Научная статья на тему 'Новейшая история геополитики туризма'

Новейшая история геополитики туризма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
842
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / САНКЦИИ / ТУРИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / GEOPOLITICS / SANCTIONS / TOURISM / DEVELOPMENT TRENDS / TOURIST FLOW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мусалитина М. С., Шмарков М. С., Губарева Л. И.

В статье анализируются особенности влияния современных геополитических факторов на развитие ту-ристской индустрии. Рассмотрено влияние политики санкций на формирование туристских потоков. Опреде-лена значимость влияния геополитики на функционирование туристских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY HISTORY AND GEOPOLITICS OF TOURISM

In the article the characteristics of the impact of current geopolitical factors on the development of the tourist industry are analyzed. The effect of the sanctions policy on the formation of tourist flows is considered. The significance of geopolitical influence on the operation of tourism enterprises is determined.

Текст научной работы на тему «Новейшая история геополитики туризма»

УДК 327.8

UDC 327.8

М.С. МУСАЛИТИНА

специалист по сервису и туризму, магистр экономики туризма, кафедра туризма и гостиничного сервиса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] М.С. ШМАРКОВ

кандидат экономических наук, доцент, кафедра туризма и гостиничного дела, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] Л.И. ГУБАРЕВА

кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета технологии, предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

M.S. MUSALITINA

Specialist in service and tourism, Master of Tourism Economics, Department of tourism and hospitality services, Orel State University named after IS. Turgenev E-mail: [email protected] M.S. SHMARKOV

Candidate of Economics, Associate Professor, Department of tourism and hotel management, Orel State University

named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected] L.I. GUBAREVA

Candidate of Pedagogics, Professor, Dean of the faculty of technology, entrepreneurship and service, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected]

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ГЕОПОЛИТИКИ ТУРИЗМА CONTEMPORARY HISTORY AND GEOPOLITICS OF TOURISM

В статье анализируются особенности влияния современных геополитических факторов на развитие туристской индустрии. Рассмотрено влияние политики санкций на формирование туристских потоков. Опреде-лена значимость влияния геополитики на функционирование туристских предприятий.

Ключевые слова: геополитика, санкции, туризм, тенденции развития, туристский поток.

In the article the characteristics of the impact of current geopolitical factors on the development of the tourist industry are analyzed. The effect of the sanctions policy on the formation of tourist flows is considered. The significance of geopolitical influence on the operation of tourism enterprises is determined.

Keywords: Geopolitics, sanctions, tourism, development trends, tourist flow.

Геополитическая ситуация в мире стала одним из ключевых факторов формирования туристских потоков. Геополитика связана с проблемами освоения географического пространства. В процессе политических взаимодействий между различными государствами про-исходит прямое или косвенное влияние на остояние мировой индустрии туризма.

Индустрия туризма выступает важной отрас-лью мировой и национальной экономики. Как фено-мен глобального масштаба, туризм все более зависит от геополитики. Туризм сегодня приобретает харак-тер глобального и геополитически значимого явления. Универсальность, широкая распространенность, возрастающая значимость этого явления связана не только с изменившимся характером современного общества, но с самой онтологической природой туризма как социокультурного и геополитического феномена.

Таким образом, можно говорить о том, что влияние геополитических факторов и их последствий на индустрию мирового туризма является неоспоримо важным, учитывая произошедшие события, начиная с 2014 года, среди которых:

- последствия украинского кризиса, приведшие вхождению Крыма в состав Российской Федерации и

образованию непризнанных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР);

- активная деятельность боевиков ИГИЛ (так называемого Исламского государства Ирака и Леванта, запрещенного в России), а также приведшая к конфронтации мирового сообщества в Сирии и началу воздушной операции ВКС России по оказанию помощи правительству страны в борьбе с террористической группировкой имеющей поддержку в лице американских политиков;

- активизация террористических группировок и проведение ряда террористических атак, среди которых серия крупнейших спланированных терактов во Франции (ноябрь 2015 года), приведшая к сокращению числа туристов;

- необоснованное исключение России из Group of Eight, G8;

- заявление главы ведомства Владимира Колокольцева, носящее рекомендательный характер, на невыезд сотрудников силовых структур в ряд опреде-ленных государств;

М.С. Мусалитина, М.С. Шмарков, Л.И. Губарева M.S. Musalitina, M.S. Shmarkov, L.I. Gubareva

- падение курса рубля по отношению к евро и доллару и, как следствие, ухудшение ситуации на рынке выездного туризма, но при этом повышение привлека-тельности туристского потенциала страны 1ля въездно-го туризма;

- ужесточение визового контроля со стороны Европейского Союза в 2015 году и введение обязательной сдачи биометрических данных для туристов из Зоссии.

Перечисленные события существенно повлияли на развитие туризма, что свидетельствует о значимо-сти геополитического фактора в развитии современной индустрии туризма. Возникшие противостояния геополитического характера между странами и отдельными регионами внутри некоторых государств, сепаратистские настроения, экономические санкции и миграци-

нные и другие проблемы нуждаются в осмыслении точки зрения влияния геополитических факторов на развитие международного туризма.

Весьма актуальной является проблема и для России, ввиду подверженности значительным испытаниям, связанным со спекулятивным и манипулятивным характером снижения мировых цен на нефть со стороны Саудовской Аравии, и началом еще одной конфронта-ции с западными странами из-за украинских событий, а также активной политики России в Сирии. Вследствие чего данная ситуация привела к таким последствиям для российской туристской отрасли, как: сокращение туристских потоков из России в Европу; увеличение рисков при реализации совместных инвестиционных проектов в индустрии гостеприимства и другим.

Действие экономических санкций в сфере туриз-ма усилилось по причине влияния других негативных факторов, таких как девальвация рубля и крах ведущих игроков туристского рынка. Санкции приводят к ухудшению жизненного уровня людей, соответственно к су-жению сферы услуг, сокращению объемов туристских потоков.

Основными геополитическими факторами, влияние которых на сферу международного туризма и распределение туристских потоков наиболее заметно, являются:

1. обмен торгово-экономическими санкциями между Россией и странами Запада;

2. миграционный поток из стран Ближнего Востока и Африки;

3. негативная политико-экономическая ситуация, сложившаяся в России и в её взаимоотношениях с мировым сообществом.

Введенные США и Европейским союзом санкции 2014 года в отношении России и ответный ряд мер, включающий продовольственное эмбарго Российской Федерации, обостряют серьезное противостояние России и Запада в новейшей постсоветской истории. В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопре-ки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России,

США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций [7]. Дальнейшие санкции привели к закрытию совместных проектов, разрабатываемых между правительственными органа-ми стран, а также различными организациями в разных областях, например в военно-технологическом сотрудничестве, космической отрасли, банковской сфере.

Воздействие санкций существенно сказалось на развитии туристской индустрии: сократились туристские потоки из России в Европу, увеличились риски реализации совместных инвестиционных проектов в индустрии туризма, изменилось позиционирование России как страны, благоприятной для туризма. Следует учи-тывать еще один аспект политики санкций - гумани-тарный. Концепция санкций заключается в том, чтобы причинить наибольший вред народу конкретной стра-ны, являющейся объектом санкций. Ее идея предпо-лагает дальнейшее воздействие на правительство и изменение политических и социально-экономических условий. Санкции, в итоге, ухудшают состояние обще-ства, а обычных граждан, в том числе потребителей ту-ристских услуг, приводят к уменьшению как туристских расходов, так и объемов туристских потоков. Все боль-ше людей отказываются от поездок за границу, что на-прямую связано с нестабильной экономикой ситуацией, повышением курса иностранных валют.

Экономические санкции в отношении Турции, утвержденные постановлением правительства, стали весьма чувствительны не только для турецкого бизнеса, но и для российских туристов - фактически закрыто самое массовое и дешевое направление выездного ту-ризма [8].

Важную роль в состоянии мировой индустрии туризма играет такой фактор геополитического воздействия, как миграционный поток из стран Ближнего Востока и Африки. Увеличение притока мигрантов и беженцев серьёзно сказалось на состоянии индустрии мирового туризма (рис. 1).

ад

45 —

о -

январь февраль март алре.ть май нк>нь

— :0Ы -2015

Рис. 1. Статистика по количеству беженцев, попадающих в Европу морем.

Наибольшее количество беженцев, попавших в Европу морем в прошлом году, пришлось на начало лета. От нескончаемого потока беженцев из африкан-ских и ближневосточных стран в Европе спасаются сте-нами, заборами, полицейскими и военными кордонами. Еще недавно основной «иммиграционный удар» при-нимали на себя страны, расположенные на границах ЕС, а также Франция, откуда люди нелегально прорываются

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ HISTORICAL SCIENCES

в Великобританию через Ла-Манш и железнодорожные терминалы. Но теперь, вдобавок к этому, и другие европейские города заполнены тысячными толпами беженцев из Сирии, Ливии и ряда ближневосточных государств, где не прекращаются войны. На фоне этого развивается бизнес по доставке людей в безопасные страны. Ситуация обострилась весной прошлого года, когда был «открыт» маршрут из Греции в Германию через Македонию, Сербию, Венгрию и Австрию. Входящая в ЕС Греция в любом случае не могла бы при-нять такое количество желающих, поэтому они вига-ются на север, делая по пути остановки.

Все это стало для Европы неожиданностью: в спокойные страны прибывает значительно больше людей, чем ожидалось. Изначально Евросоюз планировал разместить у себя всего 32 тысячи беженцев в течение двух лет, но только в Мюнхен и только за прошедшие ыход-ные приехало 20 тысяч беженцев.

Одной из стран, ощутивших негативное влияние миграционного потока, оказалась Греция. Греческая туриндустрия наиболее сильно пострадала от эмигрантского кризиса. Многие туристы отказались от путешествий в проблемные регионы Греции. Многие туроператоры предложили своим клиентам переброни-овать туры на Кос или Лесбос на другие направления.

Воздействие негативной политико-экономической ситуации на сферу туризма велико. Согласно заявле-нию пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной на пресс-конференции 2 декабря 2014 года, спрос в России на зарубежные турпоездки упал по всем направлениям на 50-60%. Главной причи-ной падения турпотока называется экономический кри-зис и нехватка денег у туристов [9].

Современную ситуацию в российской отрасли туризма можно охарактеризовать как беспрецедентную. В 2014 году прошла череда банкротств туроператоров. Это было вызвано естественными, рыночными причинами - компании не справились с кризисом и уходили одна за другой. В 2015 году Ростуризмом были исключены из реестра туроператоров 19 юридических лиц, в исле которых крупнейшие игроки туристского рынка egas Touristik, Anex Tour, Coral Travel, Sunmar Tour и другие. Сложившаяся ситуация стала беспрецедентной виду того, что в туризм ворвалась геополитика.

Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, наблюдается сокращение как международного въездного туризма с 2010 по 2015 год, так и сокращение внутреннего и въезд-ого туризма среди граждан Российской Федерации рис. 2).

После череды банкротств туроператоров и девальвации рубля в 2014 году туроператорам еще полгода назад казалось, что они сумели адаптироваться к но-вой жизни. Уже весной 2015 года рынок нашел баланс даже при 60 рублей за доллар и 70 рублей за евро. В мае-апреле туры были забронированы до конца октября, вспоминает представитель Anex Tour: летний сезон про-шел достаточно спокойно. Даже банкротство крупней-

шего частного бюджетного перевозчика «Трансаэро» не сильно повлияло [8].

Рис. 2. Динамика туристских потоков с целью туризма в период с 2010 по 2015 гг., млн. чел.

Коренным образом ситуация изменилась в ноябре 2015 года. Вследствие теракта, произошедшего 31 октября, потерпел крушение российский авиалайнер Airbus 321, следовавший из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Уже в конце ноября произошла следующая ситуация - ту-рецкий истребитель сбил российский бомбардировщик СУ-24 на территории Сирии. Как следствие, Российская Федерация прекратила авиасообщение с Египтом и ограничила с Турцией, тем самым запретив чартерные перевозки. Кроме того, поступил запрет на продажу пу-тевок в эти страны, фактически тем самым закрыв два самых популярных направлений туризма у российских путешественников, на которые приходилась большая доля продаж туров (рис.3).

Рис. 3. Количество россиян, отдыхавших за границей в 2015 году.

Из-за закрытия двух самых популярных у россий-ских туристов направлений - Египта и Турции - неко-торые туроператоры рассматривают перспективу ухода с российского рынка туризма, другие адаптируют свою деятельность под новые рыночные условия, например та-кие крупные туроператоры, как TUI, Tez Tour, Anex Tour, «Библио-глобус» начали работать по внутренним направлениям туризма. Гендиректор Tez Tour Владимир Каганер уверен: не менее 20% клиентов компании посетят курорты Краснодарского края. «Pegas Touristik» также расширяет присутствие на российских курортах, организовав вылеты более чем из 20 российских городов. В 2016 г., по прогно-зам АТОР, турпоток внутри страны увеличится на 10-15%, а стоимость отдыха будет расти наравне с инфляцией [8].

Прогнозы специалистов на 2016 год позволяют сделать следующий вывод: год ознаменуется значительными переменами в туристской индустрии. Многие операторы переориентируют свою деятельность на внутренний рынок, потенциальный турпоток Турции и Египта будет перераспределён между такими странами, как Греция, Израиль, Китай, Вьетнам, Таиланд, Болгария и ОАЭ. Увеличится количество поездок в Крым и на курорты Краснодарского края. Российские туристы всё чаще будут бронировать туры самостоятельно.

Снижение курса рубля по отношению к евро и доллару привело к удешевлению туров в Российскую

Федерацию и повышению их привлекательности среди иностранных граждан, в частности, в настоящее время наблюдается увеличение турпотока из Китая и ряда других стран в Россию. В общем, наблюдаются благоприятные условия для развития въездного туризма.

Таким образом, геополитика оказывает существенное влияние на туристскую индустрию и определяет действия участников рынка туризма. Под ее влиянием происходит переориентация туристских потоков, изменения потребительских предпочтений и рыночного позиционирования туристских организаций.

Библиграфический список

Братерский М.В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования // Безопасность Евразии. 2009. № 2 (36). С. 335-347.

Бусыгина И.М., Окунев И.Ю. Пространственное распределение силы и стратегии государств, или что и как объясняет геополитика // Политические исследования, № 2, 2014. С. 106-123.

Игнатьева И.Ф. Динамика мировых туристских потоков в геополитическом аспекте // Вестник Национальной академии туризма. 2011, № 2 (18). С. 12-15.

Исаев Б. А. Геополитика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 384 с.

Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. Москва: Аспект Пресс, 2002. 479 с.

Информация о турфирмах // Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: https://fedstatru/indicator/data.do?id=37253 (дата обращения 12.02.2016).

Последствия санкций против России // Профессионалы.ги [Электронный ресурс]. URL: http://professionali.ru/Soobschestva/ biznes-klub/posledstvija-sanktsij-protiv-rossii/ (дата обращения 18.02.2016).

РСТ: В туризм ворвалась политика // Ведомости [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/business/ articles/2015/12/02/619321 -rst-politika (дата обращения 11.02.2016).

Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года

Шмаркова Л.И., ШмарковМ.С. О перспективах развития внутреннего туризма / Вестник ОрелГИЭТ. 2009. № 2 (8).

С. 45-47.

References

BraterskiyM.V. Trade and economic policy: efficiency, cost, problems of use // Security of Eurasia. 2009. № 2 (36). Pp 335-347.

Busygina I.M, Okunev I.U. Spatial distribution of power and the strategy states, or what and how geopolitics explains // Political researches, number 2, 2014. Pp. 106-123.

Ignatieva I.F. Dynamics of international tourist flows in geopolitical aspect // Bulletin of the National Academy of Tourism. 2011, 2 (18). Pp. 12-15.

Isaev B.A. Geopolitics: Tutorial. SPb .: Peter, 2006. 384 p.

Kolosov V.A. Mironenko N.S. Geopolitics and Political Geography. Moscow: Aspect Press, 2002. 479 p.

Information about the tourist agencies // Unified interdepartmental information and statistical system [electronic resource]. URL: https://fedstat.ru/indicator/data.do?id=37253 (reference date 12/02/2016).

The effects of sanctions against Russia Professionaly.ru // [Electronic resource]. URL: http://professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/posledstvija-sanktsij-protiv-rossii/ (reference date 18/02/2016).

PCT: The tourism broke into the policy // Bulletin [electronic resource]. URL: http://www.vedomosti.ru/business/ articles/2015/12/02/619321 -rst-politika (reference date 11/02/2016).

Penalties in connection with the events of 2014 Ukrainian Wikipedia // [Electronic resource]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Санкции in connection with the Ukrainian events in 2014

Shmarkova L.I. Shmarkov M.S. On the prospects of the development of domestic tourism / Bulletin OrelGIET. 2009. № 2 (8). Pp. 45-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.