Научная статья на тему 'Красноярская педиатрическая школа'

Красноярская педиатрическая школа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
449
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЯ / ПЕДИАТРИЯ / ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / KRASNOYARSK STATE MEDICAL UNIVERSITY / HISTORY / PEDIATRICS / DEPARTMENT OF PEDIATRICS / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галактионова Марина Юрьевна, Прахин Ефим Исаакович, Манчук Валерий Тимофеевич

История формирования красноярской педиатрической школы непосредственно связана с историей развития педиатрического факультета, в 55-летней летописи которого отмечено особое влияние московской и ленинградской школ педиатрии. Научные идеи основоположников успешно развивают многочисленные ученики. Вклад красноярских ученых в развитие службы охраны здоровья подрастающего поколения, в решение задач приоритетного национального проекта здравоохранения трудно переоценить. Красноярская педиатрическая школа занимает достойное место среди российских педиатрических школ, об этом свидетельствует значимость научно-исследовательских разработок для практического здравоохранения, медицинских технологий профилактики и лечения широко распространенных заболеваний у детей, внедрения современных педагогических методов подготовки врачей педиатров и последипломного усовершенствования их знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRASNOYARSK PEDIATRIC SCHOOL

The history of the Krasnoyarsk Pediatric School is directly related to the history of the development of Pediatric Department, in 55-year-old chronicles of which was marked the special influence of the Moscow and Leningrad School of Pediatrics. The scientific ideas of the founders are successfully developing by the numerous students. The contribution of Krasnoyarsk scientists in the development of health care of younger generation, to the objectives of the national project of health care is difficult to overestimate. Krasnoyarsk Pediatric School occupies a worthy place among Russian Pediatric Schools, this indicates the importance of research work for the public health care, medical technologies for prevention and treatment of common diseases in children, the introduction of modern teaching methods of training pediatricians and postgraduate improve of their knowledge.

Текст научной работы на тему «Красноярская педиатрическая школа»

для студентов высших медицинских учебных заведений, клинических ординаторов и врачей интернов, врачей акушеров-гинекологов, онкологов. - Красноярск, 2005. - 44 с.

11. Радзинский В.Е. Лекарственные растения в акушерстве и гинекологии. - 8-е изд. - М.: ЭКСМО, 2008. - 317 с.

12. Радзинский В.Е. Молочные железы и гинекологические болезни. - М.: Status Praesens, 2010. - 304 с.

13. Радзинский В.Е., Ордиянц И.М., Масленникова М.Н. и др. Возможности терапии миомы матки и доброкачественной дисплазии молочных желез // Акушерство и гинекология. - 2013. - № 4. - С. 44-47.

14. Рожкова Н.И., Меских Е.В. Мастодинон: возможности применения при различных формах мастопатии // Опухоли женской репродуктивной системы. - 2008. -№ 4. - С. 46-47.

15. Семикопенко В.М., Киреева М.К., Рожкова Н.И. Влияние минерального обмена на показатели электропроводимости при заболеваниях молочной железы // Гинекология. - 2012.- Т. 14, № 6. - С. 28-34.

16. Сутурина Л.В. Попова Л.Н. Динамика клинических симптомов и коррекция антиоксидантной недостаточности у женщин с диффузной мастопатией при использовании

растительного препарата мастодинон // Акушерство и гинекология. - 2012. - № 8-1. - С. 56-59.

17. Сутурина Л.В., Попова Л.Н. Влияние бромкрипти-на и циклодинона на клинические симптомы и уровень пролактина с гиперпролактинемией репродуктивного возраста // Вопросы гинекологии, акушерства и перина-тологии. - 2010. - № 9(2). - С. 41-43.

18. Фирсова С.С. Здоровье женщины. - М.: «Эсмо», 2010. - 256 с.

19. Чхиквадзе, В. Д. Хирургическое лечение рака молочной железы. - Маммология: национальное руководство / Под ред. В. П. Харченко, Н. И. Рожковой. - М., 2009. -С. 227-250.

20. Petri A.L. Alcohol intake, type of beverage, and risk of cancer in pre- and postmenopausal women // Alcoholism: Clinical & Experimental Research. - 2004. - Vol. 28, № (7). - Р. 1084-1090.

Сведения об авторах

Захарова Татьяна Григорьевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни с курсом ПОГБОУ ВПОКрасноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2244261; е-mail: tania.zah2012@yandex.ru.

Страницы истории

© ГАЛАКТИОНОВА М. Ю., ПРАХИН Е. И., МАНЧУК В. Т.

УДК 616-053.2 (571.51-21 Красноярск)

КРАСНОЯРСКАЯ ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

М. Ю. Галактионова 1, Е. И. Прахин 1, В. Т. Манчук 2

1 ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов;

2 ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, и. о. директора - д. м. н., проф. С. В. Смирнова.

«...Мы с вами призваны стоять на страже детского здоровья И наше кредо - исцелять! - теплом своим, своей любовью! Пусть белый голубь пронесет благую весть по всей России: «Земля спасение обретет в лице твоем - ПЕДИАТРИЯ!»

Резюме. История формирования красноярской педиатрической школы непосредственно связана с историей развития педиатрического факультета, в 55-летней летописи которого отмечено особое влияние московской и ленинградской школ педиатрии. Научные идеи основоположников успешно развивают многочисленные ученики. Вклад красноярских ученых в развитие службы охраны здоровья подрастающего поколения, в решение задач приоритетного национального проекта здравоохранения трудно переоценить. Красноярская педиатрическая школа занимает достойное место среди российских педиатрических школ, об этом свидетельствует значимость научно-исследовательских разработок для практического здравоохранения, медицинских технологий профилактики и лечения широко распространенных заболеваний у детей, внедрения современных педагогических методов подготовки врачей педиатров и последипломного усовершенствования их знаний.

Ключевые слов а: Красноярский государственный медицинский университет, история, педиатрия, педиатрический факультет, научно-педагогическая школа.

Право на существование научной медицинской школы определяется фундаментальностью, новизной научных исследований, вкладом ее создателей в решение важнейших задач практического здравоохранения и решающих конкретные задачи охраны здоровья матери и ребенка.

Еще в 1930-е годы Советское правительство принимает решение об открытии факультетов охраны материнства и младенчества. Это было определено неблагоприятными экономическими и социальными условиями жизни населения, высокой заболеваемостью и смертностью детей и подростков, а также нехваткой врачей - педиатров. По всей стране, в том числе и в Красноярском крае среди детского населения были широко распространены инфекционные болезни, дистрофии, гиповитаминозы, рахит, тяжелые хронические болезни пищеварительного тракта и почек, тысячи детей наблюдались с пороками сердца.

История формирования Красноярской научно-педагогической школы педиатрии тесно связана с педиатрическими школами Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга). Результаты слияния двух ведущих школ России можно увидеть и в летописи педиатрического факультета Красноярского государственного медицинского университета, который отмечает сегодня свой 55- летний юбилей.

В 1958 году в Красноярске функционировала лишь одна детская больница, на базе которой и обосновалась кафедра педиатрии под руководством доцента Маргариты Ивановны Перетокиной. В то время на кафедре работали ведущие детские врачи: Энта Марковна Котик, Фаина Григорьевна Евсиович, Елена Васильевна Вагина. Поскольку для института нужны были подготовленные не только врачебные, но и педагогические кадры в области педиатрии, Петр Георгиевич Подзолков, первый ректор КГМИ, принимает решение пригласить уже подготовленных специалистов. Так в 1961 году приезжает работать к.м.н. Жан Жозефо-вич Рапопорт, в 1963 году - Иван Григорьевич Шеленок и Константин Владимирович Орехов. Прибывшие ученые и педагоги Москвы и Ленинграда не только дали начало становления педиатрической школы, но и сибирской науки в целом. Красноярские ученые и последователи активно приступили к изучению закономерностей формирования детского организма в норме и при патологии, в условиях адаптации к экстремальным условиям среды, разрабатывая медицинские технологии профилактики и лечения широко распространенных заболеваний у детей и подростков.

Позже, в 1966 году, благодаря инициативе выпускников

II Московского медицинского института, организовались кафедры факультетской и госпитальной педиатрии, стала создаваться структура профилизации преподавания. Так, были сформированы первые красноярские педиатрические школы, впитавшие в себя научные основы Ленинградской и Московской школ, ставших фундаментом педиатрического факультета.

Жан Жозефович Рапопорт окончил аспирантуру у профессора Б.А. Воловика и представлял Ленинградский педиатрический институт, где в то время работали выдающиеся отечественные педиатры - академик А.Ф.Тур, профессора М.С. Маслов, А.М. Абезгауз и др. В Красноярском медицинском институте Ж.Ж. Рапопорт возглавил кафедру детских болезней лечебного факультета и факультета усовершенствования врачей. Основной клинической базой кафедры стала Краевая клиническая больница, здесь в течение короткого времени были организованы специализированные детские отделения, палата интенсивной терапии с индивидуальным круглосуточным обслуживанием. Первыми ассистентами кафедры были М.С. Зырянова (одновременно на общественных началах была заместителем главного врача по детству), К.С. Крутян-ская (возглавляла детское отделение краевой больницы), Е.А. Помыкалова, Е.М. Иванова (ассистент), М.А. Кригер и лаборант З.Н. Гончарук. В последующие годы кафедру пополнили молодые преподаватели - А.Ф. Швецкая, Е.И. Прахин, В.Г. Леонова, И.П. Верниковская, Т.А. Титко-ва, Б.С. Якобсон, Л.И. Зиновьева, В.Н. Тимошенко, Е.П. Кириллова. Все они параллельно с педагогической работой начали выполнять научные исследования. Для подготовки научных кадров, Жан Жозефович организовал обучение врача Краевой больницы Б.С. Якобсона в заочной аспирантуре у профессора Томского медицинского института

A.Ф. Смышляевой, который впервые изучил особенности микроциркуляции при болезни Шенлейна-Геноха и предложил использование при этом заболевании гепарина. Врач В.Г. Леонова окончила заочную аспирантуру у академика А.Ф. Тура, она впервые в педиатрической науке описала онтогенетические особенности формирования показателей крови у здоровых детей. Период обучения в клинической ординатуре врачей А.И. Ицкович и Е.И. Пра-хина был разумно использован для реализации научных исследований. А.И. Ицкович внесла существенный вклад в детскую кардиологию, изучив патогенетические механизмы формирования клиники нарушения кровообращения у детей. Е.И. Прахин успешно решил поставленные перед ним задачи по изучению физического развития детей

г. Красноярска.

В последующем и практические врачи Л.Г. Лега, В.Г. Сорокина, Е.И. Мурашко, В.И. Прохорова, Л.С. Москаленко,

B.Ф. Мажаров, Л.И. Зиновьева и др. успешно выполнили кандидатские диссертации. Без отрыва от педагогического процесса защитили кандидатские диссертации и стали доцентами кафедры М.С. Зырянова, К.С. Крутянская,

А.Ф. Швецкая, З.Н. Гончарук и др.

Ж.Ж. Рапопорт стал первым председателем специализированного диссертационного Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Внутренние болезни» и «Педиатрия». В общей сложности, к моменту отъезда Ж.Ж. Рапопорта в Израиль, были подготовлены 52 кандидатских и 1 - докторская

диссертации. Развитие научной школы Ж.Ж. Рапопорта продолжили его ученики - профессора Т.А. Кожевникова, А.И. Ицкович, Т.Е. Таранушенко, Л.А. Михайлова, И.Н.Гаймоленко.

В сентябре 1982 года кафедра Ж.Ж. Рапопорта была реорганизована в кафедру детских болезней №1 с курсом усовершенствования врачей. Состав кафедры пополнился талантливыми педагогами: к.м.н. С.И. Устиновой, к.м.н. Л.Н. Мотлох, к.м.н. Таранушенко, к.м.н. Н.А. Ильенковой, к.м.н.

А.Ф. Сорокоумовой, к.м.н. Е.Ю. Емельянчик. По итогам работы коллектива педиатров, возглавляемого в течение многих лет Ж.Ж. Рапопортом, изданы монографии, посвященные особенностям детского организма в норме и при патологии, проблемам здоровья и адаптации детского населения на Севере. В 1990 - 1991гг. обязанности заведующего кафедрой исполняла - к.м.н., доцент Зинаида Никитична Гончарук. Далее с 1991-1999 года заведующим кафедрой был д.м.н., профессор Юрий Евгеньевич Малаховский. С ноября 1999 года кафедрой детских болезней №1 с курсом ПО заведует д.м.н., профессор Татьяна Евгеньевна Таранушенко. С 2008 г. кафедра вошла в структуру Института последипломного образования КрасГМУ. Основные научно-исследовательские направления работы кафедры посвящены охране здоровья матери и ребенка в Красноярском крае.

Константин Владимирович Орехов приехал в Красноярск после окончания аспирантуры на кафедре II Московского медицинского института у профессора К.А. Попова. Под его руководством, на базе Городской 100-коечной детской больницы по улице Песочной, была организована кафедра госпитальной педиатрии КГМИ. Первыми сотрудниками были З.Т. Логинова-Кузнецова, к.м.н. Т.Л. Россовская. Два месяца спустя пришли на кафедру молодые ассистенты А.Ф. Швецкая и В.А. Гончарова. В декабре 1966 г., после окончания аспирантуры в Ленинградском государственном педиатрическом институте начала работать ассистент, а через 6 лет доцент Л.В. Дмитриева, которая проработала на кафедре более 30 лет. В феврале 1967 года на кафедру в качестве ассистента был приглашен главный педиатр Рыбинского района, один из первых выпускников педиатрического факультета КГМИ - В.Т. Манчук. Первыми ординаторами на кафедре были Р.А. Авдеева, С.М. Степанова-Полилей, Э.Ф. Старых, первыми аспирантами - Н.Ф. Денисенко, С.И. Устинова,

А.А. Шик.

Выпускник 1969 года, В.Б. Васильев, был оставлен на кафедре клиническим ординатором, затем он стал ассистентом, далее доцентом кафедры. В 1972 году пришли работать к.м.н. Г.П. Гуркова, Н.В. Алхимова, Ю.В. Старшов, З.А. Шарыпова. С 1982 по 2008 гг. кафедру своего учителя д.м.н., профессора К.В. Орехова возглавляла к.м.н., профессор Эмма Федоровна Старых. Кафедра обновилась молодыми преподавателями: к.м.н. Е.Г. Нейман, к.м.н. Н.Л. Прокоп-цевой, к.м.н. Е.П. Шитьковской. В 2008 году в результате

реорганизации в медицинском университете образовалась кафедра детских болезней с курсом последипломного образования под руководством д.м.н., профессора Н.А. Ильенковой. Кадровый состав пополнили перспективные преподаватели: к.м.н. С.О. Фалалеева, к.м.н. В.В. Чикунов, к.м.н. М.В. Борисова. Основным научным направлением кафедры многие годы является «Новорожденный ребенок в норме и при патологии». Сегодня на кафедре успешно реализуются социальные гранты «Счастливое детство без табачного дыма».

К.В. Орехов, первым из числа сотрудников КрасГМИ, был избран член-корреспондентом Академии медицинских наук, под его руководством были защищены докторские диссертации В.Т. Манчука, Е.И. Прахина, М.А. Белоусовой.

Истоки научно-педагогической школы II Московского медицинского института лежат и в организации кафедр факультетской педиатрии (зав. кафедрой И.Г. Шиленок, ученик профессора Д.Д. Лебедева) и детских инфекционных болезней (Л.А. Гульман, ученица профессора Н.И. Ни-севич). Под руководством И.Г. Шиленка были выполнены кандидатские диссертации Л.И. Поздняковой, Ф.Я. Чугу-новой, В.П. Политовой, М.А. Белоусовой. Первыми сотрудниками кафедры были к.м.н. Л.А. Гульман, М.А. Белоусова, Р.М. Бычкова, Л.Н. Мотлох.

С 1970 года интенсивно создаются новые педиатрические кафедры. Самостоятельную кафедру детских инфекционных болезней возглавила д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, Отличник здравоохранения, Кавалер ордена «Дружбы народов» Любовь Александровна Гульман. Первыми сотрудниками были ассистенты: В.П. Полито-ва, Н.В. Гильденбранд, Г.К. Григорова, Г.П. Тимошенко,

В.А.Коломиец, Н.В. Бривина, З.А. Павлова, Т.С. Крившич, Г.П. Мартынова. Л.А. Гульман возглавляла кафедру в течение 35 лет. Под её руководством за эти годы защитили кандидатские диссертации З.А. Павлова, В.А. Коломеец,

А.И. Шиленок, Н.М. Бривина, Г.К. Григорова, Г.П. Тимошенко, Н.М. Гильдебрандт, Т.С. Крившиц, Ю.А. Городилов, Я.А. Богвилене. В настоящее время кафедрой заведует ученица Почетного профессора КрасГМА Л.А. Гульман -д.м.н. профессор Галина Петровна Мартынова. Научная тематика кафедры во многом определяется запросами практического здравоохранения, эпидемиологической ситуацией в Красноярском крае и направлена на разработку ранней диагностики инфекционных заболеваний, критериев определения тяжести, на изучение патогенеза, совершенствование специфической, патогенетической, этиотропной терапии.

В 1963 году был создан курс детской хирургии при кафедре факультетской хирургии, которую возглавляла д.м.н., проф. В.Ф. Гливенко, ответственным за курс была назначена В.П. Красовская. В 1972 году образовалась самостоятельная кафедра детской хирургии, которую и возглавила после защиты докторской диссертации д.м.н., профессор В.П. Красовская. Первыми сотрудниками

кафедры были ассистенты: З.В. Васильева, И.В. Нерсе-сянц, А.П. Колесниченко, А.Н. Дарьина, Г.А. Буслова,

С.Н. Маркин. В последующем на кафедру пришли работать ассистенты: Г.Ф. Зуева, М.М. Архипенко,

В.А. Юрчук, В.А. Сермягин, Э.В. Портнягина. В 1993 г. кафедру возглавил д.м.н., профессор В.А. Юрчук, ученик профессора В.П. Красовской. Кафедра оказывает большую помощь практическому здравоохранению. Основное научное направление, разрабатываемое кафедрой - «Морфофункциональные изменения и патология иммунной системы у больных с заболеваниями панкреато-дуоденальной зоны печени и мочевыводящей системы».

В 1971 году была создана кафедра хирургических болезней педиатрического факультета под руководством д.м.н., профессора Бориса Степановича Гракова. Базой кафедры явился краевой онкологический диспансер, а позже городская больница №1. С 1973 по 2002 гг. ее возглавлял Почетный профессор КрасГМА, д.м.н., профессор

А.Н. Орлов. Он одним из первых в России начал разработку проблем биомедицинской этики. С 2002 года кафедрой заведовал д.м.н., профессор Э.В. Каспаров. В разное время на кафедре работали к.м.н., профессор Т.К. Турчина, к.м.н., ассистент А.В. Ротовский, к.м.н., доцент Ф.П. Чавкунькин, к.м.н., доцент А.И. Крыжановский, к.м.н., доцент Г.А. Ару-тюнян, к.м.н., доцент С.Г. Резниченко. В настоящее время кафедра вошла в состав кафедры общей хирургии с курсом ПО КрасГМУ.

С 1973 года введено первичное последипломное образование выпускников мединститутов - интернатура по педиатрии, детской хирургии, а позже - детских окулистов, ЛОР - врачей, психиатров, гинекологов и детских инфекционистов. На современном этапе все кафедры факультета занимаются последипломной подготовкой врачей и среднего медицинского персонала, организуя сертификационные и тематические курсы усовершенствования.

В 1975 году создана кафедра внутренних болезней педиатрического факультета под руководством д.м.н., профессора Вениамина Николаевича Медведева (1975-1979 гг.), который внес большой вклад в разработку проблем гастроэнтерологии. Он одним из первых в г. Красноярске внедрил в диагностику заболеваний желудка методы гастробиопсии, морфометрии. Под его руководством выполнили кандидатские диссертации В.В. Харламова, О.Ф. Любченко, Л.В. Жукова. С 1979 года кафедрой заведует д.м.н., профессор Е.И. Харьков.

С 1980 года одним из ведущих стратегических направлений реформы здравоохранения в России является курс на приоритетное развитие профилактической помощи детям и подросткам. Подготовка высококвалифицированных специалистов по оказанию первичной медико- санитарной помощи детскому населению осуществляется на одной из выпускающих клинических кафедр КраГМУ - кафедре поликлинической педиатрии и пропедевтики детских

болезней с курсом последипломного образования. Кафедра была организована в 1987 году, возглавила ее к.м.н., доцент

В.П. Радионова (одна из первых аспирантов проф. К.В. Орехова). У истоков кафедры стояли замечательные педагоги, бывшие сотрудники кафедры госпитальной педиатрии:

В.Т. Манчук, Н.Ф. Денисенко, Г.В. Петрова, В.А. Неязов, Л.П. Мейнгот. В период с 1992 по 2005 гг. кафедрой заведовал д.м.н., профессор, член- корр. РАМН Валерий Тимофеевич Манчук. При нем кафедра пополнилась молодыми научно-педагогическими кадрами, закончившими успешно академическую аспирантуру на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН: к.м.н. М.Ю. Галактионова, к.м.н. А.В. Гордиец, к.м.н. Н.Ю. Гришкевич. В 1998 году произошло объединение кафедры поликлиники с кафедрой пропедевтики детских болезней, возглавляемой в то время к.м.н., доцентом Еленой Александровной Теппер. С 2005 года кафедру возглавляет ученица В.Т. Манчука -

д.м.н., доцент Марина Юрьевна Галактионова. Основное научное направление кафедры «Современные технологии медицинских осмотров и разработка профилактических программ сохранения здоровья детей и подростков».

Кафедра детских болезней лечебного факультета была организована в 1988 году под руководством д.м.н., профессора Ефима Исааковича Прахина, ученика профессора Ж.Ж. Рапопорта. Кадровый потенциал многие годы был представлен к.м.н. Р.М. Бычковой, к.м.н. В.С. Канским, к.м.н. Т.Ф. Шебаршовой, к.м.н. В.И. Фурцевым, к.м.н. Л.И. Поздняковой. С 2008 года, в связи с реорганизацией в вузе сотрудники кафедры вошли в состав кафедры поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней, где и продолжают реализовываться научные проекты в области нутрициологии, рационального питания детей и подростков. А результаты научного направления, возглавляемого Национальным экспертом ВОЗ и ЮНИСЕФ, доцентом кафедры В.И. Фурцевым по поддержке и продвижению грудного вскармливания, широко известны в России.

В 1987 году в г. Красноярске был организован Институт медицинских проблем Севера Сибирского отделения РАМН, первым директором которого был назначен профессор К.В. Орехов. Им была разработана комплексная научная программа, посвященная изучению состояния детского организма в норме и при патологии в различных климато-географических условиях. Отличительной особенностью стратегии Института было планирование комплексных широкомасштабных экспедиций в различные по своим региональным особенностям районы проживания Севера. Впервые открывались перспективы развития нового направления в медицине, обозначенном, как «северная педиатрия». Государственный заказ и фактическое финансирование его реализации открыли перспективы комплексного подхода к его выполнению. Основные направления, связанные с изучением здоровья детского и взрослого населения Севера были признаны

приоритетными и в последующем послужили основой формирования Президентской программы «Дети Севера».

Объектом первых исследований были дети г. Норильска (Ж.Ж. Рапопорт) и Эвенкии (Т.Л. Россовская), а далее реализация Программы «Дети, проживающие на всей северной территории России» (К.В. Орехов, В.Т. Манчук, Е.И. Прахин и др.). Особенности физического развития изучались в сопоставлении с особенностями функционирования высшей нервной деятельности, сердечнососудистой системы, физической работоспособности, хронобиологии детского организма на Севере. Комплекс данных изысканий возглавляли профессора: Ж.Ж. Рапопорт, А.Т. Пшонник, Б.И. Псахис, И.И. Усоскин. Л.А. Михайловой была впервые изучена кислородно-транспортная функция крови, поставившая на повестку дня вопрос о хронической гипоксии и ее роли в формировании патологии детей на Севере. Впервые были описаны хро-нофизиологические аспекты адаптации детей на Севере (Н.С. Арутюнова, В.Г. Безгачев и др.). Новаторскими исследованиями были работы, в которых выявлены взаимосвязи детского организма с биогеохимической ситуацией среды (И.В. Нерсесянц), с особенностями микросреды обитания (В.Ф. Базарный), микроэкологии (В.П. Ситников).

Работа В.Т. Манчука, по изучению клинико-метаболических особенностей адаптации новорожденных детей в экологических условиях Крайнего Севера, стала основополагающей, так как впервые были изучены экологические типы гликемии и липидного обмена новорожденных в различных экологических условиях Крайнего Севера. В развитии этого направления было выполнено в последующем большое количество работ, подтвердивших существование на Севере именно таких закономерностей у беременных женщин (В.П. Терещенко), взрослых (И. П. Смирнова) и детей с различными формами ожирения (И.Г. Гагаркина, Л.И. Скибицкая). Еще одним научным направлением явилось изучение закономерностей метаболических параметров иммунокомпетентных клеток в различных климатогеографических зонах Крайнего Севера и Сибири и проблемы детской эндокринологии в различных эндемичных по йодному дефициту районах (Л.Б. Захарова,

В.В. Фефелова, Г.В. Булыгин, И.В. Осокина).

Уникальным по своей значимости было исследование О.М. Новикова, наблюдавшего большую когорту детей Норильска в течение длительного времени. Ученик О.М. Новикова, профессор В.Ф. Капитонов провел подобные многолетние исследования в сельском районе Красноярского края (п. Нижний Ингаш), расширив представления

о закономерностях формирования здоровья в зависимости от социально-гигиенических факторов семьи.

Примеров преемственности развития педиатрических школ Красноярска за счет развития вузовской и академической науки можно привести достаточно много. Большой спектр педиатрических исследований был посвящен изучению роли питания в формировании здоровья детей,

проживающих в экстремальных условиях Крайнего Севера. По сути дела было осуществлено три этапа в изучении проблем питания: оценка фактического питания; оценка адекватности питания потребностям организма в различных экологических условиях; роль питания в формировании ряда широко распространенных на Севере заболеваний. Результаты данных исследований показали, что среди детей северных территорий широко распространены синдромы и симптомы алиментарных дефицитов (включая белковые, витаминные, микроэлементные), болезней нарушения питания и обмена веществ. Часть исследований проводилась при непосредственном участии московских ученых Е.М. Фатеевой и К.С. Ладодо.

Заслуга основоположников педиатрических научнопедагогических школ Красноярска состояла в создании системы подготовки врачей педиатров на педиатрическом факультете и после окончания вуза, в разработке основ системы профилактики и внедрения современных технологий лечения больных детей в Красноярском крае, подготовке высококвалифицированных научных и педагогических кадров.

В 55-летний Юбилей педиатрического факультета трудно отказаться от сравнительной оценки прошлого и настоящего. За время становления педиатрии в Красноярском крае сформировалась педиатрическая школа, которая характеризовалась высокой практической значимостью научно- исследовательских работ и организационно-методических разработок, активным участником в выполнении НИР врачей практического здравоохранения. За полвека на факультете было подготовлено более 7000 врачей практического здравоохранения.

Достойное место в развитии педиатрической науки и педагогики КрасГМУ в течение многих лет занимали доценты Э.Ф. Старых (ученица и преемница по кафедре педиатрии К.В. Орехова), Р.М. Бычкова (ученица А.К. Валентинович, школа профессора М.С. Маслова). Продолжают успешно работать доценты Л.И. Позднякова (ученица И.Г. Шеленка),

В.И. Фурцев (ученик А.И. Ицкович), Е.П. Кириллова (ученица Ж.Ж. Рапопорта), Е.А. Теппер (ученица профессора Е.И. Прахина), доцент Р.А. Авдеева (ученица К.В. Орехова) и многие другие. Прошли многие годы, но и по сей день врачи, доценты и профессора с благодарностью и любовью вспоминают своих наставников.

Что же представляет собой педиатрический факультет КрасГМУ в настоящее время? На протяжении полувека педиатрический факультет формировался, как отдельное научно-педагогическое подразделение вуза и твердо встал на ноги.

Сегодня на факультете обучается 331 студент по специальности «Педиатрия». Обучение осуществляется на 49 кафедрах университета по 62 дисциплинам. В структуру педиатрического факультета входит семь кафедр, каждая из которых имеет свою историю и традиции, созданные опытными преподавателями и достойными учениками.

Подготовка врачей по специальности «Педиатрия» осуществляют 22 доктора и 66 кандидатов наук, 34 сотрудника имеют диплом «Педагог высшей школы». Учебно-лабораторная база клинических больниц включает в себя более трех тысяч коек. При обучении студентов используется современная диагностическая и лечебная техника, которой оснащены клинические базы.

Ряд выпускников педиатрического факультета стали известными организаторами здравоохранения Красноярского края и Российской Федерации. Так, Иван Павлович Артюхов , д.м.н., профессор - ректор Красноярского государственного медицинского университета; член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, Валерий Тимофеевич Манчук, д.м.н. профессор -директор ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, Алексей Иванович Грицан, д.м.н., профессор -заместитель главного врача по НИР Краевой клинической больницы. Зинаида Афанасьевна Климова - длительное время была заместителем начальника Краевого управления здравоохранения Красноярского края по детству, в настоящее время руководит центром «Семья и здоровье», возглавляет краевую Ассоциацию педиатров. Ольга Анатольевна Ярусова - главный специалист отдела материнства и детства Министерства здравоохранения Красноярского края.

Жизнестойкость красноярской педиатрической школы проверена многими десятилетиями. Многочисленные выпускники педиатрического факультета работают в Красноярском крае, Москве, Санкт-Петербурге, Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Кемеровской, Иркутской, Читинской, Амурской областях, Приморском крае, Якутии, Бурятии, Туве

и за пределами России. Все они бережно хранят и развивают научные идеи основоположников.

Факультет не только кузница педиатрических кадров. Ученые педиатрического факультета выполняют миссию полномочных представителей педиатрической науки России. Общеизвестны их успехи в решении проблем профилактики и снижения заболеваемости и смертности детей, в совершенствовании методов диагностики и лечения наиболее распространенных детских заболеваний в Сибири и на Крайнем Севере.

Но и этим не ограничилась деятельность московской и ленинградской научных школ. Благодаря им, в Красноярске с завидной регулярностью стали проводиться научно-практические конференции и обучающие семинары с участием ведущих отечественных педиатров. Так, в 60-е годы была проведена выездная сессия РАМН, участие в которой принимали академики А.Ф. Тур, Г.Н. Сперанский, В.П. Бисярина. Преемственность обеспечивалась и выступлениями с лекциями на Красноярской земле таких ведущих ученых педиатров России, как И.М. Воронцов, Н.П. Шабалов, Г.А. Самсыгина, С.Г. Таточенко,

А.Г. Румянцев и др. В последующем, педиатры Красноярска имели возможность услышать выступления академиков Н.Н. Кисляк, Л.А. Исаевой, Ю.Е. Вельтищева, выдающихся педиатров, профессоров Ю.А. Князева, В.А. Таболина, И.М. Воронцова, Е.М. Фатееву, К.С. Ладодо, С.Я. Каганова, Р.В. Тонкову-Ямпольскую, Р.Р. Шиляева и других представителей Московской и Ленинградской педиатрических школ.

Это стало возможным благодаря четкому и отлаженному взаимодействию ученых Красноярского медицинского института с Краевым и городским отделами

Ученый Совет педиатрического факультета (2013).

В верхнем ряду справа налево: асс. В. А.Ванюхин, к. м. н. Д. А., Маисеенко, доцент Я. А. Богвилене, доцент Е. П. Шитьковская, д. м. н. М. А. Березовская, доцент Н. Л. Прокопцева, профессор Н. А. Ильенкова, профессор Е. И. Харьков, доцент Л. А. Торопова,

доцент Ю. А. Пичугина, профессор В. А. Юрчук.

В нижнем ряду: д. м. н. М. Ю. Галактионова, д. м. н. Н. М. Маркелова, к. м. н. Н. А. Гасич, профессор Г. П. Мартынова, доцент Л. А. Филимонова, профессор Н. М. Корецкая, доцент Э. В. Портнягина, доцент И. А. Большакова.

здравоохранения. Немалая роль принадлежала созданному в Красноярске научному педиатрическому обществу детских врачей. Первым председателем Красноярского педиатрического общества был Ж.Ж. Рапопорт. После его отъезда, с 1991 по 1999 год, общество красноярских детских врачей возглавлял профессор Е.И. Прахин. С 1999 года Председателем Красноярского отделения Союза педиатров России была избрана профессор Т.Е. Таранушенко.

В 1994 году Е.И. Прахиным было организовано Красноярское отделение Международного Фонда Охраны здоровья ребенка, которое дополнило деятельность Общества детских врачей разработкой целого ряда социально значимых актов по решению вопросов обеспечения детей г. Красноярска специализированными продуктами питания, организацией выпуска кисломолочных детских продуктов и рядом других мероприятий. Организаторы Фонда инициировали в городе Красноярске работу по совершенствованию питания детей раннего возраста, поддержке и обеспечению грудного вскармливания. По приглашению Председателя Международного Фонда Охраны здоровья матери и ребенка академика РАМН

A.А. Баранова красноярские ученые приняли участие в научном образовательном туре в США совместно с профессорами Москвы, Санкт- Петербурга, Новгорода, Ярославля и других городов Российской Федерации.

За 55-летний период развития подготовлена многочисленная плеяда ученых педиатров, научный вклад которых в копилку Красноярской педиатрической школы трудно переоценить. Так, школа Ж.Ж. Рапопорта нашла достойное продолжение и развитие в лице профессора Т.Е. Таранушенко и ее учеников профессоров Е.Ю. Емельянчик, Н.А. Ильенковой. Профессор Е.И. Прахин с его учениками профессорами С.Ю. Терещенко, В.Л. Грицинской, Л.С. Эверт активно работают и возглавляют научные подразделения в НИИ медицинских проблем Севера. Научное направление К.В. Орехова продолжает активно развиваться член-корр. РАМН В.Т. Манчуком и его учениками, одна из которых М.Ю. Галактионова стала его преемницей и по кафедре поликлинической педиатрии. Школа детских инфекционистов Л.А. Гульман сегодня продолжается в лице профессора Г.П. Мартыновой и ее учеников.

Таким образом, история формирования педиатрии в Сибири и педиатрического факультета Красноярского государственного медицинского университета имени проф.

B.Ф. Войно-Ясенецкого, в том или ином соотношении неразрывно связана с Московской и Ленинградской педиатрическими школами. В этом реализуется, имевшая место в прошлом, и наметившаяся в настоящем, тенденция пополнения кадрового потенциала Москвы сибирскими педиатрами. В свое время, академик О.Д. Соколова - Пономарева из Омска переехала в Москву и возглавила педиатрический институт. В настоящее время в Научном Центре охраны здоровья детей успешно трудятся профессора Арсений Арсеньевич Модестов и Игорь Витальевич Киргизов.

Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что история имеет свои закономерности, традиции сохраняются и продолжаются. Красноярская педиатрическая школа занимает достойное место среди российских педиатрических школ, об этом свидетельствуют совместно организованные Научным Центром охраны здоровья детей в Сибири конференции и Форумы, научные исследования и разработки для практического здравоохранения, внедрение современных медицинских технологий профилактики и лечения широко распространенных заболеваний у детей, цель которых - сохранение и укрепление здоровья детей и подростков - будущего нашей России, а также внедрение современных педагогических методов подготовки врачей педиатров и последипломного усовершенствования их знаний.

KRASNOYARSK PEDIATRIC SCHOOL

M. Yu. Galaktionova 1, E. I. Prahin 1, V. T. Manchuk 2

1 Krasnoyarsk state medical university named

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

after Prof. V. F. Voyno-Yusenetsky; 2 Scientific research institute of medical problems of the North, Siberian

department of the Russian Academy of Medical Sciences

Abstract. The history of the Krasnoyarsk Pediatric School is directly related to the history of the development of Pediatric Department, in 55-year-old chronicles of which was marked the special influence of the Moscow and Leningrad School of Pediatrics. The scientific ideas of the founders are successfully developing by the numerous students. The contribution of Krasnoyarsk scientists in the development of health care of younger generation, to the objectives of the national project of health care is difficult to overestimate.

Krasnoyarsk Pediatric School occupies a worthy place among Russian Pediatric Schools, this indicates the importance of research work for the public health care, medical technologies for prevention and treatment of common diseases in children, the introduction of modern teaching methods of training pediatricians and postgraduate improve of their knowledge.

Key words: Krasnoyarsk State Medical University, history, Pediatrics, Department of Pediatrics, scientific and pedagogical school.

Сведения об авторах

Галактионова Марина Юрьевна - доктор медицинских наук, доцент, декан педиатрического факультета ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391)2201393; е-mail: myugal@mail.ru.

Прахин Ефим Исаакович - доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391)2201393; е-mail: eprakhin@yandex.ru.

Манчук Валерий Тимофеевич - член-корр. РАМН, заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 3; тел. 8(391)2280681; е-mail: manchyk41@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.