михайловская А. Л. Формализация подготовительной работы в процессе подготовки годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций Mikhaylovskaya A. L. Formalization of preparatory work in drawing up an annual accounting report of an agricultural organization
УДК 65.052я.73
Формализация подготовительной
работы в процессе подготовки годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций
Михайловская Анна Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов
e-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»
Аннотация. Рассмотрены этапы проведения подготовительной работы перед
V/ ^ V/ I V/
составлением годовой бухгалтерской финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций. Проанализирована нормативная документация по составлению бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций. Изучены мнения разных авторов об этапах подготовительной работы перед составлением годовой бухгалтерской финансовой отчетности. Предложена последовательность процедур подготовительной работы в процессе составления бухгалтерской отчетности сельскохозяйственными организациями с обоснованием их необходимости.
ключевые слова: этапы подготовительной работы, бухгалтерская финансовая отчетность, инвентаризация, закрытие счетов, исправление ошибок.
Все предприятия, независимо от форм собственности, в т.ч. и сельскохозяйственные организации, должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Необходимость составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности закреплена ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. (ред. от 23.05.2016) [1]. В ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» подробно приводятся общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный
год.
4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.
8. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны и др. [1]
Целью проведенного исследования является систематизация подходов и определение порядка проведения подготовительной работы перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственными организациями.
Задачами исследования являются:
- изучение теоретических аспектов осуществления подготовительной работы в процессе составления годовой бухгалтерской отчетности;
- разработка наиболее оптимального порядка проведения подготовительной работы по составлению годовой бухгалтерской отчетности.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, имеющими непосредственное отношение к процессу составления отчетности, являются:
- Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. (ред. от 23.05.2016) [1];
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н[2];
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43[3];
- Приказ Минсельхоза РФ от 21.09.2000 № 774 «О специализированных формах годового бухгалтерского отчета для сельскохозяйственных организаций за 2000 год» и др.
В Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1] отражены, как уже говорилось выше, общие требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, представлен ее состав, даны определения «отчетная дата», «отчетный период», раскрыты особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц, отражена информация о представлении обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», также как и в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», отражены «Общие положения», даны понятия «отчетный период», «отчетная дата» и «пользователь», состав отчетности и общие требования к ней, содержание основных форм отчетности и приложений к ним. Вся информация практически полностью дублирует содержание федерального закона.
Но, тем не менее, ни в одном нормативном документе не содержится информация о порядке проведения подготовительных работ по составлению отчетности.
Составлению годовой бухгалтерской отчетности предшествует проведение определенных процедур, этапов подготовительной работы.
По мнению Е.Н. Домбровской [4], составлению бухгалтерской отчетности обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:
1) проверка соответствия данных первичных учетных документов данным бухгалтерского учета;
2) проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
3) уточнение оценки имущественных статей баланса;
4) проверка записей на счетах бухгалтерского учета;
5) закрытие счетов, проведение реформации баланса;
6) составление оборотной ведомости по счетам Главной книги, которая охватывает все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные предшествующими действиями.
По мнению проф. В.Д. Новодворского [5], составление годовой отчетности состоит из ряда последовательных этапов:
1) годовая инвентаризация имущества и обязательств;
2) отражение приобретенных материальных ценностей, находящихся в пути, неотфактурованных поставок, уточнение оценки забалансовых статей;
3) уточнение оценки статей актива баланса заключительными записями декабря, образование оценочных резервов;
4) уточнение распределения доходов и расходов, прибылей и убытков между двумя календарными годами, закрытие счета учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции и незавершенного производства;
5) выявление окончательного (годового) финансового результата путем суммирования всех частных результатов, расчет отложенных налогов;
6) внесение в Главную книгу уточнений по выявленным условным фактам и событиям после отчетной даты или отражение этих уточнений в пояснительной за-
писке к годовому отчету;
7) составление итоговой оборотной ведомости по счетам Главной книги, охватывающей все исправительные и дополнительные записи, которая является основной для составления формы отчетности;
8) проверка (аудит, ревизия) годовой бухгалтерской отчетности;
9) утверждение годовой бухгалтерской отчетности уполномоченным органом управления организацией.
Доценты Л.В. Пономарева и Н.Д. Стельмашенко [6] считают, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должны быть проведены специальные процедуры:
1) проведение годовой инвентаризации активов и обязательств;
2) восстановление оценочных резервов, образованных в прошлом году (присоединение неиспользованных сумм оценочных резервов к прибыли отчетного года, следующего за периодом их создания);
3) проверка обоснованности признания и величины оценочных обязательств в конце года;
4) закрытие субсчетов, открытых к сч. 90 «Продажи»;
5) закрытие субсчетов, открытых к сч. 91 «Прочие доходы и расходы»;
6) закрытие сч. 99 и списание чистой прибыли (убытка) на сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
7) отражение в формах отчетности информации о событиях послеотчетной даты.
По мнению проф. Ю.И. Сигидова [7], формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:
1) уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;
2) проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;
3) выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов; закрывается счет 99 «Прибыли и убытки»;
4) составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;
5) в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательно проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.
Проф. Я.В. Соколов [8] дает определение процедуры составления бухгалтерской отчетности: «это есть упорядоченная совокупность действий и методологических приемов, выполняемых (применяемых) для ее формирования». Составить бухгалтерскую отчетность позволяет совокупность определенных действий и приемов путем последовательных шагов:
Шаг 1. Исправление ошибок, которые выявлены до даты представления бухгалтерской отчетности и относятся к периоду, за который составляется бухгалтер-
ская отчетность.
Шаг 2. Уточнение оценки отраженных в бухгалтерском учете активов и обязательств.
Шаг 3. Отражение финансового результата деятельности организации.
Шаг 4. Оценка информации об условных фактах хозяйственной жизни.
Шаг 5. Заполнение форм бухгалтерской отчетности.
Шаг 6. Составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности.
Шаг 7. Составление консолидированной бухгалтерской отчетности.
Шаг 8. Подтверждение достоверности и утверждение бухгалтерской отчетно-
Таким образом, проанализировав мнения разных авторов, обобщим полученные данные в таблице.
Таблица. Этапы проведения подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
Последовательность процедур по мнению разных авторов
№ п/п Е.Н. Домбров-ская В.Д. Новодвор-ский Л.В. Пономарева, Н.Д. Стельма-шенко Ю.И.Сигидов Я.В. Соколов
1 Проверка соответствия данных первичных учетных документов данным бухгалтерского учета Годовая инвентаризация имущества и обязательств Проведение годовой инвентаризации активов и обязательств Уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами Исправление ошибок, которые выявлены до даты представления бухгалтерской отчетности и относятся к периоду, за который составляется бухгалтерская отчетность
2 Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств Отражение приобретенных материальных ценностей, находящихся в пути, неотфактурованных поставок, уточнение оценки забалансовых статей Восстановление оценочных резервов, образованных в прошлом году (присоединение неиспользованных сумм оценочных резервов к прибыли отчетного года, следующего за периодом их создания) Проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством Уточнение оценки отраженных в бухгалтерском учете активов и обязательств
Последовательность процедур по мнению разных авторов
№ п/п Е.Н. Домбров-ская В.Д. Новодвор-ский Л.В. Пономарева, Н.Д. Стельма-шенко Ю.И.Сигидов Я.В. Соколов
3 Уточнение оценки имущественных статей баланса Уточнение оценки статей актива баланса заключительными записями декабря, образование оценочных резервов Проверка обоснованности признания и величины оценочных обязательств в конце года Выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов; закрывается счет 99 «Прибыли и убытки» Отражение финансового результата деятельности организации
4 Проверка записей на счетах бухгалтерского учета Уточнение распределения доходов и расходов, прибылей и убытков между двумя календарными годами, закрытие счета учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции и незавершенного производства Закрытие субсчетов, открытых к сч. 90 «Продажи» Составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями Оценка информации об условных фактах хозяйственной жизни
5 Закрытие счетов; проведение реформации баланса Выявление окончательного (годового) финансового результата путем суммирования всех частных результатов, расчет отложенных налогов Закрытие субсчетов, открытых к сч. 91«Прочие доходы и расходы» Инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации Заполнение форм бухгалтерской отчетности
6 Составление оборотной ведомости по счетам Главной книги, которая охватывает все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные предшествующими действиями Внесение в Главную книгу уточнений по выявленным условным фактам и событиям после отчетной даты или отражение этих уточнений в пояснительной записке к годовому отчету закрытие сч. 99 и списание чистой прибыли (убытка) на сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности
Последовательность процедур по мнению разных авторов
№ п/п Е.Н. Домбров-ская В.Д. Новодвор-ский Л.В. Пономарева, Н.Д. Стельма-шенко Ю.И.Сигидов Я.В. Соколов
7 Составление итоговой оборотной ведомости по счетам Главной книги, охватывающей все исправительные и дополнительные записи, которая является основной для составления формы отчетности Отражение в формах отчетности информации о событиях после отчетной даты Составление консолидированной бухгалтерской отчетности
8 Проверка (аудит, ревизия) годовой бухгалтерской отчетности Подтверждение достоверности и утверждение бухгалтерской отчетности
9 Утверждение годовой бухгалтерской отчетности уполномоченным органом управления организацией
По данным таблицы можно сделать выводы:
1) количество процедур подготовительной работы перед составлением бухгалтерской отчетности у разных авторов отличается в интервале от 5 до 9 этапов;
2) последовательность работ перед составлением бухгалтерской отчетности также отличается. У отдельных авторов подготовительные работы начинаются с проведения годовой инвентаризации, у других - с исправления ошибок в документах и регистрах, с проверки соответствия данных первичных документов данным бухгалтерского учета и др.;
3) у части авторов среди этапов подготовительной работы отсутствуют важные процедуры. Например, нет процедуры закрытия счетов, проведения инвентаризации и др.
Проанализировав мнения разных авторов, попробуем сформировать на их основе наиболее оптимальную последовательность процедур, которые необходимо провести перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Исходим из того, что проведение каждой процедуры подготовительной работы имеет очень важное значение. Поэтому каждая процедура должна быть проведена своевременно и в определенном порядке. Т.к. например, нельзя проводить этап закрытия бухгалтерских счетов до проведения инвентаризации, корректировки записей на счетах и исправления ошибок в документах. Но каждая процедура, тем не менее, важна для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Про-
верять записи на счетах бухгалтерского учета необходимо, т.к. обороты и остатки по счетам используются для составления отчетности. Одновременно проверяются имеющиеся первичные документы, все ли они отражены в учете, на наличие в них ошибок с целью их исправления до составления отчетности. Также с целью проверки достоверности данных бухгалтерского учета перед составлением отчетности обязательно проводится инвентаризация имущества и обязательств, уточняется стоимость активов и обязательств, создаются оценочные резервы, закрываются бухгалтерские счета и проводятся другие работы.
Итак, определим порядок проведения подготовительной работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций:
1) проверка соответствия данных аналитического учета синтетическому учету, проведение годовой инвентаризации активов и обязательств;
2) исправление ошибок, которые выявлены до даты представления бухгалтерской отчетности и относятся к периоду, за который составляется бухгалтерская отчетность;
3) уточнение оценки имущественных статей баланса, образование оценочных резервов; отражение приобретенных материальных ценностей, находящихся в пути, неотфактурованных поставок, уточнение оценки забалансовых статей;
4) уточнение распределения доходов и расходов, прибылей и убытков между двумя календарными годами, формирование себестоимости готовой и проданной продукции и незавершенного производства;
5) закрытие счетов; проведение реформации баланса;
6) выявление окончательного (годового) финансового результата путем суммирования всех частных результатов, расчет отложенных налогов;
7) составление оборотной ведомости по счетам Главной книги, охватывающей все исправительные, корректирующие и дополнительные записи;
8) утверждение годовой бухгалтерской отчетности уполномоченным органом управления организацией.
Обобщив все вышеперечисленное, можно сделать вывод: поскольку бухгалтерская (финансовая) отчетность дает информацию о финансовом положении экономического субъекта, о финансовых результатах его деятельности и используется для принятия своевременных управленческих решений, то для достижения наиболее высокого ее качества необходимо заблаговременно провести огромный объем подготовительных работ по ее составлению. Характер и порядок проведения процедур подготовительной работы играет при этом немаловажную роль. Каждому этапу подготовительной работы на любом предприятии должно быть уделено большое внимание. От того, как эта работа будет выполнена, зависит правильность, точность и достоверность содержащейся в бухгалтерской отчетности информации.
Таким образом, порядок проведения подготовительной работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по этапам и процедурам, должен быть закреплен в учетной политике каждой организации.
Список литературы:
1. Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. (ред. от 23.05.2016).
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43.
4. Домбровская, Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / Е.Н. Домбровская . - М. : ИНФРА - М, 2014. - 280 с.
5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. В.Д. Новодвор-ского. - М.: Омега - Л, 2009. - 608 с.
6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие / Л.В. Пономарева, Н.Д. Стельмашенко. - М. : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, А.И. Трубилин, Е.А. Оксанич и др.; под ред. Ю.И. Сигидова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 366 с.
8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие/СоколовЯ.В., 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2015. - 512 с.
References:
1. Federal Law No. 402-FZ "On accounting" of 06.12.2011 (as amended 23.05.2016).
2. Statute on accounting and accounting reporting in the Russian Federation, approved by the order of RF Ministry of Finance of 29.07.1998, No. 34n.
3. Statute on accounting "Accounting Report of the Organization" (PBU 4/99)", approved by order of RF Ministry of Finance 06.07.1999, No. 43.
4. Dombrovskaya E.N. Bukhgalterskaya (finansovaya) otchetnost' [Accounting (financial) statements], Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 280p.
5. Novodvorskiy V.D. Bukhgalterskaya (finansovaya) otchetnost' [Accounting (financial) statements], Moscow, Omega-L Publ., 2009. 608p.
6. Ponomareva L.V., Stel'mashenko N.D. Bukhgalterskaya (finansovaya) otchetnost' [Accounting (financial) statements], Moscow, NITs Infra-MPubl.,2014. 224p.
7. Sigidov Yu.I., Trubilin A.I., Oksanich E.A. Bukhgalterskaya (finansovaya) otchetnost' [Accounting (financial) statements], Moscow, NITs Infra-M Publ.,2012.366p.
8. Sokolov Ya.V. Bukhgalterskaya (finansovaya) otchetnost' [Accounting (financial) statements], Moscow, Magistr, NITs INFRA-M Publ., 2015. 512p.
Formalization of preparatory work in drawing up an annual accounting report of an agricultural organization
Mikhaylovskaya Anna Leonidovna, Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Accounting and Finance Chair
e-mail: [email protected]
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda
Abstract. The article describes stages of preparatory work prior to drawing up an annual accounting financial report of an agricultural organization. The author analyzes regulatory documents for the financial report preparation of an agricultural organization. The article takes into account various authors' views on preparatory work stages prior to drawing up an annual accounting financial report. The author proposes to systematize the sequence of preparatory work procedures in the process of drawing up a financial report and justifies their necessity.
Keywords: preparatory work stages, accounting financial report, inventory, account closing, error correction.