Научная статья на тему 'Договор перевозки грузов внутренним водным транспортом'

Договор перевозки грузов внутренним водным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1505
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ / ПЕРЕВОЗЧИК / ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ / THE CONTRACT OF CARRIAGE OF CARGO / THE CONSIGNOR / CARRIER / CONSIGNEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Припузова О. Н.

Рассмотрены договорные отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий водного транспорта, в частности, регулируемые договором перевозки грузов. Описана юридическая природа договора перевозки грузов в отличие от договора подряда: цель, сфера применения, предмет, экономическое содержание, обязательства грузоотправителей и перевозчиков. Установлены специфические черты договора перевозки грузов внутренним водным транспортом, связанные с правами и обязанностями по доставке и вручению грузов получателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Договор перевозки грузов внутренним водным транспортом»

Припузова О.Н. ©

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического факультета ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им М.К. Аммосова»

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Аннотация

Рассмотрены договорные отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий водного транспорта, в частности, регулируемые договором перевозки грузов. Описана юридическая природа договора перевозки грузов в отличие от договора подряда: цель, сфера применения, предмет, экономическое содержание, обязательства грузоотправителей и перевозчиков. Установлены специфические черты договора перевозки грузов внутренним водным транспортом, связанные с правами и обязанностями по доставке и вручению грузов получателю.

Ключевые слова: договор перевозки грузов, грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель Keywords: the contract of carriage of cargo, the consignor, carrier, consignee

Отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий внутреннего водного транспорта, очень разнообразны. Они не ограничиваются только действиями, непосредственно направленными на перевозку грузов, пассажиров, багажа. Транспортные организации оказывают массу иных услуг, способствующих перевозке грузов: погрузочно-разгрузочные работы, очистка перевозочных средств, перевалка грузов, буксировка судов и др. Отсюда так много договоров, опосредующих указанную деятельность и находящих применение только в транспортной сфере1.

Кодекс ВВТ РФ значительно расширил сферу применения договорных отношений между участниками перевозочного процесса. Теперь грузоотправитель (грузополучатель) и перевозчик вправе заключать договоры на выполнение перевозчиком работ, которые он не обязан выполнять в соответствии с действующим транспортным законодательством, в том числе договор о погрузке или выгрузки груза (п. 6 ст. 73 КВВТ); договор на очистку судна (п. 3. ст. 81 КВВТ); договор на особые условия перевозок грузов (ст. 83 КВВТ) и др.. Все названные в Кодексе ВВТ РФ договоры, конечно же, отличаются друг от друга по самым различным признакам - правовому значению, субъективному составу, предмету вытекающих из них обязательств и другим, но объединяет их то, что все они, в конечном счете, предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов.

Ныне действующий Гражданский кодекс РФ и Кодекс ВВТ РФ дают четкое понятие договора перевозки грузов. Так, п. 1 ст. 785 ГК РФ договор перевозки грузов определяет как договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Кодекс ВВТ РФ (п. 1 ст. 67) дает несколько иное определение договора: «В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату». В аналогичном определении данного договора, данном в ст. 67 УВВТ СССР отсутствовали слова о том, что внутренний водный транспорт обязан доставить в пункт назначения вверенный ему груз, что по смыслу Гражданского кодекса РФ означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означало, что УВВТ СССР давал иное понятие договора перевозки груза по сравнению с предусмотренным Гражданским кодексом РФ. В настоящее время законодатель внес в определение договора перевозки груза признак реальности, тем самым исключил все основания для споров о природе данного договора.

Отношения, возникающие в процессе перевозки грузов, устанавливаются по поводу территориального перемещения товароматериальных ценностей (объектов перевозки) с помощью средств транспорта. Деятельность по перемещению (транспортировке) грузов и составляет предмет договора перевозки.

Транспортировка груза с экономической точки зрения представляет собой выполнение определенной работы, что сближает договор перевозки с договором подряда. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, которые в силу закона или по договору с клиентурой нередко

©© Припузова О.Н., 2013 г.

выполняет транспортная организация (п. 6 ст.73 КВВТ РФ), и вовсе позволяет говорить о наличии подрядных отношений в процессе перевозки. Поскольку контейнеры передаются грузоотправителю до начала транспортировки во владение и пользование (для загрузки в них груза), а суда в период транспортировки грузов фактически используются в интересах клиентуры, наблюдается сходство элементов отношений перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии функций, характерных для хранителя по договору хранения. Выдача внутренним водным транспортом груза грузополучателю по указанию грузоотправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования).

Сходство экономического содержания тех или иных отношений вовсе не обязательно влечет за собой тождества их юридического выражения и соответственно одинакового правового регулирования. То, что экономически представляет собой вообще работу, юридически выступает как производство работ или оказание услуг, а сами услуги могут носить как фактический, так и правовой, а также смешанный характер. Отсюда и разнообразие гражданско-правовых договоров, опосредствующих выполнение работ различных видов[1;2].

Различия в особенностях результатов деятельности, составляющей предмет договоров подряда и перевозки, предопределяют цели и сферу их применения. Договор подряда, имеющий своей целью создание каких-то новых ценностей, опосредствует отношения, возникающие в сфере производства (материального или интеллектуального). Договор же перевозки в силу специфики самого процесса транспортного производства, опосредует отношения, возникающие в сфере обращения, а его целью является доставка груза его получателю. Отсюда вторая особенность договора перевозки: он служит процессу обращения и является средством и правовой формой исполнения обязательств по передаче уже готовой продукции и товаров.

Таким образом, различие не только в характере экономических отношений, лежащих в основе договоров подряда и перевозки, но и в их целях не позволяет рассматривать договор перевозки груза как разновидность договора подряда. С другой стороны, договор подряда нельзя рассматривать в качестве составной части или одного из компонентов договора перевозки.

Кодекс ВВТ РФ возлагает на перевозчика обязанность обеспечить сохранность перевозимых грузов с момента принятия груза к перевозке и до его выдачи грузополучателю (п.1 ст. 117 КВВТ РФ). Следовательно, перевозчик отвечает за сохранность груза и тогда, когда он принят к перевозке (т.е. после заключения и оформления договора перевозки), но еще не погружен на внутренний водный транспорт, а находится на складах, хранилищах перевозчика, а также в течение 24 часов после прибытия в порт назначения без взимания специальной платы за хранение (п. 4 ст. 79 КВВТ РФ); по истечении указанного срока хранение осуществляется перевозчиком за плату. Однако необходимо различать хранение как одну из форм экономической деятельности по оказанию услуг от хранения в смысле технической операции, без чего не могут быть осуществлены многие виды хозяйственной деятельности. В первом случае отношения по хранению получают самостоятельное правовое значение - услуга хранителя выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении его другой стороне в надлежащем состоянии, во втором случае - не получают. Это имеет место в договоре перевозки, применительно к которому хранение грузов в процессе перевозки - это не хранение в экономическом и, следовательно, правовом отношении, а одно из условий выполнения перевозочной операции. Поэтому ответственность за несохранность перевозимых грузов является ответственностью не за исполнение (ненадлежащее исполнение) внутренним водным транспортом специального обязательства хранения, а за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке грузов внутренним водным транспортом.

Подводя итог сказанному, необходимо признать, что услуги по хранению груза с момента заключения договора перевозки и до истечения сроков бесплатного хранения не являются

самостоятельным гражданско-правовым обязательством, а охватываются содержанием договора

перевозки.

Обязательства, составляющие содержание договора перевозки, по своей экономической сущности настолько специфичны, что вызывают необходимость их специального правового

регулирования, существенно отличного от регулирования как отношений по выполнению работ, составляющих предмет договоров подряда, так и отношений по оказанию услуг, составляющих предмет договора хранения, поручения, комиссии и экспедиции.

:Глава 40 ныне действующего Гражданского кодекса РФ, в отличие от Основ гражданского законодательства 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г., содержит определения целого ряда договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа. Помимо

традиционных договоров перевозки грузов и пассажиров, в данной главе ГК РФ упоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: договоры фрахтования (чартер); договор об организации перевозок; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов) и др.

Литература

1. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.