Научная статья на тему 'Подготовка к формированию годового отчета'

Подготовка к формированию годового отчета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никольская Ю. П., Спиридонов А. А.

Четвертый, завершающий квартал является весьма сложным для работников бухгалтерии. Им предстоит после составления и сдачи квартальной налоговой и финансовой бухгалтерской отчетности наряду с ведением текущего учета провести огромную подготовительную работу, связанную с составлением годового отчета за 2007 г. Кроме того, необходимо разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения на 2008 г. с учетом всех изменений законодательства. Процесс формирования годового отчета непосредственно происходит уже в новом году, но значительная подготовительная работа должна быть сделана именно в четвертом квартале. В статье рассматриваются основные этапы процесса подготовки к формированию годового отчета: 1)определение состава бухгалтерской финансовой отчетности; 2)установление сроков составления и утверждения отчетности; 3)планирование и проведение предварительных мероприятий, обеспечивающих достоверность показателей отчетности; 4)подготовка налоговой отчетности; 5)реформация баланса; 6)формирование показателей форм бухгалтерской финансовой отчетности; 7)составление пояснительной записки, включая анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к формированию годового отчета»

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

подготовка к формированию годового отчета

ю. П. нИКОльСКАя, кандидат экономических наук,

профессор кафедры налогов, бухгалтерского учета и аудита Академии экономической безопасности мвд России

а. а. Спиридонов,

доцент кафедры налогов, бухгалтерского учета и аудита Академии экономической безопасности мвд России

Четвертый, завершающий квартал является весьма сложным для работников бухгалтерии. Им предстоит после составления и сдачи квартальной налоговой и финансовой бухгалтерской отчетности наряду с ведением текущего учета провести огромную подготовительную работу, связанную с составлением годового отчета за 2007 г Кроме того, необходимо разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения на 2008 г. с учетом всех изменений законодательства.

Процесс формирования годового отчета непосредственно происходит уже в новом году, но значительная подготовительная работа должна быть сделана именно в IV квартале.

Рассмотрим основные этапы процесса подготовки к формированию годового отчета:

1) определение состава бухгалтерской финансовой отчетности;

2) установление сроков составления и утверждения отчетности;

3) планирование и проведение предварительных мероприятий, обеспечивающих достоверность показателей отчетности;

4) подготовка налоговой отчетности;

5) реформация баланса;

6) формирование показателей форм бухгалтерской финансовой отчетности;

7) составление пояснительной записки, включая анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности;

Рассмотрим более подробно представленные этапы.

В первую очередь необходимо установить состав форм бухгалтерской финансовой отчетности.

Собственно состав форм бухгалтерской финансовой отчетности определен Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (гл. III. Бухгалтерская отчетность). Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, приказ Минфина России от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее— Приказ № 67н) регламентируют порядок составления форм отчетности (за исключением бюджетной отчетности, состав которой регламентировался приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н, а начиная с отчетности на 01.01.2008 действует приказ Минфина России от 24.08.2007 № 72н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»). Отметим, что у кредитных и страховых организаций формы отчетности учитывают специфику вида деятельности, но мы этот вопрос затрагивать не будем.

В каждом конкретном случае состав применяемых форм отчетности зависит от следующих факторов:

— организационно-правовой формы;

— вида деятельности;

— принадлежности к субъектам малого предпринимательства;

— применяемого режима налогообложения;

— обязательности аудита.

В общем виде состав форм отчетности следующий (п. 2 ст. 13 Федерального закона №129-ФЗ):

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

г) аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительная записка.

Рассмотрим вопрос, связанный с отчетностью организаций,. являющихся субъектами малого предпринимательства. Они, в случае работы по общему режиму налогообложения, обязаны составлять и предоставлять пользователям в установленном порядке бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). А в случае обязательности аудита такие субъекты имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3)_отчет о движении денежных средств (форма №

4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных (п. 3 Приказа № 67н). Следовательно, обязательными являются формы № 1 и 2, пояснительная записка и аудиторское заключение.

Применение ЕНВД не освобождает от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Плательщики ЕНВД составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством, при этом состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Сложнее обстоит дело с теми, кто применяет «упрощенку». Следует обратить внимание на то, что критерии применимости упрощенной системы налогообложения (ст. 248, 346.12 Налогового кодекса РФ) и критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (они действуют до 01.01.2008 ) не идентичны. Упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) могут применять как организации, являющиеся, так и не являющиеся субъектами малого предпринимательства. Тем не менее нормы Федерального закона «О бухгалтерском учете», освобождающие организации от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии п. 3 ст. 4 (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), могут быть применены ко всем типам организаций, которые в соответствии с

Налоговым кодексом РФ вправе использовать УСН, вне зависимости от их организационно-правовой формы. Таким образом, УСН могут применять и открытые акционерные общества (далее — ОАО), однако они в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (ст. 16) обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность. Гражданский кодекс РФ также содержит нормы относительно обязательности ведения бухгалтерского учета в ОАО. Например, п. 1 ст. 97 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязанность для ОАО ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Обязанность ведения бухгалтерского учета непосредственно установлена и в Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Согласно ст. 88 данного закона, акционерное общество обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, следовательно, это касается и закрытых акционерных обществ (далее — ЗАО).

В Федеральном законе от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» явно обязанность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности не установлена, но в ст. 33 к компетенции общего собрания отнесено утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, а согласно ст. 47 ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке должна проводить проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. При этом общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Итак, мы приходим к выводу, что в любом случае для акционерного общества (далее — АО) и общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) нужна бухгалтерская отчетность. Иначе собственникам нечего будет утверждать на собрании, а самое главное, в отсутствии бухгалтерской отчетности нет возможности произвести расчет дивидендов (дохода) для последующей выплаты в соответствии с решениями собственников. Как известно, дивиденды (доход) выплачиваются из чистой прибыли отчетного года, которая определяется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Кроме того, постоянно необходим контроль за чистыми активами организации, а на основе налоговой декларации этого осуществить нельзя. Отметим,

что работа по УСН без составления бухгалтерской отчетности косвенно является свидетельством того, что собственники такой организации официально дохода от своей собственности не получают и возникает естественный вопрос: «Зачем им такая собственность?» и подозрения на то, что собственники что-то все-таки получают, однако это «что-то» не находится в рамках бухгалтерского учета и налогообложения. Отметим, что Минфин России подтверждает необходимость ведения бухгалтерского учета и составления отчетности при выплате дивидендов в АО (например, в письме от 10.01.2006 № 03-11-05/2) и для ООО (письма от 11.03.2004 № 04-02-05/3/19, от 15.12.2005 № 03-11-04/2/154).

Как уже было отмечено, аудиторское заключение в случае обязательного аудита является неотъемлемой частью годовой отчетности организаций. Критерии обязательности аудита установлены в Федеральном законе от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который в ближайшее время будет пересмотрен (в планах Государственной Думы — принятие масштабных поправок в этот закон в осеннюю сессию).

Отметим, что в системе критериев есть критерии, которые могут быть применимы к организациям, занятым в сфере издательско-полиграфического бизнеса. Это — организационноправовая форма, т. е. если организация является ОАО, то вне зависимости от масштабов и видов деятельности бухгалтерская финансовая отчетность ежегодно подлежит обязательному аудиту. Наиболее важным является критерий, связанный с финансовыми показателями, так как по нему под обязательный аудит могут попасть как ЗАО и ООО, так и федеральные государственные унитарные предприятия (далее — ФГУП) и муниципальные унитарные предприятия (далее — МУП). В соответствии со ст. 7, п. 1, подп. 3 обязательный аудит осуществляется в том случае, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда, или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ). Отметим, что МРОТ для этих целей — 100 руб, таким образом, выручка для обязательного аудита — 50 млн руб. (форма № 2 стр. 010); сумма активов баланса — соответственно 20 млн руб. (а применение УСН возможно при остаточной стоимости внеоборотных активов до 1 000 млн руб.). Для ФГУП критерии те же, а для МУП они могут быть понижены законом субъекта

РФ. Исходя из вышеизложенного, отмечаем, что для ЗАО, ООО, ФГУП и МУП очень важно контролировать вышеперечисленные показатели и при необходимости заключать договор на проведение аудиторской проверки. Здесь опять возникают проблемы, связанные с тем, что аудитора в ряде случаев должно утвердить собрание, т. е. нужно собирать внеочередное собрание, а в ряде случаев, при наличии не менее 25 % государственной или муниципальной собственности, выбор аудитора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регламентирующим процесс государственных закупок с 01.01.2006.

Определиться с возможностью обязательного аудита следует как можно раньше, так как если пригласить аудиторов принять участие в инвентаризации, это может существенно им помочь при проведении проверки, а с другой стороны, если аудиторы не будут присутствовать на инвентаризации, так как договор на проведение проверки был заключен позже, чем проводилась инвентаризация, это может сказаться на аудиторском заключении.

Итак, с составом форм отчетности мы определились. Теперь рассмотрим вопрос о сроках составления и утверждения бухгалтерской финансовой отчетности.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает срок предоставления годовой отчетности в налоговые органы — 90 дней. При этом согласно ст. 15 данного закона представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. В ООО, как мы уже отмечали, ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» четких сроков нет, однако они есть в Федеральном законе «Об акционерных обществах».

Согласно п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. При этом, в случае обязательного аудита необходимо проведение аудиторской проверки до публикации отчетности.

Согласно п. 4 ст. 88 того же закона годовой отчет АО подлежит предварительному утверждению

советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества — лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Сроки проведения годового собрания установлены в ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» следующим образом: «Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года». Именно к компетенции общего собрания относится утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам I квартала, полугодия, 9 мес. финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.

Таким образом, в АО нельзя провести собрание, утвердившее бы годовую отчетность, ранее марта и позднее июня. Однако срок представления, согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», — 90 дней, т. е. фактически конец марта. Таким образом, для того чтобы АО выполнило требование законодательства, собрание следует проводить в марте, тогда в налоговые органы будет представлена утвержденная на общем собрании отчетность. Но, как уже отмечалось ранее, не позднее 30 дней до даты собрания, отчет должен быть утвержден советом директоров или иным органом. Получается, что до конца марта большое количество АО не успевает составить отчетность, получить аудиторское заключение о ее достоверности и утвердить на собрании акционеров.

Трудоемкость аудиторской проверки зависит от многих факторов, но, как правило, качественный аудит не может проводиться меньше, чем за неделю, а в основном сроки составляют более 2 недель. Этот фактор также следует учитывать при планировании сроков. Следует отметить, что многие аудиторские компании практикуют так называемый «поквартальный аудит», который позволяет, во-первых, равномерно распределить расходы на оплату аудиторов, а, во-вторых, позволяет сократить сроки подготовки аудиторского заключения по годовой отчетности. Очевидно, что об этом нужно думать заранее и заключать договор.

Рассмотрим вопросы планирования и проведения предварительных мероприятий, обеспечивающих достоверность показателей отчетности.

К таким мероприятиям относятся:

— инвентаризация имущества и обязательств;

— проверка наличия и качества первичных учетных документов и регистров учета и др.

Как известно, инвентаризация имущества — это сверка того, что есть в учете, с тем, что есть на самом деле (в офисных помещениях, производственных помещениях, на складах, в обособленных подразделениях и пр.), а инвентаризация обязательств — это сверка задолженностей, которые отражены в бухгалтерском учете, с данными договоров, с данными учета контрагентов, актов сдачи-приемки, налоговыми декларациями и пр.

Отметим, что приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@ «Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам» были утверждены форма акта сверки и приложения. Может быть, введение этих новых форм поможет налогоплательщикам быстро без проблем провести выверку расчетов с бюджетом всех уровней.

Проведению инвентаризации предшествует приказ руководителя, который необходимо зарегистрировать. Важно, что для этих целей применяются специальные формы документов, утвержденные еще постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, — № ИНВ-22 (приказ о проведении инвентаризации) и ИНВ-23 (журнал учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Приказ готовится не менее, чем за 10 дней до проведения инвентаризации. Дату инвентаризации определяет руководитель организации по согласованию с бухгалтером, а также при привлечении аудиторов — и с аудиторами. Как правило, инвентаризацию проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года. Важно, что к началу ее проведения бухгалтерия должна успеть подготовить документы для инвентаризационной комиссии.

Таким образом, в качестве предварительной работы — создание инвентаризационной комиссии, определение состава имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, определение сроков проведения инвентаризации, подготовка инвентаризационных описей, подготовка в соответствии с требованиями и оборудования, которое будет использоваться при проведении инвентаризации (весовое и иное измерительное оборудование).

Следует отметить, что вопросы проведения инвентаризации регламентируются целым рядом нормативных актов. В частности, в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что порядок и

сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. А к обязательным как раз и относится составление бухгалтерской финансовой отчетности

Обязательность инвентаризации расчетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности определена в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

В п 3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, указано, что инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами,

работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации следует учитывать, что инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, права собственности на которые у организации нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т. д.).

Следует отметить, что аудиторы в свою очередь должны будут руководствоваться Методическими рекомендациями по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация), одобренными Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 22.12.2005 № 41.

Продолжение следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.