5. Индустрия гостеприимства: основы организации и управления / А.Д.
Чудновский, М.А. Жукова, Ю.Б. Белозерова, Е.Н. Кнышова. М.: Форум, 2011.
УДК 658.06.81.12
ФОРМАЛИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕНЕВИЗАЦИИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Малолетко Александр Николаевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, shadow.economy@ gmail.com, Кулямина Ольга Сергеевна, ст. преподаватель кафедры менеджмента,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье рассматриваются проблемы формализации ключевых показателей «детеневизации» ресурсного потенциала туристской индустрии. Поскольку, по мнению авторов, «теневой» потенциал может одновременно играть как положительную, так и отрицательную роль, т.к. он может быть использован не только для скрытого присвоения материальных благ, но и быть источником противодействия скрытой экономической деятельности в туристской индустрии. В этой связи, наряду с негативным воздействием «теневого» потенциала на экономику туристской индустрии, исследуются позитивные стороны его влияния. Особое внимание уделено анализу ресурсных показателей «тени» с позиций институциональных единиц туристской индустрии.
Ключевые слова: влияние, показатели, потенциал, ресурсы, «теневая» экономика, туристская индустрия.
The article covers the problems offormalization of key indicators of “de-shadowing” of tourist industry’s resource potential. In the authors’ opinion the “shadow” potential can simultaneously play both a positive and negative role, as it can be used for latent misappropriation of material values and be a source of counteraction to the latent economic activity in tourist industry. In this connection along with the negative impact of the “shadow” potential on the economy of tourist industry, the authors research the positive sides of its influence paying a particular attention to researching resource indices of the “shadow” from the viewpoint of institutional units of tourist industry.
Keywords: impact, indices, potential, resources, “shadow ” economy, tourist industry.
Теневая экономика туристской индустрии представлена наличием скрываемых отношений между производителем и потребителем туристского продукта. Характер этих отношений в различных полюсах туристской индустрии различен. Но имеется и общее, что объединяет эти отношения: «теневой» ресурсный потенциал может одновременно играть как положительную, так и отрицательную роли.
Исходя из принципа четырех ролей, выведенных В.Ф. Гапоненко, «теневой» ресурсный потенциал туристской индустрии может одновременно выступать в четырех следующих ролях [1. С. 41]:
а) как объект теневой экономики туристской индустрии (объект, используемый в целях присвоения материальных благ или прав на них);
б) как субъект (средство, механизм, способ) теневой экономической деятельности туристской индустрии;
в) как источник теневой экономики туристской индустрии;
г) как объект, препятствующий теневой экономической деятельности.
Следовательно, «теневой» ресурсный потенциал туристской индустрии может быть
использован как для скрытого присвоения материальных благ, так и противодействовать скрытой экономической деятельности в туристской индустрии.
В этой связи, для оценки «теневого» ресурсного потенциала необходимо учитывать не только негативное, но и позитивное его воздействие на экономику туристской индустрии. Разность потенциалов будет являться основой для оценки напряжения, воздействующего на экономику туриндустрии (1).
где Рр - позитивное влияние потенциала на экономику туриндустрии; Рп - негативное влияние потенциала на экономику туриндустрии.
Дело в том, что в случае если воздействие на туристскую индустрию заинтересованных сил в скрытом присвоении материальных благ (I) или сил, сопротивляющихся этому воздействию (К) будет возрастать хотя бы по одному множителю, то напряжение на экономику туристской индустрии будет возрастать пропорционально такому воздействию (2).
где I - сила воздействия заинтересованных лиц на экономику туриндустрии; R - сопротивление воздействию на экономику туриндустрии заинтересованных лиц.
Тогда, используя формулы (2) и (3), получим:
и = Рр - Рп ,
(1)
и = Ж ,
(2)
(3)
или
Формула (4) представляется крайне важной для оценки достаточности принимаемых мер (сопротивления - прим. авторов), направленных на противодействие коррупции и снижение доли теневой экономики в туристской индустрии.
Негативное влияние теневой экономики уже достаточно подробно описано в научной и специальной литературе. Исходя из целей работы, в отношении влияния «теневого» ресурсного потенциала на развитие туризма, представляется возможным оставить за рамками исследования негативную сторону теневой экономики и сосредоточиться на исследовании позитивного влияния «теневого» ресурсного потенциала на развитие туристской индустрии.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала на развитие туристской индустрии представляется возможным выразить формулой (5)
Рр РтурО + РтурА + РтрК + РтрА + РсК + РсА + Ркср + Рпит + Рэкс + Рпроч , (5)
где РтурО - потенциал туроператоров; РтурА - потенциал турагентов; РтрК - потенциал транспортных компаний; РтрА - потенциал транспортных агентов; РсК - потенциал страховых компаний; РсА - потенциал страховых агентов; Ркср - потенциал коллективных средств размещения; Рпит - потенциал предприятий общественного питания; Рэкс -потенциал экскурсионных бюро; Рпроч - потенциал прочих институциональных единиц в сфере культуры, спорта, отдыха, рекреации и развлечений.
«Теневой» ресурсный потенциал туристской индустрии, по нашему мнению, включает две составляющие:
а) реальные, конкретные, фиксированные, сформированные, готовые к использованию, но не реализованные по каким-либо причинам возможности;
б) невыявленные, нераскрывшиеся, несформированные и неовеществленные возможности.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала туроператоров выражается в результате взаимодействия трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов, которыми обладают юридические лица, включенные в реестр туроператоров России. Именно это звено создаёт турпродукт, и именно оно имеет наибольшие возможности в формировании туристских, а вслед за ними, финансовых и информационных потоков. Используя эти возможности, туроператоры начинают осуществлять так называемый «поиск ренты». Так, вместо «традиционного» поведения,
туроператоры переключают свои усилия на что-то иное, например, на лоббирование своих интересов в органах власти и на выталкивание в «тень» турагентов и иных партнёров путём предоставления им каких-либо привилегий. В этом смысле позитивная роль «теневого» ресурсного потенциала проявляется в стимулировании экономической активности в условиях её невыгодности.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала турагентов прослеживается в выводе на первый план создания дополнительных рабочих мест для малообеспеченных слоев населения и, как следствие, корректировке перераспределения доходов в их пользу. Современное состояние сети туристических агентств России характеризуется следующим:
а) малой численностью персонала и его низкой квалификацией;
б) размещением агентств на малых площадях в торговых, деловых и иных бизнесцентрах;
в) высокой мобильностью при смене арендованных площадей;
г) ослабленным контролем со стороны государства;
д) возможностью быстрой регистрации вновь созданного турагентства взамен ранее существовавшего.
Указанные обстоятельства позволяют собственникам принимать на работу лиц без оформления принятия на себя обязанностей работодателя. Это, в известной степени, значительно упрощает возникающие «трудовые» отношения.
Следует отметить позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала транспортных компаний - перевозчиков туристов. Жёсткая регламентация учёта пассажиропотока на авиа-, железнодорожном и морском транспорте заставляет перевозчиков искать иные, не связанные с сокрытием пассажиропотока способы получения материальных благ или прав на них. На речном и автомобильном пассажирском транспорте «теневой» ресурсный потенциал является источником, хотя и сомнительного, но всё же предпринимательского опыта.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала транспортных агентов заключается в создании конкуренции между официальными транспортными компаниями. Трансагентства являются точкой встречи интересов перевозчиков и самодеятельных туристов. Приобретая билеты, туристы формируют спрос на перевозки, а сформированное перевозчиками предложение корректируется в последующем трансагентствами и не всегда в пользу какого-либо одного перевозчика.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала страховых компаний можно отметить в позитивной динамике перетекания средств из нелегального сектора
экономики в легальную. Известно, что страховые компании, при определенных условиях, являются звеном легализации доходов, полученных преступным путём. Поскольку способы легализации и противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, лежат за границами настоящего исследования, ограничимся лишь констатацией фактов.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала страховых агентов, в основном, аналогично влиянию туристических агентств.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала коллективных средств размещения заключается в создании конкуренции официальной экономике туриндустрии и тем самым стимулировании её развития. На первый план здесь выходит тарифная политика, гибкость ценообразования и предоставления скидок со стороны гостиничной индустрии и возможности по загрузке коллективных средств размещения со стороны туристской индустрии.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала предприятий общественного питания прослеживается как в создании дополнительных рабочих мест, так и в стимулировании экономической активности легального сектора. Налоговое бремя, лежащее на предприятиях общественного питания, действующих в легальных условиях, заставляет собственников и менеджмент общепита искать более эффективные способы обслуживания, непосредственно выходить на рынок производителей сельхозпродукции, применять энергосберегающие технологии и новые рецептуры блюд.
Позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала экскурсионных бюро, а также прочих институциональных единиц в сфере культуры, спорта, отдыха, рекреации и развлечений заключается, прежде всего, в том, что указанные институциональные единицы как бы «индустриально» обслуживают «теневую» экономику туристской индустрии.
Таким образом, позитивное влияние «теневого» ресурсного потенциала туристской индустрии может быть рассчитано как сумма позитивного влияния отраслей туризма, часть результатов деятельности которых скрывается от официального учёта.
Авторы, описывая позитивное влияние «теневого» потенциала на развитие туристкой индустрии, осознают, что современные масштабы «тени», а, следовательно, и уровень её негативного влияния на туристскую индустрию значительно превосходит уровень позитивного влияния.
Влияние «теневого» ресурсного потенциала может быть исследовано на основе функционально-ресурсной диагностики в трех временных срезах: прошлое, настоящее,
будущее. В рамках ретроспективного анализа представляется возможным выявить, как использовались «теневые» ресурсы туристской индустрии. При исследовании текущего влияния можно дать оценку целесообразности принимаемых управленческих решений в отношении изменения структуры и уровня «теневых» ресурсов туристской индустрии. При прогнозировании влияния «теневого» ресурсного потенциала представляется возможным производить расчёты, не предусмотренные какими-либо бизнес-планами институциональных единиц туристской индустрии. Этот подход, думается, позволит выявлять масштабы собственного ресурсного потенциала туристской индустрии, находящегося в «тени» и не учитываемого при принятии решений.
Ресурсные показатели «тени» туристской индустрии, с помощью которых выбирается способ исследования влияния «теневой экономики» на развитие туристской индустрии на микроуровне, целесообразно оценивать с позиций той или иной институциональной единицы туристской индустрии, ее собственника и туристов как потребителей услуг туристской индустрии. По каждому из показателей, представленных в матрице (таблица 1), существует значение, которое характеризует степень влияния «тени» на туристскую индустрию. Примем значение каждого из них больше нуля, если в результате использования тех или иных «теневых» ресурсов «теневая» экономика туристской индустрии получает свое развитие; равным нулю, если использование «теневых» ресурсов стагнируется; меньше нуля, если существует противодействие использованию «теневых» ресурсов.
Таблица 1 - Матрица ключевых показателей «теневого» ресурсного потенциала
туристской индустрии
Виды «теневых» ресурсов Характеристика влияния «теневого» ресурсного потенциала с позиций
собственника институциональной единицы туристской индустрии менеджмента институциональной единицы туристской индустрии туриста(-ов)
1 2 3 4
Материальные Хі
Трудовые Х2 Y2
Финансовые Хз Yз гз
Информационные Х4 Y4 г4
Иные Х5 Y5 г5
Представим в виде таблицы (таблица 2) характеристику влияния «теневого» ресурсного потенциала на развитие туристской индустрии.
Таблица 2 - формализация ключевых показателей влияния «теневого» ресурсного потенциала на развитие туристской индустрии
Вид ресурсов Характеристика состояния «теневых» ресурсов туристской индустрии «Теневые» ресурсы активно используются (>0), не используются (=0), существует противодействие использованию «теневых» ресурсов (<0) с позиций:
собственника институциональной единицы туристской индустрии (Х) менеджмента институциональн ой единицы туристской индустрии т туристов (£)
1 2 3 4 5
«Теневые» материальные ресурсы плохо Х1>0 Собственника не интересует использование ресурсов ^>0 Менеджмент использует ресурсы в собственных интересах 71>0 Туристы потребляют туристские товары и услуги, в производстве которых используются «теневые» ресурсы
норма Х1=0 Собственник заинтересован в контроле использования ^=0 Использование ресурсов регламентируется и контролируется ^=0 Туристы проявляют интерес к легальности происхождения туристских товаров и услуг
хорошо Х1<0 Собственник выступает инициатором контроля ^<0 Менеджмент противодействует «теневому» использованию 71<0 Отказ от потребления товаров и услуг, в производстве которых используются «теневые» ресурсы
«Теневые» трудовые ресурсы плохо Х2>0 Собственник поощряет использование нелегальной рабочей силы Y2>0 Менеджмент использует нелегальную рабочую силу 72>0 Туристы потребляют туристские товары и услуги, в производстве которых используются нелегальная рабочая сила
норма Х2=0 Собственник заинтересован в соблюдении трудового и миграционного законодательства Y2=0 Менеджмент руководствуется трудовым, миграционным, гражданским законодательство м 72=0 Туристы хотя и проявляют интерес к легальности туристских услуг, всё же потребляют их
хорошо Х2<0 Собственник запрещает использование нелегальной рабочей силы Y2<0 Менеджмент осуществляет конкурсный отбор персонала 72<0 Туристы отказываются от потребления туристских товаров и услуг, в производстве которых используется нелегальный труд
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5
«Теневые» финансовые ресурсы плохо Xз>0 Собственник участвует в получении скрытых доходов Y3>0 Менеджмент реализует «теневые» схемы и процедуры Z3>0 Туристы потребляют туристские товары и услуги,в производстве которых реализуются «теневые» схемы и процедуры
норма X3=0 Собственник осуществляет контроль законности финансовых операций Y3=0 Менеджмент не заинтересован в реализации «теневых» схем и процедур Z3=0 Туристы требуют соблюдения порядка осуществления кассовых операций
хорошо X3<0 Собственник усиливает контроль финансовых операций Y3<0 Менеджмент противодействует реализации «теневых» схем и процедур Z3<0 Туристы отказываются от потребления туристских товаров и услуг
«Теневые» информационные ресурсы плохо X4>0 Собственник организует нелегальный сбор информации Y4>0 Менеджмент создает нелегальные базы данных и использует их в собственных интересах Z4>0 Туристы свободно передают персональные данные и оставляют Е-следы в информационном пространстве
норма X4=0 Собственник организует легальный сбор информации Y4=0 Менеджмент создает и использует базы данных в соответствии с законодательством Z4=0 Туристы хотя и передают персональные данные, скрывают Е-следы в информационном пространстве
хорошо X4<0 Собственник организует защиту информации Y4<0 Менеджмент осуществляет защиту собственных баз данных Z4<0 Туристы при передаче персональных данных требуют их защиты
Обобщим совокупность ресурсных состояний, приведенных в таблице в единый механизм, последовательность действий которого позволяет использовать ключевые показатели «теневых» ресурсов туристской индустрии (рисунок 1).
Функционально представленный механизм содержит способ оценки влияния «теневого» ресурсного потенциала на развитие туристской индустрии на основе многофакторной многокритериальной модели.
Рисунок 1 - Механизм использования ключевых показателей «теневых» ресурсов Использование представленного механизма позволяет решать многоуровневые и одноуровневые, многоцелевые и одноцелевые, многокритериальные и однокритериальные задачи прогнозирования развития туристкой индустрии.
Говоря об основных элементах представленного механизма, следует отметить, что его сердцевиной является ресурсно-функциональная диагностика, в процессе которой возможно также сформировать параметрическую модель «детеневизации» ресурсного потенциала туристской индустрии в определенный интервал времени (рисунок 2).
Р1
Рисунок 2 - Параметрическая модель «детеневизации» ресурсного потенциала туристской индустрии, построенная на основе ключевых показателей влияния «теневых» ресурсов
Параметрическая модель «детеневизации» ресурсного потенциала туристской индустрии, построенная на основе ключевых показателей влияния «теневых» ресурсов туристской индустрии, позволяет детализировать «детеневизацию» типичных отраслей туризма с позиций собственников, менеджмента, туристов (6):
р, = и(о:с-.от-гВ'). (6)
Таким образом, предложенный авторами подход позволяет выявить доминанты «детеневизации» ресурсного потенциала, которые в последующем могут быть положены в основу принимаемых мер по выводу из «тени» скрываемых от общества и государства ресурсов туристской индустрии.
Литература
1. Гапоненко В.Ф. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы / В.Ф. Гапоненко, А.А. Беспалько, А.С. Власков. М.: Ось-89, 2007. 208 с.