УДК 372.83:371.321
ББК Ч426.6-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Попова Нина Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и экономики, институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected].
Муравьева Ирина Игоревна,
бакалавр 2-го курса, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected].
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МЕТОДОМ БЕСЕДЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: беседа как метод формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий учащихся.
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются универсальные учебные действия учащихся (УУД), которые положены в основу федеральных государственных образовательных учреждений. Обращается внимание на составляющие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Приводится конкретный пример, как на уроках обществознания можно методом беседы формировать УУД.
В методическом аспекте для изучения темы предложены следующие возможности беседы: 1) по дидактическим целям: вводная, сообщающая, повторительно-обобщающая, контрольно-корректирующая; 2) по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивная, поисковая; 3) по способу мышления: индуктивная, дедуктивная; 4) по форме проведения: катехизическая, сократическая, эвристическая, герменевтическая.
Даются методические советы учителю по формированию УУД учащихся на примере темы «Экономическая безопасность государства». В частности, заостряется внимание учащихся на слагаемых безопасности государства: целостность государства, государственный суверенитет, противостояние внешним и внутренним угрозам, поддержание социального, политического, оборонного существования, экономическая рост и стабильность, открытость экономики страны. Для понимания содержания данной темы приводятся примерные вопросы, обосновываются способы активизации мыслительной деятельности учащихся, даются варианты обобщения изученного материала.
Popova Nina Evgenyevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, of Department of Technology and Economy, Institute of Physics, Technology and Economy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Murav'eva Irina Igorevna,
Second Year Bachelor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF PUPILS AT SOCIAL SCIENCE LESSONS BY MEANS OF THE METHOD OF CONVERSATION
KEYWORDS: conversation as a method of formation of personal, regulatory, informative, communicative universal actions of pupils.
ABSTRACT. The article deals with universal learning actions of pupils (ULA) which are put at the basis of activity of federal public educational institutions. The authors pay attention to the components of personal, regulatory, informative, communicative universal learning actions. The article gives a concrete example of application of the method of conversation to form ULA at the lessons of "Social sciences". The following opportunities of conversation as a method of teaching a subject are described: 1) according to didactic purposes: introductory, stating, revising-generalizing, controlling and correcting; 2) according to the nature of cognitive activity of pupils: reproductive and investigating; 3) according to the way of thinking: inductive, deductive; 4) according to the form of carrying out: catechetical, socratic, heuristic, hermeneutical.
The article contains advice on the methods of formation of ULA of pupils on the example of the subject "Economic Security of the State". In particular, the attention of pupils is attracted to the constituents of safety of the state: integrity of the state, state sovereignty, opposition to external and internal threats, maintenance of social, political, and defense existence, economic growth and stability, openness of the national economy. For understanding the content of this topic, the authors provide approximate questions, substantiate the ways of activization of cogitative activity of pupils, and give options of generalization of the studied material.
Oбучение современных школьников универсальных учебных действий. В дан-
строится на основе ФГОС СОО ном стандарте обращается внимание на
[13], где рассматривается формирование следующие проблемы:
© Попова Н. Е., Муравьева И. И., 2016
- становление личностных характеристик выпускника [13] («портрет выпускника школы»), который любит свой край и Родину; мыслит креативно и критически; владеет методами познания окружающего мира; способен к научному сотрудничеству и учебно-исследовательской деятельности, профессиональной и информационной деятельности и т. д.;
- сформированность учебных качеств учащихся, которые рассматривается на 3-х уровнях: личностном, метапредметном, предметном, овладение универсальными учебными действиями (далее УУД).
Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, познавательные, общеучебные, логические и коммуникативные, формирование которых происходит интегративно.
Личностные универсальные действия ученика — это самоопределение ученика, смыслообразование ученика, нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные универсальные действия ученика — это целеполагание, планирование, прогнозирование, совершение действия, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные универсальные учебные действия ученика включают в себя общеучебные универсальные действия (поиск способов, методов, средств значимой информации; задействование ранее полученных знаний, использование знаково-символических средств) и логические универсальные действия (анализ, синтез, выбор оснований и критериев, выведение понятий, построение логической цепочки, доказательность речи, выдвижение гипотез).
Коммуникативные универсальные учебные действия — это умение понимать различные позиций людей, ориентироваться на партнера в общении и взаимодействии, учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач [7].
Формирование названных универсальных учебных действий учащихся возможно содержанием всех предметов, входящих в состав школьного учебного плана.
В данной статье рассмотрим возможности формирования УУД средствами содержания предмета «Обществознание», в частности на примере темы «Экономическая безопасность государства».
Потребность в защите от внешних воздействий и внутренних изменений, необходимость в безопасности жизни человека, семьи, групп людей, общества, государства становится насущной потребностью современности. Кроме того, проблема экономической безопасности становится актуальной для любого современного человека, жизнь которого не может быть отделена от экономических процессов, происходящих в обществе.
В условиях рыночной экономики безопасное существование государств стало весьма актуальным, потому что неполное или частичное удовлетворение безопасности может пагубно повлиять на деятельность отдельных граждан, организаций, государств и общества в целом и углубить кризисное состояние всех сфер жизнедеятельности.
Все перечисленное дает основание утверждать, что тема «Экономическая безопасность государства» должна подробно изучаться, чтобы сформировать у учащихся УУД, обозначенные в ФГОС СОО.
Рассмотрим поэтапно слагаемые экономической безопасности государства, в частности:
- целостность государства;
- неуязвимость и независимость его экономических интересов - государственный суверенитет;
- противостояние внешним и внутренним угрозам, факторам;
- поддержание социального, политического, оборонного существования и инновационного развития;
- устойчивое развитие экономики, включая экономический рост, и социально-экономическая стабильность общества;
- открытость экономики страны, ее место в международном разделении труда, мировой торговле, ее конкурентоспособность.
Доминирующим методом изучения данной темы является беседа.
Именно беседа является весьма эффективным методом изучения данной темы, так как учащиеся к 11-му классу уже имеют определенные знания о современных проблемах мировой экономики, международного сотрудничества, что позволяет активизировать их учебно-познавательную деятельность, развивать внимание и мышление, совершенствовать коммуникативные УУД, а также осуществлять поступательное развитие регулятивных УУД: контроль, коррекция, оценка, рефлексия.
В ходе изучения вопроса потребности в безопасности, сохранении целостности государства, его суверенитета методом вводной беседы акцентируем знания учащихся по ранее изученным темам, систематизируем и обобщаем теоретический материал. Например [4, с. 21]):
- Каковы основные жизненные потребности людей?
- Как строится «пирамида потребностей» по Маслоу?
- Почему люди личную безопасность отождествляют с безопасностью страны?
Серия подобных вопросов к учащимся по ранее изученному материалу будет способствовать развитию познавательных общеучебных и логических УУД.
Индивидуальное опережающее задание к ученикам по обзору источников средств массовой информации о современной экономической безопасности страны (нравственно-этическое оценивание международной ситуации) не только направлено на формирование личностных УУД, но и на формулирование собственной позиции (коммуникативные и общеучебные УУД) по проблеме противостояния государства возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Экономическая безопасность страны -это поддержание социального, политического, оборонного существования и инновационного развития.
Данная подтема изучается с помощью сообщающей беседы педагога, которая знакомит учащихся с новыми сведениями, конкретизирует и расширяет имеющиеся знания, формируя регулятивные УУД: це-леполагание, коррекцию и оценку собственных имеющихся знаний.
Этот вопрос темы может быть изучен также и с помощью проблемных вопросов, в частности:
- Почему разрядка международной напряженности и разоружение стран имеют экономическое значение?
- Как различия в уровне жизни разных стран влияют на экономическую безопасность в мире?
- Почему ускорение научно-технического прогресса, инновационное развитие стран связывают с экономической безопасностью страны?
С помощью этих и других проблемных вопросов и ответов на них у учащихся формируется доказательная речь (познавательные логические УД), выбор оснований и критериев для подтверждения предположений о социальном, политическом, инновационном развитии страны
(познавательные логические УД и коммуникативные УД).
Экономическая безопасность страны характеризуется также наличием стабильного дохода, ресурсов, которые позволяют поддерживать уровень жизни населения в настоящем и будущем, поэтому данную проблему изучаем через поисковую беседу, основанную на анализе, сравнении, доказательстве и обобщении статистических
данных (познавательные логические УУД). В результате проведенных индуктивных и дедуктивных методов познания в ходе беседы учащихся должны продемонстрировать достаточно хорошо сформированные познавательные логические УУД, также учащиеся должны осознавать, что экономическая безопасность определяет способность экономической системы развиваться динамично, эффективно, поддерживать нормальные условия жизни и деятельности населения, обеспечивать ресурсами для поступательного развития экономики государства.
Изоляция и замкнутость страны от мирового информационно-финансового пространства тормозит развитие национальной экономики, поэтому современная экономика государства должна быть открытой. Для изучения этой проблемы необходимо рассмотреть с учащимися пределы (границы) открытости национальной экономики, что является важнейшим показателем ее стабильного развития. Понимание этого вопроса можно изучать различными формами беседы: катехизически (вопрос -ответ), сократически (размышления), герменевтически (разъяснение) [8], что будет способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД учащихся.
Работа с первоисточниками, поиск способов, методов, средств получения значимой информации (познавательные общеучебные УУД), а затем беседа учителя с учащимися на основе обобщения, выводов, закономерностей (регулятивные прогнозирующие УУД) должна привести обучающихся к самостоятельному выводу (познавательные общеучебные УУД, коммуникативные УУД), что экономическая безопасность страны может быть достигнута только тогда, когда экономическая ситуация в ней не превышает предела, грозящего национальному суверенитету, ослаблению военной мощи, снижению уровня жизни населения, срыву достижения глобальных стратегических целей страны.
Таким образом, учащиеся с помощью беседы и самостоятельных выводов (регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка) должны прийти к заключению, что только потребность в безопасности, сохранении целостности государства, его суверенитета, противостояние внешним и внутренним угрозам, поддержание социального, политического, оборонного существования и инновационного развития, стабильность доходов и ресурсов, соблюдение пределов открытости национальной экономики будут способствовать устойчивому развитию экономики, социально-экономической стабильности общества, что, в целом, создаст предпосылки для экономической безопасности государства.
Такой вывод в ходе изучения темы методом беседы наглядно подтвердит, что на уроках обществознания формируются уни-
версальные учебные действия учащихся, что идеи, заложенные в ФГОС СОО, воплощаются в учебном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко Н. М. Теория обучения : учебник для ст-тов пед. вузов. Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2008. 72 с.
2. Ильин Е. Н. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
4. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс : учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М. : Вита-Пресс, 2007. 272 с.
5. Подласый И. П. Педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»: в 3-х книгах. Кн. 1. 2008. 527 с.
6. Попова Н. Е. Формирование компетенций учащихся через игровые методы обучения // Scientific Review Proceeding of the international scientific conference / Czech Republic Karlovy Vary - Russia, 2015. P. 375-363.
7. Попова Н. Е., Еремина О. А. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО / / Педагогическое образование в России. 2015. №12. С. 139—144.
8. Попова Н. Е., Лобут А. А. Теория и методика обучения экономике : учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 2008. С. 96-97.
9. Программа формирования УУД // pedagogie.ru. URL: http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/programa-formirovanija-ud.html. Дата обращения: 05.10.2015.
10. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2011. 608 с.
12. Соколов А. С. Вальс с Энергией Сотворения или Педагогика XXI века. Кн. 1. Начала начал. Издательство : Тесса, 2006. 208 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года: принят 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г. 50 с.
14. Хуторской А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) // Вопросы философии. 2008. №4. 195 с.
LITERATURA
1. Borytko N. M. Teoriya obucheniya : uchebnik dlya st-tov ped. vuzov. Volgograd : Izd-vo VGIPK RO, 2008. 72 s.
2. Il'in E. N. Motivatsiya i motivy. SPb. : Piter, 2002. 512 s.
3. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli : posobie dlya uchitelya / Pod red. A. G. Asmolova. M. : Prosveshchenie, 2008. 151 s.
4. Lipsits I. V. Ekonomika. Bazovyy kurs : uchebnik dlya 10, 11 klassov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. 6-e izd. M. : Vita-Press, 2007. 272 s.
5. Podlasyy I. P. Pedagogika : uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyam podgotovki i spetsial'nostyam v oblasti «Obrazovanie i pedagogika»: v 3-kh knigakh. Kn. 1. 2008. 527 s.
6. Popova N. E. Formirovanie kompetentsiy uchashchikhsya cherez igrovye metody obucheniya // Scientific Review Proceeding of the international scientific conference / Czech Republic Karlovy Vary - Russia, 2015. P. 375-363.
7. Popova N. E., Eremina O. A. Integratsiya universal'nykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS SOO / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. №12. S. 139—144.
8. Popova N. E., Lobut A. A. Teoriya i metodika obucheniya ekonomike : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Ekaterinburg, 2008. S. 96-97.
9. Programma formirovaniya UUD // pedagogie.ru. URL: http://pedagogie.ru/stati/ proektirovanie/ programa-formirovanija-ud.html. Data obrashcheniya: 05.10.2015.
10. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy. V 2 t. T. 1. M. : NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006. 816 s.
11. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika : uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. M. : Akademiya, 2011. 608 s.
12. Sokolov A. S. Val's s Energiey Sotvoreniya ili Pedagogika XXI veka. Kn. 1. Nachala nachal. Izdatel'stvo : Tessa, 2006. 208 s.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 goda: prinyat 21 dek. 2012 g.: odobren Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g. 50 s.
14. Khutorskoy A. V. Dialogichnost' kak problema sovremennogo obrazovaniya (filosofsko-metodologicheskiy aspekt) // Voprosy filosofii. 2008. №4. 195 s.