Научная статья на тему 'Тарифная политика как инструмент управления взаимоотношениями аэропорта с авиакомпаниями'

Тарифная политика как инструмент управления взаимоотношениями аэропорта с авиакомпаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1237
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / АЭРОПОРТОВЫЕ СБОРЫ / AIRPORT / TARIFF POLICY / AIRPORT TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаева Юлия Дмитриевна, Табачникова Екатерина Викторовна

Авиационный транспорт занимает доминирующее место в перевозках пассажиров на расстояния свыше 500 км. Несмотря на кризисные явления в экономике спрос на пассажирские авиаперевозки остается достаточно высоким. Благодаря чему развитие гражданской авиации в России проходит умеренными темпами, расширяется география полетов, на рынок авиауслуг выходят новые авиаперевозчики, строятся современные аэропорты. Процесс деятельности аэропорта сопровождается постоянным взаимодействием с авиакомпаниями. Грамотно выстроенные взаимоотношения аэропорта и авиакомпании способствуют привлечению новых пассажиров и росту пассажиро и грузооборота. Одним из инструментов построения эффективной работы является гибкая тарифная политика, проводимая руководством аэропорта, в рамках которой определяются условия наземного обслуживания в аэропорту, размеры аэропортовых сборов и стоимость разнообразных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tariff policy as a tool of relationship management with airport airlines

Air transport dominates the carriage of passengers at distances more than 500 km Despite the crisis phenomena in economy, the demand for passenger air travel remains high. Thanks to the development of civil aviation in Russia is at a moderate pace, expanding the geography of flights, to market air service out of new carriers, building modern airports. The activities of the airport accompanied by constant interaction with the airlines. Well-built relationship between airport and airlines help to attract new passengers and to increase passenger and freight traffic. One of the tools to build effective work is flexible tariff policy pursued by the leadership of the airport, which is determined by the conditions of ground service at the airport, the size of airport charges and the cost of various services.

Текст научной работы на тему «Тарифная политика как инструмент управления взаимоотношениями аэропорта с авиакомпаниями»

Тарифная политика как инструмент управления взаимоотношениями аэропорта с

авиакомпаниями

Tariff policy as a tool of relationship management with airport airlines

Катаева Юлия Дмитриевна

Студент 2 курса Факультет Институт водного транспорта «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7 e-mail: Kataeva.ulia@mail.ru

Yuliya Kataeva

Student 2 term Faculty of Institute of water transport "State University of sea and river fleet named after Admiral S. O. Makarov"

198035, Saint-Petersburg, Dvinskaya str., 5/7 e-mail: Kataeva.ulia@mail.ru

Научный руководитель Табачникова Екатерина Викторовна

Кандидат экономических наук

«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7 e-mail: Tabachnikova_eka@mail. ru

Scientific adviser Tabachnikov Ekaterina

"State University of sea and river fleet named after Admiral S. O. Makarov"

198035, Saint-Petersburg, Dvinskaya str., 5/7 e-mail: Tabachnikova_eka@mail. ru

Аннотация.

Авиационный транспорт занимает доминирующее место в перевозках пассажиров на расстояния свыше 500 км. Несмотря на кризисные явления в экономике спрос на пассажирские авиаперевозки остается достаточно высоким. Благодаря чему развитие гражданской авиации в России проходит умеренными темпами, расширяется география полетов, на рынок авиауслуг выходят новые авиаперевозчики, строятся современные аэропорты. Процесс деятельности аэропорта сопровождается постоянным взаимодействием с авиакомпаниями. Грамотно выстроенные взаимоотношения аэропорта и авиакомпании способствуют привлечению новых пассажиров и росту пассажиро и грузооборота. Одним из инструментов построения эффективной работы является гибкая тарифная политика, проводимая руководством аэропорта, в рамках которой определяются условия наземного обслуживания в аэропорту, размеры аэропортовых сборов и стоимость разнообразных услуг.

Annotation.

Air transport dominates the carriage of passengers at distances more than 500 km Despite the crisis phenomena in economy, the demand for passenger air travel remains high. Thanks to the development of civil aviation in Russia is at a moderate pace, expanding the geography of flights, to market air service out of new carriers, building modern airports. The activities of the airport accompanied by constant interaction with the airlines. Well-built relationship between airport and airlines help to attract new passengers and to increase passenger and freight traffic. One of the tools to build effective work is flexible tariff policy pursued by the leadership of the airport, which is determined by the conditions of ground service at the airport, the size of airport charges and the cost of various services.

Ключевые слова: аэропорт, тарифная политика, аэропортовые сборы.

Key words: airport, tariff policy, airport taxes.

Развитие национального рынка авиауслуг России сопровождается расширением маршрутной сети, появлением широкого ассортимента услуг в аэропортах, значительным ростом количества обслуживаемых в аэропортах воздушных судов, пассажиров, грузов и в целом улучшением финансовых результатов отрасли. По данным ПАО «Транспортная Клиринговая Палата» пассажиропоток на внутренних авиаперевозках вырос в 2016 г.

Вопросы студенческой науки Выпуск №15, ноябрь 2017

по сравнению с 2013 г. почти на 43,8%. В целом, пассажиропоток за последние 4 года увеличился на 4,7% (Рисунок 1).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ Внутренние перевозки □ Международные перевозки □ Всего

_

84,6 84,6 ■ 93,2 93,2 92,1 88,6

39,2 45,3 46,3 46,9 3„ 56,4 32,2

2013 2014 2015 2016

Рисунок 1 - Количество перевезенных пассажиров авиакомпаниями РФ, млн. человек [19].

Аэропорт, являясь естественной монополией, предоставляет большое количество разнообразных услуг, его авиационная деятельность связана с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов. В соответствии со ст. 64 Воздушного кодекса РФ [1] оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Эта норма конкретизирована в Правилах формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155[2].

Тарифы на авиаперевозки авиакомпаниями формируются исключительно на рыночной конкурентной основе и контролируются только государством. В России регулирование тарифов и сборов осуществляется тремя независимыми органами государственного управления - Министерством транспорта, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам.

Согласно вышеуказанным документам все авиакомпании обязаны платить аэропортовые сборы, размер которых, как правило, зависит от условий договора о наземном обслуживании между авиакомпанией и аэропортом, в котором самолет осуществляет взлет и посадку. Аэропортовые сборы и тарифы — одна из ключевых статей расходов у авиакомпаний. По данным Минэкономразвития, аэропортовые сборы вместе с наземным обслуживанием и аэронавигацией составляют 15,5-20,9% в расходах авиакомпаний [16]. Эта статья расходов занимает третье место среди всех затрат перевозчиков после горюче-смазочных материалов и платежей за лизинг или аренду флота. Кроме того, издержки, которые несут перевозчики, напрямую влияют на стоимость билетов, а, соответственно, и на уровень спроса на авиауслуги [9].

Как правило, аэропортовые сборы устанавливаются отдельно для российских и иностранных авиаперевозчиков, кроме того перечень предоставляемых услуг аэропорта может отличаться в зависимости от конкретного аэропорта. Аэропортовых сборов множество, начиная от сбора за взлет-посадку и заканчивая обслуживанием санузлов в самолете. Однако есть и тарифы, обязательно определяемые каждым аэропортом. Существует четыре стандартных сервисных сбора, без которых не обходится прилет или вылет ни в один аэропорт ни одной авиакомпании. К ним относятся:

— сбор за взлет и посадку (взимается за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна);

— сбор за авиационную безопасность (начисляется за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна);

— сбор за предоставление аэровокзального комплекса (считается за каждого взрослого пассажира),

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

— сбор за обслуживание пассажиров (устанавливается за каждого убывающего взрослого пассажира).

Указанными видами сборов плата аэропорту не ограничивается, но исходя из величины сборов можно понять, насколько услуги аэропорта являются дорогими для авиакомпании. Помимо перечисленных выше сборов, существуют и различные дополнительные сборы: например, тариф за мойку остекления кабины воздушного судна, тариф на медицинский осмотр членов экипажа, стоимость взлета и посадки в некоторых аэропортах может зависеть от времени суток, а так же значительно может отличаться стоимость авиационного топлива, стоимость использования транспорта, который доставляет пассажиров до самолета.

Таким образом, важным моментом в деятельности аэропортов является определение тарифной политики, разработкой которой занимается каждый аэропорт самостоятельно. Предлагаем рассмотреть вопрос тарифной политики на примере аэропорта «Победилово».

В настоящее время главным принципом тарифной политики аэропорта является создание равных условий для всех авиаперевозчиков. Представители компании считают, что это является залогом устойчивости общей системы региональных авиаперевозок и в конечном счете благотворно сказывается на качестве предоставляемых для пассажиров услуг.

Пока аэропорт «Победилово» обслуживает исключительно российские маршруты и на данный момент работает со следующими авиакомпаниями: «Саратовские авиалинии», «Ижавиа», «РусЛайн», «Авиа Менеджмент групп», «Оренбуржье», «Уральские авиалинии», «Комиавиатранс», «NordWind». До недавнего времени аэропорт тесно сотрудничал с авиакомпанией «Победа», которая осуществляет перелеты во многие аэропорты России и мира по привлекательным ценам [17].

01 января 2017 года закончилось действие дополнительного соглашения, заключенного между аэропортом «Победилово» и авиакомпанией «Победа». Согласно этому соглашению авиакомпания получала скидку на наземное обслуживание воздушных судов в размере 80 процентов. На сегодня по таким же направлениям, какие осуществляла пассажирские авиаперевозки «Победа», летают еще две компании: «Саратовские авиалинии» и «РусЛайн». При этом им такие беспрецедентные скидки не предоставляются. Руководство аэропорта заявило о том, что в рамках новой тарифной политики предоставлять скидку компании «Победа» больше не намерено, так как придерживаются принципа равных условий обслуживания для всех авиакомпаний. В свою очередь представители компании «Победа» ответили, что поддерживают идею равных условий для авиакомпаний, но в таком случае тарифы должны быть одинаково низкими для всех. Так же обратили внимание, что стоимость обслуживания в соседних аэропортах региона на 60% ниже, чем в Кирове» [18].

Информация, опубликованная компанией «Победа», заставила задуматься и проверить ее обоснованность, выяснить реальную стоимость обслуживания в соседних аэропортах и сделать вывод, действительно ли аэропорт «Победилово» устанавливает стоимость на свои услуги выше, чем соседние аэропорты, функционирующие в пределах Приволжского федерального округа.

В состав Приволжского федерального округа входит 14 субъектов, в административных центрах каждого из которых есть аэропорт. Как правило, у каждого аэропорта есть сайт, где можно найти информацию о тарифах и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов.

Как было отмечено выше, существует четыре стандартных сервисных сбора, которые целесообразно проанализировать, чтобы сделать вывод о размерах издержек авиакомпании при взлете/посадке в аэропорту. На сайте аэропорта «Победилово» приведены следующие цены: сбор за взлет/ посадку - 665,0 руб./тн макс. взл. массы воздушного судна; сбор за авиационную безопасность - 380,0 руб./тн макс. взл. массы воздушного судна; сбор за предоставление аэровокзального комплекса - 94,0 руб./пасс.; Сбор за обслуживание пассажиров - 210,0 руб./пасс [17]. Для расчета соотношения показателей размера аэропортовых сборов во всех аэропортах Приволжского федерального округа за 100% были взяты показатели аэропорта «Победилово». В таблице 1 представлены данные о

размерах аэропортовых сборов на 01 июня 2017 г. и пассажиропоток аэропортов Приволжского ФО в 2016 году [21].

210

Таблица 1 - Размеры аэропортовых сборов в аэропортах ПФО

Аэропорт Сбор за взлет/ посадку, % Сбор за авиацион ную безопасность, % Всего, % Сбор за предоставление аэровокзального комплекса, % Сбор за обслуживание пассажиров, % Всего, % Пассажи ро-поток в 2016 году, чел.

Международный аэропорт «УФА» 57,14 71,05 62,20 36,17 48,57 44,74 2 295 446

Аэропорт «Победилово» 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 198 342

«Аэропорт Йошкар-Ола» 48,12 43,42 46,41 40,96 61,90 55,43 712

Аэропорт в г. Саранск 58,65 55,26 57,42 70,21 85,71 80,92 31 059

Международный аэропорт Нижний Новгород 72,18 126,3 91,87 127,6 100,0 108,5 775 679

«Аэропорт Оренбург» 58,27 99,58 73,29 48,94 59,43 56,18 487 032

«Аэропорт города Пензы» 32,86 17,32 27,21 28,83 32,24 31,18 105 991

Международный аэропорт «Пермь» 56,54 50,92 54,50 32,98 45,86 41,88 1 124 493

АО «Международный аэропорт «Курумоч» 56,54 100,0 72,34 138,3 224,7 198,0 2 083 173

Аэропорт в г. Саратов 45,86 82,89 59,33 35,11 39,05 37,83 433 385

Международный аэропорт «Казань» 57,82 58,03 57,89 52,98 80,10 71,71 1 912 961

Аэропорт г. Ижевск 25,41 30,97 27,44 63,83 122,86 104,6 256 987

«Аэропорт Ульяновск» 60,15 83,16 68,52 75,53 99,52 92,11 47 761

Аэропорт г. Чебоксары 49,08 42,95 46,85 42,83 93,40 77,76 164 926

Данные таблицы 1 показывают, что величина аэропортовых сборов в аэропортах Приволжского федерального округа значительно отличается друг от друга. Чтобы сделать более корректные выводы из данных таблицы, необходимо учесть, что обслуживание в различных по масштабу, географии и пассажиропотоку в аэропортах не должно стоить одинаково. Рост доходов аэропорта напрямую зависит от объемов деятельности авиаперевозчиков, рост доходов авиакомпании зависит от роста пассажиропотока. Справедливо сравнивать величину аэропортовых сборов в аэропортах примерно с одинаковым потоком пассажиров и маршрутной сетью. На рисунке 1 представлен рейтинг аэропортов Приволжского ФО по количеству пассажиров, воспользовавшихся их услугами в 2016 году [21].

«Аэропорт Йошкар-Ола» Аэропорт в г. Саранск «Аэропорт Ульяновск» «Аэропорт города Пензы» Аэропорт г. Чебоксары Аэропорт «Победилово» Аэропорт г. Ижевск Аэропорт в г. Саратов «Аэропорт Оренбург» МА Нижний Новгород МА «Пермь» МА «Казань» МА «Курумоч» МА «УФА»

712

■ 31059

■ 47761 105991

■ 164926

■ 198342 2569

87

433385 487032

7756

79

■ 1124493

1

912961 ■ 2083173

Т

Т

Т

2295446

0

500000

1000000 1500000 2000000 2500000

Рисунок 1 - Пассажиропоток аэропортов Приволжского ФО в 2016 году, человек В целях дальнейшего исследования предлагается аэропорты условно разделить на 3 основные группы:

1) аэропорты с пассажиропотоком от 500 000 человек до 2 500 000 человек, в эту группу попадают международные аэропорты «УФА», «Курумоч», «Казань», «Пермь», Нижний Новгород;

2) аэропорты с пассажиропотоком от 100 000 до 500 000, а именно: «Аэропорт Оренбург», аэропорт в г. Саратов, аэропорт г. Ижевск, аэропорт «Победилово», аэропорт г. Чебоксары, «Аэропорт города Пензы»;

3) аэропорты с пассажиропотоком меньше 100 000 в год, таких три: «Аэропорт Ульяновск», Аэропорт в г. Саранск, «Аэропорт Йошкар-Ола».

Аэропорт «Победилово», размер сборов и тарифов которого нам интересен, попал во вторую группу. На рисунке 2 показано отличие между аэропортами Приволжского ФО по суммам сборов за взлет/посадку и авиационную безопасность [3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15,17,20].

«Аэропорт города Пензы» Аэропорт г. Ижевск Аэропорт г. Чебоксары Аэропорт в г. Саратов «Аэропорт Оренбург» Аэропорт «Победилово»

_1_

218,53 65,8

169 [117,75

326,4

305

387,5

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 200 □ Сбор за взлет/ посадку

I

163,2

315

378,4

665

Т

т

X

т

380

т

1

400 600 800 1000 □ Сбор за авиационную безопасность

1200

Рисунок 2 - Величина аэропортовых сборов за взлет/посадку и авиационную безопасность, руб./тн макс. взл.

массы ВС

Таким образом, несмотря на самый маленький показатель пассажиропотока, самым дешевым аэропортом для авиакомпаний стал «Аэропорт города Пензы». Сумма сбора за взлет/посадку и авиационную безопасность составила всего 284,31 руб./тн макс. взл. массы ВС, что в 3,7 раз ниже по сравнению с суммой тех же самых сборов, установленных в аэропорту «Победилово». Следует отметить, что у аэропорта «Победилово» самая высокая стоимость, сумма сбора за взлет/посадку и авиационную безопасность получилась 1045,00 руб./тн макс. взл. массы ВС, сумма аналогичных сборов ближайшего по величине аэропорта в г. Оренбург ниже в 1,4 раза.

На рисунке 3 представлено сравнение по величине сумм аэропортовых сборов за предоставление аэровокзального комплекса и обслуживание пассажиров в Приволжском ФО, руб./пасс. [3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15,17,20].

«Аэропорт города Пензы» Аэропорт в г. Саратов «Аэропорт Оренбург» Аэропорт г. Чебоксары Аэропорт «Победилово» Аэропорт г. Ижевск

27,1 С

67,77

82

46

124,8

40,26

196,15

94

210

60

+

4-

258

+

+

+

0 50 100 150 200 250 300

Сбор за предоставление АВК □ Сбор за обслуживание пассажиров

350

Рисунок 3 - Величина аэропортовых сборов за предоставление АВК и обслуживание пассажиров, руб./пасс. И по данным показателям (рисунок 3) «Аэропорт города Пензы» демонстрирует самую низкую цену среди

рассматриваемых аэропортов, всего сумма сбора за предоставление аэровокзального комплекса и обслуживание

пассажиров составляет руб. 94,87 руб./пасс. Самая высокая стоимость этих услуг на одного пассажира получилась у

аэропорта в г. Ижевске и составила 318,00 руб./пасс., что всего на 0,5 руб. выше, чем стоимость тех же услуг в

аэропорту «Победилово».

Чтобы получить еще более подробное представление о ситуации, предлагаем сравнить на основании величины сборов в сравниваемых аэропортах стоимость обслуживания условного рейса. Предположим, что российская

авиакомпания выполняет рейс, высаживая в анализируемый аэропорт 100 пассажиров, затем рассчитаем, исходя из величины анализируемых аэропортовых сборов, стоимость обслуживания такого рейса в каждом из аэропортов (без учета стоимости ГСМ и других дополнительных сборов и тарифов). Для расчета величины аэропортовых сборов за взлет/посадку и авиационную безопасность была взята средняя масса максимально взлётного веса 50 000 кг. На рисунке 4 представлены суммы, рассчитанные для описанных выше условий.

«Аэропорт города Пензы» Аэропорт в г. Саратов Аэропорт г. Ижевск Аэропорт г. Чебоксары «Аэропорт Оренбург» Аэропорт «Победилово»

_

23702,5

42

=F

=F

=F

82

50,0

=F

=F

=F

=F

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000 90000

ГШ n

Рисунок 4 - Стоимость обслуживания 1 рейса по сумме четырех обязательных сборов, рублей

Согласно приведенным на рисунке 4 данным, аэропорт «Победилово» занимает первую строчку в рейтинге

самых дорогих аэропортов для авиакомпаний среди числа анализируемых. Разница с ценой ближайшего аэропорта составила 1,5 раза, а разница с самой низкой ценой в 3,5. Значительное различие цен доказывает, что обслуживание в «Победилово» действительно обходится авиакомпаниям значительно дороже, чем в соседних аэропортах, что однозначно влияет на привлечение потенциальных перевозчиков. Получается скидки, предоставляемые авиакомпании «Победа», скорее позволяли им получать услуги аэропорта по среднему тарифу в Приволжском федеральном округе, а не давали возможность получить их почти безвозмездно. К слову, «Победа» реализует проект низкобюджетного перевозчика: низкие тарифы билетов, короткие рейсы, новые самолеты одной модели с салонами эконом-класса, строгие требования к багажу и платные услуги. Это позволяет «Победе» экономить на издержках и продавать дешевые авиабилеты, например, перелет из г. Кирова в г. Санкт-Петербург стоил всего 999 руб.

В результате проведенного анализа размеров аэропортовых сборов и тарифов в аэропортах Приволжского федерального округа мы выяснили, что аэропорт «Победилово» предлагает самые высокие ставки. На наш взгляд этот фактор препятствуют привлечению к сотрудничеству авиакомпаний в аэропорт, и руководству необходимо задуматься над разработкой более гибкой тарифной политики. Например, установить систему различных по величине скидок авиаперевозчикам: за выполнение регулярных рейсов, за открытие новых направлений, а также разработать механизм взаимодействия с авиакомпаниями, которые стремятся к снижению стоимости авиабилетов, в части определения тарифов.

Возможно, такие меры способствовали бы привлечению новых авиакомпаний, что позволило бы эффективно расширять географию полетов, выстроить маршрутную сеть, привело бы к увеличению пассажиропотока, и как следствие увеличению доходов от авиационной и неавиационной деятельности аэропорта.

Список использованной литературы:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017)

2. Приказ Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. №155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»

3. Официальный сайт АО «Авиалинии Мордовии» http://www.aviamordovia.ru/stavki.html

4. Официальный сайт «Аэропорт города Пензы» http://airport58.ru/?page_id=67

5. Официальный сайт аэропорта «Ижавиа» https://www.izhavia.su/o-kompanii/partneram-i-aviakompaniyam

6. Официальный сайт «Аэропорт Йошкар-Ола» http://www.airola.ru/airlines

7. Официальный сайт «Аэропорт Оренбург» http://www.orenairport.ru/partneram/aviakompaniyam/

8. Официальный сайт «Аэропорт Ульяновск» http://ulk.aero/airlines

9. Официальный сайт газета.Яи Воздушная заморозка https ://www. gazeta.ru/business/2015/04/14/6638609. shtml

10. Официальный сайт международного аэропорта «Казань» http://www.kazan.aero/for-partners/paid-services/

11. Официальный сайт международного аэропорта «Курумоч» http://samara.aero/ru/preyskurant

12. Официальный сайт международного аэропорта «Нижний Новгород» http://www.airportnn.ru/ru/stavki_sborov_i_tariiyi

13. Официальный сайт международного аэропорта «Пермь» http://www.aviaperm.ru/partners/airlines/price/

14. Официальный сайт международного аэропорта «УФА» http://www.airportufa.ru/partneram/aviakompaniyam/stavki,-tariiyi/

15. Официальный сайт международного аэропорта «Чебоксары» http://www.airchuvashia.ru/

16. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/minec/main

17. Официальный сайт ОАО «Аэропорт Победилово» http://www.pobedilovo.com/

18. Официальный сайт ООО «Газета Навигатор» http://navigator-kirov.ru

19. Официальный сайт ПАО «Транспортная Клиринговая Палата» https://www.tch.ru

20. Официальный сайт «Саратовские авиалинии» http://www.saratovairlines.ru/aviacompany_new/aviacompany_new.aspx

21. Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта http://favt.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.