Научная статья на тему 'Инвестирование транспортно-логистического комплекса Приволжского федерального округа в условиях экономической напряженности'

Инвестирование транспортно-логистического комплекса Приволжского федерального округа в условиях экономической напряженности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
490
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МЕЗОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / TRANSPORTNO-LOGISTICAL COMPLEX / MESOLOGISTICAL LEVEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Медведева В. Р., Тагирова Г. Ф.

In article are revealed the negative tendencies which have appeared in the major branches of economy in the conditions of crisis. Authors make term definition «usefulness of a situation» at which is possible investment in a transportno-logistical complex of the subject of the Russian Federation. Research is directed on mesologistical level which is considerable advantage of given article because this level still is a little studied now. In article are analysed tendencies of development of Privolzhsky federal district during the last years and the investment projects a transportno-logistical complex directed on development of district as a whole

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Медведева В. Р., Тагирова Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестирование транспортно-логистического комплекса Приволжского федерального округа в условиях экономической напряженности»

В. Р. Медведева, Г. Ф. Тагирова

ИНВЕСТИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Ключевые слова: транспортно-логистический комплекс, мезологический уровень. transportno-logistical complex, mesologistical level

В статье выявлены негативные тенденции, появившиеся в важнейших отраслях экономики в условиях кризиса. Авторами дано определение термина «благоприятность ситуации», при которой возможно инвестирование в транспортно-логистический комплекс субъекта РФ. Исследование проведено на мезологистическом уровне, что является неоспоримым достоинством данной статьи, т.к. этот уровень еще малоизучен в настоящее время. Проанализированы тенденции развития Приволжского федерального округа за последние годы и рассмотрены инвестиционные проекты транспортнологистического комплекса, направленные на развитие округа в целом

In article are revealed the negative tendencies which have appeared in the major branches of economy in the conditions of crisis . Authors make term definition «usefulness of a situation» at which is possible investment in a transportno-logistical complex of the subject of the Russian Federation. Research is directed on mesologistical level which is considerable advantage of given article because this level still is a little studied now. In article are analysed tendencies of development of Privolzhsky federal district during the last years and the investment projects a transportno-logistical complex directed on development of district as a whole .

Развитие современной экономики и обострение конкуренции за инвестиции на внутренних и международных рынках создает ситуацию, когда высокого уровня экономического развития достигают субъекты РФ, обладающие реальными конкурентными преимуществами. Важнейшим из них становится эффективная организация и расширение механизмов инвестиционной деятельности на территории субъектов РФ и вливание этих инвестиций в отрасли, значительно влияющие на развитие конкретного субъекта.

Для России в последнее время характерен процесс расширения рынка логистических услуг из центра страны в регионы, что связано главным образом с активной экспансией сюда международных и национальных торговых сетей. Вслед за торговыми сетями в регионы устремляются и обслуживающие их логистические операторы. На сегодняшний момент в страну пришли уже 38 % международных торговых сетей, а со вступлением в ВТО планируется приход и остальных. Их логистическое обслуживание и будет главным фактором развития логистического комплекса любого региона России. Именно они станут играть главенствующую роль в формировании логистики федеральных округов и их регионов в частности [1 ].

Также следует отметить, что в связи с наступлением глобального экономического кризиса, повлекшего за собой такие негативные тенденции как падение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, повышение уровня монополизма и государственной собственности в важнейших отраслях экономики, рост неплатежей, стремительное падение уровня жизни населения и свертывание инвестиций, необходим поиск новых эффективных путей выхода из сложившейся ситуации. Одним из таких путей является

развитие и применение инструментария логистики, формирование и внедрение различных по функциональному назначению и организационно-экономическому уровню логистических систем [2].

Для России формирование и развитие мезологистических систем имеет первоочередное значение, так как инвестирование именно на этих уровнях предопределяет конкурентоспособность региона, округа и страны в целом. Рассматривая проблематику исследования мезологистических моделей инвестирования развития, отметим факт существования значительной региональной дифференциации и наличие субъектов РФ, более успешно использующих возможности имеющегося экономического потенциала, что сохраняет актуальность научно-исследовательских работ в области разработки и реализации региональных моделей экономического развития, что становится наиболее значимым в кризисных условиях.

И действительно, в условиях кризиса особую значимость приобретает создание условий для привлечения инвестиций, расширения возможностей территории по освоению и созданию условий для приема данных инвестиций. Успешная деятельность в данном направлении выступает залогом динамики развития конкретного региона и всего округа в целом.

Но следует отметить, что прежде чем инвестировать в конкретный субъект РФ необходимо прийти к выводу о целесообразности такого инвестирования с точки зрения инвестиционной привлекательности субъекта [3]. В данном случае инвестиционная привлекательность предполагает благоприятность ситуации, складывающейся на территории того или иного субъекта РФ по отношению к инвестициям, которые могут быть в него вложены и отдачи от этих финансовых вложений, а также в зависимости от территориальной расположенности субъекта РФ.

В соответствии со всем вышесказанным мы считаем целесообразным, проанализировать инвестирование транспортно-логистического комплекса на территории Приволжского федерального округа, необходимое для его дальнейшего развития. Данный выбор тематики исследования обосновывается тем фактом, что развитие экономики, по нашему мнению, невозможно без развития транспортной инфраструктуры.

Но прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению инвестиционных вливаний в транспортно-логистический комплекс Приволжского федерального округа проанализируем его инвестиционный климат.

Приволжский федеральный округ имеет выгодное для дистрибуции географическое положение (рис. 1). Так как расположен на перекрестке международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад», соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с Европейской Россией и государствами Европы. По территории Приволжского федерального округа проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию химической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе, газом. Транзитом через округ идут крупнейшие в стране потоки угля - из Кузбасса в северо-западные и черноморские порты.

К конкурентным преимуществам географического положения округа относится также наличие удобных выходов на Западный Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. В округе достаточно высок уровень развития транспортной инфраструктуры. По плотности железных дорог округ занимает третье место в Российской Федерации (143 км путей на 10 тыс. кв. км территории) после Центра и Юга. По территории округа проходят линии Северной, Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Юго-Восточной и Свердловской железных дорог, Северный и Южный ходы Транссиба. Развиваются частные операторские компании (на сегодняшний день в их собственности насчитывается более 100 000 вагонов).

По плотности автодорог округ занимает 2 место в России (140 км путей на 1000 кв. км территории) [4].

Как и в Западной Европе, самый распространенный вид внутренних перевозок в Поволжье - магистральные автоперевозки. Находясь на перекрёстке важнейших международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад», Приволжский федеральный округ занимает первое место в России по грузообороту автотранспорта (сейчас по основным магистралям округа в сутки проходит более 70 000 автопоездов). Крупнейшие автоперевозчики имеют парки до 500 автомобилей, среднемесячный пробег - более 20 000 км в месяц на один автопоезд. Очередь на приобретение новых тягачей 4х2 европейского производства - до 6 месяцев. Грузооборот автомобильного транспорта по различным отраслям экономики представлен на рисунке 2.

ТЙА А.Ли

1_Д е нтр ал ь нын Феде р аль н ы и О К р у г

Севе р о - Западн ы й

Ф еде р =1 льный О к р у г

Н и же го р одск а я 6л а сгь

Км р о в ск а я о Ь.п а «гтъ-Марий'. . .... 5 Пермский край X

'1-Э П . \ _ Г ^УдмуртУ ^

7 ^ X

рету Ьлика

_ а ма р ская

С а р ато в ск а я _ „ _Г. ..

область сгь^---

е сп у Ь л М

“Татар стан н

\ Л.

Ч

Оренбург

'

Казахетаї

Каспийскос

с к ая о 6л встъ

Р е сп у 6л м к а Башк ор-3 топтан

У р альск ий феде р альнын о к р у г

2

Тл - ■

Рис. 1 - Карта Приволжского федерального округа

34000'

33000'

32000'

31000'

30000'

29000'

28000'

27000'

33531

29668

32150

31406

I

□ ПФО

2005

2006

2007

2008

Рис. 2 - Грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики, млн. т-км

Также как видно из рисунка 2 грузооборот автомобильного транспорта по различным отраслям экономики увеличился к 2008 г. по сравнению с 2005 г. на 8,36 %. Данная динамика подтверждает тот факт, что автомобильные грузоперевозки являются востребованными по всему Приволжскому федеральному округу.

В дальнейшем ожидается развитие маршрутных перевозок по четким графикам, применение сменных кузовов для внутригородских и магистральных перевозок. Возможно увеличение длины автопоездов до скандинавского стандарта.

Также сейчас Россия стоит на пороге контейнерного бума. Контейнеризация в Поволжье имеет огромный потенциал 15-20 % составляет ежегодный прирост контейнерного импорта по Транссибу, 20 % - ежегодное увеличение контейнеропригодных грузов. Успешно реализованы проекты по контейнеризации экспортно-импортных операций и доставки проектных грузов для компаний ОМК - ВМЗ, ЦБК Волга, ГАЗ, Ижавто, Логопром Сормово и др. В связи с этим высока актуальность проектов по производству и сервисному обслуживанию всех типов контейнеров, судов-контейнеровозов смешанного плавания, подвижного состава, платформ, ричстакеров, речных и ж/д контейнерных перегружателей. Уже сейчас в Шахунье (Нижегородская область) организовывается производство термос-контейнеров.

Что касается авиационной логистики, то обладая в сфере авиалогистики превосходным потенциалом (18 аэропортов, 9 из которых международные, уникальный аэропорт «Ульяновск-Восточный» с резервной полосой для космического корабля «Буран», авиакомпания «Волга-Днепр», контролирующая более 50% мировых авиаперевозок негабаритных сверхтяжелых и уникальных грузов), Поволжье представляет собой идеальную транзитную площадку для грузовых авиаперевозок между Европой, странами Азии и Африки, включая кросс-полярные рейсы [5].

В отношении же речной логистики следует отметить, что территориальная расположенность и водные ресурсы Приволжского федерального округа также способствуют привлечению инвестиций в данный субъект РФ, т. к. протяженность Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской России (основой которой является Волга) - 6500 км, гарантированные габариты - до 200 м, глубины судового хода - до 4,5 м. Навигация в ВолгоКамском бассейне составляет более 250 суток. И все это предполагает доставки груза водным путем без каких-либо ограничений.

В соответствии с вышеизложенным следует отметить, что Приволжский федеральный округ имеет огромный потенциал и благоприятный климат для инвестирования в развитие логистики. Все это отмечается и на федеральном уровне. Президент России поручил правительству Российской Федерации до 15 декабря 2009 года разработать и утвердить концепцию развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, уделив основное внимание реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на создание новых и модернизацию существующих конкурентоспособных производств в реальном секторе экономики, развитию транспортной инфраструктуры, направленной на создание экономически эффективной, современной логистики перевозок, комплексному освоению минерально-сырьевой базы и развитию энергетики [6].

Следует отметить, что инвестиционная политика является одним из важнейших инструментов экономического развития Приволжского федерального округа, где приоритетом ставятся инвестиции по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры, которые являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие округа и повышение уровня жизни населения. В соответствии с этим, в регионах Приволжского федерального округа разработаны и внедрены несколько инвестиционных проектов, направленных на развитие логистики.

В республике Башкортостан был утвержден инвестиционный проект «Инфраструктурное обеспечение комплексного развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан» является основой Генерального плана развития Уфы до 2025 года. Являясь первым в истории Республики Башкортостан крупномасштабным проектом, он охватывает практически все направления жизнедеятельности столицы республики.

Совершенствование инженерно-транспортной инфраструктуры позволяет создать благоприятные условия для строительства центров логистики.

Организация и реформирование транспортной системы обеспечит кратчайшие выходы на внешние направления, позволит начать освоение новых площадок для развития производственной и социально-экономической структуры городского округа (около 28 млрд. руб.) [7].

В республике Татарстан ведется работа над проектом строительства Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра - ключевого звена транспортно-перевалочной системы перевозки грузов в Поволжье. Началось строительство нового транспортного коридора Россия-Казахстан-Китай, который позволит кратно сократить срок доставки грузов, Татарстан выступил инициатором строительства магистрали и одним из первых приступил к строительству дороги.

Впервые дорога будет построена по нормативам категории 1А, по крайней мере, на территории Татарстана, что предполагает максимальное удобство для автомобилистов, так как она будет иметь максимальные радиусы, минимальные уклоны, будут решены вопросы обеспечения безопасности и дорожного сервиса. Проект позволит существенно повысить деловую и предпринимательскую активность регионов, чьи территории он связывает, создать условия для развития экономических связей северных европейских государств с Казахстаном и Китаем, наращивания объемов международной торговли, расширения промышленного производства.

В Удмуртской республике разработан проект строительства складского комплекса класса «В» для обслуживания предприятий розничной торговли непродовольственными товарами на территории г. Ижевска. «Логистический центр» будет построен в непосредственной близости к трассе федерального значения Ижевск - Казань и будет представлять собой два отдельно стоящих корпуса общей площадью 25 526 м2 (корпус 1 - 13 626 м2, корпус 2 - 11 897 м2) и объекты обслуживания включая газовую котельную, стоянки легкового и грузового автотранспорта. Двадцать восемь погрузочно-разгрузочных доков оснащены выравнивающими гидравлическими площадками, подъёмными воротами, докшел-терами, бамперами. Общей площадью 25 526 м2, который будет полностью введен уже в этом году.

В Нижегородской области разработан и одобрен Инвестиционным Советом при Губернаторе Нижегородской области проект «транспортно-логистического центра». Земельный участок, выбранный под строительство транспортно-логистического центра имеет уникальное расположение:

- находится на пересечении автомагистралей М7 (Москва-Казань) и Нижний Новгород - Дзержинск.

- с 2008 года, по завершении строительства объездной автомагистрали в обход Нижнего Новгорода, все транзитные грузопотоки пойдут в 400 метрах от выбранного участка.

- транспортная развязка вблизи участка позволяет с минимальными временными затратами попасть в любой район г. Нижнего Новгорода, г. Дзержинска, г. Балахны, г. Бого-родска. [9].

Уже сейчас область заключила соглашение с ОАО «РЖД» о создании рабочей группы, которая сформировала концепцию развития транспортно-логистических центров в

регионе. Первый рабочий проект - размещение индустриально-логистического центра в районе нижегородского аэропорта. Но здесь на данный момент необходимо понять, какие грузопотоки могут сформироваться в Нижегородской области в перспективе. РЖД сегодня серьезно озаботились проблемой своевременной доставки груза из восточной части России, в том числе из Азии. Поэтому в транспортную концепцию, включающую развитие контейнерных перевозок через Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Московскую область, вошел и Нижний Новгород.

В Нижнем Новгороде заявлено несколько крупных проектов логистических парков класса А, в том числе логистический парк класса А на Московском шоссе «Инвестиционный траст», вторая очередь комплекса компании Alidi - региональный дистрибьютором Procter & Gamble и Nestle, (около 15 тыс. м2), дистрибьюторский центр компании ВКТ (около 30 тыс. м2), складской комплекс компании «Энко» (около 30 тыс. м2). Среди заявленных объектов можно отметить также:

- нижегородский дистрибьютор бытовой химии «ИнтерХим» намерен вложить $ 375 млн. в строительство логистического центра класса А площадью около 300 тыс. м в районе трассы М-7 Москва - Казань.

- немецкая Garbe Group намерена инвестировать 40 млн. евро в создание логистического центра площадью 45-50 тыс. м в районе аэропорта.

Нижегородская компания «ДомЦентр» планирует построить центр площадью 300350 тыс. м2за $250 млн. на трассе Нижний Новгород - Москва.

- Фонд Raven Russia и группа «Авалон» намерена строить логистический терминал класса А площадью 220 тыс. м2. Объем инвестиций в проект Megalogix составит более $150 млн. [10].

Для реализации всех задуманных проектов необходимо государственное стимулирование, и в этом случае Нижегородская область может стать одним из крупнейших складских регионов с очень привлекательными ценами.

В настоящий момент в Пензенской области идет разработка мер по внедрению проекта авиалогистики. Цель проекта: Строительство терминально-логистического комплекса класса «В+» в непосредственной близости к территории аэропорта. Инициатором проекта выступает правительство Пензенской области. Имеется площадка под реализацию данного проекта: местонахождение - Российская Федерация, Пензенский район, северо-восточнее с. Лебе-девка Общая площадь участка: 70 га Площадь проектируемой застройки: 306 000 м2 [11].

В Самарской области хотелось бы отметить международный аэропорт «Курумоч» -крупнейший в Поволжье, входит в десятку лидирующих аэропортов России. В соответствии с Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации России до 2020 г., «Курумоч» включен в число международных аэропортов, которые рассматриваются как узловые (аэропорты-хабы) федеральной базовой авиатранспортной системы. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы, принимает практически все типы ВС. Введены новейшие современные технологии: спутниковая система навигации, система предполетного информационно-консультативного обслуживания экипажей «Интегрированный брифинг», автоматизированные системы регистрации пассажиров и багажа, ИС «Аэропорт», система биометрического контроля, профайлинг и др. Система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту ISO 9001:2000 по всем направлениям деятельности. Из аэропорта более чем по 60 направлениям России и зарубежья осуществляют полеты все крупнейшие российские авиакомпании и ряд иностранных перевозчиков. В данном отношении представлены инвестиционные проекты:

- проект реконструкции и модернизации всего аэропортового комплекса,

- проект создания вертолетной сети и воссоздания пассажирских перевозок на местных и региональных авиалиниях,

- внедрение лазерной системы посадки «Глиссада-04»,

- проект по образованию и подготовке кадров для авиации.

Основная стратегическая цель развития аэропорта - создание в дальнейшем мультимодальной транспортной системы.

Также следует отметить проект создания транспортно-логистического кластера, ядром которого должен стать транспортно-консолидирующий центр, который сконцентрирует вокруг себя все организации, работающие в сфере грузовых и пассажирских перевозок, промышленные организации-грузоотправители, логистические и транспортнологистические компании, компании, оказывающие сопутствующие услуги. В рамках развития транспортно-логистического кластера предполагается реализовать ряд крупных стратегических инфраструктурных проектов:

- проектирование и строительство автомобильной дороги «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через р. Волгу»;

- реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч»;

- создание транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров, состоящего из мультимодального контейнерного терминала на базе речного порта Тольятти, мультимодального терминального комплекса в г. о. Сызрань и терминальных комплексов, расположенных в районе г. о. Чапаевск и пос. Ново-Семейкино, а также информационно-аналитического центра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание условий для консолидации грузопотоков из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через территорию Российской Федерации в направлении европейских стран будет способствовать реализации транзитного потенциала не только Самарского региона, но и России в целом.

В Саратовской области продолжается реализация инвестиционного проекта по строительству интермодального логистического комплекса класса «А» «Логопарк Саратов» в Энгельсском районе области (посёлок Прибрежный) на арендованном земельном участке площадью 27,5 га. Общая площадь будущего комплекса - около 150 тыс. м2. Объём инвестиций составит более 3,2 млрд. руб. В результате реализации проекта будет создано 1500 рабочих мест со средней зарплатой 20 тыс. руб. Заявленные инвестором сроки строительства: I очередь - IV квартал 2009 года; II очередь - IV квартал 2010 года. Начало строительства объекта запланировано на август текущего года. На сегодняшний день получены технические условия присоединения к коммуникационным системам - электросетям, водопроводу, подсоединению к железнодорожной ветке, автотрассе. Реализация этого проекта позволит предоставлять на территории Саратовской области сложный комплекс логистических, транспортных и других операций, связанных с доставкой, обработкой и хранением товара [12].

В соответствии с вышеизложенным можно утверждать, что развитию логистических центров Приволжского федерального округа дан старт, и можно надеяться, что он продолжит свое развитие. Спрос пока превышает предложение, но успешная реализация хотя бы трети заявленных на сегодняшний день проектов создаст предпосылки для качественной конкуренции и позволит преодолеть острый дефицит складских помещений, транспортных коридоров, терминалов в регионах Приволжского федерального округа. Следует отметить, что развитие логистики Приволжского федерального округа является приоритетном направлением каждого из регионов, входящих в него.

Реализация в регионах инвестиционных проектов в области логистики безусловно эффективный путь выхода из кризиса, но следует помнить, что реализация логистических проектов должна осуществляться совместно. Это создание и единой правовой базы, чтобы перевозчику при переезде из региона в регион не приходилось сталкиваться с бумажной волокитой и не соответствии одних законов с другими, создание единой информационной базы, развитие информационной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование и развитие информационного пространства Приволжского федерального округа и средств информационного взаимодействия, одной из главных составляющих успешной работы логистической системы, поддержание здоровой рыночной конкуренции, которая будет способствовать снижению цен на логистические услуги. Лишь полное взаимодействие позволит полностью реализовать потенциал в области логистики Приволжского федерального округа и выйти из глобального экономического кризиса не только без убытков, но и высокоразвитой логистической системой [13].

Литература

1. Гайзатуллин, Р.Р. Формирование государственной инвестиционной политики социальноэкономического развития и ее финансовое обеспечение (на примере РТ): Автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Р.Р. Гайзатуллин. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. - 24 с.

2. Морозов, А.И. Особенности развития инвестиционного процесса в АПК региона / А.И. Морозов // Экономический Вестник РТ. - № 2. - 2008. - С. 58.

3. Шарапов, А.Р. Исследование инвестиционного потенциала региональной системы инвестиционного потенциала региональной экономической системы в условиях неопределенности / А.Р. Шарапов // Экономический Вестник РТ. - № 5. - 2008. - С. 48.

4. Читалов, Д. Краткий анализ логистики Поволжского Федерального округа. Перспективы поволжско-голландского сотрудничества / Д. Читалов // http://transbez.com/release/pfo-logistic.html.

5. Информационная справка по ПФО. (http://www.pfo.ru/?id=696).

6. Кузнецова, И. Обновление структуры экономики - основа развития ПФО / И. Кузнецова //

http://www.vremyan.ru/news/obnovlenie_struktury_ekonomiki____osnova_razvitija_pfo.html.

7. Инвестиционные проекты в регионах ПФО. (http://www.pfo.ru/?id=17806).

8. Фасхутдинов, И. Транспортный коридор "Балтика-Китай" даст толчок развитию экономики России в целом и регионов Поволжья / И. Фасхутдинов //

http://www.russianeconomy.ru/Interviews/DetailsView.aspx?ID=399.

9. Евсеева, Е. Когда все сложится? / Е. Евсеева // http://www.logistics.ru/9/23/i20_38498p0.htm.

10. Бочкарев, В. Крестьяне получат компьютерную логистику / В. Бочкарев // http://www.penza.ru/press/chronicle/ax290909vb1350.

11. III Инвестиционный форум 2009 Пензенской области

(http://www.penzaforum.ru/investment_projects/projects/reg_ned24).

12. Транспортно-логистический кластер Самарской области (http://www.saminvest.ru/Transp).

13. Компания «Авалон» реализует инвестпроект по строительству логистического комплекса в Саратовской области (http://www.saratov.gov.ru/news/events/detail.php?ID=28275).

© В. Р. Медведева - канд. экон. наук, каф. логистики и управления КГТУ, [email protected]; Г. Ф. Тагирова - студ. КГТУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.