Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
антикоррупционное мировоззрение / антикоррупционного просвещение / образовательный процесс / образовательные программы / противодействие коррупции / anti-corruption worldview / anti-corruption education / educational process / educational programs / anti-corruption

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коннов Иван Александрович, Парамонов Александр Васильевич

В статье рассмотрены вопросы организации антикоррупционного воспитательного процесса в высших учебных заведениях на базе действующих нормативно-правовых актов. Также в работе отражены ключевые подходы к формированию антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в процессе освоения ими реализуемых образовательных программ. В статье особая роль уделена вопросам системности в ходе формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся не только на ступени высших учебных заведений, но также в течение всего образовательного процесса, включающего в себя разнообразные образовательные и воспитательные программы. На основании выполненного исследования сформулированы предложения по совершенствованию антикоррупционного воспитания обучающихся вузов, в т.ч. по совершенствованию нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коннов Иван Александрович, Парамонов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION WORLD VIEW IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DURING THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the issues of organizing the anti-corruption educational process in higher educational institutions on the basis of the current regulatory legal acts. Also, the work reflects the key approaches to the formation of an anti-corruption worldview among students in the process of mastering the educational programs they are implementing. In the article, a special role is given to the issues of consistency in the formation of an anti-corruption worldview among students not only at the level of higher educational institutions, but also during the entire educational process, which includes a variety of educational and educational programs. On the basis of the research carried out, proposals have been formulated to improve the anti-corruption education of university students, incl. to improve the regulatory framework.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11047 КОННОВ Иван Александрович,

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС,

г. Нижний Новгород, e-mail: konnov-ia@mail.ru

ПАРАМОНОВ Александр Васильевич,

кандидат экономических наук, доцент, руководитель Нижегородского кампуса РАНХиГС,

г. Нижний Новгород, e-mail: a.paramonov@niu.ranepa.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации антикоррупционного воспитательного процесса в высших учебных заведениях на базе действующих нормативно-правовых актов. Также в работе отражены ключевые подходы к формированию антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в процессе освоения ими реализуемых образовательных программ. В статье особая роль уделена вопросам системности в ходе формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся не только на ступени высших учебных заведений, но также в течение всего образовательного процесса, включающего в себя разнообразные образовательные и воспитательные программы. На основании выполненного исследования сформулированы предложения по совершенствованию антикоррупционного воспитания обучающихся вузов, в т.ч. по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: антикоррупционное мировоззрение, антикоррупционного просвещение, образовательный процесс, образовательные программы, противодействие коррупции.

KONNOV Ivan Alexandrovich,

Candidate of Political Science, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Legal Support National Security Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of RANEPA, Nizhny Novgorod

PARAMONOV Alexander Vasilievich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Head

of the Nizhny Novgorod campus RANEPA,

Nizhny Novgorod

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION WORLD VIEW IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DURING THE EDUCATIONAL PROCESS

Annotation. The article discusses the issues of organizing the anti-corruption educational process in higher educational institutions on the basis of the current regulatory legal acts. Also, the work reflects the key approaches to the formation of an anti-corruption worldview among students in the process of mastering the educational programs they are implementing. In the article, a special role is given to the issues of consistency in the formation of an anti-corruption worldview among students not only at the level of higher educational institutions, but also during the entire educational process, which includes a variety of educational and educational programs. On the basis of the research car-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

ried out, proposals have been formulated to improve the anti-corruption education of university students, incl. to improve the regulatory framework.

Key words: anti-corruption worldview, anti-corruption education, educational process, educational programs, anti-corruption

Введение. Коррупционные проявления являются ключевым препятствием эффективного функционирования механизмов правового государства. На данный момент высокий уровень коррупции в Российской Федерации вызывают тревогу в обществе, недоверие к органам власти и формируют негативный имидж страны на международной арене. В связи с этим антикоррупционная политика в сфере образования на данный момент должна быть элементом национальной программы борьбы государства с коррупцией [1].

Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства признается одной из приоритетных задач нашего общества [2]. Особая роль по формированию антикоррупционного мировоззрения отведена сфере высшего образования, где оказывается главное воздействие на формирование человеческой личности, утверждение ценностей и жизненных принципов, выбор профессиональной и общекультурной модели. Необходимо отметить, что образовательная организация высшего образования - это конечная организация, по выпуску из которой выпускники занимают те или иные места с определенными полномочиями, которые потенциально возможно использовать в меркантильных целях.

Вопросы организации антикоррупционного воспитательного процесса в вузах в разрезе нормативно-правовых актов Российской Федерации

Распространение коррупции вызывало и вызывает обеспокоенность, как органов государственной власти, так и населения. Международный опыт показал, что положительные результаты дает работа с молодежью. В связи с этим Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции было принято решение вовлечь объекты образования в проти-вокоррупционные мероприятия. Было принято директивное письмо, установившее следующие требования:

1. Внедрить антикоррупционные формы обучения в учебный процесс.

2. Сформировать кадровый запас для реализации намеченных задач в области антикоррупционного воспитания.

3. Подготовить учебно-методические программы [3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

Было разработано указание Департамента развития Минобрнауки Российской Федерации, согласно которому в учебные курсы необходимо внедрить учебные антикоррупционные программы [4].

Реализуемое антикоррупционное воспитание базируется на Федеральном законе «О противодействии коррупции», который регламентирует основополагающие принципы противодействия коррупции, организационные и правовые основы данного процесса, а также мероприятия для сокращения и/или ликвидации коррупционных проявлений [5].

В 2018 году был разработан и принят Национальный план противодействия коррупции. В Плане было запланировано повышение эффективности образовательных и просветительных мероприятий, ориентированных на формирование у обучающихся антикоррупционного поведения, а также популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов. Для реализации поставленной цели в сфере антикоррупционного воспитания была обозначена необходимость обеспечить включение в федеральные государственные образовательные стандарты образования различных уровней компетенций, которые позволили бы выработать у обучающихся нетерпимое отношение к коррупционному поведению и дальнейшее содействие по пресечению подобного поведения [6].

Для исполнения разработанного Национального плана противодействия коррупции в области антикоррупционного воспитания обучающихся вузов была разработана и внедрена Программа по антикоррупционному просвещению обучающихся. Согласно данной программе, были внедрены дисциплины для формирования антикоррупционного мировоззрения, правосознания, повышения правовой грамотности и уровня доверия к органам власти. В ходе данных дисциплин у обучающихся будет формировать гражданская позиция относительно такого явления как коррупция, а также будет сформирована система знаний и представлений о данном явлении, его причинах, субъектах и объектах, субъектах и механизмах борьбы [7].

Подходы к формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся при освоении ими образовательных программ

В рамках образовательных программ развитие антикоррупционного мировоззрения выполняется по двум векторам: антикоррупционное вос-

питание и просвещение. Воспитание предполагает использование формальных (в ходе уроков и занятий) и неформальных (в рамках внеучебной деятельности) мер. Однако просвещению на данный момент уделяется меньше внимания, что диктует необходимость включения в образовательный процесс тем, посвященных вопросам коррупции.

Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся реализуется на базе следующих принципов: системность; превентивность; преемственность; комплексность; интегрирован-ность; партнерство; учет возрастных особенностей обучающихся.

При этом одним из основных является ком-петентностный подход, который направлен на формирование и развитие критического восприятия текущей ситуации. При освещении тем и вопросов в первую очередь необходимо рассматривать правовое поведение граждан и ценности гражданского общества.

Основополагающие начала формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся отражены в Законе об «Образовании в Российской Федерации». Закон отмечает, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...». Воспитание в законодательном акте определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к кулОьтурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [8].

Перечислим основные подходы к формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся при освоении ими образовательных программ, что соответствует нормам и стандартам, прописанным в законе «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Борьба с правовым нигилизмом.

2. Формирование осознанного восприятия коррупционных явлений как социального феномена, противозаконного деяния.

3. Формирование базовых принципов правовой культуры.

Положительных результатов можно добиться при условии доминирования форм урочной деятельности как на предметном, так и на метапред-метном стадиях. Особую важность при этом принимает разработка подходящего контента, который способствовал бы формированию компетенций правосообразного поведения:

1. Распознание коррупционных явлений, их отличий от других преступлений.

2. Объективная оценка и критический анализ материалов, связанных с коррупцией и противодействием ей.

3. Поиск возможностей и инструментов для сокращения коррупционности [9].

Системность при формировании антикоррупционного мировоззрения обучающихся Положительных результатов в формировании антикоррупционного мировоззрения обучающихся можно достичь при условии системного подхода в ходе всего образовательного процесса, включающего в себя образовательные программы различных уровней, воспитательные программы и календарные планы по воспитательной работе. Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» определил, что с 2021 года «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы» [10].

В связи с этим необходимо констатировать, что с 1 сентября 2021 года в рабочих программах воспитания и календарных планах воспитательной работы образовательных программ высшего образования, вне зависимости от специальностей и направлений подготовки, должна быть отдельным разделом отражена единая антикоррупционная программа. Основной целью программы должно стать формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании обучающегося включающей в себя:

- формирование энергичной гражданской позиции как основы антикоррупционной направленности личности, а также способностей к автономному активному действию в образовательной и практической деятельности;

- воспитание у студентов морально-нравственного предписания, определяющего их профессиональное и будничное антикоррупционное поведение;

- преодоление социальной инертности студентов и мобилизация усилий на твердое осознание надобности практического освоения право-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

вых и моральных норм антикоррупционного поведения студенческой молодежи;

- формирование представлений о значимости профессионального и будничного антикоррупционного поведения, месте и роли будущего специалиста в осуществлении правовых и нравственных норм [11].

Предложения по совершенствованию антикоррупционного воспитания обучающихся вузов

Проведенный анализ показал, что сегодня антикоррупционное воспитание не всегда эффективно. Сегодня оно часто сводится к формальному изложению теоретического материала, не интересного и не актуального. Исправить текущую ситуацию могут следующие меры:

1. Использование международного опыта, в том числе в области нормативно-правовой базы.

2. Постоянное насыщение учебных дисциплин и

мероприятий воспитательной направленности, направленных на формирование надлежащим содержанием антикоррупционной направленности личности.

3. Ориентирование студенческой молодежи на интеграцию личных и профессиональных духовно-нравственных пристрастий.

4. Разработка современных методов и форм, включающих инновационные решения и инструменты. Воспитательная работа должна включать в себя теоретические и практические аспекты.

5. Проведение межвузовских конференций для педагогических работников по проблемам антикоррупционного просвещения обучающихся.

6. Включение в программы прохождения практик раздела «Антикоррупционный аспект деятельности в организации прохождения студентом практики» и введения в учебные планы по всем направлениям подготовки дисциплины по выбору: «Противодействие коррупции в профессиональной сфере».

7. Принятие нормативно-правовых актов, обязующих профессорско-преподавательский состав вузов пройти специализированное обучение в части использования ими методики антикоррупционного воспитания и просвещения.

8. Внесение в нормативно-правовые акты по вопросам учебной нагрузки, предусмотрев антикоррупционную педагогическую воспитательную работу обязательной для каждого преподавателя, установив определенную обязательную годовую педагогическую нагрузку.

Выводы. Необходимость реализации перечисленных мер обусловлена актуальностью противодействия коррупции, требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также желанием самих обучающихся знать текущую ситуацию. Формирование антикоррупционного мировоззрения должно реализовываться посредством наиболее рациональных и эффективных методов преподавания учебной программы. Лекции должны способствовать формированию теоретической базы, а в ходе практических занятий должны оттачиваться знания. Дидактика высшего образования за последние несколько лет обогатилась многочисленными инновационными методами и формами, которые должны использоваться для достижения поставленных целей. Одной из основных является группа практико-ориентиро-ванных методов с доказанной высокой эффективностью, так как формируется крепкая связь теоретического обучения и потребностей практики. Процесс формирования антикоррупционного мировоззрения имеет выраженный междисциплинарный характер, характеризующийся интеграцией дисциплин гуманитарного и юридического векторов.

Список литературы:

[1] Письмо Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 22.12.2011 № ИБ-16412 «О подготовке образовательных программ с использованием зарубежного опыта по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов».-М., 2011. С.1-2. 3.

[2] Письмо Минобрнауки России от 03.08.2015 N 08-1189 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов») // СПС Консуль-тантПлюс/.

[3] Письмо Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 22.12.2011 № ИБ-16412 «О подготовке образовательных программ с использованием зарубежного опыта по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов».-М., 2011. С.1-2.

[4] Письмо Департамента развития образования Минобрнауки Российской Федерации от 11.05.2012 г. № 12-633 «Об учебных антикоррупционных программах» // СПС КонсультантПлюс.

[5] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

[6] Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О национальном плане

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2018.

[7] Распоряжение Правительство Российской Федерации от 29 января 2019 года N 98-р «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.01.2019.

[8] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,

[9] Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации / Е.Н. Барышников, Н.В. Григорян, Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина; под науч. ред. С.В. Жолована. - СПб.: СПбАППО, 2010.

[10] Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Собрание законодательства РФ, 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5063.

[11] Шарапова Е. А. Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза //: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Елена Алексеевна Шарапова. - Краснодар, 2016. - с. 81-82.

Spisok literatury:

[1] Pis'mo Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po protivodejstviyu korrupcii ot 22.12.2011 № IB-16412 «O podgotovke obrazovatel'nyh programm s ispol'zovaniem zarubezhnogo opyta po formirovaniyu antikorrupcionnogo mirovozzreniya u shkol'nikov i studentov».- M., 2011. S.1-2. 3.

[2] Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 03.08.2015 N 08-1189 «O napravlenii informacii» (vmeste s «Meto-dicheskimi rekomendaciyami po vospitaniyu antikorrupcionnogo mirovozzreniya u shkol'nikov i studentov») // SPS Konsul'tantPlyus

[3] Pis'mo Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po protivodejstviyu korrupcii ot 22.12.2011 № IB-16412 «O podgotovke obrazovatel'nyh programm s ispol'zovaniem zarubezhnogo opyta po formirovaniyu antikorrupcionnogo mirovozzreniya u shkol'nikov i studentov».- M., 2011. S.1-2.

[4] Pis'mo Departamenta razvitiya obrazovaniya Minobrnauki Rossijskoj Federacii ot 11.05.2012 g. № 12-633 «Ob uchebnyh antikorrupcionnyh program-mah» // SPS Konsul'tantPlyus.

[5] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ (v red. ot 03.04.2017) «O protivodejstvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 29.12.2008, N 52 (ch. 1), st. 6228.

[6] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 iyunya 2018 g. № 378 «O nacional'nom plane pro-tivodejstviya korrupcii na 2018-2020 gody» // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www. pravo.gov.ru, 30.06.2018.

[7] Rasporyazhenie Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii ot 29 yanvarya 2019 goda N 98-r «Ob utverzhdenii programmy po antikorrupcionnomu prosveshcheniyu obuchayushchihsya na 2019 god» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http:// www.pravo.gov.ru, 31.01.2019.

[8] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.12.2012, N 53 (ch. 1), st. 7598,

[9] Antikorrupcionnoe vospitanie: sistema vospi-tatel'noj raboty po formirovaniyu u uchashchihsya antikorrupcionnogo mirovozzreniya v obrazova-tel'nom uchrezhdenii: metodicheskie rekomendacii / E.N. Baryshnikov, N.V. Grigoryan, L.M. Belovickaya, M.V. Bojkina; pod nauch. red. S.V. Zholovana. - SPb.: SPbAPPO, 2010.

[10] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 N 304-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospi-taniya obuchayushchihsya» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.08.2020, N 31 (chast' I), st. 5063.

[11] Sharapova E.A. Formirovanie antikorrup-cionnoj napravlennosti lichnosti v professional'nom vospitanii studenta vuza //: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / Elena Alekseevna Sharapova. - Krasnodar, 2016. - s. 81-82.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.