9. Geoffrey B. and D. Heam (2010), A Technique of Advanced Latin-American Figures, available at: https://www.danceshopper.com/ballroom-dance-videos.A_Technique_of_Advanced_Latin_Ameri-can_Figures_2_DVD_70500.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2019
УДК 796.071
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИДОПИНГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Марианна Николаевна Пуховская, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В статье представлено определение понятия антидопинговая культура, допинг, его виды, история развития допинга, современные проблемы и возможные пути их решения в виде разработки педагогических технологий формирования антидопинговой культуры студентов образовательной организации высшего образования. Автором проанализированы российские и зарубежные литературные источники, определена роль FISU в разработке образовательных программ для спортсменов и членов спортивного сообщества. Автором сформирован проект понятия «антидопинговая культура» и разработана программа «Формирование антидопинговой культуры», направленная на формирование личности студента нетерпимой к применению допинга.
Ключевые слова: допинг, антидопинговая культура, студенты, спорт, педагогические технологии, программа.
FORMATION OF ANTI-DOPING CULTURE IN THE UNIVERSITY SPACE
Marianna Nikolaevna Puhovskaya, the lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The article presents the definition of anti-doping culture, doping, its types, the history of doping, modern problems and possible solutions in the form of the development of pedagogical technologies for the formation of anti-doping culture of students of educational institutions of higher education. The author analyzes Russian and foreign literature sources, determines the role of FISU in the development of educational programs for athletes and members of the sports community. The author formed the draft concept of' antidoping culture "and developed the program" Formation of anti-doping culture", aimed at the formation of the student's personality intolerant of doping.
Keywords: doping, anti-doping culture, students, sport, pedagogical technologies, program.
Употребление веществ, которые способствуют повышению спортивных результатов, уже много времени волнуют общественность. На сегодняшний день эта проблема является одной из самых актуальных в обществе. Ведь высокий результат на соревнованиях полностью влияет на всю дальнейшую жизнь спортсмена. Каждому хочется оставить свой след в истории и стать узнаваемым среди болельщиков. Все мы знаем, что для спортсменов спорт - дело всей жизни.
Под допингом понимается вещество, усиливающее в несколько раз исходные физические результаты человеческой деятельности [3].
История развития допинговых веществ укладывается в несколько этапов. Начало всему этому было положено еще в 700 году до нашей эры. Спортсмены тех времен употребляли различные травы для повышения эффективности качеств организма. Однако уже в начале двадцатого века проводились различные эксперименты с медикаментозными веществами. Такими как митроглицерин и бензидрин. Лишь в 1935 году немецкий биохимик А. Бутенанд сделал открытие - обособил гормон тестостерон в чистом виде. Его открытие не осталось незамеченным. Изначально тестостерон начали использовать еще во время
войны. Немецкая армия таким образом вырабатывала у солдат агрессию, гнев и ненависть к врагу. Только после этого тестостерон попал на Берлинскую Олимпиаду, где и нашли свое применение известные тестостероновые инъекции. Итогом развития допинговых средств стало изобретение препарата Данабола в США во второй половине двадцатого века. Препарат не только способствует повышению физических результатов, но и помогает набрать мышечную массу, которая так необходима спортсменам для отбора в определенные весовые категории [4].
Обозначив явные проблемы с проведением соревнований в связи с использованием медикаментозных средств, пришлось решать все проблемы на международном уровне. Иначе спорту грозили серьезные угрозы. Начиная от смысла содержания соревнований, при наличии явного обмана и несправедливых игр и заканчивая бесперспективностью развития спортивной сферы.
Борьба против употребления допинга привела к принятию 5 марта 2003 года «Всемирного допингового кодекса». Этот кодекс гласит о честности любых физических соревнований, участники которого обязуются жить по здоровому образу жизни, уважая себя и труд своих коллег. Кроме этого, кодекс включает международное сотрудничество стран, которые будут обязаны сотрудничать друг с другом и проводить в своих странах различные программы для поддержки уменьшения потреблению допинга.
Сегодня допинговый контроль расширил свои рамки еще больше. Так спортсмены всего мира постоянно проходят контроли, сдают анализы, сообщают свои личные данные и информацию о передвижении структурным организациям. Проверка спортсмена может быть и внештатной. Так в любом месте и в любое время спортсмен обязан предоставить все необходимые анализы и личные данные.
Однако все принятые меры на международном уровне не искореняют проблему на все сто процентов. Выявленные нарушения при сдаче анализов не дают полную картину происходящего в современном мире. Так, например, нарушители придумали обходные пути для всяких проверок на своем пути. Это может быть подобранный график приема допинговых средств, который разработан специально для спортсмена или употребление специальных препаратов, которые блокируют проявление выходящих за рамки показателей при сдаче анналов.
Следует учитывать и то, что в настоящее время всё большую проблему начинает представлять собой использование допинга для повышения работоспособности, не только в профессиональном, но и в любительском (студенческом) спорте. Антидопинговые усилия, направленные на то, чтобы удержать элитных спортсменов от допинга путем выявления употребления запрещенных веществ, являются дорогостоящими и, к сожалению, не зарекомендовали себя полностью эффективными ни на высшем, ни на любительском/развлекательном уровне.
Прогнозируя дальнейшие события, мы можем предположить, что употребление допинга и развитие новых современных технологий будут в перспективе на несколько лет впереди, чем существующие антидопинговые контроли и программы. Главенствующая причина употребления запрещенных препаратов заключается в убеждении большинства людей из мира спорта, что без принятия специальных препаратов достичь высоких показателей в спорте просто невозможно. Существующие на сегодняшний день ограничения и нормы, конечно, в несколько раз сокращают и мешают принятию запрещенных препаратов, но не решают эту глобальную проблему.
Для решения существующих проблем, можно рассмотреть несколько путей решения. Во-первых, следует провести абсолютный анализ всех спортивных средств, чтобы устранить те, которые негативно сказываются на человеческом организме и оставить те, которые, например, оказывают лишь положительный эффект: помогают организму быстро восстановиться после соревнований. Во-вторых, продолжать проводить во всех странах антидопинговые программы, одним из наиважнейших направлений которых является
профилактическая работа, а именно организация просветительских и образовательных программ.
Ежегодно во многих странах разрабатываются новые образовательные программы и проводится большой объём антидопинговых мероприятий, направленных на спортсменов, тренеров и врачей [2].
Исследования говорят о том, что образовательные программы должны быть распространены на гораздо большее число целевых групп и включать также: представителей СМИ, соперников, родителей, менеджеров, спортивных психологов, директоров и другой вспомогательный персонал.
Методическим Антидопинговым пособием FISU 2015 года указано, что существует четыре основные темы, которые при использовании в сочетании определяют эффективность программ профилактики — это фактические данные, образование на базе ценностей, последствия для здоровья и этические соображения. Но, к сожалению, существует несколько проблем, снижающих результативность профилактической антидопинговой работы. Во-первых, чаще всего эти программы обращены или к спортсменам высокого уровня или к спортсменам, которые подпадают под допинг контроль. Во-вторых, наличие знаний не влечёт за собой автоматического принятия решения о нетерпимости к допингу (http://sport.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_fïles/sport/docs/pages/AntiDoping_Textbook_-_Russian_-_2015.pdf).
Чтобы постоянно совершенствовать и развивать образовательные программы, требуется инструмент оценки таких программ. На основании научных данных был составлен документ, помогающий антидопинговым организациям оценивать свои образовательные программы (oulihan, В., & Melville, S. (2011). Improving and proving: A handbook for the evaluation of anti-doping education programmes. Canada: World Anti-Doping Agency). Этот документ позволяет определить результативность профилактической работы с определенной группой.
Проекты, финансированные по программе социологических исследований ВАДА, позволили довольно четко определить психологический профиль спортсмена, попадающего в группу высокого риска: спортсмены с высокой ориентацией на превосходство и низкой на задачу, а также перфекционисты больше рискуют начать принимать допинг, чем спортсмены с высокой ориентацией на задачу и низкой на превосходство.
Сложившаяся ситуация предопределила проблему исследования: возникла необходимость сформировать устойчивое нетерпимое отношение к употреблению допинга, то есть антидопинговую культуру в образовательной организации, не только у студентов-спортсменов, но и, у студентов, не занимающихся физической культурой и спортом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время нет строго определенного понятия, что такое антидопинговая культура, лишь в паре статей итальянских и болгарских авторов оно определяется как соединение контроля и образования. (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6421300/, https://www.researchgate.net/publication/233053178_Creating_a_Corporate_Anti-doping_Culture_The_Role_of_Bulgarian_Sports_Governing_Bodies). В нашем понимании антидопинговая культура - это нетерпимое отношение к употреблению допинга, продвижение культуры здоровья, уважения к законам и правилам спорта и сотрудничества между молодежью и взрослыми в обществе. Приняв для себя такое, пока не окончательное, определение этого понятия, мы приступили к нашему исследованию. Программа «Формирование антидопинговой культуры» включает опыт и лучшие практики предыдущих антидопинговых образовательных программ, ориентированных на молодежь. Программа направлена на студентов высших образовательных организаций и построена системе семинаров. Семинары проводятся три раза в модуль (2,5 месяца) по 1,5 часа в течении одного учебного года, всего 24 семинара. Каждый семинар включает теоретические материалы и кейсы, включающие в себя различные педагогические технологии по формированию антидопинговой
культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе исследования нами был разработан опросник и проведен опрос студентов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, который выявил, что у 61,8% респондентов есть знакомые, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. В то же время более четверти (27,3%) из опрошенных признаёт, что будет применять допинг для достижения высокого результата в спорте, если будет считать, что по-другому он этого результата достичь не может и, 41,8% респондентов будет радоваться победе друга, использующего допинг. При этом студенты признают, что обладают не достаточным объёмом знаний не только о реальных последствиях употребления допинга для их организма, но и об уровне своей общей физической подготовленности [1, 5].
Исходя из того, что стиль жизни - это поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности, а антидопинговая культура, являясь частью культуры спорта также является частью культуры личности, мы должны стремиться к тому, чтобы она стала общекультурной ценностью, как и любая другая культура в жизни человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спортизация физического воспитания в системе образования: новые векторы развития формирование готовности у студентов к развитию физической культуры и спорта как долгосрочный федеральный инновационный проект / Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлан, И.В. Лосева, Т.Н. Шутова // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М., 2016. - С. 244-251.
2. Бадрак, К.А. Влияние экспериментальной антидопинговой образовательной программы на отношение молодежи к допингу, с учетом социально-педагогических факторов / К.А. Бадрак // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 2. - С. 8-11.
3. Гик, Е. Спорт и допинг / Е. Гик, Е. Гупало // Наука и жизнь. - 2018. - № 1. - URL : https://www.nkj.ru/archive/articles/12676/ (дата обращения: 01.10.2019).
4. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. - М. : Издательский центр Академия, 2001. - 312 с.
5. Мамонова, О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / Мамонова О.В., Шутова Т.Н. // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. -М., 2016. - С. 519-526. - URL : http://sdo.rea.ru/cde/conference/20/file.php?fileId=74 (дата обращения: 01.10.2019).
REFERENCES
1. Andryushchenko, L.B., Orlan, I.V., Loseva, I.V., and Shutova, T.N. (2016), "Sportization of physical education in the education system: new vectors of development formation of readiness of students for the development of physical culture and sports as a long-term Federal innovation project", Science and Educational Schools in Sports and Physical Education: Materials I Of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Moscow, pp. 244-251.
2. Badrak, K.A. (2011), "Influence of the experimental anti-doping educational program on the attitude of youth to doping, taking into account socio-pedagogical factors", Adaptive physical culture, No. 2, pp. 8-11.
3. Geek, E. and Gupalo, E. (2008), "Sport and doping" Science and life, No 1, available at: https://www.nkj.ru/archive/articles/12676/.
4. Goloshchapov, B.R. (2015), History of physical culture and sports: manual, Academy, Moscow.
5. Mamonova, O.V. and Shutova, T. N. (2016), "Improvement of physical education of students in the conditions of decrease in a state of health", Humanitarian education at an economic university: materials IV International scientific and practical correspondence Internet conference, M., pp. 519-526, available at: http://sdo.rea.ru/cde/conference/20/file.php?fileId=74.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2019
УДК 796.011
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Борисович Качалов, кандидат экономических наук, доцент, Валерий Павлович
Румянцев, доцент, Евгений Васильевич Мамышев, старший преподаватель, Государственный университет управления, Москва
Аннотация
В статье представлены данные педагогического эксперимента, характеризующие двигательную активность студентов, для определения которой были выявлены следующие показатели: частота сердечных сокращений, температура тела, тест Руфье-Диксона. Количество шагов в суточном и недельном цикле определялось с помощью метода шагометрии. Результаты проведенных исследований подчеркивают значимость самоконтроля и отслеживания динамики двигательного потенциала в качестве наглядного определения которых предлагается диаграмма двигательной активности. Визуальное воздействие полученных данных помогает осмыслить и при необходимости пересмотреть свое отношение к регулярной мышечной деятельности, и осознать, что ее недостаток может привести к нежелательным последствиям.
Ключевые слова: двигательная активность, физическая подготовленность, двигательная деятельность, работоспособность.
MOTOR ACTIVITY AND SELF-CONTROL IN LIFE ACTIVITY OF STUDENTS
Dmitry Aleksandrovich Raevsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Borisovich Kachalov, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Valery Pavlo-vich Rumyantsev, the senior lecturer, Evgeny Vasilyevich Mamyshev, the senior teacher, State
University of Management, Moscow
Annotation
This article presents the results of the pedagogical experiment, characterizing the motor activity of the students, for determination of which the following indices were identified: heart rate, body temperature, Ruffier - Dickson test. A number of steps in the daily and weekly cycle have been determined by using the step measuring method. Results of the research highlight the significance of self-control and tracking of dynamics of the motor potential for descriptive definition of which a motor activity diagram is proposed. A visual impact of the findings helps to understand and, if necessary, to revise the attitude to regular muscle activity, and to realize that its deficiency can lead to undesirable consequences.
Keywords: motor performance, physical preparedness, motor activity, performance capability.
ВВЕДЕНИЕ
На занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении, согласно учебному плану, предусматривается 4 академических часа в неделю, что составляет лишь 3035% оптимального суточного объёма движений [3]. При этом оптимальный объём двигательной активности для студенческого возраста составляет 10-14 час. в неделю, что в современных условиях, при наличии фактора ограничения подвижности ставит вопрос о необходимости самоподготовки и самоконтроля в процессе двигательной деятельности [1]. Однако, предлагаемая специалистами методика, как правило, включает в себя общепринятые, традиционные методы и средства для самостоятельных занятий физическими упражнениями с последующим заполнением дневника самоконтроля [1-3].
Чтобы улучшить физическую подготовленность студентов нужны новые приемы и подходы в учебно-методическом процессе, а также практические рекомендации для