Научная статья на тему 'Красноярские научно-педагогические школы по педиатрии'

Красноярские научно-педагогические школы по педиатрии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ПЕДИАТРИЯ / ИСТОРИЯ / КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ / ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прахин Е. И.

Формирование Красноярских научно-педагогических школ осуществлялось на основе слияния Московских и Ленинградских научных педиатрических школ. Их представители успешно работали во вновь организованном в 1942 году в Красноярском медицинском институте, а в 1968 − педиатрическом факультете, которые имели большое количество учеников и последователей. Красноярскими учеными на основе многолнтних исследований определены закономерности формирования детского организма в норме и при патологии, в условиях адаптации к экстремальным условиям среды, разрабатываются медицинские технологии профилактики и лечения широко распространенных заболеваний у детей, внедряются современные педагогические методы подготовки врачей педиатров и последипломного усовершенствования их знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRASNOYARSK SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOLS OF PEDIATRICS

The forming of Krasnoyarsk scientific and pedagogical schools was done on the basis of combination of Moscow and Leningrad scientific pediatric schools. Their representatives successfully work in Krasnoyarsk state medical institute (1942), 1968 − pediatric faculty, they have large quantity of followers. Krasnoyarsk scientists research regularities of forming of child organism in norm and in pathology in the state of adaptation to extreme conditions, develop medical technologies of prophylaxis and treatment of diseases, introduce modern pedagogical methods of pediatrists' training.

Текст научной работы на тему «Красноярские научно-педагогические школы по педиатрии»

© ПРАХИН Е.И.

КРАСНОЯРСКИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ПО

ПЕДИАТРИИ

Е.И. Прахин

Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; ГУ НИИ Медицинских проблем Севера СО РАМН, директор - член-корр. РАМН, проф. В.Т. Манчук.

Резюме: Формирование Красноярских научно-педагогических школ

осуществлялось на основе слияния Московских и Ленинградских научных педиатрических школ. Их представители успешно работали во вновь организованном в 1942 году в Красноярском медицинском институте, а в 1968

- педиатрическом факультете, которые имели большое количество учеников и последователей. Красноярскими учеными на основе многолнтних исследований определены закономерности формирования детского организма в норме и при патологии, в условиях адаптации к экстремальным условиям среды, разрабатываются медицинские технологии профилактики и лечения широко распространенных заболеваний у детей, внедряются современные педагогические методы подготовки врачей педиатров и последипломного усовершенствования их знаний.

Ключевые слова: научно-педагогическая школа, педиатрия, история, Красноярская государственная медицинская академия, педиатрический факультет.

История формирования Красноярских научно-педагогических школ непосредственно связана с историей формирования педиатрического факультета. Начавшись в Красноярске, они вышли далеко за его пределы и сыграли большую роль в формировании педиатрии в Сибири, в России.

В год организации педиатрического факультета Красноярского медицинского Института существовала лишь одна кафедра детских болезней, руководимая доцентом М.И. Перетокиной. Однако для профессиональной подготовки студентов педиатров этой кафедры было явно недостаточно. И ректоратом были приняты меры по формированию клинических кафедр. В целевую аспирантуру 11 МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова была направлена Л.А. Гульман), окончившая клиническую ординатуру в КГМИ. В город Красноярск (в конце 60-х годов) были приглашены кандидаты медицинских наук Ж.Ж. Рапопорт, И.Г. Шиленок и К.В.Орехов.

В их лице в городе Красноярске изначально были представлены две ведущие педиатрические школы: Ленинградская и Московская.

Ж. Ж. Рапопорт окончил аспирантуру, научными руководителями его были академик В.И.Иоффе и профессор А.Б. Воловик. Он представлял Ленинградский педиатрический институт, где в то время работали выдающиеся отечественные педиатры - академик А.Ф.Тур, профессора М.С. Маслов, А.М. Абезгауз и др. Ж.Ж. Рапопорт организовал кафедру детских болезней лечебного факультета и факультета усовершенствования врачей. Клинической базой кафедры стала Краевая клиническая больница № 1. На базе неё в течение короткого времени были организованы специализированные детские отделения. Впервые в Красноярском крае была создана палата интенсивной терапии с индивидуальным круглосуточным наблюдением. В коллектив кафедры были приглашены высококвалифицированные врачи К.С. Крутянская, М.С. Зырянова, Е.А. Помыкалова, Е.М. Иванова, М.А. Кригер, И.П. Верниковская, З.Н. Гончарук и др. Все они получили темы научных исследований и параллельно с педагогической работой начали выполнять кандидатские диссертации. Испытывая определенные трудности (заведующему

кафедрой, кандидату медицинских наук не было положено аспирантуры), Жан Жозефович нашел выход из положения. Он организовал заочную аспирантуру известного в Сибири профессора Томского медицинского института А.Ф. Смышляевой для врача Краевой больницы Б.С. Якобсона, заочную аспирантуру у академика А.Ф.Тура - для В.Г. Леоновой. Использовал время прохождения клинической ординатуры врачами А.И. Ицкович и Е.И. Прахина для работы над кандидатскими диссертациями

Б.С. Якобсон впервые изучил особенности микроциркуляции при болезни Шенлейна-Геноха и предложил использование гепарина при этом заболевании. Ассистент В.Г. Леонова впервые в педиатрической науке описала онтогенетические особенности формирования показателей крови у здоровых детей. А.И. Ицкович внесла существенный вклад в детскую кардиологию, изучив патогенетические механизмы формирования клиники нарушения кровообращения у детей. Клинический ординатор Е.И. Прахин успешно решил поставленные перед ним задачи по изучению физического развития детей г. Красноярска. В последующем, многие практические врачи без отрыва от работы также успешно выполнили кандидатские диссертации. В их числе были Л.Г. Лега, В.Г.Сорокина, Е.И. Мурашко, В.И. Прохорова, Л.С. Москаленко, В.Ф. Мажаров, Л.И.Зиновьева и др. После окончания аспирантуры защитили диссертации будущие сотрудники Красноярской медицинской академии Е.П. Кириллова, Т.Е. Таранушенко, Н.А. Ильенкова, Е.Ю. Емельянчик и многие другие.

В общей сложности к моменту отъезда профессора Ж.Ж. Рапопорта из Красноярска в активе у него былозащищенных 55 кандидатских и 1 -докторская диссертация. Развитие этой научной школы после отъезда Ж.Ж. Рапопорта в Израиль произошло и вширь и в глубь. Защитили докторские диссертации Т.А. Кожевникова, Т.Е. Таранушенко, Е.Ю. Емельянчик, Н.А. Ильенкова, Л.А. Михайлова, И.Н. Гаймоленко и др. В городах Владивостоке и Чите теперь защищаются диссертанты уже учеников Ж.Ж. Рапопопорта, профессоров А.И. Ицкович и И.Н. Гаймоленко. По итогам работы

возглавляемого Ж.Ж. Рапопортом коллектива педиатров подготовлены и изданы монографии, посвященные особенностям формирования детского организма в норме и при патологии. Проблемам здоровья детей на Севере были посвящены монографии «Аспекты здоровья детей на Севере», «Адаптация ребенка на Севере». В Красноярской медицинской академии (с 1990 года -кандидатский, а с 2000 - докторский) начал работать Специализированный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Внутренние болезни» и «Педиатрия». Первым председателем его был Ж.Ж. Рапопорт

К. В. Орехов приехал в Красноярск после окончания аспирантуры в 1 Московском Медицинском Институте на кафедре профессора К.А. Попова. Он организовал в Красноярском медицинском институте кафедру госпитальной педиатрии. Научная проблема, которая изначально стала разрабатываться на кафедре была посвящена изучению метаболических аспектов адаптации новорожденных, в зависимости от влияния промышленных факторов на материнский организм. Она нашла отражение в работах его учеников: З.Т. Кузнецовой, С.М. Палилей, В. Т. Манчука, В. А. Ниязова, Э.Ф. Старых, В.Б. Васильева, Р. А. Авдеевой, С.И. Устиновой, Г.П. Гурковой, В.П. Радионовой и др. Количество учеников К. В. Орехова резко возросло в связи с организацией им в г. Красноярске Института медицинских проблем Севера СО РАМН. Под его руководством было защищено большое количество кандидатских диссертаций, а также докторские по педиатрии - В.Т. Манчука, Е.И. Прахин, выполнялась докторская диссертация М.А. Белоусовой. География исследований охватила все Северные регионы страны. К.В. Орехов первым из сотрудников КрасГМА был избран членом-корреспондентом Академии медицинских наук. Им разработана научная программа «Север. Экология человека регионов Крайнего Севера».В ней существенное место занимали методические подходы к изучению широкого спектра хосновные направления, связанные с изучением здоровья детского и взрослого населения Севера были

признаны приоритетными и в последующем послужили основой формирования Президентской программы «Дети Севера»

После отъезда из Красноярска, К.В. Орехов открыл кафедру педиатрии в Иркутском государственном медицинском институте (1986), а затем Научноисследовательский институт педиатрии. Его ученик доктор медицинских наук, профессор Е.С. Филлипов, после отъезда К.В. Орехова в Ставрополь, возглавил кафедру госпитальной педиатрии, а в последние годы кафедру педиатрии последипломного образования. В настоящее время К.В. Орехов работает в Ставропольской медицинской академии, где в течение длительного времени возглавлял кафедру детских инфекций, был удостоен звания «Заслуженный деятель науки РФ». Под его руководством были выполнены и защищены докторские диссертации М.И. Голубевой и Л.Ю. Барычевой.

И.Г.Шиленок - организатор кафедры факультетской педиатрии. Приехал в Красноярск после окончания аспирантуры 2-го Московского Медицинского института у профессора Д.Д. Лебедева. Под его руководством в Красноярске были выполнены кандидатские диссертации Л.И. Поздняковой, Ф.Я. Чугуновой, В.П. Политовой, М.А. Белоусовой.

Л.А. Гульман - родоначальник кафедры детских инфекций. Окончила аспирантуру 2-го Московского Медицинского института у профессора Н.И. Нисевич . В начале был организован курс детских инфекций, в последующем кафедра, которую Любовь Александровна Гульман возглавляла в течение 35 лет. Под её руководством за эти годы защитили кандидатские диссертации З.А. Павлова, В.А. Коломеец, А.И. Шиленок, Н.М. Бривина, Г.К. Григорова, Г.П. Тимошенко, Н.М. Гильдебрандт, Т.С. Крившиц, Ю.А. Городилов, Я.А. Богвилене, Т.П. Колоскова. Преемником Л. А. Гульман стала Г.П. Мартынова, успешно выполнившая докторскую диссертацию. Её ученики в настоящее время и защищают кандидатские диссертации. Л.А Гульман - Почетный профессор КрасГМА, Отличник Здравоохранения, Заслуженный врач РФ, кавалер ордена «Дружбы народов».

Заслуга основоположников педиатрических научно-педагогических школ Красноярска состояла в создании системы подготовки врачей педиатров на педиатрическом факультете и после окончания ВУЗа, в разработке основ системы профилактики и внедрения современных технологий лечения больных детей в Красноярском крае, подготовке высококвалифицированных научных и педагогических кадров.

Но и этим не ограничилась их деятельность. Благодаря им, в Красноярске с завидной регулярностью проводились конференции с участием ведущих отечественных педиатров. В 60-х годах была проведена выездная сессия РАМН, где участвовали академики А.Ф. Тур, Г.Н. Сперанский, В.П. Бисярина. В последующем педиатры Красноярска имели возможность услышать выступления академика Н.Н. Кисляк, Л.А. Исаеву Ю.Е. Вельтищева, выдающихся педиатров, профессоров: Ю.А. Князева, В.А. Таболина, И.М. Воронцова, Е.М. Фатееву, К.С. Ладодо, С.Я. Каганова, Р.В. Тонкову-Ямпольскую, С.М. Гавалова, Р.Р. Шиляева, и др.

Это стало возможным благодаря четко отлаженному взаимодействию ученых Красноярского медицинского института, краевого и городского отделов здравоохранения. Немалая роль принадлежала созданному в Красноярске научному педиатрическому обществу детских врачей. Первым председателем Красноярского педиатрического общества был Ж.Ж. Рапопорт. После

его отъезда с 1991 по 1999 год общество детских врачей возглавлял профессор Е.И. Прахин. Им в 1994 году было организовано Красноярское отделение международного фонда охраны здоровья ребенка, которое дополнило деятельность общества детских врачей проведением целого ряда социально значимых актов по решению вопросов обеспечения детей г. Красноярска специализированными продуктами питания, организацией выпуска кисломолочных детских продуктов и рядом других мероприятий. Организаторы Фонда инициировали в городе Красноярске работу по совершенствованию питания детей раннего возраста, поддержке и обеспечению грудного вскармливания. По приглашению Председателя международного фонда охраны

здоровья матери и ребенка академика А.А. Баранова красноярские ученые приняли участие в образовательном туре в США. С1999 года Председателем Красноярского отделения Союза педиатров России была избрана профессор Т.Е. Таранушенко. Союз педиатров России постоянно проводит работу по совершенствованию профессионального мастерства на постдипломном пространстве. Ежемесячно проводятся дни учебы, на которых заслушиваются доклады сотрудников педиатрических кафедр, высококвалифицированных специалистов. Практикуются заседания с участием детских хирургов, акушеров-гинекологов, дермато-венерологов, онкологов и др. специалистов. Отделение организует ежегодные краевые конференции педиатров, издает сборники научных трудов. Преемственность обеспечивается посещением Красноярска ведущими учеными педиатрами. С лекциями у нас выступали И.М. Воронцов, Н.П. Шабалов, Г. А. Самсыгина, С.Г. Таточенко, А.Г. Румянцев и др.

Сегодня педиатрические школы представляют член-корреспондент В.Т. Манчук, профессора: Л.А. Гульман, Е.И. Прахин, Т.Е. Таранушенко, С.Ю. Терещенко, Е.Ю. Емельянчик, Г.П. Мартынова, М.Ю. Галактионова. Достойное место занимают доценты: Э.Ф. Старых, Р.М. Бычкова, Л.И. Позднякова, В.И. Фурцев, З.Н. Гончарук, Е.П. Кириллова, Е.А. Теппер, В.Н. Тимошенко и многие другие. В Институте медицинских проблем Севера СО РАМН защитили докторские диссертации и успешно развивают свои научные направления представители Красноярских педиатрических школ С.Ю. Терещенко, В.Л. Грицинская, И.В. Осокина. Л.С. Эверт. Красноярские педиатры постоянные участники конгрессов, симпозиумов, представляют педиатрическую науку за рубежом.

Многие научные направления составляют приоритет Российской педиатрической науки. Но особую страницу в истории формирования научнопедагогических школ Красноярска занимает создание основ Северной педиатрии. База её создавалась в рамках проблемной комиссии «Акклиматизация человека на Севере». Расширилась и углубилась в

последующем в рамках Межведомственной научной программы «Север. Экология человека Крайнего Севера». Объектом первых исследований были дети г. Норильска (Ж.Ж. Рапопорт ) и Эвенкии (Т.Л. Россовская), а второй программы - дети, проживающие на всей северной территории России (К.В. Орехов, В.Т. Манчук, Е.И. Прахин и др.)

Норильск был единственным большим индустриальным городом за Полярным кругом. В этом городе был изучен ревматизм. Эта работа носила фундаментальный уровень и охватывала многие биологические проблемы, обусловливающие специфику клинического течения этого заболевания, его прогноз и закономерности формирования заболевания у взрослых. Эти исследования были проведены Ж.Ж. Рапопортом. Они имели большое значение потому, что социальные условия созданные к тому времени в г. Норильске способствовали стабилизации населения и формированию нового северного поколения людей. Особенности физического развития изучалась в

сопоставлении с особенностями функционирования высшей нервной

деятельности, сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности, хронобиологии детского организма на Севере. Комплекс данных изысканий возглавляли профессора: А.Т. Пшенник, Ж.Ж. Рапопорт, Б.И. Псахис, И.И. Усоскин.

Л.А. Михайловой была впервые изучена кислородно-транспортная функция крови, поставившая на повестку дня вопрос о хронической гипоксии и ее роли в формировании патологии детей на Севере. Впервые были описаны хронофизиологические аспекты адаптации детей на Севере (Н.С. Арутюнова, В.Г. Безгачев и др.). Данные исследования были обобщены в двух монографиях: «Адаптация ребенка на Севере» и « Аспекты здоровья детей на Севере»

Проведенные исследования способствовали созданию Научно-

исследовательского института медицинских проблем Севера СО РАМН. С начала его зарождения ведется изучение состояния здоровья детей, проживающих на Севере. Это направление было признано самым

приоритетным и в государственном заказе было обозначено буквально как изучение физического и нервно-психического развития детей в экстремальных климатических условиях.

Первым директором НИИ медицинских проблем Севера стал профессор К.В. Орехов. Им была разработана комплексная научная программа с целью, продолжить разработки, которые проводились педиатрами Красноярского медицинского института. Программа была посвящена изучению состояния детского организма в норме и при патологии в различных климатогеографических условиях. Отличительной особенностью стратегии нового института было планирование комплексных широкомасштабных экспедиций в различные по своим региональным особенностям районы проживания Севера. Впервые открывались перспективы развития нового направления в медицине в последствии, обозначенном как “северная педиатрия”. Государственный заказ и фактическое финансирование его реализации открыли перспективы комплексного подхода к его выполнению.

Отличительной особенностью НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН явилось планомерное изучение будущих плацдармов исследований. Для этого исходно были привлечены к работе географы и демографы, был проведен анализ этнографической ситуации на Севере. Все это позволило обосновать медико-экологический подход к проблеме, как наиболее правильный и перспективный. И в нем приоритет был четко сформулирован в виде цели -формирования здоровья населения с воспроизводством здорового потомства.

Многочисленные экспедиции выполнялись как в крупных городах (Норильск, Дудинка, Якутск, Магадан, Анадырь, Петропавловск-Камчатский), так и в поселках, на факториях и даже в условиях кочевых бригад коренных народов Севера. В экспедициях принимали участие педиатры, физиологи. психологи, стоматологи, нутрициологи ведущих научных учреждений (НИИ питания РАМН, Центральный институт стоматологии, НИИ педиатрии РАМН и др.).

Исходными, можно сказать новаторскими, исследованиями были работы, в которых были выявлены взаимосвязи детского организма с биогеохимической ситуацией среды (И.В. Нерсесянц), с особенностями микросреды обитания (В.Ф. Базарный), микроэкологии (В.П. Ситников). Первые докторские диссертации, выполненные в Институте медицинских проблем Севера, были успешно защищены в Московских и Ленинградских научных учреждениях, что само по себе свидетельствовало о правильно выбранной генеральной линии развития научных направлений по изучению здоровья детей, проживающих в условиях Крайнего Севера. Подтверждением этому были кандидатские диссертации, в каждом конкретном случае, свидетельствующие о формировании научных школ с единым подходом к изучению онтогенетических особенностей формирования детского организма в различных климатогеографических условиях Севера. Более того, они указывали на то, что “северная” педиатрия, как оказалось, важна не только для детей Крайнего Севера. Многие проблемы перекликаются с теми, которые важны для детей всех территорий Сибири. Это определило и важную направленность деятельности НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН - ориентир на практическую востребованность полученных результатов. Совершенно очевидно, что участники этих направлений, являясь сотрудниками Красноярского медицинского института, обеспечили развитие красноярских педиатрических школ.

Примером тому является работа В.Т. Манчука, по изучению клиникометаболических особенностей адаптации новорожденных детей в экологических условиях Крайнего Севера. Она стала основополагающей, так как впервые были изучены экологические типы гликемии и липидного обмена новорожденных в различных экологических условиях Крайнего Севера. В развитии этого направления было выполнено в последующем большое количество работ, подтвердивших существование на Севере именно таких закономерностей у беременных женщин (В.П.Терещенко), взрослых (И.

П.Смирнова) и детей с различными формами ожирения (И.Г. Гагаркина, Л.И. Скибицкая).

В основном два направления стали продолжением исследований, проводимых под руководством и при участии В.Т. Манчука: изучение закономерностей метаболических параметров иммунокомпетентных клеток в различных климатогеографических зонах Крайнего Севера и Сибири и проблемы детской эндокринологии в различных эндемичных по йодному дефициту районах (Л.Б. Захарова, В.В. Фефелова, Г.В. Булыгин, И.В. Осокина).

Уникальным по своей значимости было исследование О.М. Новиков, наблюдавшего большую когорту детей Норильска в течение длительного времени. По сути дела это наблюдение может быть приравнено к фундаментальным исследованиям И. Шмальгаузена, который описал феномены гомеорезиса, его наследуемую устойчивость. Если вынужденно затормаживается динамика ростовых процессов при неблагоприятном средовом воздействии, то это в последующем компенсируется ускорением при благоприятных условиях развития ребенка. Ученик О.М. Новикова, профессор В.Ф. Капитонов провел подобные же многолетние исследования в сельском районе Красноярского края, расширив представления о закономерностях формирования здоровья в зависимости от социально-гигиенических факторов семьи.

Примеров преемственности развития педиатрических школ Красноярска за счет развития вузовской и академической науки можно привести достаточно много. Большой спектр педиатрических исследований был посвящен изучению питания детей на Крайнем Севере. Питанию в формировании здоровья детей на Крайнем Севере принадлежит особая роль. По сути дела было осуществлено три этапа в изучении проблем питания: оценка фактического питания; оценка адекватности питания потребностям организма в различных экологических условиях; роль питания в формировании ряда широко распространенных на Севере заболеваний. Результаты данных исследований показали, что среди детей северных территорий широко распространены синдромы и симптомы

алиментарных дефицитов (включая белковые, витаминные, микроэлементные), болезней нарушения питания и обмена веществ. При медицинских осмотрах количество детей с внешними проявлениями гиповитаминозов в ряде территорий равнялось 97%. Наличие гиповитаминозов было подтверждено и биохимическими исследованиями детей дошкольного и школьного возраста. По абсолютному большинству витаминов был констатирован выраженный или глубокий дефицит. Обнаруженная ситуация не могла не отразиться на формировании и клинических особенностях широко распространенных на Крайнем Севере заболеваний детей. Известно, что дефицит витаминов С и А играет роль в снижении иммунитета, фолиевой кислоты - в закладке нервной трубки и, в конечном итоге, в дезорганизации внутриутробного развития плода. Витамины Е, С и А в своей совокупности определяют антиоксидантную защиту. Их дефицит играет роль в возникновении и течении бронхолегочных заболеваний. Последнее подтверждено исследованиями, посвященными изучению острых (И.К. Бахарева) и рецидивирующих бронхолегочных заболеваний (Е.И. Васильева, Л.М. Куртасова).

Таким образом, время показало наличие в Красноярске педиатрических школ, формирование которых связано с историей создания и развития педиатрического факультета. Эти школы имеют основоположников и последователей-преемников. Они продолжают формироваться и развиваться во времени и пространстве, составляя гордость отечественной педиатрии. Заведующий кафедрой детских болезней лечебного факультета КрасГМА, Главный специалист отделения соматического и психического здоровья детей KRASNOYARSK SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOLS OF

PEDIATRICS E.I. Prahin

Krasnoyarsk state medical academy named in honour of V.F. Vojno-Yasenetskij The forming of Krasnoyarsk scientific and pedagogical schools was done on the basis of combination of Moscow and Leningrad scientific pediatric schools. Their representatives successfully work in Krasnoyarsk state medical institute (1942), 1968

- pediatric faculty, they have large quantity of followers. Krasnoyarsk scientists research regularities of forming of child organism in norm and in pathology in the state of adaptation to extreme conditions, develop medical technologies of prophylaxis and treatment of diseases, introduce modern pedagogical methods of pediatrists’ training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.