 т, «Нижний Новгород (Стригино)» - 1129,8 т.

Отправка почты осуществляется через аэропорты: «Уфа», «Ижевск», «Оренбург», «Куру-моч», «Саратов», «Казань». Наибольший объём почты отправлен из аэропортов «Курумоч» -716,8 т, «Уфа» - 684,7 т, «Оренбург» - 607,0 т, «Пермь» - 575,7 т.

Количество отбывших-прибывших воздушных судов за 2015 год в аэропорту «Уфа» составило 30 286, в аэропорту «Курумоч» 28 830, «Казань» - 28 114, «Пермь (Большое Савино)» -19 059, «Нижний Новгород (Стригино)» - 18 622

[5].

Сеть аэропортов по состоянию на 01.01.2015 г. включала аэропорты федерального и регионального значений.

Аэропорты федерального значения: «Самара (Курумоч)», «Нижний Новгород», «Уфа», «Оренбург», «Саратов», «Пермь (Большое Сави-но)», «Ульяновск», «Пенза», «Казань».

Аэропорты регионального значения: «Ульяновск-Восточный», «Ижевск», «Чебоксары», «Саранск», «Киров», «Орск», «Бегишево», «Бу-гульма», «Йошкар-Ола».

11 аэропортов открыты для международных полетов: «Самара (Курумоч)», «Нижний Новгород», «Уфа», «Оренбург», «Саратов», «Пермь (Большое Савино)», «Чебоксары», «Орск», «Ульяновск-Восточный», «Казань», «Бегишево».

Продолжается реконструкция аэродромов в аэропортах «Курумоч», «Саранск» и «Уфа». Введены в эксплуатацию ИВПП с новыми системами светосигнального оборудования в аэропортах городов Киров, Уфа.

Строится новый аэропорт «Саратов (Сабуров-ка)».

Завершена реконструкция аэровокзала «Саратов (Центральный)», нового терминала аэропорта «Уфа».

Продолжается строительство (реконструкция) пассажирского и грузового терминалов аэропортов «Самара» и «Нижний Новгород».

Внутренние регулярные перевозки в 2015 году выполнялись следующими авиакомпаниями, подведомственными Приволжскому МТУ ВТ Росавиации: ОАО «Оренбургские авиалинии», ОАО «Саратовские авиалинии», ОАО «Ижавиа», ГУП «Аэропорт Оренбург», ОАО «Ак Барс Аэро». Основными направлениями были следующие города Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Нижневартовск, Сочи, Анапа, Краснодар, Минеральные Воды, Симферополь.

Чартерные рейсы авиакомпаниями, подведомственными Приволжскому МТУ ВТ Роса-виации, выполнялись в Турцию, Египет, Индию, Грецию, ОАЭ, Испанию, Италию, Тунис, Кипр, Китай, Болгарию, Хорватию, Доминиканскую Республику.

На территории Приволжского федерального округа в 2015 году коммерческую деятельность осуществляли 11 авиапредприятий, парк которых включал в себя 24 типа воздушных судов, из которых 17 типов самолётов: Ан-24, Ан-26, Ту-134, Як-42, Боинг-737-400, 800, Боинг-777-200, Л-410, Ан-2; Як-40, Се208В, Global-5000, CL, ИЛ-62М, CRJ-200, ЕМВ-190, Beechcraft King Air 350; 7 типов вертолётов: Ми-8, Ми-2, ВК-117, R-44, R-66, ЕС-135, BELL [5].

Самой крупной авиакомпанией по объёму пассажирооборота в 2015 г. является ОАО «Оренбургские авиалинии», обеспечившее 84,7% общего объёма по ПФО. ОАО «Саратовские авиалинии» обеспечивает 5,7%, ОАО «Ижавиа» - 4,2% общего объёма авиаперевозок.

За январь-ноябрь 2016 года по программе развития внутренних региональных перевозок в Приволжском федеральном округе перевезено более 84 000 пассажиров и выполнено почти 10 000 рейсов (по сообщению Росавиации). Из федерального бюджета на программу в 2016 году выделено 620 млн рублей субсидий (из них на конец октября израсходовано более 380 млн).

Исходя из предусмотренных пропорций субсидирования маршрутов (60% федеральный бюджет и 40% из региональных бюджетов), регионам округа необходимо было выделить в 2016 году более 400 млн рублей.

Программа развития региональных перевозок в округе осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства России

«О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе». Программа направлена на создание условий для повышения подвижности населения и деловой активности, она стартовала 1 апреля 2013 года. Тогда из федерального бюджета на финансирование проекта было выделено 300 млн рублей. За 2013 г. по программе было перевезено около 90 000 пассажиров, за 2014-й - 120 000, на 2015 год - 140 000 пассажиров.

На 2015-й год субсидии сохранили — 1,032 млрд рублей (из федерального и региональных бюджетов). В 2016 году размер федеральных субсидий на программу составил около 600 млн рублей [5].

По программе летают две авиакомпании: ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» (авиакомпания «Оренбуржье») и АО «Авиа Менеджмент Груп» (бренд Dexter), которые выполняют рейсы по 29 направлениям. Авиакомпания «Оренбуржье» за девять месяцев 2016 года перевезла на самолётах L-410 (вместимость — 19 пассажиров) более 53 000 человек, за весь год авиакомпания выполнила 7 000 рейсов (из Оренбурга в Самару, Саратов, Пермь, Уфу, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Пензу, Киров, Чебоксары, казахстанский Актюбинск). В 2014 году выполнено 5500 рейсов, перевезено 57 000 пассажиров, средняя загрузка самолёта составила 65%. Из бюджета Оренбургской области авиакомпании в 2014 году выделено 60 млн рублей. Всего в региональном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. запланирована финансовая поддержка региональных и местных авиаперевозок в сумме 144 млн рублей.

За 11 месяцев 2016 года авиакомпания «DEXTER» перевезла в ПФО 25 291 пассажира. Это в два раза больше, чем в январе-ноябре 2015, когда услугами авиакомпании воспользовались 12 266 пассажиров, сообщил через пресс-службу генеральный директор АО «Авиа Менеджмент Груп» Эльбрус Саламов. По его словам, в этом году средняя загрузка на рейс более 66% (Dexter летает на восьмиместных «Pilatus PC-12»), а наиболее популярные маршруты: Казань-Саратов-Казань (где максимальная загрузка — 91%), далее идут Н. Новгород-Саратов-Н. Новгород, Ижевск—Самара—Ижевск, Н.Новгород—Пермь— Н. Новгород, Казань—Пенза —Казань, Ульяновск— Н. Новгород—Ульяновск [4].

Региональные авиаперевозки невыгодны без субсидий, только благодаря им можно предложить приемлемые цены на авиабилеты. С этим

согласен и директор Infomost Борис Рыбак: «Если программу остановить, перевозки прекратятся — пассажиропотоки внутри округа очень жидкие, на саморазвитие авиакомпаниям из этого не хватает». Впрочем, по его мнению, было бы правильнее не субсидировать перевозки, а создать более приемлемые условия для деятельности авиакомпаний. И в первую очередь снизить НДС на внутренние перевозки: «Ключ к развитию лежит в создании благоприятной бизнес-среды, субсидии не запускают механизм самовоcпроизводства» [4].

Исходя из этого, необходимо развивать региональные авиаперевозки в ПФО, в том числе и с использованием государственно-частного партнёрства (ГЧП) [1].

Для бизнеса участие в проектах ГЧП — это возможность войти в крупный значимый проект и, однажды вложив деньги, получать дивиденды на протяжении долгого времени.

Механизм государственно-частного партнёрства является базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры регионов. Государство может достичь дополнительной оптимизации и экономии бюджетных расходов, добиться значительного улучшения качественных и количественных параметров при реализации проектов, направленных на обслуживание населения, в частности в сфере авиационных региональных перевозок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Киреева А., Соколов И., Тищенко Т., Худь-ко Е. Государственно-частное партнёрство как инструмент поддержки инноваций. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 516 с.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в РФ. URL: http://gks/

3. www/infomost concalting.ru (дата обращения: 06.12.2016 г.).

4. www/dexter.ru (дата обращения: 06.12.2016 г.).

5. www/favt.ru (дата обращения: 06.12.2016 г.).

Конев Алексей Николаевич, доцент кафедры «Управление и экономика на воздушном транспорте» Ульяновского института гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.

Назарова Ксения Алексеевна, магистрантка, УлГТУ.

Поступила 18.01.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.