Научная статья на тему 'Форма и сценарий проведения игр по воспитательной работе на педиатрическом факультете'

Форма и сценарий проведения игр по воспитательной работе на педиатрическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ. КРАСНОЯРСК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рагинене И. Г., Галактионова М. Ю., Ильенкова Н. А.

В статье рассматриваются игровые формы организации воспитательной работы со студентами педиатрического факультета Красноярской государственной медицинской академии и возможность внедрения инновационных технологий воспитания во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рагинене И. Г., Галактионова М. Ю., Ильенкова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORM AND SCRIPT OF GAMES ON PEDIATRIC FACULTY

Playing forms of organization of educational work with students of pediatric faculty (Krasnoyarsk state medical academy) are available in the article. Moreover the possibility of introduction of innovation techniques of education in off-study time is presented.

Текст научной работы на тему «Форма и сценарий проведения игр по воспитательной работе на педиатрическом факультете»

© РАГИНЕНЕ И.Г., ГАЛАКТИОНОВА М.Ю., ИЛЬЕНКОВА Н.А.

ФОРМА И СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

И.Г. Рагинене, М.Ю. Галактионова, Н.А. Ильенкова

Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф. Войно-Ясенецкого,

ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов.

Резюме. В статье рассматриваются игровые формы организации воспитательной работы со студентами педиатрического факультета Красноярской государственной медицинской академии и возможность внедрения инновационных технологий воспитания во внеучебное время. Ключевые слова: воспитательная работа, медицинский вуз, инновационные технологии, игра - как средство воспитания. Красноярск

Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими

Платон

Проблема воспитания на сегодняшний день является одной из актуальных. Всего несколько лет назад эта проблема переживала практически полное забвение, пожалуй, только за исключением узкоспециальных изданий педагогической направленности. В определенной степени можно сказать, что обсуждение проблем воспитания переживают на сегодняшний день новое рождение.

Высшее учебное заведение по своей структуре представляет собой механизм внутреннего взаимодействия различных звеньев динамической системы, различные стороны которой диалектически взаимосвязаны. В тех или иных формах воспитательную работу со студентами во внеучебное время в Красноярской государственной медицинской академии осуществляют деканат, кафедры, кураторы курсов, преподаватели отдельных дисциплин, Союз молодежи, подразделения культурно-массовой и спортивной работы, профсоюзная организация, библиотека, средства массовой информации (вузовская печать, вузовское телевидение). Воспитательная работа на педиатрическом факультете КрасГМА организуется в соответствии с приказом Минобразования России от 19.06.97 №1252 «О стратегии развития

и воспитания личности в системе общего и профессионального образования в России» и разработанной в академии концепцией воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Основными принципами учебновоспитательной работы являются координация и взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Ниболее важными задачами воспитания являются -формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Безусловно, главным направлением воспитательной работы является профессиональное, воспитание через профессию. В случае медицинского образования огромная роль принадлежит профилирующим медицинским кафедрам, которые непосредственно осуществляют профессиональную социализацию. Традиционно в нашем обществе в практике подготовки врача и медицинского работника сочетались образование и воспитание. Так обучение и воспитание будущего врача у постели больного считалось великим благом еще и по причине нравственного звучания данной профессии. В этой связи трудно переоценить важность производственной практики для студента медицинского вуза. Таким образом, эта традиция соблюдается и сейчас, но современное общество предъявляет к врачу более широкие требования. Однако сегодня для любого профессионального образования только прагматический подход будет узок, недостаточен.

Врач сопровождает человека от момента рождения до смерти, у него складывается необыкновенно широкий спектр общения с людьми различных социальных групп, личностных установок и т.п.

Сегодняшний студент будет выполнять в обществе множество социальных ролей, интегрировать в различные сферы общественной жизни. Поэтому необходимо формирование мировоззренческих, гражданских основ личности, учитывая также традиционно активную роль медиков в общественной жизни. Все эти требования могут успешно реализовываться не

только через профессиональное обучение и воспитание, но и через широкий воспитательный процесс, проводимый во внеучебное время.

Внедрение инновационных технологий воспитания, в первую очередь на основе профессионально-личностного подхода, требует разработки новых трансдисциплинарных учебных курсов, интегрирующих гуманитарные, естественнонаучные и профессиональные знания, нового методологического обеспечения, повышение квалификации и педагогического мастерства преподавателей.

В связи с вышесказанным принцип двусторонности процесса воспитания может быть легко применим в процессе игры. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания стало одним из первых педагогических свершений человечества.

Игра - это своеобразная школа социализации студента. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает студентов. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения обучающихся.

Следует помнить, что воспитание это не только "воспитывание", т.е. целенаправленное и квалифицированное воздействие на студентов, но это и творческая активность индивидуальной личности каждого своего воспитанника.

Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В рамках воспитательной работы со студентами во внеучебное время педиатрический факультет КрасГМА, совместно с союзом молодежи, впервые в 2006-2007 учебном году открыл серию интеллектуальных игр.

Цель игры: обеспечить досуг студентов педиатрического факультета и данным способом оценить выживаемость знаний студентов 4,5,6 курсов педиатрического факультета КрасГМА:

Структура игры: В интеллект-шоу участвовали (по желанию) все студенты педиатрического факультета. Проведены игры среди студентов IV курса, затем V и VI курсов педиатрического факультета.

Игры состояли из трех туров.

1-ый тур - отборочный «Наш великий и могучий....»:

2- ой - основная часть игры «Умники и умницы»:

3-ий - финальный «Самый стойкий».

Первый тур «Наш великий и могучий...»

Состав команды состоял из 12-15 человек при этом она была без капитана (индивидуальное состязание).

Суть тура заключается в том, что участники должны показать максимальные знания по русскому языку и литературе. Состязание проводится в отдельной аудитории. Участники должны расставить знаки препинания в отрывке из литературного произведения. При этом каждый знак препинания соответствует 10 баллам. В итоге из 12-15 участников в финале первого тура оставалось 7-8, набравших наибольшее количество баллов.

В то время, когда проводится отборочный тур, в зале:

- ведущий представляет каждого участника отборочного тура. При этом особое внимание должно уделяться anamnes vitae (подробный рассказ о хобби, мечтах, студенческой жизни), status localis (внешний вид, особые предметы), Ds. (например: желание выиграть);

- он не выбирает жюри (представители некоторых кафедр для решения спорных вопросов во время игры);

- затем выступление команды КВН.

Второй тур « Умники и умницы»

Цель: достойно обойти всех участников и выйти в финал!

В начале игры все участники избирают капитана, основная роль которого перед каждым кругом вопросов выбирать тот или иной раздел, он же присваивает индивидуальный номер каждому участнику.

Все участники встают в «полукруг», ведущий предлагает капитану найти тот или иной раздел вопросов (на экране видны названия всех возможных разделов и уровни вопросов). Затем по очереди каждому участнику ведущий задает вопрос из выбранного раздела (время ответа на каждый вопрос - 1 мин).

После того как каждому участнику задано по одному вопросу, команда участников встает в круг и в течение 2-3 мин. решает, кто должен покинуть игру!

Затем все продолжается до тех пор, пока не останутся три участника, которые и выходят в финал!

Кроме того, была проведена и игра со зрителями в которой ведущий зачитывает вопросы, первый правильно ответивший зритель получает поощрительный приз.

Третий тур «Самый стойкий»

Этот тур - финальный. Трое участников, которые вышли в финал, отвечают на 10 различных вопросов (нет возможности выбора темы и уровня вопросов!) Время ответа на вопрос 1 мин! За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Участник, набравший максимальное количество баллов в финале, становится победителем!

Опыт проведения интеллектуального шоу «Умники и умницы» демонстрирует оживление студенческой вузовской жизни, как со стороны студенчества, так и со стороны преподавательского состава.

На сегодняшний день для нас важно не потерять, а сохранить эти начинания, не превратить инициативу в мероприятие для «галочки».

Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха

модернизационных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной цивилизации. И, наконец, не лишним в данной связи будет вспомнить и о еще одной замечательной Российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов - гордость России.

Мы считаем, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, особенно это касается нашей академии, ведь мы несем ответственность за духовное и физическое развитие молодого поколения будущих врачей. Очень важно привить студентам душевное благородство, милосердие, человеколюбие, гуманность. Ведь к врачу всегда предъявляются морально-этические требования. Вспомним Гиппократа, который считал, что «Врач подобен Богу, что «Быть врачом и творить бескорыстное добро -великое счастье.

FORM AND SCRIPT OF GAMES ON PEDIATRIC FACULTY

I.G. Raginene, M. Yu. Galaktionova Krasnoyarsk state medical academy named in honour of V.F. Vojno-Yasenetskij

Playing forms of organization of educational work with students of pediatric faculty (Krasnoyarsk state medical academy) are available in the article. Moreover the possibility of introduction of innovation techniques of education in off-study time is presented.

Литература

1.Филатова М.Н. Воспитание и толерантность. Из опыта Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина // Высш. образов. сегодня. - 2002. - №11. - С.12-19.

2. Березина В. А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Высш. образов. сегодня. - 2002. - №11. - С. 6-12.

3. Сиземская И.Н. Россия в XXI веке: проблемы образования и воспитания // Философ. науки. - 2002. - №5. - С. 62-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.