Научная статья на тему 'Специфические особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении'

Специфические особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1772
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
перевозка груза в прямом смешанном сообщении / расчеты / договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении / соперевозчик / груз / грузоотправитель / грузополучатель / ответствен-ность соперевозчиков / shipping in direct mixed traffic / calculations / contract of carriage of cargo in direct mixed transport / co-carrier / cargo / consignor / consignee / liability of co-carriers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попанова Аниса Асламбековна

В настоящей статье автором предпринята попытка анализа особенностей перевозки груза в пря-мом смешанном сообщении, характерных особенностей данного договора, законодательных аспектов ре-гулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF CARGO TRANSPORTATION IN DIRECT MIXED MESSAGE

In this article, the author attempts to analyze the features of the carriage of goods in direct mixed traffic, the characteristic features of this contract, the legislative aspects of regulation

Текст научной работы на тему «Специфические особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#27Ш,2©1]9 / PHILOLOGICAL SCIENCES

189

УДК 347.4

Попанова Аниса Асламбековна Чеченский Государственный Университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11069 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ

СООБЩЕНИИ

Popanova Anisa Aslambekovna

Chechen State University

SPECIFIC FEATURES OF CARGO TRANSPORTATION IN DIRECT MIXED MESSAGE

Аннотация

В настоящей статье автором предпринята попытка анализа особенностей перевозки груза в прямом смешанном сообщении, характерных особенностей данного договора, законодательных аспектов регулирования

Abstract

In this article, the author attempts to analyze the features of the carriage of goods in direct mixed traffic, the characteristic features of this contract, the legislative aspects of regulation

Ключевые слова: перевозка груза в прямом смешанном сообщении, расчеты, договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, соперевозчик, груз, грузоотправитель, грузополучатель, ответственность соперевозчиков

Key words: shipping in direct mixed traffic, calculations, contract of carriage of cargo in direct mixed transport, co-carrier, cargo, consignor, consignee, liability of co-carriers

Под перевозкой груза в прямом смешанном сообщении понимается перевозка, осуществляемая по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.

Основная особенность такой перевозки состоит в том, что в процессе перемещения грузов и доставки их в пункт назначения участвует несколько перевозчиков (не менее двух), прикрепленных к различным видам транспорта.

Доставка грузов с помощью прямого смешанного сообщения задействует более двух транспортных организаций различных видов транспорта. Перевозка груза может осуществляться сначала автомобильным, затем морским, потом воздушным и железнодорожным транспортом или другими наиболее выгодными комбинациями этих видов транспорта. Грузоотправителю не нужно заключать отдельные соглашения с каждым участником грузоперевозки. Достаточно лишь оформить договор [1, С 123].

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении выступает в качестве самостоятельного гражданско-правового транспортного договора, по которому перевозчики, осуществляют доставку вверенного им груза на нескольких видах транспорта, из одной точки в другую и получают за это соответствующую плату. Заключение договора подтверждается составлением единой транспортной накладной, который сопровождает груз на всем пути следования и выдается грузополучателю вместе с грузом. Главным ее условием считается оформление на товары единого документа. В некоторых источниках добавляется необходимость наличия одного ответственного лица и оплаты по единой тарифной ставке. Прямая смешанная перевозка считается оптимальным вариантом доставки с использованием нескольких типов транспорта. В

случае пересечения хотя бы одной государственной границы перевозка считается международной [2, С 214].

Практически никогда не получается доставить груз каким-либо одним видом транспорта. Исключение составляют автоперевозки, в этом случае на автомобиль можно загрузить купленный товар, и, спустя некоторое время, он будет доставлен по месту назначения. Однако часто такой вид перевозок нерентабелен; проще и дешевле доставить груз сначала на консолидирующий склад на автомашине, там работники склада сгруппируют товары согласно географическому месту назначения. После этого груз отправляется морем или по железной дороге.

Это и есть классическая схема смешанных грузоперевозок, когда доставка производится не одним, а несколькими видами транспорта. Такой подход позволяет уменьшить себестоимость перевозок, ведь в данном случае затраты делятся на всех владельцев груза в зависимости от веса, расстояния и других факторов. Именно в снижении накладных расходов и заинтересован предприниматель.

Перевозка, которая производится по единому перевозочному документу, одной логистической компанией и, как минимум, двумя видами транспорта носит название прямой смешанной перевозки. Если при этом пересекается граница, то такая перевозка называется международной, например, доставка из Германии в Москву. В этом случае пересекаются две границы: Евросоюза и Республики Беларусь, а затем белорусско-российская.

Для того чтобы груз при транспортировке не повредился, он, как правило, упаковывается в контейнеры, так как при смене транспортного средства существует риск порчи. Обычно товары, закуплен-

190

РН1ШШ01САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 /

ные предпринимателями, вначале свозятся на автотранспорте на склад, где из них формируются сборные грузоперевозки, подлежащие отправке на более экономичном виде транспорта. Разумеется, этим не будет обременять себя сам коммерсант, для этого существуют компании, занимающиеся перевозками и имеющие в своем штате логистов, грузчиков, юристов. Их задача — быстро доставить груз по месту назначения с минимальным количеством задержек на промежуточных складах, идеальным вариантом будет погрузка с одного вида транспорта на другой «с колес» [3, С. 321].

При смешанных перевозках не стоит пренебрегать страховкой груза, однако здесь страхующегося может поджидать неприятный сюрприз, страховые компании зачастую повышают процентную ставку по причине больших рисков. К тому же иногда приходится прибегать к услугам не одного, а нескольких перевозчиков, а для страховщиков это является причиной введения повышающих коэффициентов. И здесь с ними можно согласиться, так как риск повреждения или утраты груза существует.

Правоотношения по перевозке груза в прямом смешанном сообщении регулируются различными видами договоров

Субъектный состав договора смешанной перевозки характеризуется отличительным признаком по сравнению с субъектным составом обычного договора. В качестве указанного признака выступает участие минимум двух перевозчиков, представляющих разные вида транспорта, в договоре смешанной перевозки. Таким образом, особенность, заключающаяся в субъектном составе ведет к значительному усложнению рассматриваемых правоотношений [4, С. 24]. Сложившиеся гражданско-правовые правоотношения между указанными субъектами сопровождаются возникновением иных дополнительных отношений между соперевозчи-ками. Помимо этого, у грузоотправителя и грузополучателя устанавливаются отношения не только с первым перевозчиком, но и со вторым и последующими.

Исходя из анализа субъектного состава договора смешанной перевозки, следует отметить его сложный состав, который на практике порождает некоторые проблемы, связанные с неоднозначной нормативной базой, в процессе реализации рассматриваемых договорных правоотношений.

Вид прямых смешанных перевозок зависит от количества и видов транспортных организаций, задействованных в перевозке груза: железнодо-

рожно-воздушные, железнодорожно--водные, же-лезнодорожно -автомобильные; воздушно -железно -дорожно-автомобильные, воздушно-железнодо-рожно-водные и т.д.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе прямых смешанных перевозок, гарантируется статьей 788 ГК РФ, а также кодексами и правилами транспортных уставов (Кодекс внутреннего водного транспорта, ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», ФЗ «Устав автомобильного транспорта», Воздушный кодекс РФ). Согласно этим нормативным документам после заключения договора, комплектации и отправки груза накладная должна следовать вместе с грузом на протяжении всего пути. Транспортная организация, завершившая свой этап перевозки, осуществляет передачу груза, что подтверждается передаточным актом. Главным принципом при передаче груза является то, что обязанности по проверке сохранности груза теперь возлагаются на принимающую сторону. До передачи в передаточном пункте ответственность за нарушение сохранности груза лежит на сдающей груз стороне, после передачи -на принявшей стороне. При потере или повреждении груза ответственность возлагается на перевозчика соответствующего вида транспорта.

В пунктах перевалки для ускорения процесса передачи груза между транспортными организациями-участниками предусмотрено заключение договоров на централизованный завоз-вывоз грузов и оформление узловых соглашений. В них закрепляются порядок и условия действий, необходимых для эффективной перевозки груза с учетом особенностей груза. Принимающая сторона должна проверить вес, исправность упаковки и тары груза, контейнеров и транспортных средств [5, С. 49].

Список литературы

1. Морозов С. Ю., Договоры, регулирующие перевозки в прямом смешанном сообщении, М.: Юрист. 2015. С.123.

2. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник для вузов. - М., Юстицинформ. 2016. С. 214.

3. Витрянский В. В. Договор перевозки. - М.: Статут, 2016. С. 321.

4. Гречуха В. Н. Договоры перевозки. Виды ответственности при перевозках грузов и пассажиров. - М.: СГА, 2015. С. 24.

5. Ерпылева Н. Ю., Гетьман-Павлова И. В. Правовое регулирование международных смешанных комбинированных перевозок // Транспортное право. 2014. № 4. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.