Научная статья на тему 'ФОРМАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФОРМАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ASSESSMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тращеев С.В.

Актуальность статьи обусловлена высокими требованиями к уровню развития коммуникативной компетентности будущих педагогов общеобразовательных организаций как основы для эффективного достижения образовательного результата будущими высококвалифицированными кадрами РФ. Цель статьи - проанализировать и сравнить существующие методики отечественных ученых по оценке коммуникативной компетентности будущих педагогов, сформулировать основные компоненты и метрики рассматриваемой категории, позволяющие наиболее точно формализовать зоны роста их коммуникативной компетентности. Подчеркивается значимость выявления сильных сторон коммуникативной компетентности будущих педагогов в связи с необходимостью осознанного использования и совершенствования уже имеющегося инструментария педагогической коммуникации. Также в статье представлен авторский алгоритм процедуры оценки коммуникативной компетентности студентов старших курсов педагогического профиля СГСПУ и формализованы основные результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тращеев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMALIZATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FUTURE TEACHERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The relevance of the article is due to the high requirements for the level of development of communicative competence of future teachers of educational institutions as the basis for the effective achievement of educational results by future highly qualified personnel of the Russian Federation. The purpose of the article is to analyze and compare the existing methods of Russian scientists to assess the communicative competence of teachers, to formulate the main components and metrics of the category in question, which will most accurately formalize the growth areas of communicative competence of future teachers. The importance of identifying the strengths of the communicative competence of future teachers in connection with the need for conscious use and improvement of the existing tools of pedagogical communication is emphasized. The article also formulates the author’s algorithm for assessing the communicative competence of senior students of the pedagogical profile of SGSPU and formalizes the main results of the study.

Текст научной работы на тему «ФОРМАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 378

Формализация и развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов общеобразовательных организаций

Formalization and development of communicative competence future teachers of educational organizations

Тращеев С.В., Самарский государственный социально-педагогический университет, tsv_samara@mail. ru

Trashcheev S., Samara State Social Pedagogical University, tsv_samara@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.016

Ключевые слова: оценка коммуникативной компетентности будущих педагогов, педагогическая коммуникация, компоненты коммуникативной компетентности.

Keywords: assessment of communicative competence of future teachers, pedagogical communication, components of communicative competence.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена высокими требованиями к уровню развития коммуникативной компетентности будущих педагогов общеобразовательных организаций как основы для эффективного достижения образовательного результата будущими высококвалифицированными кадрами РФ. Цель статьи - проанализировать и сравнить существующие методики отечественных ученых по оценке коммуникативной компетентности будущих педагогов, сформулировать основные компоненты и метрики рассматриваемой категории, позволяющие наиболее точно формализовать зоны роста их коммуникативной компетентности. Подчеркивается значимость выявления сильных сторон коммуникативной компетентности будущих педагогов в связи с необходимостью осознанного использования и совершенствования уже имеющегося инструментария педагогической коммуникации. Также в статье представлен авторский алгоритм процедуры оценки коммуникативной компетентности студентов старших курсов педагогического профиля СГСПУ и формализованы основные результаты исследования.

Abstract. The relevance of the article is due to the high requirements _ for the level of development of communicative competence of future teachers of educational institutions as the basis for the effective achievement of educational results by future highly qualified personnel of the Russian Federation. The purpose of the article is to analyze and compare the existing methods of Russian scientists to assess the communicative competence of teachers, to _ formulate the main components and metrics of the category in question, which will most accurately _ formalize the growth areas of communicative competence of future teachers. The importance of identifying the strengths of the communicative competence of future teachers in connection with the need for conscious use and improvement of the existing tools of pedagogical communication is emphasized. The article also formulates the author's algorithm for assessing the communicative competence of senior students of the pedagogical profile of SGSPU and formalizes the main results of the study.

Введение. Важнейшей приоритетной задачей изменения современной образовательной системы является подготовка

высококвалифицированных кадров. В послании к Федеральному собранию от 22 февраля 2019 года Президент Российской Федерации обозначил необходимость подготовки специалистов «нового поколения, способных обеспечить и поддержать научно-технологический прорыв», а также обновление учебных программ на всех уровнях профессионального образования с целью

формирования у молодых специалистов «мультидисциплинарных знаний и навыков» [1].

В данной ситуации актуализируется роль преподавателя общеобразовательного

учреждения, являющегося модератором формирования «базиса знаний, умений и навыков», необходимых для эффективного освоения дальнейших профессиональных компетенций [2].

При этом в качестве основной профессиональной компетенции современного

педагога общеобразовательной организации многими отечественными учеными, включая Д.Б. Эльконина [4], И.С. Криштофик [3], И.М. Зинову [5], Г.Ф. Шайдуллину [5], рассматривается коммуникативная компетентность, напрямую влияющая на эффективность «решения стандартных и нестандартных педагогических задач», в которых «коммуникативные качества педагога становятся наиболее ценными» [3].

При этом возникает проблема формализации базовых составляющих коммуникативной компетентности как основы для целенаправленной оценки и развития отдельных ее параметров (метрик).

Цель исследования - проанализировать и сравнить существующие методики

отечественных ученых по оценке коммуникативной компетентности будущих педагогов, сформулировать основные

компоненты и метрики рассматриваемой категории, позволяющие наиболее точно формализовать зоны роста коммуникативной компетентности студентов педагогического профиля.

Материалы и методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических научных публикаций по вопросам оценки коммуникативной компетентности педагогов; анализ ФГОС и профессиональных стандартов деятельности студентов педагогических направлений подготовки.

Исследование базируется на сравнительном анализе научных работ отечественных ученных по заявленной проблематике, методах анкетирования и опроса студентов направлений подготовки 44.03.05, 44.03.01 «Педагогическое образование» Самарского государственного социально-педагогического университета,

участвовавших в процессе оценки и развития коммуникативной компетентности.

Сравнительный анализ работ отечественных ученых в области определения составляющих коммуникативной компетентности позволил формализовать основные её составляющие, см. таблицу 1.

В научной статье «Развитие и оценка коммуникативной компетентности будущего педагога» И.С. Криштофик [3] формирует перечень актуальных и измеримых коммуникативных умений относительно четырех выделенных компонентов коммуникативной компетентности:

- личностная сфера;

- сфера общения;

- структура деятельности;

- познавательный компонент.

Преимуществом данной методики является ее апробированность и наличие четко сформулированных метрик каждой из составляющих коммуникативной

компетентности, с помощью которых возможно формализовать её наличие у будущего педагога общеобразовательной организации. При этом важно отметить, что коммуникативная компетентность будущих педагогов школ в полной мере не может быть сформирована в рамках обучения в университете, так как она неразрывно связана с дальнейшей педагогической профессиональной деятельностью и подлежит дальнейшему непрерывному развитию в будущем.

По нашему мнению, авторская методика И.С. Криштофик может быть дополнена мотивационным компонентом,

сформулированным в научном труде группой ученных Кабардино-Балкарского

государственного университета имени Бербекова (далее КБГУ) Л.И. Кагермазовой [6], И.В. Абакумовым [6], С.Л. Луниным [6], Е.О. Шульц [6].

Данный компонент рассматривается учеными в качестве первостепенного, так как осознание будущим педагогом необходимости развития его коммуникативных качеств является первым шагом на пути совершенствования вышеприведенных метрик.

Примечательно, что сравнительный анализ двух вышеприведенных авторских методик позволил выявить и соотнести три аналогичных составляющих компонента в структуре коммуникативной компетентности: когнитивный (познавательный), операционно-деятельностный (структура деятельности), а также личностный компонент (личностная сфера).

В данных методиках названные компоненты отличаются степенью детализации метрик, включенных в каждый из компонентов. При этом авторский подход И.С. Криштфик [3] включает в себя более узкоспециализированные и измеримые метрики и носит более практичный характер в контексте процесса самодиагностики уровня развития коммуникативной компетентности выпускников университета педагогического профиля.

Данные методики оценки коммуникативной компетентности легли в основу раздела «Педагогическая коммуникация в условиях цифрового общества» учебной дисциплины «Организация образовательного пространства на основе Web 2.0», преподаваемого для студентов направлений подготовки 44.04.01

«Педагогическое образование».

Таблица 1. - Сравнительная таблица составляющих коммуникативной компетентности будущих педагогов общеобразовательных организаций

Название компонента Метрики компонента Авторы методики

Мотивационный компонент 1. Осознание будущим педагогом роли коммуникативных качеств в профессиональной деятельности 2. Наличие ценностной мотивации к изучению коммуникативной составляющей педагогической деятельности Зинова И.М. [5], Шайдуллина Г.Ф. [5]

Кагермазова Л.И. [6], Абакумов И.В. [6], Лунин С.Л. [6], Шульц Е.О. [6]

Когнитивный компонент (познавательный) 1. Постановка учебной задачи 2. Текстовое оформление педагогом способа и результата решения задачи учащимся 3. Понимание затруднений ученика в процессе решения учебной задачи 4. Взаимодействие с учениками в режиме диалога в процессе решения учебной задачи Криштофик И.С. [3]

Кагермазова Л.И. [6], Абакумов И.В. [6], Лунин С.Л. [6], Шульц Е.О. [6]

Зинова И.М. [5], Шайдуллина Г.Ф. [5]

Операционно- деятельностный компонент (структура деятельности) 1. Структурирование своих педагогических текстов логике, способствующей изменению соотношения между мотивами и целями ребенка 2. Понимание действий ученика в различных учебных ситуациях Криштофик И.С. [3]

Кагермазова Л.И. [6], Абакумов И.В. [6], Лунин С.Л. [6], Шульц Е.О. [6]

Зинова И.М. [5], Шайдуллина Г.Ф. [5]

Личностный компонент (личностная сфера) 1. Наличие развитых личностных характеристик будущего педагога, являющихся составной частью способности управления состоянием таких как сдержанность, стрессоустойчивость, самообладание 2. Развитость психолого-педагогических качеств (красноречивость, эмпатичность) Криштофик И.С. [3]

Кагермазова Л.И. [6], Абакумов И.В. [6], Лунин С.Л. [6], Шульц Е.О. [6]

Компонент сферы общения 1. Создание насыщенной информа-ционной среды в школе 2. Совместное с детьми определение норм коммуникации 3. Предъявление своей позиции (оснований) в коммуникации 4. Интерпретация смысла текста в контексте ситуации Криштофик И.С. [3]

Перед включением данной методики в раздел учебной дисциплины нами был проведен пилотный проект по оценке уровня коммуникативной компетентности 95 студентов педагогического направления подготовки. В ходе данного проекта нами был формализован алгоритм проведения процедуры оценки коммуникативной компетентности будущих педагогов на основе самодиагностики, способствующей повышению эффективности процесса, а также были формализованы возможные барьеры эффективной реализации каждого из этапов исследования.

Данный алгоритм включает в себя 5 последовательных и взаимосвязанных этапов, которые подлежат пересмотру и дополнению в ходе изменения условий самодиагностики. Данный алгоритм не претендует на завершенность и может быть дополнен актуальными этапами на основе опроса

педагогов, обладающих опытом практической деятельности в данном вопросе, однако он помогает выявить «узкие места» в процессе самодиагностики студентов.

На первом этапе исследования необходимо определиться с целями исследования и ресурсами. Целью исследования является определение коммуникативного стиля будущих педагогов школ. При этом данные цели должны быть подробно сформулированы в письменном виде и доведены до всех участников исследования. Так как отсутствие понимания целевых ориентиров самодиагностики коммуникативной компетентности может значительно снизить точность ответов на вопросы анкеты по выявлению метрик.

Вторым этапом в алгоритме проведения исследования является верификация процедуры по основанию понятности методики для всех респондентов. На данном этапе необходимо

проинструктировать студентов о временных ограничениях и необходимости отвечать на вопросы анкеты без проявлений конформизма.

Возможным барьером данного этапа является отсутствие мотивации к оценке и развитию коммуникативной компетентности либо желание «завысить» уровень исследуемых метрик. Для нивелирования данного барьера необходимо провести разъяснительную беседу о ключевой роли коммуникативной компетентности в дальнейшей педагогической деятельности студентов.

Третьим этапом исследования явился процесс заполнения анкет и подсчета баллов. На данном этапе была формализована проблема разной скорости обработки анкет студентами, а также возникновения вопросов по подсчету итоговых баллов анкет.

Для разъяснения информации по подсчету баллов было принято решение разделить инструктаж на 2 этапа: первичный, включающий общую информацию о целях и важности исследовании; вторичный, включающий в себя информацию по итоговому подсчету баллов.

В качестве четвертого этапа студентам было предложено ознакомиться с возможными методами повышения отдельных метрик коммуникативной компетентности и выбрать для себя наиболее эффективные.

Во избежание формального отношения к методам развития коммуникативной

компетентности, упорядоченным в табличном виде, студентам было предложено ранжировать представленные методы по шкале от 0 до 10 в контексте эффективности развития отдельных метрик.

Пятъм итоговым этапом исследования предложено считать оценку воздействия применяемой методики к дальнейшим целям обучения студентов. Возможная проблема, формализованная на данном этапе, заключается в сложности трансформации полученного теоретического знания в практические действия студента по самостоятельной реализации траектории развития коммуникативной компетентности. В связи с этим важно акцентировать внимание будущих педагогов на необходимости трансформации цели обучения студентов с получения знаний по перечню дисциплин учебного плана к совершенствованию коммуникативных умений будущего педагога на основе анализа и последующего применения эффективных педагогических приемов, используемых преподавателями высшего учебного учреждения в рамках образовательной деятельности.

В ходе последнего этапа целесообразно применение групповых рефлексивных методик, так как они помогают поделиться полученными результатами со всеми участниками исследования, что способствует закреплению полученного знания [7;8].

Важно отметить, что помимо выявленных возможных барьеров процесса самодиагностики традиционно выявляются такие помехи в восприятии информации как искажение, пропуск и обобщение [9]. В данных условиях значение групповых рефлексивных методик обретает особую актуальность.

Результаты исследования. Процедура оценки сформированности метрик у студентов старших курсов педагогического профиля позволила формализовать ряд следующих выводов:

1. 72% респондентов отметили затруднения в развитии операционно-деятельностного компонента в части структурирования своих педагогических текстов логике, способствующей изменению соотношения между мотивами и целями ученика школы. Данное затруднение связано со сложностями внедрения мотивационной составляющей перед выполнением отдельных учебных задач в ходе реализации образовательного процесса.

2. 65% респондентов отметили важность развития мотивационного компонента коммуникативной компетентности для будущего преподавателя как в части образовательного процесса, так и в части взаимодействия с профессиональным сообществом для обмена профессиональным опытом.

3. 94% признали результаты анкетирования актуальными для себя, соглашаясь с выявленными зонами роста. Остальная часть респондентов затруднилась с ответом о своих зонах роста в связи с трудностью моделирования и многофакторностью реальных ситуаций взаимодействия с учениками общеобразовательного учреждения.

В дополнение к вышеприведенным выводам, целесообразно отметить, что выявление сильных сторон педагогической коммуникации у будущих преподавателей является не менее важным результатом, так как способствует более осознанному управлению профессиональными коммуникативными инструментами и выработке умения оптимально использовать методы и формы обучения и воспитания [10].

Заключение. Таким образом, на основе сравнительного анализа методик оценки коммуникативной компетентности педагогов автором были формализованы компоненты и метрики рассматриваемой категории. А также

был предложен авторский алгоритм проведения процедуры самодиагностики коммуникативной компетентности у студентов педагогического профиля, позволивший формализовать основные барьеры на пути к эффективному определению формализованных метрик:

1. Отсутствие понимания целей исследования у студентов.

2. Понятность процедуры самодиагностики и возможные проявления конформизма респондентов.

3. Сложности в самостоятельном итоговом подсчете баллов студентами.

4. Отсутствие должного внимания со стороны респондентов к предлагаемым мерам развития выявленных метрик.

5. Затруднения в трансформации полученного теоретического знания в реальные практические шаги по повышению уровня коммуникативной компетентности будущих преподавателей.

Данный алгоритм может быть применен преподавателями высших учебных учреждений с целью повышения точности формализации отдельных метрик коммуникативной

компетентности студентов педагогического профиля, что является необходимым условием разработки индивидуальной траектории развития коммуникативной компетентности как в рамках образовательного процесса, так и в рамках дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Президент наметил основные векторы развития образования и науки [Электронный ресурс] / Проект 5-100 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.5top100.ru/news/98064/

2. Бычкова Д.Д. Формирование профессиональных качеств у будущих учителей информатики в области разработки и оценки электронных образовательных ресурсов / Д.Д. Бычкова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 05(59). - Ч. 2. -С. 18-20.

3. Криштофик И.С. Развитие и оценка коммуникативной компетентности будущего педагога / И.С. Криштофик // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 05(59). - Ч. 2. -С. 32-34.

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика. - 1989. -560 с.

5. Зинова И.М., Шайдуллина Г.Ф. Коммуникативная компетентность педагогических работников в условиях перехода к инклюзивному

образованию // Фундаментальные исследования. -2014. - № 8-4. - С. 961-965.

6. Кагермазова Л.Ц. О формировании коммуникативной компетентности будущего педагога / Л.Ц. Кагермазова, И.В. Абакумова, С.Л. Лунин, Е.О. Щульц // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2015. - № 1(185). - С. 134-136.

7. Примчук Н.В. Исследование условий организации образовательной коммуникации студентов педагогического ВУЗа в контексте профессионального становления будущих учителей / Н.В. Примчук // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2019. - № 193. - С. 70-71.

8. Даутова О.Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии / О.Б. Даутова. - СПб.: КАРО. - 2018. - С. 106.

9. Троянская С.В. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика: учебное пособие / С.В. Троянская. - Ижевск: УдГУ, 2011. - С. 16.

10. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: Теоретические основы: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Ширшов Владимир Дмитриевич. -Екатеринбург. - 1994. - С. 242.

References:

1. The President outlined the main vectors for the development of education and science [Electronic resource] / Project 5-100 of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. - Access mode: https://www.5top100.ru/news/98064/

2. Bychkova D.D. The formation of professional qualities of future informatics teachers in the field of development and evaluation of electronic educational resources / D.D. Bychkova // International Research Journal. - 2017. - № 05(59). - Part 2. - P. 18-20.

3. Krishtofik I.S. Development and assessment of the communicative competence of the future teacher / I.S. Krishtofik // International research journal. - 2017. - № 05 (59). - Part 2. - S. 32-34.

4. Elkonin D.B. Selected psychological works / D.B. Elkonin. - M.: Pedagogy. - 1989. - 560 s.

5. Zinova I.M., Shaydullina G.F. Communicative competence of teachers in the transition to inclusive education // Fundamental Research. - 2014. - № 8-4. - S. 961-965.

6. Kagermazova L.Ts. On the formation of the communicative competence of a future teacher / L.Ts. Kagermazova, I.V. Abakumova, S.L. Lunin, E.O. Schulz // University News. North Caucasus region. Series: Social Sciences. - 2015. - № 1 (185). - S. 134-136.

7. Primchuk N.V. Study of the conditions for the organization of educational communication of students of a pedagogical university in the context of the professional

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

formation of future teachers / N.V. Primchuk // Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. - 2019. - № 193. - S. 70-71.

8. Dautova O.B. Educational communication. Traditional and innovative technologies / O.B. Dautova. -SPb.: KARO. - 2018. - S. 106.

9. Troyanskaya S.V. Pedagogical communication:

methodology, theory and practice: a training manual / S.V. Trojan - Izhevsk: Udmurt State University, 2011. - S. 16.

10. Shirshov V.D. Pedagogical communication: Theoretical foundations: Diss. ... doctor. ped. sciences: 13.00.01 / Shirshov Vladimir Dmitrievich. - Ekaterinburg. - 1994. - S. 242.

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.