Научная статья на тему 'Суперпрезидентская республика в России: Миф или реальность?'

Суперпрезидентская республика в России: Миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11333
1395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / FORM OF GOVERNMENT / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / PRESIDENTIAL REPUBLIC / ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / SEMI-PRESIDENTIAL REPUBLIC / СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / SUPERPRESIDENTIAL REPUBLIC / ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ / PRESIDENT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондрашев Андрей Александрович

В статье рассматриваются три основных подхода в российской науке конституционного права к типологии формы правления, установленной в Российской Федерации в соответствии с Конституцией. Согласно первому в России установлена президентская республика, с избираемым населением главой государства и подчиненной ему исполнительной властью, не контролируемой парламентом. Сторонники второго направления полагают, что в РФ конституционно закреплена полупрезидентская (смешанная) республика, где исполнительная власть поделена между президентом и парламентом. Центральный тезис третьего подхода: российская модель является новой формой суперпрезидентской республикой, в которой обширные полномочия главы государства делают его, по сути, «некоронованным монархом». В работе рассматриваются также отличительные особенности суперпрезидентской республики, где президенту принадлежат ключевые полномочия: де-факто формирование правительства вне контроля парламента, возможность увольнения отдельных министров и отставки всего кабинета, издание указов без санкционирования парламента, имеющих силу закона, возможность роспуска парламента при попытке контроля за назначением главы правительства и выражения недоверия правительству. В результате проведенного автором анализа сформулированы предложения о необходимости внесения конституционных поправок, изменения российского законодательства и совершенствования практики Конституционного Суда РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPER-PRESIDENTIAL REPUBLIC IN RUSSIA: MYTH OR REALITY?

In article three main approaches which are available in the Russian science of constitutional right in relation to typology of the form of government established in the Russian Federation according to the Constitution are considered. It agrees to the first, in Russia the presidential republic, with the head of state elected by the population and the executive power subordinated to him, uncontrollable parliament is established. Supporters of the second direction, believe that the so-called poluprezidenstky (mixed) republic where executive power is divided between the president and parliament is constitutionally fixed in the Russian Federation. The central thesis of the third approach the Russian model is a new form the superpresidential republic in which extensive powers of the head of state make him, in fact «the uncrowned monarch». Also in work different views on distinctive features of the superpresidential republic where the president possesses key powers are considered: de facto formation of the government out of control of parliament, a possibility of dismissal of both certain ministers, and resignation of all office, the publication of decrees, without authorization of parliament, valid the law, a possibility of dissolution of parliament in attempt of control of appointment of the head of the government and expression of mistrust to the government. As a result of the analysis which is carried out by the author offers on need of introduction of the constitutional amendments, changes of the Russian legislation and improvement of practice of the Constitutional Court of the Russian Federation are formulated.

Текст научной работы на тему «Суперпрезидентская республика в России: Миф или реальность?»

34

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—S имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В РОССИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Аннотация. В статье рассматриваются три основных подхода в российской науке конституционного права к типологии формы правления, установленной в Российской Федерации в соответствии с Конституцией. Согласно первому в России установлена президентская республика, с избираемым населением главой государства и подчиненной ему исполнительной властью, не контролируемой парламентом. Сторонники второго направления полагают, что в РФ конституционно закреплена полупрезидентская (смешанная) республика, где исполнительная власть поделена между президентом и парламентом. Центральный тезис третьего подхода: российская модель является новой формой — суперпрезидентской республикой, в которой обширные полномочия главы государства делают его, по сути, «некоронованным монархом». В работе рассматриваются также отличительные особенности суперпрезидентской республики, где президенту принадлежат ключевые полномочия: де-факто формирование правительства вне контроля парламента, возможность увольнения отдельных министров и отставки всего кабинета, издание указов без санкционирования парламента, имеющих силу закона, возможность роспуска парламента при попытке контроля за назначением главы правительства и выражения недоверия правительству. В результате проведенного автором анализа сформулированы предложения о необходимости внесения конституционных поправок, изменения российского законодательства и совершенствования практики Конституционного Суда РФ. Ключевые слова: форма правления, президентская республика, полупрезидентская республика, суперпрезидентская республика, Президент России.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.46.6.034-042

Андрей Александрович КОНДРАШЕВ,

доктор юридических наук, профессор, проректор по административной и правовой работе, заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права Сибирского федерального университета legis75@mail.ru 660075, Россия, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 6

© А. А. Кондрашев, 2018

A. A. KONDRASHEV,

Doctor of Law, Professor, Vice-Rector for administrative affairs and legal work, Head of the Department of constitutional, administrative and municipal law of the Siberian Federal University

legis75@mail.ru 660075, Russia, Krasnoyarsk, ul. Maerchaka, d. 6

SUPER-PRESIDENTIAL REPUBLIC IN RUSSIA:

MYTH OR REALITY?

Abstract. In article three main approaches which are available in the Russian science of constitutional right in relation to typology of the form of government established in the Russian Federation according to the Constitution are consid-

ШШЖ Кондрашев А. А.

УНИВЕРСИТЕТА Суперпрезидентская республика в России: ^Э^Э

имени O.E. Кутафина(МГЮА) Миф ИЛИ реальность?

ered. It agrees to the first, in Russia the presidential republic, with the head of state elected by the population and the executive power subordinated to him, uncontrollable parliament is established. Supporters of the second direction, believe that the so-called poluprezidenstky (mixed) republic where executive power is divided between the president and parliament is constitutionally fixed in the Russian Federation. The central thesis of the third approach — the Russian model is a new form — the superpresidential republic — in which extensive powers of the head of state make him, in fact «the uncrowned monarch». Also in work different views on distinctive features of the superpresidential republic where the president possesses key powers are considered: de facto formation of the government out of control of parliament, a possibility of dismissal of both certain ministers, and resignation of all office, the publication of decrees, without authorization of parliament, valid the law, a possibility of dissolution of parliament in attempt of control of appointment of the head of the government and expression of mistrust to the government. As a result of the analysis which is carried out by the author offers on need of introduction of the constitutional amendments, changes of the Russian legislation and improvement of practice of the Constitutional Court of the Russian Federation are formulated. Keywords: form of government, presidential republic, semi-presidential republic, superpresidential republic, President of Russia.

В российской науке конституционного права имеются три основных подхода к определению типа республики, установленной в соответствии с российской Конституцией.

Согласно первому в России установлена президентская республика, лишь с некоторыми особенностями, которые в принципе не колеблют классическую схему1. В подтверждение этого распространенного научного представления указываются два аргумента: исполнительная власть подчинена президенту и президент избирается народом. При этом в теории главным признаком президентской республики обычно называется система жесткого разделения властей, предполагающая значительную автономию органов власти относительно друг друга с точки зрения как их организации, так и деятельности, в частности сравнительно ограниченное число инструментов функционального проникновения органов власти разной природы в сферу компетенции друг друга — так называемая система сдержек и противовесов. А связь между законодательной и исполнительной властями в условиях их жесткого разделения выражается лишь в том, что органы исполнительной власти обязаны выполнять законы, принятые парламентом. При таком подходе правительство рассматривается просто как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на парламент, кроме права отлага-

ё

1 Гелиева И. Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Обще- >

ство и право. 2008. № 1. С. 42—45 ; Мещеряков А. Н. Конституционные способы воз- >

действия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности п

российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. п

С. 19—22.

<

дарства

>

___а» I-,пп-_г

36 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

тельного вето, которое принадлежит президенту как главе государства2. Можно сослаться и на мнения двух Президентов РФ — В. В. Путина и Д. А. Медведева, — которые утверждали, что в России существует президентская республика, и особо отмечали отсутствие намерения менять ключевую роль президента в политической системе страны3.

Сторонники второго направления полагают, что в РФ конституционно закреплена полупрезидентская (смешанная) республика, где существует дуализм исполнительной власти: она поделена между президентом и парламентом4. Президент избирается народом5 и имеет возможность влиять на формирование кабинета министров, а парламент якобы обладает полномочиями утверждать правительство и отправлять его в отставку. Так, анализируя положения Конституции РФ, А. Н. Кокотов характеризует форму правления как смешанную, с очень большими полномочиями президента6. Академик РАН О. Е. Кутафин также склонялся к характеристике отечественной формы правления как полупрезидентской республики, называя ее, правда, президентско-парламентской7.

Следует особо отметить, что даже ведущие отечественные конституционалисты испытывают серьезные затруднения, пытаясь отнести Россию к той или иной форме правления, постоянно «дрейфуя» от одного определения к другому. Так, симптоматична в этом смысле позиция профессора В. Е. Чиркина. Он указывает, что Конституция предусмотрела элементы как парламентарной республики (назначение премьер-министра только с согласия нижней палаты парламента, возможность вотума недоверия Правительству РФ и др.), так и президентской республики (назначение министров по усмотрению Президента РФ, их неподотчетность парламенту и ответственность перед Президентом РФ и др.)8. Но в дру-

2 Мартынюк Р. С. Президентская республика: особенности форм правления и логика организации государственной власти // Евразийская адвокатура. 2015. № 4 (17). С. 61.

3 См.: Российская газета. 2003. 25 дек.; 2007. 11 дек.; 2008. 2 июня.

4 Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2003. № 10. С. 16 ; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М. : Норма-Инфра-М, 1999. С. 123 ; Безуглов А. А, Солдатов С. А. Конституционное право России. М., 2001. Т. 1. С. 332 ; Конституционное право России. М. : Норма, 2007. С. 106 ; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М. : ТК «Велби»; Проспект, 2006. С. 152 ; Правительство Российской Федерации / под ред. д-ра юрид. наук, проф., заслуж. юриста РФ Т. Я. Хабри-евой. М. : Норма, 2005. С. 136 ; Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: часть общая / отв. ред. Б. А. Страшун. М., 2000. Т. 1—2. С. 123.

5 Пушкарев С. В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. 2012. № 7. С. 18.

6 См.: Конституционное право России : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М., 2007. С. 106.

7 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М., 2006. С. 153.

8 Чиркин В. Е. Фундаментальное исследование современного конституционного права // Законодательство и экономика. 2006. № 2. С. 63 ; Он же. Конституционное право России : учебник. М., 2009. С. 129.

ШШЖ Кондрашев А. А.

УНИВЕРСИТЕТА Суперпрезидентская республика в России: J/

имени O.E. Кутафина(МГЮА) Миф ИЛИ реальность?

гой своей работе В. Е. Чиркин специально отмечает, что юридически Россия, как и некоторые другие постсоветские государства, — президентско-парламентар-ная республика, а учитывая же «фактическое положение дел, личный авторитет Президента, форму правления России можно скорее охарактеризовать как президентскую республику»9.

Каковы же отличительные особенности суперпрезидентской республики? Можно выявить несколько наиболее значимых: де-факто внепарламентское формирование правительства (угроза роспуска не дает парламенту возможности контролировать назначение главы кабинета); возможность как дискреционного увольнения отдельных министров, так и отставки всего кабинета; издание указов без санкционирования со стороны парламента, имеющих силу закона без указания срока действия; возможность роспуска парламента при попытке контроля за назначением главы правительства и выражения недоверия правительству.

В таких государствах президент является юридическим или фактическим главой исполнительной власти и обладает значительными полномочиями в законодательной и судебной ветвях власти (абсолютное или «сильное» право вето в отношении принятых законов, право роспуска парламента, право издавать акты делегированного законодательства, право единоличного назначения судей, подбор кандидатур всех высших должностных лиц). Исторически главы государств в таких республиках занимают свой пост пожизненно либо неограниченное число раз или на длительные сроки.

При этом в последние годы определение России в качестве суперпрезидентской республики получает все более широкое распространение и среди конституционалистов10. Следует отметить, что существует и множество схожих точек зрения, когда российскую форму именуют то сверхпрезидентской или квазипрезидентской республикой, то смешанной республикой с доминированием президента11.

Чиркин В. Е. Постсоциалистическое государство XXI века // Журнал российского права. 2008. № 5. С. 16—17.

Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция правового статуса // Вестник Моск. ун-та. Серия : Право. 1998. № 1 ; Конституция России: сложный юбилей // Российская Федерация сегодня. 2003. № 22 ; Боброва Н. А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 36 ; Овчинникова О. Д. Эволюция формы правления российского государства: историко-теоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9—10 ; Тарабан Н. А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в российской истории // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8. С. 8—12 ; Профессор ВШЭ выяснил, что Россия стала «суперпрезидентской республикой». Кремль протестует // Новости России. 29 марта 2011 г. URL: Newsru.com/Russia/ 29mar2011/superpres.html (дата обращения: 10.06.2017) ; Соломанина Ю. В. Республиканская форма правления в России: история ё

и современность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 23 ; Худо- >

лей Д. М. Основные, гибридные и атипичные формы правления // Вестник Пермского

DD

университета. Юридические науки. 2010. № 4. С. 53, 57. п

См., например: Мельниченко В. И. Президент в структуре государственной власти: кон- п

ституционный опыт западных демократий // Трибуна. 1995. № 1—2. С. 34—37 ; Холмс С. дарства

>

9

11

38

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—S имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

Франция и Россия: можно ли считать российскую форму правления полупрезидентской?

С нашей точки зрения, российская форма правления не может быть отнесена к смешанной, так как последняя имеет ряд элементов, сохраняющих определенный баланс во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвями власти. В России же эти элементы сдержек и противовесов в отношениях властей на конституционном уровне отсутствуют. Но при этом на уровне политической элиты и в среде специалистов по праву многие годы господствует суждение об аналогии российской системы власти с французской формой правления. Постараемся доказать несостоятельность этого тезиса.

Во-первых, хотя назначение премьер-министра во Франции Президент формально производит самостоятельно, он вынужден ориентироваться на парламентское большинство. Ведь назначенный премьер должен выступить перед парламентом с программой или декларацией об общей политике, и глава Совета министров может поставить перед нижней палатой вопрос о доверии. Но даже в том случае, если он не ставит вопроса о доверии перед палатой, последняя вправе в любой момент принять резолюцию порицания и отправить правительство в отставку. В России же, как известно, решение Президента о назначении председателя Правительства требует формального согласия Государственной Думы, так как в случае трехкратного отказа в одобрении кандидатуры премьера (причем президент может все время предлагать одного и того же кандидата), Президент обязан распустить Думу (ст. 111 Конституции РФ).

Во-вторых, во Франции роспуск нижней палаты возможен также в случае вынесения резолюции порицания нижней палатой Совету министров, что сближает роспуск во Франции и России. В нашей стране Президент имеет право распустить Думу после двукратного выражения недоверия Правительству или отказа в доверии Правительству по его инициативе. Но во Франции Президент вынужден считаться с волей избирателя, так как новое правительство может работать только в случае доверия парламента. В России же Президент фактически ставит парламент в положение, когда он вынужден одобрить кандидатуру премьера, не считаясь с результатами народного волеизъявления. Согласно же ст. 12 Конституции Франции Президент может настоять на сохранении «своего» Правительства, которое не получило одобрения со стороны парламента, лишь при условии его роспуска (но не чаще одного раза в один календарный год). Вместе с тем такое решение основывается не столько на конституционных «назначенных» полномочиях, сколько на неограниченном («размытом») полномочии Президента, касающемся роспуска нижней палаты12.

Сверхпрезидентство и его проблемы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993/1994. № 4 (5)/1 (6). С. 22—25 ; Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 732—741.

12 См: Прокофьев В. Н. Конституционно-правовой опыт регламентации президентской власти во Французской Республике (история и современность) // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 75.

ШЖ кондрашев А. А.

УНИВЕРСИТЕТА Суперпрезидентская республика в России: ^Э^Э

имени O.E. Кутафина(МГЮА) Миф или реальность?

Более того, Национальное собрание Франции может отклонять кандидатуру премьер-министра и программу Правительства неограниченное число раз. В случае, если Национальное собрание выразит свое неодобрение, Правительство вынуждено подать в отставку. Избежать данной процедуры невозможно. В России же уход Правительства в отставку после выражения недоверия со стороны парламента связан только с волей Президента.

В-третьих, Президент во Франции не может самостоятельно прекратить полномочия Правительства и его председателя, а в России это право главы государства является дискреционным, не ограниченным никакими условиями.

В-четвертых, во Франции Президент может обладать регламентарной властью, издавая ордонансы, но лишь в ограниченном числе случаев и фактически по инициативе Правительства в рамках системы контрасигнатуры, например, когда парламент по предложению Правительства передает право (на ограниченный период времени) регулирования сферы, традиционно принадлежащей законодательной власти, при условии последующей ратификации парламентом. Более того, во Франции Президент не обладает правом отмены актов Правительства, а в России глава государства наделен полномочиями отмены актов Правительства по любым основаниям.

В-пятых, французская система организации власти не предоставляет Президенту больших прав на формирование судебных органов, хотя он и участвует в этих процедурах (являясь главой Высшего совета магистратуры, назначая троих членов Конституционного совета). В России Президент формирует все высшие суды лишь с формального согласия верхней палаты, в которой половину членов составляют лица, как правило, назначенные врио губернатора Президентом и потом формально проходящие процедуру выборов (де-факто — подтверждения полномочий со стороны менее половины избирателей, которые приходят на выборы).

Таким образом, французская модель абсолютно не соответствует системе взаимоотношений между высшими органами власти, закрепленной в Конституции России.

Президентская или суперпрезидентская форма правления существует в России?

Поскольку, в соответствии с проведенным анализом, полупрезидентской республикой назвать российскую модель невозможно, может быть, российскую форму правления следует назвать президентской?

Заслуживает особого внимания тот факт, что Конституция РФ пытается сочетать элементы ответственности, присущие различным системам, но при этом включение их в текст Основного Закона преследует цель имитировать механизмы сдержек и противовесов, имеющихся как в президентской, так и в полупрезидент- ё

ской республиках. Так, например, элементом парламентской ответственности А

ш

является полномочие Государственной Думы давать согласие на назначение

председателя правительства (ч. 1 ст. 111 Конституции РФ), а к элементу прези- п

дентской системы следует отнести возможность единоличного решения вопроса п

об отставке Правительства, которое закрепляется за Президентом (ч. 2 ст. 117). Дарства

>

40

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—S имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

Но в науке абсолютно справедливо отмечается, что парламентская ответственность правительства «носит призрачный характер — реально Правительство отвечает перед Президентом»13, так как угроза роспуска не дает парламенту возможности свободно принимать решения о контроле за деятельностью Правительства.

Представляется, что российская форма правления, несмотря на отдельные признаки, сближающие ее с президентской моделью, не может быть отнесена к последней. Формально Президент по Конституции России не назван главой исполнительной власти, а в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» именно Правительство является высшим органом исполнительной власти в стране. Но анализ полномочий Президента (назначение и отставка министров, председательство на заседаниях Правительства, отмена актов Правительства и др.) свидетельствует о том, что в реальности Правительство является не самостоятельным органом, а скорее подотчетным главе государства.

Государственная Дума чисто формально участвует в согласовании кандидатуры главы Правительства и может участвовать в вынесении вотума недоверия, правда, следует оговориться, что окончательное решение именно за Президентом, так как Дума в случаях несогласия с главой государства им распускается. Существует некий формальный дуализм и в управлении министерствами, когда «силовые» ведомства (МВД, ФСБ, Минобороны, Минюст и др.) напрямую подчиняются Президенту и не подконтрольны председателю Правительства. В настоящее время Президент РФ руководит деятельностью около 20 федеральных органов исполнительной власти, что составляет более 20 % от их общего числа. За Правительством остается незначительная координация деятельности органов управления, подчиненных непосредственно Президенту РФ.

С нашей точки зрения, более правильно для характеристики формы правления, заложенной в российской Конституции, использовать иное понятие, а именно «суперпрезидентская» республика. Фактически этот термин весьма подробно и наглядно иллюстрирует факт возвышения Президента над иными ветвями власти, когда именно глава государства приобретает, по известному выражению Ю. А. Тихомирова, «облик типичного вождя (по французской терминологии — "монархического президента"), дарующего права и свободы гражданам и гарантирующего сохранение немногих оставшихся в условиях российской действительности атрибутов республиканской формы правления»14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще в советское время абсолютно точную характеристику суперпрезидентской формы правления дал А. Г. Орлов. Он определил суперпрезидентскую республику как такую систему «государственного управления, основной чертой которой является гипертрофированная, неконтролируемая президентская власть»15.

13 Кравец И. Российская Конституция и проблемы эффективности ее реализации // Конституционное право : Восточноевропейское обозрение. 2003. № 4 (45). С. 73.

14 Конституционное законодательство России / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999. С. 150—151.

15 Орлов А. Г «Суперпрезидентская» республика латиноамериканского типа // Современное буржуазное право. М., 1987. Т. 2. С. 112.

ШЖ кондрашев А. А.

УНИВЕРСИТЕТА Суперпрезидентская республика в России: имени O.E. Кутафина(МГЮА) Миф или реальность?

Следует согласиться с мнением, что «из президентской формы правления российская модель впитала в себя лишь то, что усиливает Президента, а из парламентской — лишь то, что ослабляет парламент, например возможность его роспуска Президентом, что исключено в президентской республике»16. Без участия Президента Российской Федерации фактически не может функционировать ни одна из ветвей власти. Происходит вторжение — «интервенция» — полномочий главы государства в сферу полномочий всех ветвей государственной власти. Причем многие полномочия главы государства были значительно расширены по сравнению с буквальными конституционными положениями благодаря правовым позициям Конституционного Суда РФ17.

Что же нужно сделать, чтобы преобразовать существующую суперпрезидентскую республику (провоцирующую формирование в стране авторитарного политического режима) в смешанную? Необходимо несколько конституционных поправок и совершенствование практики Конституционного Суда РФ:

— лишение права Президента осуществлять роспуск Думы по основаниям, указанным в ст. 111 и 117 Конституции, оставив это право в принципе, ограничив возможностью его применения не более одного раза в год;

— исключение возможности отправки в отставку Правительства по собственной инициативе, без согласия Думы;

— согласование Думой кандидатуры премьера, выдвинутого парламентским большинством, и получение вотума доверия Правительству в целом;

— обязательная отставка Правительства в случае вотума недоверия со стороны Думы и уход в отставку после избрания нового состава Думы;

— невозможность отмены актов Правительства Президентом и запрет Президенту осуществлять правовое регулирование в отсутствие федеральных законов, за исключением делегированного Государственной Думой права принимать указы по конкретным вопросам на определенный период;

— отказ от доктрины «скрытых» полномочий Президента и формирование закрытого перечня конституционных полномочий главы государства, без расширения со стороны федеральных законов;

— запрет руководства Президентом федеральными органами исполнительной власти.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М. : Норма-Инфра-М, 1999.

2. Безуглов А. А, Солдатов С. А. Конституционное право России. — М., 2001. — Т. 1.

3. Гелиева И. Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. — 2008. — № 1. — С. 42—45.

Боброва Н. А. Указ. соч. С. 36.

17 Худолей К. М. Закрепление суперпрезидентской республики в Конституции Российской п

Федерации // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической с

науки: общегосударственный и региональный аспекты. 2015. № 1. С. 169. дарства

16

> ш

>

__ш^ж р. r+THL 1кг

42 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

4. Козлова Е. И, Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М. : ТК «Вел-би» ; Проспект, 2006.

5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. — М., 2006.

6. Конституционное право России. — М. : Норма, 2007.

7. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — М., 2007.

8. Кравец И. Российская Конституция и проблемы эффективности ее реализации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 2003. — № 4 (45).

9. Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. — 2003. — № 10. С. 16.

10. Мартынюк Р. С. Президентская республика: особенности форм правления и логика организации государственной власти // Евразийская адвокатура. — 2015. — № 4 (17).

11. Мещеряков А. Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. — 2005. — № 5. — С. 19—22.

12. Правительство Российской Федерации / под ред. д-ра юрид. наук, проф., за-служ. юриста РФ Т. Я. Хабриевой. — М. : Норма, 2005.

13. Пушкарев С. В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. — 2012. — № 7.

14. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: часть общая / отв. ред. Б. А. Страшун. — М., 2000. — Т. 1—2.

15. Худолей К. М. Закрепление суперпрезидентской республики в Конституции Российской Федерации // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. — 2015. — № 1.

16. Чиркин В. Е. Конституционное право России : учебник. — М., 2009.

17. Чиркин В. Е. Постсоциалистическое государство XXI века // Журнал российского права. — 2008. — № 5. — С. 16—17.

18. Чиркин В. Е. Фундаментальное исследование современного конституционного права // Законодательство и экономика. — 2006. — № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.