Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ "ГРУЗА" КАК ПРЕДМЕТА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ "ГРУЗА" КАК ПРЕДМЕТА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА / ГРУЗ / УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ / ПЕРЕВОЗЧИК / CONTRACT FOR THE CARRIAGE OF GOODS / CARGO / CONDITIONS OF THE CONTRACT OF CARRIAGE / CONSIGNOR / CARRIER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тищенко Ирина Викторовна, Бурлова Юлия Александровна, Захарова Галина Серафимовна

Статья посвящена одному из существенных условий договора перевозки груза - предмету договора. В статье рассматривается особенности понятия «груза» в аспекте транспортного законодательства. Несмотря на то, что закон не вводит каких-либо ограничений относительно содержания грузов, нормы не содержат указания на форму предъявления его к перевозке. Также в статье проводится анализ понятий «грузов» в зависимости от видов транспорта. Поскольку транспортное законодательство не дает универсального определения «груза», автор предлагает его в следующем виде: «груз - это имущество, которое было принято в соответствии с установленными нормами и в отношении которого осуществляется перевозка по договору транспортной экспедиции или перевозки груза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE CONCEPT OF "CARGO" AS THE SUBJECT OF A CONTRACT OF CARRIAGE AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to one of the essential conditions of the contract for the carriage of goods - the subject of the contract. In the article examines the features of the concept of "cargo" in the aspect of transport legislation. Despite the fact that the law does not introduce any restrictions regarding the content of goods, the norms do not contain an indication of the form of presenting it for transportation. Also, the article analyzes the concepts of "cargo" depending on the types of transport. Since transport legislation does not provide a universal definition of "cargo", the author proposes it in the following form: "cargo is property that has been accepted in accordance with the established norms and in respect of which transportation is carried out under a freight forwarding or cargo transportation agreement."

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ "ГРУЗА" КАК ПРЕДМЕТА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

СКОГОРЕВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры организации следственной работы Волгоградской академии МВД РФ.

ЧХВИМИАНИ ЭДУАРД ЖЮЛЬЕНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Eduard-1981 @yandex).

SKOGOREVA, TATIANA F. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Organization of Investigative Work, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

CHKHVIMIANI, EDUARD ZH - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Eduard-1981 @ yandex)

УДК 347.763

ТИЩЕНКО И.В., ЗАХАРОВА Г.С., БУРЛОВА Ю.А. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ГРУЗА» КАК ПРЕДМЕТА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ключевые слова: договор перевозки груза, груз, условия договора перевозки, грузоотправитель, перевозчик

Статья посвящена одному из существенных условий договора перевозки груза - предмету договора. В статье рассматривается особенности понятия «груза» в аспекте транспортного законодательства. Несмотря на то, что закон не вводит каких-либо ограничений относительно содержания грузов, нормы не содержат указания на форму предъявления его к перевозке. Также в статье проводится анализ понятий «грузов» в зависимости от видов транспорта. Поскольку транспортное законодательство не дает универсального определения «груза», автор предлагает его в следующем виде: «груз - это имущество, которое было принято в соответствии с установленными нормами и в отношении которого осуществляется перевозка по договору транспортной экспедиции или перевозки груза».

TISCHENKO, I.V., BURLOVA, Y.A., ZAKHAROVA, G.S.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE CONCEPT OF "CARGO" AS THE SUBJECT OF A CONTRACT OF CARRIAGE AT THE PRESENT STAGE

Keywords: contract for the carriage of goods, cargo, conditions of the contract of carriage, consignor, carrier.

The article is devoted to one of the essential conditions of the contract for the carriage of goods - the subject of the contract. In the article examines the features of the concept of "cargo" in the aspect of transport legislation. Despite the fact that the law does not introduce any restrictions regarding the content of goods, the norms do not contain an indication of the form of presenting it for transportation. Also, the article analyzes the concepts of "cargo" depending on the types of transport. Since transport legislation does not provide a universal definition of "cargo", the author proposes it in the following form: "cargo is property that has been accepted in accordance with the established norms and in respect of which transportation is carried out under a freight forwarding or cargo transportation agreement."

В современном гражданском законодательстве договором перевозки груза является достигнутое соглашение между сторонами, одна из которых именуется грузоотправителем, а другая - перевозчиком. На основании данного документа, последний доставляет груз в указанные в соглашении место и сроки, а грузоотправителем, в свою очередь, груз должен быть предъявлен к погрузке и совершена оплата услуг по его транспортированию. Форма договора перевозки может быть выражена в совместно подписанном документе; безусловном акцепте по твердой оферте; конклюдентных действиях одного из участников соглашения.

Значительное число норм, регулирующих отношения между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, содержится в правилах, принятых в развитие соответствующего транспортного устава или кодекса. Плановая эволюция транспортных процессов обусловила появление в транспортном законодательстве преимущественно норм императивного характера, что сказывается на возможности регулирования перевозочных отношений соглашением применительно к каждой конкретной ситуации. Несмотря на то, что рассматриваемые правоотношения регламентируются гражданско-правовыми нормами, элементы публичного договора указывают на невозможность установления некоторых условий договора перевозки путем достижения соглашения.

Так, ч. 2 п. 2 ст. 784 ГК РФ закрепляет, что сторонами должны соблюдаться все те обязательные требования, которые установлены: а) Гражданским кодексом; б) транспортными уставами и кодексами, а также иными федеральными законами в сфере транспортных отношений; в) издаваемыми в соответствии с ними правилами. Каждый вид транспорта предусматривает свои требования для осуществления перевозок. Более того, законодательством не устанавливаются юрисдикционные органы, которые бы систематизировано осуществляли регулирование перевозок груза на всех видах транспорта.

К существенным условиям договора перевозки груза можно отнести:

1) предмет договора; 2) период осуществления перевозки; 4) пункты отправления и назначения; 5) цену договора; 6) данные о грузоотправителе и грузополучателе; 7) условия иного характера.

В предмет договора перевозки грузов могут быть включены:

1) Название и данные груза, его вес, объем, количество мест тарных и штучных грузов, отдельные свойства груза, влияющие на способ его перевозки, отгрузки и выгрузки. Грузы должны быть предъявлены к перевозке с соблюдением требований ГОСТов (контейнеры, тара, упаковка), а если ГОСТы в отношении того или иного вида не предусмотрены, то в той форме, которая может сохранить груз на протяжении всего срока его перевозки. Если груз предъявлен в состоянии, непригодном для перевозки, перевозчик может отказаться от исполнения обязательств по перевозке;

2) Особенности осуществления перевозки: скорость движения, расстояние до пункта назначения, сроки перевозки, в течении которых груз должен быть доставлен и передан грузополучателю.

Статья 785 ГК РФ устанавливает обязанность перевозчика по договору перевозки груза доставить вверенный ему отправителем груз до пункта назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а также обязанность отправителя провести оговоренную оплату за перевозочные услуги. Одним из исследователей в этой области М.А. Соловьевым было отмечено, что определенный объем действий перевозчика, который направлен на принятие груза, его перевозку и отгрузку может быть указан в качестве предмета договора перевозки [1].

В процессе анализа современного комплекса нормативных правовых актов в области перевозок возникают определенные трудности с определением понятия «груз».

Принимая во внимание, что Правила транспортно-экспедиторской деятельности закрепляют понятие «груза», сюда можно включить любое имущество, в отношении которого экспедитором осуществляется организация перевозки на основании договора транспортной экспедиции [2]. Такое определение наиболее четко отражает специфику понятия применительно к институту транспортной экспедиции. Оно не вводит ограничений относительно перечня объектов материального мира, которые могут рассматриваться в качестве «груза». Но из самого определения не совсем понятны основания и формы передачи имущества от грузоотправителя к экспедитору. Очевидно, что данный факт влечет возникновение неопределенности касаемо законного нахождения указанной имущественной массы у лица, не являющегося его владельцем, потому как договор транспортной экспедиции может и не устанавливать безоговорочных требований по принятию груза для перевозки и последующей его передачи грузополучателю.

Иное определение данного понятия можно отыскать в Уставе автомобильного транспорта, где в качестве «груза» рассматривается «материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке» [2]. Такое определение не связано с договором транспортной экспедиции, не закрепляет какие-либо ограничения на предмет составляющих груза. В определенном смысле, оно аналогично понятию, данному в Правилах транспортно-экспедиторской деятельности. Несмотря на это, разница здесь имеется. Она заключается в установлении вышеуказанным нормативным правовым актом обязательной формальной процедуры по принятию груза. Тем самым устанавливаются и конкретные правовые основания владения экспедитора над грузом.

Следует отметить, что в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом закреплено определение, похожее по смыслу с предыдущими. «Грузовое место» - это материальный объект, который был принят для осуществления его перевозки [3]. Исходя из анализа данного определения, можно говорить, что оно является более широким и менее содержательным, потому как в нем отсутствует привязка к формальной процедуре принятия груза к перевозке, как в определении из Устава автомобильного транспорта.

Таким образом, можно сказать, что в российской системе права сложилась ситуация, при которой два различных между собой термина имеют одно и тоже в сущности определение.

Следует сказать, что Уставом железнодорожного транспорта также закреплено понятие «груз». Под грузом в нем рассматривают «объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах».

Понятие «груз» существует и в других нормативных правовых актах Российской Федерации. Среди них: Кодекс внутреннего водного транспорта РФ [4], Кодекс торгового мореплавания РФ [5], Воздушный кодекс РФ [6], которые рассматривают это понятие в общем смысле. Хотя все указанные нормативные правовые акты не дают определения «груза», они имеют отсылочный характер относительно других актов, где оно содержится. Однако прямую ссылку все-таки обнаружить весьма проблематично.

Исходя из приведенного анализа понятия «груз», на наш взгляд, это всегда имущество, которое было принято в соответствии с установленными нормами и в отношении которого осуществляется перевозка либо по договору транспортной экспедиции, либо по договору перевозки груза. Представляется, что в данном определении более четко отражены необходимые стороны определения «груз», а именно: 1) все виды имущества (материальные объекты); 2) принятые по установленной форме; 3) в отношении чего происходит организация перевозки.

Грузы могут быть классифицированы по принадлежности к определенной хозяйственной отрасли. В качестве грузов могут быть приняты к перевозке сырье, изготовленная продукция, нефтепродукты, химические средства бытового назначения, техника различного вида, скоропортящиеся и опасные грузы и т.д.

В процессе прямого смешанного сообщения перевозок грузов, соперевозчикам необходимо осуществить передачу вверенного груза в сроки, установленные договором. Прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение закрепляет в правилах перевозки грузов обязательное наличие передаточных ведомостей, на основании которых происходит передача груза в пунктах перевалки. Передаточная ведомость представляет собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки: время предъявления к передаче каждой партии груза, последовательное начисление причитающихся водному и железнодорожному транспорту сборов и платежей, время фактического приема груза принимающей стороной.

Факт передачи груза одной стороны, которая сдает груз, подтверждается передаточной ведомостью для принимающей стороны. На каждом экземпляре передаточной ведомости каждая из сторон стороны проставляет штемпели с календарной датой дня, когда они были предъявлены. Также передаточная ведомость является документом, на основании которого каждый последующий соперевозчик, поставив свою подпись, заключает договор перевозки с грузоотправителем и предыдущим соперевозчиком, чем приобретает обязанности по дальнейшей доставке груза в пункт назначения грузополучателю. Передаточная ведомость содержит краткую характеристику о самом грузе. Таким образом, железная дорога пломбирует вагоны, которые не были ею загружены, и с этого момента несет ответственность за несохранность груза перед грузополучателем. В подобной ситуации происходит и перевалка грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, где перевалочные работы производятся железной дорогой. Но такой порядок пломбирования грузов входит в противоречие с положением, когда подобные обязанности по пломбированию транспортных средств возлагаются на того, кто должен совершать их загрузку. Действующий порядок способствует возложению ответственности за фактически неисправную перевозку на железные дороги даже при отсутствии вины [7].

Следует отметить, что все проблемы, связанные с сохранностью грузов, которые возникают при перевалке грузов с водного транспорта на железнодорожный или автомобильный, исчезают в случаях, когда груз следует в контейнерах. Особенностью перевалки грузов в контейнерах с водного транспорта на железнодорожный или автомобильный является то обстоятельство, что контейнеры с грузом сдаются портам и принимаются от них железной дорогой или автомобильным транспортом без перевески, по внешнему осмотру состояния контейнеров и пломб.

Нормы действующего гражданского законодательства в сфере перевозки груза возлагают на перевозчика обязанность по перемещению груза в пункт, указанный в транспортной накладной или коносаменте в качестве места назначения. В качестве такового могут быть указаны станции на железной дороге, аэропорты, морские и речные порты и др.) [8]. Для того, чтобы выполнить свои обязательства по договору, перевозчик должен подать соответствующее транспортное средство для погрузки вверенного груза и последующей доставки его в пункт назначения. В зависимости от характера договора, условие о подаче транспортного средства может составлять отдельный предмет в соглашении (реальный договор) или же выступать в качестве обязательного

условия уже входящего в этот договор с указанием сроков подачи транспорта (консенсуальный договор).

Также распространенным условием является приемка груза (его выгрузка) и его вывоз. Основываясь на п. 2 ст. 111 BK РФ, п. 3 ст. 79 КВВТ РФ и п. 1 ст. 15 УАТ РФ, выполнение данного условия возлагается на грузополучателя. Порядок выдачи устанавливается в правилах перевозок грузов или в соглашении между сторонами.

Таким образом, в нормах законодательства, которое регулирует правоотношения, возникающие из перевозки грузов, существует достаточно много неточностей. Это приводит к неопределенностям в основании, в условиях и особенностях различных видов договоров перевозки грузов. На наш взгляд, требуется законодательное закрепление структуры договора перевозки грузов, правоотношений между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, что позволит конкретизировать отношения, связанные с перевозкой грузов.

Поскольку транспортное законодательство не дает универсального определения «груза», по нашему мнению, такое определение может быть отнесено к различным видам транспорта: «груз - это имущество, которое было принято в соответствии с установленными нормами и в отношении которого осуществляется перевозка по договору транспортной экспедиции или перевозки груза».

Литература и источники

1. Соловьева М.А. К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 2. С. 97-99.

2. Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 // СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3890.

3. Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (ред. от 22.12.2016) // СЗ РФ. 2006. 2011. № 17. Ст. 2407.

4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ.1997. № 12. Ст. 1383.

7. Егиазаров В.А. Транспортное право [Электронный ресурс] _http://www.pravoznavec.com

8. Транспортное право: Учебник [Электронный ресурс] // Режим доступа http://thelib.ru/books/v_a_egiazarov/transportnoe _pravo-read-14.html /

References and Sources

1. Solov'eva M.A. K voprosu o sootnoshenii transportnyh dogovorov i transportnoj logistiki // Biznes, menedzhment i pravo. 2014. № 2. S. 97-99.

2. Ob utverzhdenii Pravil transportno-ekspedicionnoj deyatel'nosti: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 sentyabrya 2006 g. № 554 // SZ RF. 2006. № 37. St. 3890.

3. Ob utverzhdenii Pravil perevozok gruzov avtomobil'nym transportera: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2011 g. № 272 (red. ot 22.12.2016) // SZ RF. 2006. 2011. № 17. St. 2407.

4. Kodeks vnutrennego vodnogo transporta Rossijskoj Federacii ot 7 marta 2001 g. № 24-FZ (red. ot 03.07.2016) // SZ RF. 2001. № 11. Ct. 1001.

5. Kodeks torgovogo moreplavaniya Rossijskoj Federacii ot 30 aprelya 1999 g. № 81-FZ (red. ot 07.02.2017) // SZ RF. 1999. № 18. St. 2207.

6. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19 marta 1997 g. № 60-FZ (red. ot 06.07.2016) // SZ RF.1997. № 12. St. 1383.

7. Egiazarov V.A. Transportnoe pravo [Elektronnyj resurs] http://www.pravoznavec.com

8. Transportnoe pravo: Uchebnik [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa http://thelib.ru/books/v_a_egiazarov/transportnoe_pravo-read-14.html /

ТИЩЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.

БУРЛОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России. ЗАХАРОВА ГАЛИНА СЕРАФИМОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России.

TISCHENKO, IRINA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of State and Legal Sciences, Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin (tishhenkirina@ya.ru). BURLOVA, YULIA A. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer, Department of State and Legal Sciences State and Civil Law Disciplines, Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia (yulia.burlova@yandex.ru). ZAKHAROVA, GALINA S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of State and Legal Sciences State and Civil Law Disciplines, Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia.

УДК 347.1

ВИЛЬДАНОВА М.М.

О СОЗДАНИИ И ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Ключевые слова: внутренний контроль, система управления рисками, внутренний аудит, корпоративный контроль, инсайдерская информация, финансовые рынки, манипулирование рынком

Предметом рассмотрения настоящей статьи является анализ особенностей создания и эволюции института внутреннего контроля в России. В работе исследуются системы внутреннего контроля, исходя из отраслевого принципа регулирования, в частности, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.