УДК 377:37.017.4
А. Б. Мучкаев
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования активной гражданской позиции у студентов колледжа. В ней представлены современные подходы в системе среднего профессионального образования к идее ее формирования, результаты проведенной исследовательской работы по выявлению уровней ее сформированности; построена шкала критериев и показателей по формированию активной гражданской позиции студентов колледжа, которые могут являться основными направлениями для систематического изучения каждо го обучающегося.
Ключевые слова: активная гражданская позиция, уровень сформированности, внутренняя позиция, шкала критериев, идейная направленность, мировоззрение.
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях развития демократии в России все более актуальной становится проблема гражданской активности подрастающего поколения. Исходя из этого, современное общество требует от учебного заведения выработки методов формирования активной гражданской позиции, отвечающих всем запросам гражданского общества. Основным требованием государственной политики в области образования является Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), который определяет воспитание гражданственности и любви к Родине [15, с. 5], что является приоритетным направлением в области образования. Цель данной работы - теоретическое и практическое обоснование формирования активной гражданской позиции студентов колледжа.
Материал и методика исследований. Для решения поставленной цели проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы. В ходе исследовательской работы мы выяснили, что в формировании активной гражданской позиции у студентов колледжа основным свойством является многофункциональность, а также личностно ориентированный подход, обеспечивающий воспитательный процесс, который осуществляется во взаимосвязи педагога с обучающимся и включает в себя формы и методы исследований уровней (состояния) формирования активной гражданской позиции.
Результаты исследований и их обсуждение. В процессе развития российское общество все больше акцентирует внимание на такой проблеме образования, как формирование активной гражданской позиции у подрастающего поколения. В обществе гражданское самосознание формируется через политическую сферу, которая влияет на воспитание подрастающего поколения. Активная гражданская позиция имеет важное значение и необходимые предпосылки для защиты интересов страны, а также подготовки молодого поколения к защите интересов государства. Формирование активной гражданской по-
© Мучкаев А. Б., 2018
Мучкаев Арслан Борисович - аспирант кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.06.2018
зиции студентов колледжа является сегодня реальной необходимостью. Социальные, общественно-политические убеждения во многом определяют навыки и привычки культурного поведения, отношение к окружающему миру, людям, гражданскому воспитанию, ответственность к порученному делу.
Активная гражданская позиция понимается нами как феномен социальной активности личности, который сочетается с индивидуальными и общегражданскими ценностями. В настоящее время рассмотрены различные аспекты формирования активной гражданской позиции. Для решения этой проблемы мы опирались на труды таких педагогов, как Е. В. Бондаревская [4], А. С. Гаязов [6], А. М. Князев [8], А. С. Макаренко [10], В. А. Су-хомлинский [13]. Задача, поставленная перед российским образованием, заключается в подготовке высоконравственных, разносторонних специалистов, способных творчески мыслить. Она неотъемлемо связана с задачей гражданского воспитания будущих специалистов среднего звена.
Как известно, активная гражданская позиция студентов колледжа представляет собой интегральную характеристику индивида, которая обусловлена эмоциональными, познавательными, ориентировочными компонентами, особенностями восприятия в сфере взаимодействия ученика и среды. Проблемы нравственного воспитания исследуются в работах Н. М. Борытко [5], Л. И. Еремеева [7], В. А. Сало [11], Т. А. Сапрыкиной [12]. Можно выделить две нравственные установки личности - идеологическую и психологическую, фактором которой являются внешние признаки по отношению к личности. Внешние установки воздействуют на состояние сознания общества, а также мотивируют отношение личности к объективной реальности. Установка нравственных ценностей групп становится основным направлением в формировании активной гражданской позиции обучающегося как субъекта, носителя нравственных отношений. Для их удовлетворения на основе двух факторов вырабатывается установочное отношение личности: ситуации и потребности. Как отмечает Д. Н. Узнадзе, «...между живым организмом и окружающей средой возникает и развивается взаимодействие активного характера лишь в том случае, если в организме появляется какая-нибудь определенная потребность, а в окружающей среде имеется средство, могущее удовлетворить эту потребность» [14, с. 71-74]. Вопрос о соотношении внутренних и внешних установок, которые не рассматриваются вне связи с этой концепцией, также не могут рассматриваться вне связи с концепцией «внутренняя позиция учащегося». Согласно Л. И. Божович, внутренняя позиция складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занять [3, с. 174-175].
Таким образом, внутренняя позиция обучающегося обусловлена его отношением к действительности и к самому себе. И только через внутреннюю позицию окружающая среда воздействует на его личность. Однако среда не может воздействовать на личность до тех пор, пока установка идеологии социума не войдет в структуру для удовлетворения собственных потребностей и не будет совпадать с его психологической внутренней позицией, пока они не будут действующими факторами ее активной гражданской позиции. Работа педагога по формированию внутренних и внешних факторов активной гражданской позиции студентов колледжа проходит с их внутренней позиции. Таким образом обучающиеся включаются в систему общественных отношений, которые обеспечиваются общественной направленностью их действий и поступков, в которых им, в соответствии со своими качествами, пришлось бы проявить морально-нравственные черты характера. Педагогические основы исследуемого процесса по формированию активной гражданской позиции студентов колледжа дают шанс преподавателю найти и продуманно использовать психологические процессы в единении с разнообразными методами и средствами для побуждения активности студентов среднего профессионального образования [2].
Нравственный опыт приобретается в системе практических нравственных отношений. Анализ системы, в которую включен учащийся и в которой он проявляет себя как субъект, дает ключ к пониманию его поступков, поведения. Процесс формирования активной гражданской позиции студентов колледжа есть по существу овладение все более сложными нравственными отношениями: от простых норм нравственности до высокоразвитых отношений долга и моральной ответственности [5].
Итак, усвоение знаний, самостоятельное их обдумывание должны вести к формированию мировоззрения и активной гражданской позиции [9, с. 394-401]. Исходя из этого, по степени проявления познавательной активности мы поделили обучающихся Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа - участников исследования - на типичные группы по примеру А. Д. Алферова [1, с. 76-77]. В эксперименте участвовали студенты 1 и 3 курсов следующих специальностей: бурильщики нефтяных и газовых скважин, техники по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, программисты и экономисты.
Первая группа, руководствуясь своим мировоззрением, чувством долга, регулярно принимает активное участие в жизни колледжа. Обучающиеся прежде всего отдают предпочтение различным сферам деятельности, при этом испытывают большой интерес к любому порученному делу. Они переживают за честь своего курса, колледжа, за его успехи и неудачи, дорожат мнением своих товарищей. У них в достаточной степени сформированы осознанное и идейно-нравственное отношение к действительности и проявление личностной активности. Обучащиеся второй группы характеризуются тем, что не всегда следуют усвоенным идеям гражданственности и нерегулярно принимают участие в общественно-полезной деятельности. У них слабо сформирована саморегуляция поведения в различных видах деятельности. В отношении к различным сферам деятельности имеются, как правило, интерес, опыт и предрасположенность, это и является уровнем трудовой, общественной активности. Наконец, обучающиеся третьей группы безразлично или отрицательно относятся к общественно-полезной деятельности. Они не участвуют в мероприятиях колледжа, не проявляют активность, предпочитают быть слушателями и зрителями.
В шкале каждый критерий представлен в трех проявлениях: на высоком, среднем и низком уровнях. Конкретному обучающемуся присущ только одно из трех проявлений каждого критерия. Шкала критериев и показателей уровня формирования активной гражданской позиции студентов среднего профессионального образования (в основе градации - проявление каждого критерия: на высоком (1), среднем (2), низком (3) уровнях) выглядит следующим образом:
Блок А. Идейная направленность личности.
I. Глубокое и полное осознание идей и проявление твердости в их усвоении.
II. Направленность целей и мотивов деятельности и поведения.
Блок Б. Умение руководствоваться усвоенными идеями гражданственности в общественно ценной деятельности и проявление личной активности.
III. Участие в общественной жизни группы, колледжа и проявление общественной активности.
IV. Отношение к учебе и проявление познавательной активности.
V. Участие в труде и проявление трудовой активности.
Блок В. Отношение к своей семье.
VI. Выполнение обязанностей члена семьи, проявление активности в удовлетворении семейных потребностей.
Блок Г. Отношение учащегося к самому себе.
VII. Активность в самосовершенствовании (самообразовании, самовоспитании).
Социальные педагоги и актив группы под руководством куратора составляют характеристики учащихся, при этом исходят из шкалы показателей. Разумно организованное обсуждение характеристики позиции каждого обучающегося вызывает большой интерес и активность всего коллектива на классном собрании, где высказываются критические замечания, вносятся поправки и дополнения, ставятся задачи на будущее для самосовершенствования. Практика выявления уровня сформированности активной гражданской позиции студентов учреждений среднего профессионального образования свидетельствует о том, что можно получить необходимые данные с помощью разнообразных методов: анкетирования, наблюдения, анализа труда студентов, бесед с куратором и родителями. С помощью описанных выше методов и шкалы показателей мы выявили наличные уровни сформированности позиции первокурсников в начале учебного года и условно выделили три группы.
В первой группе (с высоким уровнем) студенты глубоко и полно понимают идеи гражданственности и тем самым проявляют высокую активность. Во второй группе (со средним уровнем) у обучающихся верное понимание мировоззренческой позиции не всегда является эффективным, так как у них еще не сформировалась деятельность самоконтроля и поведения; свою активность они проявляют эпизодически, в зависимости от жизненных ситуаций. К третьей группе (с низким уровнем) относятся те, у которых имеются недостатки в усвоении мировоззренческих идей, а также некоторые идеи истолковываются неправильно, что и приводит к неправильной оценке явлений; к участию в общественной деятельности группы или колледжа они относятся пассивно или даже отрицательно; характеризуются низким уровнем сформированности мировоззрения.
Обучающиеся давали устные и письменные ответы на вопросы. Если у них возникали затруднения в определении сущности понятий активной гражданской позиции, раскрытии их содержания, предлагалось приводить примеры поведения людей в различных ситуациях. Одновременно учитывалось проявление рассматриваемых позиций у самих подростков. Это помогало нам определить уровень сформированности их активной гражданской позиции. В основу анализа правильности понимания сущности понятий гражданской позиции были положены следующие критерии: 3 - высокий уровень (проявляется): студент полностью понимает суть рассматриваемого вопроса, а также личное отношение к обязанностям, умение действовать в реальной обстановке в соответствии с усвоенными требованиями; 2 - средний уровень (проявляется слабо): понимание проблемы рассматриваемого вопроса и добросовестное отношение к обязанностям являются активными, но неустойчивыми; 1 - низкий уровень (не проявляется): непонимание сущности рассматриваемого понятия или негативное отношение к тем обязанностям, которые из него вытекают (табл. 1).
Таблица 1
Уровень усвоения студентами 1, 3 курсов (СПО) содержания нравственных понятий (активной гражданской позиции), в % к числу опрошенных
Правильное Неглубокое Непонимание
Определяемое понимание понимание
понятие 3 балла 2 балла 1 балл
1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс
Патриотизм 10 24 14 12 7 5
Убежденность 13 26 15 11 9 7
Дисциплина 12 21 15 7 - -
Мужество 15 25 13 4 3 -
Смелость 14 23 15 6 2 -
Ответственность 11 24 10 7 4 -
Самостоятельность 15 25 12 6 - -
Итак, мы выяснили, что обучающиеся имеют понятие о социально ценных качествах человека, понимают, что хорошо и что плохо, но не всегда умеют давать четкое определение понятий, однако могут иллюстрировать содержание понятий гражданской позиции примерами из жизни семьи, курса, колледжа, города, подтверждать поступками героев кинофильмов, художественных произведений. Из года в год растет правильное понимание обучающимися содержания выделенного выше уровня усвоения понятий активной гражданской позиции, однако у более половины обследованных нами подростков уровень усвоения нравственных понятий остается невысоким.
Резюме. Таким образом, результаты исследования показали уровень формирования активной гражданской позиции студентов колледжа. Полученный эмпирический опыт, а также формы и методы решения задач, по которым можно ориентироваться сегодня, продемонстрировали, как готовить специалистов среднего звена в контексте формирования активной гражданской позиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферов А. Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. - Ростов н/Д. : Изд-во Рост. н/Д. гос. пед. ин-та, 1976. - 164 с.
2. Арзамасцева Н. И. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания школьников // Формирование духовности, достоинства и гражданственности личности в истории, теории и практике образования : материалы IV Равкинских чтений. - Йошкар-Ола, 2009. - С. 26-29.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. - 447 с.
4. Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников. - Ростов : Красное знамя, 1976. - 190 с.
5. Борытко Н. М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3(17). - С. 19-23.
6. Гаязов А. С. Образование как пространство формирования личности гражданина. - М. : Владос, 2006. - 284 с.
7. Еремеева Л. И. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности будущего профессионала // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 6. - С. 49.
8. Князев А. М. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. -М. : Изд-во РАГС, 2007. - 184 с.
9. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка к обучению. - М. : Смысл, 2009. - 423 с.
10. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 7 . - М. : Педагогика, 1986. - 320 с.
11. Сало В. А. Духовно-нравственное воспитание студентов // Специалист. - 2015. - № 11-12. - С. 22.
12. Сапрыкина Т. А. Формирование духовно-нравственной культуры современного подростка // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 8. - С. 22-24.
13. СухомлинскийВ. А. Павлышская средняя школа. -М. : Просвещение, 1969.-400 с.
14. Узнадзе Д. Н. Общая психология. - СПб. : Питер, 2004. - 413 с.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ. -М., 2012.- 145 с.
UDC 377:37.017.4
A. B. Muchkaev
FORMATION OF SOCIAL ACTIVISM AT VOCATIONAL EDUCATION
INSTITUTION STUDENTS
B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia
Abstract. The article is devoted to the problems of formation of social activism at vocational education institution students. It presents the modern approaches of secondary vocational education to the idea of formation of social activism, as well as the research work results to identify the levels of its formation; gives the scale of criteris and indicators for the formation of social activism at vocational education institution students; says that these indicators can contribute to systematic study of a student.
Keywords: social activism, level offormation, personal position, scale of criteria, ideological orientation, outlook.
REFERENCES
1. Alferov A. D. Vospitanie u uchashhikhsya otvetstvennogo otnosheniya k ucheniyu. - Rostov n/D. : Izd-vo Rost. n/D. gos. ped. in-ta, 1976. - 164 s.
2. Arzamasceva N. I. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya shkol'ni-kov // Formirovanie dukhovnosti, dostoinstva i grazhdanstvennosti lichnosti v istorii, teorii i praktike obrazovaniya : materialy IV Ravkinskikh chtenij. - Joshkar-Ola, 2009. - S. 26-29.
3. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. - M. : Prosveshhenie, 1968. - 447 s.
4. Bondarevskaya E. V. Formirovanie nravstvennogo soznaniya starshikh Shkolnikov. - Rostov : Krasnoe znamya, 1976. - 190 s.
5. Borytko N. M. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie: eticheskij podkhod // Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 3(17). - S. 19-23.
6. Gayazov A. S. Obrazovanie kak prostranstvo formirovaniya lichnosti grazhdanina. - M. : Vlados, 2006. -
284 s.
7. Eremeeva L. I. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie - osnova formirovaniya lichnosti budushhego profes-sionala // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2015. - № 6. - S. 49.
8. Knyazev A. M. Vospitanie cheloveka i grazhdanina kak filosofsko-pedagogicheskaya problema. - M. : Izd-vo RAGS, 2007. - 184 s.
9. Leont'evA. N. Psikhologicheskie osnovy razvitiya rebenka k obucheniyu. - M. : Smysl, 2009. - 423 s.
10. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya : v 8 t. T. 7 . - M. : Pedagogika, 1986. - 320 s.
11. Salo V A. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie studentov // Specialist - 2015. - № 11-12. - S. 22.
12. Saprykina T. A. Formirovanie dukhovno-nravstvennoj kul'tury sovremennogo podrostka // Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. - 2011. - № 8. - S. 22-24.
13. Sukhomlinskij V. A. Pavlyshskaya srednyaya shkola. -M. : Prosveshhenie, 1969. -400 s.
14. Uznadze D. N. Obshhaya psikhologiya. - SPb. : Piter, 2004. -413 s.
15.Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Possijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.-M., 2012.- 145 s.
© Muchkaev A. B., 2018
Muchkaev, Arslan Borisovich - Post-graduate Student, Department of Pedagogy, B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia; e-mail: kgkng2015 @mail.ru
The article was contributed on June 13, 2018