«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
4. Сидельцев С. В. Методологические подходы к оценке трудового потенциала персонала предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). -СПб. : Реноме, 2013. - С. 90-92.
Пинков Александр Петрович, кандидат экономических наук, исполняющий обязанности ректора Ульяновского государственного технического университета.
Кондратьева Мария Николаевна, доктор экономических наук, профессор, декан инженерно-экономического факультета. Баландина Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент.
Поступила 28.02.2017 г.
УДК 338.47:656.021(470.4) А. Н. КОНЕВ, К. А. НАЗАРОВА
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АВИАТРАНСПОРТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Даётся экономическая характеристика Приволжского федерального округа, его транспортной инфраструктуры, в частности, состояния и развития предприятий гражданской авиации и региональных авиаперевозок.
Ключевые слова: регион, авиаперевозки, авиакомпания, аэропорт, аэродром.
Без развитой транспортной инфраструктуры развитие экономики невозможно, особенно на уровне региона.
Приволжский федеральный округ (ПФО) обладает промышленным и сырьевым потенциалом, однако для него характерны транспортная удалённость и значительные проблемы, связанные с грузовыми и пассажирскими авиаперевозками, что и обусловило актуальность выбранной темы.
Территория Приволжского федерального округа занимает 6,1% территории России. Здесь проживает многонациональное население, 21,3% от общего числа граждан страны: это второй по численности населения федеральный округ после Центрального. Доля округа в общероссийском ВВП превышает 15% [2].
В состав округа входят 14 регионов: Республики Башкортостан, Удмуртия, Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Пермский край, Оренбургская, Кировская, Пензенская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Нижегородская области.
© Конев А. Н., Назарова К. А., 2017
Расположение Приволжского федерального округа на пересечении основных евроазиатских транспортных направлений с востока на запад и с севера на юг и высокий уровень его экономического развития определяют перспективы развития транспортной инфраструктуры.
В Приволжском федеральном округе расположены 20 аэропортов (в том числе 11 международных), 17 из которых входят в перечень национальной опорной аэродромной сети.
Отсутствие межрегиональной авиационной сети сдерживает экономическое и социальное развитие округа, усугубляет ситуации при возникновении природных и техногенных катастроф и чрезвычайных событий, в том числе из-за несвоевременного прибытия служб медицинских и чрезвычайных сил на место происшествия.
Проведём анализ современного состояния региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе.
На территории, подконтрольной Приволжскому МТУ ВТ Росавиации, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13.01.2011 г. №14 зарегистрированы 21 аэродром и один вертодром «Казань Атлас», имеющие Свидетельство о государственной
регистрации и годности аэродрома к эксплуатации и внесённые в Государственный Реестр гражданских аэродромов Российской Федерации
[5].
По две с искусственным покрытием взлётно-посадочные полосы (ИВПП) имеют аэродромы городов Уфа, Самара (Курумоч), Казань.
Все аэропорты Приволжского федерального округа связаны регулярными воздушными линиями с Москвой.
По количеству обслуженных пассажиров на транспортной работе крупнейшими аэропортами федерального округа являются международные аэропорты: «Самара (Курумоч)» - 2 359,1 тыс.чел., «Уфа» - 2 356,5 тыс.чел., «Казань» -1 942,4 тыс.чел., «Пермь (Большое Савино)» -1 315,1 тыс.чел., «Нижний Новгород (Стриги-но)» - 1 126,8 тыс.чел. [1].
По транспортным отправкам грузов наибольший объём выполнили аэропорт «Самара (Курумоч)» 3810,8 т. «Уфа» - 3676,2,5 т., «Казань» - 3426,1 т, «Оренбург» - 1157,8 т, «Нижний Новгород (Стригино)» - 1129,8 т.
Отправка почты осуществляется через аэропорты: «Уфа», «Ижевск», «Оренбург», «Куру-моч», «Саратов», «Казань». Наибольший объём почты отправлен из аэропортов «Курумоч» -716,8 т, «Уфа» - 684,7 т, «Оренбург» - 607,0 т, «Пермь» - 575,7 т.
Количество отбывших-прибывших воздушных судов за 2015 год в аэропорту «Уфа» составило 30 286, в аэропорту «Курумоч» 28 830, «Казань» - 28 114, «Пермь (Большое Савино)» -19 059, «Нижний Новгород (Стригино)» - 18 622
[5].
Сеть аэропортов по состоянию на 01.01.2015 г. включала аэропорты федерального и регионального значений.
Аэропорты федерального значения: «Самара (Курумоч)», «Нижний Новгород», «Уфа», «Оренбург», «Саратов», «Пермь (Большое Сави-но)», «Ульяновск», «Пенза», «Казань».
Аэропорты регионального значения: «Ульяновск-Восточный», «Ижевск», «Чебоксары», «Саранск», «Киров», «Орск», «Бегишево», «Бу-гульма», «Йошкар-Ола».
11 аэропортов открыты для международных полетов: «Самара (Курумоч)», «Нижний Новгород», «Уфа», «Оренбург», «Саратов», «Пермь (Большое Савино)», «Чебоксары», «Орск», «Ульяновск-Восточный», «Казань», «Бегишево».
Продолжается реконструкция аэродромов в аэропортах «Курумоч», «Саранск» и «Уфа». Введены в эксплуатацию ИВПП с новыми системами светосигнального оборудования в аэропортах городов Киров, Уфа.
Строится новый аэропорт «Саратов (Сабуров-ка)».
Завершена реконструкция аэровокзала «Саратов (Центральный)», нового терминала аэропорта «Уфа».
Продолжается строительство (реконструкция) пассажирского и грузового терминалов аэропортов «Самара» и «Нижний Новгород».
Внутренние регулярные перевозки в 2015 году выполнялись следующими авиакомпаниями, подведомственными Приволжскому МТУ ВТ Росавиации: ОАО «Оренбургские авиалинии», ОАО «Саратовские авиалинии», ОАО «Ижавиа», ГУП «Аэропорт Оренбург», ОАО «Ак Барс Аэро». Основными направлениями были следующие города Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Нижневартовск, Сочи, Анапа, Краснодар, Минеральные Воды, Симферополь.
Чартерные рейсы авиакомпаниями, подведомственными Приволжскому МТУ ВТ Роса-виации, выполнялись в Турцию, Египет, Индию, Грецию, ОАЭ, Испанию, Италию, Тунис, Кипр, Китай, Болгарию, Хорватию, Доминиканскую Республику.
На территории Приволжского федерального округа в 2015 году коммерческую деятельность осуществляли 11 авиапредприятий, парк которых включал в себя 24 типа воздушных судов, из которых 17 типов самолётов: Ан-24, Ан-26, Ту-134, Як-42, Боинг-737-400, 800, Боинг-777-200, Л-410, Ан-2; Як-40, Се208В, Global-5000, CL, ИЛ-62М, CRJ-200, ЕМВ-190, Beechcraft King Air 350; 7 типов вертолётов: Ми-8, Ми-2, ВК-117, R-44, R-66, ЕС-135, BELL [5].
Самой крупной авиакомпанией по объёму пассажирооборота в 2015 г. является ОАО «Оренбургские авиалинии», обеспечившее 84,7% общего объёма по ПФО. ОАО «Саратовские авиалинии» обеспечивает 5,7%, ОАО «Ижавиа» - 4,2% общего объёма авиаперевозок.
За январь-ноябрь 2016 года по программе развития внутренних региональных перевозок в Приволжском федеральном округе перевезено более 84 000 пассажиров и выполнено почти 10 000 рейсов (по сообщению Росавиации). Из федерального бюджета на программу в 2016 году выделено 620 млн рублей субсидий (из них на конец октября израсходовано более 380 млн).
Исходя из предусмотренных пропорций субсидирования маршрутов (60% федеральный бюджет и 40% из региональных бюджетов), регионам округа необходимо было выделить в 2016 году более 400 млн рублей.
Программа развития региональных перевозок в округе осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства России
«О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе». Программа направлена на создание условий для повышения подвижности населения и деловой активности, она стартовала 1 апреля 2013 года. Тогда из федерального бюджета на финансирование проекта было выделено 300 млн рублей. За 2013 г. по программе было перевезено около 90 000 пассажиров, за 2014-й - 120 000, на 2015 год - 140 000 пассажиров.
На 2015-й год субсидии сохранили — 1,032 млрд рублей (из федерального и региональных бюджетов). В 2016 году размер федеральных субсидий на программу составил около 600 млн рублей [5].
По программе летают две авиакомпании: ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» (авиакомпания «Оренбуржье») и АО «Авиа Менеджмент Груп» (бренд Dexter), которые выполняют рейсы по 29 направлениям. Авиакомпания «Оренбуржье» за девять месяцев 2016 года перевезла на самолётах L-410 (вместимость — 19 пассажиров) более 53 000 человек, за весь год авиакомпания выполнила 7 000 рейсов (из Оренбурга в Самару, Саратов, Пермь, Уфу, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Пензу, Киров, Чебоксары, казахстанский Актюбинск). В 2014 году выполнено 5500 рейсов, перевезено 57 000 пассажиров, средняя загрузка самолёта составила 65%. Из бюджета Оренбургской области авиакомпании в 2014 году выделено 60 млн рублей. Всего в региональном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. запланирована финансовая поддержка региональных и местных авиаперевозок в сумме 144 млн рублей.
За 11 месяцев 2016 года авиакомпания «DEXTER» перевезла в ПФО 25 291 пассажира. Это в два раза больше, чем в январе-ноябре 2015, когда услугами авиакомпании воспользовались 12 266 пассажиров, сообщил через пресс-службу генеральный директор АО «Авиа Менеджмент Груп» Эльбрус Саламов. По его словам, в этом году средняя загрузка на рейс более 66% (Dexter летает на восьмиместных «Pilatus PC-12»), а наиболее популярные маршруты: Казань-Саратов-Казань (где максимальная загрузка — 91%), далее идут Н. Новгород-Саратов-Н. Новгород, Ижевск—Самара—Ижевск, Н.Новгород—Пермь— Н. Новгород, Казань—Пенза —Казань, Ульяновск— Н. Новгород—Ульяновск [4].
Региональные авиаперевозки невыгодны без субсидий, только благодаря им можно предложить приемлемые цены на авиабилеты. С этим
согласен и директор Infomost Борис Рыбак: «Если программу остановить, перевозки прекратятся — пассажиропотоки внутри округа очень жидкие, на саморазвитие авиакомпаниям из этого не хватает». Впрочем, по его мнению, было бы правильнее не субсидировать перевозки, а создать более приемлемые условия для деятельности авиакомпаний. И в первую очередь снизить НДС на внутренние перевозки: «Ключ к развитию лежит в создании благоприятной бизнес-среды, субсидии не запускают механизм самовоcпроизводства» [4].
Исходя из этого, необходимо развивать региональные авиаперевозки в ПФО, в том числе и с использованием государственно-частного партнёрства (ГЧП) [1].
Для бизнеса участие в проектах ГЧП — это возможность войти в крупный значимый проект и, однажды вложив деньги, получать дивиденды на протяжении долгого времени.
Механизм государственно-частного партнёрства является базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры регионов. Государство может достичь дополнительной оптимизации и экономии бюджетных расходов, добиться значительного улучшения качественных и количественных параметров при реализации проектов, направленных на обслуживание населения, в частности в сфере авиационных региональных перевозок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Киреева А., Соколов И., Тищенко Т., Худь-ко Е. Государственно-частное партнёрство как инструмент поддержки инноваций. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 516 с.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в РФ. URL: http://gks/
3. www/infomost concalting.ru (дата обращения: 06.12.2016 г.).
4. www/dexter.ru (дата обращения: 06.12.2016 г.).
5. www/favt.ru (дата обращения: 06.12.2016 г.).
Конев Алексей Николаевич, доцент кафедры «Управление и экономика на воздушном транспорте» Ульяновского института гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.
Назарова Ксения Алексеевна, магистрантка, УлГТУ.
Поступила 18.01.2017 г.