Научная статья на тему 'Договор перевозки грузов'

Договор перевозки грузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3460
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИК / ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ / КОНОСАМЕНТ / ЧАРТЕР / CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS / FREIGHT CARRIER / CONSIGNEE / BILL OF LADING / CHARTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакеева А.С., Лошкарев А.В.

В статье дается определение договора перевозки грузов, характеризуются основные нормы законодательства о договоре транспортировки грузов различными видами транспорта, выделены стороны рассматриваемого соглашения. Осуществлен также анализ особенностей договора перевозки грузов. Сделан вывод о том, что для полноценного регулирования договора перевозки грузов в Гражданском кодексе РФ необходимо сделать дополнение к пункту 1 статьи 785 в виде упоминания о том, что перевозчик груза обязан доставить груз не только в указанный пункт назначения, но и в определенные договором сроки.The article defines the contract for the carriage of goods, describes the main norms of the legislation on the contract for the carriage of goods by various means of transport, highlights the parties to the agreement in question. An analysis of the features of the contract for the carriage of goods was also carried out. It is concluded that in order to fully regulate the contract for the carriage of goods in the Civil Code of the Russian Federation, an addition to paragraph 1 of Article 785 must be made in the form of a reference to the fact that the carrier must deliver the goods not only to the specified destination, but also within the time period specified by the contract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Договор перевозки грузов»

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

А.С. Бакеева, студент

А.В. Лошкарев, канд. юрид. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10531

Аннотация. В статье дается определение договора перевозки грузов, характеризуются основные нормы законодательства о договоре транспортировки грузов различными видами транспорта, выделены стороны рассматриваемого соглашения. Осуществлен также анализ особенностей договора перевозки грузов. Сделан вывод о том, что для полноценного регулирования договора перевозки грузов в Гражданском кодексе РФ необходимо сделать дополнение к пункту 1 статьи 785 в виде упоминания о том, что перевозчик груза обязан доставить груз не только в указанный пункт назначения, но и в определенные договором сроки.

Ключевые слова: договор перевозки грузов, грузоперевозчик, грузополучатель, коносамент, чартер.

Вопрос, касающийся процессов, связанных с транспортировкой грузов сегодня является одним из самых острых как внутри нашего государства, так и на мировой арене. Российское законодательство уделяет транспортировке грузов предельное внимание, что характеризуется принятыми нормативно-правовыми актами в данной сфере. К таким мы можем отнести Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее ДОПОГ) от 30.09.1957 г. [1], также ГК РФ, регулирующий посредством главы 40 и 41 отношения, возникающие при осуществлении перевозок грузов и предоставлении услуг по перевозке и сопровождению грузов, контроля состояния и качества груза, исполнения таможенных процедур. Также, Воздушный Кодекс Российской Федерации [2] (далее ВК РФ), регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере использования воздушного пространства; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации [3] (далее КВВТ РФ) где внимание акцентировано на регулировании возникающих между разными пассажирами, организациями, грузополучателями и грузоотправителями и иными лицами отношений при судоходстве внутри РФ, Кодекс торгового мореплавания России [4] (далее КТМ РФ). А также Федеральный закон № 87-ФЗ от

30.06.2003 г. «О Транспортно-экспедици-онной деятельности» 5], Постановление Правительства Российской Федерации № 272 от 15 апреля 2011 г. «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» [6] и др.

Определение договора о перевозке грузов мы можем вывести из статьи 785 ГК РФ [7]. Согласно которой, в первую очередь, это общественное отношение, конструкция которого представляется как заключение определённого вида договора и выдача транспортной накладной или предусматриваемого соответствующим кодексом или транспортным уставом иного документа. Во-вторых, так как это отношение, то обязательным будет выделение его сторон.

1. Грузоотправителем является юридическое или физическое лицо, выступающее в договоре по перевозке от своего имени либо представителем от имени владельца груза с обязательным его указанием в транспортной накладной.

2. Перевозчиком является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо согласно договору, принимающее на себя обязанность по перевозке вверенного ему груза из одного пункта в другой, и выдаче груза лицу, которое уполномочено на его получение.

3. Грузополучателем является юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза)

Каждая сторона договора имеет определенные обязательства. Если мы будем говорить о грузоотправителе, то здесь имеют место быть следующие условия: предварительная оплата перевозки груза (в случае если по соглашению сторон не предусматривается иное); осуществление в пункте назначения окончательного расчета за перевозку; своевременное принятие грузополучателем либо его представителем доставленного груза.

В обязанности перевозчика входит доставка груза в указанный в транспортной накладной пункт назначения при обеспечении сохранности груза с момента принятия и до момента выдачи грузополучателю или его представителю и соблюдении сроков доставки, выдача груза получателю либо его представителю. В случае нарушения указанных обязательств на перевозчика накладываются штрафные санкции, установленные в качестве возмещения прямого ущерба или его части (не включая упущенную выгоду) или в виде неустойки, например, за несоблюдение сроков доставки исходя из содержащегося в 1 пункте 400 статьи ГК РФ правила.

Одним из важных вопросов, которые необходимо рассмотреть, является форма рассматриваемого вида договора. Говоря о предусмотренном ГК РФ понятии договора на перевозку груза необходимо выделить понятие - транспортная накладная. Также важно акцентировать внимание на возможность заключения данного договора только письменно, что указывается в 161 статье ГК РФ, где говорится о совершении сделки в простой письменной форме при ее заключении между гражданами и юридическими лицами, или между юридическими лицами. Иначе говоря, если одной из сторон договора является юридическое лицо, то такой договор должен заключатся в простом письменном виде, что применимо в отношении договора на перевозку грузов. В правовом регулировании договора по перевозке одной из особенностей является его регулирование наряду с

нормами ГК РФ транспортными кодексами и уставами [8].

Выделим несколько форм договора перевозки грузов (накладных):

1. Коносамент (согласно ГК РФ) - составляется перевозчиком на основании подписанного грузоотправителем погрузочного ордера, в котором должны содержаться данные о грузоотправителе и грузополучателе, месте выгрузки груза и сведения о грузе, которые необходимы - упаковка, состояние, маркировка, число мест, особые свойства и т.п.

2. Чартер (согласно ГК РФ) - составляется при использовании типографских форм разных чартеров, разработанных согласно особенностям направлений перевозки и перевозки разных видов грузов. Иначе говоря, чартер является договором присоединения. В нем указываются стороны, размер фрахта, название судна, вид и род груза, место погрузки, наименование направления судна или места назначения.

Если мы будет говорить о цене в договоре перевозки, она равна оплате за перевозку груза.

В договоре прописывается оплата за перевозку груза транспортом общего пользования соответствующая утвержденным органами местного самоуправления или государственными органами исполнительной власти тарифам. В иных случаях оплата устанавливается соглашением сторон, когда иное не определено действующим законодательством или нормативно-правовыми актами.

В современных условиях за выполненные услуги по транспортировке требуется своевременная оплата (785 статья ГК РФ).

В договоре на доставку товара одним из пунктов является установление стоимости за выполняемые услуги по его транспортировке с указанием сроков и условий оплаты. Текст договора должен содержать указания на порядок осуществления расчетов. Многие перевозчики на предоставление услуг транспортировки имеют опубликованные тарифы. Заказчики осуществляют ознакомление с расценками на услугу, до подписания договора. В обязанности перевозчика входит извещение заказчика в случае изменения тарифов.

Используемый на практике порядок расчетов:

- Заказчику экспедитором предъявляется счёт.

- Заказчик оплачивает предъявленный ему к оплате счет банковским перечислением.

- С момента предъявления счета оплата производится, как правило, в течение 3-5 дней.

В целях уверенности в своевременной доставке и сохранности товара между перевозчиком и отправителем необходимо заключение договора.

Учитывая существование недобросовестных контрагентов, основной возможностью расчета на налоговую выгоду является заключение договора перевозки груза (ДПГ). В судебной практике есть примеры необоснованного признания налоговой выгоды по причине отсутствия действительной транспортировки груза. Соответственно обязательно необходимо документальное удостоверение факта поставки товара.

ДПГ является договоренностью отправителя и перевозчика, на основании которой перевозчик осуществляет транспортировку вверенного ему товара и получает за это оплату.

Разделы документа, которые должны быть заполнены при правильном составлении договора:

1. Преамбула (данный раздел - вводная часть в любом соглашении, в которой указывается дата и место заполнения документа, участники соглашения, понятия перевозчика и отправителя).

2. Предмет договора (в нём указываются условия сделки и предоставляемые услуги. Также могут быть указаны обязательства оплаты заказчиком расходов по выполненной работе).

3. Обязанности и права сторон (указываются обязательства отправителя и перевозчика).

4. Порядок расчетов (указываются сроки и способ оплаты выполненных услуг, могут быть указаны пени, начисляемые в случае несвоевременного расчета).

5. Ответственность сторон (указывается ответственность, которую несут стороны в

случае несоблюдения условий заключенного соглашения).

6. Порядок в разрешении споров (указываются требования в случае возникновения спорных ситуаций, включая разрешение конфликта в судебном порядке).

7. Форс-мажор (указываются ситуации, при которых по независящим от участников договора причинам, могут быть нарушены условия договора и порядок решения данных нарушений).

8. Срок действия (заключая ДПГ, сторонами указывается начало действия и срок окончания договора).

9. Прочие условия (указываются не отраженные в предыдущих разделах требования).

10. Реквизиты и подписи сторон - завершающий раздел, в котором указываются контактные сведения, реквизиты банка, проставляются подписи сторон.

Участники соглашения, после заполнения всех разделов, еще раз должны проверить все внесенные в документ данные, подписать и обменяться экземплярами. Далее уже перейти к выполнению всех условий, отображенных в подписанном соглашении.

Сегодня законодательство претерпевает некоторые коррективы и новшества в области транспортировки грузов. Так, в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [9] вносятся изменения, согласно которым перевозчики грузов могут в соответствии с нормами 932 статьи ГК РФ застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза. Данный вид страхования является одним из способов защиты автоперевозчиков и экспедиторов и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения или утраты груза. По мнению члена государственной думы РФ по международным делам Татьяны Алексеевой это приведет к значительному расширению перечня рисков, покрытие которых будет осуществляться договором страхования.

Следующим моментом выделим то, что в 2020 году расходы на перевозку грузов подтверждает правильно оформленная

транспортная накладная. При этом стоит отметить, что подтвердить затраты на перевозку грузов можно транспортной накладной или товарно-транспортной накладной. В этом году изменились требования по заполнению транспортной накладной.

Исходя из изложенного выше, можно утверждать, что тема договора о перевозке грузов является весьма неоднозначной и сложной. Существование прав и обязанностей двух и более сторон в договоре перевозки грузов, а также вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств в рамках транспортировки грузов, переводит ДПГ в категорию соглашений, при заключении которого должны быть тщательно соблюдены все правила его составления. От этого может зависеть в дальнейшем возможность взыскания убытков в виде стоимости груза или цены его доставки с другой стороны.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что договор перевозки грузов

Библиографический список

1. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957) // СПС КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121040/ (дата обращения: 15.03.2020)

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.

3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11. Ст. 1001.

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18. Ст. 2207.

5. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 07.07.2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2701.

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 26.03.2020) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // Собрание законодательства РФ. 25.04.2011. № 17. Ст. 2407.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019. с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

8. Фастунова А.О. Правовая природа договоров, заключаемых в сфере перевозки грузов / А.О. Фастунова, А.С. Кузьмина // Молодая наука - 2018 сборник трудов V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2018. - С. 335-339.

9. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ. 12.11.2007. № 46. Ст. 5555.

имеет особенности, связанные с режимом самой перевозки и большим диапазоном видов перемещаемых грузов. Между тем, несмотря на тщательное регулирование данной разновидности договора в законодательстве, следует все же отметить, что такое важное условие, как срок перевозки, законодателем не учтен, поэтому в данном вопросе остается правовой пробел. И действительно, анализируя, например, ст. 785 ГК РФ, находим, что упоминание о важности соблюдения сроков перевозки не содержится. Поэтому предлагаем внести дополнение к пункту 1 ст. 785 ГК РФ: «1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения в определенный договором срок и выдать его упра-вомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

SHIPPING AGREEMENT

A.S. Bakeeva, Student

A.V. Loshkarev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article defines the contract for the carriage of goods, describes the main norms of the legislation on the contract for the carriage of goods by various means of transport, highlights the parties to the agreement in question. An analysis of the features of the contract for the carriage of goods was also carried out. It is concluded that in order to fully regulate the contract for the carriage of goods in the Civil Code of the Russian Federation, an addition to paragraph 1 of Article 785 must be made in the form of a reference to the fact that the carrier must deliver the goods not only to the specified destination, but also within the time period specified by the contract.

Keywords: contract of carriage of goods, freight carrier, consignee, bill of lading, charter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.