© ПРАХИН Е.И.
УДК 61(091)
МОЕ ОТКРЫТИЕ ПЕТРА ГЕОРГИЕВИЧА ПОДЗОЛКОВА
Е.И. Прахин
ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им.проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, ректор -
д.м.н., проф. И.П. Артюхов.
НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, директор - член-корр. РАМН В. Т. Манчук.
Резюме. Публикация посвящена оценке деятельности ректора Красноярского государственного медицинского института профессора П.Г. Подзолкова с позиций его значения для формирования учреждения, ставшего в настоящее время одним из авторитетнейших в стране и известным за рубежом.
Автор является свидетелем многих описанных фактов и участником истории Красноярского государственного медицинского института -Красноярской медицинской академии - Красноярского медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого.
Публикация призвана воспитывать среди сотрудников и студентов гордость за высшее учебное заведение в котором работают и учатся.
Ключевые слова: история, Красноярский государственный медицинский институт, ректор П.Г. Подзолков.
Прахин Ефим Исаакович - д.м.н., проф. кафедры поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО, руководитель Института профилактического и лечебного питания, главный научный сотрудник отделения соматического и психического развития детей НИИ медицинских проблем Севера СО РА; e-mail: [email protected].
«Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянии».
С. Есенин
В преддверии юбилея Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого воспоминания очевидцев истории формирования его через Красноярский государственный медицинский институт, Красноярскую государственную медицинскую академию приобретают характер своеобразного научного исследования. С одной стороны оно субъективно, так как содержит личностную оценку событий. С другой стороны объективно, так как события имели место быть. История медицины включает страницы истории формирования коллективов и личностей в совокупности составляющих медицину.
Красноярский государственный медицинский институт для меня, как и для многих молодых людей, стал судьбоносным. Случайно на второй Всероссийской конференции детских врачей в Ленинграде в Таврическом Дворце я услышал выступление доцента Ж.Ж. Рапопорта. Оно меня потрясло своей глубиной, конкретикой, умением выделить главное и поставить вопросы, требующие своего разрешения. Для врача, поработавшего на селе, в условиях районной и городских больниц, необходимость продолжения образования была очевидной. Остававшийся вопрос, где и как продолжать учебу был закрыт, после того, как я получил ответ на мое письмо с предложением приехать на цикл по педиатрии с тем, чтобы потом, может быть, поступить в ординатуру.
Какое это имеет отношение к воспоминаниям о Петре Георгиевиче Подзолкове? Только теперь спустя много лет я могу сказать, что самое прямое. О нем я могу судить с позиций пришедшего извне и прошедшего ступеньки курсанта последипломного образования, клинического
ординатора, врача лаборанта, ассистента кафедры. То есть высказать взгляд на проблему снизу.
Довольно длительное время я не имел личных встреч с ректором. Могу лишь судить о нем через призму воспоминаний моих старших коллегах Красноярского медицинского института.
Естественно это были сотрудники кафедры детских болезней лечебного факультета и факультета усовершенствования врачей. Её руководитель доцент Жан Жозефович Рапопорт в течение трех месяцев испытывал меня на прочность. За то ассистенты Клавдия Семеновна Крутянская, Мария Семеновна Зырянова, Елена Александровна Помыкалова сразу дали понять, что они знают о цели моего приезда. Каждая из них по-своему создавали условия для того, чтобы я созрел до сознания, что прежде чем заняться наукой, нужно, освоить врачебные азы специальности, выработать навыки и воспитать потребность в познавательной деятельности. Сами они прошли, да и продолжали проходить этот процесс через ежедневную работу с больными и щедро делились своими знаниями и опытом со мной. В последующем я познакомился с большим количеством сотрудников Красноярского медицинского института и теперь это оцениваю как четко просматриваемую школу П.Г. Подзолкова. Кадровая политика сводилась к тому, что к преподаванию привлекались высококвалифицированные врачи независимо от наличия у них научных степеней. Для работы в науке создавались условия и естественно предъявлялись требования. Мария Семеновна Зырянова, Клавдия Семеновна Крутянская и Елена Александровна Помыкалова были высочайшего класса педиатры со стажем, не имели в то время ученых степеней. Способности и энергия молодых помогали им овладевать основами статистики, анализа, научного планирования, а молодым врачам пригодился их практический опыт. Результатом совместной работы явилась защита кандидатских диссертаций. Высоко квалифицированными специалистами были и заведующие отделениями Краевой клинической
больницы №1. Абсолютно все сочетали практическую работу в клинике и научную работу по самым приоритетным направлениям. Это была стратегия и тактика во всем институте. Я же был вначале свидетелем, а потом непосредственным участником такого процесса.
В апреле 1966 года меня пригласил в кабинет Жан Жозефович Рапопорт и спросил, не изменились ли мои планы заниматься наукой. После моего положительного ответа он предложил тему кандидатской диссертации и форму её осуществления через прохождение клинической ординатуры и по сути аспирантуры одновременно. Практически через такое сочетание проходили Александра Иосифовна Ицкович (ставшая в последующем доктором медицинских наук, профессором) и Алла Федоровна Швецкая (ставшая в последующем кандидатом медицинских наук, доцентом). Разнообразные формы подготовки научных кадров не только поощрялись Петром Георгиевичем, но и, как я думаю теперь, инициировались им. На кафедре были созданы условия для выполнения кандидатских диссертаций заочных аспирантов Бориса Семеновича Якобсона (через Томскую аспирантуру профессора А.Ф. Смышляевой) и Веры Георгиевны Леоновой (через Ленинградскую аспирантуру у академика А.Ф. Тура), Валентины Григорьевны Сорокиной через, как теперь принято называть,
соискательство.
Примеров можно приводить много. Меня до сих пор поражает умение П.Г. Подзолкова формировать высший эшелон преподавателей через умение с одной стороны найти возможность командировать центральные ВУЗы страны своих сотрудников (как было с Л. А. Гульман, Л. Д. Зыковой и другими), с другой стороны, пригласить и создать условия молодым
талантливым ученым. Почти одновременно в Красноярск были
приглашены выпускники Ленинградской и Московских аспирантур Ж.Ж. Рапопорт, К.В. Орехов и И.Г. Шеленок. Каждый из них быстро стал заведующим кафедрой. В последующем создали свои научно-
педагогические школы.
С деятельностью П.Г. Подзолкова связаны также приезды в город Красноярск профессоров И.И. Шафера, Б.И. Псахиса, И.И. Усоскина, В.И. Кулинского, Е.Л. Тарлова, Ф.И. Колпакова, будущих профессоров В.А. Шульмана, Е.С. Брусиловского, А.К. Макарова, А.Г. Швецкого, Р.А. Нихинсона, А.Б. Файншмидта, В.Г. Веселова, А. А. Левенца, и это только за мой период работы в КГМИ. До этого в Красноярск переехал профессор
А.М. Дыхно, будущие профессора Ю.М. Лубенский, Л.Л. Роднянский, Ю.В. Скавинский - такие разные и такие талантливые. Они не оканчивали Красноярский медицинский институт, но каждый из них составил в последующем гордость истории института.
П.Г. Подзолкову был чужд распространенный в то время в стране антисемитизм. Он создавал всем пригашенным условия для их творческой работы, обеспечивал достойными квартирами, зарплатой, положением.
Характерной чертой того времени являлось то, что никто из профессоров официально не был главным специалистом Управления здравоохранения города Красноярска и края (де юре). При этом фактически обеспечивал стратегию развития своей службы. Мне вспоминается работа Ж.Ж. Рапопорта, который на уровне Красноярского края разработал систему организации специализированной педиатрической службы. Был инициатором организации акушерско-педиатрических, терапевтических участков с целевой формой обеспечения профилактической работы. Им был создан институт кураторов педиатрической работы в районах и городах Красноярского края. На моей памяти было рождение неонатологической службы под руководством Константина Владимировича Орехова. Да и детская инфекционная служба своими корнями уходила в работу И.Г. Шеленка. Приходилось видеть в роли главных специалистов Ю.М. Лубенского, И.И Усоскина, Б.И. Псахиса, Ю.В. Скавинского, Л.Л. Роднянского, В.П. Красовскую. Примером в такой работе был сам П.Г. Подзолков, который неофициально возглавлял патанатомическую службу края и способствовал её развитию.
Большое внимание уделялось работе с практикующими врачами, привлечению их к науке и, как теперь говорят, обеспечению их рабочими местами и перспективой служебного роста. Благодаря этому в институт приходили врачи из глубинки, становились кандидатами, докторами наук, профессорами. К числу их можно отнести почетных профессоров М.И. Гкльман и Л. А. Гульман, А.Н. Орлова, В.И. Прохоренкова, члена-корр. РАМН, заслуженного деятеля науки В.Т. Манчука, прошедших школу сельского доктора. Трепетно относился П.Г. Подзолков к старшему поколению особенно к представителям Ленинградской школы. Мне пришлось по ходу работы познакомиться с профессорами А.Т. Пшоником и С.Г. Брауде, доцентом С.Е. Мочкиной, профессором Е.Г. Михлиным. Всем им были созданы условия творческой работы. Они работали, что называется, до последнего вздоха. Ученики перенимали их опыт и пример служения Институту и науке. Некоторые из них составили золотой фонд истории нашего вуза. Среди них профессор Ю.И. Савченко, профессор
В.В. Иванов, профессор В.И. Лазаренко и др. Известные в стране Красноярские научно-педагогические школы физиологов, офтальмологов и хирургов обязаны своим развитием и успешной деятельности профессоров А.Т. Пшоника, М.А. Дмитриева, В.Ф. Гливенко. Многие изначально создали научные направления, которые до сих пор являются приоритетными в КрасГМУ. Н.С. Дралюк организовала
нейрохирургическую службу и научные исследования, связанные с этим направлением. Л. Л. Роднянский первый вывел на международный уровень достижения красноярских травматологов, Ф.Ф. Костюк - красноярских кардиологов В. А. Руднев явился основателем восстановительной неврологии. В.А. Опалева-Стеганцева - ургентной кардиологии. Н.И. Захаров заложил основы клинической урологии. Р.И. Шатилова инициировала развитие детской офтальмологии в Красноярском крае. К тому же периоду относится начало формирования первых семейных династий, Дыхно, Протопоповых, Дралюк, Подзолковых, Граковых и др.
П.Г. Подзолков создавал своеобразную книгу памяти о фронтовиках. Со стендов тех лет мы знали, что многие педагоги активно участвовали в защите Отечества в боях. На нас глядели с фотографий: бравый моряк Ю.М. Лубенский, военный музыкант К.С. Лобынцев, сержант А.Б. Файншмидт, военврач Л.Л. Роднянский, операционная сестра Л.Е. Роднянская, связист Е.А. Помыкалова, врач эвакогоспиталя Л.Б. Захарова, врач кавалерийского полка В.В. Гладков, заместитель начальника полевого госпиталя С.Г. Брауде, старший врач пехотного полка Ф.И. Коплаков и др. Ими гордились, их поздравляли с днем Победы.
При П.Г Подзолкове был организован Совет по защите кандидатских диссертаций. Совет состоял только из красноярских ученых. Они подавали пример строгого и доброжелательного отношения к защищающимся, являлись научными руководителями, выступали оппонентами. Вспоминаю, как красиво говорила о своих диссертантах В.Ф. Гливенко! Её мальчики выросли в мужей науки - Б.С. Граков, М.И. Гульман, О.Е. Нифантьев, А.П. Колесниченко, В.Г. Николаев. На мой взгляд, классическим оппонентом был А.Т. Пшоник. Он умел критически осмыслить рецензируемую работу, все разложить по полочкам и собрать воедино, найдя изюминку, о которой диссертант порой и не подозревал. Приглашались к оппонированию и ведущие специалисты страны. Вспоминаются выступления профессоров С. Я. Долецкого, И.А. Аршавского С.М. Гавалова, А.Ф. Смышляевой, С.Я. Коганова. Одни их фамилии о многом говорят. И высокая оценка, которую они давали работам будущих сотрудников Красноярского медицинского института была весьма значима. Совет дал дорогу целым поколениям, составившим научные школы хирургов, терапевтов, офтальмологов, невропатологов.
П.Г. Подзолков всегда поддерживал все передовое и содействовал тому, что именно в КГМИ рождались новые научные направления. Ярким примером, на мой взгляд, явились научные направления «Акклиматизация человека на крайнем Севере», «Мать - плацента - плод»,
«Металлоаллергозы». Были созданы условия, благодаря которым эти направления исходно нашли свое место в Красноярске и получили развитие, выйдя далеко за его пределы. А центры, которые по меркам сегодняшнего дня можно было бы назвать учебно-научнопедагогическими. Центр аллергологии и пульмонологии, в котором впервые были объединены терапевты, педиатры, хирурги, морфологи, иммунологи.
Непроторенных путей было много и потому в Красноярской медицинском институте, создавшем благоприятную почву для научной и педагогической мысли многое было впервые. Впервые определены приоритеты в изучении физического развития детей, заложены основы индивидуальных (Ж.Ж. Рапопорт) и популяционных особенностей роста и развития детей (К.В.Орехов). В Красноярске была изобретена и произведена первая машина-прибор для оценки знаний студентов по фармакологии (Е.Г. Грушевский). Красноярский медицинский институт одним из первых в стране стал использовать тестовый контроль знаний студентов (А.Г. Швецкий).
Широкое использование научного потенциала в системе хоздоговорных работ позволило поднять на высокий уровень исследования по профессиональной патологии и заложить основу формирования экологического направления в решении медицинских проблем. Сотрудники Красноярского медицинского института буквально изнутри и извне изучали влияния производства алюминия, цветных металлов, антибиотиков на состояние здоровья людей.
Не все начинания были доведены до конкретной реализации. Не удалось организовать Институт скорой помощи, Институт охраны здоровья матери и ребенка, Институт профпатологии. Но был создан первый в стране Институт медицинских проблем Севера СО РАМН. Директором этого института был назначен один из ближайших помощников П.Г. Подзолкова, проректор К.В. Орехов, успешно организовавший работу и
сформулировавший научное направление «Север. Экология человека на крайнем Севере». Роль же ректора в создании первого академического учреждения в городе Красноярске была очевидна. Им совместно с профессорами Ж.Ж. Рапопортом, А. Т. Пшоником, В. А. Опалевой-Стеганцевой был инициирован приезд в Красноярск академического десанта ученых Академии медицинских наук СССР, среди которых были академик Н.А. Кисляк, В.П.Казначеев и др. При его поддержке выехали на Север первые полярные экспедиции Красноярского медицинского института. Научный отчет, подписанный П.Г. Подзолковым лег в основу принятого правительством решения. При П.Г. Подзолкове в Красноярске были открыты педиатрический и стоматологический факультеты, организован факультет усовершенствования врачей.
Еще одна характеристика П.Г. Подзолкова - человечность. Кто его знал, наверняка помнит слово «дорогой» с мягко произносимым звуком «г». Оно могло быть произнесено и ласково и сердито. Он, как правило, знал о тебе, если не все, то многое. Сочувствовал, выражал неудовольствие или хвалил. Такое тоже бывало. Трижды мне повезло почувствовать это на себе. Первый раз, когда вопреки всем установкам на распределение окончивших клиническую ординатуру в районы края, я был рекомендован для работы на кафедру детских болезней. Однажды я оступился, был неправ и попросил у него прощения прямо на лыжне, где встречались по воскресеньям в неофициальной обстановке. Он по-доброму улыбнулся и сказал: я знал, что ты признаешь свою неправоту. А ведь отношения могли быть испорчены надолго. Последний раз услышал его буквально отеческое слово, по отношению ко мне, когда он посоветовал подумать, прежде чем переходить на работу в Институт медицинских проблем Севера. Но когда я принял решение увольнение было оформлено через перевод из одного учреждение в другое. И это было благородно со стороны ректора.
П.Г. Подзолков очень любил студентов. Подозреваю, что они тоже удостаивались обращения «дорогой» со всеми нюансами. Мне пришлось
слышать его обращения к студентам, которые ежегодно осенью начинали учебный год на полях Ужурского района. Это было напутствие доброго и очень строгого отца. К преподавателям, сопровождающих студентов он обращался очень строго, предупреждая об ответственности за жизнь студентов. Он не уходил в отпуск, пока один, а то и два раза лично не проверял условия работы и дисциплину как студентов, так и преподавателей. Провинившихся наказывал вплоть до отчисления или увольнения, отличившихся - поощрял.
Таков был феномен ректора Петра Георгиевича Подзолкова .Таким он мне представляется в ретроспективном исследовании воспоминаний человека, в течении, без малого 45 лет прожившего в Красноярске. Память имеет свойство забывать, допускать неточности. И это допустимая ошибка используемого автором статьи метода.
Вместо заключения. П.Г. Подзолкова можно было бы сравнить со скульптором, который ваял скульптуру Красноярского медицинского института, не откидывая при этом «лишний» камень. Он давал возможность из кусочков этого камня в последующем сформировать новые скульптуры. Заведующие кафедрой физики, ставшие академиками Л.В. Киренский и И. А. Терсков изваяли Институт физики, выпускник Красноярского медицинского института академик И.И. Гительзон создал Институт биофизики. П.Г. Подзолкова можно было бы сравнить с дирижером, в оркестре которого исполнители имели реальную возможность стать солистами. Доцент Л.Л. Роднянский сумел подняться до авторских высот нового хирургического метода лечения больных сколиозами. Доцент А. П. Колесниченко - до высот одного из ведущих специалистов в области гемостаза. В.П. Красовская сумела в тяжелейших условиях организовать центр детской хирургии. Доцент П.Г. Макаров сумел провести крупно масштабное поистине популяционное изучение распространенности глазной патологии и выйти на уровень первичной
профилактики заболеваний глаза с использованием потенциальных возможностей не только медицинской службы, но и службы образования.
П.Г. Подзолкова можно сравнить с прорабом. При нем построены главный корпус института, студенческие общежития и студенческая столовая, лыжная база.
Имя Петра Г еоргиевича Подзолкова достойно увековечено на мемориальной доске, в названии одной из улиц Красноярска. В настоящее время кафедра патанатомии носит имя профессора П.Г. Подзолкова, ежегодно проводится конкурс студенческих научных работ имени П.Г. Подзолкова.
Жизнь гражданина, ученого, организатора науки и образования продолжается в делах его последователей. Символично, что увековечены не только имя П.Г. Подзолкова, но и имена сотрудников, работавших рядом с ним и под его руководством. Институт физики носит имя академика Л.В. Киренского, Центр микрохирургии глаза носит имя П.Г. Макарова, хирургическая клиника первой краевой клинической больницы носит имя профессора А.М. Дыхно, хирургический центр гепатологии носит имя Р. А. Нихинсона. Кафедре травматологии и ортопедии присвоено имя профессора Л. Л. Роднянского, кафедре детской хирургии присвоено имя профессора В.П. Красовской. Ежегодно стали проводиться конкурсы студенческих научных работ имени академика Б.С. Гракова, имени профессора А.Н. Орлова, имени профессора К.В. Сологуба. Вершиной же, которую штурмуют студенты, занимающиеся в СНО, продолжает оставаться конкурс имени профессора И.И. Гительзона.
MY DISCOVERY OF PODZOLKOV
E.I. Prakhin
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
Abstract . The article is dedicated to the activity evaluation of the rector of Krasnoyarsk State Medical Institute Professor P.G. Podzolkov from the point of view of his importance for the formation of institute, which has become now one of the most prestigious in the country and known abroad.
The author is a witness of many described facts and a participant of the history of Krasnoyarsk State Medical Institute - Krasnoyarsk Medical Academy - Krasnoyarsk Medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetskiy.
The publication is intended to educate in the staff and students the pride for the university where they work and study.
Key words: history, Krasnoyarsk State Medical Institute, Rector P.G. Podzolkov.