ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ
Л.К. Зурабишвили, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-2-102-104
Аннотация. Статья посвящена исследованию формы и содержания договора перевозки грузов и пассажиров. Вопрос о форме перевозочных документов является актуальным ввиду распространения наряду с обыкновенными, т.е. материальными или «бумажными» транспортными накладными - электронных. Причем с каждым годом они становятся все более популярными. Как правило, договор перевозки грузов заключается заранее, до момента, когда непосредственно начинается процесс перевозки. Автор приходит к выводу, что именно этот момент, является моментом заключения договора перевозки.
Ключевые слова: договор, перевозка груза, перевозка пассажиров, транспортная накладная, совместная деятельность, коносамент.
Одним из распространенных видов гражданско-правовых договоров, способствующих развитию экономики не только внутри страны, но и за рубежом, практики делового оборота между контрагентами -это договор перевозки. В статье 785 ГК РФ законодатель устанавливает форму договору перевозок грузов. Так в соответствии с действующим ГК РФ подтверждением заключения такого договора является транспортная накладная, либо иной документ, предусмотренный соответствующим нормативно-правовым актом, например, коносамент (п.2 ст.785 ГК РФ). Законодатель не предъявляет строгих требований к непосредственно форме заключения договора, но для подтверждения его заключения необходимо наличие билета или гру-зобагажной квитанции, т.е. сам договор имеет определенную письменную форму. По обоснованному мнению, Н.В. Квици-ния: «Задачей гражданского законодательства является решение таких серьезных вопросов, как обеспечение безопасности денежных средств, и наиболее полное обеспечение исполнения договорных обязательств обеими сторонами» [1]. При этом Верховный суд Российской Федерации подчеркивает, что отсутствие либо неверность транспортной накладной само по себе не может прямо свидетельствовать о не заключении договора перевозки грузов [2].
По причине того, что существуют различные самостоятельные виды таких перевозок (автотранспортные перевозки, железнодорожные перевозки, водные перевозки) и все они, хоть и схожи между собой, но все-таки обладают рядом принципиальных отличий и поэтому не могут быть урегулированы одними едиными нормами, более конкретное решение вопроса о форме договора перевозки грузов, а именно о форме транспортной накладной или коносамента, ГК РФ не дает, а оставляет возможность отдельным федеральным законам определить такую форму для каждой группы перевозок. Кроме того, по мнению большинства исследователей, для того чтобы договор перевозки груза считался заключенным необходимо, помимо указанных выше условий, также определить цену такого договора [3]. Таким образом, ее тоже следует считать существенным условием договора перевозки пассажира. Следует отметить, что в ряде случаев законодатель вообще не определяет никаких существенных условий для специального документа, подтверждающего заключение договора перевозки, например, при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом.
Рассмотрим формы договоров при отдельных видах перевозок. Во-первых, обратимся к договору воздушных перевозок
грузов. Также, как и в ГК РФ, ВК РФ не устанавливает жестких требований к форме договора перевозки груза. Таким образом, к форме рассматриваемого договора применяются общие положения по заключению и оформлению сделок. Следовательно, исходя из общих положений гражданского законодательства, а также ввиду отсутствия прямого запрета в ВК РФ, можно сделать вывод о возможности заключения договора воздушной перевозки груза в простой письменной, либо даже в устной форме. Тем не менее, нам не удалось обнаружить подтверждений того, что в гражданском обороте встречаются случаи заключения такого договора в устной форме.
Куда в большей мере вопрос о форме договора перевозки грузов раскрыт в нормативно-правовых актах, регулирующем железнодорожные перевозки [4]. Так, законодатель предусматривает 23 формы перевозочных документов.
Содержанием любого гражданско-правового договора являются его условия [5]. В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ существенным условием любого гражданско-правового договора является условие о его предмете, однако, если сторона конкретного договора выражает намерение достигнуть соглашение, например, о цене договора, то такое условие «автоматически» приобретает статус существенного и исключает возможность впоследствии применить к данному договора положения ч. 3 ст. 424 ГК РФ, согласно которой при отсутствии в договоре указания на его цену такая цена определяется исходя из обычно взымаемой за аналогичные товары (услуги).
Применительно к рассматриваемой теме необходимо отметить, что самостоятельное выделение каких-либо иных, кроме вышеуказанных, условий договора в качестве существенных не характерно для сферы перевозок грузов, однако, в правоприменительной практике встречаются случаи, когда в качестве таковых стороны согласовывали такие условия как, например: конкретный маршрут перевозки;
условия перевозки; необходимый вид транспортного средства или контейнера; дату, время и/или место подачи транспортных средств под погрузку, либо дату, время и/или место выдачи груза; специальные условия упаковки груза, либо способов его крепления при транспортировки и т.п.
Как обоснованно указывает
О.В. Карпеев [6], не смотря на нормативное установление в некоторых случаях специальных тарифов для перевозчиков (например, при пассажирской перевозке), определение конкретного размера провозной платы законодатель полностью передал на усмотрение сторон договора перевозки. С учетом особенностей перевозки грузов к существенным условиям договора о такой перевозке следует отнести также условия о сроках перевозки. Данное условие хотя и не поименовано в действующем законодательстве в качестве существенного, тем не менее, исходя из правоприменительной практики является таковым, поскольку и участники гражданского оборота, и судебная система признает, что своевременная доставка груза является императивно установленной обязанностью перевозчика, при этом в случае нарушения данной обязанности он подлежит установленной законом имущественной ответственности в виде штрафа.
По обоснованному мнению, Квици-ния Н.В.: «важнейшая задача современной юридической науки и практики - создание правовых механизмов, позволяющих наиболее эффективно обеспечить надлежащее исполнение договорных обязательств и возместить пострадавшей стороне потери, причиненные их неисполнением или ненадлежащим исполнением» [7]. Считаем необходимым отметить, что в целом отечественно транспортное законодательство в части определения и установления тех или иных сроков носит достаточно диспозитивный характер и в абсолютном большинстве случаев предоставляет сторонам договора устанавливать их по своему усмотрению.
Библиографический список
1. Квициния, Н. В. Перспективы развития договора эскроу в России // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2020. - Т. 19, № 1. - С. 51.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2018.
3. Заключение договора перевозки грузов: предпосылки, порядок и их правовое значение / М.М. Старосельцева, И.В. Тищенко, Т.С. Колесова, Ю.А. Бурлова // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 6. - С. 84-86. - EDN YPOQQH.
4. Приказ Минтранса России от 05.08.2008 № 120 (ред. от 07.02.2017) «Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2008 N 12202) // «Российская газета», N 190, 10.09.2008.
5. Шаблова, Е.Г., Жевняк, О.В. Гражданское право. Гражданско-правовые договоры: учебное пособие / под общ. ред. Е.Г. Шабловой. - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2018. - С. 22.
6. Карпеев О.В., Котов А.В. Электронное оформление перевозок грузов автомобильным транспортом // Транспортное право. - 2021. - № 2. - С. 19.
7. Квициния, Н.В. Проблемы определения понятия «обязательства» в свете изменений гражданского законодательства / Н.В. Квициния // Бизнес. Образование. Право: Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - №2 (35). - С. 190.
THE FORM AND CONTENT OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS AND
PASSENGERS
L.K. Zurabishvili, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The article is devoted to the study of the form and content of the contract for the carriage of goods and passengers. The issue of the form of transportation documents is relevant due to the distribution of electronic invoices along with ordinary ones, i.e., material or "paper" waybills. Moreover, they are becoming more and more popular every year. As a rule, the contract for the carriage of goods is concluded in advance, until the moment when the transportation process begins directly. The author comes to the conclusion that this moment is the moment of conclusion of the contract of carriage.
Keywords: contract, cargo transportation, passenger transportation, bill of lading, joint activity, bill of lading.