Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 1 (20)
УДК 342.38
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© М. В. Мельникова
Мельникова Марина Витальевна
кандидат юридических наук, доцент
профессор кафедры
государственно-правовых
дисциплин
Самарский юридический институт ФСИН России
В статье рассматривается вопрос о форме правления в современной России, исхоля из норм, изложенных в Конституции Российской Фелераиии. Проволится сравнительный анализ межлу прези-лентской, парламентской и смешанной республиками. Обосновывается закрепление в Конституции РФ полупрезилентской республики.
Ключевые слова: форма госуларства, полупре-зилентская республика, парламентская республика, презилентская республика, смешанная республика, разлеление властей, система «слержек и противовесов», лемократическая республика, презилент, парламент, правительство.
Изучение формы государства представляет собой важный методологический шаг на пути постижения такого сложного социального явления, как переходное государство. Форма переходного государства является смешанной, сочетающей в себе элементы различных форм правления. В частности, В. Е. Чиркин упоминает о существовании так называемых «гибридных» форм, которые объединяют противоречивые признаки внутри одного и того же типа1. Переходная форма, равно как и само государство, лишена стабильности и равновесия. Например, форма правления переходного государства не имеет отлаженной системы «сдержек и противовесов», наблюдается дисбаланс полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
1 Чиркин В. Е. Основы сравнительного госу-дарствоведения. М., 1997. С. 117.
Наиболее распространенная в современном мире форма правления — республики. Основным источником власти в демократических республиках является народ, высшие органы представительной власти избираются гражданами.
В зависимости от того, каким образом формируется правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, демократические республики подразделяются на три вида: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Главная особенность парламентской республики — формирование правительства победившей на выборах в парламент партией. Председатель правительства (премьер-министр) формально не является главой государства, но фактически является первым лицом в политической иерархии. Роль президента в такой республике обычно ограничивается представительскими функциями. Такая форма правления сложилась в странах, отличающихся развитой, в значительной мере, саморегулируемой экономикой (Италия, Германия, Греция, Израиль и др.).
В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует «жесткое» разделение властей и их значительная самостоятельность. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. Президентские республики распространены также в странах Латинской Америки.
Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.
Немецкий ученый Э. Шнайдер сравнивает форму правления в России с французской и американской моделями и делает вывод, что она не является копией французской, однако ориентируется, скорее, на эту модель, чем на американскую2.
Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления — демократическую республику3, то есть конституционно закреплено разделение властей на три ветви.
Баланс властей в смешанной республике организован таким образом, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Кандидатуру на должность Председателя правительства РФ Президент должен представлять Государственной думе на одобрение. Само наличие подробных процедур решения данного вопроса в Конституции России говорит о смешанной республике. В президентской
2 См.: Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации : пер. с нем. М., 2002.
3 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (с изменен.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: октябрь 2018).
республике президент единолично назначает членов правительства, а в парламентской республике правительство формируется парламентом, где лидер партии большинства в парламенте получает пост премьер-министра.
Поскольку приоритет в большинстве случаев решения конфликтных вопросов между ветвями власти принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская.
М. Дюверже (французский ученый, государствовед), опираясь на опыт нескольких стран, ввел в научный оборот, обосновал и развил понятие «полупрезидентская система», которое, несмотря на критику, прижилось в политологии и юриспруденции4. Так, например, М. Дюверже в работе 1980 г. относит к этой форме правления Веймарскую республику и шесть стран Западной Европы — Австрию, Ирландию, Исландию, Португалию, Финляндию и Францию5.
По Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента — Национального собрания, что характерно для парламентской республики. Вместе с тем президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно для президентской республики. В президентской республике у президента вовсе нет таких полномочий. Например, Палата представителей в США не может быть распущена президентом. Да и избирается она всего на два года.
В различных государствах наблюдается самое различное соединение элементов парламентской и президентской республик.
Несколько иные формы правления сложились в странах, бывших республиках СССР, хотя в той или иной мере, практически, во всех присутствует парламентский элемент. Во многих государствах по конституции существует полупрезидентская республика с доминирующим положением президента в структуре государственной власти. Аналогичная форма правления сложилась и современной России.
Президент Российской Федерации формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч. 2 ст. 117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч. 1 ст. 111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч. 3 ст. 117). Но в обоих случаях у Президента есть реальные рычаги давления на Государственную Думу (законодательный (представительный)) орган власти. В первом случае, если Дума трижды отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент распускает Государственную Думу и сам назначает Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции). Наблюдается абсолютный перекос
4 См.: Зазнаев О. И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006. № 1. С. 92—103.
5 См.: Duverger M. A. New Political System Model: Semi-Presidential Government // European Journal of Political Research. 1980. Vol. 8. P. 179.
в сторону исполнительной власти, хотя формально Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти, но фактически ей руководит.
Во втором случае вотума недоверия парламента правительству (данный институт конституционного права присущ парламентским республикам и не присущ президентским) в смешанной республике показывает, насколько широки полномочия главы государства, предоставляя ему право выбора решения вопроса о роспуске парламента либо об отставке правительства (ч. 3 ст. 117 Конституции).
Российский политолог В. Никонов считает, что «мы имеем дело со смешанной президентско-парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента»6. Такую же точку зрения высказывает О. Зазнаев, который аргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборы президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров. В России президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета — по предложению председателя правительства. То есть отличительной чертой российской формы правления, по мнению исследователя, является двойная ответственность правительства: перед президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской7.
Следует отметить, что Председатель Правительства в России нисколько не зависит от парламента, так как у главы государства есть реальные рычаги давления на законодательный (представительный) орган власти. И последние выборы Президента РФ и формирование Правительства РФ — четкое тому подтверждение.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления, по мнению ряда ученых, установлена президентская республика8. Сторонники президентской республики в России исходят из того положения, которое занимает президент в государственном механизме фактически, необоснованно упуская из виду признаки, которые не характерны для президентской республики, а именно: в президентской республике нет рычагов «давления» на законодательный (представительный) орган власти.
«Думается, — пишет Л. А. Окуньков, — хотя и имели в виду французский опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в текст Конституции России апробированных методов руководства и легализации некоторых «партийных» механизмов и прерогатив власти. В результате
6 Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: курс лекций / под ред. В. Никонова. М., 2003. С. 18.
7 Зазнаев О. И. Указ. соч. С. 100.
8 См., напр., Ромашов Р. А. Теория государства и права. Краткий курс. 2-е изд. М. ; СПб. : Питер, 2010. С. 77; Четвернин В. А. Форма правления: разделение властей «по горизонтали» // Проблемы общей теории права и государства : учебник. 2-е изд. М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. С. 626.
президент в России превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на средства массовой информации. Многие элементы директивного руководства были сохранены и взяты в основу президентской власти. Это касается, в частности, опыта по подбору и расстановке кадров в высшем руководстве...»9
Таким образом, названные выше признаки характеризуют Российскую Федерацию как полупрезидентскую республику, где, все-таки, прослеживается наделение исполнительной власти полномочиями, позволяющими оказывать влияние на законодательную (представительную) власть, хотя последняя согласно концепции разделения властей имеет приоритет, так как производна от народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. Москва, 1997.
2. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации : пер. с нем. Москва,
2002.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (с изменен.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: октябрь 2018).
4. Зазнаев О. И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006. № 1. С. 92—103.
5. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика : курс лекций / под ред. В. Никонова. Москва, 2003.
6. Ромашов Р. А. Теория государства и права. Краткий курс. 2-е изд. Москва ; Санкт-Петербург : Питер, 2010.
7. Четвернин В. А. Форма правления: разделение властей «по горизонтали» // Проблемы общей теории права и государства : учебник. 2-е изд. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2010.
8. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. Москва, 1996.
9. Duverger M. A. New Political System Model: Semi-Presidential Government // European Journal of Political Research. 1980. Vol. 8. P. 165—187.
FORM OF GOVERNMENT IN MODERN RUSSIA M. Mel'nikova
The article deals with the issue of a form of government in modern Russia, basing on the norms settled in the Constitution of Russian Federation. A comparative analysis is carried out between presidential, parliamentary and mixed republics. A fixation of semi-presidential republic in the Constitution of Russian Federation is substantiated.
Key words: government form, semi-presidential republic, parliamentary republic, presidential republic, mixed republic, separation of powers, system of checks and balances, democratic republic, president, parliament, government.
9 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 19.