Научная статья на тему 'Создание республиканской туристической информационной системы и ее роль в формировании имиджа республики Башкортостан'

Создание республиканской туристической информационной системы и ее роль в формировании имиджа республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / МЕСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / TOURISM / ECONOMIC EFFECT / LOCAL RESOURCES / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Л. Д., Лебедев А. И.

Статья посвящена вопросам интенсификации развития туристской индустрии региона путем разработки информационной системы и ее значению в формировании туристского имиджа Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание республиканской туристической информационной системы и ее роль в формировании имиджа республики Башкортостан»

Развитие образования

Затраты в инновационной сфере

ВУЗ

Конкурентоспособность

адаптация

Ресурсно-рыночный подход

Основные этапы Формы воздействия Структурно-организационные условия

- Постановка целей - Определение необходимости - Возникновения нового ОИС - Выбор форм защиты и защита ИС - Выбор форм использования ИС - Использование ИС - Коммерциализация ИС - Обновление ИС - Трансфер ИС - Экономические воздействия - Внешние воздействия - Оперативно-распорядительные воздействия - Административное воздействие долгосрочного характера - Интеллектуальнообразовательная среда - Научно-методическое, информационное, правовое обеспечение

Инновационный рычаг

адаптация

Внешняя среда

Экономические факторы Технологические факторы Социокультурные факторы Законодательноправовые и политические факторы

Рис. 5. Механизм адаптации вуза к внешней среде

о проблеме с целью получения новой информации - потенциальных объектов интеллектуальной собственности (продукта труда), необходимых для создания материальных, духовных и других благ, обеспечивающих существование и развитие человека и общества в соответствии с фазами экономического производства в условиях интеллектуально-образовательной среды вуза.

При интеллектуально-образовательном производстве эти фазы приобретают следующие содержательные формы: интеллектуальное производство; интеллектуальный обмен; обращение информации; распределение интеллектуального продукта; потребление интеллектуального товара. В условиях свободного доступа к информации, а также в условиях рыночной экономики именно фаза обмена является определяющей для дальнейшего развития инновационной деятельности вуза.

Теоретические исследования ученых [1, 3] подтверждают наличие и необходимость вовлечения в интеллектуальную деятельность ресурсов учебного заведения (структурного, человеческого, организационного, интеллектуального), но ими не уделяется внимания самому процессу формирования результата интеллектуальной деятельности, который, по нашему мнению, непосредственно зависит от распределения и задей-ствованности ресурсов и ориентации на потребности рынка, в связи с чем предлагается ресурсно-рыночный подход к созданию и введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (рис. 4).

Выявленное противоречие между создаваемыми результатами интеллектуальной деятельности и потребностями рынка в объектах интеллектуальной собственности или инновационных продуктах, на наш взгляд, может быть разрешено посредством эффективного вовлечения и распределения ресурсов

в инновационную деятельность и применения патентно-информационного метода к выбору приоритетных направлений инновационной деятельности в вузе.

По нашему мнению, предложенный подход будет результативным только в том случае, если он обеспечит приспособление к динамически меняющейся внешней ситуации. Он может выступать в качестве инновационного рычага, преобразующего небольшие затраты в интеллектуальной сфере вуза в значительный прирост прибыли и усиление конкурентоспособных позиций.

К факторам внешней среды, влияющим на развитие вуза, отнесем экономические факторы, технологические факторы, социокультурные факторы и законодательно-правовые и политические факторы.

Содержание механизма адаптации вуза к внешней среде представлено на рисунке 5.

Следовательно, политика встраивания вуза в инновационную инфраструктуру должна основываться

на прогнозе, включать его как один из компонентов, быть ориентирована на долгосрочное планирование с возможностью быстрой адаптации к изменениям во внешней среде с целью достижения поставленных результатов и ориентиров повышения уровня конкурентоспособности и адаптации учебного заведения.

Список литературы:

1. Астафьева Н.В. Оценка качества ресурсного обеспечения образования / А.Ю. Слепухин, Г.В. Лобаче-ва, Н.В. Астафьева // Профессионализация социального менеджмента: сб. науч. ст. - Саратов, 2008.

2. Елисеев А.Н., Шулъга И.Е. Институциональный анализ интеллектуальной собственности: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Инновации и маркетинг в сфере образовательных услуг /Под редакцией Е.А. Ковчуго. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2001.

Матвеева Л. Д.

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой «Турит и гостеприимство» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа

Лебедев А.И.

кандидат исторических наук, доцент, зам. зав. кафедрой «Туризм и гостеприимство» Уфимской государственной академии экономики

и сервиса, г. Уфа

УДК 338.48

СОЗДАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья посвящена вопросам интенсификации развития туристской индустрии региона путем разработки информационной системы и ее значению в формировании туристского имиджа Республики Башкортостан.

Ключевые слова: туризм, экономический эффект, местные ресурсы, историко-культурное наследие.

DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC TOURIST INFORMATION SYSTEM AND ITS ROLE IN THE IMAGE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

This article addresses the questions of the intensification of the development of the tourist industry in the region achieved by developing the information system and the role of this system in creating the reputation for tourism in the region of the Republic of Bashkortostan.

Key words: tourism, economic effect, local resources, historical and cultural heritage.

В современной России значительное влияние уделяется туризму, открывающему широкие возможности для путешествий по стране, ознакомления граждан и приезжающих гостей с ее природными ландшафтами, памятниками истории и культуры.

Опыт развитых стран показывает, что общий экономический эффект от туризма огромен. Известно, что туризм представляет собой отрасль экономики, которая при сравнительно небольших капиталовложениях позволяет обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов - историко-культурного наследия, традиций, природы.

Башкортостан - земля с неповторимым природным ландшафтом, тысячами исторических памятников, многонациональным населением, многовековыми культурными традициями. Все эти уникальные ресурсы необходимо эффективно использовать для развития туризма, так же как и великолепные своей красотой, экологически чистые, охраняемые государством горы Южного Урала. Всемирный фонд дикой природы (\¥Л¥Т) оценил их как один из природных комплексов планетарного значения.

Наша республика характеризуется высоким уровнем экономической, социальной и политической стабильности. Данное обстоятельство имеет большое значение для развития въездного туризма.

Постоянно развивающийся, уже в течение восьми лет, проект развития туризма в РБ «Золотое кольцо Башкортостана», главный принцип которого - обеспечение сохранности живой природы и историко-культурных ценностей края при эффективном развитии цивилизованной индустрии туризма, направлен на создание туристской индустрии как отрасли экономики республики, эволюция которой вызовет соответствующий рост в строительстве, сфере обслуживания, гостиничном бизнесе, транспорте, развитии сети дорог, страховании, производстве товаров туристического назначения [6].

Главная задача проекта - вовлечение в эффективный хозяйственный оборот уникальных ресурсов Южного Урала, находящегося на стыке Европы и Азии, сочетающего элементы европейской и азиатской цивилизаций, европейской и сибирской флоры и фауны.

Уникальный характер природных и культурноисторических ресурсов Южного Урала делает их достоянием всего человечества, придает проекту «Золотое кольцо Башкортостана» (3КБ) всероссийский и международный статус. Проект 3КБ является межотраслевым и междисциплинарным. Его реализация предполагает разработку комплексной целевой программы путем интеграции усилий различных учреждений и организаций.

Накопленная на сегодняшний день информационно-аналитическая база о туристско-рекреаци-

онных ресурсах Башкортостана дает возможность заявить о себе как о регионе, имеющем возможность развивать многие виды туризма и продвигать их на внутренний и внешний рынок.

Вместе с тем в последнее время наиболее животрепещущим стал вопрос формирования имиджа туристской территории РБ, который, по определению Всемирной туристической организации (ЮНВТО), включает в себя «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственно опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа». Позитивный имидж территории в условиях современного информационного общества и глобализации мировых процессов - это насущная необходимость.

Развитие туристской инфраструктуры, расширение перечня предоставляемых услуг, возрождение народных промыслов, повышение жизненного уровня населения, изыскание средств для финансирования и поддержания историко-культурного наследия и природных объектов напрямую связаны с имиджем туристских территорий.

Анализ сложившейся ситуации и тенденций развития внутреннего и въездного туризма позволяет сделать следующий вывод: налицо слабая информированность о туристском потенциале Башкортостана не только среди иностранных туристов и россиян, но и среди жителей республики.

Это подтверждается как социологическими исследованиями ИНТУРКОМ [7], других исследовательских центров, так и высказываниями наших зарубежных коллег, в том числе экспертов по туризму Земли Гессен, Берлина (Германия), австрийских и французских экспертов. О Башкортостане, как благоприятном для въездного туризма регионе, в Европе не знают совершенно. Практически ничего неизвестно даже о таком уникальном объекте, как пещера Шульган-Таш (Капова) с палеолитическим святилищем и наскальными росписями возрастом в 16 тысяч лет.

С другой стороны, опросы школьников в районах Башкортостана показывают, что они, за редким исключением, также не выезжают в другие районы республики и не знают ее достопримечательностей.

Вкупе с серьезными недостатками в статистической обработке данных о туристских потоках, недостаточным взаимодействием игроков туристского рынка, разобщенностью их действий, недостаточным качеством инфраструктуры и оказываемых услуг эти причины серьезно сдерживают развитие туризма в республике и привлечение в нее инвестиций.

Наряду с необходимостью расширения присутствия республики на престижных международных и российских туристических выставках и ярмарках,

решением других вышеназванных задач необходимо, на наш взгляд, и завоевание определенного информационного пространства.

В связи с этим основной упор необходимо делать на коммуникативные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ. Поэтому в рамках продвижения туристских ресурсов Башкортостана ведется популяризация его историко-культурного и природного потенциала. Коллективом ученых У ГАЭС опубликован ряд научно-популярных изданий, таких как «Атлас туристских ресурсов Башкортостана» [1], два выпуска сборника «Историко-культурное наследие РБ» [4, 5] и целый ряд статей в периодических изданиях.

Академия принимает участие в международных туристических выставках «Интурмаркет», «М1ТТ», «Отдых / Leisure», республиканском «Туризм, спорт, отдых, здравницы России» и т. д.

В рамках международного сотрудничества проведены научно-практические конференции и экспедиции по туристическим маршрутам «Золотое кольцо Башкортостана: дорогами эпоса «Урал-батыр» с участием немецких и российских специалистов [2].

Помимо этого, коллективом Института туризма и коммуникаций УГАЭС ведется разработка новых проектов в сфере туризма и гостеприимства, которые расширяют возможность формирования имиджа республики как привлекательной туристической территории на внутреннем и внешнем рынке. В дополнение к разработке системы туристических кластеров, которая была завершена проектом «Золотое кольцо Башкортостана», за последние годы разработано несколько взаимосвязанных проектов туристических дорог [8]. Этот подход позволяет комбинировать различные виды туризма, значительно разнообразить предлагаемые программы, обеспечивает туристам больший объем впечатлений и т. д. Причем речь не идет о простой привязке любого маршрута к той или иной трассе. Главный принцип - организация предлагаемых маршрутов ориентируется на смену впечатлений, смену пейзажей, ландшафтов, искусственных (например, спортивных) дестинаций и т. д.

Кроме того, организация туристических потоков по «туристическим дорогам» позволяет оптимизировать логистические схемы. Туристические дороги могут дополнять и объединять локальные кластеры. Такой подход может рассматриваться как реальный механизм существенного улучшения туристской инфраструктуры, обслуживания туристов.

Но, главное, необходим переход на новый организационно-технический уровень в сфере сбора, передачи, обработки информации, ее анализа и при-

нятия решений, а также организации обратной связи между пользователями туристских услуг, турфирмами и другими участниками туристского рынка, органами власти и управления.

С этой точки зрения среди многих других проектов можно выделить совместную разработку специалистами Института туризма и коммуникаций УГАЭС и научно-технического центра «Семантика» (г. Уфа) Республиканской туристической информационной системы «ТурНавигатор Башкортостана» (далее «ТурНавигатор»), которая, по нашему мнению, должна стать важнейшим инструментом продвижения Башкортостана на российский и мировой туристский рынок [3].

«ТурНавигатор» является инновационным продуктом на рынке туристических услуг Башкортостана. Причем впервые в России учебно-научный центр выступает в роли консолидатора туристической индустрии. Его новизна заключается в том, что создан комплекс: «информация - обсуждение и выбор маршрута - оформление и оплата документов на все этапы путешествия».

«ТурНавигатор» - это фундаментальный научный подход в обеспечении полноты и систематизации информации о туристических ресурсах, природных и этнокультурных достопримечательностях, сервисе, транспортной доступности с возможностью свободного многокритериального поиска, формирования индивидуального туристического маршрута, его предварительной оценки, расчета стоимости, продолжительности, расстояния и автоматизации заказа требуемых услуг.

Далее, характеризуя элементы данного комплекса, следует сказать, что выбор маршрута, его оформление и оплата туристского путешествия происходят на базе интеграции в единую организационно-техническую систему туроператоров, поставщиков и потребителей туристических услуг на основе конвергентной биллинговой системы и распределенного децентрализованного управления бизнес-процессами.

Оформление документов на все этапы путешествия стандартизировано для всех участников бизнеса

- поставщиков туристических услуг для формализации и регламентации бизнес-процессов, унификации бизнес-правил, организационно-технологического и программно-информационного обеспечения их деятельности, повышения эффективности туристического бизнеса и привлечения инвестиций в туристическую индустрию республики.

Одна из основных проблем при разработке комплекса - интегрирование потоков информации, получаемых из разных источников и баз данных. Но технические решения существуют или могут быть разработаны при наличии государственного заказа.

Понятно, что с течением времени система будет усложняться, также будут наполняться информационно точки на карте с отработкой новых туристических маршрутов, расширением сети гостиниц, кемпингов, предприятий общепита, расширением производства и реализации сувенирной продукции и т. д.

С большой долей вероятности каждый из объектов туриндустрии будет в перспективе обеспечен терминалом 1Р8/ГЛОНАС. Поэтому она разрабатывается и с учетом возможного широкого применения данной технологии.

Доведение информации до пользователей целесообразно осуществлять с использованием самого широкого круга средств связи (из дома или офиса

- посредством интернет-ресурсов, при нахождении в пути - с использованием мобильных телефонов, смартфонов, нетбуков и т. д.). Одним из каналов доставки информации потребителям могут стать информационные киоски (стенды), расположенные в местах скопления потенциальных потребителей туристических продуктов и услуг (вокзалы, гостиницы, торговые и развлекательные центры, турфирмы, выставки и ярмарки, музеи и выставочные залы и т. д.).

Таким образом, «ТурНавигатор» - это интегрированная распределенная организационно-техническая система, комплекс программно-аппаратных средств (веб-портал, биллинговая система, серверы данных, средства телекоммуникаций), взаимодействующих с эксплуатирующей организацией (провайдером услуг консолидации туристического сервиса).

Аналогов система в Российской Федерации не имеет. Некоторые из составляющих ее элементов в той или иной совокупности (бронирование гостиниц, турпутевок, заказ и приобретение электронных авиа- и ж/д билетов и т. д.) достаточно активно внедряются на туристический рынок. Но нигде их не интегрировали подобным образом в единый комплекс.

Создание «ТурНавигатора» в Башкортостане позволяет достигнуть следующих целей:

- обеспечения информационного прорыва, с точки зрения продвижения туристических ресурсов Башкортостана, на мировой, российский и внутренний туристский рынок;

- развития информационно-коммуникационных технологий в индустрии туризма и гостеприимства;

- создания более благоприятных условий для развития въездного и внутреннего туризма;

- создания системы получения и обработки информации, основанного на данной информации документооборота, обеспечивающего гарантированное проведение процедур бронирования, оплаты и получения разрешающих документов на все виды услуг индустрии туризма и гостеприимства;

- повышения достоверности статистической туристской отчетности (при условии включения

в систему максимального количества участников рынка туруслуг);

- повышения инвестиционной привлекательности Башкортостана за счет доведения до инвесторов более полной, достоверной и оперативной информации о туристическом потенциале республики и существующих инвестиционных проектах;

- выполнения части функций «электронного правительства» в отношении индустрии туризма и гостеприимства с точки зрения обеспечения органов власти и управления всех уровней оперативной и достоверной информацией о состоянии и проблемах как каждого предприятия в отдельности, так и всей формирующейся отрасли в целом;

-развития научно-образовательного потенциала республики в сфере информационных технологий;

- всестороннего информирования массового потенциального потребителя туристских услуг (в масштабах республики, России и всего мира) о туристических ресурсах Башкортостана и создания возможности ими воспользоваться путем самостоятельного выбора объектов и формирования маршрута или выбора готового предложения от туроператора, турагента и заказа (включая оплату) комплекса туристических услуг не отходя от монитора компьютера или с помощью смартфона, а также традиционным путем;

- интеграции и координации деятельности участников туриндустрии (в первую очередь членов Союза туриндустрии Башкортостана) по оказанию туруслуг на основе автоматизированных расчетов за эти услуги и, как следствие, повышения качества, приближения к западным стандартам и увеличения турпотока и, в конечном итоге, прибыли для каждого из участников.

Таким образом, посредством «ТурНавигатора» потенциальный турист через Интернет (персональный компьютер, ноутбук / нетбук, смартфон, информационный киоск и т. д.) получает возможность:

- виртуально ознакомиться с наиболее интересными, с его точки зрения, объектами или маршрутами. Для этого он получает в свое распоряжение уникальную базу данных (карты местности, фото, справки, видеосюжеты, в том числе в ЗБ-формате, фрагменты фильмов) о наиболее интересных объектах культурного и природного наследия республики с возможностью определить расстояния между объектами и населенными пунктами, уточнить наличие объектов туристской инфраструктуры на выбираемом маршруте (предприятия питания, средства размещения, автозаправки и т. д., медучреждения, музеи, заповедники, возможности передвижения с помощью местных перевозчиков или в случае аренды автотранспорта);

- получить информацию о состоянии дорожной сети, климатических условиях в определенный период времени, обычаях и традициях и т. д.;

- ознакомиться с предложениями официально зарегистрированных туроператоров и турагентов по возможным маршрутам или самостоятельно выбрать такой маршрут, забронировать и приобрести билеты для поездки (авиа, ж/д, речной и автомобильный транспорт), забронировать комплексный турпродукт, гостиницу или другое средство размещения, арендовать транспортное средство с водителем или без него (при наличии прав и автостраховки), снаряжение для сплавов, спелеопоходов и т. д., по приезде в республику получить в помощники гида и инструктора-проводника или воспользоваться аудиогидом (по желанию).

После подтверждения заказа система автоматически выполняет необходимые процедуры согласования с сервис-провайдерами туристических услуг, посредством КМК и электронной почты информирует клиента об успешности согласования заказа.

В целях оперативной связи клиент получает информацию о контактных телефонах и адресах электронной почты всех сервис-провайдеров. Сервис-провайдеры, в свою очередь, имеют возможность оперативно связаться с клиентом для уточнения параметров услуг, подтверждения прибытия и пр.

Представители туриндустрии оперативно получают достоверную информацию о всех законно действующих на рынке предприятиях, предлагаемых ими услугах, возможностях кооперации или смены профиля и т. д.

Инвесторы получают доступ к оперативно обновляемой достоверной информации о зарегистрированных инвестиционных проектах в сфере туризма и гостеприимства, а также получают возможность проведения анализа наполненности той или иной территории объектами инфраструктуры, туристическими ресурсами для определения потенциально выгодных инвестиционных участков.

Органы власти и управления могут существенно улучшить управление процессами формирования и функционирования туристической отрасли, так как будут получать оперативную и достоверную информацию о состоянии дел в самых различных сферах индустрии туризма и гостеприимства, существенно уточнив сбор статистических данных,

повысив управляемость и прозрачность всего туристского комплекса республики и отдельных его компонентов.

Все это в совокупности должно, на наш взгляд, существенно улучшить имидж Башкортостана как туристически привлекательной территории.

Конечно, это не решит всех проблем, в том числе с пока еще отстающей от потребностей туристской инфраструктурой, но поможет сделать серьезные шаги в правильном направлении, создав для этого серьезные дополнительные возможности.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Атлас туристических ресурсов Республики Башкортостан. - Уфа: Уф. полиграфкомбинат, 2007. - 276 с.

2. Гризель Э. Чудо света Южный Урал. Где в Европе восходит солнце / Эпический и сказочный туризм: опыт Гессена и Башкортостана. Научные и прикладные исследования за 2008 г. Вып. 6. - Уфа: УГАЭС,

2009. С. 24-29.

3. Дегтярев А.Н., Усманов ИЮ., Лебедев А.И., Тюр-ганов А.Г., Галимов А.К. Республиканская туристическая информационная система «Туристический навигатор Башкортостана» / Инновационный потенциал туризма на Южном Урале: сборник научных трудов. - Уфа: УГАЭС, 2010. С. 34-37.

4. Историко-познавателънът туризм в Республике Башкортостан: сборник статей. Книга первая. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2004. - 176 с.

5. Историко-познавателънът туризм в Республике Башкортостан: сборник статей. Книга вторая. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2006. - 174 с.

6. Пилотный проект «Золотое кольцо Башкортостана». - Уфа: УГИС, 2004. - 48 с.

7. Усманова Д.Ш. Туризм в Башкортостане: присутствие в международном информационном пространстве / Инновационный потенциал туризма на Южном Урале: сборник научных трудов. - Уфа: УГАЭС,

2010. С. 105-107.

8. Усманов И.Ю., Матвеева Л.Д, Лебедев А.И. Разработка проектов туристско-рекреационного освоения территории Башкортостана силами УГАЭС: сборник. - Уфа: УГАЭС, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.